УДК [614.8:656.1]-036.88-053.8
О. В. АСТАШЕВА1, В. А. ДЮЛЬДИН2
АНАЛИЗ СМЕРТНОСТИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
1Курганское областное бюро судебно-медицинской экспертизы 2Курганская областная клиническая больница
O. V. ASTASHEVA1, V. A. DYULDIN2
THE ANALYSIS OF DEATH RATE OF ABLE-BODIED POPULATION AS A RESULT OF ROAD ACCIDENTS
Kurgan Regional Office Forensics 2Kurgan Regional Hospital
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СМЕРТНОСТЬ, ТРУДОСПОСОБНЫЙ ВОЗРАСТ, ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ.
РЕЗЮМЕ.
В статье изложены результаты комплексного анализа смертности в Курганской области за период 2011-2012 гг. в результате дорожно-транспортных происшествий. Определены некоторые региональные особенности структуры причин насильственной смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, их динамики в разрезе пола, возраста и места жительства.
KEY WORDS: DEATH RATE, ABLE-BODIED AGE, ROAD ACCIDENTS.
SUMMARY.
In article results of the complex analysis of death rate of able-bodied population of the Kurgan oblast for the period with 2011 on 2012 as a result of road accidents. Some regional features of structure of death reasons and dynamics in a section of a sex, age and a residence are determined.
ВВЕДЕНИЕ.
В мире ежегодно от травм гибнет свыше 5 млн человек, в России - более 300 тысяч [1]. Уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин - несчастных случаев, отравлений и травм, - в России почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах, в 1,5 раза -в развивающихся странах Восточной Европы [2].
Травмы - ведущая причина смертности лиц в возрасте до 45 лет. Смертельные случаи в результате травм, полученных при дорожно-транспортных происшествиях, доходят до 60% [3].
Не представляет исключение и Курганская область, которая находится вблизи географического центра страны и через территорию которой проходят
Асташева Оксана Владимировна - врач; 8 (3522) 41-14-06; astashewa.oksana@yandex.ru
Дюльдин Василий Алексеевич - д. м. н., нач. отд. организации подготовки кадров; 89088331954; otdel.kokb@yandex.ru
три важнейших отрезка федеральных трасс. С данным фактом связано увеличение количества транспортных средств на дорогах региона и количество дорожно-транспортных происшествий. Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации привело к тому, что за последние 5 лет в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в области погибли 1036 человек, из которых более четверти в возрасте от 26 до 40 лет.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Изучение смертности трудоспособного населения Курганской области от транспортных несчастных случаев с оценкой медико-социальной характеристики умерших, установлением региональных особенностей структуры смерти.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.
Объектами исследования явились лица трудоспособного возраста, умершие за период 2011-2012 гг., подвергнутые судебно-медицинскому исследованию. Предметом исследования явилась частота летальных исходов от транспортных несчастных случаев в разных социально-демографических группах трудоспособного населения Курганской области.
Сплошным методом в разработанную карту выко-пированы данные умерших в 2011-2012 гг. в Курганской области. Собрана информация с медицинских свидетельств о смерти, актов судебно-медицинского исследования. Объем наблюдений - 424 умерших.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.
Данные исследования социально-гигиенических аспектов смертности населения от транспортных несчастных случаев в Курганской области показали, что в анализируемой выборке превалировали мужчины (72%).
В целях снижения смертности от ДТП в области реализуются федеральные и областные программы, задачами которых является снижение смертности при дорожно-транспортных происшествиях. В регионе работает 3-уровневая система оказания медицинской помощи при ДТП. Ежемесячно осуществляется мониторинг показателей смертности
от травм и внешних причин, утвержден территориальный План оказания медицинской помощи при ДТП на догоспитальном и госпитальном этапах, разработана схема маршрутизации пострадавших от травм, в т. ч. при ДТП. Сотрудниками ГИБДД
области проводятся крупномасштабные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение транспортных происшествий и пресечение грубых нарушений правил дорожного движения.
смертность населения в курганской области, уральском федеральном округе, рФ в целом в период 2011-2012 гг. (на 100 тыс. населения)
Причины смерти 2011 г. 2012 г. 2012 к 2011г. в %
Курганская область УРФО РФ Курганская область УРФО РФ Курганская область УРФО РФ
От внешних причин 188,9 156,7 131,5 185,4 154,9 125,1 98,1 98,9 95,1
Всех видов транспортных случаев 24,4 19,0 20,2 31,3 23,0 20,5 128,3 101,5 121,1
В т. ч. ДТП 23,8 12,8 13,1 31,2 16,4 14,1 131,6 128,1 107,6
Однако показатель смертности от ДТП в Курганской области в 2012 г. (табл.) составил 31,2 на 100 тыс. населения (в % к 2011 году рост на 31%). Этот показатель выше, чем в Уральском федеральном округе и Российской Федерации в целом (16,4 и 14,1 на 100 тыс. населения соответственно).
В трудоспособном возрасте в 2012 году показатель смертности от транспортных несчаст-
ных случаев составил 26,0 на 100 тыс. населения (в % к 2011 году рост на 19%). Среди городских жителей этот показатель выше - 33,1 на 100 тыс. населения в 2012 году и 27,0 на 100 тыс. населения в 2011 году. Жители городов области почти в 2 раза чаще погибают от дорожных травм (рис.). Более 60% всех дорожных травм происходит в областном центре.
35
30
25
20
15
10
городское население сельское население область в целом
Рисунок - Динамика смертности трудоспособного населения Курганской области в результате дорожно-транспортных происшествий (2003-2012 гг.)
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Ведущее место в структуре насильственной смерти трудоспособного населения в Зауралье занимает механическая травма. Среди механической травмы ведущими являются травма от тупых предметов и транспортная травма. В среднем около 30% всей механической травмы приходится на автомобильную. Среди всех транспортных травм 78% у мужчин и 89% у женщин составляет автомобильная травма. В 40% случаев автомобильных травм погибшие мужчины и женщины были в состоянии алкогольного опьянения. По гендерному составу 72% - мужчины. В возрастной когорте чаще
других погибали мужчины и женщины 20-29 лет.
В результате проведенной работы выявлено, что уровень образования исследуемой категории в среднем низкий, и эта тенденция прослеживается во всех возрастных группах как у мужчин, так и у женщин. Лица, имеющие высшее и незаконченное высшее образование, составляют 8,6%. А лица, имеющие начальное или не имеющие начального образования, - 2,2% от всех умерших от насильственной смерти в результате транспортных несчастных случаев. Численность группы со средним и средним профессиональным образованием наиболее высока,
5
0
что определяет максимальные экономические потери [4]. Группа лиц с высшим и незаконченным высшим образованием определяет высокий ущерб в силу того, что инвестиции на их образование не дали никакой экономической отдачи в виде производственного продукта из-за ранней смерти [4].
Среди умерших от ДТП больше одиноких, причем в равной степени мужчин и женщин. Руководителей и прочих специалистов по разным возрастным группам - 4,1% от всех умерших насильственной смертью. Около 20% исследуемой категории лиц являлись квалифицированными рабочими.
В структуре дорожно-транспортного травматизма среди взрослого трудоспособного населения поверхностная травма составляет 30-32%: переломы черепа и внутричерепные травмы - 8-18%, переломы верхних и нижних конечностей - 15-18,7%, травмы внутренних органов грудной и брюшной полости - 0,7-1,2%.
В 2012 году количество погибших на месте ДТП до оказания скорой медицинской помощи увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2011 годом (2011 г. - 52, 2012 г. - 112 чел.). В 72-73% случаев летальный исход наступает сразу в результате ДТП, чем ограничивает возможности медицины.
Госпитальная летальность среди пострадавших в ДТП на территории Курганской области в 2012 году (7,6%) выросла на 2,1% по сравнению с 2011 годом и превысила в 1,5 раза показатели госпитальной летальности по РФ и УРФО (4,5%). Крайне тяжелая степень травмы приводит к летальному исходу в первые 7 суток в 50% случаев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Значительное число дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них остается одной из серьезных социально-экономических проблем в Зауралье. Показатель смертности от транспорт-
ных несчастных случаев в трудоспособном возрасте в Курганской области имеет тенденцию к росту. Высокими являются потери мужского трудоспособного населения. Жители городов области чаще погибают от дорожных травм. Доля погибших в результате ДТП в состоянии опьянения составляет 40%. Треть всей механической травмы составляет транспортная, чаще других среди транспортной травмы встречается автомобильная.
Принимаемые в Зауралье меры по обеспечению безопасности дорожного движения, направленные на снижение дорожно-транспортного травматизма и уровня смертности от него, требуют дальнейшей сплоченной работы органов власти всех уровней, повышение эффективности медицинской помощи, водительской культуры, технического состояния дорог, законопослушного поведения граждан, участников дорожного движения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Рано умирать. Проблемы высокого уровня заболеваемости и преждевременной смертности от инфекционных заболеваний и травм в Российской Федерации и пути их решения. - Всемирный банк. - М.: Алекс, 2006. - 147 с.
2. Тищук, Е. А. Смертность трудоспособного населения / Е. А. Тищук // Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения. - 2012. - № 1. - С. 14-23.
3. Мыльникова, Л. А. Травматизм: масштабы проблемы / Л. А. Мыльникова // Здравоохранение. - 2009. - № 2. - С. 85-88.
4. Тищук, Е. А. Кризис и здоровье населения Российской Федерации / Л. А. Тищук // Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения. - 2010. - № 7. - С. 11-24.
УДК 614.255.4
Э. А. БАХТИЯРОВА1, С. Г. АХМЕРОВА1, Д. Т. ГАШИМОВА2, Р. Я. НАГАЕВ1, С. Ф. ШАМГУЛОВА1
к ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
НА ВЫБОР МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1Башкирский государственный медицинский университет 2Министерство здравоохранения РБ
E. A. BAKHTIYAROVA1, S. G. AKHMEROVA1, D. T. ОА8Ы1МОУА2, R. Y. NAGAEV1, S. F. SHAMGULOVA1
TO QUESTION ON THE RIGHTS OF PATIENTS CHOICE MEDICAL ORGANIZATIONS THAT PROVIDE SPECIALIZED MEDICAL CARE
1Bashkir State Medical University
2Ministry of health of the Republic of Bashkortostan
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРАВА ПАЦИЕНТОВ, РЕЗЮМЕ.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ Проведен анализ реализации прав пациентов
ПОМОЩЬ. на выбор медицинской организации при оказании