Научная статья на тему 'Безопасность ведения промысла гидробионтов с учетом размеров тралов'

Безопасность ведения промысла гидробионтов с учетом размеров тралов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бондарев Борис Михайлович

Рассматривается вопрос безопасности ведения промысла активными орудиями лова (тралами) в районах большой концентрации судов добывающего флота в том случае, когда возникают трудности при их расхождении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бондарев Борис Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns the safety of fishing activities with active fishing gear (trawls) in the re-gions with large concentration of fishing vessels.

Текст научной работы на тему «Безопасность ведения промысла гидробионтов с учетом размеров тралов»

удк 639. г>. 6+

К ^ОПАСНОСТЬ ВЕДЕНИЯ ПРОМЫСЛА ГИДРОБИОНТОВ С УЧЕТОМ РАЗМЕРОВ ТРАЛОВ

В. М. Нондщч'в (КамчатГТУ)

Рассматривается вопрос безопасности ведения промысла активными орудиями лона (три \ами) и районах большой концентрации судов добывающего флота в там случае, когда поднимают трудности при и.г расхождении.

The article concerns the safviy of fishing activities with active fishing gear drawls) in the regions with large concentration of fishing vessels.

При ведении промысла г идробионгов каждый судоводитель обязан руководствоваться I Ipa-вилами совместного плавания и промысла судов флота рыбной промышленности СССР 11 ]. Однако положения лою документа не учитывают конкретных ситуации и факторов, а именно: биологических особенностей объекта промысла, гидрометеорологических условий акватории, тактико-технических данных (ТТД) орудий лова, площади акватории промысла, количоства су-лов в районе добычи, технических данных судов и т. д.

В настоящее время трапами добывается 80% общего вылова гидробионтов. Вылов производи юя в традиционных районах промыслах - северо-западной части Тихою океана. Основной объект промысла минтай. В этих районах лова в настоящее время концентрируется большое количество промысловых судов ратного типа, принадлежащих различным акционерным обществам, и в ближайшее время эта тенденция роста численности судов будет увеличиваться. Гак, количество судов на промысле мшгтая в Охотском море достигает 300, в Ьсринговом море 170 и более. Стремлением каждого судоводителя является достижение максимальных уловов, причем это стремление в технически развитых странах проявляется в большей степени. Суда, работающие на промысле, имеют различные мощности главных двигателе»!, что позволяет им буксировать тралы разных размеров при ратных скоростях. Каталось бы, все rmi факторы можно легко учесть при планировании работы экспедиции под общим управлением, Однако только одна ткс-педииия имеет строго регламентированное решение >го кальмаровая. которая работает в районе островов Симушир и Оиекотан. Курсы траления и время постановки выборки тралов в этой экспедиции строго регламентированы руководством экспедиции в соответствии с характеристикой I рук га (промысел в этом районе ведется донными тралами). Каждое промысловое судно занимает очередь на производство траления и строго придерживается трафика работы, сообщист время постановки и выборки трала. В этой экспедиции отсутствуют пересечения курсов тралений и обгоны судов.

В других традиционных районах промысла, например в Охотском и Беринговом морях, где концентрируется 100 3 00 промысловых судов, такой порядок работы, как на кальмаре, практически создать невозможно. >го мъясняетсн биологической особенностью объекта промысла. Минтай в период работы экспедиции облавливается пелагическими тралами. Скопления мишая приурочены к районам обитания и нереста, поведение рыбы подвержено суточным и сезонным

миграциям В свою очередь, направления движений косяков зависят or і идроме іеоролої ических ус. юний, которые практически і гроги тировать невозможно.

В силу данных причин количество промысловых судов в отдельные периоды времени в разных районах может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от концентрации рыбы в лих районах. Следовательно, рекомендовать курсы траления по всей акватории промысла невозможно.

В периоды плотных концентраций рыбы на ограниченных акваториях резко увеличивается количество промысловых судов, что приводит к возникновению критических ситуаций в работе. В открытом море суда расходятся на дистанции 2 3 миди, но при ведении промысла дистанция расхождения сокращаегся.

Изучение теоретических основ управленим судном на промысле базируется па практическом опыте. Практику работы можно обосновал, на знании математических основ расчета Передача опыта работы станет более успешной, если штурманский состав будет учитывать технические иарамеїрьг орудий лова.

Современные орудия лона сформировались в результате длительного отбора наиболее эффективных из них - тех, которые созданы в течение многовековой истории рыболовства. Только в последние десятилетия создание и проекгироваине орудий лова базируется на обобщении опыта и создании инженерных методов расчега. Так, например, раскрыт ие іралов зависит от длины подбор, периметра устья, распорных средств, длины кабелей, ваеров и скорости траления.

Для обеспечения безопасности маневров при траловом промысле судоводитель обязан знать минимальную дистанцию расхождения между судами, которая зависит от расстояния между траловыми досками, а оно. в свою очередь, зависит от тяги па гаке судна, скорости буксировки, длины ваеров, кабелей и иарамеїров трала. Как правило, на промысле работают суда с различ ной мощностью главного двигателя, скоростью тралении от 3.S до 6 узлов, длиной ваеров 300 800 м. тралами, имеющими длину верхней подборы от 511 до 250 м.

Расстояние между распорными досками можно определить разными способами. Гак, зная длину верхней подборы трала, которая в процессе буксировки определяется как секущая гибкой нити, угол атаки кабелей (15 20 і рад), длину кабелей (100 150 м), определим расстояние между досками следующим решением:

S = />мшиі' 0,8 + ../«if sin о,

где S расстояние между досками, м;

/.вів - динна кабеля, м;

~ Длина верхней подборы, м;

а - угол агаки кабеля в потоке воды.

Нели максимальные размеры трала L = 250 м. длина кабеля - 150 м. угол агаки кабеля - 2\ї\ т\>

S 0,8 • 250 і 2 • 150 • 0,34 - 200 + 102 = 302 м.

Второй вариант вычисления расстояния между траловыми досками определяется конкретно на судне при помощи мерного тросика путем измерения угла схода ваера с подвесною блока по формуле

S = ((L2-Ll)LtlepyH+5.

где 1,2 - наибольшее расстояние между ваєрами, м;

Lt - наименьшее расстояние между ваєрами, м;

- длина васра, м;

Н расстояние между L, и L . м;

Б расстояние между блоками, м.

Пример: Lz - 7.5 м; L\ 6 м; 400 м; // 2 м: Б S,5 м. Тог да

S = ((7,5 - 6И00У2 + 5,5 = 355,5 м.

Следовательно, минимальная дистанция между судами будет определяться средним расстоянием между траловыми досками с учетом лрейфа, т. е. ие менее двух кабельтовых (370,4 м).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.