АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ
Аннотация. Статья посвящена анализу системы государственных закупок на рынке медицинский техники. В статье раскрыто понятие медицинского оборудования, рассматриваются этапы формирования государственных закупок, формирования цены и выявляются основные проблемы в данной сфере.
Ключевые слова. Закупочная цена, логистика, высокотехнологичное медицинское оборудование, внешнеэкономическая деятельность, государственные закупки.
Zuev A.V.
ANALYSIS OF THE PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM IN THE MARKET OF MEDICAL EQUIPMENT
Abstract. In the article was made analysis of the public procurement system in the medical equipment market. The article reveals the concept of medical equipment discusses the stages formation ofpublic procurement, price formation and identifies the main problems in this area.
Keywords. Purchase price, logistics, high-tech medical equipment, foreign economic activity, public procurement.
Введение
Процесс регулирования государственных закупок медицинского оборудования является самым сложным видом закупок, учитывая необходимость знания регламентов и ассортимента на рынке. Кроме того, все недочеты в документации, ошибки и спорные вопросы должны быть юридически оформлены и исправлены в рамках регламента. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» № 323-ф3 от 21.11.2011 г. содержит информацию об этапах и положениях государственной регистрации медицинского оборудования. Из этого следует, что совершить закупку специальной медицинской техники для государственных лечебных учреждений возможно только, если данное оборудование находится в реестре, одобренным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации [1].
Поскольку большинство медицинского оборудования монтируется непосредственно в лечебном учреждении, то поставщику оборудования необходимо иметь лицензию на настройку и монтаж оборудования, что создает значительные барьеры для входа новых участников на рынок. Согласно приказу Минздрава России от 19.01.2017 г. № 11н предъявляются особенные требования эксплуатационной и технической документации, поэтому необходимо обоснование, как минимум по следующим пунктам: формирование начальной и максимальной закупочной цены; обоснование необходимости закупки оборудования; протекционизм отечественных производителей медицинского оборудования.
ГРНТИ 81.88.75 © Зуев А.В., 2022
Андрей Вячеславович Зуев - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 (Russia, St. Petersburg, Sado-vaya str., 21). Тел.: +7 (981) 798-88-04. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 02.03.2022.
Принципы администрирования цепей поставок медицинской техники в системе государственных закупок
При закупке медицинского оборудования принимаются рамочные контракты, с утвержденными пунктами. Любые изменения должны быть обоснованы и согласованы с уполномоченными органами. Медицинское оборудование закупается путём проведения электронных тендеров или аукционов. В случае исключения можно не проводить данные процедуры при условиях: цена медицинского оборудования меньше пятисот тысяч рублей, тогда можно просто запросить котировки; цена медицинского оборудования не превышает шестьсот тысяч рублей, при условии, что есть только единственный поставщик данной продукции; с 2021 года можно осуществить закупку медицинского оборудования на сумму до трех миллионов рублей, при условии покупки через электронный магазин.
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в период пандемии коронавируса закупка товаров, услуг и работ могла производиться у единственного поставщика на основании п. 9 ст. 93 Закона 44-ФЗ, если целью данной закупки является противодействие коронавирусу. Также данная информация содержится в письме Министерства финансов РФ от 19.03.2020 г. № 24-06-06/21324. На практике все оказалось намного сложнее. Необходимо доказать прямую причинно-следственную связь между закупаемым объектом и его влиянием на профилактическую борьбу с коронавирусной инфекцией. Порой необходимо предоставить ожидаемую эффективность, которую было сложно наглядно подсчитать.
Медицинское оборудование является довольно сложным и высокотехнологичным в производстве. Поэтому при подготовке и формировании документации возникает ряд сложностей. Довольно частой ошибкой при формировании комплектации для государственной закупки является включение в один слот технологически разных продуктов. На данный момент времени не существует алгоритма, с помощью которого можно было бы определить работоспособность оборудования вместе с аналогичной продукцией. Возможность совместного использования медицинского оборудования решается с помощью субъективной оценки медицинского персонала. К тому же, зачастую в контракте прописываются специфические условия, по которым к закупке подходит лишь единственное оборудование от конкретного производителя, что создает монополию на рынке медицинского оборудования.
Порядок ценообразования контракта прописан в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.05.2020 г. № 450н. Данный приказ не учитывается при закупке следующих товаров: закупки в рамках заказа для государственной обороны; закупки зарубежного медицинского оборудования, если оно содержится в перечне из Постановления Правительства РФ № 102 от 05.02.2015 г.
Существуют также и иные способы определения верхней и нижней границы цены контракта для закупки медицинского оборудования. Используется также статистический метод анализа цен закупки медицинского оборудования за прошлые годы. Но, к сожалению, данный метод не может учесть инфляцию и глобальное подорожание сырья, которые случилось недавно из-за пандемии коронавируса. Если на медицинское оборудование установлено государственное регулирование цен, то верхняя и нижняя граница контракта определяется с помощью тарифного метода.
Чтобы определить цену на единицу медицинского оборудования, необходимо основываться на данных из реестра контрактов, а также брать для анализа не менее трех значений, которые также будут содержаться во всех предыдущих контрактах или закупок на основании ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ у единственного поставщика в регионе, где расположен заказчик. К тому же необходимо учитывать коэффициент вариации. Если коэффициент будет достигать или превышать значение в 33%, то необходимо провести дополнительное исследование, в котором будет отражена причина его роста. В расчет стоимости единицы товара, помимо стоимости самого оборудования, также включают цены на сырье, закладывают цены на гарантийное обслуживание в период действия гарантии.
Согласно приказу Министерства финансов РФ № 126н от 04.06.2018 г. и Постановлению Правительства № 102 от 05.02.2015 г., при государственной закупке медицинского оборудования приоритет отдается отечественным производителям. На российском рынке существует протекционизм отечественных производителей или для товаров происхождения ЕАЭС, поэтому если разница между ценой отечественного и импортного производителя составляет не более 15%, то предпочтение отдается отечественному производителю.
В Постановлении Правительства № 102 содержится требование, что необходимо отклонять заявки, в которых содержится медицинское оборудование зарубежного производства. Также в Постановлении Правительства № 617 от 30.04.2020 г. государственная закупка медицинского оборудования, даже
бандажей и ортопедических изделий ограничена, необходимо всегда делать выбор в пользу отечественного производителя. Подтверждение происхождения товара происходит с помощью сертификата о происхождении товаров по форме СТ-1 (приказ ТПП РФ от 10.04.2015 г. № 29). Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 г. № 724н установлена типовая форма контракта для закупки медицинского оборудования.
Система государственных закупок медицинского оборудования.
Закупка высокотехнологичного медицинского оборудования всегда вызывает множество вопросов, создано множество процедур, которые должны сделать данный процесс максимально прозрачным и понятным, но это не дает желаемого результата. Огромное количество нарушений вынуждает вводить новые ограничения, чтобы уменьшить количество нецелесообразно потраченных средств.
Закупки медицинской техники имеет свои особенности. Медицинское оборудование - товар со множеством характеристик, которые для людей вне сферы медицины сложны для понимания. Контролирующим органам бывает сложно определить минимально возможные требования, которые бы подходили для эксплуатации, а также оценить качество оборудования. Но есть перечень признаков, по которым оборудование можно отнести к высокотехнологичному, которые указаны в приказе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1618 [2].
К высокотехнологичному оборудованию можно отнести товары, если: продукты производства проектируется и изготавливаются предприятиями наукоемких отраслей; производство происходит благодаря использованию технологического оборудования процессов; на производстве работают специально подготовленные, высококвалифицированные специалисты [2]. Стоит отметить, что перечня высокотехнологичного оборудования нет. Для выделения средств из государственного бюджета необходимо доказать первоочередность и необходимость именно конкретного медицинского оборудования, для этого необходимо исходить из двух ответов на два вопроса: угрожает ли отсутствие данного медицинского оборудования жизни пациента; повысит ли качество диагностики или обслуживания купленное оборудование.
Работникам медицинской организации, которые непосредственно отвечают за заказ оборудования, целесообразно предоставить всю подходящую документацию по аппаратам сервисным специалистам, чтобы получить экспертное заключение о ремонтопригодности и надежности выбранного оборудования. Также необходимо получить согласие главного инженера о возможности инсталляции медицинского оборудования. Получение данных документов является обоснованием для закупки медицинской техники и обосновывает сумму запрошенных средств.
Интересной особенностью закупок является порядок формирования верхней и нижней границы цены контракта. Вытекает это все из-за того, что в открытом доступе указаны только начальные цены на оборудование, с минимальным количеством опций, которые не подходят для полного обследования пациентов. Поэтому зачастую выделяются средства в большем объеме, чем необходимо, что позволяет медицинским учреждениям покупать оборудование по завышенным ценам. В ходе исследования были проанализированы цены за закупку компьютерных томографов («Toshiba», «General Electric», «Phillips», «Siemens»). 64-срезовые томографы стоили от 28 до 35 миллионов рублей, 16-срезовые томографы стоили от 16 до 20 миллионов рублей. Отечественные аналоги закупались по ценам в разы больше заявленных, к примеру 64-срезовые томографы стоили от 60 до 90 миллионов рублей, а 16-срезовые - от 30 до 50 миллионов рублей [3].
Описанная выше ситуация приводит к следующим проблемам: невозможно разработать универсальное техническое задание к необходимому оборудованию; закупки происходят по ценам выше рыночных; отсутствие обученного персонала и простой закупленного медицинского оборудования.
К сожалению, на данный момент самой актуальной и часто встречающейся проблемой является завышение цен. Как уже ранее говорилось, цены на высокотехнологичное медицинское оборудование отсутствуют в открытом доступе. Для установления минимальной цены не учитывались цены на зарубежные аналоги или не рассматривались цены исключительно от производителей. В ценообразовании участвовали, помимо производителей, посредники, из-за чего цены значительно разнились. Документы, в которых обосновывалась цена покупки медицинского оборудования, включали в себя различные данные: коммерческие предложения от производителей; анализ за предыдущие годы (реестр контрактов и закупочных цен в прошлых годах); цены дистрибьюторов.
В целях борьбы с данным явлением было принято Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 г. № 881, вступившее в силу 19.11.2011 года [4]. По данному постановлению предлагается следующий алгоритм работы. При установлении диапазона цен контракта, необходимо будет запросить цены у поставщиков, которые будут указаны на сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, или необходимо будет направить письменный запрос, который будет содержать следующую информацию: технические требования, которые будут содержать информацию о габаритах, производительности, годе выпуска и сроке эксплуатации оборудования; требуемое количество к закупке; гарантийный срок на покупку нового оборудования; географическое положение медицинского учреждения и необходимый срок поставки; сведения о валюте, в которой оценивается медицинский аппарат, а также актуальные курсы валют.
Следующим вариантом действий является формирование цен с помощью использования информации из государственных контрактов прошлых годов. Этот метод используется, если информации по ценам фактически нет или на рынке присутствует единственный вариант. В случае анализа цен с помощью контрактов, необходимо учитывать как минимум 5 контрактов, разница цен в которых не превышает тридцать процентов, если же по данному оборудованию количество контрактов не доходит до 5, то можно учитывать и контракты с разницей в цене более 30%. В данному случае цена (С) может быть рассчитана по следующей формуле [5]:
С = ^р+^хк,
2 '
где Мср - средняя цена медицинского оборудования по контракту; Мед - цена, согласно единственному полученному ответу на запрос цены; К - требуемое количество медицинского оборудования.
Если же не удалось получить ни одного ответа по цене, то формула будет выглядеть так [5]:
С = МсрХ К.
В рамках 44-ФЗ, который регулирует закупку медицинского оборудования, не содержится требование об обязательном включении в контракт пунктов о технической поддержке и обеспечение обучения персонала работе на новом медицинском оборудовании [6]. Поэтому данные условия ранее не включались в контракт, что давало возможность компаниям без лицензии оказывать услуги по ремонту оборудования. Также 44-ФЗ регламентирует процесс прогнозирования и планирования дефицитных позиций. Формализация данного процесса поможет в составлении заявок.
В настоящее время заказы на приобретение высокотехнологичного медицинского оборудования происходят в форме электронного аукциона. Согласно постановлению Правительства от 27.02.2008 г. № 236-р, «Аппаратура медицинская; средства измерения; фото- и киноаппаратура, часы» (код по ОКДП 3300000) закупаются в форме электронного аукциона [7]. В случаях чрезвычайной ситуации или экстренной необходимости заказ может быть размещен без процедур анализа или у единственного поставщика. К примеру, эпидемия СОУГО-19 признана обстоятельством непреодолимой силы. Данное положение дает право поставщикам не оплачивать неустойки (штрафы) за срыв сроков поставок, которые были указаны в контракте, непредставление услуг и работ согласно ч. 9 ст. 34 44-ФЗ. Однако необходимо предоставить доказательство непреодолимости данных обстоятельств, к примеру письма от поставщиков о невозможности поставки комплектующих.
Согласно п. 9 ст. 93 44-ФЗ, медицинским учреждениям разрешено закупать медицинское оборудование для борьбы с пандемией, но необходимо подтверждение о целесообразности закупки для проведения лечения [7]. Для помощи бизнесу в последнее время введены новые изменения в федеральные законы. К примеру, заказчики теперь имеют право: на изменение цен и сроков поставки из-за пандемии коронавируса; обязательства по контракту могут быть не обеспечены с случаях доказательства форс-мажорных обстоятельств; увеличивать цены в случае, когда есть подтверждающие документы на увеличение себестоимости производства.
В 2020 году объем государственных закупок составил 12% от общего объема ВВП Российской Федерации. Государственные закупки выступают в качества катализатора роста экономики и услуг в секторе, способствуют введению инноваций, разработке новых проектов и улучшению качества жизни обычных граждан. СОУГО-19 выявил новые проблемы в сфере государственных закупок: появились новые случаи коррупции и мошенничества с государственными контрактами; инфляция, недостаток рабочей силы, низкий уровень заработный платы, дефицит на рынке комплектующих; перебои в
транспортировках и локдауны вызвали критический дефицит в обеспечении запасов медикаментов и вакцин для стран Африки, Азии и Российской Федерации.
Для решения данных проблем государствам предлагают объединиться и решать вместе мировые проблемы. К примеру: проводить закупки на государственном уровне совместно с другими государствами, данный механизм поможет получать более справедливые цены от поставщика (чем больше объем, тем меньше цена за единицу продукции), также производители выполняют в первую очередь крупные заказы, что ведет к уменьшению сроков поставок; упрощать процедуру закупок, чтобы их можно было проводить в кратчайшие сроки в условиях пандемии; заключать контракты исключительно с производителями продукции, чтобы уменьшить количество посредников в цепи поставки.
В зарубежных странах прибегают к следующей мере - цифровизация всех процессов, которые участвуют в формировании закупки медицинского оборудования. В настоящее время контроль закупочной деятельности проходит в рамках собственного законодательства, однако, в рассмотренных случаях мы можем наблюдать влияние мировых трендов на закупочную деятельность по всему миру. Необходимо учитывать обмен опытом с коллегами из других стран и регионов, а также методические указания руководства и лучшие практики, подготовленные по итогам проведения совместных тематических мероприятий и в рамках деятельности многосторонних организаций. Заключение
В итоге, стоит отметить, что система государственных закупок медицинской техники является довольно сложной, она постоянно модернизируется. Пандемия СОУГО-19 послужила катализатором для выявления проблем в системе государственных закупок. Глобальную пандемию можно победить только объединившись, решая проблему совместно с другими странами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ф3.
2. Приказ Минпромторга России от 17.02.2020 г. № 521 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции по отраслям».
3. Сравнение компьютерных томографов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stormoff.ru/media-сеШег/а1Ис^/а111с1е_22 (дата обращения 12.09.2021).
4. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования».
5. Смирнова Е.А. Управление глобальными цепями поставок: торгово-экономический подход: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. 165 с.
6. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.