Вестник МГТУ, том 1, №1, 1998 г.
стр.11-12
К вопросу о необходимости дальнейшего исследования маневренных элементов рыбопромысловых судов
А.Н. Анисимов, A.A. Соловьев, Ю.А. Шадрин
Судоводительский факультет МГТУ, кафедра управления судном и промышленного рыболовства
Аннотация. В настоящее время Международная морская организация (ИМО) уделяет особое внимание проблемам безопасности судоходства, в которых наиважнейшей является оценка и идентификация маневренных качеств судов. Признавая, что маневренные качества являются важным фактором безопасности мореплавания, ИМО предлагает разрабатывать и внедрять стандарты маневренных качеств для крупных судов, судов перевозящих опасные грузы наливом и навалом, а также для рыбопромысловых судов. В предлагаемой статье дается обоснование необходимости дальнейшего исследования маневренных элементов рыболовных судов в эксплуатационных условиях.
1. Введение
В ряде принятых Резолюций ИМО, таких как A.160(ES.IV), A.209(VII) и A.609(15), говорится об обеспечении каждого судна объективной информацией о его маневренных характеристиках. Эта информация представляется в виде: лоцманской карточки, таблицы маневренных характеристик (для рулевой рубки) и формуляра маневренных характеристик. Таблица и формуляр маневренных характеристик составляются на основании как расчетов, так и результатов натурных испытаний, проводимых в процессе эксплуатации судна. В принятой Резолюции А.751(18) ИМО уже конкретно выработала и рекомендует Промежуточные стандарты маневренных качеств судов, таких, как: поворотливость, начальная поворотливость, рыскливость и устойчивость на курсе, тормозные характеристики.
Количество и тоннаж судов в последние годы постоянно увеличиваются при неизменной площади водных акваторий морей и океанов. Увеличение тоннажа судов приводит к увеличению их инерционно-тормозных характеристик, что усложняет маневрирование современных судов как в стесненных водах, так и в рыболовных районах. Поэтому судоводители транспортных и рыбопромысловых судов должны уметь определять маневренные характеристики судна, знать их и грамотно использовать в своей работе, делать соответствующие выводы при сопоставлении их с критериями, устанавливаемыми Резолюциями ИМО, и учитывать при эксплуатации судов. Кроме того, судоводители-промысловики должны знать и уметь использовать информацию о маневренных элементах своего судна при работе с различными орудиями лова.
2. Необходимость исследования маневренных элементов рыбопромысловых судов
При управлении судном в стесненных и ограниченных акваториях, каковыми являются рыбопромысловые районы, перед капитаном практически постоянно возникает трудная задача: в короткий срок, измеряемый секундами, максимум минутами, проанализировать поступающую информацию, принять решение и довести его до исполнения. Одним из путей повышения эффективности принимаемых решений является предоставление капитану достоверной информации о маневренных элементах судна. Статистика аварийности судов мирового и отечественного флотов показывает, что более 80% аварий приходится на стесненные воды, и более половины из них связаны с деятельностью судоводителей. Если в прибрежном плавании безопасность мореплавания обеспечивается установлением различных систем разделения движения, то в рыбопромысловых районах возникает необходимость в разработке правил, подобных "Правилам совместного плавания судов Флота рыбной промышленности СССР", а также установлением путей движения транспортных судов вблизи или через такие районы. Имеющиеся сегодня на борту рыбопромыслового судна данные о маневренных элементах не могут в достаточной мере удовлетворять капитана и обеспечивать безопасность мореплавания в стесненных водах.
Необходимость исследования обосновывается также тем, что Резолюция А.751(18) установила промежуточный стандарт на рыскливость. Однако сегодня ей не уделено достаточного, на наш взгляд, внимания в учебной литературе, хотя рыскливость является одним из качеств управляемости, характеризующим состояние судна между устойчивостью на курсе и поворотливостью. При обучении на
Анисимов А.Н. и др. К вопросу о необходимости дальнейшего исследования
судоводительском факультете МГТУ курсанты должны приобрести навыки и опыт по определению маневренных элементов рыбопромысловых судов, используя как известные традиционные численные методы определения маневренных характеристик, так и компьютерные модели, заложенные в рыбопромысловый тренажер, а также имеющиеся программные продукты по маневрированию рыбопромысловых судов как с орудиями лова, так и без них. Полученные результаты следует сравнивать с результатами натурных наблюдений, сбор которых необходимо проводить при стажировках преподавателей кафедры, прохождении практик курсантами судоводительского факультета, а также в рамках Технических заданий к дипломному проектированию.
Выработка практических рекомендаций и норм управляемости требует комплексного подхода в исследовании маневренных качеств рыбопромысловых судов как с орудиями лова, так и без них. Исследования необходимы уже потому, что существующие сегодня рекомендации, например, при кошельковом лове, несовершенны, и при замете орудия лова ими не учитываются поворотливость и инерционно-тормозные характеристики судна. Результаты исследований могут способствовать повышению эффективности этого вида промысла. При траловом лове на акваториях, ограниченных размерами рыбных скоплений и имеющих большую сплоченность судов, необходим более строгий подход к обеспечению безопасности мореплавания. В частности, систему судно-трал необходимо рассматривать, на наш взгляд, как объемную фигуру, описываемую трехмерной зоной навигационной безопасности, которая учитывает и использует инерционные закономерности движения этой системы.
Появление на морских путях сообщения рыбопромысловых районов весьма осложняет навигационную обстановку и создает угрозу столкновения транспортных судов с рыболовными. При плавании как в самих рыбопромысловых районах, так и вблизи или через них безопасность мореплавания регламентируется сегодня двумя основными документами: Международными правилами предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72), с поправками, принятыми ИМО в 1981, 1987, 1989, 1993 годах, и Правилами совместного плавания и ведения промысла судов Флота рыбной промышленности СССР (ПСПП), разработанными ГИПРОРЫБФЛОТом и утвержденными Министерством РХ СССР 4 сентября 1972 года. Последние распространяются только на российские суда, и с момента издания их не пересматривались и не дополнялись для приведения их в соответствие с принятыми Поправками в МППСС-72. Основные положения ПСПП сегодня вступили в противоречие с практикой обеспечения безопасности мореплавания и, являясь "потенциальным источником аварийности", нуждаются в пересмотре как по результатам исследований маневренных элементов рыболовных судов, так и ввиду придания международного статуса рыбопромысловым районам.
3. Заключение
Таким образом, в настоящее время актуальным является исследование маневренных качеств рыбопромысловых судов в различных эксплуатационных условиях с целью получению достоверной и объективной информации о маневренных характеристиках судна. Выработка таких рекомендаций и правил будет способствовать дальнейшему повышению безопасности мореплавания и реализации Резолюции ИМО А.741(18) "Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)".