Научная статья на тему 'Анализ использования специальных налоговых режимов в Ярославской области'

Анализ использования специальных налоговых режимов в Ярославской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / предпринимательство / специальные налоговые режимы / темп прироста / развитие / small and medium enterprises / enterprise / special tax regimes / growth rate / development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. А. Казалова, Н. Ю. Глубокова

Малый и средний бизнес играет важную роль в сфере экономики. Данный сектор может способствовать развитию экономики, посредством создания новых рабочих мест, специализации в различных отраслях экономики, использовании локальных источников ресурсов. При этом на сегодняшний момент, малый и средний бизнес занимает малую долю рынка. В статье автором проанализировано состояние налогообложения малого и среднего предпринимательства Ярославской области. В частности, проанализированы основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, такие как численность налогоплательщиков, обороты предприятий за 2016-2018 гг., а также проведен анализ налоговых поступлений и задолженности в бюджет по Ярославской области. Цель исследования заключается в анализе основных показателей субъектов малого бизнеса и их налогообложения в одном из регионов России – Ярославской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE USE OF SPECIAL TAX REGIMES IN THE YAROSLAVL REGION

Small and Medium Business play an important role in economics. This sector can contribute to the development of the economy through the creation of new jobs, specialization in various sectors of the economy, and the use of local sources of resources. However, now small and medium-sized businesses possess a small market share. In the article, the author analyzed the state of taxation of small and medium enterprises in the Yaroslavl region. In particular, the main performance indicators of small and medium-sized enterprises, such as the number of taxpayers, the turnover of enterprises for 2016-2018, were analyzed, as well as an analysis of tax revenues and debt to the budget in the Yaroslavl region. The purpose of the study is to analyze the main indicators of small businesses and their taxation in one of the regions of Russia – Yaroslavl region.

Текст научной работы на тему «Анализ использования специальных налоговых режимов в Ярославской области»

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

М.А. Казалова, магистрант

Н.Ю. Глубокова, канд. экон. наук, доцент

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)

DO1: 10.24411/2411-0450-2019-11332

Аннотация. Малый и средний бизнес играет важную роль в сфере экономики. Данный сектор может способствовать развитию экономики, посредством создания новых рабочих мест, специализации в различных отраслях экономики, использовании локальных источников ресурсов. При этом на сегодняшний момент, малый и средний бизнес занимает малую долю рынка. В статье автором проанализировано состояние налогообложения малого и среднего предпринимательства Ярославской области. В частности, проанализированы основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, такие как численность налогоплательщиков, обороты предприятий за 2016-2018 гг., а также проведен анализ налоговых поступлений и задолженности в бюджет по Ярославской области. Цель исследования заключается в анализе основных показателей субъектов малого бизнеса и их налогообложения в одном из регионов России -Ярославской области.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; предпринимательство; специальные налоговые режимы; темп прироста, развитие.

Развитие малого и среднего бизнеса выгодно для государственной экономики, так как с его помощью производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения, легко меняется сфера деятельности и возможность удовлетворить разнообразные потребности населения страны [1, 2]. А также малое и среднее предпринимательство является субъектом налогообложения, соответственно, налоги и сборы увеличивают возможности бюджета государства: чем выше доход налогоплательщиков, формирующий налоговую базу, - тем больше средств поступает в местный и федеральный бюджеты.

Методика исследования. Предприятия малого и среднего бизнеса являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции. В этой связи в работе активно использовались методы статистического анализа динамики, структуры и сопоставления экономических показателей [3]. Применялся табличный и графический методы.

Результаты исследования. Динамичное развитие малых и средних предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перераспределению высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий и секторов в сектор малых и средних предприятий, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест и повышению социально-экономической стабильности в обществе [4, 5]. Ярославская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа, объединяющий 17 муниципальных районов и 3 городских округа. Ярославская область является одним из самых популярных туристических регионов России, через нее проходят маршруты Золотого Кольца.

Ярославская область входит в число наиболее развитых в промышленном отношении регионов страны. Около 300 ярославских предприятий имеют федеральное значение и являются лидерами в своих от-

раслях. Ведущими отраслями промышленности Ярославской области являются: машиностроение и металлообработка, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность [6].

Нами были проанализированы основные показатели, характеризующие дея-

тельность малых и средних предприятий за период 2016-2018 гг., которые представлены в таблице 1. В таблице 1 представлен анализ показателей деятельности субъектов малого бизнеса в Ярославской области.

Таблица 1. Динамика численности налогоплательщиков, работников и оборота субъектов малого и среднего бизнеса в Ярославской области за 2016-2018 гг._

Год Показатели

Численность налогоплательщиков Средняя численность работников, тыс. чел. Оборот предприятий, млрд. руб. Выручка ИП, млрд. руб.

Организации, ед. ИП, чел. Всего Организации, ед. ИП, чел. Всего

2016 29 310 25 798 55 108 132,7 25,3 158,01 390,4 110,6

2017 29 124 26 560 55 684 137,7 24,3 162,01 370,6 99,6

2018 28 168 26 359 54 527 136,1 23,6 159,7 422,3 114,2

Анализ динамики численности налогоплательщиков показал, что в 2017 г. по сравнению с 2016 г. произошел рост их числа на 576 ед., что соответствует темпу прироста в 1%, а в 2018 году их численность снизилась на 2 581 единицу, что соответствует снижению в 5%, а по отношению к предыдущему году снижение составило 6% [11]. Это связано с тем, что среди факторов, влияющих на снижение числа малых и средних компаний, можно отметить рост налоговой нагрузки, падение реальных доходов населения, экспансию

крупных сетевых компаний в регионах [7, 8].

В 2018 году по сравнению с 2017 г. число субъектов малого предпринимательства сократилось в целом на 1157 (2,08%). Число организаций, занятых в малом предпринимательстве, снизилось в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 956 ед. (3,3%), а число ИП незначительно снизилось на 201 чел. (0,75%). Доля участников субъектов малого и среднего предпринимательства в Ярославской области за 2016-2018 года представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура малого и среднего предпринимательства в Ярославской области за 2016-2018 гг.

Год Численность налогоплательщиков

Организации ИП Всего

Микро Малые Средние

2016 26 782 2 376 152 25 798 55 108

2017 26 568 2 385 171 26 560 55 684

2018 25 801 2 203 164 26 359 54 527

Следует отметить, что структура малого и среднего предпринимательства за рассматриваемый период почти не изменилась [10]. Так в 2016 г. удельный вес организаций в общей численности налогоплательщиков из числа малого и среднего бизнеса составлял 53,1%, а на долю ИП приходилось 46,8%, а в 2018 г. на долю ИП приходилось 48,4%, а на долю организаций - 51,7%.

Структура организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу за этот период относительно стабильна: 91% составляют микропредприятия, 8% малые предприятия и 1% средние предприятия.

На основе данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизилось число занятых в малом и среднем предпринимательстве на 1,5% по всем субъектам [9, 12]. Несмотря на общее снижение числа субъектов мало-

го и среднего предпринимательства, показатель выручки от продажи товаров, работ и услуг за 2018 год составил 429 303,3 млн. руб. и за анализируемый период увеличился на 14%, что связано с ростом цен, а в 2017 г. по сравнению с 2016 г. наблюдалось снижение объема выручки 20,2 млрд. (5%) [13, 14].

Большая часть объема выручки формируется за счет деятельности организаций (78,71% в 2018 г.), тогда как на долю ИП приходится чуть больше четверти всего объема (21,29% в 2018 г.) [15, 16].

Таким образом, на основе проведенного анализа динамики и структуры основных

показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в Ярославской области можно сделать следующие выводы:

1. Число субъектов малого предпринимательства, как и численность занятых на этих субъектах, за период 2016-2018 гг. сократилась, что может быть связано с экономическим кризисом.

2. Выручка в 2018 году выросла, что может быть связано с ростом потребительских цен.

В таблице 3 представлены данные по поступлению налоговых платежей в консолидированный бюджет России по Ярославской области за 2016-2018 годы.

Таблица 3. Поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет России по Ярославской области за 2016-2018 гг., руб._

Показатель Год

201б 2017 2018

Сумма начисленных налогов 200 б52 421 1б5 б45 215 173 947 225

Сумма уплаченных налогов - всего, в т. ч. 201 523 б54 1б1 542 152 172 154 752

федеральных налогов 148 524 125 112 582 414 132 087 031

в т.ч. налог на прибыль 17 984 150 14 701 074 15 023 7б3

региональных налогов 28 8б5 997 25 359 334 21 149 378

местных налогов 2 143 775 1 958 45б 2 572 584

налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами 22 584 542 19 235 б88 17 23б 458

Коэффициент исполнения налогового обязательства 1,004342001 0,9б7344057 0,98бб180б5

Удельный вес поступления налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в сумме начисленных и уплаченных налогов практически не менялся и составлял в 2016 и 2017 гг. 12%, а в 2018 г. снизился до 10%.

За рассматриваемый период суммы начисленных и уплаченных налогов изменялась. В 2018 году произошло увеличение

начисления налогов на 8 302 010 руб. (6,61%), при этом выросли и уплаты налогов на 10 612 600 руб. (8,73%). В сравне-

нии с 2017 и 2018 годами, было больше всего начислено и уплачено налогов было в 2016 году [17, 18].

В дальнейшем анализ динамики поступлений налогов по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет России по Ярославской области подтвердил тенденцию к снижению поступлений налогов в течение всего анализируемого периода. Это хорошо видно на рисунке 1.

20000000 1S000000 10000000 S000000 0

III

УСН ЕНВД ЕСХН Патент

■ 2016 ■ 2017 ■ 2018

Рис. 1. Поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет России по

Ярославской области за 2016-2018 гг.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет России по Ярославской области по специальным налоговым режимам снижались в течение всего анализируемого периода.

В течение 2018 года по всем видам специальным налоговым режимам произошло снижение УСН на 1 205 041 руб. (9,83%), ЕНВД на 326 429 руб. или (8,88%), ЕСХН

на 397 629 руб. (14%), патент на 70 131 руб. или на 8,73%.

Анализ задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям в консолидированный бюджет России по Ярославской области за период 2016-2018 года выявил их снижение, что представлено на рисунке 2.

^_2016 ^—2017 ^—2018

18 000 000 16 000 000 14 000 000 12 000 000 10 000 000 8 000 000 6 000 000 4 000 000 2 000 000 0

Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги налоги по спец. нал.

реж-м

Рис. 2. Изменение задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет России по Ярославской области за 2016-2018 гг.

На рисунке 3 представлена налоговая нагрузка в разрезе специальных налоговых режимов в Ярославской области за 2016-2018 года.

2 500

£ 2 000 | „

I 1 000

'-аиива

УСН ЕНВД ЕСХН Патент

Рис. 3. Налоговая нагрузка в разрезе специальных налоговых режимов в Ярославской области за 2016-2018 гг.

На основании рисунка 3 можно сделать ставляют микропредприятия, 8% - малые вывод о том, что сумма задолженности по предприятия и 1% - средние предприятия. налогам, сборам, страховым взносам, пе- Анализ поступлений налоговых плате-

ням и налоговым санкциям в консолиди- жей в консолидированный бюджет России рованный бюджет России по Ярославской по Ярославской области за 2016-2018 год области за анализируемый период снизи- показал изменения сумм начисленных и лась. В течение 2018 года задолженность уплаченных налогов в течение трех лет и снизилась на 1 719 161 руб. или на 15,42%. снижение задолженности по ним. В 2018 Тенденция к снижению характерна и для году произошло увеличение начисления показателя, отражающего суммы уплачи- налогов на 6,61%, при этом выросли и уп-ваемых налогов в бюджет, что хорошо латы налогов на 8,73%, а задолженность видно на рис.6. снизилась на 15,42%.

Заключение. Проведенный анализ по Таким образом, анализ налогообложе-

Ярославской области за период 2016-2018 ния субъектов малого бизнеса в Ярослав-годов показал сокращение числа субъектов ской области за анализируемый период малого предпринимательства в целом на показал, что численность налогоплатель-2%. При этом, число организаций снизи- щиков, относящихся к малому бизнесу лось в 2018 г. на 3,3%, а число ИП незна- снижается, показатели выручки и оборота чительно снизилось (на 0,75%). нестабильны, и, соответственно, снижают-

Анализ структуры показал, что наи- ся налоговые поступления в бюджет. Это, большую долю в малом и среднем бизнесе безусловно, требует разработки мер, стив 2018 году занимают ИП (48,34%). Струк- мулирующих развитие малого бизнеса, в тура организаций, относящихся к малому том числе в области совершенствования и среднему бизнесу за период 2016- налогового законодательства. 2018 гг. относительно стабильна: 91% со-

Библиографический список

1. Демкович, В.И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы // Деньги и кредит. - 2015. - № 11. - С. 26-31.

2. Кириленко Н.А. Анализ развития малого предпринимательства Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. - 2017. - №43. - С. 150-154.

3. Морозова Т.В., Сафонова Э.Г. Практические аспекты налогового и бухгалтерского учета НДС при упрощенной системе налогообложения // В сборнике: Синергия учета, анализа и аудита в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства. Сборник материалов II международной межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти проф. Петровой В.И. и проф. Баканова М.И., 2016. - С. 173-180.

4. Калачева О.Н. Система внутреннего контроля - необходимый элемент управления субъектами малого предпринимательства // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2011. - № 3. - С. 43-49.

5. Любушкин Н.П. Теоретические основы экономического анализа развития организаций и законы развития систем / Н.П. Любушкин, Н.Э. Бабичева // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - №36. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18085288 (дата обращения: 06.10.2019).

6. Морковкин Д.Е. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства как условие восстановления экономического роста // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 2 (58). - С. 497-501.

7. Мотовилова М.А. Предпринимательство: социальные последствия инновационной активности // Качество. Инновации. Образование. - 2009. - № 12 (55). - С. 59-65.

8. Понкратов В.В. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ в налоговых системах государств-участников ЕАЭС в условиях нарастания интеграционных процессов // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №12-1. - С. 713-717.

9. Понкратов В.В., Кузнецов Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. - 2017. - №11. - С. 134-140.

10. Мельничук М.В., Караев А.К. Пути решения проблем регулирования развития малого и среднего бизнеса в российских регионах (зарубежный опыт) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2017. - №4. -С. 31-34.

11. Понкратов В.В. Совершенствование налогово-бюджетной политики России в целях расширения доходной базы региональных и местных бюджетов // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия: Экономика и право. - 2011. - №3. -С. 57-61.

12. Кораблева О.Н., Калимуллина О.В., Магомедова В.Р. Оценка инновационной активности стран на основе индексации и формирования рейтингов: проблемы и перспективы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. -№ 6 (100). - С. 27.

13. Иванова Я.Я. О финансовом состоянии торговых организаций в России в условиях кризиса // Образование. Наука. Научные кадры. - 2015. - № 6. - С. 162-166.

14. Черникова О.А. Оценка эффективности применения упрощенной системы налогообложения в малом бизнесе // Научный альманах Ассоциации France-Kazakhstan. - 2019. -№2. - С. 122-127

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Морозова Т.В. Интродуктивность налоговой базы по налогу на прибыль консолидированных групп налогоплательщиков // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8. № 3 (28). - С. 75-78.

16. Морозова Т.В., Ахмадеев Р.Г. Финансовая отчетность: влияние рекомбинации налоговой базы групп компаний // Бухучет в строительных организациях. - 2019. - № 9. -С. 42-54.

17. Голубцова Е.В. Налоговое регулирование внешнеторговой деятельности в российской федерации учебное пособие / Е.В. Голубцова; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский экономический ун-т им. Г.В. Плеханова» (ГОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»). - М., 2011.

18. Morkovkin D.E., Mamychev A.Y., Yakovenko N.V., Komov I.V., Derevyagina M.V., Didenko O.V. Factors and material conditions for space-intensive economic development of region // International Review of Management and Marketing. - 2016. - Т. 6. № S1. - С. 67-72.

ANALYSIS OF THE USE OF SPECIAL TAX REGIMES IN THE YAROSLAVL REGION

M.A. Kazalova, Graduate Student

N.Y. Glubokova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)

Abstract. Small and Medium Business play an important role in economics. This sector can contribute to the development of the economy through the creation of new jobs, specialization in various sectors of the economy, and the use of local sources of resources. However, now small and medium-sized businesses possess a small market share. In the article, the author analyzed the state of taxation of small and medium enterprises in the Yaroslavl region. In particular, the main performance indicators of small and medium-sized enterprises, such as the number of taxpayers, the turnover of enterprises for 2016-2018, were analyzed, as well as an analysis of tax revenues and debt to the budget in the Yaroslavl region. The purpose of the study is to analyze the main indicators of small businesses and their taxation in one of the regions of Russia - Yaroslavl region.

Keywords: small and medium enterprises; enterprise; special tax regimes; growth rate, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.