Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КИТАЕ'

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (МСП) / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / КРИТЕРИИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / TAXATION SYSTEM FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN RUSSIA / TAX RATES / TAX TERMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сунцзяоян У, Сяотун Синь, Хун Чан

В статье рассматриваются критерии отнесения предприятий к числу малых и средних, используемые в Китае и России. На основе исследования системы налогообложения малых и средних предприятий проведен сравнительный анализ системы налогообложения малых и средних предприятий в Китае и России, а также определены преимущества и недостатки различных налоговых систем.Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Глубоковой Н. Ю., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CHINESE SYSTEM OF TAXATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

The article discribes the criteria for classifying enterprises as small and medium-sized, used in China and Russia. Small businesses are VAT payers, and in China they stand out as a separate category of small taxpayers subject to a number of conditions. The experience of taxation of small businesses in China, of course, is of particular interest to Russia.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КИТАЕ»

УДК: 336.226

У Сунцзяоян, Синь Сяотун, Чан хун

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КИТАЕ

Бакалавриат, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Российская Федерация, г. Москва, 117997, Стремянный пер., 36 E-mail: xin7xiaol0@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются критерии отнесения предприятий к числу малых и средних, используемые в Китае и России. На основе исследования системы налогообложения малых и средних предприятий проведен сравнительный анализ системы налогообложения малых и средних предприятий в Китае и России, а также определены преимущества и недостатки различных налоговых систем.

Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Глубоковой Н. Ю., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Ключевые слова: малые и средние предприятия (МСП), система налогообложения, критерии малых и средних предприятий, налоговые ставки, сроки уплаты налога, освобождение от уплаты налога.

1. Введение

Малые и средние предприятия (МСП) являются неотъемлемой частью развития национальной экономики и фундаментальной силой, способствующей развитию не только национальной экономики, но и социальной стабильности. Малые предприятия являются плательщиками НДС, причем в Китае они выделяются в отдельную категорию малых налогоплательщиков при соблюдении ряда условий [1, 2]. В 2019 году в КНР произошло снижение ставки по НДС на один процентный пункт, в то время как в России ставка по НДС возросла на два процентных пункта и была установлена на уровне 20%. Кроме того, был расширен круг компаний, освобождаемых от НДС. Опыт налогообложения субъектов малого бизнеса КНР, безусловно, представляет интерес для России [3, 4].

2. Методика

В работе использовался метод сравнительного анализа критериев малого и среднего предпринимательства, установленных в КНР и России, а также основных налогов: НДС и корпоративного налога (налога на прибыль корпораций).

3. Основная часть

В КНР предусмотрено стимулирование развития малого и среднего бизнеса, обеспечивающего до 40% доходов бюджета. В этой связи поддержка МСП является вынужденной мерой. Основным косвенным налогом в КНР является НДС, а прямым налогом - налог на прибыль корпораций.

В рамках налогового законодательства Китая выделяются две группы налогоплательщиков НДС - это обычные налогоплательщики и малые налогоплательщики. Нормативными документами, применявшимися до 2012 года, были уста-

новлены следующие критерии малых налогоплательщиков:

- для предприятий, занятых производством товаров или оказывающих налогооблагаемые услуги, годовой объем продаж, облагаемых НДС, должен был составлять менее 500 000 юаней [5];

- для предприятий, занимающихся оптовой или розничной торговлей, годовая налогооблагаемая выручка должна была составлять менее 800 000 юаней [6].

Физические лица облагались налогом так же, как малые и средние предприятия. В ходе реформирования налогообложения после 2012 года практически все услуги стали облагаться НДС, также был расширен круг малых налогоплательщиков.

Промышленные и торговые предприятия с годовым объемом продаж менее 5 миллионов могут пользоваться льготной налоговой ставкой по НДС [7, 8].

Критериями отнесения субъектов к категории малого бизнеса в России являются:

1. средняя численность работников:

• за предшествующий календарный год должна составлять:

• от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;

• до 100 человек включительно - для малых предприятий;

• до 15 человек - для микропредприятий.

2. размеры выручки без НДС или балансовая стоимость активов за предыдущий год должна превышать показатели, установленные Постановлением Правительства РФ, и должна составлять:

- микропредприятия - 120 млн.рублей;

- малые предприятия - 800 млн. рублей;

- средние предприятия - 2 млрд. рублей.

3. структура капитала:

• суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, партий, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%;

• доля иных юридических лиц, не относящихся к среднему и малому бизнесу либо иностранных юридических лиц - не должна превышать 49%.

С 1 июля 2014 года ставка налога на добавленную стоимость для малых налогоплательщиков в КНР была снижена до 3%.

Так, ставки по основным налогам, которые малые и средние предприятия КНР должны уплачивать каждый месяц [9], следующие:

1. НДС - в размере 3% от выручки от реализации.

2. Налог на поддержание городского строительства:

- если налогоплательщик находится в городе, то налоговая ставка составляет 7%;

- если налогоплательщик находится в уездном городе, селе - ставка налога составляет 5%.

- если налогоплательщик не находится в городе, уездном городе и селе, то ставка составляет 1%.

3. Оплата за обучение - в размере 3% от суммы налога на добавленную стоимость [10].

4. Местная оплата за обучение - в размере 2% от суммы налога на добавленную стоимость.

5. Гербовый налог - в размере 0.003% от суммы договора купли-продажи.

6. Ставка земельного налога рассчитывается, исходя из фактической площади земли [11].

7. Налог на недвижимость - в размере 70% * 1,2% от первоначальной стоимости имущества.

8. Налог на прибыль (авансовые платежи) [12]. Если прибыль предприятия менее 30 000 юаней, ставка налогов составляет 18%; с 30 000 до 100 000 юаней - ставка налогов составляет 27%; если более 100 000 юаней, то ставка налогов составляет 25%. Для малых и малых предприятий корпоративный подоходный налог взимался по сниженной ставке 20%. На период с 2017 по 2019 г. для МСП ставка снижена до 10%, при условии, если их годовая налогооблагаемая прибыль не превысит 500 000 юаней. Высокотехнологичные предприятия облагаются налогом на прибыль в размере 15%.

Для МСП установлены следующие сроки уплаты налогов:

1. Налог на добавленную стоимость, налог на городское строительство, доплата за образование

и подоходный налог с физических лиц уплачивается в течение 10 дней месяца, следующего за истекшим месяцем;

2. Авансовые платежи по налогу на прибыль предприятий уплачиваются в течение 15 дней после окончания каждого месяца(квартала), а платеж по итогам года уплачивается в течение 5 месяцев после подачи налоговой декларации.

3. Налог на имущество, городской налог на землепользование, транспортный налог и налог с судов и т.д. уплачиваются в соответствии с временным пределом, установленным местными налоговыми органами.

Конкретный период уплаты налога для налогоплательщиков определяется налоговым органом в соответствии с налогооблагаемой суммой [13, 14], и если налогоплательщик не может облагаться налогом в установленный срок, предусмотрено налогообложение на индивидуальной основе.

При определении суммы налога к уплате используется следующая формула:

Налог к уплате = объем продажи * ставка налога

При расчете налогооблагаемой суммы продажи она должна быть преобразована в продажи без налога.

В КНР предусмотрена следующая политика малых налоговых льгот.

В 2019 году налогоплательщики малого бизнеса не облагаются НДС, если общая ежемесячная сумма продаж не превышает 100 000 юаней (один налоговый период на один квартал, а квартальная сумма продаж не превышает 300 000 юаней) налог [15].

На период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года для малых и микропредприятий предусмотрено освобождение от НДС, если ежемесячный объем продаж составляет от 20 000 до 30 000 юаней [16,17].

С 1 декабря 2018 года по 31 декабря 2019 года от НДС освобождается процентный доход финансовых учреждений по кредитам, предоставляемым фермерам, малым предприятиям, микропредприятиям и отдельным промышленным и коммерческим домохозяйствам.

С 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года кредитный договор, подписанный между финансовыми учреждениями и малыми предприятиями и микропредприятиями, освобождается от гербового сбора. Однако количество предоставляемых налоговых льгот МСП ограничено величиной продаж.

По данным Национального бюро статистики КНР, к концу 2018 года в государстве насчитывалось 369 000 малых и средних предприятий. По

сравнению с 2017 г., их количество сократились на 6 494 единицы. Впервые с 2011 года было отмечено уменьшение их количества, что составило 97,6% от общего числа промышленных предприятий. Сре-

ди них 50 ООО средних предприятий, что составляет 13,5% от числа малых и средних предприятий, и 319 ООО малых предприятий, на которые приходится 86,5%.

Таблица 1. Количество и оборот КНР и России в 2016-2018 гг. [18]

Китай Россия

Количество предприятий Тыс. Оборот предприятий миллиард Количество предприятий Тыс. Оборот предприятий МЛН

2016г. 370 48 900 2 770 38 877

2017г. 376 53 400 2 754 48 459

2018г. 369 57 900 2 659 53 314

Количество МСП в 2011-2018 г.

Количество МСП тыс.

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Рисунок 1. Количество МСП в КНР в 2011-2018 гг. [18]

Доход МСП в 2013-2018 г.

2018 2017 2016 2015 2014 2013

57Л

53,41

46.1В

10

20 30 40 11 Доход МСП трлн.

44,51

50

60

70

Рисунок 2. Доход МСП в 2013-2018 гг. в КНР. [18]

В 2018 году малые и средние предприятия Китая получили основной доход в размере 57,9 трлн юаней, что составляет 56,7% совокупного дохода, увеличившегося, таким образом, на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Темпы роста дохода снизились на 0,9 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом; что ниже, чем темпы роста крупных промышленных предприятий на 0,3%.

Средние предприятия получили доход от основной деятельности в размере 23,3 трлн юаней, увеличившись на 8,7% за год, основной доход малых предприятий составил 34,7 трлн юаней, увеличившись на 8,1%.

Наблюдается положительная динамика доходов МСП, представленная на рис. 2.

Для улучшения развития малых и средних предприятий, необходимо своевременно выявлять и реа-

гировать на возникающие проблемы, способствовать устранению существующих трудностей, активно прислушиваться к мнениям и предложениям предпринимателей для повышения эффективности проводимой политики поддержки МСП. Банковским и финансовым учреждениям следует содействовать расширению предоставления кредитов малым и микропредприятиям, оптимизировать и модернизировать национальную платформу интернет-публикации информации о политике МСП, совершенствовать сеть платформ для государственных услуг МСП и оказывать под держку качественному развитию МСП.

4. Заключение

Бремя налогов и сборов является существенным препятствием на пути развития МСП. В по-

следние годы государство постоянно увеличивало налоговые льготы для малых и микропредприятий, однако это не приводило к существенным изменениям. Согласно анкетному опросу, 41,2% МСП отражают тяжелое бремя налогов и сборов, и эта доля на 6,2 процентных пункта выше, чем в предыдущем году. Бремя налогов и сборов является вторым по величине препятствием на пути развития МСП. Более половины предприятий, участвующих в опросе (67,4%) полагают, что политика правительства в области поддержки МСП - это освобождение МСП от налогов. Полагаем, что опыт налогообложения МСП Китая будет весьма полезен российским субъектам малого бизнеса.

Список использованных источников

1. Мельничук М. В., Караев А. К. Пути решения проблем регулирования развития малого и среднего бизнеса в российских регионах (зарубежный опыт) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2017. № 4. С. 31-34.

2. Мастеров А. И. Факторы формирования неформальной занятости в России и меры налоговой политики, направленные на их нейтрализацию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. № 3. С. 490-508.

3. Ахмадеев Р. Г., Быканова О. А. Налоговый маневр по НДС и страховым взносам: фискальная нейтральность // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 47-50.

4. Поздняев А. С. Управленческий учет как бизнес-процесс управления налоговой нагрузкой хозяйствующего субъекта // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 6. С. 76-80.

5. Морозова Т. В., Ахмадеев Р. Г., Протасов М. В. Особенности оценки биологических активов в сельскохозяйственных организациях // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 2. № 12. С. 82—87.

6. Какаулина М. О. Налоговая нагрузка и экономический рост в регионах Дальнего Востока // Пространственная экономика. 2013. № 2. С. 49-64.

7. Косов М. Е., Иванова Я. Я. Особенности формирования федерального бюджета в современных экономических условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85). С. 32-38.

8. Громов В. В., Глубокова Н. Ю. Развитие систем налогообложения малого предпринимательства на этапе инновационного преобразования экономики Российской Федерации — Монограф. Издательство: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Москва, 2013. С. 183.

9. Иванова Я. Я. Оптимизация налогообложения добычи полезных ископаемых // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2014. № 4 (84). С. 5-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Морозова Т. В. Концепции поддержки капитала // В сборнике: Бухгалтерский учет и аудит сборник научных трудов. Российская экономическая акад. им. Г. В. Плеханова. М., 2007. С. 398—411.

11. Зверева А. О., Голубцова Е. В., Ильяшенко С. Б. Некоторые аспекты применения контрольно-кассовой техники в розничной торговле, связанные с изменением законодательства // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 24. С. 4301-4308.

12. Гордиенко М. С., Глубокова Н. Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 65-73.

13. Пономарёва Н. В., Голубцова Е. В., Новикова Е. С. Налоговая политика российского государства в условиях реализации экономики замкнутого цикла // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2017. Т. 16. № 4. С. 66-75.

14. Ахмадеев Р. Г. Налогообложение самозанятых: новации фискального законодательства с 2019 г. //Аудит. 2019. № 4. С. 27-32.

15. Глубокова Н. Ю., Громов В. В. Специальные налоговые режимы: зарубежный опыт и оценка его применения в России // Налоговая политика и практика. 2011. № 9-1 (105). С. 45-49.

16. Турищева Т. Б. Роль и место внутреннего контроля в системе управления автономных учреждений // Аудитор. 2018. Т. 4. №2. С. 11-15.

17. Лузгина А. С., Пономарева Д. А., Турищева Т. Б. Влияние международных стандартов финансовой отчетности на составление отчета о финансовых результатах в России // Научный альманах Ассоциации France-Kazakhstan. 2019. № 2. С. 83-87.

18. Лэй Бусы. Анализ количества и деятельности МСП в Китае в 2018 году, сосуществующие возможности и проблемы для МСП [Электронный ресурс] / Лэй Бусы // Китайская сеть экономической разведки - 14.07.2019 - Режим доступа: https://www.huaon.com/story/446507 (Дата обращения: 04.11.2019).

Wu Songjiaoyang, Xin Xiaotong, Chang Hong

ANALYSIS OF THE CHINESE SYSTEM OF TAXATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

Department of Accounting and taxation Plekhanov Russian University of Economics Russia, Moscow, 117997, Stremyannyper. 36 E-mail: xin7xiaol0@gmail.com

Summary. The article discribes the criteria for classifying enterprises as small and medium-sized, used in China and Russia. Small businesses are VAT payers, and in China they stand out as a separate category of small taxpayers subject to a number of conditions. The experience of taxation of small businesses in China, of course, is of particular interest to Russia.

Keywords: small and medium enterprises, taxation system for small and medium enterprises, small and medium enterprises in Russia, tax rates, tax terms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.