Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕРВОКЛАССНИК / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / УСЛОВИЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ / УЧЕНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Анна Сергеевна, Миронова Ангелина Валерьевна

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что различные аспекты адаптации первоклассников к школьной жизни являются актуальной обсуждаемой темой для учителей, специалистов сопровождения образовательной организации и родителей обучающихся. Поступление ребенка в образовательную организацию является одним из наиболее сложных периодов в его жизнедеятельности в физиологическом, социальном и психологическом планах. С началом школьной жизни ко всем первоклассникам предъявляются новые требования со стороны социума и семьи. У обучающихся впервые появляются социально значимые обязанности, с которыми они должны научиться справляться самостоятельно, без помощи родителей. Вместе с этим у первоклассников перестраивается и усложняется режим дня, появляются новые социальные контакты со взрослыми и сверстниками. Также вводятся новые правила поведения, появляется новое школьное пространство и новая ведущая деятельность - учебная. От успешности прохождения адаптационного периода в значительной мере зависит дальнейшая социализация ребенка. Часто проблемы в школе приводят первоклассника к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшению физического и/или психического здоровья. Такое развитие событий может неблагоприятно отразиться не только на формировании его личности, но и на том, как сложится его жизнь после школы. Целью статьи является изучение теоретических аспектов социально-психологической адаптации современных первоклассников к условиям школьной жизни. Под социально-психологической адаптацией к образовательной организации подразумевается процесс приспособления ребенка к изменяющимся условиям окружающей его среды. Следует помнить, что поступление в школу - это новый этап в жизни не только первоклассника, но и его семьи. У всех членов семьи меняется режим дня, появляются новые обязанности, новые социальные контакты (с учителем, администрацией школы, родителями одноклассников своего ребенка и др.). Поэтому столь важна роль учителя в оказании поддержки не только первокласснику, но его семье. В статье рассматриваются понятия «адаптация», «социально-психологическая адаптация», характеризуются основные составляющие, непосредственно влияющие на социально-психологическую адаптацию первоклассника к школьной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Анна Сергеевна, Миронова Ангелина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST GRADERS TO CONDITIONS OF SCHOOL LIFE

Modern psychological and pedagogical research shows that various aspects of the adaptation of first graders to school life are a hot topic for discussion for teachers, support specialists of an educational organization and parents of students. The admission of a child to an educational organization is one of the most difficult periods in his life in physiological, social and psychological terms. With the beginning of school life, new requirements are imposed on all first graders from society and their family. For the first time, students have socially significant duties with which they must learn to cope on their own, without the help of their parents. At the same time, the first graders' daily routine is being restructured and complicated, new social contacts with adults and peers appear. Also, new rules of conduct are being introduced, a new school space and a new leading activity - learning - appear. The further socialization of the child largely depends on the success of the adaptation period. Problems at school often lead a first grader to a loss of emotional balance and even to a deterioration in physical and / or mental health. Such a development of events can adversely affect not only the formation of his personality, but also how his life will turn out after school. The purpose of the article is to study the theoretical aspects of the socio-psychological adaptation of modern first-graders to the conditions of school life. Under socio-psychological adaptation to the educational organization is meant the process of adaptation of the child to the changing conditions of his environment. It should be remembered that entering school is a new stage in the life of not only a first grader, but also his family. All family members change their daily routine, new responsibilities, new social contacts (with a teacher, school administration, parents of their child's classmates, etc.). Therefore, the role of the teacher in supporting not only the first grader, but his family is so important.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

концепция формирования личности посредством интенсивного овладения познаний и навыков с дальнейшим их применение. У студентов данный канал является менее значимым.

Для определения взаимосвязи между уровнем эмпатии и жизнестойкости мы сопоставили результаты методик и провели корреляционный анализ с помощью коэффицента ранговой корреляции ге Спирмена. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Изучение взаимосвязи между уровнем жизнестойкости и уровнем эмпатии у студентов

Уровень жизнестойкости Уровень эмпатии rs

Очень высокий Средний Заниженный Очень низкий

Высокий - - 20% (6) 13,3% (4) -0,68**

Средний 6,7% (2) 23,3% (7) 16,7% (5) 3,3% (1)

Низкий 13,3% (4) - - 3,3% (1)

Примечание гкр = 0,361 (p < 0,005); = гкр 0,463 (p < 0,01)

Из таблицы 5 следует, что существует взаимосвязь между жизнестойкостью и эмпатией личности на 1% уровне значимой достоверности. Данная взаимосвязь - отрицательная (-0,68), то есть имеет противоложенный эффект при развитии указанных психологических феноменов. Видно, что при высокой жизнестойкости идет занижение уровня развития эмпатии, а при низкой - к показателям высокой эмпатии. Это говорит о том, что эмпатия как проявление высокой чувствительности личности может быть самостоятельным факторов для снижения психологических ресурсов, которые в свою очередь важны для сохранения жизестойкости. Кроме этого, по таблице 5 видно, что пока уровень жизнестойкости у студентов преобладает средний, где эмпатию можно сохранить, так как без неё личность может потерять многие человеческие качества.

Выводы. Таким образом, результаты изучения уровня эмпатии студентов педагогического вуза показали, что для большинства испытуемых (36,6 % от общего числа студентов) характерен заниженный уровень эмпатии. В ходе изучения жизнестойкости было выявлено, что более половины испытуемых в выборке имеют средний уровень жизнестойкости. Корреляционный анализ показал достоверные данные отрицательной взаимосвязи между уровнем эмпатии и жизнестойкости, т. е. чем выше уровень эмпатии у студентов, тем ниже уровень жизнестойкости.

Литература:

1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2004. - Вып. 2. - С. 82-90.

2. Постникова, М.И. Особенности жизнестойкости молодежи / М.И. Постникова // Научный диалог. - 2016. - №1 (49). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-zhiznestoykosti-molodezhi (дата обращения: 20.05.2022).

3. Яшкова, А.Н. Диагностика эмоциональных состояний у студенческой молодежи / А.Н. Яшкова, А.А. Тумайкина // Актуальные проблемы и перспективы современной психологии. - 2019. - № 1. - С. 240-245.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук, доцент Павлова Анна Сергеевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); старший преподаватель, магистр Миронова Ангелина Валерьевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что различные аспекты адаптации первоклассников к школьной жизни являются актуальной обсуждаемой темой для учителей, специалистов сопровождения образовательной организации и родителей обучающихся. Поступление ребенка в образовательную организацию является одним из наиболее сложных периодов в его жизнедеятельности в физиологическом, социальном и психологическом планах. С началом школьной жизни ко всем первоклассникам предъявляются новые требования со стороны социума и семьи. У обучающихся впервые появляются социально значимые обязанности, с которыми они должны научиться справляться самостоятельно, без помощи родителей. Вместе с этим у первоклассников перестраивается и усложняется режим дня, появляются новые социальные контакты со взрослыми и сверстниками. Также вводятся новые правила поведения, появляется новое школьное пространство и новая ведущая деятельность - учебная. От успешности прохождения адаптационного периода в значительной мере зависит дальнейшая социализация ребенка. Часто проблемы в школе приводят первоклассника к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшению физического и/или психического здоровья. Такое развитие событий может неблагоприятно отразиться не только на формировании его личности, но и на том, как сложится его жизнь после школы. Целью статьи является изучение теоретических аспектов социально-психологической адаптации современных первоклассников к условиям школьной жизни. Под социально-психологической адаптацией к образовательной организации подразумевается процесс приспособления ребенка к изменяющимся условиям окружающей его среды. Следует помнить, что поступление в школу - это новый этап в жизни не только первоклассника, но и его семьи. У всех членов семьи меняется режим дня, появляются новые обязанности, новые социальные контакты (с учителем, администрацией школы, родителями одноклассников своего ребенка и др.). Поэтому столь важна роль учителя в оказании поддержки не только первокласснику, но его семье. В статье рассматриваются понятия «адаптация», «социально-психологическая адаптация», характеризуются основные составляющие, непосредственно влияющие на социально-психологическую адаптацию первоклассника к школьной жизни.

Ключевые слова: адаптация, первоклассник, социально-психологическая адаптация, готовность к обучению в школе, условия школьной жизни, ученик.

ЛппоШюп. Modern psychological and pedagogical research shows that various aspects of the adaptation of first graders to school life are a hot topic for discussion for teachers, support specialists of an educational organization and parents of students. The admission of a child to an educational organization is one of the most difficult periods in his life in physiological, social and psychological terms. With the beginning of school life, new requirements are imposed on all first graders from society and their family. For the first time, students have socially significant duties with which they must learn to cope on their own, without the help of their parents. At the same time, the first graders' daily routine is being restructured and complicated, new social contacts with adults and peers appear. Also, new rules of conduct are being introduced, a new school space and a new leading activity - learning -appear. The further socialization of the child largely depends on the success of the adaptation period. Problems at school often lead a first grader to a loss of emotional balance and even to a deterioration in physical and / or mental health. Such a development of events can adversely affect not only the formation of his personality, but also how his life will turn out after school. The purpose of the article is to study the theoretical aspects of the socio-psychological adaptation of modern first-graders to the conditions of school life. Under socio-psychological adaptation to the educational organization is meant the process of adaptation of the child to the changing conditions of his environment. It should be remembered that entering school is a new stage in the life of not only a first grader, but also his family. All family members change their daily routine, new responsibilities, new social contacts (with a teacher, school administration, parents of their child's classmates, etc.). Therefore, the role of the teacher in supporting not only the first grader, but his family is so important.

Key words: adaptation, first grader, socio-psychological adaptation, readiness to study at school, conditions of school life, student.

Введение. Многие исследователи в области психологии и педагогики уделяют большое внимание адаптационному периоду первоклассников при смене социальной ситуации развития - поступлении в школу (М.М. Безруких, И.А. Беличева, М.Р. Битянова, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, Т.В. Дорожевец, Н.А. Коробейников, Т.В. Костяк, М.А. Кувырталова, Л.С. Лусканова, М.А. Фадина и др.). Большинство из них придерживаются традиционного подхода к понятию «адаптация», которое обозначает «приспособлять, устраивать» [3, 5, 9].

Выделяют следующие формы адаптации к внешней среде:

- поиск благоприятной и комфортной среды для жизнедеятельности человека;

- изменения в окружающей среде, совершаемые человеком с целью перестройки согласно его потребностям;

- внутренняя личностная трансформация человека, которая помогает ему адаптироваться к окружающей его действительности.

Ход предшествующего развития будущего первоклассника обуславливает его готовность к школьному обучению. Для успешного включения в образовательный процесс ребенку необходимо владеть определенными знаниями и представлениями об окружающем мире, хорошей зрительно-двигательной координацией, мыслительными операциями, навыками планирования и саморегуляции поведения, речевым общением, проявлениями волевых усилий для выполнения поставленных перед ним учебных задач [6].

Недостаточная сформированность любого из показателей готовности ребенка к школе может отрицательно повлиять на его адаптационные возможности.

Изложение основного материала статьи. Школьная адаптация связана с определением показателей адаптированности ребенка и последующим объединением их в группы [8].

При физиологической адаптации показателями адаптированности являются улучшение динамики работоспособности в течение первых месяцев учебного года; отсутствие психосоматичеких жалоб и простудных заболеваний, нарушений сна, навязчивых движений и действий; хорошее самочувствие; эмоциональное равновесие.

Когнитивная адаптация включает в себя освоение обучающимся учебного материала в полном объеме; отсутствие выраженных проблем в учебной деятельности первоклассника.

Личностная адаптация подразумевает принятие первоклассником нового статуса ученика; отсутствие эмоционального напряжения; адекватную самооценку; умеренный уровень тревожности.

Успешная социальная адаптация подразумевает высокий социальный статус среди одноклассников; коммуникабельность; усвоенные школьные правила и нормы поведения в урочной и внеурочной деятельности.

У первоклассников отмечаются три уровня протекания адаптационного процесса:

- стихийная адаптация (проблема приспособления обучающихся к школе остается незамеченной педагогами и специалистами сопровождения);

- частично организованная адаптация (коррекционно-развивающие мероприятия проводятся эпизодически);

- организованная адаптация (система комплексного сопровождения всех участников образовательных отношений -обучающихся, педагогов, специалистов и родителей, с целью преодоления различных проблем у детей).

Традиционно выделяют физиологическую и социально-психологическую адаптацию. Г.М. Андреева рассматривает социально-психологическую адаптацию как освоение индивидом социально-психологических особенностей трудовой организации и взаимоотношений при вхождении в систему, сложившуюся в ней, а также успешное взаимодействие с членами сообщества [2].

А.М. Алексеева, М.Н. Ильина, О.Ю. Щелкова считают социально-психологическую адаптацию процессом приобретения личностью социально-психологического статуса и овладение индивидом различными социально-психологическими функциями [1]. Таким образом, авторы понимают желание человека чувствовать свою приобщенность к каким-либо социальным группам, взаимодействовать с людьми для самовыражения и сопоставления своих взглядов с взглядами других, активно участвовать в информационных процессах и пр.

Социально-психологическую адаптацию ребенка к образовательной организации также рассматривают как процесс его приспособления к новым условиям (меняется режим дня, свободного времени становится меньше, учебная деятельность преобладает над другими видами, появляются новые социальные контакты со сверстниками и взрослыми, первокласснику необходимо регулировать свое поведение в школе и дома).

С.А. Беличева, И.А. Коробейников, Г.Ф. Кумарина и др. школьную адаптацию рассматривают как частное явление социально-психологической адаптации, где первая может выступать как в роли следствия, так и в роли причины [3].

Основными составляющими, которые непосредственно влияют на социально-психологическую адаптацию первоклассника к условиям школьной жизни, являются:

Адаптация первоклассника к новому режиму дня.

У первоклассника изменяется привычный режим дня: появляются новые обязанности, необходимо слушать рекомендации учителя и выполнять задания на уроке, запоминать огромное количество информации, быть сосредоточенным на протяжении всего учебного дня, проявлять самостоятельность и быть ответственным.

Первоклассники находятся в том возрасте, когда «эмоции бьют через край», и может возникнуть эмоциональная неустойчивость, часто вызванная перегрузками в школе и дополнительными занятиями после нее. Это может привести к возникновению хронической усталости, быстрой утомляемости, рассеянности, снижению концентрации внимания, появлению нежелания учиться [7]. Сбалансированные нагрузки в течение дня позволят постепенно приучить организм ребенка к определенному распорядку, что оптимизирует психологическую адаптацию к школе. Правильное распределение нагрузки первоклассника поможет лучше усвоить учебный материал и повысить мотивацию к дальнейшему обучению [5].

Адаптация первоклассника к новому коллективу.

Большую часть своей жизни обучающиеся будут проводить в школе среди своих сверстников. Эмоциональный комфорт будет зависеть не только от успехов ребенка в обучении, но и от того, как будут складываться его отношения со сверстниками и взрослыми. Намного легче справляться с учебными нагрузками, когда рядом есть школьные друзья.

Значительную роль в успешной адаптации будут играть несколько факторов: личностные качества ребенка, умение и желание выстраивать дружеские отношения, адекватное поведение первоклассника в окружающей его обстановке, способность вступать в коммуникацию. Следует отметить, что первоклассники с опытом дошкольного обучения уже овладели в определенной степени опытом общения со сверстниками и им легче влиться в новый коллектив.

Совместная работа в классе предполагает интенсивное общение и совместную деятельность первоклассников как друг с другом, так и с педагогом. Не у всех первоклассников есть опыт такого взаимодействия. Они нуждаются в поддержке взрослых со стороны учителя и родителей.

В первом классе учебная деятельность и учебные задачи являются основными мотивами сотрудничества одноклассников. Со временем коллектив начинает жить своей жизнью, появляются свои традиции и расширяются общие интересы класса.

Адаптация первоклассника к учителю.

С момента поступления первоклассника в школу у него появляется новый значимый взрослый - учитель. Его оценка первоклассника будет влиять на характер отношений класса к данному ученику. Восприятие ребенком своих достижений влияет на его самооценку. Положительное отношение учителя к ученику укрепит его социально-психологическую позицию в классе. Несомненно, успехи каждого учащегося должны быть замечены учителем, а неудачи, недочеты и недостатки не должны стать достоянием всего коллектива. В этом будет состоять одна из задач учителя как профессионала - организовать грамотную систему отношений между школой и каждым учеником. Первоклассники остро реагируют даже на самую незначительную несправедливость со стороны учителя, находясь в эмоциональной зависимости от него. Первый учитель становится для ребенка центром его жизни. Положительная или отрицательная оценка достижений первоклассника педагогом будет напрямую влиять на характер отношений его родителей к нему дома. Успехи и достижения ребенка всегда искренне радуют родителей и ближайших родственников.

Адаптация первоклассника к школьной жизни.

У первоклассника появляется новое школьное образовательное пространство, где он будет проводить значительную часть дня. Ребенок, ранее посещающий дошкольную образовательную организацию и/или занятия по подготовке к школе на базе образовательной организации, в которой он учится в настоящее время, пройдет адаптационный период намного легче. При этом первокласснику будут знакомы требования к поведению на уроке и переменах, ему будет легче ориентироваться в пространстве класса и школы в целом [10].

В семейных условиях родителям необходимо сформировать у ребенка положительный образ нового статуса - ученика. Многие родители имеют свои собственные представления о том, как будет учиться их ребенок. Безусловно, для каждого родителя их ребенок - самый лучший. Очень важно, чтобы семья создавала и поддерживала положительный образ школы. От этого во многом будет зависеть мотивация ребенка к учению, его настроение и желание идти по утрам в школу, психологический комфорт в течение дня.

С трудностями социально-психологической адаптации может столкнуться каждый родитель первоклассника. Помочь своему ребенку адаптироваться к школе - главная задача его ближайшего социального окружения. Все дети сталкиваются со школьными неудачами. Родителям важно научить ребенка адекватно реагировать на школьные ситуации, особо «острые» проговаривать в доверительной обстановке с ребенком и быть максимально внимательным к его эмоциональному состоянию. При необходимости следует обратиться за помощью к учителю или школьному психологу [4].

Выводы. Благодаря успешной адаптации детей к школьной жизни обеспечиваются их равные стартовые возможности на начальном уровне обучения, формируется гармоническая личность, раскрываются возможности для успешной жизни в современном социуме. Успешное включение первоклассников в образовательный процесс можно рассматривать в качестве потенциального источника социальных изменений и возможной трансформации общества в настоящем и будущем.

Литература:

1. Алексеева, А.М. Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами дизонтогенеза / А.М. Алексеева, М.Н. Ильина, О.Ю. Щелкова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - № 31. - С. 64-71.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2000. - 345 с.

3. Диагностика школьной дизадаптации: Науч.-метод. пособие / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - Москва: Редакционно-издательский центр «Социальное здоровье России», 1993. - 127 с.

4. Екжанова, Е.А. Технологии успеха на старте школьного обучения: Руководство для психологов / Е.А. Екжанова, О.А. Фроликова / Под ред. Е.А. Екжановой. - Москва: Крылья, 2012. - 388 с.

5. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

6. Павлова, А.С. Психологическая готовность к школе первоклассников с задержкой психического развития как условие их адаптации к новой социальной ситуации развития / А.С. Павлова // Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города: Сборник статей. - М.: ООО «Издательство «Спутник+», 2011. - С. 95-99.

7. Приходько, О.Г. Особенности адаптации первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к условиям школьной жизни / О.Г. Приходько, А.С. Павлова, А.В. Миронова // Актуальные проблемы экопрофилактики в образовательной среде: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию научно-практической концепции «Экопрофилактика», Саратов, 10-11 сентября 2021 года. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2021. - С. 198-203.

8. Социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на различных возрастных этапах: материалы по курсу / А.С. Павлова. - Москва: МГПУ, 2020. - 56 с.

9. Фадина, М.А. Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя / М.А. Фадина, М.А. Кувырталова // Вестник науки и образования. -2018. - № 13 (49). - С. 72-75.

10. Zhuravleva, Zh. Study of the parental assessment of the adaptation of first-graders with health limitations to the educational organization, considering the features of the urban environment / Zh. Zhuravleva, A. Pavlova, A. Mironova, V. Hamanovich // Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. - Moscow, 2021. - С. 1023.

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ

ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические основы реализации дистанционного обучения в высшей школе, способы организации дистанционного обучения, методики и технологии, применяемые в рамках такой организации. Выявляется роль современного педагога в условиях традиционной и дистанционной педагогики. Определяется спектр проблем, существующих в российской дистанционной цифровой культуре, существующих в рамках высшего образования. В работе акцентируется внимание на проблеме разработке специального учебно-методического обеспечения дистанционного образования, указаны основные противоречия организации дистанционного обучения в период модернизации отечественного образования, представлены рекомендации относительно отбора, создания и утверждения учебно-методической литературы, необходимой для организации учебно-воспитательного процесса подготовки будущих специалистов, обучающихся дистанционно.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное обучение в высшей школе, психолого-педагогические основы дистанционного обучения, дистанционные технологии, традиционная педагогика.

Annotation. The article discusses the psychological and pedagogical foundations of the implementation of distance learning in higher education, ways of organizing distance learning, methods and technologies used within such an organization. The role of a modern teacher in the conditions of traditional and distance pedagogy is revealed. The range of problems existing in the Russian distance digital culture, existing within the framework of higher education, is determined. The paper focuses on the problem of developing special educational and methodological support for distance education, identifies the main contradictions of the organization of distance learning during the modernization of domestic education, provides recommendations on the selection, creation and approval of educational literature necessary for the organization of the educational process of training future specialists studying remotely.

Key words: distance learning, distance learning in higher education, psychological and pedagogical foundations of distance learning, distance technologies, traditional pedagogy.

Введение. Тенденции развития современного общества непременно воздействуют на изменения взглядов и подходов к организации высшего профессионального образования, а также к формам его организации. Сегодня перед студентом открываются значительные возможности, позволяющие максимально реализовывать его потенциал. Данные возможности достигаются наличием не только очной и заочной форм обучения студентов, но и благодаря развитию дистанционного образования, в том числе - электронного обучения, в современном образовательном пространстве.

На основе современных исследований, посвященным проблемам информатизации и модернизации высшего образования можно утверждать, что многие развивающиеся страны мира развитие национальных образовательных и международных образовательных систем связывают с активной реализацией технологии дистанционного обучения. Зарубежные вузы практику применения вышеуказанной технологии осуществляют уже около 20-25 лет. Возможность развития дистанционного национального и международного образования связана с появлением более мощных и высокоскоростных компьютеров, каналов связи, информационных и коммуникационных технологий. Возможность реализации международного дистанционного образования основана на базе развития сетевых технологий обучения.

Изложение основного материала статьи. Дистанционное обучение является приоритетным в современных реалиях. Дело в том, что подобная система обучения способна минимизировать риски пропуска учебных занятий студентов, а также максимизировать его самостоятельную деятельность в рамках образовательного процесса и приобретение профессиональной квалификации. Дистанционное образование обладает рядом преимуществ и недостатков, которые необходимо учитывать при внедрении его технологии в образовательный процесс, особенно учитывая специфику направление подготовки обучающихся, на которые направлены технологии дистанционного образования [1].

Технологии дистанционного образования предусматривает возможность нахождения каждого из субъектов образовательного процесса на расстоянии друг от друга, что реализовывается посредством компьютерных и цифровых технологий, видеокамер, и т.д. Дистанционное образование уже давно применяются в практике многих зарубежных школ, высших учебных учреждений, колледже и т.д. В России же применение таких технологий является не повсеместным, несмотря на то, что существует отдельные институты дистанционного обучения, частично и внедрены технологии такого обучения в рамки традиционных университетов. Однако ситуация, сложившаяся с появлением определенных обстоятельств, требующих нахождение дома всех членов общества (в связи с возникновением пандемии Covid-19), приблизила российское образовательное сообщество к применению дистанционных технологий в современном высшем образовании. В связи с этим возник ряд проблем, существующих в современных реалиях:

- недостаточная материальная конструктивная база, которая необходима для реализации технического оснащения дистанционного обучения как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся;

- недостаточная осведомленность педагогов о способах и методах организации учебного процесса посредством дистанционных технологий, а также их неопытность в этом вопросе;

- недостаточно вовлеченность педагогов, представители традиционной педагогики, в процесс организации образовательного процесса посредством дистанционных технологий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.