УДК 338.467.4:656(470.57)
особенности функционирования предприятий
сферы услуг пассажирских перевозок
в республике башкортостан
Е. А. РЕШЕТНИКОВА,
аспирант кафедры региональной экономики и управления
E-mail: lenareshetnikova@list. ru Уфимская государственная академия экономики и сервиса
В статье анализируются тенденции работы предприятий сферы услуг пассажирских перевозок в Республике Башкортостан в период глобального экономического кризиса. В рамках анализа проводится оценка динамики основных технико-экономических показателей предприятий городского общественного и электрического транспорта, выявлена природа факторов, способных повлиять на уровень их конкурентоспособности.
Ключевые слова: сфера услуг, пассажирские перевозки, городской общественный транспорт, городской электрический транспорт, конкурентоспособность.
Анализ современного состояния отечественных предприятий сферы услуг, функционирующих в нестабильной экономической среде, показывает, что одним из условий их выживания является адаптация к объективным изменениям внешних условий.
Общеэкономические проблемы, такие как падение платежеспособного спроса, инфляция, непропорциональный рост стоимости сырья, топливно-энергетических ресурсов, некоторых видов услуг, значительно осложнили деятельность предприятий индустрии сервиса, в том числе и транспорта.
Особо следует отметить проблемы, связанные с функционированием городского общественного транспорта (ГОТ). Эта сфера деятельности носит социальный характер, накладывающий определенные ограничения на возможность роста цен и тари-
фов на перевозки. Кроме того, для ГОТ характерна негибкая организационная структура предприятий и всей системы управления, основанная часто на государственной и муниципальной собственности. Что касается городского электрического транспорта, то здесь остро стоят вопросы, связанные с усилением автомобилизации городов, а также наличием значительных категорий населения, пользующихся льготами для проезда на транспорте.
Результатом этих негативных для развития предприятий в сфере пассажирских перевозок тенденций явилось отсутствие динамичного финансирования данной сферы в полном объеме, что привело к устареванию подвижного состава. Указанные процессы не могли не оказать воздействия на его конкурентоспособность и долю на рынке транспортных услуг.
Современное состояние сферы услуг пассажирских перевозок в Республике Башкортостан. Транспортная система Башкортостана является одной из крупных и стабильно функционирующих в стране. Ежегодно увеличивается объем пассажирских перевозок и грузооборота, повышаются качество, конкурентоспособность и безопасность предоставляемых транспортных услуг. Башкортостан имеет развитую сеть железнодорожного, автомобильного, речного и авиационного транспорта.
Перевозки пассажиров в республике осуществляются разными видами транспорта. Большую роль в обеспечении перевозок на дальние рассто-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
яния и в пригородном сообщении играет железнодорожный транспорт, на который приходится четверть пассажирооборота всех видов общественного транспорта. В 2010 г. пассажирооборот на железнодорожном транспорте составил 1,7 млрд пассажиро-километров, что на 6,9 % меньше, чем в 2009 г. [5]1. Количество отправленных пригородных поездов сократилось с 23,2 тыс. в 2009 г. до 16,8 тыс. в 2010 г. Доля поездов в пригородном сообщении, отправленных с опозданием, невелика - 1 %, однако среднее время опоздания весьма ощутимо (21 мин.).
За 2010 г. перевезено 5,9 млн пассажиров, что меньше чем за 2009 г. на 14,5 %. Снижение связано с уменьшением пассажирского потока в пригородном сообщении (на 17,6 %), которое составляло 76,3 % объема всех видов сообщений.
В 2010 г. возобновились региональные воздушные перевозки между столицей и крупными городами республики (Сибай, Нефтекамск).
Возрождение авиационного сообщения с республиканскими аэропортами, а также сотрудничество с ведущими российскими авиакомпаниями позволили ОАО «Международный аэропорт «Уфа»» обслужить свыше 1,5 млн пассажиров, что на 23,3 % больше, чем в 2009 г. Вместе с тем в связи с метеоусловиями график вылета воздушных судов не выдерживался: с опозданием были выполнены 16,8 % международных и 11,5 % внутренних авиарейсов.
Услугами водного транспорта в 2010 г. воспользовались 972 тыс. пассажиров, что на 86,5 тыс. (8,2 %) меньше, чем в 2009 г. В навигационный период 2010 г. на внутреннем водном транспорте были организованы дальние круизы продолжительностью до 17 дней, а также шестидневные речные поездки до г. Казани. Популярностью пользовались ежедневные прогулочные рейсы и маршруты выходного дня по рекам Белая и Уфимка. В 2010 г. в г. Уфе по реке Уфимка была открыта новая линия в микрорайон Уфы «Сипайлово».
Динамика маршрутной подвижности населения по видам транспорта общего пользования за 20002010 гг. в республике представлена в табл. 1 [4].
Как видно из табл. 1, в перевозках пассажиров по видам транспорта общего пользования преобладает автобусный пассажирский транспорт, кроме того, каждое из направлений характеризуется снижением активности со стороны пользователей
1 Здесь и далее используются данные Башкортостанстата.
Таблица 1
Перевозка пассажиров по видам транспорта
общего пользования по годам, млн чел.
Вид 2000 2005 2007 2008 2009 2010
транспорта
Железнодорож- 8,9 10,2 9,7 9,3 6,9 5,9
ный
Автобусный* 387,6 530,1 567,9 590,3 497,7 472,5
Таксомоторный** 0,4 0,2 0,2 0,1 - -
Троллейбусный 184,7 173,0 132,4 127,5 108,3 69,6
Трамвайный 136,5 96,1 61,3 59,8 52,0 40,8
Внутренний 0,2 0,2 1,0 1,1 1,1 1,0
водный
Воздушный 0,3 0,4 - - - -
Всего 718,6 810,2 772,5 788,1 666,0 589,8
* Включая перевозки пассажиров, выполненные автобусами,
находящимися в собственности малого предпринимательства,
привлеченными к работе на маршруты общего пользования.
** По предприятиям ГУП «Башавтотранс».
*** С 2007 г. - по организациям всех видов экономической
деятельности.
транспортом в условиях автомобилизации и нестабильной рыночной среды в период 2008-2010 гг.
Тенденции развития городского общественного транспорта в Республике Башкортостан. Городской общественный транспорт является важнейшим элементом инфраструктуры любого современного города. По видам общественный городской транспорт можно разделить на:
- автомобильный - автобусы, маршрутные такси;
- наземный электрический - городские электрички, трамваи, троллейбусы;
- подземный электрический - метро. Основными видами городского пассажирского
транспорта в Республике Башкортостан, как и по России в целом, являются автобусы и троллейбусы. При этом считается оптимальным соотношение перевозочной работы: автобусами - 60 %, троллейбусами - 40 % [1].
Рассмотрим основные показатели, характеризующие работу ГОТ в республике. Так, в 2005 г. объем перевозок составил 508,7 млн чел., в 2007 г. - снизился до 434,4 млн чел., а в 2010 г. - до 261,2 млн чел. Это официальные данные, к которым нужно относиться с осторожностью из-за завышения муниципальными перевозчиками объемов перевозок льготных категорий населения и без учета объемов перевозки пассажиров частными перевозчиками, привлеченными к работе на маршруты общего пользования.
Наметившееся снижение объемов перевозок на муниципальном ГОТ обусловлено активным
развитием частных перевозчиков и ростом автомобилизации (рис. 1).
Структура перевозок пассажиров транспортом общего пользования внутригородского сообщения представлена в табл. 2.
Автобусами общего пользования за 2010 г. перевезено 472,5 млн чел., что на 5,1 % меньше, чем в 2009 г., в том числе крупными и средними организациями - 184,2 млн чел. (на 19,4 % меньше); автобусами, находящимися в собственности субъектов малого предпринимательства, - 288,3 млн чел. (на 7,1 % больше). Пассажирооборот составил 4 437,0 млн пасс.-км, что на 3,1 % меньше уровня 2009 г.
Вследствие снижения транспортной работы автобусами ГУП «Башавтотранс» за 2010 г. выполнено на 718,8 тыс. рейсов меньше (на 11,7 %), чем в 2009 г.
Городским электрическим транспортом (ГЭТ) в 2010 г. было перевезено свыше 110,4 млн чел., из них троллейбусами - 69,6 млн чел. (64,3 % к 2009 г.), трамваями - 40,8 млн чел. (78,5 %). Снижение
Рис. 1. Число собственных легковых автомобилей на 1 000 чел. населения в 2000-2010 гг, по данным МВД России о числе зарегистрированных легковых автомобилей в собственности граждан
Таблица 2
Структура перевозок пассажиров транспортом общего пользования внутригородского сообщения по годам, %
Вид транспорта 2000 2005 2007 2008 2009 2010
Автобусный* 47,8 47,0 55,2 55,6 53,4 57,4
Таксомоторный 0,1 0,0 0,0 0,0 - -
(включая пригородный)
Троллейбусный 30,0 34,0 30,5 30,0 31,3 26,6
Трамвайный 22,1 19,0 14,1 14,1 15,0 15,6
Внутренний 0,0 0,0 0,2 0,3 0,3 0,4
водный
* Без учета автобусов, находящихся в собственности субъектов малого предпринимательства, привлеченных к работе на маршруты общего пользования.
** С 2007 г. - по организациям всех видов экономической деятельности.
объемов перевозок пассажиров на трамвайном и троллейбусном транспорте происходит начиная с 2001 г.
Наметившаяся тенденция снижения маршрутной подвижности на муниципальных средствах ГОТ (рис. 2) проявится еще резче в последующих годах, так как потребность в передвижении сохранится, но произойдет перераспределение пассажиропотоков между общественным и индивидуальным транспортом. Изменение структуры маршрутной подвижности по видам ГОТ, в частности низкая доля перевозок муниципальным транспортом, является следствием отсутствия целенаправленной городской политики.
Общее количество автобусов, обеспечивающих пассажирские перевозки, составляет порядка 2 500 ед. С 2001 по 2007 г. количество транспортных средств в республике увеличилось более чем на четверть, в том числе автобусов - на 33 %, легковых автомобилей - на 27 % [2]. Количество же электротранспорта находится в среднем на одном и том же
Рис. 2. Маршрутная подвижность населения Республики Башкортостан в 2000-2010 гг по основным видам транспорта общего пользования (число поездок пассажиров в расчете на одного человека населения по основным видам транспорта общего пользования в год)
Таблица 3
Наличие подвижного состава городского
электрического транспорта Республики Башкортостан в 2000-2010 гг.
Транспортное средство 2000 2005 2007 2008 2009 2010
Трамвайные вагоны 383 335 319 294 240 238
Троллейбусы 359 393 388 375 381 384
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя к ЪР*?жг(Ъ4
57
вайный) наиболее экономичный и дешевый, не загрязняет окружающую среду. Он экономичнее автобуса, потребляет немного энергии, надежнее и проще в эксплуатации, чем остальные виды транспорта. Городской электрический транспорт проще по устройству, чем автобусы, техническое обслуживание менее трудоемкое, а пуск в холодное время года не создает проблем [3].
Если анализировать структуру парка ГЭТ в зависимости от срока службы, она свидетельствует об ослаблении внимания к этой важной составляющей городского общественного транспорта, отсутствии грамотной транспортной политики и недальновидности местных властей в отношении ГЭТ (рис. 3 и 4).
Таким образом, современное состояние ГОТ Республики Башкортостан является весьма неоднозначным. Структурные изменения, касающиеся форм собственности владельцев транспортных средств, привели к тому, что все чаще на улицах города можно встретить частный транспорт. В связи с этим проблема сочетания форм собственности является не только и не столько муниципальной, сколько государственной.
85 84,9
70'8 65 65,5 66
29,2
35
34,5
34
15
15,1
2000
2005
2007
2008
2009
2010
□ Сверх нормативного срока службы
□ В пределах нормативного срока службы
Рис. 3. Структура парка трамваев в зависимости от срока службы в 2000-2010 гг, %
53,8
56,3
-46,2 43,.
50 50
53,8
58,5
52,8
46,2
41,5
47,2
2000 2010
□ Сверх нормативного срока службы
□ В пределах нормативного срока службы
Рис. 4. Структура парка троллейбусов в зависимости от срока службы, %
Активно развиваясь, частный транспорт начинает оказывать существенное конкурентное воздействие на работу муниципальных перевозчиков. Он более мобилен, экономически эффективен, быстрее реагирует на запросы потребителей. Но при существующих плюсах развитие частных перевозчиков затрагивает противоречивые интересы разных частей городского сообщества: в развитии частного транспорта больше заинтересована платежеспособная, экономически активная часть населения, в торможении этого развития - социально незащищенные слои населения, активно пользующиеся льготами. Особенно острой становится эта проблема в условиях экономического кризиса.
В связи с этим основной задачей для муниципалитета является решение вопроса о сочетании форм собственности предприятий транспорта либо выделении приоритетной формы (муниципальной или частной) развития ГОТ для достижения наибольшей эффективности оказания транспортных услуг.
Для качественного обслуживания пассажиров транспортные средства должны обладать следующими характеристиками: комфортабельностью проезда, высокой скоростью передвижения, возможностью перевозки багажа, достаточным отоплением, вентиляцией салона, хорошей обзорностью местности, шумоизоляцией, отсутствием задымленности.
Очевидно, что этим требованиям сегодня соответствуют не все средства городского общественного транспорта, находящиеся в распоряжении транспортных предприятий городов республики. В свою очередь обновление парка транспортных средств способствует увеличению провозных возможностей предприятий и повышению их конкурентных преимуществ.
Важно отметить, что на конкурентоспособность предприятий сферы услуг пассажирских перевозок ГОТ и ГЭТ, а точнее на их качество и формирование цены услуги, влияет и техническое состояние дорожно-транспортной сети. Так, неудовлетворительное состояние городских дорог способно привести к быстрому износу подвижного состава, что неизбежно приводит либо к ухудшению качества перевозок, либо к увеличению себестоимости поездки за счет систематических затрат на ремонт и диагностику транспортных средств. Следствием этого может стать увеличение тарифов на проезд, что в условиях нестабильной экономи-
ческой среды приводит к обострению социальных противоречий.
Огромное значение для повышения эффективности деятельности и развития сферы услуг городских пассажирских перевозок в современных условиях имеют качественная подготовка квалифицированных кадров, проведение фундаментальных и прикладных исследований.
Очевидно, полностью отказаться от городского общественного транспорта невозможно. Поэтому он должен стать неотъемлемой частью городской системы как достойный конкурент иным видам транспорта.
Список литературы
1.Морозова Т. Г., ИвановаН. В., КомовВ. Э., Сорокина Т. Ф., Тупчиенко В. А. Городское хозяйство: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.
2. Официальный сайт ГУП «Башавтотранс» -http://bashauto. ru.
3. Пикулькин А. В. Экономика муниципального сектора: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
4. Республика Башкортостан в цифрах в 2010 году: комплексный сборник - http://www. bashstat. ru/ BGDF/RB08/issWWW.exe/Stg/d000/i000180r. htm.
5. Транспорт и связь в Республике Башкортостан: стат. сб. Уфа: Башкортостанстат, 2011.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>теЯ те ЪР*?жгеЪ4
59