УДК 338
Лобанов О.В. студент 5 курса Институт истории и права Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
научный руководитель: Петрушина О.М., к.э.н.
доцент, зав. кафедрой Россия, г. Калуга
АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Аннотация:
В статье проведен анализ динамики поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, администрируемых таможенными органами за 2015-2017 гг. Выявлены причины изменения объема их поступления в разрезе отдельных видов. Проанализирована динамика структуры таможенных платежей и ее изменения.
Ключевые слова: таможенные платежи, таможенные органы, федеральный бюджет.
Lobanov O. V. student
5 course, Institute of history and law Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky
(FSBEI them. K. E. Tsiolkovsky) Russia, Kaluga Scientific supervisor: Petrushina O. M.
Ph. D., associate Professor, head. department ANALYSIS OF THE COMPOSITION AND STRUCTURE OF CUSTOMS PAYMENTS ADMINISTERED BY CUSTOMS AUTHORITIES
Annotation:
In the article the analysis of dynamics of receipts of customs payments in the Federal budget administered by customs authorities for 2015-2017 identify the causes of changes in the volume of their receipt in the context of individual species. The dynamics of the structure of customs duties and its changes are analyzed.
Key words: customs payments, customs authorities, Federal budget.
Сбор таможенных платежей обеспечивается таможенными органами за счет эффективно организованного администрирования импорта, в частности - по таким импортным составляющим, как НДС, ввозные таможенные пошлины, акцизы и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
Все таможенные платежи составляют часть федерального бюджета страны. Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и
неналоговых поступлений. К налоговым платежам можно отнести НДС и акцизы, а к неналоговым - таможенные пошлины и сборы. В федеральном бюджете большую часть доходов (около 40%) составляют доходы от внешнеэкономической деятельности. Еще более 13% приходится на налоги, на товары, ввозимые в Россию, т. е. на НДС и акцизы при импорте.
Не менее важным источником пополнения федерального бюджета Российской Федерации, считается объем таможенных платежей, доля которого последнее время составляет более 50% и ФТС России относится к главным администраторам доходов федерального бюджета. 224
Рассмотрим динамику поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации за период 2015-2017 гг. представленную в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика поступлений таможенных платежей в _федеральный бюджет, млрд. руб._
Виды таможенных платежей 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % к
2015 г. 2016 г.
Всего 5008,2 4406,9 4575,7 91,4 103,8
Ввозная пошлина 484,2 489,8 506,0 104,5 103,3
Вывозная пошлина 2780,4 2054,1 1968,3 70,8 95,8
НДС 1643,5 1762,8 1900,8 115,6 107,8
Акциз 47,5 58,8 76,0 160,0 129,5
Таможенные сборы 16,0 16,9 18,4 115,0 108,9
Иные платежи 47,2 18,9 98,8 209,3 522,7
По данным таблицы 1 мы видим, что общая сумма таможенных платежей в 2017 году по сравнению с 2015 годом сократилась с 5008, 2 млрд. рублей до 4575,7 млрд. рублей. Однако необходимо сказать что, если в разрезе отдельных видов таможенных платежей тенденция складывается разноплановая. Именно этот показатель дал существенную разницу в сумме всех таможенных платежей по сравнению с 2015 годом. По сравнению с 2016 годом сумма таможенных платежей увеличилась на 168,8 млрд. рублей.
Из общей суммы таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2017 году, на налог на добавленную стоимость (НДС) - 1900,8 млрд. рублей, на ввозные таможенные пошлины - 506 млрд. рублей, на акциз - 76 млрд. рублей и на таможенные сборы - 18,4 млрд. рублей и на иные платежи пришлось 98,8 млрд. рублей.
Ввозная таможенная пошлина в 2017 году увеличилась на 4,5%, по сравнению с 2015 годом, а так же на 3,8% по сравнению с аналогичным
224 Парыгина В. А. Бюджетное право и процесс: учебное пособие / В. А. Парыгтна- М.: Изд-во "Эксмо", 2013 - С. 144
периодом прошлого года. Также увеличился объем НДС, его прирост составляет 15,6% по отношению к 2015 году и 7,8% по отношению к 2016 году. Рост поступлений по НДС в основном обусловлен увеличением налоговой базы налога за счет улучшения социально-экономических показателей развития экономики РФ, в том числе в нефтегазовой отрасли, в оптовой и розничной торговле и транспорте и снижением возмещения налога.
Самый большой прирост в таможенных платежах в 2017 году составляют иные таможенные платежи, их рост составил 109% по сравнению с 2015 годом, а по сравнению с 2016 годом этот показатель увеличился на 422%. Так же заметен рост акциза в 2017 году. Его показатель увеличился на 60% и на 29,5% по сравнению с 2015годом и 2016 годом соответственно.
Основные поступления акцизов с продукции, ввезенной на территорию РФ, дают следующие товарные группы: этиловый спирт (5%); табачные изделия (25%); бензин автомобильный (33%); легковые автомобили и мотоциклы (0,4%); природный газ (21%); дизельное топливо (11%). В период с 2015 г. до 2017 г. наблюдается увеличение поступлений. Это связано, в первую очередь, с индексацией ставки акциза.
Довольно существенно сократились поступления от вывозной таможенной пошлины в 2017 году, относительно 2015 года- 29,2%. В 2015 году он составил 2780,4 млрд. рублей, тогда как в 2017 году этот показатель равен 1968,3 млрд. рублей.
Относительно 2016 года также виден спад на 4,2%. Это обусловлено снижением поступлений вывозной таможенной пошлины в отношении нефти сырой и нефтепродуктов. Снижение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты обусловлено уменьшением цен на нефть сырую марки «Юралс» Как следствие, наблюдалось снижение уровня ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, рассчитываемых исходя из цен, формируемых на мировых нефтяных рынках.
Одной из проблем снижения, является занижение таможенной стоимости товаров. Сегодня эта проблема в России составляют большую угрозу экономическим интересам государства. Также причиной снижения поступлений по вывозной таможенной пошлине стало уменьшение цены на природный газ по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Поступления фактических таможенных платежей в федеральный бюджет за 2015-2017гг. представлены на рисунке 1.
По итогам 2017 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 575,7 млрд. рублей, что на 3,83% больше чем в 2016 году.
<и
П
о
^
а
ч а
5 000,0 4 900,0 4 800,0 4 700,0 4 600,0 4 500,0 4 400,0 4 300,0 4 200,0 4 100,0
5008,2
4 575,7
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Рисунок 1- Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета
в 2015 - 2017 годах Однако по сравнению с 2015 годом, этот показатель меньше на 8,64%. Как видно по рисунку 1, 2016 год был самым неблагоприятным для Российской Федерации за анализируемый период. В 2107 году фактический сбор таможенных платежей улучшил свои показатели, во многом благодаря стабилизации и укрепления национальной валюты, т.е. рубля к основным международным валютам. Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 102,8%, в 2015 году, так же как и в 2016 году задание по формированию бюджета было выполнено так же на 101,1% соответственно (рис 2.).
2017 г. 2016 г. 2015 г.
102,8%
101.1%
101,1%
0,0%
20,0%
40,0%
60,0%
80,0% 100,0% 120,0%
Рисунок 2- Выполнение задания по администрируемым доходам
в 2015 - 2017 годах, %
Анализируя статистику, взятую с официального сайта ФТС России, можно сказать, что в период с 2015-2017гг. таможенными органами было выполнено задание по сбору таможенных платежей, администрируемых таможенными органами. Рассмотрим динамику поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации в каждом месяце за период 2015-2017 гг. показанную на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика поступлений в федеральный бюджет от
таможенных органов в январе - декабре в 2015- 2017гг., млрд. руб.
Анализируя рисунок 3 мы видим, что 2017 год значительно уступает 2015 году по объему таможенных поступлений в федеральный бюджет. Однако, в некоторые месяцы таможенные органы администрировали больше денежных средств в федеральный бюджет. По отношению к 2016 году видно, что ситуация в каждом месяце сложилась лучше, что в сумме дало значительное увеличение. Наряду с этим стоит отметить, что в 2016 году Министерство финансов РФ снизило план по формированию доходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом.
В 2017 году таможенные органы продолжили в режиме эксперимента в соответствии с распоряжением ФТС России применение технологии удаленной уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, доставляемых экспресс-перевозчиками. Результаты эксперимента свидетельствуют об удобстве применения технологии удаленной уплаты таможенных платежей для всех участников процесса оформления интернет-товаров: таможенных органов, таможенных представителей, а также физических лиц - получателей товаров.
В 2017 году продолжена реализация мероприятий по централизации учета денежных средств, плательщиков таможенных пошлин, налогов. Данная технология обеспечивает возможность плательщику таможенных пошлин, налогов вносить денежные средства на единый лицевой счет и использовать их впоследствии вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана таможенная декларация, что позволяет сократить время совершения таможенных операций, минимизировать издержки, а также устранить административные барьеры при совершении таможенных операций.
Изучим структуру перечисленных в федеральный бюджет РФ таможенных платежей на основании таблицы 2.
Виды таможенных платежей 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменения (+;-) в структуре 2017 г. по сравнению с
2015 г. 2016 г.
Таможенные платежи, всего 100,00 100,00 100,00 Х Х
НДС 32,82 40,00 41,54 +8,72 +1,54
Акцизы при ввозе 0,95 1,33 1,66 +0,71 +0,33
Вывозная пошлина 55,52 46,61 43,01 -12,51 -3,60
Ввозная пошлина 9,67 11,11 11,05 +1,38 -0,06
Таможенные сборы 0,31 0,38 0,40 +0,09 +0,02
Иные платежи 0,94 0,42 2,15 +1,21 +1,73
Таблица 2- Структура таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет РФ за 2015-2017гг. %
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что наибольший вес в структуре таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, приходится на вывозную таможенную пошлину. На ее долю в 2017 году приходится 43,01%, что на 12,51% меньше чем за 2015 год и на 3,60% меньше чем за аналогичный период прошлого года.
Можно сделать вывод, что таможенные платежи составляют весомую часть бюджета Российской Федерации, следовательно, таможенным органам необходимо контролировать полное исполнение их уплаты для того чтобы снизить риски ухода участников ВЭД от уплаты таможенных платежей.
Структуру таможенных платежей, поступающих от таможенных органов можно посмотреть на рисунке 4.
120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
0,95%
9,67%
32,82%%
55,52%
0,31%%
2015 г.
1,33%
0,38%
2016 г.
1,66%
11,05%
41,54%%
43,01%%
0,40%%
2017 г.
I Иные платежи
I Таможенные
сборы Акциз
I Ввозная пошлина НДС
Вывозная пошлина
Рисунок 4 - Структура таможенных платежей, поступающих от
таможенных органов Подводя итоги, нужно сказать, что в период за 2015-2017 гг. таможенные органы справились с поставленным планом по формированию доходов федерального бюджета. Однако видна неоднозначная динамика. Одной из причины сокращения поступлений в федеральный бюджет РФ является занижение таможенной стоимости, это приносит огромные потери федеральному бюджету.
Таможенными органами проводится колоссальная работа по выявлению нарушителей таможенного законодательства. Таможенными органами реализованы практические механизмы по обеспечению выявления рисков нарушения таможенного законодательства, включая выявленное и пресечение правонарушений на различных стадиях.
Можно сказать, что 2016 год был не слишком благоприятный для Российской Федерации, однако в 2017 году ситуация сложилась положительным образом. Это удалось достичь из-за стабилизации рубля к доллару и евро. При внешнеторговых поставках цена товара между контрагентами рассчитывается в иностранной валюте, а таможенные платежи, которые идут в бюджет, начисляются с таможенной стоимости в рублях. При этом экспортные цены на нефть и курс рубля были не настолько низкими, и позволяли таким образом наращивать объемы платежей в бюджет.
Использованные источники:
1. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. customs. ru
2. О.М. Петрушина, Н.А. Терехина. Анализ поступления таможенных платежей в бюджет России в 2014-2016гг.//Новая наука: проблемы и перспективы: международное научное периодическое издание по итогам
Международной научно-практической конференции (Пермь, 26 апреля 2017)./ - Стерлитамак: АМИ, 2017. - №4-3-1. - с. 171-173 3. О.М. Петрушина, Е.С. Мезенина. Администрирование таможенных платежей/Развитие инструментов управления научной деятельностью: сборник статей международной научно-практической конференции (18 мая 2017г., г. Уфа): в 4 ч. Ч.1. / - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. С. 204-207.
УДК - 159.9
Лопатина А.А. студент 5 курса
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
научный руководитель: Жихарева Л.В.
преподаватель кафедра психологии Россия, г. Москва
ИГРОМАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И СМЫСЛ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье дается определение игромании, проблемы современного развития игромании, а также является ли игромания болезнью. Далее было рассмотрено значение компьютерных игр в жизни молодежи. В качестве заключения были предложены методы избавления молодых людей от игровой зависимости как психологической болезни.
Ключевые слова: игромания, гемблинг, лудомания, МБК-10, зависимость, стресс, патология, "вещизм".
Lopatina A.A. 5th year student
SBEI of HE RC «Crimean engineering-pedagogical University»
Russia, Moscow Supervisor - lecturer of psychology Department Zhikhareva L.V.
GAMBLING AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON AND THE MEANING OF LIFE OF YOUNG PEOPLE
The article defines gambling, the problems of modern development of gambling, as well as whether gambling is a disease. Further, the importance of computer games in the life of young people was considered. As a conclusion, the methods of disposal of young people from gambling addiction as a psychological disease were proposed.
Key words: gambling, gambling, gamblers, MBC-10, addiction, stress, pathology, and "materialism".
Игромания представляет собой патологическое пристрастие к различным играм (преимущественно азартным), развивающееся на уровне психологии, и проявляющееся нарушениями в эмоционально-волевой сфере.