АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПРИНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДДЕРЖКУ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Ю.И. Бедовская, студент
В.А. Симоненко, канд. ист. наук, доцент
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10612
Аннотация. В статье рассматривается текущее состояние малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Приводятся данные статистики о роли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран мира. Определяются проблемы государственной поддержки, характерные для Российской Федерации. Анализируется опыт других государств, который можно адаптировать к реалиям отечественной экономики.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, государственные решения, малый бизнес, экономика, эффективность.
Развитию субъектов малого и среднего бизнеса, в достаточной степени определяющем состояние российской экономики, свойственен ряд значительный проблем, которые обуславливаются принятием и исполнением государственных управленческих решений. В особенности это касается механизма оказания поддержки предпринимательской сфере. На протяжении последних нескольких лет число малых предприятий постоянно увеличивается. В связи с этим такие субъекты экономических отношений становятся важными составляющими рыночной системы хозяйствования, оказывая влияние на формирова-
Исходя из официальных данных Федеральном налоговой службы РФ, приведенных в таблице 1 [2], можно сделать вывод, что число микропредприятий увеличилось за исследуемый период на 3,5%, при этом отмечается снижение числа малых и средних субъектов предпринимательства на 6,6% и 7,6% соответственно. Однако их
ние устойчивой и конкурентоспособной экономики страны. Стоит отметить, что стабильная экономическая обстановка напрямую сказывается на качестве и уровне жизни населения. Поэтому сегодня вопрос разработки эффективного механизма управления малым и средним бизнесом в Российской Федерации приобретает актуальный характер [1].
С каждым годом значение малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики постоянно возрастает. При этом за последние три года (табл. 1) численность таких субъектов продолжает расти.
общее количество в начале 2019 г. достигло отметки в 6,041 млн. ед., что больше аналогичного показателя 2017 г. на 3%. Подобная динамика объясняется слабым уровнем государственной поддержки данного сектора экономики, в связи с чем, малые и средние предприятия вынуждены
Таблица 1. Общая численность предприятий малого и среднего бизнеса в России в пе-
риод 2017-2019 гг.
Размер предприятий 10.01.2017г. 10.01.2018г. 10.01.2019г. 2019г. к 2017 г., %
Микро З З7б 939 З 7З188З З 771 б2б 103,З
Малые 2б8 488 2б7 033 2З0 7З8 93,4
Средние 20 3З3 20 298 18 811 92,4
ВСЕГО З 8бЗ 780 б 03921б б 041 19З 103
закрываться или преобразовываться в го и среднего бизнеса в экономиках зару-
микропредприятия. бежных стран и Российской Федерации
Необходимо привести статистические (табл. 2) [3]. данные за 2018 г., отражающих роль мало-
Таблица 2. Показатели роли малого и среднего предпринимательства (МСП) в развитых страна мира_
Показатель США Япония Германия Великобритания Сингапур Россия
Доля МСП в ВВП страны, % 52 51,6 57 52 53 22
Доля МСП к числу трудоспособного населения, % 50,1 69,5 69,3 55,5 62,3 27
Доля МСП к числу предприятий,% 97,6 99,2 99,3 99,1 98,5 42
Данные показывают, что во всех развитых странах, приведенных в таблице 2, доля предприятий малого и среднего бизнеса занимают практически 100% от общего числа предприятий, в то время, как в России их доля не достигает и 50%. При этом в других государствах, чьи экономики являются достаточно стабильными, свыше 50% трудоспособного населения заняты в деятельности малых и средних предприятий. К тому же, результаты деятельности таких субъектов экономики формируют более половины объема ВВП страны, но в РФ данная цифра не достигает и 25%. Следовательно, можно с уверенностью говорить, что в условиях рыночной экономики малые и средние предприятий могут обеспечить высокий уровень стабильности экономики государства. Однако для этого, в первую очередь, необходимо устранить имеющиеся проблемы и обеспечить должную поддержку бизнесу.
На сегодняшний день в Российской Федерации имеются следующие наиболее острые проблемы государственной поддержки малого и среднего бизнеса:
- наличие недостатков в правовой базе государственной поддержки бизнеса;
- слабый уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей поддержку предпринимательству;
- низкая информационная помощь;
- отсутствие стабильности и нехватка финансирования мероприятий, направленных на обеспечение помощи субъектам предпринимательства на всех уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном);
- наличие административных барьеров различного характера и высокий уровень налоговой нагрузки;
- отсутствие четких мер по привлечению инвестиционных средств в малый и средний бизнес и др. [1].
В связи с этим целесообразным предложением будет формирование новых расширений и улучшение действующих механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Посредством этих механизмов удастся максимально эффективно использовать социально-экономические ресурсы и возможности субъектов бизнеса, следователь, продуктивно распределять бюджетные средства с получением в дальнейшем положительного экономического эффекта.
Также, в качестве возможного решения сформировавшихся проблем стоит обратить внимание на опыт других государств. Так, в Великобритании подобную деятельность осуществляет Национальное агентство по обслуживанию малого бизнеса, в Германии - Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий, а в США - Администрация малого бизнеса при Президенте США, которая является наиболее эффективный органов, что обусловлено развитостью сегмента малого и среднего предпринимательства относительно многих стран мира. В состав этого органа входят два независимых управления, Адвокатура и Генеральная Инспекция, четыре специализированных и множество функциональных отделений, которые, в свою очередь, возглавляются кураторами. Представительства Администра-
ции находятся в каждом штате, во всех крупнейших городах и административных округах. Деятельность всех структурных подразделений, в общей сложности, заключается в реализации долгосрочных программ по поддержке бизнеса на всех уровнях управления и разработке мероприятий по улучшению мер, направленных на помощь МСП [3]. Наличие таких подразделений в каждом штате и крупном территориальном образовании способствует распространению политики поддержки малого и среднего бизнеса по всей стране, чего так не хватает в практике нашего государства.
Во многих государствах субъекты МСП получают значительный объем финансовой поддержки из бюджетов всех уровней, как прямым образом, так и косвенно. Первый вид помощи оказывается, как правило, через специализированные организационные фонды, к примеру, благодаря Администрации малого бизнеса в США. Второй вид непосредственно участие государства в различного рода финансовых проектах,
обеспечивая гарант в кредите или являясь прямым кредитором [3]. Причем это активно применяет не только в США, но и в Японии, Германии, Англии и многих других, чья экономика развита гораздо сильнее, чем в Российской Федерации.
Таким образом, малое и среднее предпринимательство играет очень важную роль. Но без разработки и принятия государственных решений по оказанию поддержки его развитие может сократить темпы, а порой и вовсе остановиться, что отрицательно скажется не только на занятости населения, но и на устойчивости экономики в целом. Поддержка МСП является неотъемлемой частью государственной политики в любой стране, где РФ не относится к числу исключений. Поэтому органам государственной власти России необходимо проанализировать имеющиеся проблемы, связанные с поддержкой малого и среднего бизнеса, и воспользоваться опытом зарубежных стран, адаптировав его под реалии и состояние отечественной экономики.
Библиографический список
1. Царев В. Е., Вершина Д. А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: недостатки и механизмы // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 610-614.
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 25.04.2019).
3. Прокопьев А.В., Чернышова Т.Н. Эффективные механизмы государственной поддержки малого предпринимательства за рубежом // Инновационное развитие экономики. -2018. - №6-1(48). - С. 204-210.
ANALYSIS OF THE STATE OF ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION AND MAKING GOVERNMENT DECISIONS TO SUPPORT SMALL
AND MEDIUM BUSINESS
Yu.I. Bedovskaya, student
V.A. Simonenko, candidate of historical sciences, associate professor Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article presents the current state of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Provides statistics on the subjects of small and medium enterprises. The problems of state support that are characteristic of the Russian Federation are determined. The experience of other states is analyzed, which can be adapted to the realities of the domestic economy.
Keywords: small and medium enterprises, state support, government decisions, small business, economy, efficiency.