Научная статья на тему 'Маркировка алкогольной продукции как средство ее идентификации таможенными органами'

Маркировка алкогольной продукции как средство ее идентификации таможенными органами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
860
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный контроль / идентификация / маркировка / специальные марки / маркировка / штрихкод / customs control / identification / marking / special stamps / marking / barcode

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р. Р. Ахмедзянов, Д. А. Коротков, В. С. Карепанов

Создание системы маркировки специальными марками продукции дает возможность таможенным органам получения оперативной и достоверной информации о ее движении. Это дает возможность осуществления контроля за незаконным оборотом алкогольной продукции и предотвращения его на внутренний рынок страны. Маркировка продукции является средством идентификации, которое применяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В статье рассматриваются особенности идентификации каждой единицы алкогольной продукции путем маркировки специальными марками имеющими штрихкод

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKING OF ALCOHOLIC BEVERAGES AS A MEANS OF IDENTIFICATION BY CUSTOMS AUTHORITIES

The creation of a system for marking products with special brands allows customs authorities to obtain timely and reliable information about their movement. This makes it possible to control the illegal circulation of alcohol products and prevent it from entering the domestic market of the country. Product labeling is a means of identification that is used in accordance with the procedure established by the Government of the Russian Federation. The article discusses the features of identification of each unit of alcoholic beverages by marking with special stamps that have a barcode.

Текст научной работы на тему «Маркировка алкогольной продукции как средство ее идентификации таможенными органами»

МАРКИРОВКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ КАК СРЕДСТВО ЕЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Д.А. Коротков, студент В.С. Карепанов, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10161

Аннотация. Создание системы маркировки специальными марками продукции дает возможность таможенным органам получения оперативной и достоверной информации о ее движении. Это дает возможность осуществления контроля за незаконным оборотом алкогольной продукции и предотвращения его на внутренний рынок страны. Маркировка продукции является средством идентификации, которое применяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В статье рассматриваются особенности идентификации каждой единицы алкогольной продукции путем маркировки специальными марками имеющими штрихкод.

Ключевые слова: таможенный контроль, идентификация, маркировка, специальные марки, маркировка, штрихкод.

Вопросы регулирования рынка алкогольных напитков актуальны практически во все времена. Эта деятельность является областью активного государственного вмешательства путем введения монополии на алкогольную продукцию. В России исторически государственная монополия на производство и продажу алкоголя использовалась как мера пополнения казны. Кроме того, риск потребления контрафактной продукции населением, случаи отравления некачественным алкоголем, использование спиртосодержащих медицинских изделий в качестве замены водки - все это требовало усиления государственного контроля за оборотом алкогольной продукции. Таможенные органы играют важную роль в этом процессе.

В соответствии с законодательством, алкогольные напитки - это пищевые продукты, которые производятся с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащих пищевых продуктов с содержанием этилового спирта более 0,5 процентов от готового продукта, за исключением продуктов питания в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка использует классификатор алкогольной продукции, согласно которому алкогольная продукция делится на этиловые спирты, спиртовые фракции, дистилляты, водку, алкогольные напитки, коньяки и арманьяки и т. д. Эти алкогольные напитки часто декларируются недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности по низкой таможенной стоимости. В целях контроля правильности исчисления и сбора таможенных платежей таможенные органы осуществляют контроль за ввозом алкоголя на таможенную территорию России. С этой целью проводится его идентификация.

Идентификация алкогольных напитков проводится в таможенных лабораториях специалистами, имеющими специальные знания и необходимое оборудование. Порядок назначения и проведения экспертизы регулируется таможенным кодексом ЕАЭС.

При экспертизе алкогольной продукции эксперту могут быть заданы следующие вопросы:

1. Какие физико-химические свойства алкогольных напитков, каково качество продукции и другие показатели, позво-

ляющие идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД;

2. Какова таможенная стоимость алкогольных напитков;

3. Какая страна происхождения алкогольных напитков.

С 2005 года алкогольные напитки маркируются федеральными специальными марками, которые применяются к алкогольным напиткам, ввозимым на территорию Российской Федерации и экспортируемым с нее. Алкогольная маркировка проводится с целью:

- пресечения, предотвращения продажи контрафактной алкогольной продукции. По данным Госкомстата России, около 30% алкоголя было ввезено в Россию нелегально. Используя штрих-код, нанесенный на специальную марку, отслеживается движение каждой единицы бутылки с момента изготовления до момента продажи;

- исключения продажи алкоголя по «поддельным» брендам. В системе единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) регистрируется каждый специальный штамп и штрих-код, и, если они совпадают, регулирующие органы получают соответствующее уведомление.

Штрих-код, применяемый в специальной марке, является уникальным, поскольку он применяется к каждой единице продукта один раз. Маркировка содержит:

- идентификационный номер - информация с кодом группы товаров в соответствии с Единым каталогом маркированной продукции;

- проверочный номер - номер, созданный на основе криптографических технологий и всегда включающий в себя уникальный набор кодов, исключающий повторение и содержащий информацию о продукте и производителе.

Штрих-код для маркировки алкоголя содержит следующую информацию:

- название продукта;

- страна производителя;

- название компании, выпустившей алкоголь;

- дата выпуска алкоголя и срок годности;

- состав продукта и технология производства.

Почти все алкогольные напитки подлежат обязательной маркировке. Следующие товарные группы исключены: этиловый спирт; пиво и пивные напитки; сидр.

Маркировка алкогольных напитков дает ряд преимуществ:

- мгновенное получение информации о продукте в случае конфликтных ситуаций;

- учет упрощен, а неточности и неточности в инвентаризации сведены к минимуму;

- снижение нагрузки на регулирующие органы - сокращение частоты проверок путем передачи данных о движении алкогольной продукции в Интернете.

В случае отсутствия штрих-кодов или нарушения правил маркировки алкогольных напитков предусмотрены штрафные санкции. Они налагаются в соответствии со статьей 15.12 КоАП РФ:

- выпуск немаркированного алкоголя влечет за собой конфискацию продуктов без идентификации и наложение штрафа на юридических лиц в размере 100150 тыс. руб.;

- хранение, хранение и реализация алкогольной продукции без штрих-кодов влечет за собой конфискацию продуктов и наложение штрафа на юридических лиц -50-300 тыс. руб.

Если партия спиртных напитков без штрих-кодов стоимостью более 1,5 млн. руб. поступает на таможенную территорию, то в соответствии со статьей 171.1 УК РФ на юридическое лицо будет наложен штрафо на сумму до 300 тыс. руб. В случае повторного нарушения предусмотрены штрафы до 500 тыс. руб., лишение свободы на срок до 3 лет, отзыв лицензии на право производства / продажи алкоголя.

Нарушения в сфере маркировки алкогольной продукции влекут большие убытки для бизнеса. Чтобы избежать штрафов, участникам рынка важно соблюдать нормы действующего законодательства, в частности:

- идентифицировать каждую бутылку алкоголя в соответствии с установленными требованиями, то есть, применяя феде-

ральную марку с обязательным внесением ее в систему ЕГАИС;

- отслеживать наличие штрих-кодов на каждой единице товара и в общем контейнере;

- исключить наличие алкогольных напитков на складах без штрих-кодов, так как это сразу приравнивается к подделке и подлежит изъятию.

Специальные марки приобретаются в таможенных органах организаций, занимающихся импортом алкогольных напитков. Если алкогольные напитки продаются в магазинах беспошлинной торговли, на

них не распространяются специальные (акцизные) марки.

Продукты, не соответствующие требованиям технических регламентов, не подлежат маркировке.

Таким образом, идентификация импортных алкогольных напитков является важным этапом таможенного оформления и таможенного контроля, поскольку надежная идентификация обеспечивает правильный расчет таможенных платежей и ограничивает проникновение контрафактной некачественной продукции на внутренний рынок.

Библиографический список

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения 09.01.2020).

2. Федеральный закон №29-ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.10.2019).

3. Официальный сайт ФТС России. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 21.10.2019).

4. Идентификация и фальсификация товаров: Сборник учебно-методических материалов для направления подготовки 38.03.06 «Торговое дело». - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017 - 49 с.

5. Непарко М.В., Адаменко В.Ю., Агасян К.С. Анализ проведения таможенных экспертиз в деятельности ФТС России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 112 (57). - С. 126-129.

MARKING OF ALCOHOLIC BEVERAGES AS A MEANS OF IDENTIFICATION BY

CUSTOMS AUTHORITIES

R.R. Akhmedzyanov, Associate Professor D.A. Korotkov, Student V.S. Korepanov, Student Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. The creation of a system for marking products with special brands allows customs authorities to obtain timely and reliable information about their movement. This makes it possible to control the illegal circulation of alcohol products and prevent it from entering the domestic market of the country. Product labeling is a means of identification that is used in accordance with the procedure established by the Government of the Russian Federation. The article discusses the features of identification of each unit of alcoholic beverages by marking with special stamps that have a barcode.

Keywords: customs control, identification, marking, special stamps, marking, barcode.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.