ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION OF FIRST-GRADERS TO SCHOOL Krylova A. (Russian Federation) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Крылова А. С. (Российская Федерация)
Крылова Анастасия Сергеевна / Krylova Anastasiya - студент, кафедра начального образования, факультет начального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
Abstract: the article discusses psychological and pedagogical features of adaptation of first-graders to transition from the senior preschool age children in school. The factors that favorably or adversely influence the process of adaptation of first-graders. The structure of the lesson in accordance with the psychological characteristics of younger students, the predominant fundamental activity - playing into learning. The use of didactic games in teaching to facilitate the processes of socialization and adaptation of first-graders. Аннотация: в статье рассматриваются психолого-педагогические особенности адаптации первоклассников к переходному периоду из старшего дошкольного возраста в школьный. Факторы, благоприятно или неблагоприятно влияющие на процесс адаптации первоклассников. Построение урока в соответствии с психологическими особенностями младших школьников, с преобладающей ведущей деятельностью - игровой, переходящей в учебную. Использование дидактических игр в обучении для облегчения процессов социализации и адаптации первоклассников.
Keywords: school, learning, adaptation, first graders. Ключевые слова: школа, обучение, адаптация, первоклассники.
Начало обучения в школе является одним из наиболее ответственных, сложных и переломных моментов в жизни детей, включая в себя физиологические и социально -психологические изменения. Переход из старшего дошкольного возраста в школьный сопровождается преобразованием ведущей игровой деятельности в наиболее развитую форму представления и способствует плавному переходу к учебно -познавательной деятельности младших школьников.
Адаптация являет собой процесс приспособления индивидуума к изменяющимся условиям внешней среды. Социальная ситуация развития первоклассника резко меняется, усвоенные стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха, что влечет за собой перестройку поведения в соответствии с новыми требованиями социальных условий.
Социально-психологическая адаптация представляет собой особую сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связана, прежде всего, с изменениями статуса индивида [1].
Основываясь на психологических аспектах развития первоклассников, построение урока учителем видоизменяется и преобразовывается. Особое внимание уделяется организационному моменту, обуславливающему формирование регулятивных универсальных учебных действий. Это длительная работа, в основе которой необходимо иметь подробно составленную учителем инструкцию, описывающую последовательность выполнения необходимых действий. Проговаривание последовательности действий обучающегося способствует развитию умения
организовывать свое рабочее пространство в соответствии с имеющимися требованиями и правилами.
Основная часть урока также претерпевает качественные изменения, включающие в себя взаимосвязанные виды деятельности, в которых особое внимание уделяется использованию игр, как неотъемлемой части урока. Использование дидактических игр с правилами способствует формированию новой ведущей деятельности -учебной, реализующие предметные и метапредметные универсальные учебные действия, а ролевые игры охватывают личностные результаты.
Процесс адаптации первоклассников подвергается воздействию различных факторов, влияние которых может быть различным. К благоприятным факторам возможно отнести адекватную самооценку своего состояния обучающимся, отсутствие конфликтных ситуаций в школе и дома, реализация своего статуса в группе сверстников. Неблагоприятным фактором для процесса адаптации могут являться вышеперечисленные факторы, в негативном ключе, неудовлетворенность качеством взаимодействия между учителем и учеником, систематическая неготовность ребенка к исполнению школьных правил и т. д. [2].
Особое значение в учебно-воспитательном процессе, в процессе адаптации первоклассников к школе, следует предоставлять дидактическим играм.
В условиях использования дидактической игры обучающийся усваивает программу значительно успешнее, чем в условиях обычного учебного занятия, через реализацию привычной игровой ситуации, связанной с выполнениями определенных правил. Адаптация к учебной деятельности происходит без напряжения, способствуя развитию у первоклассников необходимых психических процессов, новых видов умственной деятельности и качественному усвоению приобретаемых знаний и умений. Через дидактическую игру произвольно и ненавязчиво происходит обработка умственных действий.
По средствам дидактической игры можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать его социализации и адаптации в новой школьной среде. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в дальнейшей учебной деятельности.
Литература
1. Левко А. И. Социальная педагогика: учебное пособие. Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. 341 с.
2. Подласый И. П. Проблемы адаптации детей к школе / И. П. Подласый // Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб.пособие. М.: ВЛАДОС, 2006. 350 с.
3. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 366 с.