Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ ОДНОКЛАССНИКОВ'

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ ОДНОКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / социально-психологическая адаптация / младшие школьники / коллектив / одноклассники / школа / analysis / socio-psychological adaptation / younger pupils / collective / classmates / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.М. Миназова, З.Н. Алибекова, С.А. Алиева

Данная статья посвящена рассмотрению анализа процесса социально-психологической адаптации младших школьников в коллективе одноклассников. Авторами проведен анализ литературы, который показал, что проблема успешности социально-психологической адаптации в современных условиях обучения в начального школе не получила пока достаточного отражения. Социально-психологическая адаптация младших школьников представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, в ходе которого ученик осознает и принимает требования школы, предъявляемые к поведению на уроках, к общению и взаимодействию с одноклассниками и педагогом, начинает выстраивать свои отношения в соответствии с данными требованиями. Рассмотрены социальные мотивы, которыми руководствуются первоклассники, раскрывающие критерий мотивационной направленности на общение и взаимодействие с одноклассниками и педагогом. На основании проведенного анализа авторы пришли к выводу, что в процессе формирования межличностных взаимоотношений дети проявляют ценимые одноклассниками личностные качества и получают высокий социальный статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE TEAM OF CLASSMATES

The article presents an analysis of the process of socio-psychological adaptation of junior schoolchildren in the team of classmates. The authors have analyzed the literature, which shows that the problem of successful socio-psychological adaptation in modern conditions of learning in the primary school has not yet been sufficiently reflected. The socio-psychological adaptation of younger schoolchildren is a difficult and long enough process during which the pupil realizes and accepts the requirements of school to the behavior on lessons, to dialogue and interaction with classmates and the teacher, starts to build the relations according to these requirements. The social motives which first graders have for communication and interaction with classmates and teacher are considered. On the basis of the carried out analysis the authors come to a conclusion, that in the process of formation of interpersonal relations children show the personal qualities appreciated by classmates and get a high social status.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ ОДНОКЛАССНИКОВ»

References

1. Anan'ev B.G. Osobennosti vospriyatiya prostranstva u detej: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1964.

2. Beloshistaya A.V. Pochemu shkol'nikam tak trudno daetsya geometriya. Matematika v shkole. 1999; № 6: 21-24.

3. Gusev V.A., Orlov V.V., Panchischina V.A. Metodika obucheniya geometrii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Prosveschenie, 2012.

4. Kirilenko S.E. Prostranstvennoe myshlenie, kak slozhnyj psihicheskij process. Instrumenty sovremennoj nauchnoj deyatel'nosti: sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: Sokrat, 2017; № 18: 17- 21.

5. Sutyagina V.I. Funkcii geometrii v nachal'nom obuchenii matematiki. Nachal'naya shkola. 2002; № 11: 31-36.

6. Tihomirova L.F. Razvitie intellektual'nyh sposobnostejshkol'nika. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2006.

7. Yakimanskaya I.S. Princip aktivnosti v pedagogicheskoj psihologii. Voprosypsihologii. 1989; № 6: 5-13.

Статья поступила в редакцию 01.04.23

УДК 37.032

Minazova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Alibekova Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Technology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: zaira1606@yandex.ru

Alieva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director of Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: sacita.alieva@mail.ru

ANALYSIS OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE TEAM OF CLASSMATES. The article presents an analysis of the process of socio-psychological adaptation of junior schoolchildren in the team of classmates. The authors have analyzed the literature, which shows that the problem of successful socio-psychological adaptation in modern conditions of learning in the primary school has not yet been sufficiently reflected. The so-cio-psychological adaptation of younger schoolchildren is a difficult and long enough process during which the pupil realizes and accepts the requirements of school to the behavior on lessons, to dialogue and interaction with classmates and the teacher, starts to build the relations according to these requirements. The social motives which first graders have for communication and interaction with classmates and teacher are considered. On the basis of the carried out analysis the authors come to a conclusion, that in the process of formation of interpersonal relations children show the personal qualities appreciated by classmates and get a high social status. Key words: analysis, socio-psychological adaptation, younger pupils, collective, classmates, school

З.М. Миназова, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: veneraminazova@mail.ru

З.Н. Алибекова, канд. пед. наук, ст. преп. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: zaira1606@yandex.ru

С.А. Алиева, канд. пед. наук, доц., директор института педагогики, психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: sacita.alieva@mail.ru

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ ОДНОКЛАССНИКОВ

Данная статья посвящена рассмотрению анализа процесса социально-психологической адаптации младших школьников в коллективе одноклассников. Авторами проведен анализ литературы, который показал, что проблема успешности социально-психологической адаптации в современных условиях обучения в начального школе не получила пока достаточного отражения. Социально-психологическая адаптация младших школьников представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, в ходе которого ученик осознает и принимает требования школы, предъявляемые к поведению на уроках, к общению и взаимодействию с одноклассниками и педагогом, начинает выстраивать свои отношения в соответствии с данными требованиями. Рассмотрены социальные мотивы, которыми руководствуются первоклассники, раскрывающие критерий мотивационной направленности на общение и взаимодействие с одноклассниками и педагогом. На основании проведенного анализа авторы пришли к выводу, что в процессе формирования межличностных взаимоотношений дети проявляют ценимые одноклассниками личностные качества и получают высокий социальный статус.

Ключевые слова: анализ, социально-психологическая адаптация, младшие школьники, коллектив, одноклассники, школа

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что социально-психологическая адаптация младших школьников становится все более актуальной проблемой в связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. ФГОС НОО является документом, отражающим требования современного общества к образовательной программе как средству всестороннего развития и успешной социализации учащихся [1-5].

Значимым результатом освоения учащимися основной образовательной программы по ФГОС НОО выступает «овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире» [6 с. 5], что подчеркивает необходимость создания для младших школьников условий оптимальной адаптации к школе уже с первых дней обучения.

Современная психология выделяет в адаптации к требованиям школы социальную адаптацию как новую для ребенка социальную среду и принятие роли ученика; адаптацию к учебной деятельности, направленную на овладение универсальными учебными действиями; а также социально-психологическую адаптацию, включающую вхождение в учебную группу, налаживание взаимоотношений с одноклассниками, приобретение определенного статуса в классе как малой группе.

Цель данной статьи заключается в рассмотрении процесса социально-психологической адаптации младших школьников в коллективе одноклассников.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом: проанализировать понятие «социально-психологическая адаптация» младших школьников в коллективе одноклассников.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (наблюдение за школьниками).

Научная новизна статьи определяется изучением понятия «социально-психологическая адаптация» младших школьников в коллективе одноклассников.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении педагогического знания о процессе социально-психологической адаптации младших школьников в коллективе одноклассников.

Практическая значимость представлена через проведенный анализ процесса социально-психологической адаптации младших школьников в коллективе одноклассников.

Тревогу родителей и педагогов-психологов по поводу социально-психологической адаптации вызывает постоянно нарастающая численность младших школьников, испытывающих сложности в налаживании межличностных отношений с другими учениками класса и возникновении напряженных отношений с учителем.

Современная наука накопила обширный материал о видах социально-психологической адаптации, её механизмах и закономерностях, о взаимосвязи возраста и особенностях социально-психологического адаптационного процесса. Каждое психологическое направление внесло свой вклад в разработку проблем социально-психологической адаптации.

В необихевиористском подходе адаптация в целом рассматривается и как состояние, и как процесс. Состояние адаптации достигается в результате уравновешивания потребностей индивида с требованиями среды. Средствами дости-

жения состояния равновесия выступают ответные реакции, действия индивида, соответствующие требованиям среды и удовлетворяющие его потребности.

В рамках психоаналитического направления концепцию общего адаптивного синдрома разрабатывал Г Селье [4, с. 24], согласно которой адаптация личности является результатом актуализации состояния тревоги, вызванного конфликтом между потребностями личности и ограничивающими их требованиями социальной среды. Автор выделяет три стадии протекания адаптивного синдрома:

- на первой стадии развития стресса происходит мобилизация адаптивных возможностей организма, что «выражается в активации коры головного мозга, дыхания, сердечной деятельности, повышения мышечного тонуса». Всё это обеспечивает усиление как физической, так и умственной работоспособности;

- вторая стадия адаптации называется «стадией резистентности». Она наступает в случае, если факторы, вызвавшие состояние тревоги, не преодолеваются. Тогда организм начинает сбалансировано расходовать адаптационные ресурсы. Уровень сопротивляемости организма значительно повышается. Но если фактор, вызвавший состояние тревоги, не преодолевается, то наступает истощение ресурсов организма;

- третья стадия адаптации - «стадия истощения» - свидетельствует о том, что человек нуждается в помощи, не может самостоятельно преодолеть отрицательное влияние социальной среды.

Адаптированность личности в концепции Г. Селье [4, с. 25] определяется отсутствием тревоги, положительным эмоциональным самочувствием. Проявления тревоги характеризуют неадаптированность личности к условиям социальной среды.

Изучению влияния аспектов семейного воспитания (как фактора микросреды) на развитие креативности и интеллекта посвящено исследование Т.Н. Тихомировой. Опираясь на результаты масштабного эмпирического исследования детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, автор делает следующие выводы:

- на развитие креативности школьников существенное влияние оказывают такие аспекты семейного воспитания, как эмоциональные отношения, способы взаимодействия членов семьи;

- на развитие интеллекта в большей степени влияют такие аспекты воспитания, как «наличие требований к ребенку, участие ребенка в семейных делах, удовлетворение его потребностей и ожиданий»;

- «развитие креативности в большей степени зависит от влияния фактора семейного воспитания, чем развитие интеллекта» [5, с. 23].

Процесс социально-психологической адаптации личности в малой группе сопряжен также с решением различных проблемных ситуаций, которые возникают при налаживании взаимодействия с членами новой малой группы. Если проблемная ситуация воспринимается личностью как непреодолимая, то у неё возникает состояние фрустрации. Н.Д. Левитов определил состояние фрустрации, как эмоциональное переживание и поведение человека, которое вызвано «объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемым) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи» [1, с. 120].

А.А. Налчаджян [2, с. 52] выделил четыре основных стратегии, в каждой из которых личность использует те или иные защитные механизмы:

1. Стратегия активного изменения ситуации, или «наступательная» адаптивная стратегия. Выбор данной стратегии обусловлен тем, что активность личности направлена на удовлетворение своих потребностей, реализацию намерений.

2. Стратегия ухода (бегства) из проблемной ситуации. Активность личности здесь направлена на поиск новых ситуаций, более благоприятных для обеспечения безопасности и реализации собственных намерений. Чаще всего в проблемных фрустрирующих ситуациях можно наблюдать три способа реализации данной стратегии: физический уход из фрустрирующей ситуации; психологический уход или отчуждение от ситуации.

Если личность выбирает стратегию психологического отчуждения от ситуации, то она осуществляется с помощью механизмов подавления и вытеснения, а также используется механизм проекции.

3. Стратегия психологического приспособления чаще всего вызывается переживанием внутреннего конфликта и диссонанса. В данной стратегии личностью используются те адаптивные механизмы, которые прекращают или устраняют дезадаптацию.

4. Стратегия предварительной адаптации к прогнозируемым проблемным ситуациям основана на способности личности предвидеть будущие стрессовые или фрустрирующие ситуации. Предварительная адаптация к ним уменьшает вероятность переживания фрустрации, хотя ограничивает количество и разнообразие ситуаций, в которых личность могла бы участвовать.

К подструктурам «Я-концепции», наиболее влияющим на процесс социально-психологической адаптации А.А. Налчаджян относит телесный, актуальный и репрезентативный «Я-образы».

Так, сформировавшийся в подростковом возрасте телесный «Я-образ» определенным образом обеспечивает адаптацию личности к условиям социальной среды. Ссылаясь на работу И.С. Кона «Открытие Я», А.А. Налчаджян отмечает, что раннее физическое развитие (акселерация) способствует формированию благоприятного телесного «Я-образа», повышает престиж среди сверстников,

активизирует общительность, самоконтроль поведения. Ретардация (задержка физического развития) порождает такие компенсаторные механизмы адаптации, как повышенная эмоциональность, развитое воображение, инфантильное поведение, агрессивность.

Актуальный «Я-образ» личности, т. е. представление о себе в данный период жизни, раскрывается в уровне самооценки личности и детерминирует направленность её активности, выбор ближайших целей и уровень притязаний. В ситуациях социально-психологической адаптации личность, обладающая высокой самооценкой, чаще всего склонна использовать механизмы инновационной, творческой адаптации. И наоборот, низкая самооценка проявляется в склонности личности использовать механизмы конформистской адаптации.

Репрезентируемый «Я-образ» является ситуативно устойчивым, может многократно воспроизводиться в повторяющихся ситуациях при исполнении соответствующих ролей. Но если репрезентируемый «Я-образ» воспроизводит очень много элементов идеального «Я-образа» без учета особенностей данной реальной ситуации социального взаимодействия, то такой «Я-образ» личности дискредитируется, становится в значительной мере фальшивым, не подтверждается другими участниками социального взаимодействия, вызывает состояние фрустрации.

Социально-психологическая адаптация, являясь неотъемлемым этапом вхождения младшего школьника в новую социальную ситуацию развития, несет в себе как положительные моменты активизации процесса развития, так и отрицательные угрозы обострения негативных личностных особенностей. Особенности протекания социально-психологической адаптации ярко проявляются в налаживании межличностных взаимоотношений, приобретении определенного социального статуса младшим школьником в коллективе одноклассников.

Социально-психологическая адаптация младших школьников представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, в ходе которого ученик осознает и принимает требования школы, предъявляемые к поведению на уроках, к общению и взаимодействию с одноклассниками и педагогом, начинает выстраивать свои отношения в соответствии с данными требованиями.

В соответствии со стратометрической концепцией интрагрупповой активности в коллективе А.В. Петровского [3, с. 16] специфические характеристики взаимоотношений учеников можно соотнести с различными слоями (стратами) структуры класса как малой группы. В первом поверхностном слое фиксируются непосредственные эмоциональные контакты принятия или непринятия учениками друг друга.

Здесь межличностные взаимоотношения учеников не включены в учебную деятельность. Во втором слое фиксируются собственно межличностные отношения, которые порождаются совместной учебной деятельностью, опосредуются данной деятельностью и в ней проявляются. Межличностные взаимоотношения учеников возникают по поводу деловых отношений. Третий «ядерный» слой групповой структуры фиксирует отношения каждого ученика к общей для всех учебной деятельности. Данный слой раскрывает единство целей и ценностных ориентаций учеников.

В концепции А.В. Петровского налаживание межличностных взаимоотношений выступает существенным показателем социально-психологической адаптации ученика в группе одноклассников.

Личностные отношения подразделяются на «фоновые (отношения взаимной доброжелательности, взаимного уважения, интереса, заботливости) и избирательные (симпатия, товарищество, дружба)».

Наиболее ярко предпочтения младших школьников в межличностных взаимоотношениях проявляются в избирательном общении, в желании выполнять учебные задания или поручения педагога с определенными одноклассниками.

Как отмечают О.Н. Истратова, Я.Л. Коломинский, Л.Ф. Обухова, в начале обучения первоклассники настолько поглощены новым статусом, обилием новых школьных впечатлений, что общение с одноклассниками уходит на второй план. По мере социально-психологической адаптации, принятия школьных норм и правил происходит упрочение избирательных межличностных отношений, что способствует групповой дифференциации, т. е. в классе появляются лидеры, популярные, принимаемые и отвергаемые ученики. Уровень популярности младших школьников в группе одноклассников определяется рядом факторов. Прежде всего, первоклассники отдают предпочтение в общении и взаимодействии тем одноклассникам, которые готовы с ними поделиться вещами и сладостями, инициативны. Среди девочек чаще популярными становятся те, кто обладает красивой внешностью, а среди мальчиков те, кто обладает физической силой. «Отвергаемыми» становятся те первоклассники, которые проявляют в общении и взаимодействии с одноклассниками агрессивность, непостоянство в дружбе, часто нарушают правило поведения, плохо учатся, безынициативны.

Приведенные положения позволяют рассматривать в качестве объективного показателя положительной социально-психологической адаптации младших школьников включение их в учебную деятельность и систему деловых и межличностных взаимоотношений, удовлетворенность данными взаимоотношениями, приобретение благоприятного социального статуса. Существенным условием, обеспечивающим налаживание межличностных взаимоотношений младших школьников в группе одноклассников, выступает единство требований школы и семьи по отношению к поведению и учебной деятельности. Многие родители стремятся к тому, чтобы их дети полностью соответствовали социально ожида-

емым нормам поведения в школе. Ведущая роль в формулировании, предъявлении и контроле исполнения школьных требований принадлежит учителю. Он выстраивает деловые взаимоотношения, предлагая младшим школьникам выполнить учебные задания в подгруппах, принять участие в коллективном обсуждении проблемных вопросов, распределяя общественные поручения. Руководство педагога деловыми взаимоотношениями младших школьников в процессе учебной деятельности способствует достаточно быстрому складыванию структуры ученического коллектива, в котором выделяется актив класса.

К сожалению, как отмечают ряд педагогов (А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинский и др.), мотивом бурной общественной деятельности отдельных школьников служит желание показать себя, занять привилегированное положение среди сверстников. Когда таким учащимся приходится подчиняться другим одноклассникам, они обижаются, упрямятся, иногда отказываются от работы.

К существенным факторам, осложняющим налаживание позитивных межличностных взаимоотношений, Т.В. Костяк относит сформировавшиеся в период социально-психологической адаптации негативные способы отношения младших школьников к нормам и требованиям школы.

Основной причиной складывающихся негативных способов отношения к нормам и требованиям школы является противоречие между мотивами «хочу» и «надо», которое неизбежно возникает в период адаптации к требованиям школы.

Также могут затруднить налаживание межличностных взаимоотношений младших школьников их индивидуальные особенности восприятия и понимания другого человека. Нередко негативное отношение к однокласснику со стороны других учеников класса провоцируется характеристиками, которые дает ему педагог Повторяющиеся замечания, критические оценки поступков или учебных действий, некритично воспринимаемые учениками, становятся своеобразными «ярлыками», способствующими отчуждению ученика от одноклассников. Перечисленные трудности, возникающие в налаживании межличностных взаимоотношений младших школьников, позволяют выделить следующие критерии их преодоления: мотивационная направленность на общение и взаимодействие с одноклассниками и педагогом; эмоционально-положительное отношение к со-

Библиографический список

вместной учебной деятельности и налаживанию взаимоотношений с одноклассниками; произвольная регуляция поведения во взаимодействии с одноклассниками.

Перечисленные автором социальные мотивы, которыми руководствуются первоклассники, в полной мере раскрывают критерий мотивационной направленности на общение и взаимодействие с одноклассниками и педагогом. Такая нацеленность на эмоционально-положительное взаимодействие с одноклассниками является основой эмоционального благополучия младших школьников, которое является субъективным показателем динамики социально-психологической адаптации, т. к. проявляется в индивидуальных качествах младших школьников: доброжелательном отношении к одноклассникам, желании поддерживать инициативу других и проявлять собственную познавательную и коммуникативную активность. Следующим критерием налаживания межличностных взаимоотношений младших школьников выступает произвольная регуляция поведения во взаимодействии с одноклассниками. Ряд авторов (Л.И. Божович, К.М. Гуревич, В.К. Катырло и др.) определяют произвольное поведение как сознательно саморегулируемое, в котором человек преодолевает аффективно-отрицательное отношение ради эффективно-положительной цели. Развитие произвольной регуляции поведения в младшем школьном возрасте происходит в процессе учебной деятельности и общения с одноклассниками, когда школьники используют разнообразные модели, способы и стратегии взаимодействия, получая практический опыт достижения позитивного результата взаимодействия. Характеристиками сформированности произвольной регуляции поведения во взаимодействии с одноклассниками являются умение первоклассников использовать стратегии сотрудничества и компромисса, а также доброжелательное отношение к одноклассникам

Таким образом, можно сделать выводы, что в процессе формирования межличностных взаимоотношений дети проявляют ценимые одноклассниками личностные качества (дружелюбие, общительность, инициативность) и получают высокий социальный статус. Возможность измерить получаемый младшими школьниками социальный статус делает его объективным показателем динамики процесса социально-психологической адаптации.

1. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. Вопросы психологии. 1967; № 6: 115-121.

2. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР 1988.

3. Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностных отношений в коллективе. Вопросы психологии. 1976; № 3: 16-26.

4. Сидорова В.А. Развитие пространственного мышления у младших школьников. Приоритеты педагогики и современного образования: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Пеликан, 2018; № 15: 24-27.

5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2021.

References

1. Levitov N.D. Frustraciya kak odin iz vidov psihicheskih sostoyanij. Voprosy psihologii. 1967; № 6: 115-121.

2. Nalchadzhyan A.A. Social'no-psihicheskaya adaptaciya lichnosti (formy, mehanizmy i strategii). Erevan: Izdatel'stvo AN Armyanskoj SSR, 1988.

3. Petrovskij A.V. O nekotoryh fenomenah mezhlichnostnyh otnoshenij v kollektive. Voprosy psihologii. 1976; № 3: 16-26.

4. Sidorova V.A. Razvitie prostranstvennogo myshleniya u mladshih shkol'nikov. Prioritety pedagogiki i sovremennogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Pelikan, 2018; № 15: 24-27.

5. Tihomirova L.F. Razvitie intellektual'nyh sposobnostejshkol'nika. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2006.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2021.

Статья поступила в редакцию 01.04.23

УДК 37.032

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Bashaeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: bashaeva72@mail.ru

Bekova M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: bekovama@mail.ru

DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article deals with the process of development of social competence of primary school age children in extracurricular activities. The authors are interested in the problem of studying the ways of developing social competence of primary school children, which is due to the fact that at this very age the skills of constructive interaction with peers are formed, the regulation of their behavior in accordance with the rules and norms accepted in the society. The role of extracurricular activities as one of the formats of educational environment organization, which fully corresponds to all the parameters of the social environment, necessary for the development of social competence in schoolchildren, is shown. Based on the results of the program the researchers conclude that extracurricular activities contribute to the development of social competence of junior school pupils.

Key words: development, social competence, children, primary school age, extracurricular activities

B.М. Миназова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

C.А. Башаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: bashaeva72@mail.ru

М.Р. Бекова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: bekovama@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.