Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / АВТОБУС / ТРАМВАЙ / МЕТРОПОЛИТЕН / ТРОЛЛЕЙБУС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котова С.И.

В статье анализируется современное состояние внутригородского пассажирского транспорта, используя методы экономического анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА»

4. Родичева В.Б. Эволюционная парадигма политики рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.

5. Россия покатится по наклонной // газета.ги [Электронный ресурс] : http://www. gazeta. ru/business/2015/01/30/6394193. shtml

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 02.05.15)

7. ЦБ РФ держит наготове снижение норм резервирования и беззалоговые кредиты // Банки.ру. Информационный портал [Электронный ресурс]: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=7754187

8. Швейцарский ЦБ ввел отрицательную процентную ставку по бессрочным депозитам // Интерфакс [Электронный ресурс]: http://www.interfax.ru/business/413881

9.Юдаева К.В. О денежно-кредитной политике Банка России на современном этапе // Деньги и кредит. - 2014. - № 6. - с. 13-14.

Котова С. И. студент 4 курса

Московский автомобильно-дорожный Государственный

технический университет Россия, г. Москва

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО

ТРАНСПОРТА

Аннотация: В статье анализируется современное состояние внутригородского пассажирского транспорта, используя методы экономического анализа.

Ключевые слова: транспорт, автобус, трамвай, метрополитен, троллейбус

Транспорт представляет собой отрасль материального производства, которая обеспечивает потребность общества в перемещении людей и грузов. В общем, транспорт подразделяют на два вида, транспорт общего пользования и необщего. Транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. Транспорт необщего пользования (ведомственный) - транспорт, осуществляющий, как правило, перевозки грузов и пассажиров своей организации. Исследование транспортной системы остается актуальным, так как является необходимым инструментом для решения самого широкого спектра социальных, экономических, политических и оборонных задач.

В Российской Федерации значение транспорта велико, так как именно транспорт объединяет различные регионы нашей огромной страны в единое государство. Он обеспечивает нормальное функционирование экономики,

повышение эффективности общественного производства, создает условия для рационального размещения производительных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей к источникам сырья и районам потребления продукции. Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных связей. Следовательно, транспорт является одним из главных государствообразующих факторов.

В современном мире транспорт играют важную роль, так как обеспечивает высокую эффективность общественного производства, нормальное функционирование экономики, укрепления и сохранения единства нашей страны и укрепление связей с внешним миром.

В настоящее время существует виды транспорта:

1) Наземный, который использует в качестве естественной опоры для путей сообщения поверхность земли. Он подразделяется на дорожный железнодорожный. К дорожному транспорту относятся автомобильный, трамвайный, троллейбусный, электромобильный транспорт

2) Водный, где передвижения судов проходит по водной среде. К нему относится морской и внутренний водный транспорт

3) Воздушный, используется для передвижения воздушных судов о воздушной среде

4) Транспорт, использующий для движения искусственно созданную среду. К нему относится метрополитен, трубопроводный транспорт.

По объекту перевозки различают пассажирский и грузовой транспорт. Так грузовые перевозки предназначены для рационального распределения по территории страны производственных сил, которые учитывает необходимое приближение к районам потребления продукции и источникам сырья предприятий разных отраслей экономики, что в свою очередь позволяет развиваться сельскому хозяйству, промышленному производству, торговли.

Пассажирский транспорт является частью единой транспортной системы. Для пассажира пользование транспортом связанно с экономией времени и сил, затрачиваемых на передвижение. Хорошо развитая пассажирская транспортная система стимулирует подвижность населения, что ведет к выравниванию темпов экономического роста и инвестиционной привлекательности. Но, к сожалению, в нашей стране с каждым годом граждане отдают предпочтение личному транспорту, что ведет к ряду проблем, с которыми мы сталкиваемся на дорогах и количество перевозок общественным транспортом существенно сокращается.

Таблица 1. Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Транспорт - всего 39120 30128 26647 25315 24957 22850 22043 21891 21347 19590

в том числе:

железнодорожный1 ) 1335 1339 1339 1282 1296 1137 947 993 1059 1080

автобусный (включая маршрутные такси)2) 21018 16374 14734 14795 14718 13704 13434 13305 12766 11551

таксомоторный 10 6 7 8 7 7 8 5 6 4

трамвайный 5804 4123 3267 2660 2537 2217 2079 2004 1928 1629

троллейбусный 6680 4653 3775 2972 2733 2414 2206 2152 2051 1735

метрополитен 4211 3574 3466 3528 3594 3307 3294 3351 3446 3491

внутренний водный 25 21 20 21 20 17 16 14 14 13

воздушный3) 35 37 40 47 51 47 59 66 76 86

Анализ статистических данных табл. 1 показал, что в течение последнего десятилетия наблюдается неустойчивая по годам тенденция к снижению объемов перевозок пассажиров всеми видами общественного транспорта, за исключением воздушного транспорта.

Анализ структуры пассажиропотока по видам транспорта общего пользования за 2004 г. свидетельствует о том, что большую долю в пассажиропотоке занимает автобусный транспорт и составляет 53,7%, тенденция за январь-сентябрь 2014г не изменилась, так как объем перевозок автобусным сообщением намного превосходит все остальные виды транспорта и занимает первое место по количеству перевезенных пассажиров это количество составило 66,3%.

Всего за период с 2004 по 2013 гг. перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования сократились на 50,1%.

Проанализировав данные по пассажирским перевозкам за период с 2004 по 2014 гг., можно отметить, что наименьшее число пассажирских перевозок всеми видами транспорта пришлось на 2013г. и составило 19590 млн. человек.

Наибольшую долю в структуре пассажирских перевозок по видам транспорта общего пользования занимают автобусный транспорт. Это обуславливается тем, что автобусный пассажирский транспорт

предоставляет возможность устанавливать связь не только в пределах города, но и осуществлять междугородние перевозки.

Второе место в пассажирских перевозках за период 2004-2006 гг. занимал троллейбусный транспорт и с 2007 по январь-сентябрь 2014 второе место по праву принадлежит метрополитену, доля которого за 3 квартала 2014 г. составила 17,8%, это говорит о том, что данный вид общественного транспорта позволяет осуществлять быстрое и надежное перемещение граждан при дальних поездках внутри города.

На протяжении всего рассматриваемого периода наблюдается серьезное снижение пользования наземным электрическим видом транспорта, если в 2004г данным видом транспорта пользовалось 12484 млн. человек, то к 2014г это число сократилось на 9120 млн человек.

Железнодорожного транспорта, то за период с 2004 по 2013 года пассажирские перевозки этим видом транспорта сократились на 19,1 %. Это было вызвано, прежде всего, удорожанием стоимости проезда (в большей степени, чем у автомобильного транспорта). В результате число пассажирских перевозок сократилось не только на дальние расстояния, но и в пригородном сообщении.

На последнем месте по пассажирским перевозкам расположились внутренний водный и таксомоторный виды транспорта. Наименьшую долю перевозок в общем объёме пассажирских перевозок занимает таксомоторный транспорт, и составляют они меньше 1%. Внутренний водный транспорт имеет также наименьшую долю в пассажирских перевозках, это связано, прежде всего, с сезонностью работы данного вида транспорта.

В последние десятилетие объемы стали падать в связи с экономическим кризисом и ухудшения материального положения населения. Падение произошло на всех видах транспорта.

Пассажирский транспорт на основании отраслевых нормативно-технических документов по классу дальности подразделяется:

- городское сообщение (в пределах административных границ города, иного населенного пункта)

- пригородное сообщение (удаление до 50 км от границ города)

- междугородное сообщение с подразделением его на внутриобластное и межобластное (в пределах двух или более субъектов Российской Федерации)

- международное сообщение (за пределы территории РФ) с подразделением его на сообщении со странами СНГ и за его пределами

Городской пассажирский транспорт имеет важную социальную и экономическую роль, поскольку его функционирование предназначено для удовлетворения потребностей населения в передвижении необходимого предела города. Общественный или массовый городской транспорт включает в себя метрополитен, автобусы, троллейбусы, трамваи, городские железные дорого, монорельсовые дороги. Городской пассажирский транспорт (ГПТ) общего пользования обеспечивает основную часть

трудов х поездок населения и является ва ней ей составной часть городской инфраструктуры. Число городов и поселков городского типа, имеющих внутригородское сообщение 1596.

Городской электрический транспорт функционирует в 153 городах (в том числе трамвайный в 61, троллейбусный 85, метро в 7городах). На конец, 2013 года протяженность трамвайных путей составила 2497 км, троллейбусных линий 4826 км, путей метрополитена 512 км.

Метрополитен является внеуличным, преимущественно подземным пассажирским электрическим транспортом. Основной особенностью являются высокая провозная способность, в среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов. Этот показатель является наивысшим в мире. Обеспечивает быстрое, безопасное, комфортабельное и надежное передвижение пассажиров, так минимальный интервал движения между поездами составляет 90 секунд и средней эксплуатационной скоростью поездов 41,61 км/ч.

Трамвай считается уличным рельсовым видом общественного транспорта для перевозки пассажиров. Трамвай обладает высокой провозной способностью, и при достаточно высоком показателе пассажиропотока, эксплуатация трамвая обходится намного дешевле остальных наземных видов транспорта. Но при низких затратах в использовании трамвая, трамвайная линия намного дороже и требует постоянного обслуживания, а неправильное размещение трамвайных путей ведет к неблагоприятной организации движения.

Троллейбус - безрельсовое транспортное средство с электрическим приводом, получающее электрический ток от независимого источника питания. Троллейбус считается экологически чистым видом электрического транспорта, который не загрязняет атмосферу города, но контактная сеть не позволяет данному виду транспорта обладать высокой маневренностью и осуществлять работу с многочисленными вариантами движения подвижного состава. Электрический двигатель работает в несколько раз экономичнее и не так шумно, способен без проблем трогаться с места и быстро набирать скорость без переключения передач.

Автобус - безрельсовое механическое уличное транспортное средство. Автобусу не требуется специальные подвесные провода, либо путевых устройств для движения. Он является одним из основных видов транспорта общего пользования, так как обладает высокой маневренностью, быстрым и удобным пассажиро-обменом, независимостью работы от других видов транспорта, в силу каких-либо изменений в рабочее время, существует возможность изменить направление маршрута или выпустить резервный подвижной состав.

Каждый вид внутригородского общественного транспорта индивидуален, но при сравнении обладает несколькими идентичными показателями. Привлекательность в общественном транспорте для

пассажиров во многом зависят от использования наиболее подходящих видов транспорта в каждом конкретном случае. В табл. 2 мы можем сравнить виды городского пассажирского транспорта по различным показателями.

По данным табл. 2 видно, что каждый вид городского пассажирского транспорта имеет положительные и отрицательные качества. Так метрополитен самый быстрый и экологически чистый вид транспорта, но при этом требует больших вложений для нормального функционирования. Автобус обладает высокой маневренностью и при заторах не зависит от других видов транспорта на трассе маршрута, но обладает высокими эксплуатационными расходами, так как требует ежедневного подачу топлива.

Таблица 2. Сравнительные характеристики различных видов ГОТ

Показатель Вид ГОТ

Автобусный Троллейбусный Трамвайный Метрополитен

Средняя скорость сообщения, км/ч 19 18 17 36

Изолированность от Отсутствует Частичная (на Полная

транспортного потока изолированно м полотне)

Возможность Имеется Ограничена Существенно Отсутствует

оперативной ограничена

корректировки

маршрута

Устойчивость работы Сохраняется Частичная Отсутствует

при заторах на трассе

маршрута

Возможность Имеется Отсутствует

комбинированного

движения на маршруте

Возможность быстрого Имеется Отсутствует

маневра подвижным

составом

Экологичность Низкая Средняя Высокая

Затраты на организацию движения (обустройство Практическ и Умеренные Средние Высокие

трассы) отсутствует

Потребность в Движение организуется по Полоса отвода Полоса

городских землях существующим улицам 7,4...6,8 м отвода 12 м (только на

открытых линиях)

Потребность в Имеется Отсутствует

ежедневной заправке

топливом

Безопасность перевозок Удовлетворительная Высокая

Возможность Практически исключена

безбилетного проезда

пассажиров

Индекс затрат на

перевозки (автобус принят за единицу): 1 2,5 6 35

Капитальные на 1к пути Себестоимость перевозок 1 1,1 1,2 2

Необходимость в

инвестициях и

эксплуатационных

затратах: Имеется Имеется Имеется Имеется

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подвижной состав Отсутствует Имеется Имеется Имеется

Контактно -кабе льная

сеть Отсутствует Отсутствует Имеется Имеется

Путевое хозяйство Отсутствует Отсутствует Отсутствует Имеется

Специальное

сооружение

Троллейбус и трамвай ограничены в быстрой корректировки маршрута, но при этом не требуют высоких затрат на организацию движения. Поэтому подход в изучении внутригородского пассажирского транспорта индивидуален и каждый требует значительного внимания.

Значение внутригородского общественного транспорта в деятельности любого государство трудно переоценить. Потребность в городском пассажирском транспорте безгранична в условии значительного роста городов, так как их территориальные размеры превышают зону пешеходной доступности городского центра. В последние время люди отдают предпочтению личному транспорту и количество граждан, пользующиеся общественным транспортом падает, поэтому для удовлетворения потребностей в перевозках пассажир учитывает все характерные показатели каждого вида городского транспорта, а для того, чтобы динамика перевозки пассажиров начала возрастать, то необходима модернизация общественного транспорта, улучшение их специфических показателей необходима для привлечения большего числа пассажиров.

Использованные источники:

1. Podhalyuzina V.A. ANALYSIS OF THE STATE OF THE RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY // THE FIRST INTERNATIONAL CONFERENCE ON ECONOMIC SCIENCES. - Vienna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education gmbh, 2014. - p. 165-169.

2. Podhalyuzina V.A. AUTOMOTIVE INDUSTRY IN DEVELOPING COUNTRIES // HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES IN EUROPE: ACHIEVEMENTS AND PERSPECTIVES 2ND INTERNATIONAL SYMPOSIUM. - Vienna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education gmbh, 2014. - p. 153-159.

3. Podhalyuzina V.A. HISTORY OF THE RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY // THE FIRST INTERNATIONAL CONFERENCE ON HISTORY AND POLITICAL SCIENCES. - Vienna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education gmbh, 2014. - p. 75-80.

4. Подхалюзина В.А. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АВТОПРОМА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ // Экономика и социум. - 2014. - №1-2(10). - С. 551-557.

5. Подхалюзина В.А. О МЕРОГОШ1ТИЯХ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИТОКА ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ АВТОМОБИЛЬНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (МАДИ) . -2015. - №1(40). - С. 63-68.

6. Подхалюзина В.А., Дрейцен М.А. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА НА БАЗЕ АНАЛИЗА «ХОЗЯЙСТВЕННОГО БИЗНЕС-ПОРТФЕЛЯ» // Транспортное дело России. - 2014. - №2. - С. 28-29.

Котова С. И. студент 4 курса

Московский автомобильно-дорожный Государственный

технический университет Россия, г. Москва

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКА В МОСКВЕ

Аннотация: В статье проводится выбор и обоснование методов прогнозирования пассажиропотока в Москве, а также составляется прогноз на следующий год.

Ключевые слова: транспорт, автобус, трамвай, метрополитен, троллейбус

Огромное значение в развитие транспортной отрасли и в экономике в целом играет прогнозирование, которое помогает предвидеть последствия принимаемых решений, а, следовательно, снизить негативные факторы и простимулировать воздействие положительных факторов.

Прогнозирование - это оценка, предвидение, предсказание будущего развития избранного объекта управления. Основной целью в прогнозировании является формирование научных предпосылок принятия управленческих решений. С помощью прогнозирования можно научно обосновать картинку будущего, опираясь на процессы нынешнего периода и выбирать необходимые направления деятельности с учетом прогнозных оценок.

В настоящее время используется огромное число методов прогнозирования. Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. По степени формализации методы прогнозирования делятся на формализованные и интуитивные. Интуитивные методы применяются тогда, когда информация количественного характера об объекте прогнозирования отсутствует или носит в основном качественный характер и влияние факторов невозможно описать математически. Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул. Формализованные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.