Научная статья на тему 'Культура медиапотребления как понятие теории социальных коммуникаций'

Культура медиапотребления как понятие теории социальных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1488
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ / CULTURE OF MEDIA CONSUMPTION / РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ / GENERIC CONCEPT / ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ / CONCEPT OF SPECIES / ДЕРЕВО ПОНЯТИЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ / TREE CONCEPTS OF SOCIAL COMMUNICATIONS THEORY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крайникова Татьяна Степановна

Статья посвящена проблемам разработки дефиниции понятия «культура медиапотребления» и определения его места в терминологической системе теории социальных коммуникаций.Культура медиапотребления рассматривается в двух аспектах: как социально-коммуникационная среда, результирующая и детерминирующая опыты индивидуального и коллективного медиапотребления; как уровень развитости практик медиапотребления индивидов, социальных групп и общества в целом.В пределах дерева понятий теории коммуникаций проанализированы связи изучаемого понятия с другими категориями и подкатегориями: коммуникация, социальная коммуникация, медиакоммуникация, медиакультура, медиапроизводство, медиапродукт, культура медиапроизводства, культура медиапродукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of media consumption as a concept of social communication theory

This article deals with the problem of terminologization of concept «culture of media consumption» the def inition and analysis of this concept place in the terminological system of social communications theory. Interpretation of the term «culture of media consumption» is justified in two ways: as a social communication medium and as the development level of media consumption practices of individuals, social groups and society as a whole. The relations of studied concept with other categories and sub-categories communication, social communication, media communications, media culture, media production, media products, culture of media production and culture of media products are analyzed.

Текст научной работы на тему «Культура медиапотребления как понятие теории социальных коммуникаций»

рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» : утв. распоряжением Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева 08.05.2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.ru/ documents/file_document/v7_show/238i8.77. htm (дата обращения: 23.12.2013).

food for 2008-2012». Available at: http://www.mcx. ru/documents/file_document/v7_show/238i8.77. htm (accessed 23 December 2013).

УДК 304.2:316.776:007(477)

КУЛЬТУРА МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

CULTURE OF MEDIA CONSUMPTION AS CONCEPTS OF THE THEORY OF SOCIAL

COMMUNICATION

© Крайникова Татьяна Степановна

Tatyana S. Kraynikova кандидат филологических наук, доцент, докторант, Институт журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Украина. PhD (Philology), Associate Professor, Institute of Journalism of Kiev National Taras Shevchenko University, Ukraine.

И [email protected]

Статья посвящена проблемам разработки дефиниции понятия «культура медиапотребления» и определения его места в терминологической системе теории социальных коммуникаций.

Культура медиапотребления рассматривается в двух аспектах: как социально-коммуникационная среда, результирующая и детерминирующая опыты индивидуального и коллективного медиапотребления; как уровень развитости практик медиапотребления индивидов, социальных групп и общества в целом.

В пределах дерева понятий теории коммуникаций проанализированы связи изучаемого понятия с другими категориями и подкатегориями: коммуникация, социальная коммуникация, меди-акоммуникация, медиакультура, медиапроизвод-ство, медиапродукт, культура медиапроизводства, культура медиапродукта.

Ключевые слова: культура медиапотре-бления, родовое понятие, видовое понятие, дерево понятий теории социальных коммуникаций.

This article deals with the problem of terminologization of concept «culture of media consumption» - the definition and analysis of this concept place in the terminological system of social communications theory.

Interpretation of the term «culture of media consumption» is justified in two ways: as a social communication medium and as the development level of media consumption practices of individuals, social groups and society as a whole.

The relations of studied concept with other categories and sub-categories - communication, social communication, media communications, media culture, media production, media products, culture of media production and culture of media products - are analyzed.

Key words: culture of media consumption, generic concept, concept of species, tree concepts of social communications theory.

Актуальность исследования. Понятие «культура потребления» в различных словосочетаниях (например, «культура потребления еды», «культура потребления энергоресурсов» и т. п.) широко известно и часто применяется в речи и текстах различной направленности. Но вариант «культура медиапотребления» менее на слуху, хотя для современного человека он становится не менее важным, чем прежде упомянутые. Постоянное пребывание в медиасреде, вольные и невольные контакты

с информационными источниками, потребление и генерирование сведений стали сегодня такими же обыденными, как приём пищи, использование источников энергии. Практики медиапотребления существенно определяют когнитивные потребности, психологическое благополучие, а также индивидуальные формы поведения, трудовую и нетрудовую активность, прочие составляющие образа жизни современника, его психологическую и социальную адаптацию к окружающей среде. В то же время

человеческие возможности - воспринимать, обрабатывать, генерировать информацию - не безграничны, что диктует необходимость делать это эффективно. Таким образом, возникает вопрос о культуре медиапотребления. Но какой смысл следует вкладывать в это понятие, если оно до сих пор чётко не артикулировано в теории социальных коммуникаций?

По нашему мнению, сегодня понятие «культура медиапотребления» должно занять новое место в языковом регистре - термино-логизироваться. Это необходимо как из теоретических, так и практических соображений: без его согласованного толкования невозможна категоризация социально-коммуникационных явлений, связанных с различными интеракциями с медиа; синхронный и диахронный сравнительный анализ уровней медиапотребления различных социальных групп; обобщение соответствующих практик в пределах национальной медиакультуры и пр. Прежде всего, следует определиться с дефиницией понятия «культура медиапотребления» и его местонахождением в терминологической системе.

Цель статьи - выделить в понятийно-категориальном аппарате теории социальных коммуникаций понятие «культура медиапотребления», дав ему дефиницию, определив его место в дереве понятий, обосновав теоретический и практический потенциал.

Методы исследования - дефиници-онный и системный анализ.

Культура медиапотребления: дефиници-онный анализ.

При нашем изучении научной и справочной литературы, высказываний практиков выявлено, что понятие «культура медиапо-требления» применяется без исчерпывающих объяснений - как само собой разумеющееся. Многие специалисты сетуют на то, что культура медиапотребления (телесмотрения, чтения и т. п.) отсутствует и её следует формировать, не конкретизируя своего видения сути этой проблематики. К примеру, Н. Кислова, руководитель группы по организации информационной поддержки и абонентского обслуживания «Триколор ТВ», советует, что следует делать телекомпаниям в меняющихся условиях информационного рынка: «Секрет лояльности проще всего выразить словом "культура"... Создайте культуру телесмотрения - и вы не только поможете вашим абонентам разобраться в том, какой телеканал лучше посмотреть сегодня вечером или как оплатить заканчивающуюся подписку. Вы станете примером для целой отрасли и, безусловно, сможете приобрести новых клиентов. Особенно с учётом перспективы - когда через несколько лет рынок платного ТВ в России

перестанет расти за счёт новых подключений, никакого другого пути, кроме культуры, у вас уже не останется» [7].

В процитированном и подобных утверждениях значение рассматриваемого понятия интуитивно улавливается, но отсутствует его чёткое определение, то есть на сегодняшний день понятие «культура медиапотребления», в терминах логики, относится к так называемым неясным.

Конечно, на первый взгляд, при разработке оптимальной дефиниции проще всего обратиться к имеющимся многочисленным толкованиям понятия «культура потребления», ведь оно по смыслу ближайшее к искомому. Но оказывается, что в толковании последнего имеются серьёзные противоречия. Ввиду того, что объём статьи ограничен, приведём лишь несколько примеров.

В работах А. Ильина, Н. Штера понятие «культура потребления» обретает негативные коннотации и приравнивается к потребительству.

A. Ильин утверждает: «Культура потребления -это погоня за практически ненужными вещами, которая становится смыслом жизни, за бесполезным гламуром - дешёвыми блестками и улыбками металлокерамики» [4].

М. Митров, Я. Шиндлер, напротив, считают, что культура потребления - антипод потребительству, это достижение высокого уровня потребления, его некая высшая степень. Так, М. Митров пишет: «Потребительство -чрезмерное увлечение материальной стороной потребления в ущерб духовной. Явление потребительства, распространённое в современном обществе, противоречит понятию „культура потребления", в основе которого лежит соответствие духовного мира индивида и потребляемых им ценностей» [9].

Наиболее нейтральное толкование - в работах Ю. Долговой, В. Ильина, В. Ульриха. В частности, В. Ильин даёт определение: «Культура потребления - это функционирующая господствующая программа использования членами общества всех потребительских благ» [5].

B. Ульрих (Wolfgang Ullrich) утверждает, что потребление - это современная «культурная техника», которая «моделирует жизненный опыт», и проблема состоит в том, что потребители имеют «недостаточную подготовку противостоять системе знаков» [12].

Наш краткий экскурс доказывает, что разработать дефиницию понятия «культура медиапотребления», руководствуясь имеющимися определениями, весьма затруднительно. Поэтому в качестве опорных следует принять те, к которым оно обращено в деривационном

плане, а это понятия «культура» и «медиапо-требление».

Культура в толковых словарях имеет такие важные для нас семы: 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории; 2) образованность, воспитанность; 3) уровень, степень совершенства какой-нибудь отрасли хозяйственной или умственной деятельности [1, с. 472].

Под медиапотреблением мы понимаем социально-коммуникационное явление, которое заключается в различных интеракциях индивидов и социальных групп с медиа в формах приобретения, использования, обмена, хранения медиапродукции (чтение выпусков печатных газет, ознакомление с веб-страницами, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, восприятие наружной рекламы, приобретение и хранение антикварных книг, времяпровождение в онлайн-играх, ведение блога и др.).

Отсюда формулируем соответствующую дефиницию. Культура медиапотребления -это, во-первых, социально-коммуникационная среда, результирующая и детерминирующая опыты индивидуального и коллективного медиапотребления в виде преобладающих в обществе информационных потребностей и интересов, медиапредпочтений, представлений о качестве медиапродукции, моделей потребительского поведения; во вторых, уровень развитости практик медиапотребления индивидов, социальных групп и общества в целом.

В первом смысле, речь идёт о коллективном продукте интеракций потребителей с медиа, в котором агрегированы наиболее распространённые, тяготеющие к системности материальные и духовные ценности, потребляемые и генерируемые в этой сфере. Согласно этому толкованию понятие «культура медиапотребления» имеет обобщающий характер по отношению к многочисленным и разнообразным опытам медиапотребителей и реализуется в конструктах «читающая нация», «не читающее поколение», «цифровое общество» и т. п. Формирование культуры медиапотребления как социально-коммуникационной среды сегодня сопряжено со многими экологическими, экономическими, морально-этическими и другими проблемами. К примеру, Д. Медоуз, Й. Рандерс, авторы книги «Limits to Growth. The 30-Year Update» («Пределы роста. 30 лет спустя»), смотрят на медиапотребление с точки зрения устойчивого потребления: «Информация - это удивительный ресурс, не существующий физически, но вполне реальный. Однако в чем он содержится? Настольный компьютер, например, это несколько килограммов пластмассы, металла, стекла

и кремния. Люди, которые работают с информацией - создают, обрабатывают, используют её, - ещё и каждый день едят, водят машины, живут в домах, работают в зданиях с системами отопления и кондиционирования и даже в век электронных средств передачи информации расходуют огромное количество бумаги» [8, с. 69]. Таким образом, оценка культуры меди-апотребления как социально-коммуникационной среды предполагает комплексный анализ всех материальных и нематериальных условий, существующих и появляющихся в этой сфере.

Во втором смысле, культура медиапотре-бления трактуется нами как индивидуализирующая качественная характеристика, познаваемая в сопоставлениях, что подразумевает выделение уровней её развитости для тех или иных субъектов медиапотребления. В этом плане культура медиапотребления корреспондируется с понятиями медиаграмотности, медиакомпетентности. Культура медиапотребления - это не только то, что есть, но и то, что должно быть, к чему следует стремиться. У социолога Ю. Долговой читаем: «.В повседневности культура потребления представляет собой классовую модель приобретаемых товаров и услуг, вершину которой занимают статусные товары и услуги, середину - сетевая продукция, низшими являются товары вторичного пользования» [2]. Изучение культуры медиапотребления тоже должно прийти к выделению, построению иерархии существующих потребительских практик, иначе невозможно эффективное развитие медиаобразования общества.

Таким образом, наша попытка дать определение понятию «культура медиапотребления» в двух аспектах нацелена на отображение объективных и субъективных сторон этого коммуникационного явления, индивидуальных и коллективных форм его существования и функционирования.

Понятие «культура медиапотребления» в пределах понятийно-категориального аппарата теории коммуникации

Словарные определения сводятся к тому, что понятие - это «общее имя, имеющее относительно ясное и устойчивое содержание и сравнительно чётко очерченный объём» [3, с. 272].

Понятия, как указывается в справочной литературе по логике, бывают единичные, общие и нулевые; абстрактные и конкретные; утвердительные и отрицательные; ясные и неясные; точные и неточные. Кроме того, различают родовое понятие - подчиняющее, чьё значение делится на виды исходя из присущих им отличий; видовое понятие - подчинённое, входящее непосредственно в состав другого, более общего родового понятия. Категориями

называют «предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания» [3, с. 142].

Основой каждой науки является её понятийно-категориальный аппарат, который представляет собой сложную иерархичную систему категорий, других родовых и видовых понятий. Чем яснее эти понятия и связи между ними, тем более разработанной и перспективной представляется соответствующая область познания.

Отечественные и зарубежные исследователи выделяют множество широких и узких понятий теории коммуникации: информативность, модальность, дискурс (Ю. Грицкевич); каналы и средства коммуникации (В. Кирьянов); вежливость (Т. Ларина); прагматические категории кооперации и конфликта (И. Косова); социальный статус, коммуникативная роль, сфера, установка (В. Конецкая); коммуникативная ситуация (У. Эко); коммуникационный процесс (Ч.Пирс); коммуникативная личность (В. Карасик). Этот перечень, разумеется, не полный и неупорядоченный, но мы и не претендуем на исчерпывающий вариант.

Существует опыт построения системы фундаментальных категорий теории коммуникации, в которых концентрируются знания о её предметной области, отображаются связи и отношения между объектами познания.

Так, известна классификация белорусских учёных, в которую входят категории:

- «коммуникация» (информационный обмен)» с подкатегориями «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе)» и «общение» (на вербальном уровне обмена информацией в обществе)»;

- «коммуникативное пространство»;

- «коммуникативное время» [10, с. 29].

Другой срез изучает украинский исследователь В. Ризун: «Профессионализировавшись и соответственно институционализировавшись, то есть перейдя на уровень активности определённых институтов, массовое общение превращается в работу по обеспечению коммуникации между производителем массово-коммуникационного продукта и потребителем - массой. Эта работа получает название „медиакоммуникации", которые рассматриваются как вид социальных коммуникаций» [11].

Эти и другие разработки свидетельствуют о том, что в нашей науке существует острая необходимость упорядочить имеющиеся категории и понятия. Частичному достижению этой цели служит наша попытка ввести в оборот понятие «культура медиапотребления», определить ему место в так называемом дереве понятий теории

коммуникации. Разумеется, мы осознаём невозможность развязать такую проблему исчерпывающе в пределах статьи, поэтому ограничимся пределами поддерева.

Схематично отобразим связи понятия «культура медиапотребления» с коренным и с основными последующими родовыми и видовыми понятиями (рис. 1).

Рис. 1. Понятие «культура медиапотребления» в структуре поддерева понятий теории коммуникации

Коренным понятием является «коммуникация» - наиболее общая категория науки, основной её объект. От него происходят последующие узлы дерева - понятия «социальная коммуникация», «медиакоммуникация», «медиакультура», которые по объёму значения иерархично являются всё более узкими и конкретными. От понятия «медиакультура» дерево разветвляется далее - это «культура медиапроиз-водства», «культура медиапродукта», «культура медиапотребления». Утверждая это, мы поддерживаем и развиваем мысль Н. Кирилловой, что «медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру её восприятия» [6, с. 8]. Мы полагаем, что культура медиапотребления как социально-коммуникационная среда жизнедеятельности медиапотребителей является фактором национальной медиакультуры.

Понятие «культура потребления» как родовое и видовое

В источниках по логике указывается, что многие понятия могут выступать как родовыми, так и видовыми, в зависимости от того, по отношению к каким понятиям они рассматриваются. Это утверждение справедливо и для культуры медиапотребления.

Если объект потребления конкретизируется, то понятие «культура медиапотребления» выступает подчиняющим, то есть родовым по отношению к конкретизированным (видовым) понятиям (рис. 2).

Таким образом, культура медиапотре-бления может рассматриваться на уровне тех

Мед и акомм ун инаци я

или иных видов медиа, при этом соотносясь с уровнем культуры медиапотребления в целом.

Рис. 2. Культура медиапотребления как родовое понятие

Если же, напротив, медиапотребление рассматривается в пределах более широкого явления - потребления как такового - и само выступает одним из его видов, то оно видовое (рис. 3).

В таком случае уровень культуры медиа-потребления может оцениваться:

- по отношению к другим потребительским практикам;

- как один из факторов потребительской культуры на коллективном и индивидуальном уровнях.

Выводы. Культура медиапотребления может рассматриваться в двух аспектах: 1) как социально-коммуникационная среда, состоящая из материальных и духовных условий и ценностей, которая результирует и детерминирует индивидуальные и коллективные интеракции потребителя с медиа; 2) уровень практик меди-апотребления индивида, социальной группы, общества в целом.

В теории социальных коммуникаций это понятие выступает родовым и видовым по отношению к другим понятиям, в зависимости от объёма их значения, что даёт возможность изучать его и как один из факторов общих потребительских практик, и как обширное явление, имеющее множество собственных вариантов. Исследовательский потенциал понятия «культура медиапотребления» свидетельствует о том, что оно имеет перспективы терминологизиро-ваться и трансформироваться в полноправный объект научных исследований.

Рис. 3. Культура медиапотребления как видовое понятие

Материалы поступили в редакцию 23.12.2013 г.

Библиографический список (References)

1. Великий тлумачний словник сучасно'1 украшсько! мови / уклад. i голов. ред. В. Т. Бусел. К. : IpniHb : Перун, 2003. 1440 с. ISBN 966-569013-2.

2. Долгова Ю. А. Социальный феномен глянцевых журналов в культуре потребления молодёжи : автореф. дис. ... канд. социолог. наук [Электронный ресурс] / Долгова Юлия Александровна. Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т, 2011. 19 с. Режим доступа: http://www.dissercat. com/content/sotsialnyi-fenomen-glyantsevykh-zhumalov-v-kulture-potrebleniya-molodezhi (дата обращения: 23.01.2012).

3. Ивин А. А. Словарь по логике / А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. М. : ВЛАД ОС, 1997. 384 с. ISBN 5-691-00099-3.

4. Ильин А. Н. Фиктивность и знаковость культуры медиапотребления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal. ru/e-zpu/2009/4/Ilyin_C0nsumer_Culture/ (дата обращения: 23.12.2013).

5. Ильин В. И. Социология потребления : курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consumers.narod.ru/content.html (дата обращения: 25.05.13).

1. Great Dictionary of Modern Ukrainian. Kiev, Irpm': Perun, 2003. 1440 p. ISBN 966-569-013-2.

2. Dolgova Yu. A. Social phenomenon magazines in youth culture of consumption, avtoref. dis. ... kand. sociolog. nauk. Saratov, Sarat. gos. tehn. un-t, 2011. 19 p. Available at: http://www.dissercat. com/content/sotsialnyi-fenomen-glyantsevykh-zhurnalov-v-kulture-potrebleniya-molodezhi (accessed 23 january 2013).

3. Ivin A. A., Nikiforov A. L. Dictionary of logic. Moscow, VLAD OS, 1997. 384 p. ISBN 5-69100099-3.

4. Il'in A. N. Fictitious and iconic culture media consumption. Available at: http://www.zpu-journal. ru/e-zpu/2009/4/Ilyin_Consumer_Culture/ (accessed 23 desember 2013).

5. Il'in V. I. Sociology of Consumption. Available at: http://www.consumers.narod.ru/content.html (accessed 25 may 2013).

6. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. М. : Академический проект, 2006. 448 с. ISBN 5-82910483-0.

7. Кислова Н. Научи его ловить рыбу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / / cableman.ru/ node/5417 (дата обращения: 11.06.2013).

8. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя / Донелла Медоуз, Йорген Рандерс, Деннис Медоуз. М. : Академкнига, 2007. 342 с. ISBN 978-5-94628-218-5.

9. Митров М. А. Феномен потребительства и культура потребления в современном обществе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.c0m/15_APSN_2011/ Psihologia/12_86713.doc.htm (дата обращения: 12.07.13).

10. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М. А. Василика. Минск : Гардарики, 2003. 615 с. ISBN 5-8297-0135-9.

11. Pi3yH В. В. До постановки науково! проблеми про особливий статус медiакомушкацш (масово-го стлкування) в систем сощальних комушкацш [Електронний ресурс]. Режим доступу: http:// journlib.univ.kiev.ua/Do_postanovky_problemy. pdf (дата звернення: 30.06.13).

12. Ullrich W. Alles nur Konsum. Kritik der warenästhetischen Erziehung / Wolfgang Ullrich. Berlin : Wagenbach Verlag, 2013. 205 S. ISBN 9783-8031-2699-3.

6. Kirillova N. B. Mediaculture: from modern to postmodern. Moscow, Akademicheskij proekt, 2006. 448 p. ISBN 5-8291-0483-0.

7. Kislova N. Teach him how to fish. Available at: http://cableman.ru/node/5417 (accessed 11 june 2013).

8. Donella Meadows, J. Randers, Dennis Meadows. Limits to Growth. 30 years later. Moscow, Akademkniga, 2007. 342 p. ISBN 9785-94628-218-5.

9. Mitrov M. A. Phenomenon of consumerism and consumer culture in modern society. Available at: http://www.rusnauka.com/15_APSN_2011/ Psihologia/12_86713.doc.htm (accessed 12 july 2013).

10. Fundamentals of the theory of communication. Minsk, Gardariki, 2003. 615 p. ISBN 5-82970135-9.

11. Rizun V. V. By setting the scientific problem of the special status mediakomunikatsiy (Mass Communication) in the social communication. Available at: http://journlib.univ.kiev.ua/Do_ postanovky_problemy.pdf (accessed 30 june 2013).

12. Ullrich W. All just consumption. Critique of aesthetic education were. Berlin, Wagenbach Verlag, 2013. 205 p. ISBN 978-3-8031-2699-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.