Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ЯКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА'

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ЯКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ЯКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»

стратегическими целями, характером продукции и рыночным положением предприятия, более непосредственно направлено на повышение эффективности, качества, быстрое реагирование на экономические и технические изменения и тем самым усиление конкурентоспособности.

Михайлова А.В., к. э.н.

доцент

ПоповаЛ.Н., к.филос.н.

доцент

ФЭИ СВФУим. М.К.Аммосова Россия, ¿.Якутск

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ЯКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Общая характеристика ГОУ ВПО ЯГИТИ

В целях совершенствования и дальнейшего развития профессионального образования, подготовки высококвалифицированных кадров, удовлетворения потребностей в специалистах с высшим техническим образованием в Республике Саха (Якутия), Указом Президента РС (Я) было создано государственное учреждение многоуровневой подготовки специалистов начального, среднего и высшего профессионального образования через преобразование Якутского политехнического колледжа Минобразования РС (Я) в Якутский инженерно-технический институт при Департаменте по высшей образовательном учреждении и науке при Правительстве РС (Я) с 1 июля 2000 года.

Лицензией Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки № 6327 от 9 марта 2006 года ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт» дано право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложениях.

Руководствуясь Уставом ЯГИТИ и решением Ученого совета института работают следующие факультеты и структурные подразделения:

Технологический факультет;

Факультет информационных технологий и маркетинга;

Архитектурно - строительный факультет;

Технологический колледж;

Профессиональный лицей.

выпускающие кафедры:

Сварки, диагностики и мониторинга конструкций;

Технологии, организации и экономики строительного производства;

Водоснабжения, водоотведения и теплоэнергохозяйства;

Маркетинга и экономики;

Информационных технологий и программирования;

Многоканальных телекоммуникационных систем;

Архитектуры и дизайна;

Автомобилей и автомобильного хозяйства;

Технических дисциплин;

Социально-экономических дисциплин;

Эксплуатация и обслуживание информационных систем;

обслуживающие кафедры:

Общепрофессиональных дисциплин;

Информатики и вычислительной техники;

Естественных наук;

Гуманитарных наук;

Общественных наук;

Математики;

Физического воспитания;

Истории архитектуры и ИЗО;

Компьютерного проектирования и инженерной графики;

Естественных дисциплин.

С 1 декабря 2008 года ГОУ ВПО Якутский государственный инженерно-технический институт перешел на новую систему оплаты труда

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", приказа Рособразования «О переходе подведомственных Рособразованию учреждений на новые системы оплаты труда» № 1200 от 11.09.2008 года, приказа ЯГИТИ «О переходе ГОУ ВПО ЯГИТИ на новую систему оплаты труда» № 01-08/264 ЯГИТИ уведомило всех своих сотрудников о том, что с 01 декабря 2008 года институт переходит на новую систему оплаты труда.

Анализ организационной структуры управления персоналом

В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и прочего персонала.

К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

Согласно инструктивному письму Министерства образования Российской Федерации штатное расписание вуза устанавливается в соответствии с утвержденной структурой (институт, факультет, филиал, учебно-консультационный центр, кафедра, управление, отдел и т. д.) в разрезе категорий персонала:

■ профессорско-преподавательский персонал;

■ учебно-вспомогательный персонал;

■ административно-управленческий персонал;

■ прочий обслуживающий персонал.

Источники бюджетного финансирования персонала разделяются:

■ 1305171 — институты повышения квалификации;

■ 1306172 — высшие учебные заведения.

Штатное расписание вуза увязывается со сводным расчетом фонда оплаты труда, распределением должностей профессорско-преподавательского персонала по тарифно-квалификационным разрядам, распределением должностей всего персонала вуза по тарифно-квалификационным разрядам.

Лимиты штатного расписания профессорско-преподавательского состава вуза привязываются Министерством образования Российской Федерации к численности студентов (согласно государственному заказу при приеме на первый курс). Объем заработной платы по штатному расписанию учитывает должностные оклады и обязательные надбавки и доплаты. При этом особо выделяется надбавка в размере 10% за возмещение расходов на книгоиздательскую продукцию. Она не включается в заработную плату и идет в разделе выплат с рубрикой «кроме того».

Замещение всех должностей научно-педагогического персонала в вузе производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет. Заключению контракта предшествует конкурсный отбор.

Должности декана факультета, заведующего кафедрой, руководителя филиала являются выборными.

Управление штатным расписанием обслуживают три службы: планово-финансовый отдел, учебный отдел и отдел кадров. Планово-финансовый отдел рассчитывает и контролирует лимиты штатного расписания по подразделениям, учебный отдел ведет персональный учет состояния и изменений преподавательского состава по подразделениям (в рамках выделенного лимита), отдел кадров готовит приказы о кадровых изменениях и фиксирует их в личных делах работающих, а также контролирует правильность оформления служебных документов

при приеме и увольнении работников, соответствие профессиональных возможностей работника требованиям должности.

Организуют распределение лимитов штатного расписания внутри вуза:

^ по направлениям деятельности — первый проректор; ^ между факультетами и управлениями — проректор по

соответствующему направлению деятельности; ^ внутри факультета по кафедрам и подразделениям — декан; ^ внутри управления по отделам и группам — начальник управления.

Таблица 1.

Сведения об укомплектованности штатов и численности обучающихся ГОУ ВПО «Якутский инженерно-технический институт»

№п/п Наименование показателя 2004 2005 2006 2007 2008

1 2 3 4 5 6 7

1** Штатная численность работников соискателя лицензии: всего; 213 209 228 259 259

Высшее профессиональное образование

в т. ч. педагогические работники; 80 132 155 164 174

из них: штатные педагогические работники (без совместителей) с указанием доли ставок; 46 1,5 - 12 1,25 - 12 1,0 - 22 60 1,5 - 2 1,25 - 4 1,0 - 34 0,75 - 14 0,5 - 6 75 1,5 - 17 1,25 - 18 1,0 - 28 0,75 - 10 0,5 - 2 74 1,5 - 12 1,25 - 24 1,0 - 32 0,75 - 4 0,5 - 2 110 1,5 - 10 1,25 - 24 1,0 - 66 0,75 - 4 0,5 - 6

административно-управленческий персонал: административно -хозяйственные, научно-педагогические и другие работники, с указанием доли ставок, 8 0,25 - 8 6 0,25 - 6 6 0,25 - 6 4 0,25 - 4

педагогические работники, работающие на условиях штатного совместительства (внешние совместители) с указанием доли ставок; 34 0,5 - 34 64 0,5 - 64 74 0,5 - 74 84 0,5 - 84 60 0,5 - 60

педагогические работники, работающие на условиях почасовой оплаты труда.

2** Образовательный ценз педагогических работников: доктора наук; 4 1,25 - 2 0,5 - 2 8 1,25 - 1 0,5 - 7 17 1,25 - 3 0,5 - 14 17 1,25 - 7 0,5 - 10 17 1,25 - 7 0,5 - 10

кандидаты наук; 40 1,5 - 2 38 1,5 - 2 40 1,5 - 6 90 1,5 - 3 115 1,5 - 5

1,25 - 4 1,25 - 2 1,25 - 8 1,25 - 6 1,25 - 6

1,0 - 14 1,0 - 12 1,0 - 1 1,0 - 32 1,0 - 64

0,5 - 20 0,75 - 2 0,5 - 25 0,75 - 4 0,75 - 4

0,5 - 20 0,5 - 39 0,5 - 32

0,25 - 6 0,25 - 4

лица без ученой - - - 6 6

степени, имеющие

почетные звания;

лица с высшим 36 86 98 57 42

профессиональным 1,5 - 10 1,25 - 1 1,5 - 11 1,5 - 9 1,5 - 5

образованием; 1,25 - 6 1,0 - 22 1,25 - 7 1,25 - 11 1,25 - 11

1,0 - 8 0,75 - 12 1,0 - 27 0,5 - 37 1,0 - 2

0,5 - 12 0,5 - 43 0,75 - 10 0,5 - 24

0,25 - 8 0,5 - 37

0,25 - 6

Среднее профессиональное образование

В т.ч. педагогические 64 71 71 78 78

работники;

из них: 53 53 45 27 27

штатные педагогические

работники (без совместителей);

Административно - 6 12 17 9 9

управленческий персонал: административно - 0,25 - 4 0,5 - 2 1.0 - 2 1,25 - 1 1.0 - 2 0,5 - 6 1 - 2 0,5 - 4 0,5 - 6 0,25 - 3

хозяйственные, научно- 0,5 - 5 0,25 - 9 0,25 - 3

педагогические и другие 0,25 - 4

работники, работающие на

условиях штатного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совместительства

(внутренние совместители)

с указанием долей ставок;

Педагогические работники, 3 4 9 4 4

работающие на условиях 0,25 - 1 1 - 1 1 -1 0,5 - 2 0,5 - 2

штатного совместительства 0,5- 1 1,25 - 1 0,5 - 2 0,25 - 2 0,25 - 2

(внешние совместители) с 1- 1 0,5 - 1 0,25 - 6

указанием долей ставок; 0,25 - 1

Педагогические работники, 2 2 - - -

работающие на условиях

почасовой оплаты труда.

Образовательный ценз - - - 1 1

педагогических работников:

доктора наук;

Кандидаты наук; 5 2 1 6 6

Лица без ученой степени, 6 8 8 8 8

имеющие почетные звания;

Лица с высшим 50 50 50 61 61

профессиональным образованием;

Лица со средним и 21 21 21 17 17

начальным

профессиональным образованием - мастера

производственного обучения;

Лица со средним 12 8 8 8 8

профессиональным образованием;

Лица с начальным - - - - -

профессиональным образованием;

Лица без - - - - -

профессионального образования;

Начальное профессиональное образование

В т.ч. педагогические 34 37 44 45 37

работники;

из них: 17 23 24 20 17

штатные педагогические

работники (без совместителей);

Административно - 7 7 12 14 10

управленческий персонал: административно -хозяйственные, научно- 0,5- 3 0,25- 4 0,5- 3 0,25- 4 1,25- 1 0,5- 2 0,25- 9 1ст.- 1 0,5- 6 0,25- 7 1ст.- 2 0,5- 3 0,25- 5

педагогические и другие работники, работающие на

условиях штатного

совместительства

(внутренние совместители)

с указанием долей ставок;

Педагогические работники, работающие на условиях штатного совместительства 10 1.0 - 2 0,25- 8 7 1.0 - 1 0,25- 6 8 1.0 - 1 0,5- 4 11 1.0 - 1 0,75- 1 9 1.0 - 1 0,5- 2

(внешние совместители) с 0,25- 3 0,5- 4 0,25- 6

указанием долей ставок; 8 0,25- 5

Педагогические работники, 2 1

работающие на условиях

почасовой оплаты труда.

Образовательный ценз педагогических работников:

доктора наук; 1 1

Кандидаты наук; 5 4 4 3 7

Лица без ученой степени,

имеющие почетные звания;

Лица с высшим 34 37 44 45 37

профессиональным образованием;

Численность контингента

обучающихся,

воспитанников,

приведенная к очной форме обучения по каждому уровню образования:

Высшее профессиональное образование 563 803 994 1038 1350

Среднее профессиональное образование 111 140 217 261 270

Начальное 454 431 461 380 380

профессиональное образование

Итого по вузу: 1128 1374 1672 1679 2000

Изменение лимитов штатного расписания подразделения осуществляется в случае изменения объема выполняемой работы на основании представления руководителя подразделения, в случае перераспределения лимитов штатного расписания между подразделениями — на основании представления руководителя более высокого уровня.

Изменение или заполнение штатной единицы осуществляется на основании личного заявления работника и резолюции (представления) руководителя подразделения.

В связи с отсутствием типовых штатов и штатных нормативов Институт самостоятельно определяет штаты учебно-вспомогательного и административно-управленческого аппарата.

Трудовые отношения профессорско-преподавательского состава, административно-хозяйственного персонала основаны на срочно трудовых договорах-контрактах.

Оценка эффективности системы управления персоналом в ГОУ

ВПО ЯГИТИ

Нами было проведено исследование аттестации педагогических работников в ГОУ ВПО ЯГИТИ, в ходе которой были проанализированы и систематизированы основные показатели по аттестации.

Результаты аттестации 2004-2007гг.

12

30

□ Соответствует занимаемой должности

□ Не соответствует занимаемой должности

□ Соответствует занимаемой должности с повторной

аттестацией через год

□ Соответствует

занимаемой должности с увеличением оклада

5

Рисунок 1. Результаты аттестации педагогических работников 2004-2007гг.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

Результаты проведения аттестации 2004-2007гг.

2004

2005

2006

2007

□ Соответствует занимаемой должности

□ Не соответствует занимаемой должности

□ Соответствует занимаемой должности с повторной аттестацией

через год

□ Соответствует

занимаемой должности с увеличением оклада

Рисунок 2. Результаты проведения аттестации 2004-2007 гг.

Как видно из рис. 1 и 2 за три года аттестацию прошли 60 человек, из них 30 сотрудников соответствуют занимаемой должности, 5 - не соответствуют должности, 13 работников соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год и 12 человек соответствует предполагаемой к замещению должности", с рекомендацией об увеличении должностного оклада.

Положение об аттестации работников образования Республики Саха (Якутия) разработано на основе Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.06.93 № 256, и регламентирует порядок проведения аттестации на территории Республики Саха (Якутия).

Целью аттестации является стимулирование целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, уровня оплаты труда путем установления соответствия между качеством работы и уровнем заработной платы; реализация принципов общественно-государственного управления через введение механизмов общественной экспертизы в части оценки качества преподавания, исполнения социального заказ.

Нормативной основой для проведения аттестации являются положение об аттестации работников образования Республики Саха (Якутия), квалификационные характеристики, утвержденные Министерством образования Российской Федерации в установленном порядке, содержащие критерии соответствующих квалификационных категорий и определяющие их количество, Единая тарифная сетка по

оплате труда работников бюджетной сферы и другие нормативные акты, регламентирующие уровень оплаты педагогических и руководящих работников учреждений образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется:

1) обучением в аспирантуре и докторантуре Института;

2) направлением в аспирантуру и докторантуру других вузов, имеющих государственную аккредитацию, научных учреждений или организаций, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования;

3) прохождением стажировки и прикреплением к высшим учебным заведениям соискателей ученых степеней;

4) переводом преподавателей на должности научных работников для подготовки диссертаций;

5) предоставлением творческих отпусков для завершения работы над диссертациями.

Количество лиц, принимаемых в аспирантуру и докторантуру Института для обучения за счет средств бюджета, и правила приема устанавливаются ежегодно соответствующим Уполномоченным органом. Институт вправе осуществлять прием граждан сверх установленных заданий (контрольных цифр) по приему в аспирантуру и докторантуру для подготовки кандидатов наук и докторов наук на основании договоров, заключаемых с юридическими и (или) физическими лицами при условии оплаты ими стоимости обучения

Права, обязанности, социальные гарантии и льготы аспирантам, докторантам и соискателям ученых степеней устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим уставом и иными актами, регламентирующими деятельность Института.

Аспирант (докторант) работает по индивидуальному учебному плану, утвержденному по представлению соответствующей кафедры ученым советом факультета (Института) на весь период пребывания в аспирантуре (докторантуре).

Аспиранты ежегодно отчитываются о выполнении индивидуального учебного плана на заседании кафедры (лаборатории) по представлению научного руководителя и ежегодно аттестуются ученым советом факультета. Аттестация утверждается ректором Института.

Аспиранты, не проявившие способностей к научным исследованиям, не выполняющие в установленные сроки индивидуальный учебный план,

нарушающие правила внутреннего трудового распорядка и проживания в общежитии, отчисляются из аспирантуры приказом ректора.

Лица, обучающиеся в аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца. Аспирантам могут устанавливаться надбавки к стипендиям в пределах средств, имеющихся в Институте.

Докторанты ежегодно отчитываются о выполнении индивидуального плана на заседании ученого совета Института. Аттестация утверждается ректором Института.

Докторантам, обучающимся за счет средств бюджета, выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.

Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к Институту для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук, для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Прикрепление соискателей для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук производится по решению ученого совета Института.

Соискателям ученой степени, успешно сочетающим производственную или педагогическую деятельность с научной работой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставляются творческие отпуска:

1) для завершения работы над кандидатской диссертацией - до 3-х месяцев;

2) для завершения работы над докторской диссертацией - до 6-ти месяцев.

Предоставление отпуска оформляется приказом ректора после положительного решения ученого совета Института. Лица, прошедшие полный курс обучения в аспирантуре и (или) докторантуре, указанными отпусками не пользуются.

Соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, могут быть переведены на должность научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации. За соискателями, переведенными на должность научных работников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежние места работы.

Перевод на должность научного работника оформляется приказом ректора в соответствии с действующим законодательством на основании решения ученого совета Института.

Повышение квалификации научно-педагогических работников Института проводится не реже одного раза в 5 (пять) лет в образовательных учреждениях системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в высших учебных заведениях, в ведущих российских и иностранных научных и производственных организациях путем обучения, прохождения стажировок, подготовки и защиты диссертаций, участия в работе семинаров, а также с использованием других видов и форм повышения квалификации.

Мониторинг деятельности и результативности педагогов, оценка профессиональной компетентности коллективом, формирование Портфолио осуществляются постоянно, результаты накапливаются при достижении показателей, соответствующих следующей квалификационной ступени.

Аттестация вновь назначаемых на должность руководителей образовательных учреждений является обязательной в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона РФ "Об образовании" и статьи 35 Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании".

Аттестацию проходят изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий.

Педагогическим и руководящим работникам учреждений образования, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды оплаты труда по ETC устанавливаются:

- педагогическим работникам — в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стаж работы по специальности);

- руководящим работникам — по начальному разряду в диапазоне разрядов, соответствующем группе по оплате труда руководящих работников, к которой отнесено учреждение образования.

Оценка и самооценка аттестуемого проводится на основании следующих критериев отбора:

в части достижений:

- позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года (для педагогов - группы обучающихся, для руководителей - образовательного учреждения, далее - аналогично);

- позитивные результаты деятельности обучающихся по учебным предметам;

- позитивные результаты деятельности педагога по выполнению функции руководителя;

- использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;

в части непрерывного профессионального образования:

- обобщение и распространение собственного (педагогов образовательного учреждения) педагогического опыта на муниципальном, регионально федеральном уровне;

- участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах;

- повышение квалификации, профессиональная переподготовка (вторая специальность), наличие ученой степени;

в части сформированности профессиональных компетентностей:

- коммуникативная компетентность;

- исследовательская

Мониторинг деятельности и результативности проводится постоянно в рамках контроля, самооценки преподавателей (Портфолио) по накопительной системе. Муниципальная методические службы осуществляют сопровождение.

Работнику, не подтвердившему в ходе аттестации имеющейся у него квалификационной категории решением соответствующей аттестационной комиссии категория понижается или снимается.

При переходе на новое место работы за педагогическими и руководящими работниками сохраняется присвоенная по прежнему месту работы квалификационная категория и устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда до истечения срока ее действия. За педагогическими работниками, прибывшими в РС (Я) из других регионов, сохраняется присвоенная им по прежнему месту работы квалификационная категория и устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда на 1 год.

В процессе управления персоналом главная задача диагностики деятельности педагога состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к осмыслению и решению своих профессиональных проблем.

В сфере развития системы управления персоналом в ГОУ ВПО ЯГИТИ выделены следующие задачи:

1. внедрение в управление Институтом технических систем, реализация новых информационных технологий в управлении персоналом;

2. совершенствование структуры и функциональной направленности системы управления персоналом;

З.улучшение эргономических условий для организации и осуществления профессионально-педагогической деятельности специалистов Института.

При этом предполагается получение следующих ожидаемых результатов: техническая оснащенность управления персоналом; повышение оперативности доступа участников образования к информации; создание локальной компьютерной сети; материально-техническая оснащенность информационной системы Института; готовность педагогических работников к использованию локальной сети; опережающее уведомление педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля; оперативное информирование участников образования о результатах контроля состояния образовательной системы Института; устранение дублирующих звеньев в организационной структуре управления персоналом Института; повышение эффективности профессиональной деятельности; повышение оперативности принятия управленческих решений и уровня исполнительской деятельности; повышение роли профсоюзного комитета Института в организации и осуществлении социальной защиты кадров, организации досуга работников: вовлечение работников Института в культурно-досуговые формы деятельности, рациональное использование свободного времени работников, обеспечение защиты интересов работников Института при определении структуры и содержания их рабочей нагрузки; создание эргономических условий для осуществления профессионально-педагогической деятельности работников Института.

Таким образом, в результате анализа системы управления персоналом в ГОУ ВПО ЯГИТИ можно сделать вывод, что в институте есть все предпосылки для внедрения комплексной автоматизированной системы управления персоналом, позволяющей существенно снизить управленческие затраты Института.

Основные проблемы и задачи, требующие особого внимания при их решении в ГОУ ВПО ЯГИТИ:

1) Отсутствие постановки задачи менеджмента в Институте;

2) Необходимость в частичной или полной реорганизации структуры управления персоналом;

3) Временное увеличение нагрузки на работников во время внедрения системы;

4) Необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, выбор сильного руководителя группы.

Отсутствие постановки задачи менеджмента в ГОУ ВПО ЯГИТИ является наиболее значимым и сложным. На первый взгляд, его тема перекликается с содержанием второго пункта, посвященного реорганизации структуры управления персоналом Института. Однако, на

самом деле, он является более глобальным и включает в себя не только методологии управления, но также философские и психологические аспекты. Дело в том, что большинство руководителей Института управляют своей кафедрой, только исходя из своего опыта, своей интуиции, своего видения и весьма неструктурированных данных о его состоянии и динамике. Как правило, если руководителя попросить описать в каком-либо виде описать структуру деятельности своей кафедры или набор положений, исходя из которых он принимает управленческие решения, дело достаточно быстро заходит в тупик.

Основные выводы:

По итогам исследования, можно сделать вывод, о необходимости изменений в технологии работы с персоналом, и принципов руководства Институтом. Было выявлено, что система управления персоналом в ГОУ ВПО ЯГИТИ требует внедрения современной информационной системы управления персоналом, которая может внести изменения в существующую технологию управления персоналом.

Одними из самых важных для руководителя особенностей информационной системы управления персоналом, являются модули управленческого учета и финансового контроллинга. Теперь каждое функциональное подразделение Института может быть определено как центр финансового учета, с соответствующим уровнем финансовой ответственности его руководителя. Это в свою очередь повышает ответственность каждого из таких руководителей, и предоставляет в руки высших менеджеров эффективный инструментарий для чёткого контроля.

При наличии информационной системы, ректор Института способен получать актуальную и достоверную информацию обо всех срезах деятельности Института, без временных задержек и излишних передаточных звеньев. Кроме того, информация подаётся ректору Института в удобном виде "с листа" при отсутствии человеческих факторов, которые могут предвзято или субъективно трактовать информацию при передаче. Однако справедливо было бы заметить, что некоторые руководители кафедр наверняка не привыкли принимать управленческие решения по информации в чистом виде, если к ней не приложено мнение человека, который ее доставил.

Михайлова А.В., к. э.н.

доцент

ФЭИ СВФУим. М.К.Аммосова АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

Российская отрасль электроэнергетики является одной из самых крупных в мире по установленной мощности и выработке электроэнергии. Спрос на электроэнергию в России растет начиная с 1998 года. В 2010 году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.