Научная статья на тему 'Тенденции развития транспортного комплекса России'

Тенденции развития транспортного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ / АНАЛИЗ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРЕДЛОЖЕНИЯ / THE TRANSPORT COMPLEX OF RUSSIA / ANALYSIS / PUBLIC PROGRAM / PROPOSALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юкиш В.Ф.

На основе анализа показателей транспортного комплекса России за 2001-2013 гг. и реализуемой государственной программы в этой отрасли экономики охарактеризованы тенденции развития, сформулированы выводы и сделаны предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития транспортного комплекса России»

Юкиш В.Ф. ©

Доцент, кандидат экономических наук, кафедра экономических теорий, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Аннотация

На основе анализа показателей транспортного комплекса России за 2001-2013 гг. и реализуемой государственной программы в этой отрасли экономики охарактеризованы тенденции развития, сформулированы выводы и сделаны предложения.

Ключевые слова: транспортный комплекс России, анализ, государственная программа, предложения.

Keywords: the transport complex of Russia, analysis, public program, proposals .

Транспортная система страны является стратегической отраслью экономики. К транспортному комплексу страны относятся различные виды транспорта и транспортной инфраструктуры (дорожная сеть, подвижной состав). Существуют следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, внутренний водный, воздушный. В отдельную группу выделяют пассажирский электрический транспорт: трамвайный, троллейбусный, метрополитен. Все виды транспорта подразделяются на грузовой и пассажирский. Автомобильный общественный пассажирский транспорт включает автобусные и таксомоторные перевозки. Кроме того, по обслуживаемым территориям транспорт бывает внутригородским, пригородным, междугородним (дальним) и международным.

Транспорт предназначен для перевозки грузов и пассажиров. Грузовые перевозки обеспечивают перемещение грузов для функционирования различных отраслей экономики страны. Они доставляют предприятиям материальные ресурсы и отвозят потребителям готовую продукцию. Целью пассажирских перевозок является доставка населения страны к местам работы, учебы, другим объектам и обратно домой. Поэтому часто транспортный комплекс страны называют «кровеносной системой» экономики.

Доля транспорта и связи в валовой добавленной стоимости России составляет значительную величину - 8,5%, хотя и имеет тенденцию к снижению. На транспорте задействовано более 17% основных фондов. Однако велика степень их изношенности. Например, на автобусных перевозках, следующих по расписанию, степень износа основных фондов составляет более 55%. Инвестиции в транспортную отрасль составляют более 23% величины совокупного показателя. Транспортное обслуживание занимает около 20% от общего объема платных услуг населению страны [2], [3].

Государство уделяет внимание развитию транспорта страны. Доля данной отрасли экономики в государственных расходах составляла в 2013 г. 2,2%.

В перевозках грузов преобладает автомобильный транспорт - около 70%. Наращивается доля железнодорожного транспорта (с 13,2% в 2000 г. до 16,7% в 2013 г.). Значительна доля трубопроводного транспорта - 13,2%. Доля остальных видов транспорта невелика. В перевозочной работе преобладают железнодорожный и трубопроводный виды транспорта (соответственно 43,2 и 49,4%). На долю автомобильного транспорта приходится менее 5%. Как известно, автомобильный транспорт используется в основном при перевозке грузов на небольшие расстояния, от железнодорожной станции, морских и речных портов до предприятий и от предприятий до железных дорог и водных путей сообщения. В настоящее время средняя дальность грузовых перевозок на автомобильном транспорте составляет чуть

© Юкиш В.Ф., 2015 г.

более 44 км, хотя наблюдается неуклонная тенденция роста средней дальности грузовых перевозок на автомобильном транспорте. За 2001-2013 гг. она возросла в 1,7 раза.

Средняя дальность перевозок пассажиров заметно меньше, чем грузов. К 2013 г. на пассажирских перевозках она составила 27,9 км, а при перемещении грузов - 615,2 км. Однако протяженность пассажирских перевозок имеет неуклонную тенденцию повышения. Данная общая тенденция сложилась в основном за счет метрополитена и воздушного транспорта. Средняя дальность поездок на автобусных маршрутах стабилизировалась на уровне 10-11 км. Дальность поездок по железным дорогам с 2010 г. стала снижаться за счет развития пригородного сообщения на относительно короткие расстояния. Поездки на трамваях и троллейбусах осуществляются на расстояния чуть более 3 км.

В пассажирских перевозках преобладает автомобильный транспорт, на долю которого приходится 59% суммарного показателя. Велика доля электрического транспорта - 34,9%. Железнодорожным транспортом перевозится всего 5,5% пассажиров, но наблюдается тенденция роста данного показателя.

Объем перевозочной работы на пассажирском транспорте распределяется следующим образом. Более 40% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт, причем его доля стремительно увеличивается: с 10,9% в 2000 г. до 41,2% в 2013 г. В пассажирообороте также высока доля железнодорожного и автомобильного транспорта, соответственно 25,4 и 22,9%. Однако доля этих видов транспорта в пассажирообороте быстро сокращается: с 68,7% в 2000 г. до 48,3% в 2013 г.

Рассмотрим работу пассажирского транспорта по видам сообщения. Во внутригородском сообщении основная нагрузка приходится на автомобильный транспорт (автобусные перевозки) и метрополитен. Этими видами транспорта перевозится 70,5% пассажиров и осуществляется 86,4% перевозочной работы. Метрополитен преимущественно используется пассажирами при поездках на сравнительно большие расстояния, более 13 км.

В пригородном сообщении поездки пассажиров преимущественно осуществляются железнодорожным и автомобильным транспортом. На эти два вида транспорта приходится 99,8% перевозок пассажиров и перевозочной работы. Пригородные железнодорожные перевозки осуществляются на более протяженных маршрутах.

Междугородное сообщение обеспечивает в основном железнодорожный транспорт (50% перевезенных пассажиров и 55,2% пассажирооборота). Далее по масштабам перевозок пассажиров находится автомобильный (автобусный) транспорт - 31,2%. В пассажирообороте доля этого вида транспорта невелика и составляет всего 4%. Следовательно, автобусами пассажиры пользуются при поездках на небольшие расстояния. При поездках на дальние расстояния пассажиры, помимо железнодорожного транспорта, предпочитают использовать воздушное сообщение. Воздушным транспортом перевозится свыше 18% пассажиров. Но в объеме перевозочной работы доля воздушного транспорта велика и составляет более 40%, Логично, что при поездках на очень большие расстояния пассажиры преимущественно используют воздушный транспорт.

В международном сообщении вне конкурса воздушный транспорт (97% пассажиров и 99,8% пассажирооборота).

Проанализируем динамику транспортной подвижности населения в целом по отрасли и по видам транспорта (табл. 1).

Транспортная подвижность населения страны неуклонно снижается. За 2001-2013 гг. она уменьшилась более чем в 2 раза: с 305 поездок в 2000 г. до 137 поездок в 2013 г. На данную ситуацию повлияли автобусные маршруты, где количество поездок на 1 жителя в год сократилось почти в 2 раза. Но особенно заметное падение показывает уровень использования пассажирами трамваев и троллейбусов, соответственно в 4,4 и 4,9 раза. С 2010 г. стала увеличиваться транспортная подвижность населения на железнодорожном транспорте и метрополитене. Неуклонно и заметно увеличивается транспортная подвижность населения на воздушном транспорте - за 2001-2013 гг. в 3,8 раза. На дальних

маршрутах пассажиры все более предпочитают переходить с железнодорожного на воздушный транспорт.

Таблица 1

Транспортная подвижность населения по числу поездок в год на 1 жителя

Транспорт - всего 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

305,3 209,5 154,2 153,2 149,3 136,7

в том числе: железнодорожный 9,7 9,3 6,6 6,9 7,4 7,5

автомобильный (включая маршрутные такси) 156,6 113,9 94,0 93,1 89,3 80,6

таксомоторный 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

электрический 138,6 85,9 53,0 52,5 51,9 47,8

из него: трамвайный 50,5 28,7 14,5 14,0 13,5 11,4

троллейбусный 59,6 32,4 15,4 15,0 14,3 12,1

метрополитен 28,5 24,8 23,0 23,4 24,1 24,4

морской 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

внутренний водный 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

воздушный 0,2 0,3 0,4 0,5 0,5 0,6

*Рассчитано автором по источникам [2], [3].

Несмотря на понижательную тенденцию, наибольшую транспортную подвижность населения продолжает показывать автомобильный транспорт (автобусы, включая маршрутные такси) - 80,6 поездок. Затем по убыванию идет городской электрический транспорт. Транспортная подвижность населения на всех других видах транспорта незначительная, меньше одной поездки в год

На объемы работы общественного пассажирского транспорта в России повлияла быстрая автомобилизация населения. По количеству легковых автомобилей на 1 тыс. жителей Россия уступает Г ермании всего в 2 раза [4].

Условием перевозочной работы является инфраструктура транспортной отрасли. В первую очередь, это дорожная сеть и водные пути. За 2001-2013 гг. протяженность железных дорог общего пользования не изменилась. С автомобильными дорогами положение лучше. Однако надо учесть, что с 2012 г. к автомобильным дорогам присоединили протяженность улиц. За анализируемый период протяженность автомобильных дорог увеличилась в 1,7 раза, а дорог с твердым покрытием - в 1,45 раза. В результате доля дорог с твердым покрытием составляет всего 70,3%, и этот показатель имеет тенденцию к снижению. Так, в 2000 г. доля дорог с твердым покрытием составляла 83,7%.

Протяженность путей сообщения пассажирского электрического транспорта наращивалась в основном за счет метрополитена. Внутренние водные судоходные пути приросли на 20%, а магистральные трубопроводы - на 16%.

Сравним плотность путей сообщения и интенсивность перевозок по видам транспорта (табл. 2).

Таблица 2

Плотность путей общего пользования и интенсивность перевозок в 2013 г.

Виды транспорта общего пользования Плотность путей общего пользования, км/1000 кв. км территории Интенсивность перевозок на 1 км длины путей сообщения общего пользования

Грузов, млн. тонно-км Пассажиров, тыс. пасс. - км

Железнодорожный 5,0 25,6 1618

Автомобильный (дороги с

твердым покрытием) 57,6 0,2 127

Внутренние водные судоходные пути 5,9 6

Магистральные трубопроводы 14,5 10,1 -

Составлено автором по источнику [3].

По протяженности транспортных путей автомобильные дороги перекрывают показатель железнодорожного транспорта более чем в 11 раз. Однако по интенсивности использования путей сообщения железные дороги значительно опережают показатели автомобильного транспорта - по перевозкам грузов в 128 раз и по перевозкам пассажиров в 12,7 раза.

По плотности внутренние водные судоходные пути немного превышают показатель железных дорог. Однако интенсивность перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте значительно уступает железнодорожному и автомобильному транспорту. Здесь сказывается, в частности, сезонный характер использования внутренних водных путей в России. Плотность магистральных трубопроводов в 2,5-2,9 раза превышает показатели железнодорожного и автомобильного транспорта. А интенсивность перемещения грузов трубопроводами в 2,5 раза ниже, чем на железнодорожном транспорте, хотя и значительно перекрывает показатели автомобильных дорог.

Охарактеризуем динамику этих показателей за 2001-2013 гг. На железнодорожном транспорте увеличивается интенсивность перевозки грузов, остальные показатели практически не менялись. На автомобильном общественном транспорте плотность дорог с твердым покрытием неуклонно повышается. За 2001-2013 гг. данный показатель возрос в 1,45 раза. Однако интенсивность перевозок грузов не изменилась, а пассажиров - снизилась в 2,6 раза.

Сравним показатели развития транспортной системы России с другими странами [4].

По плотности железнодорожных путей на 1000 км территории Россия уступает Германии в 19 раз, Великобритании - 13 раз, Франции и Японии - в 11 раз, Швеции и США - примерно в 5 раз. Даже в Турции плотность железных дорог выше, чем в России, в 2,5 раза. В Китае данный показатель также выше в 1,4 раза.

2

Еще заметнее отставание России по плотности автомобильных дорог на 1000 км территории. По сравнению с Германией, Великобританией, Францией российский показатель ниже более чем в 30 раз. Отставание от Японии составляет почти 60 раз. Китай опередил Россию в 8 раз.

В последнее время государство уделяет пристальное внимание развитию транспортной системы в России. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 319 была утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы» на период 2013-2020 гг. [1]. В соответствии с ней в стране реализуется 12 подпрограмм и федеральных целевых программ в данной сфере экономики.

Программа нацелена на ускорение грузовых перевозок и снижение транспортных издержек в экономике. Она предусматривает рост транспортной доступности для населения, а также повышение конкурентоспособности транспортных услуг России на мировом рынке. Кроме того, Программа предполагает обеспечить безопасность на транспорте. Для всего этого предусмотрено развитие путей сообщения и транспортных узлов, обновление парка транспортных средств. В частности, предполагается сформировать единую дорожную сеть, функционирующую в течение всего года, расширить сеть скоростных автомобильных дорог.

К числу основных целевых индикаторов Программы относятся:

- Снижение транспортоемкости ВВП на 12,5% (справочно: к 2030 г. этот показатель должен снизиться на 20%).

- Уменьшение доли транспортных затрат в валовом выпуске на 7,7%.

- Рост транспортной подвижности населения на 56,6%, что позволит довести этот показатель до 5,5 тыс. пасс.-км в год на 1 жителя.

- Рост транзитных перевозок на 43% и экспорта транспортных услуг в 2 раза. В результате доля транспортного комплекса в совокупном объеме экспорта товаров и услуг должна увеличиться в 1,3 раза.

- Рост производительности труда на водном и железнодорожном транспорте на 60%, на воздушном транспорте - на 70%. Высокопроизводительные рабочие места должны составить 27,3%.

- Сокращение происшествий на транспорте на 16,2%, в т.ч. на автомобильном транспорте - на 31,3%.

На железнодорожном транспорте предполагается ввести в эксплуатацию дополнительно 2701,1 тыс. км новых железнодорожных линий, увеличить численность перевезенных пассажиров в 1,4 раза. В результате транспортная подвижность населения на этом виде транспорта должна возрасти в 1,2 раза, и составить 1200,5 пасс.-км на 1 жителя.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям, должна возрасти и составить 85,1% совокупной длины. Количество новых технологий, используемых при строительстве автомобильных дорог, должно возрасти в 1,67 раза.

На воздушном транспорте численность пассажиров, перевезенных на региональных авиалиниях, должна возрасти в 2,1 раза. Пропускная способность воздушного пространства России должна возрасти в 1,8 раза.

В соответствии с Программой предусмотрена компенсация потерь в доходах транспортных предприятий в результате государственного регулирования тарифов на железных дорогах. Будет оказываться государственная поддержка предприятиям воздушного транспорта, обслуживающим районы Крайнего Севера. Это позволит повысить доступность авиационных перевозок для местного населения. Предполагается усилить научное обеспечение реализации подпрограммы «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание».

На водном транспорте предполагается усилить поисковое и аварийно-спасательное обеспечение судоходства, повысить качественные характеристики внутренних водных путей, развить навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути.

Как видим, государственная программа «Развитие транспортной системы» на период 2013-2020 гг. нацелена на преодоление ряда негативных тенденций 2001-2013 гг. К их числу относится повышение средней дальности грузовых перевозок на железнодорожном и автомобильном транспорте и снижение транспортной подвижности населения. Рост средней дальности перевозок грузов замедляет доставку грузов и увеличивает транспортные издержки в экономике. Уменьшение транспортной подвижности жителей характеризует снижение качества транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования.

К числу мер, которые позволят постепенно преодолеть выявленные недостатки транспортной системы страны, следует отнести совершенствование хозяйственного механизма и методики прогнозно-плановой работы в данной отрасли экономики.

Как уже упоминалось, социально-экономическая стратегия развития России направлена на снижение доли транспортных услуг в валовом выпуске и ВВП страны. Для этого необходимо коренным образом изменить систему хозяйствования в данной отрасли экономики. При строительстве автомобильных дорог следует использовать хозяйственный механизм, который получил широкое распространение в экономически развитых странах мира. Суть его заключается в том, что строительная компания, построившая дорогу, ее ремонтирует в течение 10-20 лет за свой счет. Тогда появляется заинтересованность осуществлять высококачественное строительство, строго соблюдая все строительные нормы и нормативы, максимально используя новейшие технологии и материалы.

Одновременно повышение экологических требований со стороны государства к парку подвижного состава и материальная заинтересованность транспортных предприятий в

снижении себестоимости перевозок будут способствовать обновлению транспортных средств с учетом их экологической безопасности и пониженной энергоемкости.

В связи с тем, что развитая транспортная система служит импульсом для ускоренного социально-экономического развития страны, можно предусмотреть опережающие темпы роста транспортного комплекса. Для этого к финансированию строительства инфраструктурных объектов транспорта, к которым, в первую очередь, относится дорожная сеть, следует шире привлекать частный бизнес. Разветвленная и качественная дорожная сеть является важным фундаментом для последующего коммерческого освоения территорий страны. Частный бизнес материально заинтересован в такой работе, о чем свидетельствует имеющийся положительный опыт в России.

Примером для подражания может быть организация пассажирских перевозок в Швейцарии. Там все виды общественного пассажирского транспорта, включая городской электрический транспорт (трамваи) следуют строго по расписанию, с точностью до минуты. Соответствующие расписания имеются на каждой остановке и во всех гостиницах. Например, в часы «пик» бесшумные трамваи превращаются в мини поезда с количеством вагонов 5-6 единиц. Вход и выход осуществляются через все двери, а проездные билеты продаются на каждой остановке в автоматах с выдачей сдачи. В вагонах трамвая имеются электронные табло, где указано время в пути до всех остановок маршрута в режиме текущего времени. Поэтому в Швейцарии невозможно опоздание, например, на работу по причине «пробок» или других транспортных проблем. Поездки осуществляются в комфортных условиях: даже если не удалось занять кресло, то пассажиры стоят свободно, не касаясь друг друга. Отличная работа общественного транспорта приводит к минимальному

использованию личных легковых автомобилей при поездках в черте города.

Развитие конкуренции на транспорте, включение в перевозочную работу государственно-частных и частных предприятий также позволит обеспечить доступность транспортных услуг и повысить их качественный уровень.

Литература

1. Государственная программа РФ «Развитие транспортной системы» на период 2013-2020 гг. (утв.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 319). - Режим доступа:

http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/25, свободный. - Загл. с экрана.

2. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник - 2014 г., стр. 67, 270, 271, 429, 509 [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный. - Загл. с экрана.

3. Федеральная служба государственной статистики. Статистический сборник Транспорт и связь в России. 2014: Стат.сб./Росстат. - М., 2014 г., стр. 12, 13, 21, 31, 32, 35, 37, 40, 46, 102, 103 [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/3e4fc4004e3423529616fe18bf0023dd, свободный. - Загл. с экрана.

4. Россия и страны мира. 2014.: Стат.сб. / Росстат. - M., 2014 г. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_39/Main.htm, свободный. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.