Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ В ЕАЭС'

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркировка / ввоз товаров / контрафактная продукция / таможенный контроль / таможенная служба / ВЭД / ЕАЭС / labeling / import of goods / counterfeit products / customs control / customs service / foreign economic activity / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Сергеев, Д.С. Дайкер, Е.В. Володина, М.В. Непарко

Борьба с контрафактной продукцией является одним из основных направлений деятельности таможенных органов. Фальсифицированная продукция несет ущерб как для граждан, приобретающих такие товары, так и для различных отраслей экономики и торговли этой страны. В статье представлены теоретические аспекты системы маркировки товаров, а также проведен соответствующий анализ, по результатам которого выявлены существующие проблемы. В заключении сделаны выводы по проделанной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LABELING SYSTEM OF GOODS IMPORTED INTO THE EAEU

The fight against counterfeit products is one of the main activities of the customs authorities. Counterfeit products are harmful both for citizens who purchase such goods, and for various sectors of the economy and trade of this country. The article presents the theoretical aspects of the labeling system of goods, as well as an appropriate analysis, the results of which revealed the existing problems. In conclusion, conclusions are drawn on the work done.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ В ЕАЭС»

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ ВВОЗИМЫХ В ЕАЭС

А.В. Сергеев, студент Д.С. Дайкер, студент Е.В. Володина, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-2-143-146

Аннотация. Борьба с контрафактной продукцией является одним из основных направлений деятельности таможенных органов. Фальсифицированная продукция несет ущерб как для граждан, приобретающих такие товары, так и для различных отраслей экономики и торговли этой страны. В статье представлены теоретические аспекты системы маркировки товаров, а также проведен соответствующий анализ, по результатам которого выявлены существующие проблемы. В заключении сделаны выводы по проделанной работе.

Ключевые слова: маркировка, ввоз товаров, контрафактная продукция, таможенный контроль, таможенная служба, ВЭД, ЕАЭС.

Проблема фальсификации товаров уже несколько лет является актуальной для таможенной службы. Контрафактный товар представляет опасность для граждан, покупающих такую продукцию, поскольку зачастую фальсификат не отвечает требованиям безопасности, техническим регламентам и необходимым нормам. Подделка документов, предоставление некорректных сведений и сертификатов соответствия и происхождения товаров позволяет ввозить фальсификационные товары. Важным шагом на пути решения проблемы нелегального ввоза контрафактной продукции стало введение обязательной маркировки ввозимых товаров [1].

Обязательная маркировка на территории Российской Федерации введена с 2019 года. Процесс набирает обороты, в перечень маркируемых товаров постоянно присоединяются новые группы товаров. Ожидается, что к 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности - от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 48-ФЗ внесены изменения в ФЗ №381 о торговле и ФЗ №54 о применении кассовых аппаратов при маркировке товаров. Распоряжением от 28.04.2018 № 791-р утверждена идентификация каждого това-

ра уникальными кодами, которые будут хранить данные, передаваемые всеми участниками оборота, создан Единый каталог товаров «Честный знак». Задача каталога собрать полную базу о товарах, представленных на российском рынке, и защитить потребителей от фальсификата. Каталог открыт, бесплатен и доступен для всех участников оборота. Из-за отсутствия единства в описаниях товаров один и тот же продукт в магазинах может называться по-разному, покупателям непонятно - это подделка или просто неверное описание. А с помощью единого каталога у каждого товара появится свой унифицированный профайл с сопроводительными документами, что исключит появление «двойников». Каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД,

Оператором системы маркировки товаров является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). ЦРПТ генерирует коды, обеспечивает их защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы, ведет список всех участников оборота. А также работает над созданием единого каталога товаров и разрабатывает цифровую платформу для беспрепятственного обмена товарами со странами ЕАЭС.

Каждый товар маркируют уникальным двумерным кодом Data Matrix. Его наносят

на упаковку, ярлык или прямо на товар. Код выдается ЦРПТ и состоит из двух частей: код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров; код проверки (криптохвост): генерируется оператором. Код получает и наносит на товар производитель или импортер. Обязательной маркировке подлежит широкий перечень товаров в России, к которым относится как продовольственная, так и непродовольственная продукция.

Мировой опыт применения маркировки товаров показал, что именно такой метод защиты от ввоза контрафактной продукции заметно сокращает ее ввоз на территорию страны. Еще одним преимуществом обязательной маркировки является то, что с помощью данной системы наполняемость доходной части бюджета страны повысилась за счет поступлений от ввоза продукции [3].

Маркировка применяется с целью отслеживания движения товаров от произво-

дителя или импортера до покупателя. Предполагается, что данная система будет способствовать снижению доступа на рынок контрафактной продукция. За нарушение правил работы с маркировкой товаров предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Для органов государственной власти обязательная маркировка способствует решению проблем, связанных с подтверждением оригинальности и соответствия импортных товаров, ввозимых на рынок РФ. Для потребителей данной продукции, обязательная маркировка обеспечивает информационную защиту и безопасность от фальсифицированных товаров [4].

Для определения важности введения обязательно маркировки товаров, необходимо провести анализ выявленной контрафактной продукции при проведении таможенного контроля. Данные анализа изображены на рисунке 1.

15 10

5

13,3

8,2

7,2

2020г.

2021г.

2022г.

Рис. 1. Динамика выявления таможенными органами контрафактной продукции в ходе проведения таможенного контроля в 2020-2022 гг., млн. ед. [5]

По данным из рисунка можно отметить нестабильную динамику по выявлению контрафактной продукции. Так, в 2022 году таможенные органы выявили 8,2 млн. ед. контрафакта, что на 1 млн. больше показателя прошлого года. Максимальное значение по данному показателю было достигнуто в 2020 году - 13,3 млн. ед. незаконно ввезенных товаров.

С целью продолжения борьбы с этим явлением в 2022 году была продолжена работа по сотрудничеству между органами, участвующими в системе маркировки товаров. К таким органам относятся ФТС России, Минпромторг России, ЦРПТ.

Продолжена разработка программных средств ЕАИС в части взаимодействия с государственной информационной системой (ГИС), разработаны методические рекомендации по порядку взаимодействия между таможенной службой, и ГИС «Маркировка» при осуществлении таможенного контроля ввозимых товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Следующим мероприятием стало внесение предложение по созданию «контрольной модели» в ГИС «Маркировка». Данная модель будет способствовать в противодействии незаконного ввоза и оборота продукции, подлежащей обязательной маркировки [6].

1 сентября 2023 года введена маркировка шести товарных групп, в том числе безалкогольных напитков и соков. Все участники оборота таких товаров с указанной даты должны зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак». В перечень на маркировку вошли: напитки безалкогольные, включая газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих веществ, сок, вкусо-ароматические вещества; напитки на растительном сырье; компоты фруктовые и ягодные (за исключением содержащих плоды фруктов и ягод); квасы; морсы; соки фруктовые или ореховые и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта (включая кокосовую воду), с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ.

Маркировка алкоголя осуществляется нанесением на бутылку с напитком уникальной федеральной специальной марки (ФСМ). Исключением являются пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха. ФСМ содержит код Data Matrix с зашифрованным в нем же идентификатором ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы). Именно через нее прослеживается весь алкоголь на территории РФ. Прослеживание пива и слабоалкогольных напитков осуществляется через «Честный знак».

Учитывая, что алкогольная продукция достаточно часто подвергается попыткам фальсификации возникает необходимость усиления таможенного контроля, повыше-

ния прозрачности внешнеторговых операций в данной сфере. В настоящее время в Калининградской области на таможенных складах проводится эксперимент, который включает в себя маркировку алкогольной продукции, ввозимой в страну. Калининградская область для проведения эксперимента была выбрана по причине того, что в ней находится наибольшее количество таможенных терминалов и есть вся необходимая инфраструктура, чтобы алкогольную продукции маркировать специальными федеральными марками. Входе эксперимента марки на алкогольную продукцию должны наноситься перед выпуском товара для внутреннего потребления населением. Доставку марок для маркировки алкоголя будут обеспечивать импортеры или владельцы таможенных складов [7].

Таким образом, обязательная маркировка является важным инструментов для противодействия незаконному ввозу и нелегальном обороту продукции на территории ЕАЭС. ФТС РФ на постоянной основе проводит работу по улучшению сотрудничества с иными структурами по обмену информацией, которая может способствовать развитию системы обязательной маркировки. Поскольку таможенные органы являются главным посредником между декларантом ввозимых товаров и единым оператором по маркировке товаров в РФ, именно от таможенной службы принимается решение о допуске товаров на внутренний рынок и использованию маркировки.

Библиографический список

1. Ахмедзянов, Р.Р. Повышение эффективности применения мер нетарифного регулирования в Российской Федерации / Р.Р. Ахмедзянов, А.А. Мигел, И.В. Кондрашова // Московский экономический журнал. - 2019. - № 11. - С. 70. - DOI 10.24411/2413-046X-2019-10110. - EDN VPRZLG.

2. Воробьева, В.П. Применение цифровой маркировки в целях совершенствования таможенного администрирования в современных условиях / В.П. Воробьева // Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). - 2022. - Т. 8, № 4(20). - С. 24-31. - EDN MKUTHZ.

3. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 31.05.2023) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/.

4. Петрушина, О.М. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации / О.М. Петрушина, М.В. Непарко // Вестник Калужского университета. - 2018. - № 4. - С. 49-53. - EDN REBTKV.

5. Обязательная маркировка товаров. Что нового? // Альта-Софт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/89855/ (дата обращения: 28.09.2023).

6. Официальный сайт ФТС России. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://customs.gov.ru/(дата обращения: 29.09.2023).

7. Окунева К.К. Меры защиты российского рынка от контрафактной продукции // Скиф. - 2021. - №2 (54).

8. Непарко, М.В. Нарушения в оформлении маркировки пищевой продукции и способы их обнаружения / М.В. Непарко, М.А. Шуликова, Ю.С. Ефимова // Дневник науки. - 2019. - № 4(28). - С. 106. - EDN YPQVQV.

ANALYSIS OF THE LABELING SYSTEM OF GOODS IMPORTED INTO THE EAEU

A.V. Sergeev, Student

D.S. Dyker, Student

E.V. Volodina, Student

Supervisor: M.V. Neparko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The fight against counterfeit products is one of the main activities of the customs authorities. Counterfeit products are harmful both for citizens who purchase such goods, andfor various sectors of the economy and trade of this country. The article presents the theoretical aspects of the labeling system of goods, as well as an appropriate analysis, the results of which revealed the existing problems. In conclusion, conclusions are drawn on the work done.

Keywords: labeling, import of goods, counterfeit products, customs control, customs service, foreign economic activity, EAEU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.