АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ
Е. И. НЕКРАСОВА, Е. В. ИОДА
В статье рассматривается существующая финансово-инфраструктурная поддержка малого инновационного предпринимательства в Липецкой области. Предлагается система перспективной финансово-инфраструктурной поддержки, направленной на создание взаимовыгодного сотрудничества с коммерческими банками, лизинговыми компаниями, венчурными фондами, услуги которых ориентированы на развитие МИП.
Ключевые слова: малые инновационные предприятия, финансовая поддержка малых инновационных предприятий, внешние источники финансирования (ВИФ), субвенции, кредит, лизинг, венчурное финансирование, регион.
Для государства стимулирование инновационной деятельности является без преувеличения наиболее приоритетным направлением экономической политики, так как именно уровень научно-технологического развития во многом определяет долгосрочные стратегические преимущества страны. В значительной мере именно от степени «инновационности» экономики зависят перспективы развития государства. Основной задачей финансовой поддержки малого инновационного предпринимательства является оказание как финансовой помощи как таковой, так и определенного содействия субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах развития малого инновационного предприятия или научнотехнического проекта.
В современных условиях развития экономики видится необходимым выстраивание системы государственных организаций как федерального, так и регионального уровня, способных обеспечить «сквозную» финансовую поддержку малых наукоемких предприятий. При этом очевидно следует сконцентрировать внимание на координации деятельности уже существующих организаций, оказывающих содействие развитию инновационной деятельности. В отдельных сегментах поддержки у инфраструктурных организаций различных типов наблюдается не располагающее к эффективной деятельности дублирование функций, в некоторых - взаимное дополнение, обусловливающее существование возможностей для координации и кооперации.
На каждом из этапов становления (которые можно условно выделить почти для каждого инно-
вационного предприятия и сформулировать основные особенности развития на каждой из стадий) малым инновационным предприятиям (МИП) важно представлять, какие формы финансовой поддержки можно получить и какими видами услуг воспользоваться. В этом смысле существенным является не только выстраивание такой структуры поддержки, при которой на любом из этапов жизненного цикла высокотехнологичной компании она может воспользоваться в той или иной форме поддержкой государства, но и повышение степени доступности информации об инфраструктуре, а также повышение прозрачности ее деятельности [1].
Существующая система финансовой поддержки привлечения внешних источников финансирования (ВИФ) для МИП Липецкой области схематично показана на рисунке 1.
Данные таблицы 1 отражают распределение средств из областного и федерального бюджетов в 2010 г. на финансовую поддержку малого бизнеса [2].
Анализ имеющейся литературы, средств массовой информации, сети Интернет по МИП позволяет сделать вывод о том, что существующие формы ВИФ только отчасти удовлетворяют потребностям МИП. Охарактеризуем каждую форму внешнего финансирования в отдельности.
Субвенции и субсидии субъектам малого предпринимательства на развитие инновационного проекта являются эффективной формой финансирования деятельности инновационной организации на начальном этапе ее деятельности. В субвенциях в первую очередь заинтересованы МИП с низкой инновационной способностью, но сум-
мы, заложенные в данную форму финансовой поддержки МИП, малы, так как средняя потребность МИП в внешних источниках финансирования лежит в пределах от 1 до 5 млн руб. Совершенно очевидно, что простое увеличение суммы, выдаваемой в формах субвенции и субсидии, несмотря на положительный эффект в работе инновационной организации, приведет к существен-
ному увеличению фонда субсидий, по оценкам экспертов, в 3-5 раз. Поэтому становится актуальным разрабатывать внебюджетные механизмы привлечения ВИФ в МИП. Для уменьшения риска растраты средств имеет смысл разработать поэтапный механизм выдачи увеличенной субвенции / субсидии в зависимости от динамики развития инновационного проекта.
Элементы структуры поддержки привлечения
Рис. 1. Схема финансовой поддержки привлечения ВИФ в МИП Липецкой области
Таблица 1
Средства, направленные на выполнение основных мероприятий «Программы развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг.»,
по итогам 2010 г. млн руб.
Наименование мероприятия Средства областного бюджета Средства федерального бюджета Всего
Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам 30,88 17,3 48,18
Субсидии начинающим молодым субъектам малого предпринимательства на организацию и развитие собственного дела 50,00 36,67 86,67
Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, применяющим энергосберегающие технологии 0,85 0,85
Субсидии на разработку, внедрение, сертификацию систем менеджмента качества 0,25 0,25
Обучение в рамках президентской программы «Подготовка управленческих кадров» 0,10 0,10
Дополнительная капитализация Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства 10,00 12,20 22,20
Проведение семинаров, конференций, создание регионального портала малого бизнеса 2,32 0,2 2,52
Софинансирование муниципальных программ 1,70 2,10 3,80
Итого 96,1 68,47 164,57
Кредиты являются наименее привлекательной формой финансирования МИП, но при начале массового производства инновационной продукции это одна из возможностей привлечь «большие» деньги. При определенных изменениях кредитных продуктов для МИП с высокой инновационной способностью эта форма может быть интересной и востребованной, если в качестве обеспечения использовать договора на поставку продукции. Существуют также такие виды кредитного финансирования деятельности МИП, как:
- бюджетные кредиты, предоставляющиеся на конкурсной основе после проведения финансово-экономической экспертизы, наличия бизнес-плана и достаточного (на 100 % суммы кредита и процентов по нему) высоколиквидного обеспечения. В качестве залога могут быть предоставлены, прежде всего, банковские гарантии, ликвидные ценные бумаги, а также оборудование, помещение, запасы на складе. Однако подобным обеспечением МИП в большинстве случаев не обладают;
- лизинг, являющийся актуальной формой финансирования деятельности предприятий (с высокой инновационной способностью), особенно на этапе закупки МИП производственного оборудования.
Также молодым предпринимателям особенно интересным будет еще один вид государственной помощи - «лизинг-грант». Он представляет собой субсидии на компенсацию затрат по уплате первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных
средств (за исключением легковых автомобилей), приборов и аппаратов;
- венчурное финансирование. Организации процесса привлечения ВИФ в виде продажи доли компании венчурному фонду или стратегическому инвестору в инфраструктуре нет, хотя подобные формы являются наиболее интересными для предприятий, имеющих низкую инновационную способность;
- взаимодействие с внешними организациями, осуществляющими поддержку малого инновационного предпринимательства, в настоящий момент основано на «творческом взаимодействии» - обмене опытом, изучении методов работы. Рекомендуется выводить отношение с подобными организациями на более высокий качественный уровень - «взаимовыгодное сотрудничество», т. е. совместное проведение выставок, встреч с инвесторами, использование на возмездных условиях консультационных, организационных ресурсов, совместная разработка и реализация программ привлечения инвестиций в МИП, конкурсов лучших инноваций и выставок.
Создание Информационно-методического центра развития малого и среднего бизнеса (в том числе и инновационного) значительно расширяет возможности МИП. Он отвечает за оказание консультационного сопровождения деятельности МИП в юриспруденции, налогообложении, маркетинге, финансах, а также проводящий обучение и тренинги по актуальным вопросам [4].
Недостатком в инфраструктуре является отсутствие таких элементов, как: каналы коммуникации с руководителями МИП. Основным каналом по распространению информации об инфра-
структуре поддержки привлечения ВИФ в МИП является сайт администрации Липецкой области.
Таким образом, существующие формы привлечения ВИФ не удовлетворяют в целом интересам и потребностям МИП, поэтому для развития инфраструктуры поддержки привлечения ВИФ в МИП необходимо:
- увеличить размер субсидии / субвенции, разработать механизм поэтапного финансирования проекта для уменьшения риска растраты средств;
- увеличить число коммерческих банков, применяющих механизм компенсации процентной ставки для разнообразия предлагаемых МИП кредитных продуктов;
- увеличить число лизинговых компаний, участвующих в финансовой поддержке МИП;
- ввести (дополнить) информационный сайт для руководителей МИП Липецка и Липецкой области, а также проводить его систематическое обновление;
- ввести в инфраструктуру элементы:
- элементы (дополнительные функции, подразделения), оказывающие содействие МИП и владельцев внешних источников финансирования (ВВИФ) (финансовым институтам, инвесторам) в поиске друг друга (организация целевых встреч);
- элементы (дополнительные функции, подразделения), непосредственно участвующие в процессе организации привлечения средств ВВИФ - венчурных фондов, бизнес-ангелов, стратегических партнеров.
Учитывая найденные недостатки существующей инфраструктуры поддержки привлечения ВИФ в МИП, предлагается перспективная инфраструктура, которая показана на рисунке 2.
В качестве управляющей организации инфраструктурой поддержки привлечения ВИФ может выступить Фонд поддержки малого предпринимательства. Работа фонда должна строиться по следующим направлениям:
- создание основ для привлечения ВИФ в МИП;
- организация взаимовыгодного сотрудничества с внешними финансовыми организациями;
- проведение продвижения услуг инфраструктуры поддержки привлечения ВИФ в МИП (по информированию предприятий о программах поддержки);
- организация взаимовыгодного сотрудничества со структурами, осуществляющими поддержку МИП (технопарками, фондами, выставочными компаниями, крупными высокотехнологич-
ными компаниями, консалтинговыми компаниями, российскими и зарубежными венчурными фондами) по привлечению ВИФ.
Создание основ для привлечения ВИФ в МИП предполагает:
- разработку новых нормативных документов и внесение изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие вопросы привлечения ВИФ в МИП;
- создание и поддержание общего реестра МИП г. Липецка;
- создание научно-технического совета по отбору МИП для участия в программах поддержки, по формированию общего реестра МИП г. Липецка.
Организация взаимовыгодного сотрудничества с внешними финансовыми организациями предполагает взаимодействие и привлечение коммерческих банков, лизинговых компаний для участия в программах поддержки предприятий из общего реестра МИП, а также совместную разработку банковских и лизинговых продуктов, отвечающих нуждам МИП.
Для устранения недостатков в существующей инфраструктуре (таких как отсутствие продвижения услуг инфраструктуры поддержки привлечения ВИФ в МИП и отсутствие механизма, оказывающего содействие МИП и ВВИФ в поиске друг друга) необходимо организовывать и проводить конкурсы молодых ученых на лучший инновационный проект совместно с крупными высокотехнологичными предприятиями и финансово-промышленными группами, а также создать и поддерживать в Интернете портал с целью информирования руководителей МИП о возможностях привлечения ВИФ.
Создание информационного портала в Интернете возможно на базе существующего сайта администрации Липецкой области, который должен содержать следующую информацию:
- по существующим и вновь принятым законам и постановлениям по оказанию поддержки МИП как на Федеральном, так и на региональном уровне;
- по имеющимся формам ВИФ МИП, условия и порядок их получения;
- о существующих конкурсах и условиях участия в них;
- об имеющимся консультационном центре, созданном для поддержки МИП;
- о предприятиях, состоящих в общем реестре МИП г. Липецка и Липецкой области;
- о результатах мероприятий по привлечению ВИФ.
Элементы структуры поддержки привлечения
Рис. 2. Перспективная финансовая поддержка привлечения ВИФ в МИП
Организация взаимовыгодного сотрудничества со структурами, осуществляющими поддержку МИП (технопарками, фондами, крупными высокотехнологичными компаниями, консультационными компаниями, российскими и зарубежными
венчурными фондами) по привлечению ВИФ предполагает:
- осуществление образовательных проектов для руководителей МИП с целью получения практических навыков по составлению бизнес-
планов, организации презентации своих предприятий, по финансам, маркетингу, управлению персоналом и т. д.;
- совместное проведение конкурсов на лучшие инновационные проекты;
- проведение встреч с потенциальными инвесторами - российскими и зарубежными венчурными фондами, которые должны носить периодический характер (например, раз в месяц или квартал) и могут быть не только выездными, но и интерактивными.
Итак, становление и развитие МИП связано с различными проблемами, и прежде всего финансового характера, решению которых должна способствовать активная политика не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Литература
1. Лоскутова М. В., Владимирова С. В. Малое предпринимательство как основа социально ориентированной рыночной экономики // Экономические науки. 2008. Вып. 4(41).
2. URL: http://www.admlr.lipetsk.ru.
3. URL: http://www.innovbusiness.ru
4. URL: http://www.lipetsknews.ru
* * *
ANALYSIS OF SYSTEM OF EXTERNAL SOURCES FINANCINGS OF THE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES IN THE REGION
Ye. I. Nekrasov, Ye. V. Ioda
In article existing financial and infrastructure support of small innovative business in the Lipetsk region is considered. The system of the perspective financial and infrastructure support directed on creation of mutually beneficial cooperation with commercial banks, by the leasing companies, the venture funds which services are focused on SIE development is offered.
Key words: small innovative enterprises, financial support of the small innovative enterprises, external sources of financing (ESF), subvention, credit, leasing, venture financing, region.