ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПЕРИОД
ПАНДЕМИИ СОУГО-19
О.Н. Гражданкина, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-128-131
Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие государственных закупок в соответствии с нормами Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исследованы проблемы, связанные с осуществлением закупок в период пандемии, проанализированы конкретные меры поддержки государства, направленные на профилактику, предупреждение и устранение последствий коронавирусной инфекции. Автор приходит к выводу, что в настоящее время система государственных закупок в Российской Федерации достаточно громоздка и немобильна, в связи с чем условия сложной эпидемиологической обстановки определили недостаточную подготовленность властей для борьбы с пандемией и стали дополнительным стимулом для реформирования системы государственных закупок.
Ключевые слова: государственные закупки, государственный заказчик, контракт с единственным поставщиком, дистанционный режим.
Пандемия коронавирусной инфекции 2019-nCoV внесла существенные изменения в процессы функционирования всех сфер государственной деятельности. Страны всего мира были вынуждены оперативно реагировать на каждое изменение ситуации, связанной с коронавирусной инфекцией, чтобы не допустить ухудшение обстановки и предотвратить как человеческие, так и экономические потери. Затянувшийся режим самоизоляции и острая необходимость соблюдения всех карантинных мер сказались не только на экономике России в целом, но и сегменте государственных закупок в частности.
Система государственных закупок в Российской Федерации достаточно громоздка и немобильна, в связи с чем, прорывные технологии здесь приживаются относительно медленно. Но перемены, связанные с мировой эпидемиологической ситуацией, определили особую важность готовности всех государственных служб к непредвиденным событиям.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (далее - №44-ФЗ) государственные закупки представляют собой совокупность действий, осуществляемых заказчиком для обеспечения государственных нужд. Государственным заказчиком, в свою очередь, выступает орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ, осуществляющий полномочия по принятию бюджетных обязательств и проведению закупки [1].
Эпидемиологическая ситуация в стране активизировала нормотворческую деятельность государства, которое оперативно реагировало на все изменения, связанные с распространением инфекции. Так, в марте 2020 года Министерство Финансов (далее - Минфин РФ) и Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС РФ) определили, что пандемия коронавирусной инфекции - это обстоятельства непреодолимой силы, в связи с чем, территориальным подразделениям необходимо принимать этот факт во внимание при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, о включении в реестр недобросовестных поставщиков и при проведении проверок [2].
В опубликованном Минфином России письме «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov» говорится о том, что ситуация, связанная с распространением вируса СОУШ-19, позволяет освобождать поставщиков от оплаты неустойки за нарушение графика поставок, непредоставление услуг и работ согласно ч. 9 ст.34 № 44-ФЗ. Однако в законе оговорена необходимость предоставления доказательств непреодолимости складывающихся обстоятельств.
Кроме того, в своём письме территориальным подразделениям ФАС РФ уточнила, что в соответствии с нормами №44-ФЗ заказчик вследствие таких обстоятельств имеет право осуществлять закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика. Но в условиях пандемии он вправе проводить такие закупки при наличии причинно-следственной связи между необходимым товаром, работой, услугой и их применением для предупреждения, профилактики, и ликвидации последствий, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Так, согласно статистическим данным исследовательского аналитического центра на период пандемии заказчиками было заключено 467 382 контрактов с единственным поставщиком на общую сумму 823,39 млрд рублей. За аналогичный период 2019 года единственный поставщик составил 709,39 млрд рублей по сумме и 709 482 по количеству заключенных контрактов [3].
Следующей мерой поддержки экономического сектора страны стало принятие решения о неприменении штрафных санкций по отдельным государственным контрактам ввиду распространения инфекции СОУГО-19. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19 марта 2020 г. № 672-р по соглашению сторон разрешается изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику требования об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств [4].
Чрезвычайность ситуации, связанная с распространением инфекции, требовала от властей многих стран быстрого принятия решений, упрощающих процедуры государственных закупок. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 443 от 3 апреля 2020 года конкурсные комиссии по осуществлению закупок смогли рассматривать заявки удаленно -по аудио- или видеосвязи.
Здесь следует подчеркнуть, что соблюдение карантинных мер было первоочередной задачей государства, и благодаря дистанционному взаимодействию члены комиссии смогли осуществлять рассмотрение заявок на участие в закупке, не присутствуя лично на заседании и не подвергая заражению себя и окружающих людей. Но ввиду того, что протоколы таких заседаний являются обязательными, комиссии стали предоставлять их в электронном виде с наличием квалифицированной электронной подписи и при условии соблюдения требований законодательства РФ о защите государственной тайне [5]. Кроме того, к мерам, принимаемым ФАС России в связи с пандемией COVID-19, следует отнести переход на дистанционный режим рассмотрения жалоб на государственные закупки, закупки государственных компаний, а также жалоб по обращениям о включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков.
20 марта 2020 года ФАС также объявила о приостановке проведения проверок в связи с распространением коронавирусной инфекции. В сообщении антимонопольного ведомства отмечается, что, учитывая сложившуюся эпидемиологическую обстановку, ведомство вводит изменения в проведение проверок и рассмотрение дел, но при этом работает в штатном режиме и продолжает незамедлительно реагировать на случаи нарушения действующего законодательства.
Несмотря на введение новых норм, позволяющих упростить процедуру государственных закупок, кризис, вызванный пандемией COVID-19, обострил ряд уже существующих проблем. Согласно статистическим данным, наиболее востребованными товарами на период пандемии в 2020
году стали средства индивидуальной защиты, бесконтактные термометры, антисептические и дезинфицирующие средства, а также оборудование для облучения, (электрическое диагностическое и терапевтическое) применяемое в медицинских целях. Очевидно, что с марта 2020 года отметился резкий спрос на медицинские маски и другие средства индивидуальной защиты, а также произошло повышение объемов их розничных продаж в аптечных организациях и организациях розничной торговли. Однако, несмотря на повышение спроса, часть аптечных организаций не могла закупить новые партии медицинских масок в связи с сокращением предложения медицинских масок от поставщиков, другая часть аптечных организаций не могла их приобрести ввиду резкого повышения оптовых цен. Исходя из информации, представленной поставщиками медицинских масок, из-за возросшего спроса на медицинские маски запасы на складах производителей медицинских масок быстро заканчивались, несмотря на полную загрузку оборудования и переходом на круг-
государственных контрактов сказалось на поставках как средств индивидуальной защиты, так и бесконтактных термометров, антисептических и дезинфицирующих средств. Российские производители не смогли справиться с резким ростом потребности, а европейские и азиатские партнеры ограничили отгрузки для обеспечения своих внутренних потребностей.
Таким образом, условия сложной эпидемиологической обстановки в мире определили недостаточную подготовленность властей для борьбы с пандемией и стали дополнительным стимулом для реформирования системы государственных закупок: введение дистанционного режима работы, внедрение цифровых технологий, обязательное применение электронной подписи - это новые реалии, с которыми столкнулась контрактная система России. События 2020 года подтвердили тот факт, что сфера закупочной деятельности в России заслуживает особого внимания ввиду того, что в чрезвычайных ситуациях от эффективности её функционирования напрямую зависят жизни людей.
лосуточный режим работы. Невыполнение
Библиографический список
1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (Дата обращения 11.03.2021)
2. Совместное письмо Минфина России от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, МЧС России от 03.04.2020 № 219-АГ-70, ФАС России от 03.04.2020 № МЕ/28039/20 об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV // Официальный сайт Министерства Финансов России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=129945 (Дата обращения 11.03.2021)
3. Исследование национального рынка государственных закупок в период пандемии COVID-19 // Официальный сайт исследовательского аналитического центра. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nrpz.ru/rejtingi-i-issledovaniya (Дата обращения 11.03.2021)
4. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 N 672-р «Об особенностях исполнения госконтрактов по прилагаемому перечню в связи с введением временных мер по предотвращению распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции» // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348141/ (Дата обращения 11.03.2021)
5. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 443 (ред. от 08.05.2020) "Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" // Консультант Плюс. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349466/ (Дата обращения 11.03.2021)
6. Дровнина О.С., Паулов П.А. Виды и способы разрешения рисков, возникающих в сфере государственных закупок // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 5-1. - С. 126-128.
SPECIFIC FEATURES OF PUBLIC PROCUREMENT DURING COVID-19
PANDEMIC PERIOD
O.N. Grazhdankina, Student
Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. This article examines the concept of public procurement in accordance with the provisions of the Federal Law "On the contractual system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs", investigates the problems associated with procurement during a pandemic, analyzes specific government support measures aimed at preventing, preventing and eliminating the consequences of coronavirus infection. The author comes to the conclusion that at present the public procurement system in the Russian Federation is rather cumbersome and immobile, and therefore the conditions of the complex epidemiologi-cal situation in the world determined the insufficient preparedness of the authorities to combat the pandemic and became an additional incentive for the reform of the public system purchases.
Keywords: government procurement, government customer, contract with a single supplier, remote mode.