Психологические науки Psychological Sciences
Научная статья
DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-3-26-38 УДК 37/316,6
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Ирина Михайловна Капустина
Кубанский государственный университет Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-9635-2515 [email protected]
Светлана Сергеевна Игнатович
Кубанский государственный университет Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 [email protected]
Аннотация. Введение. В статье даны теоретические основы проблемы социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе. Показан процесс социально-психологической адаптации. Отмечены особенности адаптации в младшем школьном возрасте. Описаны особенности младшего школьного возраста и процесса адаптации у ребенка 6 - 7 лет.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, синтез.
Результаты и обсуждение. Рассмотрены такие теоретические аспекты исследования как процесс адаптации в целом и его особенности в младшем школьном возрасте. Представлены основные трактовки адаптации, раскрыты современные подходы к ее изучению, описаны факторы, влияющие на адаптацию, выведены основные показатели успешной адаптации ребенка к школе. Раскрыты особенности младшего школьного возраста, более подробно, поэтапно был описан процесс адаптации к школе у семилетнего ребенка.
Выводы. Для успешной адаптации ребенку требуется длительное время для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, младшие школьники, индивидуализация, социальная позиция первоклассника, взаимоотношения со сверстниками, межличностные контакты, первоклассники, традиционное и развивающее обучение.
Для цитирования: Капустина И.М., Игнатович С.С. К вопросу о социально-психологической адаптации первоклассников // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том.5. № 3. С. 26-38. DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-3-26-38
Original article.
ON THE ISSUE OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST GRADERS
Irina M Kapustina
Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0002-9635-2515 [email protected]
Svetlana S. Ignatovich Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 [email protected]
Abstract. Introduction. The article gives theoretical bases of the problem of socio-psychological adaptation of first-graders to schooling. The process of socio-psychological adaptation is shown. The peculiarities of adaptation in the junior school age are noted. The features of junior school age and the process of adaptation in a 6-7 year old child are described.
Methods: analysis of psychological and pedagogical literature, comparison, generalization, synthesis.
Results and discussion. Such theoretical aspects of the study as the process of adaptation in general and its features in the primary school age are considered. The main interpretations of adaptation are presented, modern approaches to its study are disclosed, the factors influencing adaptation are described, the main indicators of successful adaptation of a child to school are derived. The features of the junior school age are disclosed. The process of adaptation to school in a seven-year-old child was described in more detail, step-by-step.
Conclusions. It takes a long time for a child to adapt successfully to school in order to really get used to it.
Keywords: social-psychological adaptation, younger schoolchildren, individualization, social position of the first-grader, relations with peers, interpersonal contacts, first-graders, traditional and developing education
For citation: Kapustina I.M, Ignatovich S.S. On the issue of socio-psychological adaptation of first graders. Pedagogy: history, perspectives. 2022. Vol. 5.No.3. PP. 26-38 (InRuss.)
DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-3-26-38
Введение. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-педагогическом, психологическом, так и физическом плане.
Этот период сложен во всех планах: социальном, психологическом, физиологическом. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, кардинальная смена обстановки, новое окружение предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособле-
и и и т т и
ния к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. И главная особенность детей 7-8 лет - первичное осознание позиции школьника, прежде всего, через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.
Адаптационный процесс изучается на различных уровнях его протекания: на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья. По мнению специалистов в данной области, определить границу между социальной и психической адаптацией довольно проблематично, так как потребности, являющиеся одним из ключевых понятий психической адаптации, могут быть как социально обусловленными, так и врожденными.
Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Это задача как традиционной общеобразовательной школы, так и частных образовательных организаций, использующих развивающую систему обучения. Вопросы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования.
Проблемой адаптации к школе занимались такие ученые, педагоги, психологи, медики, физиологи как: Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких, Н.В. Дуб-ровинская, А.Я. Варламова, и др.
Но, несмотря на то, что исследованию этого вопроса посвящено немало научных работ, большая их часть освещает вопросы педагогики и оставляет много нерешенных проблем в области психологии.
Объектом исследования выступает процесс социально-психологической адаптации первоклассников.
Предметом - социально-психологическая адаптация первоклассников как задача управлениявсистемах традиционного и развивающего обучения.
Целью работы было исследование процесса социально-психологической адаптации первоклассников как задачи управления в системах традиционного и развивающего обучения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования былиопре-делены следующие задачи: провести теоретический анализ литературы по проблеме социально-психологической адаптации первоклассников и психологических особенностей младшего школьного возраста.
Теоретическая и методологическая основы работы: концепция адаптации как момента становления личности индивида А.В. Петровского, психолого-педагогические исследования И.В. Дубровиной, А.В. Запорожец, С.В. Феокти-
стовой, теория С. Холла, концепция В.В. Давыдова, теория психосоциального развития Э. Эриксона, концепция Д.Б. Эльконина, теория Л.И. Божович, структура процессов адаптации Д.Ю. Соловьевой и Т.В. Костяк, исследования Института возрастной физиологии Российской академии образования.
Результаты и обсуждение. Изучением адаптации занимались множество исследователей теоретического и практического характера: Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Г.А. Балл, Ж. Пиаже, Г. Селье, А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, В.А.Энгельгард, В.А. Чикер, Б.Д. Парыгин, Л.Г. Почебут и др.
«Адаптация (от лат. adapto - приспособление) - одно из центральных понятий биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно человека» [1].
Адаптацию, в широком значении трактуют как:
- «процесс приспособления индивидуальных и личностных особенностей к жизни и деятельности человека в изменяющихся условиях;
- активное взаимодействие личности и среды в зависимости от степени ее активности;
- преобразование среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности;
- изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции, становления и восстановления, сохранения динамического равновесия личности» [2, 3, 4].
Адаптацию также трактуют как «составной компонент более обширного процесса - социализации» [5].
«Школьная адаптация - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ориентирами» [6, 7].
С.М. Кулик, осуществляя анализ подходов исследования адаптации, выделила следующие основные подходы: «биофизический, психологический, информационно-коммуникативный» [8, с. 98].
Рассматривая процесс адаптации первоклассников, мы будем говорить «о комплексном изучении психического и физического состояния индивида в процессе адаптации» [9, с. 44].
По результатам теоретического исследования можно установить такие подходы к изучению адаптации как «системный (на основе ряда исследований) и деятельностный подход, который отражает взаимодействие личности со средой адаптации, выступающей как причина появления адаптивной потребности» [10].
Г.И. Царегородцева процесс адаптации приравнивает к процессу социализации, рассматривая его как:
- «единый процесс взаимодействия личности и общества;
- один из основных социально-психологических механизмов социализации личности» [11].
Процесс адаптации личности в социальной психологии рассматривается как механизм уравновешивания личности и социума. По мнению А.Г. Маклакова, «адаптация трактуется как уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения -удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью» [11, с. 22]. Личность может быть
и и и V-* ^
гармоничной и адаптивной или дисгармоничной и дезадаптированной. В отличие от адаптации, «дезаптация всегда психосоматическая и протекает в трех формах: невротической, агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка» [4].
Ф.Б. Березин и др. рассматривают «эффективную психологическую адаптацию как одну из предпосылок успешной профессиональной деятельности» [4].
Все аспекты адаптации должны находиться в постоянном взаимодействии, поэтому «процесс психолого-педагогического сопровождения требует наличия единой системы инструментов воздействия, способствующих быстрой и успешной адаптации. Какой составляющей уделить наибольшее внимание, определяется конкретной ситуацией и личностью ребенка» [12].
Е.А. Панько [1] среди факторов, влияющих на адаптацию, выделил «индивидуально-психологические особенности ребенка, где обратил внимание на сформированность навыков общения, развитие уровня самооценки, психологические черты ребенка».
Выделяются и такие факторы, как:
- «индивидуальные особенности ребенка;
- тип учебного заведения, в котором воспитывался ребенок;
- тип заведения, в котором ребенок начал обучение;
- уровень сложности образовательных программ;
- степень подготовленности ребенка к школе» [1].
В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение уделяли вопросам школьной готовности и адаптации первоклассников к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин). «Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка» [13].
Э.М. Александровская для анализа процесса адаптации младших школьников используются четыре критерия: эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний); усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене; успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями); эмоциональное благополучие.
Критерием и условием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности (как способность к восстановлению) на должном уровне психологического и физического здоровья.
Обобщение и вывод. Обобщая мнения психологов по данному вопросу, делаем вывод, что основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.
Проведенный теоретический анализ исследований и основных подходов к исследованию содержания, сущности адаптации позволил установить:
- современное понимание сущности адаптации в научной литературе - это процесс желаемого или вынужденного вхождения в любую сферу деятельности личности, успешность которого зависит от степени согласованности условий с возможностями организма и психики человека;
- смысловым наполнением адаптации является поэтапное приобретение удовлетворенности между средой и личностью с применением взаимного определенного воздействия;
- эффективность процесса адаптации во многом зависит от взаимозависимости и взаимодополняемости, психических характеристик личности, психологических реакций на стресс, особенностей учебной деятельности, культурного уровня человека.
Совокупность данных показателей характеризует степень адаптированно-сти ребенка в школе, в то время как отклонения в определенной сфере свидетельствуют о нарушениях приспособления к школеи риске дезадаптации.
Решение проблемы школьной адаптации в контексте оптимизации личностного развития предусматривает не только отслеживание динамикиприспо-собления первоклассников к школе, но и прогнозирование их индивидуального развития.
Младший школьный возраст характеризуется относительным преобладанием процессов адаптации над процессами индивидуализации. Социальная позиция первоклассника требует от него умения строить взаимоотношения со сверстниками на иных основаниях, чем это было в дошкольном возрасте. Цели взаимодействия в основном, как и раньше, задаются извне, взрослым, и лишь отчасти генерируются участниками совместной деятельности. Младшие школьники в основном сотрудничают друг с другом, прежде всего как представители определенной социальной общности - «учащихся». В учебной деятельности межличностные контакты учащихся опосредованы влиянием учителя; непосредственное взаимодействие первоклассников на уроке представлено минимально. Взаимооценки учащихся опосредованы оценками учителей, в поле зрения которых оказывается преимущественно ролевое поведение первоклассников - то, как они учатся и как ведут себя.
Ведущей деятельностью становится учебная деятельность. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний, умений, навыков, выработанных человеком.
Особенностями детей младшего школьного возраста посвящены работы Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Л. Венгера, М. Мартина, К. Уолтман-Гринвуда.
А.Л. Венгер выделяет 3 уровня адаптации детей к школе.
Высокий уровень адаптации:
«Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение».
Средний уровень адаптации:
«Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками».
Низкий уровень адаптации:
«Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников» [14].
Нужно отметить, что ребенок, посещавший дошкольное образовательное учреждение, адаптируется к школе намного быстрее, чем его сверстник, не посещавший данное учреждение. Учитель должен принимать это во внимание. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают принять требования учителя, касающиеся его поведения, его отношений со сверстниками, приспосабливаться к новому режиму дня, распорядку занятий, последовательности дел. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, они воспринимаются учениками как общественно значимые и необходимые. Школьник, не знающий и не умеющий вести себя на уроке, начинает выяснять эти правила методом проб и ошибок. Учитель должен не только дать детям знания о нормах поведения уже в первые дни обучения, но и
научить ребенка использовать полученные знания и делать правильные выводы. Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение. Для этого учитель должен помочь детям познакомится, сблизиться, создать атмосферу взаимопонимания и помощи. Эмоции, которые ребенок получит при общении со сверстниками во многом, определят его адаптацию к школе. Поэтому, отношение учителя к ребенку определяет отношение его одноклассников к нему.
Как правило, учитель для ученика - высший авторитет. Он должен избежать критики ребенка в присутствии детей, негативного отношения к ребенку, иначе дети будут следовать примеру учителя, и так же относится к своему однокласснику. Задача учителя - поддерживать дружбу ребят по интересам. Учи-тельтакже несет большую ответственность за оценку, которую он ставит ученику, так как эта оценка, в конечном счете, становится оценкой его личности в целом. Поэтому в процессе адаптации отметки не должны использоваться для оценки успехов учащихся, так как эта ситуация может быть психотравмирующей для ребенка, что затруднит его адаптацию к школе. Поэтому оценки, чаще всего, заменяются на звездочки, значки. Не следует оставлять без внимания успехи учеников, даже небольшие. Но неудачи не должны быть всеобщим достоянием -это может существенно осложнить адаптацию ребенка к школе. Учителю следует поговорить с такими учащимися наедине.
Одна из задач, которая стоит перед учеником, - это усвоение им определенных знаний, умений и навыков. Как уже ранее было отмечено, «готовность к обучению у всех детей различна. Сложность заключается в том, что происходит смена деятельности. На первых этапах адаптации мотивы, связанные с познанием, учением, недостаточно развиты. Ценностью для учащихся не должно стать получение знаний ради хорошей оценки или ради избежания наказания. Ценностью должны являться сами знания» [15].
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. То, какие изменения происходят в организме ребенка при адаптации к школе, много лет изучали специалисты Института возрастной физиологии РАО. Ими было выделено три основных этапа физиологической адаптации:
«Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, все системы организма отвечают бурной реакцией. Длительность этапа примерно две-три недели.
Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.
Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Чем больше напряжение потребуется от каждой системы организма, тем больше ресурсов потратит организм. Но нужно отметить, что возможности детского организма не безграничны, и длительное переутомление может привести к нарушению здоровья».
Продолжительность этих трех этапов адаптации приблизительно занимает пять-шесть недель. По истечению этого времени у ребенка начинает формироваться устойчивая работоспособность.
К наиболее важным факторам психологической адаптации ребенка к школе относятся готовности к обучению, отношения в семье, индивидуально-психологические особенности ребенка.
В возрастных и индивидуально-психологических особенностях ребенка следует отметить, что успешность адаптации определяется уровнем подготовленности ребенка к школе.
Л.И. Божович отмечала важность личностной и интеллектуальной готовности к школе. «Эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям» [16].
Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установления контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Но социально -психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному.
Успешность адаптации зависит от готовности ребенка к началу систематического обучения. Организм должен быть функционально готов. В противном случае процесс адаптации будет проходить с большим напряжением и может затянуться. Также на успешность адаптации влияет возраст ребенка. У шестилетнего ребенка привыкание к школе проходит медленнее, чем у семилетнего. Еще один фактор, влияющий на успешную адаптацию ребенка, это состояние здоровья.
Сложность адаптации заключается в нарушении организации внешкольного режима дня. Наблюдается сокращение ночного сна. Также родители начинают переутомлять ребенка дополнительными занятиями, кружками, секциями. Требуют от ребенка только положительных оценок, и для этого готовы заниматься несколько часов в день чтением, математикой со своим ребенком. Все это приводит к эмоциональному напряжению детского организма, и могут наблюдаться срывы.
Таким образом, успешность адаптации зависит от состояния здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки.
Период адаптации к школе завершается либо возникновением состояния адаптированности, либо формированием школьной дезадаптации, рассматриваемой многими авторами как совокупность различных психофизиологических нарушений, отклонений в эмоциональной сфере, поведении и личностном развитии ребенка.
Выводы и заключение.
Таким образом, нами были рассмотрены такие теоретические аспекты исследования как процесс адаптации в целом и его особенности в младшем школьном возрасте.
Представлены основные трактовки адаптации, раскрыты современные подходы к ее изучению, описаны факторы, влияющие на адаптацию, выведены основные показатели успешной адаптации ребенка к школе.
Раскрыты особенности младшего школьного возраста, более подробно, поэтапно был описан процесс адаптации к школе у семилетнего ребенка.
Безусловно, адаптация - это важная составляющая успешного развития ребенка с физиологической, психологической, социальной сторон, оказывающая большое влияние на учебную деятельность, на взаимоотношения со сверстниками, на дальнейшее обучение и воспитание.
Переход из детского сада в школу и начало обучения - это важный, сложный и даже кризисный период в жизни каждого ребенка. Поэтому в череде различных задач для образовательного учреждения, для педагога в частности одной из основных является успешная адаптация ребенка к учебной деятельности и его социализация в новом коллективе. Процесс адаптации затрагивает и познавательную, и мотивационную, и эмоционально-волевую сферу жизни ребенка, так как происходит переход к абсолютно новому режиму, к организованному и систематизированному школьному обучению. Важно в этот период выстроить у ребенка положительное эмоциональное отношение к учебе. При этом эмоциональное состояние оказывает влияние также и на развитие коммуникации и межличностного общения.
Теоретическая основа изучаемого вопроса (понятие адаптации, подходы к ее изучению, факторы формирования успешной адаптации) была раскрыта в первой главе исследования.
Оптимальный адаптационный период обычно составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новымуслови-ям может быть разным: высоким, нормальным и низким. В целом, в этой работе были проанализированы источники научной литературы, которые позволили сделать вывод об условиях успешной адаптации первоклассников.Для успешной адаптации ребенку требуется длительное время для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Пихенько И.Н. Педагогическая адаптация первоклассников к обучению в школе. https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-adaptatsiya-pervoklassnikov-k- obucheniyu-v- shkole.
2. Богданова О.С., Причины школьной дезаптации (Электронный ресурс)/ О.С. Богданова // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок», - Режим доступа: http//festival.1septemder.ra (дата обращения 11.03.2022)
3. Варламова А.Я. Школьная адаптация (Текст) А.Я.Варламова-2-е изд., пере-раб. и доп. - Волгоград: ИЗД-воВолГУ, 2011 - 144 с.
4. Выготский Л.С. Детская психология // Выготский Л.С. Собр. соч.: В.6 т- М.: Педагогика, 1984.- Т.4-432с.
5. Важенина С.В. Адаптационные характеристики детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Педагогика: история, перспективы.2020. Том. 3. №4. С. 09-17.https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/126/116
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.-3-е изд. - М.: Академический проект. 2000. -184 с.
7. https://studentlib.com/chitat/kursovaya_rabota_teoriya-197750-razvivayuschee_i_tradicionnoe_obucheme.html(Развиваюшее и традиционное обучение)
8. Беребин М.А. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики (Текст)/ М.А. Беребин. Тематический сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012 - 155с.
9. Белшева С.А. Диагностика школьнойдезаптации (Текст)/С.А. Белшева - М.: АСТ, 2007.-143с.
10. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников (Текст)/Э.М. Александровская: учебное пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-116с.
11. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Нач. школа., 2004,№ 2.
12. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетенции учителя (Текст) / М.И. Лукьянова - М.: ТЦ Сфера - 2009 - 187 с.
13. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Вопросы психологии . - 2003.№1. - С. 27-40.
14. 14.https://bank.nauchniestati.ru/primery/kursovaja-rabota-na-temu-osnovnye-dostoinstva-i-nedostatki-tradicionnoj-formy-obuchenija/ («Основные достоинства и недостатки традиционной формы обучения»)
15. Николаева В.С. Адаптация первоклассников к обучению в шко-леhttps://scienceforum.ru/2016/article/2016028332
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М: Просвещение, 1968. - С. 38 - 96.
REFERENCES
1. Pikhenko I.N. Pedagogical adaptation of first-graders to schoo. http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-adaptatsiya-pervoklassnikov-k-obucheniyu-v-shkole.
2. Bogdanova O.S. Reasons for school disapacitation (Electronic resource). O.S. Bogdanova Festival of pedagogical ideas "Open Lesson". Mode of access: http/festival.1septemder.ru (accessed 11.03.2022).
3. Varlamova A.Y. School adaptation (text) Varlamova A.Y., 2nd edition, revised, ed. and extra. Volgograd: Volgograd State University Press, 2011. 144 p.
4. Vygotsky L.S. Child psychology. Vygotsky L.S. Collected Works: V.6 vol. M.: Pedagogy, 1984-V.4-432p.
5. Vazhenina S.V. Adaptation characteristics of children of primary school age with a hearing impairment. Pedagogics: history, prospects.2020. Vol. 3. №4. P. 09-17. https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/126/116.
6. Gutkina N.I. Psychological readiness for school. 3rd ed. 2000. 184 p.
7. https://studentlib.com/chitat/kursovaya_rabota_teoriya-197750-razvivayuschee_i_tradicionnoe_obuchenie.html (Developing and Traditional Learning).
8. Berebin M.A. Mental and socio-psychological adaptation: problems of theory and practice (Text) / M.A. Berebin. Thematic collection of scientific works. Chelyabinsk: SUSU Press, 2012 155p.
9. Belsheva S.A. Diagnosis of school disadaptation (Text). S.A. Belsheva. M.: AST, 2007. 143 p.
10. Alexandrovskaya E.M. et al. Psychological Support for Schoolchildren (Text). E.M. Alexandrovskaya: Textbook - M.: Publishing Center "Academy", 2012. 116p.
11. Bugaeva N.N. Comfort of junior schoolchildren in educational activities. Nachshkola. 2004, № 2.
12. Lukyanova M.I. The development of psychological and pedagogical competence of teachers (Text) / M.I. Lukyanova - M.: TC Sphere. 2009. 187 p.
13. Lokalova N.P. Psychological development as a component of education. Vo-prosy psychologii. 2003.№1. P. 27-40.
14. https://bank.nauchniestati.ru/primery/kurs ovaj a-rabota-na-temu-osnovnye-dostoinstva-i-nedostatki-tradicionnoj-formy-obuchenija/ ("The basic advantages and disadvantages of the traditional form of education")
15. Nikolaeva V.S. Adaptation of first-graders to school. http://scienceforum.ru/2016/article/2016028332
16. Bozhovich L.I. The personality and its formation in childhood.-M: Prosvesh-chenie, 1968. P. 38 - 96.
Информация об авторах: Ирина Михайловна Капустина, магистрант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», Направленность (профиль) «Управление образовательными учреждениями» Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-9635-2515 [email protected]
Игнатович Светлана Сергеевна канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и
психологии, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Краснодар, Россия
https://orcid.org/0000-0003-0479-6117
[email protected]@mail.ru"
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: Irina Mikhailovna Kapustina, master student, Kuban State University Direction 44.04.02 "Psychological and pedagogical education" Focus (profile) "Management of educational institutions" Krasnodar, Russia
https://orcid.org/0000-0002-9635-2515 [email protected]
Svetlana Sergeevna Ignatovich Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor in the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia
https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 [email protected]
The authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 25.05.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 18.06.2022
Принятакпубликации / Accepted for publication: 27.06.2022
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. / The authors declare no conflicts of interests.
© Капустина И.М. 2022 © Игнатович С.С. 2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022