УДК 339.13.024
Н. В. Хорошун
Белорусский государственный технологический университет
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья включает анализ данных, характеризующих особенности формирования, текущего состояния и развития конъюнктуры рынка субъектов хозяйствования винодельческой отрасли Республики Беларусь. В состав пищевой промышленности Республики Беларусь входят более 40 специализированных отраслей, подотраслей и отдельных производств, включая алкогольную и винодельческую отрасли. При этом алкогольная отрасль является в республике одной из значимых бюджетообразующих составляющих.
В статье показаны приоритетные направления развития винодельческой отрасли и алкогольных напитков Республики Беларусь, к которым также относится национальное виноделие, основанное на применении местного сырья и приобретении импортных виноматериалов, коньячных спиртов различной выдержки и пр. Дано описание состояния и тенденции развития национальной сырьевой базы для винодельческой отрасли. Приведены данные о развитии производственных винодельческих мощностях предприятий отрасли. Также приведены данные о спросе и потреблении отдельных алкогольных напитков в Республике Беларусь.
В статье дано описание методов регулирования винодельческой отрасли, направленных на достижение оптимальных параметров ее развития. Выявлена особенность формирования рынка винодельческой отрасли Республики Беларусь, выражающаяся в балансировке интересов государства, производителя, продаж и потребления алкогольных напитков. На основе анализа приведенных цифровых данных предложены направления по совершенствованию работы национального рынка алкогольных напитков.
Ключевые слова: национальный рынок алкогольных напитков, сырьевое обеспечение, производственные мощности, потребительский спрос, маркетинг.
Для цитирования: Хорошун Н. В. Анализ состояния и развития конъюнктуры рынка винодельческой отрасли Республики Беларусь // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2021. № 1 (244). С. 151-162.
N. V. Khoroshun
Belarusian State Technological University
ANALYSIS OF THE MARKET SITUATION AND DEVELOPMENT OF THE MARKET OF THE WINE INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF BELARUS
The article includes an analysis of the data describing the features of the formation, current state and development of the market conditions of business entities of the wine industry of the Republic of Belarus. The food industry of the Republic of Belarus includes more than 40 specialized industries, sub-sectors and individual industries, including the alcohol and wine industries. At the same time, the alcohol industry is one of the most significant budget-forming components in the republic.
The article shows the priority directions of development of the wine industry and alcoholic beverages of the Republic of Belarus, which also include national winemaking, based on the use of local raw materials and the purchase of imported wine materials, cognac spirits of various ages, etc. The article descrybes the state and development trends of the national raw material base for the wine industry. The data on the development of production wine-making capacities of the enterprises of the industry are given. Data on the demand and consumption of certain alcoholic beverages in the Republic of Belarus are also provided.
The article describes the methods of regulation of the wine industry, aimed at achieving optimal parameters of its development. The peculiarity of the formation of the market of the wine industry of the Republic of Belarus is revealed, which is expressed in balancing the interests of the state, the producer, sales and consumption of alcoholic beverages. Based on the analysis of the given digital data, the directions for improving the work of the national market of alcoholic beverages are proposed.
Key words: national market of alcohol, raw materials supply, production capacity, consumer demand, marketing.
For citation: Khoroshun N. V. Analysis of the market situation and development of the market of the wine industry of the Republic of Belarus. Proceedings of BSTU, issue 5, Economics and Management, 2021, no. 1 (244), pр. 151-162 (In Russian).
Введение. Производство и оборот алкогольной продукции - это сфера деятельности, которая отражается не только на экономике, но и на безопасности государства [1, 2].
В соответствии с ОКЭД Республики Беларусь в обрабатывающую промышленность входит производство продуктов питания, напитков и табачных изделий. В структуре обрабатывающей промышленности данное производство также занимает доминирующее положение и в 2019 г. составило 27,5%, что свидетельствует о высокой значимости данного вида деятельности для народного хозяйства Республики Беларусь [3].
Производства пищевых продуктов, включая напитки, табаки и табачные изделия, объединены в пищевую промышленность Республики Беларусь и представляют собой комплекс отраслей промышленности и отдельных производств, специализированных на выпуске продуктов питания.
Пищевая промышленность Республики Беларусь объединяет совокупность однородных пищевых и перерабатывающих предприятий, характеризующихся единым потребительским назначением производимого конечного продукта - продуктов питания, а также перерабатывающих сырье сельскохозяйственного происхождения.
В состав пищевой промышленности Беларуси входят отдельные специализированные отрасли, включая алкогольную и винодельческую. В розничном товарообороте удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в 2020 г. составил 48,7%, непродовольственных товаров -51,3%, в 2019 - соответственно 48,6 и 51,4%. По данным Белстата, продажи алкогольных напитков на внутреннем рынке Беларуси в 2020 г. выросли на 2,1%, до 7,7 млн дал. Продажи коньяка выросли на 18,6%, до 0,9 млн дал. В 2020 г. реализация вина виноградного увеличилась на 1,8%, до 3,9 млн дал, продажи вина плодового снизились почти на 3%, до 4,5 млн дал [4].
Основная часть. В целях обеспечения винодельческой отрасли республики плодово-ягодным сырьем на протяжении последних 20 лет принято ряд государственных программ. Одной из них является Государственная программа развития агарного бизнеса на 2016-2020 гг., среди задач которой - ежегодная закладка порядка 500 га садов [5].
С 2016 по 2019 г. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами было заложено около 3,3 тыс. га садов. В настоящее время в приусадебных участках и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами выращивается более 85% плодово-ягодной продукции от общего объема продукции, выращенной в Республике Беларусь (табл. 1).
Таблица1
Площадь многолетних насаждений и валовой сбор фруктов и ягод в Республике Беларусь
по категориям хозяйств в 2015-2019 гг.
Наименование показателя Год
2015 2016 2017 2018 2019
Хозяйства всех категорий
Площадь насаждений, га 98,8 95,5 94,4 97,1 94,3
Валовой сбор, тыс. т, 552,8 705,4 473,1 953,8 545,6
В том числе: фрукты семечковые*, тыс. т 390,9 541,2 349,2 755,4 369,0
фрукты косточковые**, тыс. т 58,5 63,9 11,1 70,9 41,2
ягоды, тыс. т 103,4 100,3 112,8 127,5 135,4
Сельскохозяйственные организации
Площадь насаждений, га 33,5 30,5 29,6 27,6 26,5
Валовой сбор, тыс. т 77,3 102,4 67,3 155,5 75,0
В том числе: фрукты семечковые, тыс. т 73,0 98,1 64,4 150,3 71,2
фрукты косточковые, тыс. т 1,0 1,2 0,2 1,2 0,5
ягоды, тыс. т 3,2 3,1 2,5 3,9 3,4
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Площадь насаждений, га 5,7 6,2 6,6 7,4 7,8
Валовой сбор, тыс. т 27,3 43,8 49,6 78,5 82,3
В том числе: фрукты семечковые, тыс. т 25,5 41,1 46,8 74,6 78,3
фрукты косточковые, тыс. т 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1
ягоды, тыс. т 1,7 2,2 2,6 3,6 4,0
* Фрукты семечковые - яблоки и груши. ** Фрукты косточковые - вишня, черешня и сливы.
Таблица 2
Площадь многолетних насаждений и валовой сбор фруктов и ягод сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Республики Беларусь в 2019 г.
Площадь насаждений, га
Наименование сырья Всего из нее в плодоносящем Сбор урожая, т
возрасте
Виноград 119,3 65,5 117,4
Фруктов и ягод всего 34 353,2 28 837,3 157 349,7
Из них:
Фрукты семечковые 27 699,4 24 175,0 149 481,1
яблоки 27 230,0 23810,9 148 103,2
груши 376,0 293,2 1275,4
Фрукты косточковые 369,3 270,6 527,1
вишня, черешня 194,6 124,9 238,8
сливы 147,8 120,1 279,8
ягоды 6 284,5 4 388,7 7 341,5
В том числе клюква 120,7 101,0 234,7
Основными поставщиками плодового и ягодного сырья, которыми являются сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства Республики Беларусь, в 2019 г. было собрано 157,3 тыс. т фруктов и ягод и 117,4 т винограда (табл. 2).
В 2019 г. средняя урожайность фруктов семечковых составила 64,1 ц/га, по оценочным данным в 2020 - 130,0 ц/га, фруктов семечковых -28,5 и 50,0 ц/га, ягод - 109,7 и 120,0 ц/га, соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация в Республике Беларусь на протяжении последних 20 лет ряда государственных программ позволила создать фундамент для дальнейшего развития собственной сырьевой плодово-ягодной базы, в том числе и для производства собственных фруктовых вин с натуральным брожением высшей категории [6].
Характерной чертой развития отечественного рынка алкогольных напитков является наличие
большого количества производителей и мощностей, которые значительно превышают потребность внутреннего рынка в алкогольных напитках.
По состоянию на 1 января 2019 г. лицензию на производство алкогольных напитков в Республике Беларусь имеет 61 организация различной ведомственной подчиненности и формы собственности [7].
В системе Белкоопсоюза насчитывается шесть винодельческих предприятий:
УП «Беловежские вина»;
Филиал «Шарковщинский консервный завод»;
УП «Донаприс»;
УП «Клецкий производственно - пищевой комбинат»;
УП «Молодечненский пищевой комбинат»;
УП «Червенский производственно-пищевой комбинат».
Как видно из рис. 1, лицензию на деятельность, связанную с производством алкогольной продукции, имеет 21 частная организация.
Местные советы
депутатов, исполнительные и распорядительные органы 16 (26,2%)
Юридические лица, без ведомственной подчиненности 21 (34,4%)
Рис. 1. Информация о количестве производителей алкогольной продукции, по состоянию на 1 января 2019 г.
Из 15 организаций - производителей коньяка (рис. 2), мощность имеют 14 организаций, которая составляет 0,9 млн дал в год, в том числе: семь организаций концерна «Белгоспищепром» (0,5 млн дал в год); одна организация Минтранса (0,04 млн дал в год); пять организаций, находящихся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов (0,14 млн дал в год); одно юридическое лицо, не имеющее ведомственной подчиненности (0,2 млн дал в год).
Производство коньяка за последние годы увеличено в связи с получением лицензий организациями коммунальной формы собственности и частной организацией (табл. 3).
Ограничения по производству коньяка предусмотрены статьей 11 главы 3 Закона Республики Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З. В нашей стране запрещается производство коньяков, бренди и коньячных напитков негосударственными
юридическими лицами Республики Беларусь, не имеющими доли государства в уставном фонде либо с долей государства в уставном фонде 30% и менее, иностранными организациями, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь [8].
Из 7 организаций - производителей бренди, имеющих лицензии, мощности имеет только одна организация концерна «Белгоспищепром» (ОАО «Минск Кристалл» - 0,04 тыс. дал в год).
В Республике Беларусь две организации являются производителями шампанского и вин игристых (рис. 3), их мощность составляет 2,3 млн дал в год, в том числе: одна организация концерна «Белгоспищепром» (ОАО «Минский завод игристых вин», 1,5 млн дал); одно юридическое лицо, не имеющее ведомственной подчиненности (ЗАО «Минский завод виноградных вин», 0,8 млн дал).
Минтранс 39 (4,5%)
Местные советы
депутатов, исполнительные и распорядительные органы 143 (16,4%)
Юридическое лицо, не имеющее ведомственной подчиненности 200 (23,0%)
Концерн «Белгоспищепром» 489 (56,1%)
Рис. 2. Мощности по производству коньяка организаций республики, по состоянию на 1 января 2019 г., тыс. дал в год (Рисунок составлен автором по данным Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром»)
Таблица 3
Мощности организаций республики по производству алкогольной продукции
Наименование алкогольной продукции Производственная мощность, тыс. дал
на 01.01.2016 на 01.01.2019
Коньяк 859 871
Шампанское и игристые вина 2 264 2 265
Вина виноградные (тихие) 7 795 6 722
Вина плодовые 23 925 16 740
Примечание. Таблица составлена автором по материалам Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром».
Рис. 3. Мощности по производству шампанского и вин игристых, по состоянию на 1 января 2019 г., тыс. дал в год
Вина виноградные (тихие) производят 22 организации (рис. 4) общей мощностью 6,5 млн дал в год, в том числе: четыре организации концерна «Белгоспищепром» (1,1 млн дал в год), одна организация НАН Беларуси (0,06 млн дал в год); две организации Белкоопсоюза (0,1 млн дал в год); одна организация Минтранса (0,25 млн дал в год); семь организаций, находящихся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов (0,6 млн дал в год); семь юридических лиц, не имеющих ведомственной подчиненности (4,4 млн дал в год).
Также есть мощности по изготовлению вин у юридических лиц, не имеющих ведомственной
подчиненности: ООО «Винфлор, ООО «Пищевой комбинат «ВИНРЕАЛ».
Из 41 организации - производителей вин плодовых (рис. 5.) лицензии имеют только 39 организаций. Их общая мощность 22,7 млн дал в год, в том числе: восемь организаций концерна «Белгоспищепром» (5,0 млн дал в год); одна организация НАН Беларуси (0,8 млн дал в год); шесть организаций Бел-коопсоюза (2 млн дал в год); одна организация Минтранса (0,55 млн дал в год); одна организация Минсельхозпрода (0,18 млн дал в год); 13 организаций, находящихся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов (9,0 млн дал в год); девять юридических лиц, не имеющих ведомственной подчиненности (5,1 млн дал в год). Две организации, не имеющие лицензии, мощности по производству вин плодовых не вывели (ОАО «Бабушкино подворье», СПК «Остромечево»).
Мощности были увеличены юридическими лицами, не имеющими ведомственной подчиненности, на 1,6 млн дал в год (ООО «Вин-флор» на 0,26 млн дал, ЗАО «ПК «Феникс» на 0,05 млн дал, СООО «Малиновщизненский СВЗ «Аквадив» - 1 млн дал, ЧП ТУП «Рост» на 0,32 млн дал) и уменьшены на 1,4 млн дал в год организациями, находящимися в ведении местных исполнительных и распорядительных органов (ОАО «Гомельский винодельческий завод», консервация на ОАО «Речицкий винзавод» 0,6 млн дал, и вывод 0,4 млн дал на ОАО «Мо-лодечнопиво», УКПП «Бобруйский завод напитков», консервация на одном участке 70 тыс. дал, выведены мощности ОАО «Крупский плодоовощной комбинат» - 0,25 млн дал).
Юридические лица, без ведомственной подчиненности 4361,9 (66,9%)
Концерн «Белгоспищепром» 1109 (17,0%)
НАН Беларуси 60 (0,9%)
Минтранс 250 (3,8%)
Белкоопсоюз 114 (1,7%)
Местные советы
депутатов, исполнительные и распорядительные органы 626,6 (9,6%)
Рис. 4. Мощности по производству вин виноградных (тихих) организаций республики, по состоянию на 1 января 2019 г., тыс. дал в год (Рисунок составлен автором по данным Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром»)
Юридические лица, без ведомственной подчиненности 5142 (22,6%)
Концерн «Белгоспищепром» 5026 (22,1%)
НАН Беларуси 179 (0,8%)
Минсельхозпрод 810 (3,6%)
Минтранс 550 (2,4%)
Белкоопсоюз 1994 (8,8%)
Местные советы
депутатов, исполнительные и распорядительные органы 9039,5 (39,8%)
Рис. 5. Мощность по производству вин плодовых, по состоянию на 1 января 2019 г., тыс. дал в год (Рисунок составлен автором по данным Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром»)
тыс. дал 12000
10000
8000
6000
4000
2000
Превышение в 1,6 раза
11 725
Превышение в 1,9 раза 6522
Превышение в 1,3 раза 2262
Превышение в 1,8 раза
525
914
Вина плодовые Вина виноградные (тихие)
емкость внутреннего рынка
Советское шампанское и другиг игристые вина
производственные мощности
Коньяк
Рис. 6. Фактическое превышение производственных мощностей над емкостью внутреннего рынка по итогам 2019 г. [9, 10]
0
Следует отметить, что в Республике Беларусь на законодательном уровне не предусмотрен механизм регулирования объема производственных мощностей по выпуску алкогольной продукции [11, 12].
Этот процесс носит стихийный характер, мощности создаются без учета обеспеченности сырьем, емкости внутреннего рынка и перспектив для поставок произведенной продукции на экспорт.
В результате мощности организаций республики по производству водки и ликеро-водочных изделий в 2,3 раза превышают потребность внутреннего рынка (в 2019 г.), вин плодовых -в 1,7 раза, вин виноградных (тихих) - в 1,7 раза, вин игристых и шампанского - в 1,4 раза, коньяка - в 1,6 раза (рис. 6).
Неоправданный рост мощностей привел к жесткой конкуренции среди производителей алкогольной продукции и снижению доли государственных организаций в общем объеме производства (табл. 4). Снижены объемы производства
спирта этилового, ректификованного из пищевого сырья (на 1,5 млн дал к 2015 г.), водки и ликероводочных изделий (на 2,0 млн дал к 2015 г.), вин плодовых (на 1,0 млн дал к 2015 г.), шампанского и вин игристых (на 0,4 млн дал к 2015 г.).
Анализируя объемы производства алкогольной продукции отечественными предприятиями в 2016 и 2019 гг., представленные в табл. 4, видим, что в совокупности производство напитков алкогольных дисцилированных с 2016 г. в объемном показателе сохранилось и на 01.01.2020 составило более 16, 2 млн дал, а это 115% за анализируемый период [13].
Динамика производства таких крепких алкогольных напитков, как ликер, джин, коньяк, бренди, виски, ром, кальвадос, текила и настойка можжевеловая, свидетельствует о росте объемов производства в разы, хотя данные напитки не являются традиционными для отечественного рынка.
Наименование алкогольной продукции Производство, тыс. дал
2016 г. 2019 г. Темп, роста
Напитки алкогольные дисцилированные 14 151 16 224 114,6%
Из них:
водка и питьевой спирт не более 45,4 об. % 11 988 13 011 108,5%
ликеры и прочие спиртные напитки 1 645 2 241 136,2%
джин и настойка можжевеловая 32 76 2,4 раза
коньяк 345 525 1,5 раза
бренди 34 115 3,4 раза
виски 61 125 2,0 раза
ром 11 16 1,5 раза
кальвадос 5 19 3,8 раза
текила 7 3 42,9
Шампанское и игристые вина 1 522 1 747 114,8%
Вина виноградные натуральные (тихие), виноградное сусло 2 743 3 397 123,8%
В том числе:
вина виноградные ароматизированные 3 47 16 раз
вина виноградные специальные 102 124 121,6%
вина виноградные натуральные 2 625 3 226 122,9%
вермут и прочие ароматизированные натуральные виноградные вина 22 38 1,7 раза
Напитки ферментированные прочие (сидр яблочный, сидр грушевый, напиток медовый); смешанные, содержащие алкоголь 8 399 7 471 89,0%
В том числе:
вина плодовые крепленые улучшенного качества 5 320 2 885 54,2%
вина плодовые крепленые специальной технологии 1 484 662 44,6%
сидр 498 639 128,3%
Таблица 4
Объемы производства алкогольной продукции отечественными предприятиями в 2016 и 2019 гг.
Таблица 5
Объемы поставок отечественными производителями алкогольных напитков на внутренний рынок в 2015-2019 гг., тыс. дал
Наименование алкогольной продукции Год
2015 2016 2017 2018 2019
Водка и ликеро-водочные изделия 10 542 12 225 13 103 13 283 13 253
Коньяк 354 337 371 415 511
Шампанское и игристые вина 1 358 1 498 1 544 1 647 1 732
Вина виноградные (тихие) 2 874 2 787 3 047 3 221 3 349
Вина плодовые улучшенного качества 7 845 5 324 4 767 3 570 2 914
Вина плодовые специальной технологии 1 634 1 471 1 255 944 686
Следует отметить и рост объемов производства шампанского и игристых вин (115%) и вин виноградных натуральных (124%) за анализируемый период.
Одновременно прослеживается устойчивое падение объемов производства вин плодовых крепленых улучшенного качества (на 54%), вин плодовых крепленых специальной технологии (на 45%) при росте производства сидров, который составил более 128%. С 2016 по 2019 г. сохранялась тенденция к снижению удельного веса государственных организаций в общем объеме производства крепких алкогольных напитков, вин виноградных (тихих), вин игристых и шампанского.
Производство ликеро-водочной продукции отдельными частными организациями осуществляется неравномерно и основывается на ее доходности. При этом отдается предпочтение производству той продукции, для которой созданы благоприятные условия (ценообразование, акцизы).
Объемы отгрузки алкогольных напитков на внутренний рынок с 2015 по 2019 г. представлены в табл. 5.
Водка Вина плодовые Вина виноградные (тихие) Вина игристые, включая шампанское Ликеры и изделия ликероводочные Слабоалкогольные напитки Коньяк, коньячные напитки и бренди
Объемы продаж ликеро-водочной продукции, вин плодовых и вин игристых на внутренний рынок с 2015 по 2019 г. показаны на рис. 7.
Из представленных на рис. 7 данных прослеживается падение объемов продаж вин плодовых в 2019 г. по сравнению с 2015 г. на 30%.
Таким образом, можно сделать вывод, что структура продаж алкогольных напитков, включая слабоалкогольные напитки, в последние 5 лет при относительной стабильности продаж водки (рост 109%) изменилась в сторону дорогого и более качественного алкоголя: коньяк, коньячные напитки и бренди - рост 183%; ликеры и изделия ликероводочные - 173%; слабоалкогольные напитки - 164%; вина игристые, включая шампанское, - 139% и вино виноградное - 127%.
В 2019 г. организации торговли Республики Беларусь продали алкогольных напитков и пива на 3951,1 млн руб. (1,6 млрд евро). Так как ВВП Республики Беларусь в 2019 г. составил 131 952 млн руб., то товарооборот алкогольных напитков и пива составил долю, равную 3% от ВВП. Кроме того, по данным Национального статистического комитета, продажа алкоголя составила 8% от всего розничного товарооборота организаций торговли за 2019 г.
9155
9469
722 394
2019 г. 2015 г.
Рис. 7. Объемы продаж некоторых алкогольных напитков в 2015 и 2019 гг., тыс. дал (Рисунок составлен автором по данным Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром»)
Объекты общественного питания
Организации торговли
Коньяк, коньячные Слабоалкогольные напитки и бренди напитки (4,0%) (2,3%)
Водка (41,1%)
Ликеры и изделия ликероводочные (5,3%)
Вина игристые, включая шампанское (7,0%)
Вина виноградные (тихие) (16,2%)
Вина плодовые (24,1%)
Коньяк, коньячные напитки и бренди (4,3%)
Водка (51,4%)
Слабоалкогольные
напитки (2,0%)
Ликеры и изделия
ликероводочные
(5,9%)
Вина игристые, включая шампанское
(9,1%)
Вина виноградные (тихие) (16,3%)
Вина плодовые (11,0%)
Рис. 8. Доли продаж некоторых алкогольных напитков, включая слабоалкогольные, в 2019 г., организациями торговли и объектами общественного питания
Как показано на рис. 8, доминирующая доля продаж сохраняется за водкой (41,1% - организациями торговли и 51,4% - объектами общественного питания).
Коньяки, коньячные напитки и бренди объектами общественного питания имеют долю продаж в 2 раза большую, чем организациями торговли.
Доли продаж ликеров и изделий ликерово-дочных, вин виноградных (тихих) и вин игристых, включая шампанское, практически одинаковы организациями торговли и объектами
общественного питания, что свидетельствует об устойчивости потребительских предпочтений вне зависимости от уровня доходов и иных социологических факторов [7].
Следует отметить, что объем потребления алкогольных напитков на душу населения в пересчете на абсолютный алкоголь в 2019 г. снижен до 10,5 л, снижение составило 2,83 л по отношению к уровню 2011 г. [13].
Потребление алкогольных напитков на душу населения естественным образом влияет на доходную часть бюджета [14, 15].
Акцизы на автомобильное и иное используемое в качестве автомобильного топливо (28,4%)
Плата за акцизные марки (2,5%)
Акцизы на спирт из пищевого сырья, алкогольсодержащие изделия (34,8%)
Рис. 9. Доля отдельных видов акцизов по проекту государственного бюджета Республики Беларусь на 2020 г.
На протяжении 2016-2019 гг. суммарно акцизы на все виды алкоголя, как отечественного производства, так и импортируемого, превышают по сумме акцизы на табачные изделия и на моторное топливо.
Доля акцизов в прогнозируемых доходах консолидированного бюджета достаточно стабильна и обычно находится в диапазоне 7,1-7,6%. В структуре поступлений акцизов ключевую роль играют три направления: акцизы на водку, акцизы на табачные изделия и акцизы на топливо.
Размер поступлений от акцизов в 2016-2020 гг. превышал 1 млрд долл США. При этом на 2020 г. запланированы поступления в объеме 2,8 млрд руб., что составит 1,26 млрд долл США. Доходы от акцизных сборов на алкоголь на протяжении 20172019 гг. составляют порядка 900 млн руб. Доходная часть республиканского бюджета в 2018 г. составила 15% от всех доходов госбюджета, в 2019 - 13%, в 2020 - 16%.
В 1919 г. республиканский бюджет получил 2,4 млрд руб. поступлений от акцизов на топливо, табак, алкоголь, а также в виде платы за акцизные марки. Причем большая часть этой доходной статьи - акцизы на табак и алкоголь, которые в 2019 г. составили 1,7 млрд руб., в 2020 г., по предварительным оценкам, более чем 1,9 млрд руб.
Формирование акцизной политики в Республике Беларусь происходит в рамках интеграционных процессов стран ЕАЭС, которые договорились о поэтапной гармонизации ставок акцизов. С 2024 г. этот показатель для всех участников составит 9 евро за 1 л стопроцентного этилового спирта.
На рис. 9 показано, что на долю акцизов на спирт из пищевого сырья и алкогольсодержащие изделия приходится 34,8%, а это подтверждает значимость винодельческой отрасли пищевой промышленности при формировании бюджетообразующих составляющих.
Заключение. Высокая конкурентная среда на рынке алкогольных напитков Республики Беларусь, борьба между производителями продукции привели к тому, что организации торговли диктуют субъектам хозяйствования неприемлемые условия продаж (скидки, вознаграждения, отсрочки платежа и т. д.), которые резко снижают эффективность работы субъектов хозяйствования винодельческой отрасли, спровоцировали их к наращиванию кредитного портфеля, росту дебиторской задолженности, текущему тяжелому финансовому положению организаций.
Одновременно торговыми сетями за счет установления меньшего размера торговой надбавки искусственно занижаются цены, что повышает привлекательность водки и других алкогольных напитков не качеством, а ценовым фактором.
На внутреннем рынке в основном реализуются алкогольные напитки отечественного производства. Их удельный вес в общем объеме продаж в 2019 г. составил: водки и ликероводоч-ных изделий - 97,7%, коньяка, коньячных напитков, бренди - 78,1%, вина плодового - 100%, вина виноградного - 78,9%, вина игристого, шампанского - 95,8%. Высокий удельный вес продукции отечественного производства обеспечивается за счет:
- проведения сбалансированной и целенаправленной политики государства, в том числе закрепления за государством исключительного права на импорт алкоголя;
- пресечения органами внутренних дел нелегальной деятельности физических лиц, осуществляющих ввоз в республику и реализацию населению алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, анализ приведенных данных, характеризующих особенности формирования и развития конъюнктуры рынка субъектов хозяйствования винодельческой отрасли, позволяет сделать следующие выводы:
- наращивание производственных мощностей субъектов хозяйствования отрасли с одновременным динамически изменяющимся покупательским спросом резко усилили конкуренцию на внутреннем рынке;
- дальнейшее развитие винодельческой отрасли в целом невозможно без определения оптимальной маркетинговой стратегии каждого субъекта хозяйствования в отдельности;
- рост благосостояния населения, выразившегося в том числе в изменении предпочтений в сторону более дорогого и качественного алкоголя;
- значительный потенциал для формирования и развития комплекса маркетинга, использования современной концепции маркетинга и интегрированных маркетинговых коммуникаций на субъектах хозяйствования винодельческой отрасли.
Также стоит отметить, что суммарно акцизы на все виды алкоголя, как отечественного производства, так и импортируемого, превышают по сумме акцизы на табачные изделия и на моторное топливо на протяжении 2016-2020 гг.
Список литературы
1. Академия рынка: Маркетинг / А. Дайан [и др.]. М.: Экономика, 1993. 572 с.
2. Аристархова М., Аглеев Д. Технология маркетингового исследования вторичных продаж // Маркетинг. 2000. № 2. С. 37-41.
3. Беларусы стали больше покупать коньяк и слабоалкогольные напитки // Marketing.by. URL: https://marketing.by/analitika/belarusy-stali-bolshe-pokupat-konyak-i-slaboalkogolnye-napitki/?utm_source= yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.by%2Fnews%2Finstory%2FOb em_rynka_alkogolnykh_napitkov_v_Belarusi_vyros_na_256031b1c1ca11a411bd5a7fa40c6f75 (дата обращения: 12.01.2021).
4. Выросли предельные минимальные цены на алкогольные напитки крепостью свыше 28% (Комментарий к постановлению МАРТ № 100) // Бухгалтерский портал. URL: https://www.gb.by/aktual/ gosudarstvennoe-regulirovanie/vyrosli-predelnye-minimalnye-tseny-na-al (дата обращения: 12.01.2021).
5. Закон Респ. Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.
6. О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 20162020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196 // Эталон -Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.
7. Пономарев В. Ф. Основы виноделия. М.: Мир, 2003. 176 с.
8. Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 2 октября 2017 г. № 52: постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Респ. Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 100 // МАРТ. URL: https://mart.gov.by/ news/alcohol (дата обращения: 10.01.2021).
9. Продажа отдельных продовольственных товаров организациями торговли Республики Беларусь в 2019 году // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.by/ upload-belstat/upload-belstat-excel/ 0ficial_statistika/2019/dom_sale-food-2019-1 -4q.xlsx (дата обращения: 10.01.2021).
10. Продажа отдельных продовольственных товаров организациями торговли Республики Беларусь // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.by/ upload-belstat/upload-belstat-excel/0ficial_statistika/2020/dom_sale-food-2020-1-2q.xlsx (дата обращения: 10.01.2021).
11. Промышленность Республики Беларусь, 2020 // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/ index_17597/ (дата обращения: 08.01.2021).
12. Товароведение продовольственных товаров / Л. С. Микулович [и др.]; под общ. ред. О. А. Бри-левского. Минск: БГЭУ, 2001. 614 с.
13. Рейтинг самых пьющих стран мира на 2020 год // Tyulyagin.ru. URL: https://tyulyagin.ru/ratings/ rejting-samyx-pyushhix-stran-mira.html (дата обращения: 11.01.2021).
14. Розничная и оптовая торговля, общественное питание в Республике Беларусь, 2019 // Национальный статистический комитет Респ. Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ publications/izdania/public_compilation/ index_14058/ (дата обращения: 08.01.2021).
15. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвилли Н. Д. Агромаркетинг и консалтинг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 637 с.
References
1. Dayan A. [et al.]. Akademiya rynka: Marketing [Market Academy: Marketing]. Moscow, Ekonomika Publ., 1993. 572 p.
2. Aristarkhova M., Agleev D. Secondary sales marketing research technology. Marketing [Marketing], 2000, no 2, pp. 37-41 (In Russian).
3. Belarusians buy more cognac and low-alcohol drinks. Marketing.by [Marketing.by]. Available at: https://marketing.by/analitika/belarusy-stali-bolshe-pokupat-konyak-ilaboakogolnenapitki/?utm_source=yxnews &utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.by%2Fnews%2Finstory%2FObem_rynka_ alkogolnykh_napitkov_v_Belarusi_vyros_na_2--656031b1c1ca11a411bd5a7fa40c6f75 (accessed 12.01.2021).
4. The maximum minimum prices for alcoholic beverages with a strength of over 28% have increased (Commentary to the MARCH Resolution No. 100)]. Bukhgalterskiy portal [Accounting portal]. Available at: https://www.gb.by/ aktual/gosudarstvennoe-regulirovanie/vyrosli-predelnye-minimalnye-tseny-na-al (accessed 12.01.2021).
5. Law of the Rep. Belarus dated August 27, 2008 No. 429-Z. Etalon - Belarus'. Natsional'nyy tsentr pravovoy informatsii RespublikiBelarus' [Etalon - Belarus. National Center for Legal Inform. Rep. Belarus]. Minsk, 2013.
6. On the State Program for the Development of Agricultural Business in the Republic of Belarus for 2016-2020 and Amendments to the Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 585 dated June 16, 2014: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus. Belarus dated March 11, 2016 No. 196. Etalon - Belarus'. Natsional'nyy tsentr pravovoy informatsii Respubliki Belarus' [Etalon -Belarus. National Center for Legal Inform. Rep. Belarus]. Minsk, 2016.
7. Ponomarev V. F. Osnovy vinodeliya [Winemaking basics]. Moscow, Mir Publ., 2003. 176 p.
8. On amendments to the resolution of the Ministry of Antimonopoly Regulation and Trade of the Republic of Belarus dated October 2, 2017 No. 52: Resolution of the Ministry of Antimonopoly Regulation and Trade of the Republic of Belarus dated December 31, 2019 No. 100. MART [MARCH]. Available at: https://mart.gov.by/news/alcohol (accessed 10.01.2021).
9. Sale of certain food products by trade organizations of the Republic of Belarus in 2019]. National'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' [National Statistical Committee of the Republic of Belarus]. Available at: https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-excel/0ficial_statistika/2019/dom_sale-food-2019-1-4q.xlsx (accesssed 10.01.2021).
10. Sale of certain food products by trade organizations of the Republic of Belarus. Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' [National Statistical Committee of the Republic of Belarus]. Available at: https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-excel/0ficial_statistika/2020/dom_sale-food-2020-1-2q.xlsx (accessed 10.01.2021).
11. Industry of the Republic of Belarus, 2020. Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' [National Statistical Committee of the Republic of Belarus]. Available at: https://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_17597/ (accessed 08.01.2021).
12. Mikulovich L. S. [et al.]. Tovarovedeniyeprodovol'stvennykh tovarov [Merchandising of food products]. Ed. by O. A. Brilevskiy. Minsk, BGEU Publ., 2001. 614 p.
13. The ranking of the most drinking countries in the world for 2020 Tyulyagin.ru [Tyulyagin.ru]. Available at: https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-samyx-pyushhix-stran-mira.html (accessed 11.01.2021).
14. Retail and wholesale trade, public catering in the Republic of Belarus, 2019. Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' [National Statistical Committee of the Republic of Belarus]. Available at: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_ 14058/ (accessed 08.01.2021).
15. Tsypkin, Yu. A. Agromarketing i konsalting [Agromarketing and Consulting]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2000. 637 p.
Информация об авторе
Хорошун Николай Владимирович - магистр экономических наук, магистр технических наук. Белорусский государственный технологический университет (220006 г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected].
Information about the author
Khoroshun Nikolai Vladimirovich - Master of Economics, Master of Engineering. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected].
Поступила 10.02.2021