5. Порошин Ю. Б. Развитие внешнеторговой деятельности предприятий на основе международной промышленной кооперации / Ю. Б. Порошин [и др.]. Саратов : Научная книга, 2006. 140 с. ISBN 5-9758-0195-8.
6. Толмачёв М. Н. Дифференциация регионов по уровню экономического развития // Вестник института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2011. №1 (17). ISSN 2071-3819.
5. Smilevets D.O., Poroshin Y.B., Brajnikov V.A., Kruglov V.S. The development of foreign trade enterprises on the basis of international industrial cooperation. Saratov, Nauchnaja kniga, 2006. 140 p. ISBN 5-9758-0195-8.
6. Tolmachev M. N. The differentiation of the regions in terms of economic development. Vestnik instituía druzhby narodov Kavkaza «Teorija jekonomiki i upravlenija narodnym hozjajstvom». 2011. No 1 (17). ISSN 2071-3819.
удк 338.439.01
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
ANALYSIS OF THE STATE AND DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF THE INFORMATION INFRASTRUCTURE OF THE AGRO-FOOD COMPLEX OF RUSSIA
© Осовин Максим Николаевич
Maxim N. Osovin
кандидат экономических наук, заведующий лабораторией формирования информационной системы агропромышленного комплекса, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт аграрных проблем Российской академии наук.
PhD(Economics), Federal State Budget Institution of Science Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences, Russia.
В условиях членства во Всемирной торговой организации (ВТО) развитие информационной поддержки производителей сельскохозяйственных товаров является одним из наиболее значимых инструментов воздействия государства на повышение производительности предприятий агропромышленного комплекса (АПК) и достижение продовольственной безопасности страны.
В статье показана необходимость построения информационных порталов в сети Интернет, аккумулирующих в едином источнике информацию обо всех аспектах сельскохозяйственного производства, вызовах времени, проблемах отрасли и путях их преодоления.
Ключевые слова: агропродовольственный комплекс (АПК), информатизация, человеческий капитал, эффективность производства.
For all the WTO (World Trade Organization) members enlarged information support to agricultural producers is the most important instrument the government uses to improve the agro-food complex enterprises 'performance and ensure food security.
The paper points to the need to construct information portals in the Internet that would accumulate the information on all aspects of agricultural production, challenges, problems and ways to overcome them.
н со
нализ общемировой практики ведения современного сельскохозяйственного производства показывает, что интеграция в сферу управления АПК всего спектра представленных на рынке информационных продуктов и услуг является одним из важнейших факто-
Key words: agro-food complex (AFC), informatization, human capital, production efficiency
ров модернизации отрасли. Данный процесс инициируется солидарными усилиями на всех уровнях по самосовершенствованию системы, в рамках которой формируется общая стратегия развития производства, уменьшается временной лаг выявления проблем функционирования,
рационализируется структура, функции, общие характеристики системы. С практической точки зрения речь идёт как об использовании инновационных средств вычислительной техники, обладающих способностью обрабатывать и анализировать большие массивы данных, передавать информацию на большие расстояния, так и периферийных механизмов, призванных повысить эффективность всей цепочки сельскохозяйственного производства, стимулировать решение социальных вопросов и развитие человеческого капитала сельского населения.
В качестве примера информационных механизмов, которые уже доказали свою состоятельность, нашли применение в процессе сельскохозяйственного производства в ряде западных стран и имеют аналоги в России, можно привести геоинформационные технологии, без которых невозможен переход к точному способу ведения сельскохозяйственного производства, экономико-математическое моделирование процесса управления. В этом ключе стоит отметить формирующуюся систему электронных товарных бирж и торговых площадок, обособленных интернет-порталов фермерских организаций, позволяющих размещать предложения о поставке мелких или средних оптовых партий товаров, растущий спрос на услуги, предоставляющих возможность осуществлять оплату и получение денежных средств посредством банковских карт и электронных платежей и т. д.
Несмотря на впечатляющий перечень услуг, уровень проникновения информационных технологий в сельскохозяйственное производство всё ещё достаточно низок. Западные аналитики, изучающие особенности построения информационного общества в России, отмечают колоссальный разрыв в динамике этого процесса между различными отраслями народного хозяйства, региональные диспропорции, затрудняющие нашей стране в ближайшей перспективе повысить инновационный рейтинг национальной экономики, по сравнению с другими странами мира.
Основные причины, препятствующие позитивной динамике популяризации информационных механизмов в АПК, - это, прежде всего, финансовая составляющая, не позволяющая инвестировать свободные средства в долгосрочные инновационные проекты; кадровая политика; общая атмосфера недоверия к каналам распространения информации; отсутствие тематических порталов, аккумулирующих данные о развитии отрасли, её насущных проблемах, передовом опыте выхода из кризисных ситуаций.
В России решение большинства из вышеперечисленных проблем всё ещё возложены на региональные информационно-консультацион-
ные центры. Анализ спектра услуг, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям информационно-консультационной службой АПК Саратовской области, показал, что наиболее востребованными являются консультации по подготовке документов на право получения субсидий, общим тенденциям развития экономики и организации производства, а также юридическим проблемам. Однако функции сопровождения и консультирования по вопросам использования программных систем и продуктов ИКС в муниципальных районах (программное обеспечение, информатизация), остаются практически невостребованными. Во всём мире функция ИКС считается затухающей. В условиях изобилия коммуникационных каналов потенциальные заказчики (если есть семантические навыки, хотя бы базового уровня) способны самостоятельно найти всю интересующую их информацию, минуя организации-посредники. Появляются различные возможности обратиться напрямую к государственным органам, научным организациям, тематическим коллективам, работающим в подобных с ними условиях и решающим те же проблемы. В связи с этим одним из ключевых направлений развития внутренней политики стран Евросоюза является создание инфраструктуры скоростного доступа в Интернет на удалённых от крупных населённых пунктов территориях. Чтобы достигнуть намеченной цели (30 Мбит/с к 2020 году для каждого европейца и 100 Мбит/с для каждого второго) планируется потратить ещё более 270 млрд евро [1].
Возможность широкополосного доступа в Интернет только в Германии до 2020 года создаст 1 млн рабочих мест, а во Франции fttp-сеть привлекает 360 тыс. рабочих ежегодно [1]. Данная тенденция оказывает позитивное влияние именно на процесс закрепления молодёжи в сельской местности, поскольку позволяет создавать рабочие места по несельскохозяйственным специальностям в режиме удалённого доступа.
Уровень проникновения сети Интернет в России составляет: по данным TNS Россия - 65% [2], ВЦИОМ - 55%. Однако, по нашему мнению, наиболее достоверные показатели предоставляет ФОМ - 52% [3], поскольку в их опросах учитывается мнение более чем 39 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет и старше, проживающих не только в крупных городах, но и в малых населённых пунктах и сёлах. Анализ показал, что 13 830 тыс. сельских жителей (37% от общего числа) выходят в глобальную сеть хотя бы раз в месяц, что составляет 9,6% населения России или 22,6% национальной интернет-аудитории. По сравнению с 2005 годом, этот показатель вырос в 5,1 раза.
Информационная безопасность регионов. 2014. № 1(14)
Согласно данным Росстата, в 2011 году домашним персональным компьютером обладали 45,7% сельских домашних хозяйств (рост в 4 раза относительно показателей 2005 года), мобильным телефоном - 93,2% (рост - 1,7 раза за тот же период), стационарным телефоном -50,2%, спутниковой антенной - 31,4%, выход в Интернет осуществлялся с помощью проводной или беспроводной связи приблизительно в равных пропорциях [4]. Вместе с тем количество российских пользователей с тремя и более точками выхода в Глобальную сеть составило на конец года 53%. Среди пользователей мобильного Интернета 52% выходят в сеть с обычного телефона, 46% - со смартфона, 10% - с планшета [5]. В перспективе снижение цен на услуги операторов мобильной связи и выравнивание тарификационной политики должно способствовать росту сельской аудитории Интернета, выходящей в Глобальную сеть с помощью беспроводных мобильных устройств. Однако в качестве одной из первоочередных причин отсутствия доступа к Сети респонденты, принимавшие участие в опросах Росстата, указывали «отсутствие необходимости» (84,6%). Таким образом, резервы роста количества пользователей Интернетом среди сельских жителей ограничены не только техническими возможностями, но и человеческим фактором, что частично обусловлено низким качеством информационных ресурсов, представленных в российском сегменте Сети и описывающих ситуацию именно в рассматриваемой нами предметной области.
За последние годы в России наблюдается достаточно интенсивный рост технико-технологических параметров информатизации. Анализ национального доклада «О ходе и результатах реализации в 2012 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования продовольственных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [6] показал, что наибольшего успеха при реализации мероприятий программы по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в 2012 году удалось добиться лишь в тех направлениях, которые связаны с межведомственным взаимодействием. Вместе с тем число регионов, в которых обеспечено предоставление государственных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде, составило лишь половину фактически предусмотренного. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не производилось, субсидирование информационно-консультационных служб из федерального бюджета получили только девять субъектов Российской Федерации. Таким обра-
зом, ключевая задача подпрограммы системного государственного информационного обеспечения в аграрном секторе с целью предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям оперативных сведений об объёмах производства и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, спросе и предложении, ценах и тенденциях их изменения, оказалась, с нашей точки зрения, не выполненной.
В связи с этим совершенно не удивительно, что уровень доверия населения к официальным источникам информации постоянно падает. Согласно официальным данным, за последние годы резко увеличилась доля информации, получаемая населением за счёт невербального общения (форумы, блоги, социальные сети). По статистике 99,7% среднесуточной аудитории Рунет (30,9 млн человек) используют Интернет для доступа к социальным сетям (3 место в мире после Аргентины и Индонезии), средний пользователь проводит в онлайн-общении 12,8 часа в месяц (1 место в мире). Несмотря на популярность инновационных способов обмена информацией, степень доверия к ним населения крайне низка и не превышает 9 % [3]. Уровень информационного шума среди источников коммуникаций крайне высок, что позволяет сделать вывод о том, что ни популярные, ни переживающие кризис традиционные источники информации не придают импульс развитию производства и человеческого потенциала в целом.
По нашему мнению, первоочередная задача государства в процессе развития информационного пространства в пределах страны должна заключаться в формировании и поддержке развития отраслевых информационных порталов, интегрирующих тематические ресурсы, в общее интернет-пространство.
Для рассматриваемой нами предметной области целесообразна следующая иерархия типовой структуры подобного портала.
1. Базовый уровень:
- архив нормативной и нормативно-правовой информации;
- предоставление доступа к электронным библиотекам публикаций;
- формирование библиотеки ссылок на тематические сайты министерств, оказывающих государственные услуги в электронном виде.
2. Аналитический уровень, формируемый на основе обратной связи между администраторами и пользователями портала, межличностного общения (форумы):
- обсуждение приоритетных задач развития и создание «социального заказа» на прикладные разработки, инновационные проекты;
- координация, распространение и обновление прикладных программ и баз данных;
- возможность отправить вопрос, заявку, предложение в любой орган государственной власти, подведомственное ему учреждение.
3. Комплексный уровень:
- дистанционное обучение в соответствии с коллективными заявками;
- электронная торговая площадка;
- виртуальная биржа труда (доска объявлений и вакансий).
Включение в последний блок электронной торговой площадки диктуется вполне объективными причинами. На сегодняшний день в Сети представлены многочисленные сайты с возможностью размещения предложений о поставках сельскохозяйственных товаров, однако их создатели в большинстве случаев не несут никакой ответственности за деятельность своих клиентов, не защищают участников торгов от недобросовестных партнёров, то есть, по сути, исполняют роль виртуальных посредников.
В связи с этим необходимо обобщить процедурные вопросы электронной торговли, включающие в себя разработку общих критериев проведения аукционов, закрепление контрактных отношений, распространение ключей электронно-цифровой подписи, ведение реестра недобросовестных поставщиков и заказчиков. Только в этом случае доверие к информационно-рыночным структурам возрастёт, спрос на их услуги достигнет общемирового уровня.
Аккумуляция отраслевой информации в едином источнике позволит удовлетворить
Библиографический
1. ИТ в госсекторе Евросоюза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ index.php (дата обращения: 23.12.2013).
2. Данные по аудитории СМИ/Интернет. TNS Россия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/index/ index.wbp (дата обращения: 23.12.2013).
3. Интернет в России: динамика проникновения. Осень 2012. Еженедельный опрос «ФОМнибус», сентябрь-ноябрь 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://runet.fom.ru/ Proniknovenie-interneta/10738 (дата обращения: 21.12.2013).
4. Российский статистический ежегодник. М. : Росстат, 2012. 786 с. ISBN 978-5-89476-352-1.
5. Российская ассоциация электронных коммуникаций. Интернет в России. Июнь 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.raec.ru/2012 (дата обращения: 23.12.2013).
6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2012 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования продовольственных
потребности производителей сельскохозяйственных товаров посредством формирования системы «обратной» связи между субъектами реального сектора экономики и органами государственной власти, научными организациями, указать вектор развития информационных механизмов, способных придать дополнительный импульс процессу повышения эффективности АПК. В процессе реализации указанных мероприятий существенно повысится имидж Министерства сельского хозяйства федерального и регионального уровней, поскольку основной целью инициативы является отнюдь не достижение очередной строчки роста в международных рейтингах, а оказание реального воздействия на процесс информатизации отрасли.
Соответствие качества человеческого капитала инновационной модели развития наиболее остро проявляется в аграрном секторе экономики, где внедрение новых технологий и методов хозяйствования сопровождается дефицитом квалифицированной рабочей силы. Поэтому предоставление доступа производителям сельскохозяйственной продукции к подобным информационным ресурсам станет, с нашей точки зрения, естественной и наиболее эффективной составляющей процесса информатизации АПК в целом.
Материалы поступили в редакцию 23.12.2013 г. список (References)
1. IT in the public sector of the European Union. Available at: http://www.tadviser.ru/index.php (accessed 23 December 2013).
2. Data on media audiences / Internet . TNS Russia. Available at: http://www.tns-global.ru/rus/data/ ratings/index/index.wbp (accessed 23 December 2013).
3. Internet in Russia: dynamics of penetration. Autumn 2012 . Weekly poll «FOMnibus», SeptemberNovember 2012. Available at: http://runet.fom. ru/Proniknovenie-interneta/10738 (accessed 21 December 2013).
4. Russian Statistical Yearbook . Moscow, Rosstat, 2012. 786 p. ISBN 978-5-89476-352-1.
5. Russian Association of Electronic Communications. Internet in Russia. June 2012. Available at: http:// www.raec.ru/2012 (accessed 23 December 2013).
6. Ministry of Agriculture of the Russian Federation. National report «On the progress and results of the implementation in 2012 of the state program of agricultural development and regulation of the food markets of agricultural products, raw materials and
Информационная безопасность регионов. 2014. № 1(14)
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» : утв. распоряжением Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева 08.05.2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.ru/ documents/file_document/v7_show/238i8.77. htm (дата обращения: 23.12.2013).
food for 2008-2012». Available at: http://www.mcx. ru/documents/file_document/v7_show/238i8.77. htm (accessed 23 December 2013).
УДК 304.2:316.776:007(477)
КУЛЬТУРА МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
CULTURE OF MEDIA CONSUMPTION AS CONCEPTS OF THE THEORY OF SOCIAL
COMMUNICATION
© Крайникова Татьяна Степановна
Tatyana S. Kraynikova кандидат филологических наук, доцент, докторант, Институт журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Украина. PhD (Philology), Associate Professor, Institute of Journalism of Kiev National Taras Shevchenko University, Ukraine.
Статья посвящена проблемам разработки дефиниции понятия «культура медиапотребления» и определения его места в терминологической системе теории социальных коммуникаций.
Культура медиапотребления рассматривается в двух аспектах: как социально-коммуникационная среда, результирующая и детерминирующая опыты индивидуального и коллективного медиапотребления; как уровень развитости практик медиапотребления индивидов, социальных групп и общества в целом.
В пределах дерева понятий теории коммуникаций проанализированы связи изучаемого понятия с другими категориями и подкатегориями: коммуникация, социальная коммуникация, меди-акоммуникация, медиакультура, медиапроизвод-ство, медиапродукт, культура медиапроизводства, культура медиапродукта.
Ключевые слова: культура медиапотребления, родовое понятие, видовое понятие, дерево понятий теории социальных коммуникаций
This article deals with the problem of terminologization of concept «culture of media consumption» - the definition and analysis of this concept place in the terminological system of social communications theory.
Interpretation of the term «culture of media consumption» is justified in two ways: as a social communication medium and as the development level of media consumption practices of individuals, social groups and society as a whole.
The relations of studied concept with other categories and sub-categories - communication, social communication, media communications, media culture, media production, media products, culture of media production and culture of media products - are analyzed.
Key words: culture of media consumption, generic concept, concept of species, tree concepts of social communications theory.
Актуальность исследования. Понятие «культура потребления» в различных словосочетаниях (например, «культура потребления еды», «культура потребления энергоресурсов» и т. п.) широко известно и часто применяется в речи и текстах различной направленности. Но вариант «культура медиапотребления» менее на слуху, хотя для современного человека он становится не менее важным, чем прежде упомянутые. Постоянное пребывание в медиасреде, вольные и невольные контакты
с информационными источниками, потребление и генерирование сведений стали сегодня такими же обыденными, как приём пищи, использование источников энергии. Практики медиапотребления существенно определяют когнитивные потребности, психологическое благополучие, а также индивидуальные формы поведения, трудовую и нетрудовую активность, прочие составляющие образа жизни современника, его психологическую и социальную адаптацию к окружающей среде. В то же время