Научная статья на тему 'Проблема ввоза контрафактной продукции на территорию Российской Федерации'

Проблема ввоза контрафактной продукции на территорию Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
826
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОНТРАФАКТ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / IMPORT / ALCOHOLIC PRODUCTS / COUNTERFEIT / FALSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурник А.П., Юдина С.Ю.

Вопрос алкогольной безопасности в Российской Федерации с каждым годом становится актуальнее. Злоупотребление алкоголем является основной причиной стремительного накопления как демографических, так и социальных проблем в России, несет угрозу не только на уровне личности и семьи, но и переходит на уровень общества и государства в целом, поэтому носит характер национальной безопасности. С учетом происходящих в мире процессов глобализации, выражающейся в ускорении и унификации таможенных операций при перемещении товаров, учащаются случаи провоза контрафактной алкогольной продукции, которая содержит в себе токсичные и дешевые жидкости и может нанести вред здоровью и жизни населения, что, в свою очередь, угрожает экономическому развитию страны. Объем импорта алкогольной продукции в Россию оценивается в 1,2 миллиарда долларов США и на протяжении многих лет демонстрирует устойчивые тенденции к росту, что является причиной интереса многих компаний к импорту в Россию алкогольных напитков. Ввоз и таможенное оформление алкогольной продукции подлежит особому регулированию и относится к группе так называемых подакцизных товаров. Маркировка алкогольной продукции акцизными марками применяется в целях контроля за оборотом алкоголя на внутреннем рынке Российской Федерации, борьбы с распространением на российском рынке контрафактной продукции и сбора налоговых платежей. Постоянное повышение ставок акциза влечет за собой увеличение доли контрафактной продукции на российском рынке. Увеличивается спрос на более дешевую контрафактную продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF IMPORTED COUNTERFEIT GOODS INTO THE RUSSIAN FEDERATION TERRITORY

The issue of alcohol safety in the Russian Federation is becoming more acute every year. Alcohol abuse is the main reason for the rapid accumulation of both demographic and social problems in Russia. Alcohol abuse is a threat not only at the level of the individual and the family, but also goes to the level of society and the state as a whole, therefore, it has the character of national security. Taking into account the processes of globalization taking place in the world, which is expressed in the acceleration and unification of customs operations in the movement of goods, cases of transportation of counterfeit alcohol products, which contains toxic and cheap liquids and can harm the health and life of the population, which in turn threatens the economic development of the country, are becoming more frequent. The volume of imports of alcoholic beverages to Russia is estimated at 1.2 billion US dollars and for many years has shown steady growth trends, which is the reason for the interest of many companies in impotence in Russia of alcoholic beverages. Import and customs clearance of alcoholic beverages is subject to special regulation and belongs to the group of so-called excisable goods. Marking of alcoholic products with excise stamps is used to control the turnover of alcohol in the domestic market of the Russian Federation, to combat the spread of counterfeit products on the Russian market and to collect tax payments. The constant increase in excise rates leads to an increase in the share of counterfeit products on the Russian market. The demand for cheaper counterfeit products is increasing.

Текст научной работы на тему «Проблема ввоза контрафактной продукции на территорию Российской Федерации»

Раздел 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, РЕГИОНАЛЬНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

УДК 347.77

Для цитирования: Сурник А. П., Юдина С. Ю. Проблемы ввоза контрафактной продукции на территорию Российской Федерации // Менеджмент социальных и экономических систем. 2018. № 3. С. 26-31.

For citations: Surnik A. P., Yudina S. Y. The problems of imported counterfeit goods into the Russian Federation territory // Social and economic systems management. 2018, No. 3, Рр. 26-31. (In Russ., abstr. in Engl.)_

ПРОБЛЕМА ВВОЗА КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. П. Сурник, С. Ю. Юдина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: albpet@mail.ru, yudina_sofia@mail.ru

Вопрос алкогольной безопасности в Российской Федерации с каждым годом становится актуальнее. Злоупотребление алкоголем является основной причиной стремительного накопления как демографических, так и социальных проблем в России, несет угрозу не только на уровне личности и семьи, но и переходит на уровень общества и государства в целом, поэтому носит характер национальной безопасности.

С учетом происходящих в мире процессов глобализации, выражающейся в ускорении и унификации таможенных операций при перемещении товаров, учащаются случаи провоза контрафактной алкогольной продукции, которая содержит в себе токсичные и дешевые жидкости и может нанести вред здоровью и жизни населения, что, в свою очередь, угрожает экономическому развитию страны. Объем импорта алкогольной продукции в Россию оценивается в 1,2 миллиарда долларов США и на протяжении многих лет демонстрирует устойчивые тенденции к росту, что является причиной интереса многих компаний к импорту в Россию алкогольных напитков.

Ввоз и таможенное оформление алкогольной продукции подлежит особому регулированию и относится к группе так называемых подакцизных товаров.

Маркировка алкогольной продукции акцизными марками применяется в целях контроля за оборотом алкоголя на внутреннем рынке Российской Федерации, борьбы с распространением на российском рынке контрафактной продукции и сбора налоговых платежей.

Постоянное повышение ставок акциза влечет за собой увеличение доли контрафактной продукции на российском рынке. Увеличивается спрос на более дешевую контрафактную продукцию.

Ключевые слова: импорт, алкогольная продукция, контрафакт, фальсификация.

THE PROBLEM OF IMPORTED COUNTERFEIT GOODS INTO THE RUSSIAN FEDERATION TERRITORY

A. P. Surnik, S.Y. Yudina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: albpet@mail.ru, yudina_sofia@mail.ru

The issue of alcohol safety in the Russian Federation is becoming more acute every year. Alcohol abuse is the main reason for the rapid accumulation of both demographic and social problems in Russia. Alcohol abuse is

a threat not only at the level of the individual and the family, but also goes to the level of society and the state as a whole, therefore, it has the character of national security.

Taking into account the processes of globalization taking place in the world, which is expressed in the acceleration and unification of customs operations in the movement of goods, cases of transportation of counterfeit alcohol products, which contains toxic and cheap liquids and can harm the health and life of the population, which in turn threatens the economic development of the country, are becoming more frequent. The volume of imports of alcoholic beverages to Russia is estimated at 1.2 billion US dollars and for many years has shown steady growth trends, which is the reason for the interest of many companies in impotence in Russia of alcoholic beverages.

Import and customs clearance of alcoholic beverages is subject to special regulation and belongs to the group of so-called excisable goods.

Marking of alcoholic products with excise stamps is used to control the turnover of alcohol in the domestic market of the Russian Federation, to combat the spread of counterfeit products on the Russian market and to collect tax payments.

The constant increase in excise rates leads to an increase in the share of counterfeit products on the Russian market. The demand for cheaper counterfeit products is increasing.

Keywords: import, alcoholic products, counterfeit, falsification.

Введение. Рынок алкогольных товаров имеет большое значение для российской экономики: высока рентабельность и быстрый оборот капитала. Поэтому, с точки зрения современного развития экономики и финансовых перспектив, товарооборот в данной отрасли является особенно актуальным в рамках международной конкуренции [1].

Статистические показатели. По данным статистики, в Российской Федерации 60 % алкогольной продукции принадлежит зарубежному производству. Так как алкогольная продукция является подакцизным товаром, характеризуется высокой рентабельностью и быстрым оборотом капитала, этим объясняется увеличение количества участников торговли, осуществляющих производство и реализацию данной продукции.

В табл. 1 приведены данные по объему импорта алкогольной продукции на территорию Российской Федерации [2].

Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что объем импортируемой водки и пива в 2018 году

значительно возрос, в то время как объем вина снизился на 8,9 тысяч декалитров.

Далее рассматривается объем импорта алкогольной продукции по странам. Крупнейшие экспортеры алкогольной продукции представлены в табл. 2-4.

В последнее время крупнейшим экспортером водки стала Республика Беларусь. Ее доля в общем объеме импорта составила 70,3 %.

Крупнейшим импортером виноградного вина является Испания, однако несмотря на это физический объем ввезенного вина снизился на 29,1 %, а стоимость повысилась на 19,9 %. Это связано с повышением затрат на производство и транспортировку, а также с изменениями курса доллара.

Актуальные проблемы. В связи с высоким объемом импорта алкогольной продукции появилась проблема фальсификации алкоголя.

Фальсификация - это действие, которое направлено на обман потребителя с помощью подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Таблица 1

Импорт алкогольной продукции

Период Единица измерения 2203-Л-Пиво солодовое 2204-Л-Вина виноградные натуральные, включая крепленые 220860-Водка

Апрель 2018 года тыс. дал 2537,2 2855,2 62,0

млн долл. 24,5 74,2 3,7

Апрель 2017 года тыс. дал 1836,9 3550,2 57,8

млн долл. 16,7 58,9 4,1

Апрель 2018 к апрелю 2017, % тыс. дал +38,1 -19,6 +7,3

млн долл. +47,0 +25,9 -9,9

Январь-апрель 2018 тыс. дал 7929,2 11335,2 226,2

млн долл. 78,6 283,6 14,0

Январь-апрель 2017 тыс. дал 5719,6 12439,5 209,2

млн долл. 49,6 234,1 14,3

Январь-апрель 2018 к январю-апрелю 2017, % тыс. дал +38,6 -8,9 +8,1

млн долл. +58,4 +21,1 -2,4

Таблица 2

Крупнейшие экспортеры водки в Россию

Беларусь Финляндия Франция Латвия Швеция Прочие страны

Объем тыс. дал 100 % спирта 159,0 19,7 11,3 11,1 11,1 14,0

Стоимость импорта, тыс долл. 5092,5 2966,0 1550,9 1580,8 1049,5 1719,4

2018 к 2017, % (в физическом объеме) +22,7 -26,6 -6,8 +49,0 -37,8 -9,2

2018 к 2017, % (в стоимостном объеме) +29,1 -34,6 +36,9 +14,3 -25,4 -9,7

Доля в общей стоимости импорта в 2018, % 36,5 21,2 11,1 11,3 7,5 12,3

Доля в общем объеме импорта в 2018, % 70,3 8,7 5,0 4,9 4,9 6,2

Доля в общем объеме импорта в 2017, % 61,9 12,8 5,8 3,6 8,5 7,4

Таблица 3

Крупнейшие экспортеры виноградного вина в Россию

Испания Италия Украина Грузия Франция Прочие страны

Объем тыс. дал 2438,1 2003,4 1494,8 1120,4 1064,1 3214,4

Стоимость импорта, тыс. долл. 47370,1 74753,6 8043,7 33689,8 51772,8 67948,8

2018 к 2017, % (в физическом объеме) -29,1 +2,4 +25,9 +31,8 +5,7 -19,7

2018 к 2017, % (в стоимостном объеме) +19,9 +20,3 +33,7 +35,9 +32,2 +8,7

Доля в общей стоимости импорта в 2018, % 16,7 26,4 2,8 11,9 18,3 24,0

Доля в общем объеме импорта в 2018, % 21,5 17,7 13,2 9,9 9,4 28,4

Доля в общем объеме импорта в 2017, % 27,9 15,7 9,5 6,8 8,1 32,2

Таблица 4

Крупнейшие экспортеры пива в Россию

Германия Беларусь Чехия Бельгия Литва Прочие страны

Объем тыс. дал 2804,1 1265,7 1214,0 633,7 394,1 1617,5

Стоимость импорта, тыс долл. 28064,9 5318,2 11505,6 8577,8 2894,0 22216,8

2018 к 2017, % (в физическом объеме) +74,3 -22,8 +86,6 +46,8 +в 2,1 раза +34,2

2018 к 2017, % (в стоимостном объеме) +70,8 -23,6 +в 2 раза +65,6 +в 2,5 раза +56,9

Доля в общей стоимости импорта в 2018, % 35,7 6,8 14,6 10,9 3,7 28,3

Доля в общем объеме импорта в 2018, % 35,4 16,0 15,3 8,0 5,0 20,4

Доля в общем объеме импорта в 2017, % 28,1 28,7 11,4 7,5 3,2 21,1

Активное вмешательство Правительства Российской Федерации в данную сферу деятельности вызвано очень нестабильной обстановкой в сегменте алкогольной продукции, многочисленными случаями отравлений некачественными алкогольными напитками.

Целями государственного регулирования рассматриваемых отношений являются снабжение

граждан безопасной и высококачественной алкогольной продукцией, ограничение употребления алкоголя, охрана экономических интересов России [3].

В настоящее время фальсификации подлежат не только маркировка и упаковка, но и товарно-сопроводительная документация, при этом чаще всего подделываются накладные и сертификаты.

На данный момент актуальной проблемой является определение и подтверждение заявленного качества ввозимой алкогольной продукции. Для этого участнику внешнеэкономической деятельности необходимо предоставить пакет документов, а именно сертификаты соответствия, лицензию Минпромторга, санитарно-эпидемиологическое заключение [4].

Зачастую именно эти документы становятся предметом правонарушения, так как недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности подделывают данные документы с целью провоза некачественной алкогольной продукции.

Для решения указанной проблемы необходимо разработать единую межведомственную автоматизированную базу, в которой бы содержалась информация обо всех выданных документах и о лицах, которым они выдавались, а также о сроке действия таких документов. Такая система позволит снизить количество подделок вышеперечисленных документов.

Кроме этого, для подтверждения качества возможно ввести единую систему обозначения соответствия установленному качеству алкогольной продукции, имеющую единый источник нумерации, что позволит устранить подделку данного обозначения, так как вся информация будет содержаться в базе данных, и каждый номер будет присвоен определенному контракту либо участнику внешнеэкономической деятельности [5].

В рамках маркировки продукции главным показателем является акцизная марка. Её наличие на алкоголе свидетельствует о легальности спиртного, её отсутствие говорит, что за качество спиртного никто не отвечает. Несомненно, что при проверке магазина, торгующего алкоголем, контролирующие органы, в первую очередь, смотрят наличие акцизных марок на спиртном. В последнее время на рынке появилось очень много фальсифицированной алкогольной продукции, маркированной поддельными акцизными марками.

Проблема подделки федеральных специальных марок на алкогольную продукцию влечет за собой недостаточное поступление денежных средств в федеральный бюджет из-за неуплаты акцизных сборов [6].

Данная проблема решается путем внедрения автоматизированной системы между таможенными органами, которые уполномочены выдавать акцизные марки, и таможенными органами, уполномоченными осуществлять таможенное декларирование подакцизных товаров [7].

Это позволит проверять при таможенном декларировании участника внешнеэкономической деятельности при обороте алкогольной продукции: в каком количестве он приобретал акцизные марки и каково фактическое количество ввозимой алкогольной продукции, что будет свидетельствовать об уплате акциза [8].

Федеральным законом от 31.12.2014 № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» устанавливаются правила проверки подлинности акцизных марок. Теперь проверить подлинность могут не только контролирующие органы, но и организации, которые осуществляют оптовую и розничную торговлю алкоголем, как визуально, так и с применением технических средств, а также специальных информационных ресурсов [9].

Способы фальсификации алкогольной продукции. В качестве наиболее популярного и в то же время явного способа фальсификации алкогольных напитков необходимо отметить разбавление водой или полная замена ею прозрачных напитков, таких, как спирт, водка, настойки, белые вина и наливки.

Данный фальсификат можно легко обнаружить с помощью органолептического метода, по вкусу и запаху [10].

Среди спиртных напитков чаще всего фальсифицируется водка, ввиду её популярности и достаточно простых способов фальсификации [11].

Средствами фальсификации водки являются:

- полная или частичная замена питьевого спирта на более дешевый, технический;

- применение воды, которая не отвечает требованиям технологии;

- разбавление или полная замена водой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По внешнему виду оригинальная водочная продукция может отличаться от контрафактной по следующим признакам: этикеткой, на которой указывается информация о наименовании, крепости и вместимости продукта; также должна содержаться информация о предприятии-изготовителе, его адрес. В обязательном порядке на этикетке указывается знак соответствия и товарный знак. Кроме этого, этикетка приклеивается аккуратно, ровно, без потертостей и надрывов [12].

Для ликероводочных изделий характерна технологическая фальсификация, то есть замена натуральных компонентов (трав, кореньев, плодов и др.) на синтетические красители и ароматизаторы.

К наиболее часто фальсифицируемым напиткам также относят виноградные вина [13-14].

Способов их фальсификации существует множество, наиболее распространенные:

Во-первых, разбавление более дешевыми видами вин для увеличения объема готовой продукции.

Во-вторых, шеелизация или добавление глицерина. Данный метод позволяет уменьшить кислоту и горечь, увеличить сладость, а также помогает прекратить процесс брожения.

В-третьих, применение консервантов, таких, как салициловая кислота, что позволяет ускорить технологический процесс. Салициловая кислота

используется в легко закисающих винах, не прошедших стадии выдержки и хранения, а также для консервации дешевых вин.

В-четвертых, обычное белое вино довольно часто выдается за игристое, путем насыщения его углекислым газом.

При фальсификации коньяка можно выделить такие способы, как:

- частичная или полная замена коньячного спирта пищевым или техническим;

- качественный коньяк заменяют напитком с малым сроком выдержки и прочее.

При фальсификации пива могут быть использованы следующие способы:

- разбавление водой либо полная замена водой, подкрашенной колером;

- использование сырья низкого качества;

- добавление пенообразователей.

Заключение. Среди членов Евразийского экономического союза в Российской Федерации самые высокие ставки акцизов, именно это влечет за собой увеличение уровня «теневого» ввоза и товарооборота алкогольной продукции. В начале 2017 года министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров определил объем незаконного оборота алкогольной продукции на рынке в 50 %, таким образом, можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации действует серый дублер отрасли. Специалисты считают постоянное повышение акцизов одной из главных причин сокращения рынка легального алкоголя и переключения на контрафактную и фальсифицированную продукцию [15].

По мнению экспертов, увеличение контрафактной продукции прямо пропорционально увеличению ставок акциза. Цена на алкогольную продукцию увеличивается вместе с увеличением акциза. А значит, увеличивается спрос на более дешевую контрафактную продукцию.

Библиографические ссылки

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=106124/ (дата обращения: 14.02.2018).

2. Информационный обзор Аналитического центра при Правительстве РФ. Рынок алкогольной продукции [Электронный ресурс]. URL: http://ac. gov.ru/publications/13658/ (дата обращения: 14.02.2018).

3. О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции : федер. закон от 21 июля 2005 года № 114-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции : федер. закон от 21 июля 2005 г. № 114-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом : Приказ ГТК РФ от 16 сентября 2003 г. № 1022. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

6. Арсентьев Ю. А., Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Таможенное право : учеб. пособие. М. : ТК Велби ; Проспект, 2013. 121 с.

7. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции [Электронный ресурс] : федер. закон № 171-ФЗ от 22.11.1995. URL: http://base.garant.ru/10105489/ (дата обращения: 24.02.2018).

8. О мерах по защите отечественных производителей алкогольной продукции в отношении импорта этой продукции [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 11.04.1996 № 411 (ред. от 19.09.1996). URL: http://www. consultant.ru/law/podborki/import_alkogolnoj_produk cii/ (дата обращения: 12.02.2018).

9. Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_128940/ (дата обращения: 22.02.2018).

10. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 61965/ (дата обращения: 23.02.2018).

11. Агамагомедова С. А. Таможенный постконтроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // NB: Административное право и практика администрирования : электрон. журн. 2012. № 1. С. 105-0121.

12. ЕГАИС - Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: www.egais.com/ (дата обращения: 26.02.2018).

13. Пехтерева Н. Т. Экспертиза алкогольных напитков : учеб. пособие. Белгород : Кооперативное образование, 2016. 127 с.

14. Помазанов В. В., Петров А. П. Проблемы контроля качества, подлинности и безопасности алкогольной продукции // Партнеры и конкуренты. 2013. № 2. С. 22-25.

15. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://librisum.com/cus.tom/toten31112342.htm/ (дата обращения: 25.03.2018).

16. Лицензирование, декларирование, контроль оборота этилового спирта [Электронный ресурс]. URL: http://rusvina.ru/wineopedia/spravka/index.php? SECTION_ID=8&ELEMENT_ID=7614/ (дата обращения: 25.03.2018).

17. О безопасности алкогольной продукции [Электронный ресурс] : техн. регламент Евразийского экон. союза (ТР ЕАЭС /201). URL: http://docs.cntd.ru/document/551893590/ (дата обращения: 25.03.2018).

References

1. International Convention on the simplification and harmonization of customs procedures (done at Kyoto on 18.05.1973) (as amended by the Protocol of 26.06.1999) [Electronic resource]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;b ase=LAW;n=106124 (accessed: 14.02.2018).

2. Information review of the Analytical center under the Government of the Russian Federation. The market of alcoholic beverages [Electronic resource]. Available at: http://ac.gov.ru/publications/13658/ (accessed: 14.02.2018).

3. About fees for issue of licenses for implementation of the types of activity connected with production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing production : Federal law of the Russian Federation of July 21, 2005 №. 114-FZ. Access from help.-legal system "ConsultantPlus"

4. On fees for issuing licenses for activities related to the production and circulation of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products : Federal law of July 21, 2005, №. 114-FZ. Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

5. About the approval of the List of documents and data necessary for customs clearance of goods according to the chosen customs regime : The order of the state customs Committee of the Russian Federation of September 16, 2003, №. 1022. Access from help.-legal system "ConsultantPlus".

6. Arsenyev Yu. A., Bekyashev K. A., Moiseev E. G. Customs law : textbook. Moscow : TC Welby ; Prospect, 2013, 121 p.

7. On state regulation of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products and on restriction of consumption (drinking) of alcoholic products : Federal law №. 171-FZ of 22.11.1995. Available at: http://base.garant.ru/ 10105489/ (accessed: 24.02.2018). (In Russ.)

8. Аbout measures for protection of domestic producers of alcoholic products concerning import of this production : the order of the Government of the Russian Federation of 11.04.1996 № 411 (edition of 19.09.1996). Available at: http://www.consultant.ru/ law/podborki/import_alkogolnoj_produkcii/ (accessed: 12.02.2018). (In Russ.)

9. About the approval of Strategy of development of the food and processing industry of the Russian Federation for the period till 2020 : Order of the Government of the Russian Federation of 17.04.2012 №. 559-p. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_128940/ (accessed: 22.02.2018). (In Russ.)

10. About Strategy of development of customs service of the Russian Federation till 2020 : Order of the Government of the Russian Federation of 28.12.2012 №. 2575-p. (edition of 10.02.2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_161965/ (accessed: 23.02.2018). (In Russ.)

11. Agamagomedova S. A. Customs post-control in respect of goods containing intellectual property // NB: Administrative law and administrative practice. Electronic journal. 2012, №. 1, Рp. 105-121.

12. USAIS is a unified state automated information system for recording the volume of production and turnover of ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products : оfficial website. Available at: www.egais.com/ (accessed: 26.02.2018).

13. Grunts T. Examination of alcoholic beverages : textbook. Belgorod : Cooperative education, 2016, 127 p.

14. Anointing V. V., Petrov A. P. Problems of quality control, authenticity and safety of alcoholic beverages // Partners and competitors. 2013, №. 2, Рp. 22-25.

15. Customs statistics of foreign trade of the Russian Federation [Electronic resource]. Available at: http://librisum.com/cus.tom/toten31112342.htm/ (accessed: 25.03.2018). (In Russ.)

16. Licensing, Declaration, control of ethyl alcohol turnover [Electronic resource]. Available at: http:// rusvina.ru/wineopedia/spravka/index.php?SECTION_I D=8&ELEMENT_ID=7614/ (accessed: 25.03.2018). (In Russ.)

17. Technical regulations of the Eurasian economic Union "on the safety of alcoholic beverages" (TR EAEU /201) [Electronic resource]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/551893590/ (accessed: 25.03.2018). (In Russ.)

© Сурник А. П., Юдина С. Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.