Научная статья на тему 'Профессиональная тренажерная подготовка судоводителей рыболовных судов - ключ к повышению эффективности российского рыболовства'

Профессиональная тренажерная подготовка судоводителей рыболовных судов - ключ к повышению эффективности российского рыболовства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгов А. Н.

Дается обоснование необходимости профессиональной тренажерной подготовки судоводителей рыболовных судов. Обсуждаются организационные вопросы разработки технико-эксплуатационных требований к рыбопромысловым тренажерам. Рассматриваются пути использования рыбопромыслового тренажера с целью подготовки ученых для рыбной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article give ground to the need of simulator-based training which is especially useful to acquire professional knowledge and to improve professional skills of fish vessel navigators. The issue of developing performance standards for fishing simulators is also covered in the article. The author considers ways of simulator-based training for preparing scientists for fish industry.

Текст научной работы на тему «Профессиональная тренажерная подготовка судоводителей рыболовных судов - ключ к повышению эффективности российского рыболовства»

УДК 639.2/6

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА СУДОВОДИТЕЛЕЙ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ - КЛЮЧ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО РЫБОЛОВСТВА

А.Н. Долгов (ООО КБМЭ «Вектор», г. Таганрог)

Дается обоснование необходимости профессиональной тренажерной подготовки судоводителей рыболовных судов. Обсуждаются организационные вопросы разработки техникоэксплуатационных требований к рыбопромысловым тренажерам. Рассматриваются пути использования рыбопромыслового тренажера с целью подготовки ученых для рыбной отрасли.

The article give ground to the need of simulator-based training which is especially useful to acquire professional knowledge and to improve professional skills of fish vessel navigators.

The issue of developing performance standards for fishing simulators is also covered in the article.

The author considers ways of simulator-based training for preparing scientists for fish industry.

В ноябрьском номере газеты «Рыбацкие новости» за 2007 г. в опубликованы тезисы выступления руководителя Федерального агенства по рыболовству (ФАР) Минсельхоза Российской Федерации А. Крайнего на расширенном пленуме ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства. Многие его высказывания можно отнести к стратегическим решениям и планам ФАР по выводу отрасли из многолетнего затяжного кризиса. Во-первых, это создание государственной корпорации, специализирующейся на промысле морских биоресурсов. Во-вторых, ограничение доступа иностранных компаний к российским биоресурсам. В-третьих, компенсация 2/3 процентной ставки по кредитам банков для пополнения оборотных средств реально работающих рыбодобывающих компаний. В-четвертых, снижение на 50% тарифов на железнодорожные перевозки при доставке рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные районы России. В-пятых, ввоз без пошлин судового, рыбоперерабатывающего, навигационного и другого оборудования, не выпускаемого российскими предприятиями, для дальнейшего его монтажа на рыболовных судах на российских верфях. А. Крайний коснулся также кадровой проблемы отрасли, в частности трудоустройства выпускников судоводительских факультетов.

Остановлюсь на последней проблеме - профессиональной подготовке судоводителей рыболовных судов в учебных заведениях рыбной отрасли. Необходимость тренажерной подготовки для транспортных средств, к которым относятся все группы морских судов (морского, речного и рыболовного флота), ни у кого не вызывает сомнений. Определенные виды тренажерной подготовки, связанные с безопасностью мореплавания, определены конвенциями Международной морской организации и являются обязательными для всех судоводителей независимо от специализации флота.

Для всех специалистов, получающих базовое морское высшее или среднее образование по специальности «Судовождение» (будь это судоводители речного, морского или рыболовного флота), обязательным должно быть наличие дипломов о прохождении подготовки на навигационных тренажерах по следующим конвенционным программам: «Радиолокационное наблюдение и прокладка», «Применение средств автоматической радиолокационной прокладки», а также «Глобальные морские системы связи при бедствии». Остальные программы, связанные с судовождением, для промысловых судов не являются обязательными, как, например, «Электронная картография». Однако такая программа, как «Маневрирование и управление судном», является обязательной только для судов специального назначения, к которым суда рыбопромыслового флота не относятся.

В последнее время наблюдается тенденция к отраслевой специализации морских навигационных тренажеров. Например, для судоводителей морского флота актуальны специальные тренажерные программы подготовки судоводителей для работы в ледовых условиях, по перевозке опасных грузов, по маневрированию судном при приеме нефти с буровых платформ и т. д. Для судоводителей речного флота актуальна специальная тренажерная подготовка по маневрированию судном при подходе и проходе шлюзов, по управлению судном на криволинейных участках

рек со сложным характером течений, на участках рек с перекатами и т. д. Для судоводителей рыбопромысловых судов наряду с обязательными конвенционными программами должны стать обязательными свои профессиональные программы на рыбопромысловых тренажерах, такие как поиск и оценка рыбных скоплений, маневрирование и управление рыболовным судном при выполнении промысловых операций. Подобное мнение высказали все участники отраслевого совещания по тренажерной подготовке курсантов и студентов отраслевых учебных заведений, проходившего 5 октября 2006 г. на базе Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа. По мнению большинства преподавателей и инструкторов отраслевых учебных тренажерных центров (УТЦ), в условиях отсутствия учебных промысловых судов использование таких тренажеров существенно компенсирует необходимую морскую подготовку курсантов для работы на рыболовных судах.

Нынешний подход к обучению судоводителей в большинстве учебных заведений отрасли не ориентирован на промысловое судовождение. Отсутствие современных рыбопромысловых тренажеров приводит к тому, что выпускники учебных заведений рыбной отрасли не знают, как ловить рыбу. Ведь если использовать только аудиторную доску и мел, этому не научишь. Рыбопромысловый тренажер мог бы хоть как-то компенсировать курсантам отсутствие или недостаток морской промысловой практики. Стоит также отметить, что многие преподаватели и инструкторы не имеют регулярной морской практики, а некоторые никогда не выходили в море. Таким образом, качественной профессиональной тренажерной подготовки на рыбопромысловых тренажерах практически нет по причине отсутствия самих тренажеров или неудовлетворительного их состояния. Правомочен вопрос: для кого мы готовим судоводителей - для Минтранса или для иностранных судовладельцев? Начиная с 2001 г. мы неоднократно ставили вопрос перед руководством отрасли о необходимости исключить в учебных заведениях тренажерную подготовку курсантов по программе «Маневрирование и управление судном», предназначенную для судов специального назначения, и максимально внедрять рыбопромысловые тренажеры и соответствующие программы профессиональной подготовки судоводителей. Отсутствие у выпускника отраслевого учебного заведения должной подготовки и необходимых профессиональных навыков приводит к тому, что он выбирает, конечно, не рыболовный флот, а находит работу на предприятиях морского и речного флота или за рубежом.

Недаром в начале 70-х гг. ведущие преподаватели отраслевых учебных заведений предложили дополнить дисциплину «Навигация» разделом «Промысловая навигация». В эти же годы были созданы бассейновые тренажерные центры, в которых судоводители рыболовных судов проходили тренажерную подготовку на радиолокационных тренажерах (РЛТ), а затем на рыбопромысловых тренажерах (тралового и кошелькового лова). Таким образом, передовой практический опыт лова рыбы передавался капитанами-наставниками молодым судоводителям. В настоящее время таких бассейновых тренажерных центров нет. Сегодня существует множество коммерческих учебно-тренажерных центров (УТЦ), в том числе в отраслевых учебных заведениях. Но все они находятся под контролем (сертификация инструкторов и самих УТЦ) Минтранса России и соответственно удовлетворяют только его требованиям. Федеральное агентство морского и речного флота не волнуют проблемы рыболовства, и это логично. К сожалению, и руководителей ФАР России вопросы профессиональной подготовки судоводителей рыболовного флота также не интересуют. Этот факт подтверждается тем, что проект решений отраслевого совещания в Санкт-Петербурге от 5 октября 2006 г. руководством ФАР до сих пор не рассмотрен и, соответственно, не принято никаких действий по улучшению состояния профессиональной тренажерной подготовки.

В последнее время проблема качественной профессиональной подготовки беспокоит даже судовладельцев. Так, руководство Мурмантралфлота поставило перед начальником своего УТЦ вопрос о приобретении рыбопромыслового тренажера и подготовке специалистов своими силами. Даже для такой солидной компании это вопрос непростой, а что тогда говорить о множестве мелких рыболовных фирм. Пришло время, когда судовладельцы крупных рыболовных компаний стараются не только поддерживать суда в рабочем состоянии, но и оснащать их современным навигационным и рыбопоисковым оборудованием, новейшим промысловым вооружением. К сожалению, с этим оборудованием судовой персонал работать не готов (опытные кадры ушли на пенсию, молодежь не идет, а те, кто остался, не готовы, не умеют, боятся работать на дорогостоящем оборудовании). Здесь много причин, зачастую образующих замкнутый круг, который без помощи государства судовладельцам не разорвать. На мой взгляд, главными из них являются низ-

кая зарплата и недостаточная профессиональная подготовка судоводителей рыболовных судов, особенно выпускников учебных заведений. Чтобы хорошо зарабатывать, надо эффективно трудиться. Это одна из болевых точек замкнутого круга, которую может решить ФАР России - поставить в учебные заведения рыбопромысловые тренажеры.

Не секрет, что выпускники учебных заведений рыбной отрасли не идут или идут с неохотой в рыболовный флот. Почему? В настоящее время такой выпускник, получивший образование по специальностям «Судовождение» и «Промышленное рыболовство», не обязан идти в рыболовный флот, как это было в советское время, когда он должен был отработать в течение трех лет по распределению. Сейчас, когда практически все учебные заведения рыбной отрасли, обеспечивающие подготовку по специальностям «Судовождение», имеют конвенционные тренажеры, выпускники в обязательном порядке проходят подготовку на них и получают соответствующие дипломы, в том числе по программам, которые совершенно не нужны для работы на рыболовных судах. К таким программам можно отнести программу по маневрированию и управлению судном. Она нацелена на подготовку судоводителей для судов специального назначения, к которым относятся ледоколы, нефтеналивные суда, крупные танкеры, паромы и т. д. Получив такую подготовку, выпускники имеют широкий выбор мест работы, руководствуясь, как правило, такими критериями, как оплата труда, готовность и умение применить полученные знания, степень сложности и ответственности работы на судне.

Следует отметить, что ответственность и соответственно квалификация работы на рыболовных судах, речных и морских транспортных судах совершенно разная. Судоводитель на транспортном судне отвечает только за доставку груза и безопасность 3-10 человек, а на рыболовном

- как минимум за 15-80 человек. К тому же на торговом судне зарплата судоводителю гарантирована, если рейс был безаварийный, а на рыболовном судне ее еще нужно заработать: найти рыбу, обловить, провести предварительную обработку, доставить на берег, при этом не повредив и не потеряв орудия рыболовства.

Вопрос подготовки и мониторинга морских специалистов рыбопромыслового флота поднимают и капитаны морских рыбных портов. По словам В. Морозова, капитана Калининградского рыбного порта, процесс не заканчивается получением диплома о профессиональном образовании. Необходима постоянная профессиональная подготовка и переподготовка судоводителей рыболовных судов. Опыт последних лет показывает, что непросто самостоятельно поддерживать свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному морскому специалисту. Уже есть данные о снижении общего уровня профессионализма наших кадров, и это наносит ущерб престижу российских моряков.

К сожалению, только четверть учебных заведений отрасли сегодня имеет более или менее полноценные рыбопромысловые тренажеры. Главная причина заключается в том, что данный вид тренажеров не является конвенционным. Поэтому неудивительно, что руководители учебных заведений не проявляют особой заинтересованности в их приобретении. Более того, это потребует привлечения дополнительных финансовых и трудовых ресурсов, не приносящих доходов. При этом все прекрасно понимают (судя по выступлениям на отраслевом совещании), что с помощью рыбопромыслового тренажера можно существенно повысить качество учебного процесса. Совсем другое отношение наблюдается к конвенционным тренажерам, когда, кроме подготовки курсантов, они используются учебными заведениями для переподготовки действующих судоводителей. Это существенная финансовая поддержка для отраслевых учебных заведений.

Сегодня все учебные заведения рыбной отрасли имеют необходимые конвенционные тренажеры (РЛС/САРП и ГМССБ). За последние два года на модернизацию тренажерной техники, установленной в учебных заведениях, Федеральным агентством по рыболовству были выделены огромные бюджетные средства. Но обновлялись только навигационные тренажеры, причем ежегодно и несмотря на то, что международные и национальные требования к навигационным тренажерам меняются не чаще, чем один раз в пять лет. Однако на модернизацию рыбопромысловых тренажеров (не говоря уже об их поставке в те учебные заведения, где их нет) денег не выделялось вообще. Да, безопасность важна и навигационные тренажеры нужны, но только в том объеме, в каком требуют международные конвенции для судов промыслового флота. При этом ФАР Российской Федерации должно обеспечить контроль над периодичностью и целесообразностью их обновления и модернизации.

Не пора ли изменить сложившуюся практику, пересмотреть финансирование на модернизацию и развитие тренажерной базы учебных заведений, четко расставить акценты: какие все-таки тренажеры должны быть приоритетны для учебных заведений рыбной отрасли?

Планируемые Управлением науки и образования средства в рамках НИОКР на развитие рыбопромысловых тренажеров сегодня явно недостаточны. Объемы НИОКР по направлению «Совершенствование отраслевого образования» для нужд ФАР в настоящее время составляют менее 0,6%. В том числе на развитие рыбопромысловых тренажеров в 2008 г. запланировано всего 10% от всего объема НИОКР по данному направлению, т. е. от 0,6%. Средства на НИОКР распределяются по всем отраслевым специальностям примерно одинаково, включая вопросы технологического, информационного и экономического направления. Если не выделяются средства на развитие рыбопромысловых тренажеров, позволяющих научить добывать рыбу, то возникает вопрос: зачем тратить средства на совершенствование технологии обработки рыбы или заниматься экономическими проблемами? Есть же специализированные направления отраслевых НИОКР, выносимые на конкурс: «Информатизация управления рыбным хозяйством», «Экономика», «Развитие флота и мониторинг», «Технология и техника переработки гид-робионтов» и т. д., куда могут и, на наш взгляд, должны подаваться предложения ученых, если они действительно содержат решение актуальных научных отраслевых проблем.

Во второй половине 2007 г. мы дважды обращались к руководителю отрасли с вопросами о необходимости развития рыбопромысловых тренажеров и поставке их в учебные заведения. Насколько мне известно, с такими же просьбами обращались и ректоры других вузов, однако до сих пор ответа нет. Считаем, что профессиональная тренажерная подготовка должна стать обязательной. Для этого необходимо принять систему мер, а именно:

1. Подготовить нормативные документы об обязательности профессиональной тренажерной подготовки на рыбопромысловых тренажерах как студентов и курсантов учебных заведений, так и действующих судоводителей аналогично программам по обязательной конвенционной тренажерной подготовке.

2. Разработать типовые программы обучения на рыбопромысловых тренажерах аналогично модельным курсам для конвенционных тренажеров и внедрить профессиональную тренажерную подготовку в учебный процесс во всех учебных заведениях, ведущих подготовку судоводителей и рыбаков.

3. Поскольку в России и за рубежом есть несколько производителей тренажерной техники, поставка рыбопромысловых тренажеров должна осуществляться только на конкурсной основе. Для этого необходимо разработать технико-эксплуатационные требования (ТЭТ) к рыбопромысловым тренажерам, порядок сертификации их и тренажерных центров примерно так, как это делается для конвенционных тренажеров в Федеральном агентстве морского и речного флота.

Такие рекомендации были записаны в проекте отраслевого совещания, состоявшегося в октябре 2006 г. в Санкт-Петербурге, по проблемам развития тренажерной техники. На данном совещании все руководители учебных заведений и специалисты единогласно поддержали целесообразность и необходимость внедрения обязательной подготовки на рыбопромысловых тренажерах.

Теперь рассмотрим основные требования к рыбопромысловым тренажерам и перспективы их развития. Рыбопромысловый тренажер должен удовлетворять требованиям базовой подготовки выпускников учебных заведений, а также требованиям переподготовки действующих судоводителей и рыбаков. Безусловно, такие тренажеры должны постоянно развиваться и совершенствоваться при самой активной поддержке руководства рыбной отрасли России.

В ноябрьском номере газеты «Рыбацкие новости» за 2007 г. сообщалось о планировании создания государственной корпорации, специализирующейся на промысле биоресурсов. Создание такой корпорации потребует федерального финансирования, в том числе тренажерной подготовки и переподготовки специалистов по конвенционным программам на навигационных тренажерах. Считаем целесообразным включить в этот пункт предрейсовую подготовку на рыбопромысловом тренажере. Такая подготовка действующих судоводителей, пусть даже кратковременная (12-18 часов), должна проводиться с использованием конкретных моделей промысловых судов, установленной на судах рыбопоисковой аппаратуры и орудий рыболовства предстоящего рейса. Причем тренировка должна осуществляться в конкретных районах промысла, в конкретные периоды времени и учитывать виды облавливаемых рыбных скоплений Такой тренажер должен позволять инструктору воспроизводить промысловые условия, максимально при-

ближенные к реальным. Таким образом, на рыбопромысловом тренажере можно было бы отработать процедуру предстоящего лова, в том числе при работе в группе судов. При этом можно смоделировать аварийные ситуации и определить методики их предотвращения или ликвидации произошедших аварий.

Предполагаемая предрейсовая кратковременная и недорогая тренажерная подготовка позволит максимально подготовиться к ведению промысла, опробовать методы настройки орудий лова, а затем на практике в море повторить то, что было отработано. Опыт использования тренажеров для предрейсовой подготовки судоводителей государственной корпорации наверняка будет интересен и частным компаниям, которые не постоят за ценой, чтобы обеспечить качественную подготовку своих работников. Ведь расходы, которые они могут понести вследствие непрофессионализма рыбаков, в сотни раз выше.

Следует остановиться еще на одном важном аспекте создания и внедрения в учебный процесс постоянно развиваемых рыбопромысловых тренажеров. Повышение образовательного уровня в учебных заведениях других отраслей обеспечивается, как правило, за счет современной лабораторной и приборной базы, а для судоводителей и рыбаков учебных заведений отрасли оптимальным выходом, на наш взгляд, может стать научно-исследовательский тренажерный стенд на базе рыбопромыслового тренажера. Проводить натурные исследования в настоящее время практически невозможно. Ни государственные, ни тем более частные суда не берут на борт молодых ученых для проведения экспериментов. Выход из этого положения, давно принятый во всем мире, - математическое моделирование. Идеальным инструментов для такого моделирования может стать научно-исследовательский тренажерный стенд на базе рыбопромыслового тренажера. Считаем, что такие стенды должны поддерживаться, развиваться и модернизироваться разработчиками тренажеров совместно с учеными и преподавателями учебных заведений. Это даст возможность привлекать талантливую молодежь в вузы, готовить смену стареющим ученым и преподавателям. Известно, что возраст преподавателей учебных заведений сейчас составляет 60-65 лет. В свое время имел место отток молодежи, мало было желающих поступать в отраслевые учебные заведения, а окончившие их, как уже отмечалось, зачастую изменяли выбранному призванию. В настоящее время ситуация улучшается, появились конкурсы при поступлении. Поэтому надо не упустить момент и поддержать молодежь, обеспечивая преемственность и передачу знаний, развитие научного потенциала учебных заведений.

В этой связи наше КБ и ряд ведущих учебных заведений рыбной отрасли предлагают подумать над созданием региональных научно-исследовательских тренажерных центров, главными задачами которых будут:

- традиционная тренажерная подготовка студентов и курсантов (обеспечение учебного процесса, выполнение курсовых и дипломных работ);

- переподготовка действующих судоводителей и рыбаков;

- выполнение НИОКР и подготовка диссертаций учеными и преподавателями отраслевых вузов.

Региональные научно-исследовательские тренажерные центры могут быть созданы на базе как

ведущих вузов отрасли, так и региональных отраслевых институтов повышения квалификации.

Разработанный нашим КБ навигационно-промысловый тренажер КБ8-3000 представляет собой инновационную разработку в области тренажерной техники. Модификации данного тренажера, представленного в виде «Класса имитаторов радиолокационного оборудования» и «Класса имитаторов гидроакустического оборудования», уже установлены в Таганрогском технологическом институте Южного федерального университета. Мы создали эти классы таким образом, чтобы студенты могли не просто изучать навигационное и гидроакустическое оборудование, но также имели доступ к модификации отдельных алгоритмов и моделей имитаторов судовых приборов с целью их совершенствования. Это принципиально новая и эффективная возможность, которая существенно повышает уровень и качество подготовки будущих инженеров и аспирантов. Такая инновация сегодня не имеет мировых аналогов. Наработав опыт создания «открытых» имитаторов в области гидроакустики, можно сделать подобное в области моделей рыболовных систем, т. е. тренажер может стать научно-исследовательским тренажерным стендом для разработки и проверки моделей движения орудий рыболовства, моделей поведения рыбных скоплений и их взаимодействия, новых способов облова рыбных скоплений.

Создание научно-исследовательских тренажерных центров на базе учебных заведений позволило бы последним зарабатывать деньги за счет организации обязательной переподготовки и предрейсовой подготовки действующих судоводителей. Кроме того, молодые преподаватели

и аспиранты, работая с опытными судоводителями, перенимали бы их опыт, полученный многолетним трудом в море.

На вопрос «Что нужно для эффективного рыболовства и повышения производительности?» ответ очевиден. Нужны новые рыболовные суда, современное рыбопоисковое и промысловое вооружение и, конечно, подготовленные кадры. Мы никогда не решим проблему продовольственной безопасности страны и не выполним никакие программы по освоению квот даже в своей экономической зоне, если проблема подготовки кадров будет иметь второстепенное значение. Решить поставленную задачу при отсутствии любого из перечисленных выше звеньев невозможно. Национальные программы по возрождению российского судостроения, в том числе рыбопромыслового флота, и приборостроения вселяют оптимизм. Если будут строиться новые суда, то, конечно, будут востребованы квалифицированные кадры, которые обеспечат грамотное управление морскими биоресурсами страны.

Это мнение разработчика рыбопромысловых тренажеров, основанное на опыте многолетнего общения с капитанами-наставниками тренажерных центров (проработавшими на флоте по 30 лет и более), преподавателями и руководителями учебных заведений, капитанами портов, не является, конечно, абсолютным. Как и другие сложные проблемы в отрасли, оно требует всестороннего обсуждения как педагогической общественностью учебных заведений, руководителями и организаторами рыбохозяйственных предприятий, так и судоводителями-практиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.