Научная статья на тему 'Анализ содержания образовательной программы по специальности «Судовождение» Наньтунского морского транспортного политехнического института (г. Наньтун, КНР)'

Анализ содержания образовательной программы по специальности «Судовождение» Наньтунского морского транспортного политехнического института (г. Наньтун, КНР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова К. А.

Данная статья рассматривает особенности содержания образовательной программы по специальности «Судовождение» Наньтунского морского транспортного политехнического института посредством ее сопоставления с программой Камчатского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the peculiarities of curriculum for Ship's Navigation course in Nantong shipping college by comparing it with the same curriculum of Kamchatka State Technical University.

Текст научной работы на тему «Анализ содержания образовательной программы по специальности «Судовождение» Наньтунского морского транспортного политехнического института (г. Наньтун, КНР)»

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СУДОВОЖДЕНИЕ» НАНЬТУНСКОГО МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (г. НАНЬТУН, КНР)

К.А. Макарова (КамчатГТУ)

Данная статья рассматривает особенности содержания образовательной программы по специальности «Судовождение» Наньтунского морского транспортного политехнического института посредством ее сопоставления с программой Камчатского государственного технического университета.

This article describes the peculiarities of curriculum for Ship’s Navigation course in Nantong shipping college by comparing it with the same curriculum of Kamchatka State Technical University.

В последнее время наблюдается тенденция к мировой глобализации. Она проявляется в том, что стираются границы в сфере экономики, образования, науки, культурной жизни и т. д. между участниками мирового сообщества. Уже существуют международные организации, созданные с целью объединения опыта различных стран и последующего его применения для приведения к единому стандарту разнообразных сфер жизни человечества, в т. ч. и образования. В свете складывающейся мировой ситуации нам следует обратить пристальное внимание на обмен передовым опытом в сфере образования, а особенно в сфере высшего профессионального образования (так как оно является основой подготовки специалистов для различных сфер общественной жизни), с ведущими мировыми державами и применение этого опыта в отечественной образовательной системе (Россия уже является страной-участницей Болонского процесса). Одним из перспективных партнеров для развития отношений в этой сфере является КНР. Это связано с тем, что Китай, начиная с 90-х гг. прошлого века, стал одной из ведущих мировых держав, имеющей обширные контакты в области экономики, политики, образования и пр. со многими странами мира. Высшие учебные заведения Китая обладают ценным педагогическим, методическим, инновационным научным опытом для ведения качественного обучения и подготовки специалистов. Немаловажную роль играет и то, что КНР имеет обширную общую границу с РФ и играет активную роль в экономической и культурной жизни Дальнего Востока нашей страны. Отсюда вытекает необходимость в подготовке российскими вузами специалистов, компетентных в различных областях жизни в нашей стране и обладающих обширными знаниями особенностей той или иной сферы жизни КНР. А это невозможно без анализа опыта учебных заведений Китая. Для вузов Камчатского края, в частности КамчатГТУ, особый интерес представляет опыт КНР в сфере технического образования (морских специальностей). Таким образом, актуальность разработки данной тематики заключается, прежде всего, в необходимости привлечения опыта в сфере технического образования высших учебных заведений КНР для усовершенствования образовательных программ морских технических специальностей КамчатГТУ и вовлечение вуза в международный образовательный процесс.

В связи со всем вышеизложенным нами была проведена научно-исследовательская работа, целью которой являлось приобщение к передовому опыту в сфере технического образования высших профессиональных учебных заведений КНР. Для достижения поставленной нами цели были выполнены следующие задачи:

1) был проведен анализ интернет-ресурсов высших учебных заведений КНР;

2) была подобрана и обработана информация о вузах КНР, а также о содержании

образовательных программ морских технических специальностей;

3) на основе проведенного анализа была выбрана образовательная программа по

специальности «Судовождение» Наньтунского морского транспортного политехнического института

(г. Наньтун, КНР) (далее НМТПИ);

4) содержание выбранной нами образовательной программы было сопоставлено с

программой КамчатГТУ по специальности 180402.65 «Судовождение»;

5) на основании проведенного сопоставления и анализа были сделаны некоторые выводы, касающиеся положительных и отрицательных сторон образовательной программы НМТПИ, которые можно будет использовать для повышения эффективности обучения по образовательной программе КамчатГТУ по специальности 180402.65 «Судовождение».

Для наглядного подтверждения проведенного нами анализа образовательной программы по специальности «Судовождение» НМТПИ приводим учебные планы данной специальности

НМТПИ (табл. 1) и КамчатГТУ (табл. 2).

Для того чтобы провести анализ образовательной программы по специальности «Судовождение» НМТПИ, необходимо было сопоставить ее с аналогичной программой КамчатГТУ. Для этого нами были выделены количественные (табл. 3) и некоторые качественные параметры данных программ.

На основании приведенных количественных параметров следует отметить, что показатели образовательной программы КамчатГТУ во всех случаях превышают показатели НМТПИ. В первую очередь это связано с тем, что разница между сроками обучения в обоих вузах составляет два года (обучение в КамчатГТУ на два года больше), что обусловлено различиями в образовательных системах России и Китая. В КНР высшее образование делится на два вида: высшее профессиональное образование со сроком обучения в три года и бакалавриат со сроком обучения в четыре года. Первое предполагает обучение в институте (колледже), второе - в университете. Оба типа высших учебных заведений могут готовить студентов по одной и той же специальности. Выбранная нами образовательная программа по специальности «Судовождение» НМТПИ относится к сфере высшего профессионального образования, поэтому обучение по ней длится три года. В КамчатГТУ обучение данной специальности составляет пять лет. Наличие двух дополнительных лет позволяет КамчатГТУ включить в свою программу большее количество дисциплин. Во-вторых, следует отметить также наличие у специальности «Судовождение» КамчатГТУ специализации «Промысловое судовождение», что обусловливает наличие дополнительных дисциплин по специализации.

Таблица 1

Учебный план специальности 081205 «Судовождение» НМТПИ

Цикл

дисциплин

№ Название дисциплины Кредиты По семестрам Часы

Экзам ены Зачеты Всего Лекции (теория) Практиче ские занятия

1 Основы обучения 4 1 44 44

2 Введение в специальность 4 2 56 56

3 Высшая математика 6 1 66 66

4 Информатика 4 2 56 20 36

5 Теория военного дела 2 1 24 24

6 Военная подготовка 2 1 52 52

7 Боевая позиция и тактика 1 1-4 40 24 16

8 Базовый курс английского языка 5 1 55 55

9 Физическая культура 4 1-4 124 10 114

10 Подготовка к выпускным экзаменам 1 5 16 16

Всего 32 441 291 150

11 Морской английский язык: аудирование и практика речи (1) 4 3 72 72

12 Морской английский язык: аудирование и практика речи (2) 5 4 65 65

13 Морской английский язык: чтение (средний уровень) 6 3 108 108

14 Морской английский язык: чтение (высший уровень) 6 4 104 104

15 Морской английский язык: чтение (обобщающий курс) 2 5 36 36

16 Координаты положения судна и навигация 9 4-5 155 135 20

17 Управление судном 3 3 54 42 12

18 Несение вахты и предотвращение столкновений судов 3 3 54 48 6

19 Морская метеорология 4 3 72 56 16

20 Морские грузоперевозки 4 4 78 78

21 Судовой менеджмент 4 5 78 78

22 Устройство судна и судовое оборудование 3,5 2 64 64

23 Навигационные приборы 3 1 55 39 16

24 Радиолокатор и САРП 2 2 48 38 10

Всего 26,5 602 535 67

Всего по циклу 58,5 1043 826 217

25 Технология морских грузоперевозок и морское право 2 3 36 36

26 Судовые сигналы 1 1 22 16 6

27 Профориентация 1 5 24 24

28 Морская психология 1 5 24 24

29 Судовые двигатели: вводный курс 1 1 22 16 6

Всего 6 128 116 12

к

а

ю

о

п

о

к ^

£ п Є о

Е ^

К

я- М

о

к

я

м

п

Л

о

ю

о

Е

По выбору студентов 30 Дисциплина по выбору 1 2 2 32 32

31 Дисциплина по выбору 2 2 3 32 32

32 Дисциплина по выбору 3 2 4 32 32

Всего 6 96 96

Всего по циклу 12 224 212 12

Профессиональная практика 33 Основы безопасности и использование спасательной шлюпки 4 1 114 114

34 Противопожарная безопасность и борьба с пожаром, первая медицинская помощь 2 2 66 66

35 Погрузка и крепеж груза 1 4 40 40

36 Разработка маршрута, морская картография 1 5 40 40

37 Подготовка к экзамену на получение свидетельства по управлению радиолокатором и САРП 1 2 60 60

38 Применение навигационных приборов 1 5 26 26

39 Английский язык (практикум) 1 5 26 26

40 Судовое радиосообщение 7 3 276 276

41 Информатика (практикум) 1 3 26 26

42 Несение матросской вахты 4 6 140 140

43 Преддипломная производственная практика (выход в рейс) 14 6 470 470

Всего по циклу 37 1284 1284

Всего за курс обучения 139,5 2992 1329 1663

Таблица 2

Учебный план специальности 108402.65 «Судовождение» КамчатГТУ

Цикл дисциплин

№ Название дисциплины По семестрам Часы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экзаме ны Зачеты Всего Лекции Практи ческие Лабора торные

3 ^1- 5 6 7 8 9 10

Ф. 1 Иностранный язык 2, 4 1, 3 170 170

Ф. 2 Физическая культура 2, 4, 6, 7 408 34 374

Ф. 3 Отечественная история 1 51 34 17

Ф. 4 Культурология 5 17 17

Ф. 5 Политология 6 19 19

Ф. 6 Правоведение 3 34 17 17

Ф. 7 Психология и педагогика 2 34 17 17

Ф. 8 Русский язык и культура речи 1 17 17

Ф. 9 Социология 5 17 17

Ф. 10 Философия 4 51 34 17

Ф. 11 Экономика 5 34 17 17

Р. 1 Морское и рыболовное право 4 34 17 17

Р. 2 Экономика рыбной отрасли 8 76 57 19

Всего 7 12 962 280 512 170

1 Психология экстремальных отношений 4 34 17 17

2 Психология труда 4 34 17 17

Всего 1 34 17 17

1 Профессиональный английский язык 5, 8 7 108 108

2 Деловой английский язык 5, 8 7 108 108

Всего 2 1 108 108

Всего по циклу 9 14 1104 297 529 278

Ф. 1 Математика 1, 2,4 3 272 170 102

Ф. 2 Информатика 3 2 102 34 68

Ф. 3 Физика 2, 4 3 204 102 34 68

Ф. 4 Химия 1 51 17 34

Ф. 5 Экология 2 34 17 17

Р. 1 Математические основы судовождения 3 51 34 17

Всего 8 4 714 374 153 187

1 Промысловая ихтиология и сырьевая база 1 51 34 17

2 Поиск и разведка биоресурсов 1 51 34 17

Всего 51 34

Всего по циклу 9 4 765 408 153 187

Ф. 1 Начертательная геометрия. Инженерная графика 2 1 68 17 51

Ф. 2 Теоретическая механика 3 34 17 17

Ф. 3 Теория механизмов и машин 5 9 9

Ф. 4 Сопротивление материалов 5 17 17

Ф. 5 Детали машин и основы конструирования 6 9 9

к

ю

о

2 5

3 2 X о ^ « Я V

£ я

^ 3

5 о 2 ё

и ^

I І

О X

г, $ О л

в І

ю з О § п д

и 55 и к

о

и

ГСЭ.В.1 Дисциплины по выбору

ГСЭ.В.2 Дисциплины по выбору

В"

* ьч

н и « ^

« Я ■ ■ ' X о X X

яй£ ^ (• 5

<^оЕ

' X —г

оіГо

О

& &

С ^

О <£ ^

3 ?

ю ¡в

о «а

ЕН.В.1 Дисциплины по выбору

Й 2 я к

2 К ^ § & с

в 3

ю Я

о ¡з

с

о

к

ч

2

Ф. 6 Гидравлика 6 9 9

Ф. 7 Теплотехника 5 9 9

Ф. 8 Материаловедение. Т ехнология конструкционных материалов 3 51 34 17

Ф. 9 Общая электротехника и электроника 4 51 34 17

Ф. 10 Метрология, стандартизация и сертификация 5 51 34 17

Ф. 11 Безопасность жизнедеятельности 7 51 34 17

Р. 1 Судовые энергетические установки 6 57 38 19

Всего 3 10 416 261 70 85

ОПД.В.1 1 Электрооборудование судов 6 28 19 9

Дисциплины 2 Промысловое оборудование 6 28 19 9

по выбору Всего 1 28 19 9

ОПД.В.2 Дисциплины по выбору 1 Военно-морская подготовка экипажей гражданских судов 6 38 19 19

2 Безопасность на морском флоте 6 38 19 19

Всего 1 38 19 19

Всего по циклу 3 12 482 299 98 85

Окончание табл. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2036 СД Специальные дисциплины СД Специальные дисциплины Ф. 1 Навигация и лоция 5, 6, 7 197 72 17 108

Ф. 2 Мореходная астрономия 6 95 38 57

Ф. 3 Основы безопасности плавания 5 68 51 17

Ф. 4 Базовая подготовка 2 34 34

Ф. 5 Подготовка командира спасательного средства 8 38 38

Ф. 6 Подготовка по борьбе с пожаром по расширенной программе 8 38 38

Ф. 7 Медицинская подготовка 8 57 57

Ф. 8 Радионавигационные приборы 8 57 38 19

Ф. 9 Технические средства судовождения 8 144 72 72

Ф. 10 Автоматизация судовождения 7 8 55 36 19

Ф. 11 Теория и устройство судна 6 1 143 90 53

Ф. 12 Морская практика 2 34 17 17

Ф. 13 Предотвращение столкновений судов 7, 8 81 36 36 9

Ф. 14 Основы управления судном 7 51 34 17

Всего по циклу 10 9 1092 484 290 318

837 ДС Дисциплины специализации ДС Дисциплины специализации 1 Гидроакустические и поисковые приборы 7 85 51 34

2 Управление промысловым флотом 7 34 17 17

3 Навигационная и промысловая гидрометеорология 4 51 17 34

4 Промышленное рыболовство 7 34 17 17

5 Технология перевозки грузов 6 47 38 9

6 Организация промысловой службы на судне 8 38 19 19

7 География морских путей промыслового рыболовства 4 34 17 17

8 Тренажер оператора ГМССБ В 55 55

9 РЛТ и САПР В 80 80

Всего по циклу 1 8 458 176 70 212

450 ФТД Факульт ативы ФТД Факультативы 1 Комплексная тренажерная подготовка 8 144 144

2 Компьютерная графика 5 51 51

3 Великие географические открытия 1 34 34

Всего 3 229 34 195

Всего за курс обучения 32 50 4130 1698 1140 1292

Таблица 3

Количественные параметры образовательных программ по специальности «Судовождение» НМТПИ и КамчатГТУ

Название вуза

Сравниваемый параметр Наньтунский морской транспортный политехнический институт Камчатский государственный технический университет Разница

Срок обучения (годы) 3 5 2

Срок освоения образовательной программы (недели):

- теоретическое обучение, практикумы и лабораторные 62 145 83

- практики 47 54 7

- дипломное проектирование 5 8 3

- ГЭК по специальности, включая

защиту дипломного проекта 2 2 -

Количество изучаемых дисциплин 43 62 19

Часов за курс обучения: - всего 2992 4130 1138

- лекций 1329 1698 369

- практических и лабораторных 1663 2432 769

Часов по циклу специальных

дисциплин:

- всего 602 1092 490

- лекции 535 484 51

- практические и лабораторные 67 608 541

Экзамены 14 32 18

Зачеты 36 50 14

Если рассмотреть процентное соотношение между некоторыми количественными параметрами внутри образовательной программы каждого вуза, то ситуация выглядят несколько иначе. Например, срок, отведенный на теоретическое обучение, практикумы и лабораторные в образовательной программе НМТПИ, составляет около 57% от суммы недель, отведенных на аудиторные занятия и практики; срок, отведенный на практики, составляет около 43%. Соотношение между данными параметрами в образовательной программе КамчатГТУ следующее

- срок,

отведенный на теоретическое обучение, практикумы и лабораторные составляет около 73%, на практики - 27%. Из чего можно сделать вывод, что в образовательной программе НМТПИ прохождению практики уделяется на 16% больше времени, чем в программе КамчатГТУ. В программе НМТПИ количество часов, отведенных на лекции, составляет около 44% от общего количества, на практические и лабораторные - около 56%. В программе КамчатГТУ это соотношение выглядит следующим образом: лекции - около 41%, практические и лабораторные -59%. Это указывает на то, что соотношение между лекциями и практическими занятиями в обоих вузах примерно одинаково.

Сравним качественные параметры образовательных программ по специальности «Судовождение» НМТПИ и КамчаГТУ (табл. 4).

Таблица 4

Качественные параметры образовательных программ по специальности «Судовождение» НМТПИ и КамчатГТУ

Сравниваемый параметр Название вуза

Наньтунский морской транспортный политехнический институт Камчатский государственный технический университет

1 2 3

Циклы дисциплин, схожих по названию Специальные дисциплины Специальные дисциплины

Дисциплины по выбору Дисциплины по выбору (ГСЭ.В.1, 2, ЕН.В.1, ОПД.В.1, 2)

Циклы дисциплин, разных по названию, но схожих по содержанию Общие базисные дисциплины 1. Общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины 2. Общие математические и естественнонаучные дисциплины

Дисциплины, схожие по названию и содержанию Высшая математика Математика

1. Информатика 2. Информатика (практикум) Информатика

Физическая культура Физическая культура

Мореходная астрономия Мореходная астрономия

Управление судном Основы управления судном

Дисциплины, разные по названию, но схожие по содержанию 1. Теория военного дела 2. Военная подготовка 3. Боевая позиция и тактика Военно-морская подготовка экипажей гражданских судов

1. Базовый курс английского языка 2. Английский язык (практикум) Иностранный язык

1. Морской английский язык: аудирование и практика речи (1) 2. Морской английский язык: аудирование и практика речи (2) 3. Морской английский язык: чтение (средний уровень) Профессиональный английский язык

4. Морской английский язык: чтение (высший уровень) 5. Морской английский язык: чтение (обобщающий курс)

1. Морские грузоперевозки 2. Погрузка и крепеж груза Технология перевозки грузов

1. Навигационные приборы 2. Радиолокатор и САРП 3. Применение навигационных приборов 1. Радионавигационные приборы 2. РЛТ и САРП

Дисциплины, частично совпадающие по содержанию Морская психология 1. Психология экстремальных отношений 2. Психология труда

Координаты положения судна и навигация Навигация и лоция

Несение вахты и предотвращение столкновений судов 1. Предотвращение столкновений судов 2. Основы безопасности плавания

Устройство судна и судовое оборудование Теория и устройство судна

Технология морских грузоперевозок и морское право Морское и рыболовное право

Окончание табл. 4

1 2 3

Дисциплины, частично совпадающие по содержанию Основы безопасности и использование спасательной шлюпки 1. Основы безопасности плавания 2. Базовая подготовка 3. Подготовка командира спасательного средства

Противопожарная безопасность и борьба с пожаром, первая медицинская помощь 1. Подготовка по борьбе с пожаром по расширенной программе 2. Медицинская подготовка

Судовые сигналы 1. Морская практика 2. Базовая подготовка

Разработка маршрута, морская картография Навигация и лоция

Судовое радиосообщение Морская практика

Несение матросской вахты 1. Основы безопасности плавания 2. Морская практика

Навигационные приборы Гидроакустические и поисковые приборы

Морская метеорология Навигационная и промысловая гидрометеорология

Информатика Компьютерная графика

Дисциплины, не имеющие соответствия в учебном плане одного из вузов 1. Основы обучения 2. Судовой менеджмент 3. Введение в специальность 4. Подготовка к выпускным экзаменам 5. Профориентация 6. Судовые двигатели: вводный курс 7. Подготовка к экзамену на получение свидетельства по управлению радиолокатором и САРП 1. Культурология. 2. Политология. 3. Правоведение. 4. Психология и педагогика. 5. Русский язык и культура речи. 6. Социология. 7. Философия. 8. Экономика. 9. Экономика рыбной отрасли. 10. Физика. 11. Химия. 12. Экология. 13. Математические основы судовождения. 14. Промысловая ихтиология и сырьевая база. 15. Поиск и разведка биоресурсов. 16. Начертательная геометрия. Инженерная графика. 17. Теоретическая механика. 18. Теория механизмов и машин. 19. Сопротивление материалов. 20. Детали машин и основы конструирования. 21. Гидравлика. 22. Теплотехника. 23. Материаловедение. Технология конструкционных материалов. 24. Общая электротехника и электроника. 25. Метрология, стандартизация и сертификация. 26. БЖД. 27. Судовые энергетические установки. 28. Электрооборудование судов. 29. Промысловое оборудование. 30. Автоматизация судовождения. 31. Управление промысловым флотом. 32. Промышленное рыболовство. 33. Организация промысловой службы на судне. 34. География морских путей промыслового рыболовства. 35. Великие географические открытия

На основании проведенного сравнительно-сопоставительного анализа содержания образовательных программ НМТПИ и КамчатГТУ нами были сделаны следующие выводы.

Несмотря на разницу в сроках обучения, образовательная программа НМТПИ содержит необходимый минимум дисциплин, позволяющих подготовить высококвалифицированных специалистов, компетентных в своей сфере деятельности.

Большую часть учебного плана специальности «Судовождение» НМТПИ составляют

специальные дисциплины и дисциплины по выбору, непосредственно связанные с получаемой студентами квалификацией. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (цикл общих базисных дисциплин) занимают в ней лишь небольшую часть. То есть в программе главная роль отводится дисциплинам, непосредственно связанным с будущей профессией.

В учебном плане НМТПИ отсутствуют некоторые математические, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, которые являются базой для изучения специальных дисциплин, что, несомненно, является минусом данной программы.

Образовательная программа НМТПИ является более международно-направленной, особое значение в ней отводится обучению иностранному (английскому) языку как важному средству межкультурного общения и качественного выполнения должностных обязанностей. Так, суммарное количество часов, отведенных в учебном плане НМТПИ на изучение и практическое применение английского языка, составляет 466 часов. В учебном плане КамчатГТУ эта цифра равна 278 часам. Это связано с тем, что в сфере международных перевозок и промыслового рыболовства английский язык является стандартом общения. Хорошее знание иностранного языка способствует более успешному сотрудничеству экипажей судов, в том числе для решения конфликтных ситуаций и для координации действий в случае чрезвычайных ситуаций.

В образовательной программе НМТПИ большое количество времени, в процентном соотношении с аудиторными занятиями, отводится профессиональной практике, что позволяет хорошо отработать и закрепить полученные во время аудиторных занятий знания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие в учебном плане НМТПИ таких дисциплин, как «Судовой менеджмент», «Технология морских грузоперевозок и морское право», «Введение в специальность» и «Профориентация» и др., позволяет подготовить специалистов, обладающих высокими знаниями международных законов, касающихся морских перевозок, знаниями правил оформления и транспортировки грузов, обладающих знанием профессиональной этики и т. д. Элементы содержания данных дисциплин присутствуют в содержании различных дисциплин, входящих в учебный план специальности «Судовождение» КамчатГТУ, но, на наш взгляд, объединение этих элементов в единое целое способствует более удобному и эффективному их изучению. Присутствие в образовательной программе дисциплин «Введение в специальность» и «Профориентация», в процессе изучения которых студенты получают знания об избранной ими профессии, ее особенностях, профессиональном мастерстве и профессиональной этике, также является хорошим показателем. Эти дисциплины помогают студентам подготовиться к работе по данной специальности, трудностям, с которыми они могут столкнуться при выполнении должностных обязанностей, указывают на важность поведения в рамках профессиональной этики.

Следует также отметить наличие в учебном плане НМТПИ дисциплин по выбору студентов.

Положительным показателем является наличие у НМТПИ, как и КамчатГТУ, множества баз практики как на территории вуза, так и вне его пределов.

В заключение хотим добавить, что в связи с переходом вузов РФ, и КамчатГТУ в частности, на систему бакалавриата и модульно-рейтинговую систему, следует обратить внимание на опыт данного учебного заведения в сфере высшего специального технического (мореходного) образования.

Литература

1. Большой китайско-русский словарь (2 т.) / Под ред. Ма ЮньСяна, Лю Е. - Цзилинь, «Жэньминь», 1993 г. - 3225 с.

2. http://www.edu.ru

3. Китайско-русский научно-технический словарь / Под ред. Люй Цзюня и Н.В. Анисимцева.

- М., Пекин: Русский язык, Шанъу иньшугуань, 199. - 855 с.

4. Китайско-русский финансово-экономический словарь. - М.: Восток-Запад, 2007. - 704 с.

5. http://www.docin.eom/p-557392.html#documentinfo

6. http://www.ntsc.edu.cn

7. http://www.ntsc.edu.cn/jiaowuchu/jihua/News/Default.asp?cataid=A0061

8. http://www.ntsc.edu.cn/xyj sZindex.htm

9. http://hi.baidu.com/hbdyxg/blog/item/8f83ea50aed4d05c1138c267.html

10. http://www.ntsc.edu.cn/hhx/

11. http://www.ntsc.edu.cn/jiaowuchu/jihua/News/UploadFile/200891514042714.doc

12. Учебный план специальности 180402.65 «Судовождение», специализация «Промысловое судовождение» - Федеральное агентство по образованию, Камчатский государственный

технический университет, 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.