ОШИБКИ И НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Т.И. Эккерт1, студент
Научный руководитель: В.В. Тихонов, канд. юрид. наук, доцент1, старший преподаватель2
1Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Ростовский филиал Российского Государственного университета Правосудия (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1156
Аннотация. В статье рассматриваются ошибки и нарушения возникают в сфере товаров, работ, услуг для государственных нужд. Исследованы стратегические и тактические меры для совершенствования контроля над государственными заказами. Обнаружено, что недостаток средств защиты и аппаратов искусственной вентиляции легких в российских медицинских учреждениях является показателем недостаточной эффективности существующей системы публичных закупок медицинских товаров в стране. Отсюда следует, что сфера медицинских товаров является достаточно специфической, что накладывает определенные особенности на проведение закупочных процедур в данной отрасли.
Ключевые слова: государственные заказы, стратегические меры, тактические меры, закупочные процедуры, медицинские товары.
Повышение эффективности бюджетных расходов является важнейшей составляющей экономического развития любого государства, особенно в условиях мировой пандемии коронавируса. Важнейшим инструментом достижения данной цели является совершенствование системы публичных закупок как рыночного (квазирыночного) механизма использования госрасходов. В силу этого повышение эффективности закупочных процедур непосредственно, определяет усиление позитивных эффектов влияния бюджетных расходов на экономическую динамику, а в современных условиях пандемии обеспечивает поддержку бизнеса и населения.
Наиболее значимым трендом последних лет стала цифровизация всей системы публичных закупок, которая проявляется в активном проникновении электронных технологий в систему публичных торгов. Начиная с 2019 года практически все закупки, за исключением особых исключительных случаев, проводятся в цифровой среде. Для этого созданы и эффективно функционируют 8 электронных площадок, на которых организовано проведение
электронных торгов, в системе закупок все активнее применяются новейшие информационно-коммуникационные платформенные технологии, по своему техническому уровню соответствующие достижениям науки и техники 4-й промышленной революции.
Вместе с тем, практика осуществления закупок в стране свидетельствует о том, что несмотря на институционально-правовые и технологические преобразования данной сферы до сих пор не удалось коренным образом решить ее сложные системные проблемы, среди которых важнейшими являются неспособность системы публичных закупок обеспечить высокую эффективности бюджетных расходов, а также сохраняющаяся высокая коррупция в данной сфере.
В 2019 году было выявлено 906 фактов нарушения, в сфере контрактной деятельности, значительное количество нарушений при проведении закупок выявлено контрольными органами. За 2019 год Счетная палата РФ выявила нарушения при проведении госзакупок на сумму 237,3 млрд руб.
Все это свидетельствует о том, что система публичных закупок имеет еще огромные резервы повышения эффективности, инструментом которых является в том числе и проведение активных цифровых преобразований в данной сфере.
В этой связи, проблема совершенствования контроля над государственными заказами требует целого комплекса мер как стратегических, так и тактических, среди которых:
1. Совершенствование и постоянная адаптация нормативно-правовых актов и инструкций по осуществлению закупочной деятельности и устранение «двойных трактовок», не позволяющих оперативно реагировать на ситуации;
2. Оптимизация системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров специалистов в области госзакупок с учетом требований современных реалий;
3. Формирование неформальных методов наказания и борьбы с нарушителями законодательства Российской Федерации, с привлечением СМИ и общественности. А также формирование профессиональной этики у госслужащих;
4. Использование лучших зарубежных практик в области оценки эффективности осуществления закупок для государственных нужд;
5. Внедрение инновационных методов и способов осуществления закупочной деятельности, направленных на оптимизацию и автоматизацию работы сотрудников, что поможет исключить человеческий фактор и уменьшит процент ошибок;
6. Корректировка системы наказаний за нарушения в области закупок, увеличение сумм штрафов, использование неформальных методов порицания;
7. Привлечение общественных структур и организаций (Народный Фронт), выявляющих нарушения на всех стадиях осуществления закупок от планирования, размещения, процедур проведения, до заключения и исполнения контрактов.
В связи со сложившейся ситуации необходимо рассмотреть государственные закупки в сере медицины. Повышение качества оказываемой населению медицинской помощи напрямую зависит от прини-
маемых управленческих решений и способов их реализации, в свою очередь обусловленных состоянием системы менеджмента лечебного учреждения. Наиболее эффективное управление достигается при наличии системного подхода к решению задач по оптимизации процесса оказания медицинской помощи и взаимосвязанных с ним сопутствующих процессов.
Значимость системы закупок медицинских товаров особенно проявляется в последние месяцы на фоне развития пандемии коронавируса. Недостаток средств защиты и аппаратов искусственной вентиляции легких в российских медицинских учреждениях, невозможность быстрого удовлетворения потребности в данной продукции посредством системы публичных закупок является показателем недостаточной эффективности существующей системы публичных закупок медицинских товаров в стране. В данный момент Правительством РФ разработан план по повышению эффективности оснащения медицинских учреждений каждого региона Российской Федерации в период пандемии СОУШ-19. Порядка 13 миллиардов рублей выделено на закупку медицинской техники, включая аппараты искусственной вентиляции лёгких, а также реанимобилей и машин скорой помощи, которые начнут поступать в регионы уже в апреле.
Конечно же, в таких условиях не могло обойтись без ряда изменений в сфере госзакупок. Письмо с изменениями правил Минфин опубликовал 20 марта. Распространение вируса носит чрезвычайный характер, это обстоятельство непреодолимой силы, пишет министерство. В таких случаях закон о госзакупках разрешает заказчикам ссылаться на режим чрезвычайной ситуации и закупать товары и услуги у единственного поставщика без конкурса, если другие способы закупки требуют больше времени. Покупать товары и услуги, которые понадобились из-за распространения вируса, заказчики смогут у единственного поставщика, если введен режим повышенной готовности. Из-за долгих процедур можно не успеть предотвратить чрезвычайную ситуацию, объясняет представитель Минфина. Сейчас режим повышен-
ной готовности из-за коронавируса введен во всех регионах России.
Злоупотребления, конечно, будут - режим чрезвычайной ситуации дает возможность списывать всё на непреодолимые обстоятельства. Можно выбрать поставщика и объяснить, что только он смог сделать необходимое, готовить срочные закупки тех же масок, антисептиков, но в десять раз дороже. Вряд ли приобретаемые во время чрезвычайной ситуации товары или работы потеряют в качестве, но наверняка вырастут в цене, это вызывает опасение.
Медицинские товары имеют определенные особенности, которые должны учитываться при выработке направлений повышения эффективности закупочной деятельности в данной сфере:
- данные товары имеют жизненно-важное значение, от их качества напрямую зависит уровень обеспеченности населения медицинской помощью;
- очень часто данная продукция имеет сложные технические и иные характеристики, что усложняет формирование конкурсной документации, требует от специалистов по закупкам специализированных знаний и навыков;
- очень часто при закупках медицинских товаров ценовой критерий не является определяющим при определении победителей торгов, а большее значение имеют квалификационные признаки поставщика.
- срыв закупки медицинских товаров, как и нарушение иных условий контракта (задержка поставки продукции, поставка продукции с иными потребительскими свойствами, поставка некачественной продукции) имеет огромные риски для системы здравоохранения, оказывает негативное влияние на состояние национальной безопасности.
В этой связи повышение эффективности публичных закупок медицинских товаров должно осуществляться посредством учета данных особенностей с одной стороны и недопущением излишней свободы заказчиков, которая позволяла бы им совершать коррупционные преступления - с другой стороны.
Конкретными направлениями повышения эффективности публичных закупок медицинских товаров будут следующие:
- обеспечение централизации публичных закупок медицинских товаров. Так, муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения имеют схожий объем и состав закупаемой продукции медицинского назначения. При этом достаточно затруднительно иметь нескольких квалифицированных специалистов по закупкам в разных учреждениях. Формирование единого центра, в который бы поступали электронные заявки из различных учреждений, и который бы брал на себя всю работу по проведению электронных закупок медицинских товаров позволило бы существенно повысить эффективность системы публичных закупок в данной сфере.
- формирование типовых контрактов на закупки медицинских товаров. Многочисленная практика ФАС, связанная с оспариванием результатов закупок медицинской продукции, выявлением нарушений в данной сфере, связанных в первую очередь с незнанием и неумением специалистов по закупкам формировать конкурсную документацию приводит к тому, что очень часто происходит срыв сроков поставки жизненно важных медицинских товаров. Одним из выходов из данной ситуации является формирование электронной базы типовых контрактов на закупки различной медицинских продукции, которая бы использовалась всеми участниками закупки.
- использование цифровых технологий при формировании контрактов, онлайн конструкторов конкурсной документации. Современные технологии вплотную приблизились к тому, чтобы сформировать систему, которая бы требовала от оператора лишь ввода определенного набора данных (выбора вида закупаемой медицинской продукции, сроков, в которые требуется ее поставка и т.д.). Такие системы на основе нейросетей уже сегодня частично используются в справочно-правовых системах, обеспечивающих на основе интеграции действующего законодательства формирование действенной системы договорных отношений.
Таким образом, можно заключить, что сфера медицинских товаров является достаточно специфической, что накладывает определенные особенности на проведение закупочных процедур в данной отрасли. Широкое внедрение цифровых технологий в данной отрасли должно происходит достаточно осторожно, в целях недопущения
срыва поставок жизненно-важной медицинской продукции, при этом такое внедрение должно происходить неминуемо, так как именно цифровизация закупок медицинских товаров является основным фактором повышения эффективности и снижения коррупционных рисков в данной сфере.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Часть 1 ст. 18 «Закон о контрактной системе»
3. ГКУ УР «РЦЗ УР»
ERRORS AND VIOLATIONS IN THE SPHERE OF PURCHASING GOODS, WORKS,
SERVICES FOR STATE NEEDS
T.I. Eckert1, Student
Scientific adviser: V.V. Tikhonov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor1, Senior Lecturer2
1South Russian Institute of Management - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation 2Rostov Branch of the Russian State University of Justice (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The article deals with errors and violations occurring in the field of goods, works, services for state needs. Investigated strategic and tactical measures to improve control over government orders. It was found that the lack of protective equipment and mechanical ventilation devices in Russian medical institutions is an indicator of the insufficient efficiency of the existing system of public procurement of medical goods in the country. It follows that the field of medical products is quite specific, which imposes certain peculiarities on the procurement procedures in this industry.
Keywords: government orders, strategic measures, tactical measures, procurement procedures, medical goods.