Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности мореплавания в районе промысла при работе с тралом'

Обеспечение безопасности мореплавания в районе промысла при работе с тралом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1483
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ / ХОРОШАЯ МОРСКАЯ ПРАКТИКА / МППСС-72 / НАБЛЮДЕНИЕ / СЕТИ ЗАЦЕПИЛИСЬ ЗА ПРЕПЯТСТВИЕ / ТУМАННЫЕ СИГНАЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Александр Михайлович

Выполнение правил маневрирования и ведение промысла на ограниченном пространстве при работе промысловых судов достигается хорошим знанием МППСС-72 и практическими навыками ведения промысловых операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности мореплавания в районе промысла при работе с тралом»

УДК 629.12.073

А.М. Иванов

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет 690087,

г. Владивосток, ул. Луговая 52б

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ В РАЙОНЕ ПРОМЫСЛА ПРИ РАБОТЕ С ТРАЛОМ

Выполнение правил маневрирования и ведение промысла на ограниченном пространстве при работе промысловых судов достигается хорошим знанием МППСС-72 и практическими навыками ведения промысловых операций.

Ключевые слова: безопасность мореплавания, хорошая морская практика, МППСС-72, наблюдение, сети зацепились за препятствие, туманные сигналы.

A.M. Ivanov

ENSURING THE FISHERY GROUND NAVIGATINAL SAFETY IN TRAWL OPERATIONS

Following the maneuvering regulations in joint fisheries operations with the account of good marine and fishing practices allows to avoid fishing gear fouling. The latter can be obtained wish good awareness of COLREG-72 [1] as well as wish the practical skill of fisheries operations.

Key words: navigational safety, good marine practice, COLREG-72, observation, trawling, fishing gear fouling, fog signal.

Основная обязанность судоводителей при траловом промысле - безопасная работа судов и промысел на ограниченном пространстве. Для этого необходимы хорошие знания МППСС-72 [1], ПСПП-72 [2] и практические навыки ведения промысловых операций: постановка и выборка трала в группе судов, своевременное выставление ночных огней и дневных сигналов в соответствии с промысловой операцией.

Согласно МППСС-72 (Правило 5. Наблюдение) «каждое судно должно вести постоянное надлежащее визуальное и слуховое наблюдение так же, как наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения». Кроме того, в районе промысла судоводители должны выполнять и Правила совместного плавания и промысла ПСПП-72 [2].

Эти правила будут выполняться судоводителями, если они будут получать информацию от других судов в виде огней и сигналов об их действиях и промысловых операциях.

Для этого должны быть выставлены дополнительные огни в ночное время, знаки и флажные сигналы днем при постановке трала, выборке трала и если орудия лова легли на грунт. Ввиду различных условий - выход из строя главного двигателя или задев орудий лова за грунт - дополнительно согласно к огням Пр. 26(в) (i), Пр. 26(в) (ii), Пр. 26(в) (iii) должны быть включены огни Пр. 2(а) (i), Пр. 2(а) (ii), Пр. 2(а) (iii), Пр. 2(в) (i), Пр. 2(в) (ii), Пр. 2(с), Приложение II.

Два белых огня один над другим - «Я выметываю сети» [3].

В дневное светлое время суток судно поднимает знак, состоящий из двух конусов, расположенных вертикально один над другим вершинами вместе, и на рее фок-мачты поднимает флаг «Я выметываю сети» (Z) по МСС-65 [4].

Белый и красный огни один над другим - «Я выбираю трал».

Днем судно поднимает флаг «Я выбираю трал» (G).

Судно, занятое ловом рыбы и остановившееся вследствие задева орудий лова за подводное препятствие, сцепления с орудиями другого судна или в результате большого улова, относится к судну, лишенному возможности управляться, поскольку в силу

указанных причин оно не способно маневрировать так, как этого требует МППСС-72. В то же время такое судно в определенных пределах может производить некоторые маневры по освобождению от задева или сцеплений орудий лова. Другие суда должны обходить его, памятуя о том, что орудия лова у такого судна находятся в воде и представляют определенную опасность для плавания. В связи с этим в темное время суток в дополнение к огням судна, занятого ловом рыбы, оно несет два красных круговых огня, расположенных по вертикали один над другим на наиболее видном месте.

В светлое время суток судно, лишенное возможности управляться, поднимает флаг «Мои сети зацепились за препятствие» (Р) по МСС-65, продолжает нести знак, состоящий из двух конусов, расположенных вертикально один над другим вершинами вместе.

Дополнительные огни должны быть расположены на расстоянии не менее 0,9 м в сторону и ниже основных рыболовных огней.

Расстояние между дополнительными огнями должно быть не менее 0,9 м, нижний из этих огней должен находиться не менее чем 1,5 м над бортовыми огнями, а на судах длиной 12 м - не менее 1,5 м над планширем.

Дополнительные огни должны быть видны на расстоянии не менее 1 мили вокруг по всему горизонту, но их видимость должна быть меньше видимости основных рыболовных огней.

В соответствии с МППСС-72 суда, занятые ловом рыбы, во время тумана, мглы, снегопада, сильного ливня или при любых других условиях видимости, таким же образом ограничивающих видимость днем или ночью, должны подавать через промежутки времени не более 2 мин три последовательных звука, а именно: один продолжительный и вслед за ним два коротких.

Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от 4 до 6 с, а «короткий звук» - около 1 с. Дополнительно при выборке трала через 4-6 с должен подаваться после окончания основного сигнала сигнал два продолжительных звука и один короткий в соответствии с МСС-65 (О) - голф, промежуток между сигналами не более 1 мин.

При постановке трала дополнительный туманный сигнал два продолжительных и вслед за ним два коротких звука в соответствии МСС-65 (2) - зулу.

При зацеплении трала за препятствие дополнительный звуковой сигнал - один короткий, два продолжительных и один короткий по МСС-65 (Р) - папа.

Любое судно, для того чтобы привлечь внимание другого судна, может подавать звуковые сигналы, но такие, которые не могли бы быть по ошибке приняты за сигналы, установленные МППСС-72.

Необходимо отметить, что огни и знаки не являются взаимозаменяемыми.

Порядок смены огней знаками и знаков огнями должен строго соблюдаться и производиться в соответствии с истинным восходом и заходом солнца.

Сигнально отличительные огни будут обнаружены другим судном ранее силуэта самого судна при ухудшении визуальной видимости.

Огни следует выставлять независимо от ожидаемой продолжительности явления, вызвавшего ухудшение видимости, в том числе и при кратковременном (снежном заряде, полосы тумана и т.д.).

Огни следует выставлять при всех обстоятельствах, когда они могут дать дополнительную информацию о судне.

Включение огней днем в условиях ограниченной видимости должно производиться с одновременным выставлением знаков для светлого времени суток.

Суда, занятые ловом рыбы и лишившиеся возможности управляться в результате выхода из строя главного двигателя, рулевого устройства, промысловой лебедки, намотки орудий лова на винт или перо руля и т.д., а также при спуске или подъеме снастей промысловой лебедки или других механизмов, обеспечивающих эти действия, в темное время суток несут два красных огня по вертикали.

В дневное светлое время суток флаг заменяется двумя черными шарами, расположенными по вертикальной линии один над другим.

Рыболовные огни и знаки в этом случае необходимо держать до того момента, пока орудия лова не будут подняты на борт и не перестанут представлять опасность для судов, следующих вблизи.

При этом для предупреждения проходящих судов необходимо с помощью прожектора показать направление ваеров и сетной части трала, если трал оказался не выбран при аварии с механизмами выборки или выходе из строя главного двигателя, а также по этому направлению выпустить белые ракеты или использовать другие способы и средства предупреждения, которые не могли бы быть приняты за другие сигналы, установленные МППСС-72.

Выполнение правил маневрирования при совместном промысле с учетом хорошей морской и промысловой практики позволяет избежать сцепления орудий лова. Однако если это случилось, то разъединение и распутывание их следует производить так, чтобы как можно меньше повредить орудия лова и исключить аварийные случаи с судами.

Для предупреждения этого при сцеплении орудий лова одного судна с орудиями лова другого или с судном, стоящим на якоре или дрейфующим в районе промысла, необходимо судну, находящему в более затруднительном положении, немедленно выпустить белую ракету для обращения внимания сцепившегося судна и предупреждения других судов, находящихся по близости, и поднять по МСС-65 флаг «Вы должны немедленно остановить ваше судно» (Ь) - лима, направить луч прожектора в сторону опасности по направлению сцепившихся орудий лова, выпустить белые ракеты в сторону орудий лова.

Кроме визуальной информации при работе в скоплениях судов ведется наблюдение и на УКВ - 16-м канале, имеется практика у судоводителей при аварийных ситуациях оповещать все суда на промысле об аварийных происшествиях: о выходе из строя главного двигателя и аварийном происшествии с тралом, а также давать координаты места, чтобы другие суда приняли должные действия и обошли данный район и аварийное судно.

При наличии иностранного флота при работе в плотном скоплении судов сигнализация и информация о своих действиях приобретает большое значение.

На современном этапе, при оборудовании промысловых судов радиолокационными приборами САРП и электронной картографией, совместимой с эхолотами, для успешной работы и принятия правильных решений штурманский состав перед постановкой трала наносит в САРП цели судов, которые будут важны при тралении (следующих в одном направлении и контр-курсами), и постоянно поддерживает связь между судами. Расхождение судов на контр-курсах должно происходить на траверсной дистанции более 2 кб, при обоюдном изменении курса вправо при положении руля 5° не более, для увеличения дистанции отхода между судами, чтобы не было сцепления тралов согласно ПСПП-72.

Необходимо помнить, что при расхождении судов скорость падает, поэтому нужно приподнять трал, при этом знать дистанцию отхода от прописанных глубин, чтобы трал не вышел на непрописанные глубины, которые не занесены в электронную картографию, и не зацепился за необозначенное препятствие.

Кроме того, необходимо хорошо знать периоды промысловых операций: выборки ваеров, сетной части, крепления досок, выборки мешка, - а также возможности маневрирования на досках с укрепленным мешком на корме. Это необходимо, когда возникают ситуации и приходится в конце выборки трала уйти с промысловых глубин, не мешать тралению других судов. Особенно важно учитывать направление ветра, так как при работе с тралами по системе «Дубль» [5] приходится выбирать то правый, то левый трал. При правом трале и ветре с правой стороны выборка ваеров и выборка сетной части трала сбивается за счет дрейфа и не представляет большого труда для судоводителя.

Если же левый трал и ветер с правой стороны, то приходится после выборки ваеров, закрепления досок маневрировать, прижимать сетную часть к левой стороне слипа для

выборки сетной части гинями, до мешка. При этом надо планировать место выборки трала. Левый трал выбирают на циркуляции влево, а правый - на циркуляции вправо. Для этого необходимо планировать район выборки трала или заранее уйти с курсов тралений других судов, включать необходимые сигналы и огни.

При тралении необходимо вести постоянное визуальное наблюдение и знать контуры и названия судов, работающих в районе промысла, а также слуховое наблюдение, чтобы знать где, когда и кто собирается выбирать или ставить трал, определять, как по отношению к данному судну находится ваше судно и какие меры придется вам принимать для расхождения с ним.

Постоянно следить за векторами нанесенных в САРП судов, по которым можно определить сближение, при неменяющемся пеленге и уменьшении дистанции между судами - дистанция кратчайшего сближения меньше 2 кб.

При обгоне другого промыслового судна необходимо держаться в стороне и проходить на траверсе более 2 кб согласно ПСПП-72.

При постановке трала необходимо соблюдать дистанцию до судна, идущего с тралом, соотносить скорость и курс постановки трала, чтобы не создавать помех и аварийных ситуаций.

Все эти особенности тралового промысла, сигнализация, наблюдение визуальное и слуховое, туманные сигналы, своевременное включение необходимых огней при промысловых операциях, знание особенностей архитектуры промысловых судов для их опознания, а также временных интервалов выборки и постановки трала позволят курсантам старших курсов научиться работать безопасно в группе судов.

Список литературы

1. Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72) [Текст]. - Одесса: Фенікс, 2007. - 93 с.

2. Правила совместного плавания и промысла судов флота рыбной промышленности, утвержденные Приказом Министерства рыбного хозяйства от 4 сентября 1972 г. № 285. ПСПП-72.

3. Бурханов М.В. Справочник-экзаменатор по огням, знакам и сигналам МПСС-72 [Текст] / М.В. Бурханов. - М.: Моркнига, 2010. - 158 с.

4. Международный свод сигналов МСС-65 [Текст]. - Изд. 2-е, исправл. и доп. ГУНиОМО, 1982.

5. Мельников В.Н. Устройство орудий лова и технология добычи рыбы [Текст] / В.Н. Мельников. - М.: Агропромиздат, 1991. - 384 с.

Сведения об авторе: Иванов Александр Михайлович, доцент, капитан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.