Научная статья на тему 'Анализ системы подготовки специалистов и менеджеров ОДО в Италии и Германии'

Анализ системы подготовки специалистов и менеджеров ОДО в Италии и Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ системы подготовки специалистов и менеджеров ОДО в Италии и Германии»

Г. В. Можаева

Анализ системы подготовки специалистов и менеджеров ОДО в Италии и Германии

Развитие системы открытого и дистанционного образования (ОДО) основывается на формировании новой методологии, новых педагогических технологий. Необходимы специалисты, владеющие не только современными знаниями в предметной области, но и педагогическим мастерством, и информационными технологиями - преподаватели, консультанты, тьюторы, программисты и др. Изменение характера образовательной системы неизбежно вызывает и реорганизацию механизма управления. Следовательно, возникает необходимость в особой подготовке менеджеров для развития ОДО.

Образовательный опыт России показывает, что российским педагогам - профессионалам в предметной области - недостаточно знаний в области компьютерных телекоммуникаций; практика тьюторства в российской образовательной среде не развита; подготовка менеджеров образования находится на начальном этапе. Поэтому особо ценным представляется изучение опыта создания и функционирования системы подготовки специалистов и менеджеров ОДО в европейских странах.

Объектом анализа в данной статье стал ряд университетов, образовательных компаний, фирм и консорциумов, занимающихся образовательными услугами в области ОДО в Италии и Германии, где проходила стажировка российских менеджеров ОДО, организованная в рамках проекта DELPHI 4 программы Tacis.

Анализ информации, полученной в указанных центрах, показал, что существующая в России проблема слабой компьютерной подготовки вузовских преподавателей, отсутствие у педагогов знаний в области информационных технологий не является проблемой для европейских стран. Большинство преподавателей там имеют достаточно высокую подготовку в области компьютерных телекоммуникаций. Поэтому главной задачей становится вовлечение преподавателей в новую методологию, которая основана на изменении характера взаимоотношений между преподавателями и студентами.

Как решается эта и другие проблемы, связанные с подготовкой специалистов ОДО, в Италии и Германии? Прежде всего, на уровне министерства. Так, например, одним из главных направлений деятельности Министерства образования Италии является не только организация учебных программ, но и обеспечение условий работы преподавателя. В университетах создаются межкафедральные центры, где проводятся тренинги для работы в Интернет. Результаты этой деятельности очевидны: около 25-30 процентов итальянских преподавателей готовы активно использовать информационные технологии, около 50 процентов интересуются ими и лишь 8 процентов педагогов являются противниками информатизации образования.

Важную роль в подготовке специалистов ОДО в Италии призвана сыграть деятельность созданной в 1995 г. специальной комиссии, которую координирует Scienter. Задачи этой комиссии связаны с выработкой критериев и оценкой качества материалов ОДО. Результатом этой деятельности является ежегодно выпускаемый каталог сертифицированных продуктов, который распространяется по учебным центрам. Это позволило разработать инструкции по оценке качества материалов ОДО и их совершенствованию. Эта деятельность, безусловно, является важным фактором подготовки преподавателей, работающих в системе ОДО, к созданию собственных качественных учебных курсов. Наличие подобных инструкций и необходимость сертификации являются важным стимулом для совершенствования преподавателя в области методологии и дидактики ОДО.

Наиболее последовательно и продуманно проблема подготовки специалистов и менеджеров ОДО решается в образовательном консорциуме Nettuno, который был создан в 1992 г. в Риме и на

сегодняшний день объединяет более сорока университетов Италии и Албании. В деятельности консорциума четко проявляется специфика итальянской модели ДО - создание виртуального университета на базе традиционного. Этим объясняется и специфика подготовки кадров, участвующих в учебном процессе.

Проблему преподавательских кадров Nettuno решает прежде всего путем привлечения профессоров (преподавателей) традиционных университетов, которые вовлекаются в новую для них методологию ОДО. При этом происходит трансформация функций университетских преподавателей. По существу, теперь преподаватель решает двойную задачу:

• осуществляет обучение с помощью телевизионных программ,

• предоставляет учащимся поддержку в изучении учебного курса с помощью информационных технологий и телекоммуникаций.

Для решения новых задач преподаватели должны научиться не только создавать новые версии учебников, проектировать и производить мультимедиа продукты, создавать виртуальные лаборатории, дидактические web-сайты в Интернет, но и обучать посредством on-line и off-line технологий, управлять студентами в учебном процессе, используя нетрадиционные средства и методы.

С целью решения этих задач преподаватели в Nettuno прежде всего знакомятся с методикой ОДО, изучают опыт создания учебно-методических материалов, а затем приступают к разработке собственных курсов, в основном телевизионных. В Nettuno имеется специально оборудованная лаборатория, где осуществляется запись и монтаж видеолекций и созданы комфортные условия для работы преподавателя и проведения видеозаписей. Таким образом, снимаются некоторые психологические проблемы, возникающие у преподавателя, который оказывается один на один перед видеокамерой.

Подготовка дидактических web-сайтов по курсу также требует специальной подготовки преподавателя, овладения навыками работы в сети Интернет, организации теле- и видеоконференций, свободного пользования электронной почтой. Профессора должны понять особенности опосредованного через компьютер (или теле-, видеоаппаратуру) общения, усвоить новые способы трансляции знаний. Ведь во время видеолекции преподаватель, помимо того, что он передает содержание предмета, одновременно должен обучить студента методам практической деятельности, критическому отношению к учебному материалу. Подготовку преподавателей облегчает то, что, с точки зрения дидактики, обучение в Nettuno является "смешанным": наряду с дистанционными технологиями примерно половину учебного времени составляет традиционный учебный процесс - "лицом к лицу".

Важным звеном учебного процесса в ОДО являются тьюторы. Они не только координируют учебный процесс, осуществляют промежуточный контроль, но и помогают студентам простроить индивидуальные образовательные траектории. В роли тьютора обычно выступают молодые исследователи, ассистенты профессора (автора курса), прошедшие краткосрочную специальную подготовку. Профессор сам определяет тьюторов в каждом информационном центре. Если между университетами-членами консорциума достигается соответствующая договоренность, то роль тьютора может быть доверена преподавателю местного университета в регионе, где создается информационный центр. Иногда в этом случае требуется дополнительная подготовка тьютора или проверка его теоретических и рпактических знаний по курсу.

В Nettuno прошли дополнительную подготовку и стали "видеопрофессорами", профессорами-экзаменаторами и тьюторами около 2000 преподавателей традиционных университетов.

Специальной подготовкой менеджеров ОДО концерн Nettuno не занимается, так как для этой деятельности привлекаются профессионалы - выпускники итальянских вузов по специальности "менеджмент". Однако конкретный опыт организации образовательной деятельности в концерне может служить примером управления учебным процессом. Позитивен опыт организации

открытого доступа к учебным программам по телевидению, что позволяет консорциуму расширить круг своих потенциальных потребителей.

Наиболее четко подготовка преподавателей ОДО организована в итальянской ассоциации Sinform, которая была создана в 1991 г. Sinform объединяет около 70 процентов частных учебных центров и производит продукты учебного назначения, которые могут быть использованы в самообразовании по дистанционной модели. Среди прочих, Sinform имеет несколько курсов, направленных на профессиональную подготовку преподавателей: "Мультимедиа обучение через Интернет и видеоконференции", "Роль тренера: самооценка", "Качество в обучении" и др.

В Sinform осуществляется специальная подготовка преподавателей для различных образовательных ассоциаций по курсу "Подготовка тренеров" ("Trainers(training"). Целью этой подготовки является развитие в фирмах, институтах и учебных организациях навыков и умений, необходимых в сегодняшнем информационном обществе, создание в образовательной системе возможностей, отвечающих потребностям предприятий. Содержание подготовки по данному курсу предполагает изучение новых информационных технологий и возможностей их применения. Результатом подобного обучения тренеров является выполнение итоговой творческой работы: проектирование, производство и апробация мультимедийных обучающих программ на CD-rom.

Другой важный проект Sinform - "Европейский тьютор" ("Активное обучение для проектирования образовательных инструментов для европейских тьюторов, вовлеченных в международную образовательную деятельность"). Здесь осуществляется анализ роли европейского тьютора, определяется его компетенция, производится серия материалов для самообразования тьютора и для его образовательной деятельности.

Роль тьюторов в Sinform достаточно широка: тьюторы являются не только координаторами учебного процесса, но и специалистами (экспертами) по содержанию курса. В случае возникновения проблем тьютор может обратиться за помощью к ведущему преподавателю курса. Главная же задача тьютора - помочь учащимся организовать себя, сориентировать в учебном материале, построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента.

Любопытны психологические наблюдения сотрудников Sinform: с ролью тьютора лучше всего справляются молодые женщины. Люди же старше 50 лет с трудом адаптируются к ситуации .

Будущие тьюторы и преподаватели в Sinform получают прежде всего методологические основы, ориентирующие на использование новых технологий в образовании. Специальная подготовка менеджеров ОДО в Sinform осуществляется только в том случае, если речь идет о создании нового ресурсного центра в регионе. Sinform передает ресурсному центру свое "ноу-хау" в области управления учебным процессом.

В Баварском университете (Erlangen) в дистанционное обучение вовлечены профессора традиционного университета, которые участвуют в создании виртуального университета "Virtus". Координирует эту деятельность институт психологии FIM, который был основан в 1970 г., а с 1976 г. занимается проблемами мультимедийного образования и квалификационных систем. Специальная подготовка преподавателей для ОДО до недавнего времени здесь не велась, что порождало большую проблему, связанную с отсутствием нового поколения преподавателей ОДО после ухода нынешних профессоров на пенсию . В 2000 г. в FIM разработан проект "Training for tutors", с помощью которого ведется подготовка тьюторов, работающих в системе ОДО. Данный пример еще раз подтверждает необходимость дополнительной подготовки специалистов для системы ОДО.

Особенно важно решение этой проблемы в сфере дополнительного образования, где развитие ОДО происходит более быстрыми темпами. Большинство преподавателей здесь - эксперты из промышленности, сотрудники конкретных предприятий, приглашаемые, как правило, для реализации отдельных курсов.

Привлечение в качестве педагогов практиков потребовало, как показывает опыт итальянского региона Emilia Romania, их дополнительной методической и технологической подготовки, без которой затруднено создание учебных курсов для ОДО.

При этом особое внимание уделяется дидактическому наполнению курсов. Контроль за такой подготовкой осуществляет специалист, наделенный особыми функциями; он же оказывает методическую помощь преподавателям.

Специальная подготовка тьюторов осуществляется в основном только тогда, когда в данном качестве выступает человек, не связанный с педагогической деятельностью, а получивший эту специальность в результате переподготовки или дополнительного образования. В регионе Emilia Romania тьюторами в большинстве случаев становятся эксперты с предприятий, которые получают дополнительные знания в сфере педагогики и технологий ДО. С целью подготовки тьюторов проводятся курсы, при этом в заявке на переподготовку указываются специальные требования, необходимые для последующей педагогической деятельности. В качестве экспертов для подготовки тьюторов приглашаются преподаватели университетов. Подобная подготовка в регионе Emilia Romania началась еще в 1987 г., поэтому сейчас практически нет необходимости в подготовке новых тьюторов.

В сфере дополнительного образования технологии ОДО использует и компания Audi*** . Здесь создана продуманная система подготовки специалистов, включающая:

• обучение тренеров, которое осуществляется в специальных центрах подготовки, создаваемых в различных странах (в том числе и в России),

• подготовку менеджеров, которая осуществляется непосредственно в Германии.

Подводя итоги, отметим, что германские университеты и компании, занимающиеся образовательными услугами, имеют опыт подготовки специалистов и менеджеров ОДО, главным образом, в сфере дополнительного образования. В Италии же сложилась более продуманная и четкая система подготовки специалистов ОДО, где основное внимание уделяется вовлечению преподавателей в новую методологию открытого образования.

Что касается подготовки менеджеров ОДО, то необходимость в ней европейских образовательных учреждений незначительна. Это связано с хорошо организованной общей подготовкой специалистов-менеджеров в университетах Италии и Германии. Исключение составляет, пожалуй, лишь Банковская школа в Риме, которая является центром подготовки банковских работников. Стремление увеличить объем ОДО по сравнению с традиционным обучением диктует необходимость в специалистах, способных организовать открытое образовательное пространство, найти обучаемых и предложить им собственные услуги.

Анализ системы подготовки специалистов ОДО в Италии и Германии показывает, что данный опыт может быть использован и в России при осуществлении менеджмента ОДО.

• Целесообразно организовать в России под патронажем Министерства образования систему подготовки специалистов - преподавателей, тьюторов (методистов) и менеджеров, ориентированных на работу в ОДО. Для этого может быть привлечен опыт Sinform, где наиболее продумана система подготовки преподавателей и тьюторов ОДО, использованы некоторые европейские учебные курсы.

• Разумно создать в вузах региональные информационные центры, на базе которых должна проводиться подготовка и сертификация специалистов ОДО.

• Следует корректно определить функции преподавателя, консультанта, тьютора и других вовлеченных в учебный процесс ОДО специалистов.

• Полезно разработать (или адаптировать к российской системе образования имеющиеся в Scienter) инструкции, определяющие методологические, содержательные и технологические критерии создания курсов ОДО. Наличие

подобных инструкций является важным стимулом для совершенствования преподавателя в области методологии и дидактики ОДО.

• Для объединения усилий специалистов ОДО важно создание консорциумов (ассоциаций) образовательных учреждений с предприятиями связи, телекоммуникаций, издательскими фирмами и т.д., в рамках которых может быть организован обмен опытом специалистов, работающих в системе ОДО.

Примечания

* Данное наблюдение подтверждается и опытом образовательного консорциума Profingest, который был создан в Италии в 1985 г. с целью связать университетское образование с развитием промышленности. Здесь впервые в Италии начали выдавать диплом мастера (в промышленной сфере), полученный на основе дистанционных технологий. В Profingest, как и в Sinform, считается, что идеальным тьютором становится молодой человек в том же возрасте, что и обучаемый. По мнению руководителей консорциума, установление дружеских доверительных отношений между учащимися и тьютором способствует активизации учебного процесса. Ш)

** Аналогичная ситуация складывается и в Кельнском университете. ©

*** Аналогичный опыт в сфере дополнительного образования имеет и компания Prokoda, созданная в 1982 г. Компания ориентирована на европейский рынок и имеет богатый опыт в области обучения менеджменту. Здесь реализуется план персонального развития персонала, осуществляется: on-line обучение менеджменту; подготовка, поддержка и сертификация менеджеров; обучение менеджеров методам и средствам коммуникации, языкам, 'ffi

© Г. В. Можаева, 2000

Можаева Г. В. Анализ системы подготовки специалистов и менеджеров ОДО в Италии и Германии / Г. В. Можаева // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 1(12). С.33-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.