Научная статья на тему 'Информационное обеспечение инновационных процессов в агропромышленном комплексе России'

Информационное обеспечение инновационных процессов в агропромышленном комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION SUPPORT / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION PROCESS / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / INFORMATION AND ADVISORY SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадомцева Марина Евгеньевна

В статье обосновано, что в качестве важнейшего института, способного обеспечить информационное сопровождение инновационных процессов в агропромышленном комплексе России может стать институт сельскохозяйственного консультирования. В статье предложены рекомендации по интеграции данной системы в механизм эффективного государственного управления отечественного агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кадомцева Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT FOR INNOVATION PROCESSES IN THE RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

It is argued in the paper that an important institution capable of providing information support for innovation processes in the Russian agro-industrial complex can be the agricultural advisory institution. The paper presents recommendations on integrating this system into the mechanism of efficient government management of the domestic agro-industrial complex’s innovative development.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение инновационных процессов в агропромышленном комплексе России»

УДК 338.436.33:005.591.6 Кадомцева М.Е.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Kadomtseva M. Y.

INFORMATION SUPPORT FOR INNOVATION PROCESSES IN THE RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

В статье обосновано, что в качестве важнейшего института, способного обеспечить информационное сопровождение инновационных процессов в агропромышленном комплексе России может стать институт сельскохозяйственного консультирования. В статье предложены рекомендации по интеграции данной системы в механизм эффективного государственного управления отечественного агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, информационное обеспечение, инновационный процесс, информационно-консультационная служба.

It is argued in the paper that an important institution capable of providing information support for innovation processes in the Russian agro-industrial complex can be the agricultural advisory institution. The paper presents recommendations on integrating this system into the mechanism of efficient government management of the domestic agro-industrial complex's innovative development.

Key words: agro-industrial complex, information support, innovation process, information and advisory service.

В период адаптации к новым экономическим условиям, связанным с усилением глобальных и региональных интеграционных процессов, хозяйствующим субъектам отечественного агропромышленного комплекса важно располагать своевременной и полной информацией о продовольственном рынке, конкурентной среде, научных достижениях, с тем, чтобы более рационально использовать свои ограниченные финансовые возможности.

Исследование развития информатизации в агропромышленном комплексе России показало, что происходит существенное отставание от передовых стран почти по всем основным направлениям: программному обеспечению, числу персональных компьютеров, системам связи, количеству действующих информационных систем, а главное,

используются до сих пор устаревшие технологии проектирования, разработки и сопровождения информационных систем. По сводному показателю уровня технологической готовности Россия находится на 74 месте в списке 133 государств, по таким индикаторам, как наличие новейших технологий и нацеленность фирм на новые технологии -соответственно на 102 и 104 местах. Немногим лучше обстоят дела с законодательством, регулирующим информационно-коммуникационные технологии, с доступностью Интернета и наличием персональных компьютеров (93, 74 и 56 места) и т.д. В России существует целый ряд факторов, тормозящих процесс информатизации в сельской местности. Среди них стоит выделить относительно высокую стоимость услуг Интернет-провайдеров, которая не соответствует уровню жизни жителей в сельских регионах, слабую активность правительства в отношении развития и распространения новых информационных технологий в стране, отсутствие соответствующей законодательной базы в данной области, низкую степень обеспечения информационной безопасности, невысокую степень мотивационной готовности населения к использованию новых информационных технологий, а также недооценку важности самого процесса информатизации. Экономика страны не достаточно воспринимает новые информационные технологии, и только лишь те предприятия, которые связаны технологически с западными технологиями, вынуждены внедрять их.

Практически во всех работах современных отечественных ученых-экономистов, посвященных развитию инновационной системы, акцентируется внимание на том, что потоки технологий и информации между людьми, предприятиями и институтами играют ключевую роль в осуществлении инновационных процессов. [1, с. 10]

Исследование инновационных процессов в агропромышленном комплексе России показало, что отсутствует регламент межинституционального взаимодействия, нет механизмов доведения научно-технологической продукции до уровня готовой продукции. Нарушена связь между разработчиками инноваций и потребителями современной научно-технической продукции. Эта связь необходима не только для распространения научно-технической информации, но и для быстрой передачи всех необходимых сведений для эффективного внедрения научной продукции в практику хозяйствования. Не налажена и обратная связь между хозяйствующими субъектами и разработчиками проектов, которая должна обеспечивать передачу результатов освоения последних и заказов на новые научно-технические разработки, востребованные производством. Все составляющие не могут работать изолированно, успешное развитие инновационной деятельности возможно лишь при активном взаимодействии элементов инфраструктуры в рамках осуществления инновационного процесса. Поэтому важнейшим условием

повышения эффективности взаимодействия институциональных факторов в рамках инновационного развития агропродовольственного комплекса является создание сквозной системы информационного обеспечения инновационных процессов, охватывающей федеральные, региональные, отраслевые и внутрипроизводственные инновационные процессы.

Отставание с развитием информатизации в агропромышленном комплексе России предопределяет необходимость формирования эффективной системы информационно-консультационного обеспечения хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса. Практика показала, что в современных условиях развитие системы сельскохозяйственного консультирования становится особенно актуальным, так как информационно-консультационные службы являются той необходимой посреднической структурой, которая в условиях низкого информационного обеспечения способна повысить уровень эффективности аграрного производства на основе его инновационного развития.

Информационно-консультационные службы АПК в Стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года рассматриваются в качестве основы инновационной инфраструктуры агропромышленного комплекса на региональном и районном уровнях, потому как информационно-консультационная деятельность объединяет три основных направления: инновационное, информационное и консультационное.[2, с. 33] В рамках инновационного направления охватываются структуры, обеспечивающие создание инноваций, их освоение, позволяющее

сельхозтоваропроизводителям перевести производство на более высокий уровень развития. В рамках информационного направления информационно-консультационные службы представляют собой открытую структуру общего доступа, которая носит характер информационно -справочной системы с пополнением банков данных информационными ресурсами, поставляемыми научными организациями, органами управления АПК, консультационными службами, товаропроизводителями и другими источниками информации. Консультационное направление включает в себя структуры консультационного обслуживания отрасли и предприятий АПК по экономическому анализу, организации и экономике производства, управлению, технологии, бизнес-планированию, маркетингу и другим направлениям.[3, с. 14]

Информационно-консультационные службы являются необходимым элементом инновационной инфраструктуры, который играет важную связующую роль в информационном обеспечении субъектов инновационного процесса в АПК на всех его этапах. Исследования показали, что в агропромышленном комплексе России в настоящее время нет других подобных структур инновационного направления, охватывающих макро-, мезо- и микроуровни, имеющих возможность

непосредственного взаимодействия с научными организациями, органами управления и хозяйствующими субъектами.

Участвуя в реализации инновационных разработок, информационно-консультационные службы, с одной стороны, непосредственно работают с сельхозтоваропроизводителями, поэтому хорошо знают их проблемы, потребности в информации и консультировании, с другой стороны, непосредственно контактируют с разработчиками НИОКР, осуществляют поиск инноваций для удовлетворения запросов клиентов. Таким образом, информационно-консультационные службы АПК являются связующим и передаточным звеном инновационной системы, доводящим нововведения до хозяйствующих субъектов, значительно повышая их конкурентоспособность.

Анализ инновационной деятельности региональных систем сельскохозяйственного консультирования показал, что благодаря деятельности информационно-консультационных служб в 2010 г. хозяйствующими субъектами были освоены 364 инновационных проекта с эффектом 742 млн. руб., то в 2011 г. уже 1311 проектов с эффектом 3,5 млрд. руб., а в 2012 году количество инновационных проектов увеличилось в 2,15 раза.

Современная система информационно-консультационного обеспечения хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных элементов, осуществляющих деятельность по оказанию информационной и консультационной помощи сельскохозяйственным

товаропроизводителям и сельскому населению, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют центры сельскохозяйственного консультирования на федеральном, региональных и районных уровнях. [4, с. 280] Проведенный анализ работы системы взаимодействия районных и региональных консультационных центров с федеральными центрами сельскохозяйственного консультирования позволил выявить нарушение вертикали этой системы от центральных органов до низового звена. (Рис. 1.)

В рамках предусмотренной в Государственной программе развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы «интеграции консультационной помощи сельхозтоваропроизодителям с системой информационного обеспечения, в том числе доступ к государственным информационным ресурсам в области сельского хозяйства и участие в их формировании» региональные и районные центры сельскохозяйственного консультирования проводят мониторинг путем опроса и анкетирования сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий, внедряющих инновации в производство, а аналитическая обработка анкет осуществляется в федеральном центре сельскохозяйственного консультирования, который готовит и представляет в Минсельхоз России

аналитический доклад об использовании научно-технических достижений в АПК.

\ /

Финансово-

кредитные

учреждения

/ \

>енняя консалйшг среда ;

Рисунок 1 - Модель системы сельскохозяйственного консультирования

Таким образом, одной из задач федеральных структур является формирование инновационных массивов для последующего размещения их на информационных носителях и передачи региональным консультационным центрам.[5]

В базу данных включены инновации, получившие одобрение научно-технического совета Минсельхоза России и региональных органов управления АПК, рекомендованные к освоению повсеместно или в определенных почвенно-климатических зонах и хозяйственных условиях агропромышленного комплекса России.

Анализ взаимодействия федеральных и региональных информационно-консультационных служб показал, что даже при всеобщей компьютеризации, получить такие сведения региональным службам не всегда по причинам отсутствия единого информационного портала, баз данных инновационных разработок, нежелания большинства научных учреждений делиться информацией, высокой стоимостью информационных ресурсов, которыми располагают федеральные структуры. Региональные консультационные центры в силу низкого обеспечения финансовыми ресурсами не способны приобретать и распространять необходимую информацию о научных достижениях в сфере сельского хозяйства, их методах внедрения и т.д.

В перспективе, на базе структурных подразделений, оказывающих функции информационного консультирования хозяйствующим субъектам АПК, необходимо создать единый информационный портал аграрных знаний, интегрирующий тематические ресурсы различных министерств, ведомств, разработчиков инновационных продуктов, предоставляющий консультации заказчикам в режиме удаленного доступа. Такой информационный портал должен выполнять следующий спектр функций:

- архив нормативно и нормативно-правовой информации;

-создание «социального заказа» на прикладные разработки и

инновационные проекты;

- предоставление доступа к электронным библиотекам публикаций;

- координация, распространение и обновление прикладных программ и баз данных;

- дистанционное обучение;

- электронная торговая площадка;

- виртуальная биржа труда;

-библиотеки ссылок на тематические сайты министерств, описывающих спектр государственных услуг, оказываемых товаропроизводителям рассматриваемой нами предметной области в электронном виде;

-предоставление «обратной связи» пользователям портала, формируемой на основе межведомственного информационного взаимодействия.

При этом важно создание системы навигации по информационным ресурсам для субъектов инновационного процесса и интеллектуальной службы обеспечения запросов пользователей, отраслевого Интернет-портала по инновационным разработкам.[6] Но пока испытывая

потребность в информации, информационно-консультационные службы делают попытку организовать свои регионального уровня банки данных инновационных ресурсов.

Отсутствие связи с координирующим центром развития информационно-консультационного сервиса на федеральном уровне означает принципиальную невозможность построения общей идеологии развития информационно-коммуникационных систем. Назрела необходимость создания на основе современных информационных технологий единой системы информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса, позволяющей ее субъектам оперативно получать и распространять информационные продукты.

Для этого необходимо создать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность всех субъектов системы сельскохозяйственного консультирования, единое информационное пространство. Принципиально важным будет являться разработка и принятие Федеральной целевой, а также региональных программ развития сельскохозяйственного консультирования. Это позволит обеспечить концентрацию материальных, информационных, кадровых ресурсов и минимизацию затрат, связанных с формированием единой государственной системы сельскохозяйственного консультирования. Региональными бюджетами субъектов Российской Федерации должно быть предусмотрено субсидирование части затрат на оплату консультационных услуг.

Вместе с тем, необходимо обеспечение условий по привлечению инвестиций в развитие системы сельскохозяйственного консультирования, совершенствование механизма формирования и использования внебюджетных источников, включая создание внебюджетных фондов развития. Реализация подобных мероприятий позволит создать эффективную систему информационно-консультационного обеспечения, действующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет внедрения современных инновационных разработок.

В целях построения эффективной системы поддержки инновационного развития АПК, также считаем целесообразным расширение сети районных информационно-консультационных служб АПК в каждом регионе, находящихся в непосредственной близости от сельхозтоваропроизводителей, увеличение количества консультантов. Считаем, что одной из функций информационно-консультационных служб должен стать мониторинг не только потребности в инновационных разработках, но и результатах внедрения инноваций хозяйствующими субъектами агропромышленного комплекса региона. Это позволит отслеживать: продвижение инноваций от научных и внедренческих структур до внедрения новшества в производство и получения эффекта от

реализации, эффективность работы субъектов на каждом из этапов инновационного процесса, институциональные факторы, оказывающие наибольшее влияние на инновационную активность предприятий агропромышленного комплекса. Осуществление мониторинга внедрения инноваций позволит своевременно корректировать инновационную политику региона.

Таким образом, эффективность интеграции системы сельскохозяйственного консультирования в механизм эффективного государственного управления агропромышленным комплексом служит важнейшим «инструментом» его институционального развития. На современном этапе развития из всего комплекса мер государственного регулирования АПК эффективно функционирующая система сельскохозяйственного консультирования может стать наиболее действенным и эффективным инструментом реализации аграрной политики России, направленной на выход агропромышленного комплекса, и сельского хозяйства в частности, на устойчивое производство и дальнейшее развитие на основе достижений научно-технического прогресса и эффективного использования знаний. Особую значимость придает тот факт, что затраты на развитие инновационной инфраструктуры, и поддержку системы информационного обеспечения в частности, формируют издержки «зелёной корзины», по классификации ВТО затраты на консультационную поддержку не регламентируются условиями Всемирной торговой организации.

Библиографический список:

1. Санду И.С., Нечаев В.И., Федоренко В.Ф., Демишкевич Г.М., Рыженкова Н.Е. Формирование инновационной системы АПК: организационно-экономические аспекты /И.С. Санду, В.И. Нечаев, В.Ф. Федоренко, Г.М. Демишкевич, Н.Е. Рыженкова// науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. - 216 с. ISBN 978-5-7367-0979-3

2. Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года (проект) URL. http: //www.vniiesh.ru/documents/document_9 519_Стратегия инновац развития АПК до 2020г. 08.06.11.doc

3. Концепция развития системы сельскохозяйственного консультирования до 2015 года / Ю.Н. Егоров, В.Г. Савенко, Г.М. Демишкевич [и др.]. - М.: ФГУ РЦСК, 2009. - 23 с. ISBN 631-158-65012

4. Федоренко, В.Ф. Научно-информационное обеспечение инновационного развития в сфере сельского хозяйства: науч. изд. / В.Ф. Федоренко. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. - 368 с. ISBN 9785-7367-0878-9

5. Рупошев, А.Р. Информационно-консультационное обеспечение инновационной деятельности растениеводческого сектора АПК / А.Р.

Рупошев // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК («ИнформАгро-2011»): материалы V Междунар. научн.-практ. конф. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011.- С. 231-239. ISBN 978-5-7367-0793-5

6. Осовин, М.Н. Роль современных информационных технологий в организационно-экономических процессах управления

сельскохозяйственным производством / М.Н. Осовин // Региональные агросистемы: экономика и социология: Ежегодник / отв. ред. А.А. Анфиногентова. - Саратов: ИАгП РАН, №1. -2010. - URL. http://www.iagpran.ru. ISSN 2077-5598

ББК 67.711 Омаров М.Д.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ОРГАНАХ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: ЭТАПЫ, ПРАКТИКА, ПРИМЕНЕНИЕ

Omarov M.D.

INFORMATION SYSTEMS IN THE JUDICIARY: THE STAGES, THE USE OF PRACTICE

Информатизация судебной власти заложена в федеральных целевых программах, которые предусматривают решение таких задач, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельной судебной власти и независимости судей, повышение эффективности деятельности судов, а также реализация прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

Приводится перечень программных комплексов, информационных подсистем и систем, позволяющих автоматизировать процесс судопроизводства и работу органов судебной власти.

Ключевые слова: информатизация, программа, комплекс, суд, система, автоматизация, банк данных, информационный ресурс, вычислительная сеть.

The informatization of judicial authority has been put in the federal target programs which provide the solution of such tasks as the formation of the common information space, the realization of the constitutional principles of independent judicial authority and the independence of judges, the increase of the efficiency of the courts activity, and also the realization of the rights of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.