Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СЕТЕВЫХ ФОРМ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВИЯ)'

АНАЛИЗ СЕТЕВЫХ ФОРМ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВИЯ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИНТЕРНЕТ / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-ЦЕРКВИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дрягалов В. С.

Данная статья посвящена анализу проблемы современных сетевых форм религиозной жизни. Основной акцент сделан на изучении опыта российского православия в рамках данной проблематики. Актуальность данной темы объясняется тем, что постоянно растущая потребность современного общества в цифровых развлечениях и общению в различных социальных сетях позволяет рассматривать интернет как «новый социальный институт». Постепенная интеграция интернета во все сферы повседневной жизни человека затронула и такие глубинные пласты человеческой культуры, неизменные на протяжении не одной сотни лет, как религия и духовность, породив при этом целый ряд проблем. С целью сохранения последователей мировые конфессии, вынужденные отвечать на вызовы меняющейся среды, предлагают совершенно новые формы религиозной жизни, которые помогают поддерживать постоянную связь с паствой, формируя коммуникацию на уровне сетевого диалога, с помощью различных интернет-проектов. И именно такие формы коммуникации (на примере православия) в связи с их низким уровнем изученности являются проблемным полем данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF NETWORK FORMS OF RELIGIOUS LIFE (FOR EXAMPLE ORTHODOXY)

This article analyzes the problems ofmodernnetwork forms of religious life. The main emphasis is on studying the experience of Russian Orthodoxy in this context. The relevance of this topic due to the fact that the growing need of the modern society in digital entertainment and communication in different social networks allows us to consider the Internet as "a new social institution." The gradual integration of the Internet into all spheres of everyday life, touched on such deep layers of human culture, unchanged for one hundred years, as religion and spirituality, thus giving rise to a number of problems. With the aim of preserving the followers of world faiths are forced to answer the challenges of a changing environment, offers a completely new form of religious life that help to maintain constant contact with the flock, forming a communication network-level dialogue, through various online projects. And such forms of communication (on the example of Orthodoxy) in conjunction with their low level of scrutiny, are problematic field of this research.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СЕТЕВЫХ ФОРМ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВИЯ)»

АНАЛИЗ СЕТЕВЫХ ФОРМ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВИЯ)1

Дрягалов Вячеслав Сергеевич, младший научный сотрудник, ассистент

Астраханский государственный университет

Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: helios82@yandex.ru

Данная статья посвящена анализу проблемы современных сетевых форм религиозной жизни. Основной акцент сделан на изучении опыта российского православия в рамках данной проблематики. Актуальность данной темы объясняется тем, что постоянно растущая потребность современного общества в цифровых развлечениях и общению в различных социальных сетях позволяет рассматривать интернет как «новый социальный институт». Постепенная интеграция интернета во все сферы повседневной жизни человека затронула и такие глубинные пласты человеческой культуры, неизменные на протяжении не одной сотни лет, как религия и духовность, породив при этом целый ряд проблем. С целью сохранения последователей мировые конфессии, вынужденные отвечать на вызовы меняющейся среды, предлагают совершенно новые формы религиозной жизни, которые помогают поддерживать постоянную связь с паствой, формируя коммуникацию на уровне сетевого диалога, с помощью различных интернет-проектов. И именно такие формы коммуникации (на примере православия) в связи с их низким уровнем изученности являются проблемным полем данного исследования.

Ключевые слова религия, интернет, религиозные сети, конфессиональная безопасность, православие, религиозные организации, интернет-церкви, информационное общество

ANALYSIS OF NETWORK FORMS OF RELIGIOUS LIFE (FOR EXAMPLE ORTHODOXY)

Dryagalov Vyacheslav S., Junior Researcher, Assistant Astrakhan State University

20a Tatisheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: helios82@yandex.ru

This article analyzes the problems ofmodernnetwork forms of religious life. The main emphasis is on studying the experience of Russian Orthodoxy in this context. The relevance of this topic due to the fact that the growing need of the modern society in digital entertainment and communication in different social networks allows us to consider the Internet as "a new social institution." The gradual integration of the Internet into all spheres of everyday life, touched on such deep layers of human culture, unchanged for one hundred years, as religion and spirituality, thus giving rise to a number of problems. With the aim of preserving the followers of world faiths are forced to answer the challenges of a changing environment, offers a completely new form of religious life that help to maintain constant contact with the flock, forming a communication network-level dialogue, through various online projects. And such forms of communication (on the example of Orthodoxy) in conjunction with their low level of scrutiny, are problematic field of this research.

Keywords: religion, Internet, religious networks, religious security, Orthodoxy, religious organizations, Internet Church, the information society

Религиозное воспитание в контексте киберсоциализации человека можно рассматривать с двух сторон, так как его главная характеристика - духовность - может быть и светской, и религиозной. Само по себе воспитание практически определяет направления этического и эстетического развития, формирует индивидуальное мировоззрение и ценностные установки личности, вырабатывает гражданскую и религиозную позиции,

'Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 17-33-01095"а2 «Транснациональные религиозные сети и конфессиональная безопасность». (The work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 17-33-01095"a2 "Transnational religious networks and confessional security ".)

а также сказывается на психическом и физическом развитии людей. На сегодняшний день многие задачи духовно-нравственного развития человека осуществляются не только традиционными методами, но и в контексте виртуального пространства за счет приобщения людей к инновационным технологиям. Развитие технологий также затронуло мировые религии и современные религиозные культы. Интернет в XXI в. стал для них новым средством распространения религиозной культуры среди его пользователей. В рамках данной статьи мы рассмотрим деятельность Русской Православной Церкви (в дальнейшем РПЦ) в российском интернет-пространстве.

Интернет как «новый социальный институт». Одним из трендов современной массовой культуры является ориентация общества на цифровые развлечения и общение в различных социальных сетях. Этот факт позволяет целому ряду современных исследователей (И.А. Мальковская, Н.С. Прохорова, В.А. Михайлов и др.) рассматривать интернет как «новый социальный институт» [17, с. 38-42]. Развивает идею виртуальности современного обществаи специалист по виртуальной психологии Н.А. Носов, который считает, что в основе современного мировоззрения лежит идея о том, что мир виртуален. По его мнению, основными свойствами «виртуальности» (независимо от ее природы технической, физической, социальной, психологической и др.) являются:

• порожденность (посредством другой реальности);

• актуальность (так как существует «здесь и сейчас»); интерактивность (имеющая связь с другими видами реальности, в том числе и с порождающейее);

• автономность (имеет свои законы, пространство и времясуществования) [10, с. 5].

Такое взаимоотношение виртуального и реального приводит исследователя к

идее о том, что «виртуальная реальность - это другая реальность, а не нереальность» [10, с. 7], что особенно приложимо в современной культуре к пространству интернета. Поэтому феномен «виртуальности» к концу XX - началу XXI в. становится едва ли не равнозначным объективной реальности.

Американский социолог М. Кастельс считает, что информационное общество -это «сама реальность (т.е. материальное / символическоесуществование людей), которая полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, где внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом» [7, с. 94]. Действительно, стремление переместиться в иное пространство, отличное от привычного рутинного бытия, присутствовало ещё у наших далёких предков. Изначально его реализация была возможна с помощью голоса опытного сказителя историй и имела сакральный характер. А вот начало виртуализации социокультурной жизни, по мнению российского социолога Е.В. Ковалевской, относится «к изобретению письменности, и далее к книгопечатанию, театру, кино, и, наконец, компьютерной виртуальной реальности» [8, с. 37]. То есть процесс виртуализации общества развивался параллельно с поступательным движением технического прогресса. После изобретения печатного станка и появления в первую очередь художественной литературы, путешествия - перемещения в другую реальность становятся более индивидуальными, поскольку требуют дополнительного обучения грамоте, но после изобретения радио, а затем и кинематографа подобные погружения в иные миры вновь начинают носить массовый характер. После наступления эпохи телевидения человечество постепенно начало интегрироваться в глобальные информационные сети, а вошедший в привычку у большинства телезрителей вечерний клик кнопками на пульте телевизора запустило плохо контролируемый процесс бесконечного коллажирования информации, образов и смыслов. Миллионы зрителей у экранов телевизоров получили возможность, находясь в комфортных условиях, визуально перемещаться как в реальные, так и в выдуманные пространства. А команды новоявленных демиургов, состоящие из телевизионщиков и кинематографистов, получили возможность не только создавать симу-лятивные копии реального мира, но и творить абсолютно новые вселенные. Таким

образом, заложенные телевидением основы контентного восприятия реальности после появления мировой глобальной сети интернет получили в ней логическое продолжение. Кроме того, интернет, как новый способ коммуникации, ознаменовал собой переход от монологичности, которое было присуще телевидению, к интерактивности и диалогу. Естественно, что в условиях практически ничем не ограниченной свободы выражения мнения и видения реальности человеческое сознание претерпевает радикальные изменения, и этот процесс продолжает набирать обороты до сих пор. Причём постепенная интеграция интернета во все сферы повседневной жизни человека затронула и такие глубинные пласты человеческой культуры, неизменные на протяжении не одной сотни лет, как религия и духовность. По мнению отечественного социолога Ф.Г. Майленовой, «всю духовную жизнь человечества можно представить себе как один огромный виртуальный мир со своими обитателями, иерархией, законами» [9, с. 173]. При таком подходе, если он будет представлен как мнение масс, церковь, как институт, рискует превратиться в виртуальном пространстве в один из многочисленных мемов, что в реальности может привести к глобальному хаосу, связанному с утерей ценностных ориентиров обществом. Вот почему в условиях современной дуальностибытия и нарастающем процессе деформации привычной картины миры у пользователей мировой сети, выражающейся в тотальной критике истин, являющихся аксиомами в реальном мире, вопрос сохранения паствы является одним из ключевых практически для всех мировых традиционных религий. Поэтому с целью сохранения последователей мировые конфессии, вынужденные отвечать на вызовы меняющейся среды, предлагают новые формы религиозной жизни, которые помогают поддерживать постоянную связь с паствой, формируя коммуникацию на уровне сетевого диалога с помощью различных интернет-проектов. Массовое развитие сетевых проектов стало возможным после появления высокоростной версии интернета (Web 2.0), адаптированной под нужды непрофессиональных пользователей. Именно этот фактор и помог появиться новым каналам онлайн-коммуникации - чатам, форумам и социальным сетям, главными составляющими которых «является гибкость, простота, удобство и функциональность интерфейса, обуславливающих открытость и всеобщую доступность для каждого, вне зависимости от уровня подготовки, пола, возраста социального статуса и степени культурного и интеллектуального развития» [16, с. 59].

Сетевые формы религиозной жизни. Вышеперечисленные каналы коммуникации с некоторых пор стали часто использоваться и в проектах различных религиозных организаций. К примеру, на Западе, а также постепенно и в рунете, всё активнее развивается идея интернет-церквей. Поэтому быть прихожанином одной из таких церквей для большинства активных участников сетевой жизни вполне привычное явление. В качестве примера можно привести интернет-церковь Христа (The Internet Church of Christ - http:IIwww.internetchurchofchrist.org), I-Церковь (I-Church - http:IIwww.i-church.org), интернет-церковь св. Иоанна (The St. John's Internet Church - http:IIwww.religionnet.com) и целый ряд других.

Интернет-церкви привлекают прихожан целым рядом факторов. Одной из таких причин, по мнению директора по связям Оксфордский Епархии Ричарда Томаса (Richard Tomas), является «желание знать и быть известным, действительно принадлежать обоснованно благосклонному сообществу, не будучи ограниченным одним местом и одним временем, которое является привлекательностью Интернет-церкви» [1]. Он также считает, что «Вы можете принадлежать (к церкви), независимо от того, где вы территориально находитесь, независимо от того, как часто вы путешествуете, независимо от того, насколько трудно находиться в церкви в воскресенье утром. Вы можете принадлежать (к церкви) везде, где бы вы ни находились» [1]. Кроме того, Ричард Томас подчеркивает важность существования интернет-церкви для тех, кто физически неспособен добраться до обычной церкви, но также нуждается в духовной поддержке и может ее получить от интернет-сообщества [1].

Однако эта точка зрения, судя по всему, не разделяется большинством российских прихожан, поскольку в России интернет-церкви не снискали большой популярности. Одной из причин называется отношение к исповеди. Не секрет, что значительный процент христианской аудитории в российском сегменте интернета исповедует православие. По мнению протоирея Владимира Вигилянского, с 2005 по 2012 г. руководившего пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси, верующие Русской Православной Церкви считают, что «исповеди по Интернету быть не может, потому что исповедь - это церковное таинство» [5]. Однако это не означает, что РПЦ не рассматривает сетевое взаимодействие со своими прихожанами как важный стратегический ресурс.

По словам российского религиозного и общественного деятеля Андрея Кураева, «усиленная нагрузка на разум, которая дается в Интернете, как раз способствует развитию тех мышц, которые оказались сильнее всего атрофированы в церковной жизни в XX в., - мышц богословия» [6].

В начале 2013 г. патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем обращении, размещенном на сайте «Православие.ру» писал, что «миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети - всё это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там - значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг - обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви...» [14]. Сам патриарх имеет свой личный аккаунт, на который подписано около 400 тыс. пользователей интернета, в социальной сети «ВКонтакте» [13]. На его странице ежедневно выкладываются отрывки из проповедей, литургий и служб.

Анализ деятельности русской православной церкви в интернет-пространстве. В продолжение темы, с целью изучения сетевой активности был проведен анализ деятельности русской православной церкви в интернет-пространстве. В рамках работы над данной статьёй основной акцент был сделан на поиск и изучение контента, адаптированного в первую очередь для русскоязычных пользователей, поскольку, как отмечалось выше, православие, по большей части, распространено на территории Российской Федерации. Анализ включал в себя обзор различных социальных сетей и форумов, официальных сайтов РПЦ (включая сайты региональных церквей и приходов), а также целый ряд тематических мобильных приложений.

В результате проведённого исследования удалось выяснить, что самыми крупными и наиболее популярными сайтами, созданными при поддержке РПЦ, являются сайты Сретенской церкви [12] и «Русская Православная Церковь» [13]. Официальный сайт Сретенской православной церкви первоначально назывался «Православие-2000» и был запущен 29 декабря 1999 г. На данный момент на страницах сайта можно найти информацию об истории православия в России, основах православной культуры, новостную ленту, календарь религиозных праздников, расписание богослужений в сретенском монастыре, электронную библиотеку религиозных книг и многое другое. Также в отдельном разделе можно задать любой интересующий вопрос священнику. Сайт имеет российскую, сербскую и английскую версии [12]. По статистическим данным информационного портала Rambler (на 19.09.2017), в среднем данный сайт посещают 1,2-1,5 млн человек в месяц [15].

Ещё один сайт, под названием «Русская Православная Церковь», был запущен в работу 8 апреля 2002 г. и первоначально являлся сайтом пресс-службы Московской патриархии. На нем практически ежедневно размещаются новости российского православия, сопровождающиеся фото- и видеоотчетами, представлен перечень всех епархий, митрополий и их настоятелей не только территории России, но и за рубежом. Также на данном сайте существует раздел «Патриарх», на котором постоянно выкладываются проповеди, приветствия по случаю религиозных праздников, по-

здравления с днем рождения всем митрополитам и епископам от Святейшего патриарха Кирилла [13]. В среднем портал посещают около 330-340 тыс. человек ежемесячно (по данным на 19.09.2017) [15].

Говоря о приложениях, адаптированных для использования на смартфонах и планшетах, следует выделить такие приложения, как «Бог.Т^» «Время с богом Lite», «Батюшка-онлайн» и «Книга о церкви», так как, по статистике, они имеют наибольшее количество скачиваний по сравнению с другими церковными приложениями, что говорит об их популярности на территории России. На этом основании был проведён контентный анализ указанных приложений.

«Бог.Т^> - это телеканал общехристианского направления, созданный в 2016 г. и нацеленный по большей части на русскоязычное общество. Как утверждают создатели этого канала, основной его функцией является «служение Богу и людям» [3]. К основному контенту, транслируемому каналом, относятся богослужения из различных церквей по всей России, чтение отрывков из Библии и Евангелия, а также интервью с религиозными деятелями по всему миру. Также на официальном сайте есть функция пожертвований на развитие телеканала.

Ещё одно приложение из указанного выше списка - «Время с Богом Lite» - было создано и запущено в 2013 г. В его функции входит возможность отследить время, которое было потрачено пользователем на чтение Библии или молитву. Приложение регистрирует активную деятельность по четырем категориям и формирует шкалу времени так, чтобы пользователь мог увидеть, на какую деятельность он потратил больше и меньше всего времени. Разработчики приложения предложили фиксировать религиозную деятельность пользователей по таким направлениям, как чтение писаний, культы, молитвы и ведение журнала.

Третье часто загружаемое приложение называется «Батюшка онлайн». Этот всероссийский проект был запущен в сеть в 2011 г. по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла. Суть данного портала заключается в том, что на вопросы обычных пользователей интернета в онлайн-режиме отвечают известные священники РПЦ. На данный момент в проекте задействованы более 50 священнослужителей, среди которых есть профессиональные музыканты, исследователи, юристы, известные спортсмены, популярные телеведущие, врачи, именитые писатели, журналисты, а также потомственные священники, коими являются батюшки из многих городов России, а также Белоруссии, США и других стран мира. Цель проекта -это рассказ о вере в доступном для простого обывателя формате.

Основная задача проекта - вести православную миссию в глобальной сети, оказывая сопротивление пропаганде греха, исповедуя православные ценности и приобщая людей к данной религии [2]. Глава РПЦ также высказался об этом проекте: «Хотелось бы отметить появившийся в этом году в социальной сети "ВКонтакте" миссионерский проект "Батюшка онлайн". Этот проект создан по инициативе Симбирской епархии, но на вопросы участников, которых набралось уже более девяти тысяч, помогают отвечать священники со всей России. Призываю московское духовенство по мере своих сил принимать участие в работе этой православной группы» [4].

Затрагивая приложение «Книга о церкви», следует сказать, что это скорее путеводитель по православному храму, чем книга. Как заявляют разработчики данного приложения, в нем можно найти указания и советы о том, что, как и зачем делать в храме, как понимать все, что мы видим и слышим в храме, кому и как молиться близким, как проводить посты и отмечать православные праздники и т.п. Также в дополнительных разделах размещены иллюстрации икон с прикрепленным к ним описанием и молитвами, интерактивные карты с отмеченными местоположениями храмов и церквей с фотографиями и краткой историей, а также православный календарь, где имеется возможность посмотреть даты постов, праздников и именин.

Подводя краткий итог, следует отметить, что Русская Православная Церковь рассматривает интернет как ресурс для трансляции информации, общения паствы со

священнослужителями по электронной почте, а также для заказа молебнов прихожанами. Особенностью такого подхода объясняется отсутствие необходимости создания интернет-церквей на пространстве Рунета в рамках деятельности РПЦ. Сайты соборов и храмов служат прежде всего для передачи информации, подачи объявлений и распространения христианского учения посредством доступных для всех виртуальных библиотек. Различные тематические сайты, форумы, группы в социальных сетях, а также разнообразные мобильные приложения для платформ IOS и Android позволяют обычному человеку узнать практически все об истории православии, ознакомиться с церковной литературой, задать интересующий вопрос священникам Российский Православной Церкви и т.п. Таким образом, можно сделать вывод, что активность РПЦ в Интернете, направленная на постоянное повышение доступности информации о религиозной жизни, отличается разноуровневым подходом, помогающим формировать коммуникациюна уровне сетевого диалога.

Список литературы

1. Richard Tomas. Why Internet Church? // Thinking Anglicans. - March 5, 2004. - Режим доступа: http://www.thinkinganglicans.org.uk/archives/000499.html, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

2. Батюшка онлайн. - Режим доступа: http://batyushka-online.ru/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

3. Бог.^. - Режим доступа: http://bog.tv/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

4. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Kирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2011 года. - Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1156, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

5. Липич О. Исповедь по Интернету невозможна, считают священнослужители / О. Липич. - Режим доступа: http://www.rian.ru/society/religion/20060804/52270865.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

6. ^раев А. Человек и его компьютер или компьютер и его человек / А. ^раев // Православие и Мир. Ежедневное интернет-СМИ. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/aiticle_826.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

7. ^стельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. ^стельс. -Москва : ГУ-ВШЭ, 2000. - Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-274181.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

8. ^валевская Е. В. Kомпьютерные виртуальные реальности: некоторые философские аспекты / Е. В. ^валевская // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. -Москва : Ин-т человека РАН, 1998. - Вып. 4. - С. 37.

9. Майленова Ф. Г. В виртуальном мире современных нравственных ценностей и убеждений / Ф. Г. Майленова // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. -Москва : Ин-т человека РАН, 1998. - Вып. 4. - С. 173.

10. Носов Н. А. Манифест виртуалистики / Н. А. Носов. - Москва : Путь, 2001. - Режим доступа: http://www.virtualistika.ru/vip_15.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

11. Патриарх ^рилл - Святейший Патриарх Московский и всея Руси. - Режим доступа: https://vk.com/patriarhkirill, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

12. ПРАВОСЛАВИЕ.РУ. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/56/, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус.

13. Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского патриархата. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

14. Святейший патриарх K^nn: Миссия в интернете важна, но не заменяет реальной приходской работы. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/59208.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

15. Статистика Rambler топ 100. - Режим доступа: https://stat.top100.rambler.ru/projects /558177/report/summary/?date_start=2017-09- 12&date_end=2017-09- 18&groupBy=day&orderBy=-title&indicators=visits%2Cpage_views%2Cvisitors&graphs=visits%3Astacked, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

16. Тихонова В. Л. Kультурная самоидентификация в социальной сети интернета / В. Л. Тихонова // Вестник Астраханского государственного технического университета. -2016. - № 1. - С. 59.

17. Хлипун В. В. Становление интернета как социального института / В. В. Хлипун // PRIMO ASPECTU. Волгоградский государственный технический университет. - 2011. -Т. 9, № 7. - С. 38-42.

References

1. Richard Tomas. Why Internet Church? Thinking Anglicans, March 5, 2004. Available at: http://www.thinkinganglicans.org.uk/archives/000499.html.

2. Batyushka onlayn [Father is online]. Available at: http://batyushka-online.ru/.

3. Bog.TV [God.TV]. Available at: http://bog.tv/.

4. Doklad Svyateyshego Patriarha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla na Eparkhialnom sobranii g. Moskvy 23 dekabrya 2011 goda [Report of His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia at the Diocesan Assembly of Moscow on December 23, 2011]. Available at: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1156.

5. Lipich O. Ispoved po Internetu nevozmozhna, schitayut svyashchennosluzhiteli [Confession on the Internet is impossible, believe the clergy]. Available at: http://www.rian.ru/society/religion/20060804/52270865.html.

6. Kuraev A. Chelovek i ego kompyuter ili kompyuter i ego chelovek [Man and his computer or computer and his person]. Pravoslavie i Mir. Ezhednevnoe internet-SMI [Right-glory and Peace. Daily internet media]. Available at: http://www.pravmir.ru/aiticle_826.html.

7. Kastels M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kultura [Information Age: Economics, Society and Culture]. Moscow, State University - Higher School of Economics Publ., 2000, Available at: http://lib.znate.ru/docs/index-274181.html.

8. Kovalevskaya E. V. Kompyuternye virtualnye realnosti: nekotorye filosofskie aspekty [Computer Virtual Reality: Some Philosophical Aspects]. Virtualnye realnosti. Trudy laboratorii virtualistiki [Virtual Reality. Proceedings of the laboratory of virtualistics]. Moscow, Institute of Human Sciences Publ., 1998, no. 4, p. 37.

9. Maylenova F. G. V virtualnom mire sovremennykh nravstvennykh tsennostey i ubezhdeniy [In the virtual world of contemporary moral values and convictions]. Virtualnye realnosti. Trudy laboratorii virtualistiki [Virtual Reality. Proceedings of the laboratory of virtualistics]. Moscow, Institute of Human Sciences Publ., 1998, no. 4, p. 173.

10. Nosov N. A. Manifest virtualistiki [Manifest of Virtualistics]. Moscow, Put Publ., 2001. Available at: http://www.virtualistika.ru/vip_15.html. - Zaglavie s ehkrana. - YAz. rus.

11. Patriarh Kirill - Svyateyshiy Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi [Patriarch Kyril - His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia]. Available at: https://vk.com/patriarhkirill.

12. PRAVOSLAVIE.RU [ORTHODOXY.RU]. Available at: http://www.pravoslavie.ru/56/.

13. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov. Ofitsialnyy sayt Moskovskogo patriarhata [Russian Orthodox Church. Official site of the Moscow Patriarchate]. Available at: http://www.patriarchia.ru/.

14. Svyateyshiy patriarkh Kirill: Missiya v internete vazhna, no ne zamenyaet realnoy prikhod-skoy raboty [His Holiness Patriarch Kirill: The mission on the Internet is important, but does not replace the real parochial work]. Available at: http://www.pravoslavie.ru/59208.html.

15. Statistika Rambler top 100 [Statistics Rambler top 100]. Available at: https://stat.top100.rambler.ru/projects/558177/report/summary/?date_start=2017-09-12&date_end= 2017-09-18&groupBy=day&orderBy=-title&indicators=visits%2Cpage_views%2Cvisitors&graphs =visits%3Astacked.

16. Tikhonova V. L. Kulturnaya samoidentifikatsiya v sotsialnoy seti internet [Cultural self-identification in the social network of the Internet]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Astrakhan State Technical University], 2016, no. 1, p. 59.

17. Khlipun V. V. Stanovlenie internet kak sotsialnogo institute [The formation of the Internet as a social institution]. PRIMO ASPECTU. Volgogradskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universi-tet [PRIMO ASPECTU. Volgograd State Technical University], 2011, vol. 9, no. 7, pp. 38-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.