Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СТАРООБРЯДЦЫ: ОТ ТРАДИЦИОННОСТИ К ВИРТУАЛИЗАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ СТАРООБРЯДЦЫ: ОТ ТРАДИЦИОННОСТИ К ВИРТУАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
591
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЦЫ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕМЬЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / OLD BELIEVERS / VIRTUAL SPACE / CULTURAL IDENTITY / RELIGIOUS IDENTITY / FAMILY / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черничкин Дмитрий Алексеевич, Топчиев Михаил Сергеевич, Дрягалов Вячеслав Сергеевич

Статья посвящена исследованию деятельности старообрядческих согласий в пространстве виртуальных сетей. Старообрядческое движение является довольно консервативным, выборочно принимают современные технологии и новые средства медиакоммуникации, но вынуждено их использовать для связи с родственниками и друзьями из других стран, а также для поиска партнера для создания брачно-семейных отношений. На сегодняшний день в виртуальном пространстве наблюдается наличие обширного религиозного контента старообрядцев: от официальных сайтов религиозных организаций до групп и страниц в различных социальных сетях самих членов общин. Отдельным аспектом исследования станет анализ различных каналов связи между старообрядцами в виртуальном пространстве. Основной методологией данного аспекта исследования стал контент-анализ тематических сайтов (как официальных, так и неофициальных), страниц и групп в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN OLD BELIEVERS: FROM TRADITIONALITY TO VIRTUALIZATION

The article is devoted to the study of the activities of Old Believer consents in the space of virtual networks. The Old Believer movement is quite conservative, selectively adopting modern technologies and new means of media communication, but is forced to use them to communicate with relatives and friends from other countries, as well as to find a partner for creating marriage and family relations. Today, in the virtual space there is an extensive religious content of the Old Believers: from the official websites of religious organizations to groups and pages on various social networks of community members themselves. A separate aspect of the study will be the analysis of various communication channels between Old Believers in virtual space. The main methodology of this aspect of the study was the content analysis of thematic sites (both official and unofficial), pages and groups in social networks.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СТАРООБРЯДЦЫ: ОТ ТРАДИЦИОННОСТИ К ВИРТУАЛИЗАЦИИ»

СОВРЕМЕННЫЕ СТАРООБРЯДЦЫ: ОТ ТРАДИЦИОННОСТИ К ВИРТУАЛИЗАЦИИ13

Черничкин Дмитрий Алексеевич, аспирант Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: chernichkin95@mail.ru

Топчиев Михаил Сергеевич, кандидат политических наук Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, г. Татищева, 20а E-mail: ceo.gfn@gmail.com

Дрягалов Вячеслав Сергеевич, научный сотрудник Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: helios82@yandex.ru

Статья посвящена исследованию деятельности старообрядческих согласий в пространстве виртуальных сетей. Старообрядческое движение является довольно консервативным, выборочно принимают современные технологии и новые средства медиакоммуникации, но вынуждено их использовать для связи с родственниками и друзьями из других стран, а также для поиска партнера для создания брачно-семейных отношений. На сегодняшний день в виртуальном пространстве наблюдается наличие обширного религиозного контента старообрядцев: от официальных сайтов религиозных организаций до групп и страниц в различных социальных сетях самих членов общин. Отдельным аспектом исследования станет анализ различных каналов связи между старообрядцами в виртуальном пространстве. Основной методологией данного аспекта исследования стал контент-анализ тематических сайтов (как официальных, так и неофициальных), страниц и групп в социальных сетях.

Ключевые слова: старообрядцы, виртуальное пространство, культурная идентичность, религиозная идентичность, семья, трансформация

MODERN OLD BELIEVERS: FROM TRADITIONALITY TO VIRTUALIZATION

Chernichkin Dmitriy A., postgraduate student Astrakhan State University

20a Tatischeva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: chernichkin95@mail.ru

Topchiev Mikhail S., Ph. D. (Policy) Astrakhan State University

20a Tatishcheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: ceo.gfn@gmail.com

Dryagalov Vyacheslav S., Researcher Astrakhan State University

20a Tatisheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: helios82@yandex.ru

The article is devoted to the study of the activities of Old Believer consents in the space of virtual networks. The Old Believer movement is quite conservative, selectively adopting modern technologies and new means of media communication, but is forced to use them to communicate with relatives and friends from other countries, as well as to find a partner for creating marriage and family relations. Today, in the virtual space there is an extensive religious content of the Old Believers: from the official websites of religious organizations to groups and pages on various social networks of community members themselves. A separate aspect of the study will be the analysis of various communication channels between Old Believers in virtual space. The main methodology of this aspect of the study was the content analysis of thematic sites (both official and unofficial), pages and groups in social networks. Keywords: Old Believers, virtual space, cultural identity, religious identity, family, transformation

Одной из причин трансформации традиционного религиозного сознания является ускоренное изменение среды объектов, окружающих человека, в частности, появление новых транспортных средств, средств связи, бытовой техники и других технических инноваций. Как типичное отражение растущей глобализации, динамичное развитие традиционных форм медиа, а также взрывное распространение современных технологий (спутниковых, цифровых

13 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-33-01095 (а2) «Транснациональные религиозные сети и конфессиональная безопасность». (The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 17-33-01095 (a2) "Transnational religious networks and confessional security".)

и т. д.) неизбежно приводят к формированию единого информационного пространства, унифицированного для всего постиндустриального общества [17, с. 477]. Однако «новые глобальные реалии» радикально меняют наиболее консервативные структуры общественного сознания и поведения - традиции, обычаи, религиозные и ритуальные практики [11, с. 5]. В связи с этим проблема того, что происходит в современных условиях с культурой, ориентированной на сохранение традиций, становится особенно актуальной.

Вопрос культурных изменений сложен, особенно в рамках религиозных установок и практик. Вкратце, культурные изменения означают пересмотр знаний, которые используются для формирования нового социального поведения [3]. Для того чтобы произошли культурные изменения, люди должны пересмотреть свои нынешние знания и создать новые способы понимания опыта. Культурные изменения - это не просто изучение новой информации, а принятие новых форм социального поведения и реалий окружающего мира. Часто, когда люди получают доступ к новой информации, они либо не понимают её значения, либо отказываются верить её содержанию, либо не могут использовать эти знания для реорганизации своего поведения. Иногда новая информация вступает в противоречие с глубоко укоренившимися ценностями, и хотя люди приобретают новые знания, они не могут изменить свои традиционные культурные модели. Примером могут служить изолированные религиозные общины или отдельные религиозно-ориентированные группы, которые зачастую полностью статичны в плане культурных изменений [2, с. 14]. Одним из таких сообществ являются движение старообрядцев (в различных источниках встречаются «староверы», «древнеправославные», «раскольники», «бородачи»), которые являются довольно закрытыми от посторонних и проживают по большей части вдали от мирского. В последнее время старообрядцы стали всё чаще обсуждаться как журналистами (частое появление новостных сюжетов о староверах), так и в научном сообществе.

Основная цель данного исследования - проанализировать, насколько сильно и быстро изолированное общество интегрирует свои культурные ценности и установки в виртуальное пространство. Эта проблема будет прояснена на примере движения старообрядцев, которые в последние десять лет активно ведут религиозную и общественную деятельность в виртуальном пространстве. Данное движение является довольно консервативным, выборочно принимают современные технологии и новые средства медиакоммуникации, но вынуждено их использовать для связи с родственниками и друзьями из других стран, а также при поиске партнёра для создания брачно-семейных отношений (для старообрядцев брак возможен исключительно между членами своего религиозного движения). Отдельным аспектом исследования станет изучение каналов связи между старообрядцами в виртуальном пространстве. Основной методологией данного аспекта исследования стал контент-анализ тематических сайтов (официальных и неофициальных), страниц и групп в социальных сетях.

Старообрядцы как особое явление в русской духовной жизни. Появление старообрядчества как «особого явления в русской духовной жизни» [14] относится к середине XVII в. Основными поводами для церковного раскола стали процесс «книжной справы», подразумевавший под собой исправление, корректирования всех большинства богослужебных текстов, а также непринятие частью населения страны церковных реформ, проводимых патриархом Никоном. Причиной непризнания церковных реформ, по мнению историков, стала сильная боязнь того, что «антихрист уже воцарился в мире и как бы русскому государству не отпасть от истинного православия» [5, с. 44]. Поэтому возникла такая «крайность», как говорили раскольники, «умрём за единый азь», т. е. «умрём за букву», изменённую в церковных книгах. Однако те изменения, которые были внесены в духовную жизнь русского народа в период этих реформ, были, в принципе, незначительными и несущественными. Тем не менее, это вызвало яростное непринятие у части населения. Сам Никон не считал необходимым так жёстко внедрять эти «новшенства», хотя, по сути, это были не новшества, а возврат к старому [8].

Даже сам патриарх Константинопольский на самом деле отрицал исправления мелких различий, появившихся со временем в обрядах местных церквей. Он говорил, что русские могут креститься двумя перстами, равно как греки - тремя: «Рабу господню не подобает устраивать свары, особенно в вещах, которые не принадлежат к числу главных и существенных» [7]. Понимая это, Никон разрешал издавать книги со старыми чтениями, говорил, что старые и новые книги равноценны, и по тем, и по другим можно служить. Однако противодействия в обществе нарастало.

Те, кто не принял исправления церковных книг, были преданы анафеме церковным собором 1666-1667 гг. и подверглись гонениям. В дальнейшем их стали называть раскольниками,

а само явление получило название «раскол». Люди, не принявшие нововведения, взамен наименования «раскольники» предпочитали именоваться старообрядцами или староверами [16, с. 129].

Опасаясь гонений, многие раскольники бежали в малонаселённые и труднодоступные области, в основном в Сибирь, где начинает складываться структура, старообрядческие толки, которые делятся, в свою очередь, на согласия. Возникает крайнее направление, такое как «беспоповцы», отвергающее священство. Часто это была вынужденная мера по причине отсутствия священника, но основная мысль была в том, что раскольники считали «раз уж в мир пришёл антихрист, то и священство уже не настоящее» [28]. Возникает до 70 беспоповских согласий, среди них самой крайней становится согласие безбрачников, отрицающих таинство брака потому, что «раз пришел антихрист, то и не за чем плодить детей на его потребу» [28]. И вот это безбрачное направление привело к самому обычному разврату, блуду, т. к. невозможно противостоять человеческой природе, и что раньше освящалось таинством брака, теперь не освящается этим. Другим же крайним выражением раскольников являлись «гари», так называемое «самосожжение», которое происходило и на Юге России, на Дону, и на Севере [18].

Некоторые исследователи придерживаются мнения о том, что главной причиной раскола являлся «страх потери России богоизбранности, отчаяния и поиски спасения» [25]. По мнению исследователя С. В. Кущенко, расколоучители, которые выступали против реформ Никона, на самом деле отстаивали не старый, а во многом уже устоявшийся новый, капиталистический образ жизни [25], в котором прослеживались принципы доминирования материального, потому что, по иронии судьбы, мы называем их «старообрядцы», а они называют себя древнеправо-славной церковью, но на самом деле «книжная справа» как раз имела целью возврат к изначальным текстам, к исправлению богослужебных текстов, возврат к старому, следовательно, старообрядцы поддерживали новый капиталистический порядок.

Место старообрядчества в конфессиональном ландшафте России и мира. Всё то, что мы понимаем под словом «старообрядчество», представляет собой целый сплав различных религиозных, социальных и культурных феноменов. Старообрядчество в период своего становления имело различные внутрицерковные предпосылки: непринятие изменений книжной справы, отрицание исправленной обрядовой системы и др. Некоторые исследователи объясняют это как духовным и психологическим состоянием русского народа, так и внутрицерковными разногласиями. С момента своего формирования старообрядческое движение разделилось на два конфессиональных направления - поповцы и беспоповцы, которые впоследствии разделились на множество толков или согласий. Каждое согласие своим вероисповеданием считает православие (иногда именуемое древлеправославие, «альтернативное» православие). Ряд согласий представляют многочисленные группы с широкой сетью религиозных общин. Среди крупнейших организаций стоит отметить: Русскую православную старообрядческую церковь (РПсЦ), Древлеправославную церковь и Российский совет древлеправославной Поморской церкви. За каждым согласием (отделившейся конфессиональной группой) стоит какой-либо религиозный спор или непримиримый конфликт в толковании религиозных текстов и практик.

В советское время главной целью исследователей являлся не статистический учёт, а глубокий анализ феномена раскола с исторической, культурологической, археографической стороны. При этом стоит отметить широкий масштаб проведения экспедиций в различные уголки нашего государства, однако обширные территории проживания старообрядцев остались недостаточно исследованными (Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, центральные и южные области России). Проблемы, с которыми сталкивались исследователи в прошлом, так и остались нерешёнными: множественное разделение на различные согласия и толки, малое количество доступных материалов для изучения, географическое распространение старообрядцев.

Таким образом, достоверной статистики старообрядчества и, следовательно, полного представления о распространённости раскола не было за всю его историю, нет его и сегодня. Несмотря на появление новых методов исследований и технических возможностей, конфессиональная перепись в России не проводится, а в общую перепись подобный вопрос не включён. Широкое распространение имеет информация о трёх миллионах старообрядцев, из которых два миллиона проживают на территории России [23].

По данным социологического исследования «Атлас религий и национальностей Российской Федерации», в 79 субъектах РФ (информация получена в ходе опроса, выборка 56 900 респондентов, охват 98,8 % населения РФ), доля старообрядцев составляет менее 0,5 % от общей численности населения [6].

Широко распространено мнение, что приверженцы старообрядчества от гонений бежали и скрывались в сибирских лесах или ссылались властью туда же. Сибирь стала основным районом расселения староверов. Однако география распространения старообрядцев выходит далеко за пределы Сибири. Глухие места, в которых укрывались старообрядцы, обнаруживались в Подмосковье, на Севере, в Поволжье, на Урале и за границей. Самым крупным центром распространения старообрядчества с первых лет его возникновения являлся Верхневолжский край (Нижегородская, Ярославская, Костромская, а также частично Московская и Владимирская губернии). Существованию раскола способствовала активная деятельность его приверженцев. Также центрами старообрядчества могут считаться северные земли (Архангельская, Вологодская и Олонецкая14 губернии), где вели пропаганду наиболее радикальные противники реформ. Несколько позднее старообрядчество начало распространяться на юг (здесь особенно сильным было его влияние в Калужской губернии) и Урал. В Сибирь раскол начал проникать с первыми ссыльными, в числе которых был и почитаемый в старообрядчестве протопоп Аввакум. Вместе с тем уже в 1722 г. Петр I запретил ссылку раскольников в Сибирь [12].

На сегодняшний день явно старообрядческих поселений и районов практически не осталось. Статистические данные вышеуказанного социологического исследования показывают следующую картину отношения доли старообрядцев к общей численности населения: Смоленская область -2 %; Республика Алтай, Республика Марий Эл, Магаданская область, Кировская область, Удмуртская Республика, Москва, Орловская область, Ульяновская область, Калужская область, Республика Мордовия, Ленинградская область, Республика Коми, Псковская область, Ямало-Ненецкий АО, Вологодская область, Пермский край - 1 %; в остальных субъектах РФ доля старообрядцев незначительна [6]. Старообрядческие общины распространились по всему миру в результате эмиграционных процессов во времена гонений. Представители различных старообрядческих согласий проживают в Австралии, Боливии, Бразилии, Молдавии, Румынии, Уругвае, Аргентине, Чили, Украине и других странах. При этом в ряде стран их численность значительна. Так, например, в Румынии группа, называемая липованами, насчитывает 105-107 тыс. [19].

В вышеуказанных странах старообрядческое население представляет собой потомков верующих, эмигрировавших в разное время из России. Интересным представляется современный опыт присоединения христианских общин Уганды, которые были приняты в лоно РПсЦ. В результате нескольких официальных визитов в мае 2012 г. Совет Митрополии постановил принять возглавляющего африканскую христианскую общину (численность которой составляет несколько сотен человек) протопресвитера Иоакима Кийимбу в лоно РПсЦ «вторым чином в сущем сане» [9]. В апреле 2017 г. делегация РПсЦ вновь посетила общину в Уганде, которую в официальном пресс-релизе представляют как «угандийских староверов» и «африканских старообрядцев» [13].

Виртуализация старообрядческих религиозных организаций. Технический прогресс не обошёл старообрядцев стороной, в связи с чем молодое поколение староверов активно использует различные социальные сети по причине огромной удалённости их общин друг от друга: в Северной и Южной Америке, Канаде, Австралии, в Приморье, Сибири. При этом использование средств связи происходит у старообрядцев избирательно. Вопреки мнению о том, что старообрядцы не принимают все блага современного мира, а придерживаются многовековых традиций и устоев, они являются активными пользователями интернета, в частности, используют многие социальные сети (Вконтакте, Одноклассники, Facebook и др.), в связи с чем будущие молодожёны всё чаще находят друг друга через сервисы онлайн-знакомств.

На сегодняшний день в виртуальном пространстве наблюдается наличие обширного религиозного контента старообрядцев: от официальных сайтов религиозных организаций до групп и страниц в различных социальных сетях самих членов общин. Так, к примеру, собственные сайты имеют крупные старообрядческие организации: Русская православная старообрядческая церковь (РПсЦ) (http://rpsc.ru/), Русская древлеправославная церковь (http://raoc.info/) и Древлеправославная Поморская церковь (http://sar-starover.ru/). Для более детального понимания религиозного контента старообрядцев рассмотрим виртуальную деятельность Древнеправославной Поморской церкви (тематика и содержание сайтов всех старообрядческих религиозных организаций практически одинакова).

Сайт «Староверы-поморцы» был создан в июне 2017 г. и изначально задуман как интернет-источник, рассказывающий о жизни саратовского староверия, которое сохраняет все

14 Губерния существовала с 1801 по 1922 г. с административным центром в г. Петрозаводске.

догматы и положения Православной церкви до XVII в. В июне 2019 г. сайт изменил своё прежнее название «Староверы-поморцы г. Саратова» на «Староверы-поморцы», изменился его дизайн. Сайт рассказывает о жизни всего поморского староверия в России. Основными формами деятельности Поморской церкви являются: 1) проведение богослужений и требоиспол-нений в культовых зданиях и помещениях, государственных учреждениях и жилых помещениях и других местах в установленном законом порядке; 2) проповедническая и миротворческая деятельность; 3) основание (восстановление) храмов и молитвенных домов; 4) организация образовательных учреждений, курсов обучения наставников, чтецов, певцов, уставщиков и др.; 5) издание и распространение служебной, духовной и образовательной литературы.

На страницах сайта часто размещаются статьи об истории Церкви и её догматах, о жизни общин и всего поморского староверия, об известных деятелях староверия. Любой пользователь на данном сайте может посмотреть старообрядческие лубки и прочитать повести о Христовых подвижниках, послушать аудио- (стихи, песни, молитвы и пр.) и посмотреть видеозаписи (интервью с религиозными деятелями старообрядчества, записи круглых столов, лекций, крестных ходов и т. д.). Постоянно пополняется раздел «Библиотека», где можно не только читать необходимые молитвы, каноны и книги в открытом доступе, но и сохранить их [21].

Ещё одним интернет-ресурсом, посвященном теме старообрядчества, является новостной портал «Русская вера» (www.ruvera.ru), созданный в 2013 г. Данный ресурс, по комментариям разработчиков, ориентирован на «создание межстарообрядческого культурного, научного и медийного пространства, при этом воздерживается от прозелетизма и межстарообрядческой полемики» [15]. На страницах данного сайта публикуются материалы, посвящённые жизни и обычаям всех старообрядческих согласий, включая самые небольшие. Также на сайте присутствуют статьи инославных (не старообрядческих) авторов, но «интересные читателям, которым близка тематика древнерусской культуры, церковной традиции, общественной жизни и, в целом, - судьбы русского мира» [15]. Помимо ежедневных новостей, освещающих деятельность старообрядчества в России и мире, а также статей, посвящённых истории старообрядчества, на портале присутствуют два отдельных раздела, заслуживающих отдельного внимания, - это «Карта старообрядчества» и «Вопрос священнику».

«Карта старообрядчества» - это масштабный раздел, на котором указано местоположение всех старообрядческих общин и храмов в мире, а также указано, к какому согласию принадлежит данная община или церковь и основная информация. Данный раздел появился, как заявляли разработчики, после множества обращений пользователей на темы поиска ближайшего старообрядческого храма или связи с местным священником. Для облегчения поиска пользователями ответов на подобные вопросы на сайт был добавлен отдельный раздел, впоследствии переросший в масштабную «Карту старообрядчества». Раздел «Вопрос священнику» существуют с 2014 г. и пользуется большой популярностью среди староверов (около 400450 просмотров и 250-300 посещений в месяц [1]). Тематика вопросов от верующих весьма разнообразна: от соблюдения религиозных догматов до социально-бытовых вопросов. По причине того, что вопросов поступает довольно много, ответ на один вопрос занимает несколько дней. Для того чтобы задать вопрос, необходимо заполнить несколько полей: имя, город, e-mail, заголовок вопроса, тему (предложена в списке) и сам вопрос. Выбор темы вопроса разделяет обращения на тематические рубрики, далее они направляются к священнослужителям, которые компетентны в данной теме, тем самым автоматизируя и ускоряя процесс ответов.

Помимо официальных сайтов церквей и согласий староверов, а также новостных сайтов и порталов, руководство РПсЦ с благословления митрополита Корнилия запустило официальный интернет-магазин церковной утвари «Исмарагдъ» [26]. По заверениям основателей магазина, «Этот проект, хоть и продаёт литературу, но не является коммерческим. Практически все вырученные средства мы планируем тратить на просвещение, благотворительность, а также хотим дать возможность нашим соотечественникам читать душеспасительную литературу» [26].

Ассортимент данного магазина довольно широк: книги и журналы на религиозную тематику; иконы и кресты, причём некоторые изготавливаются под заказ; диски с музыкой и видеозаписями; комплекты для венчания, дискосы, кадила, кресты, кички (женский головной убор), комплекты для крещения, комплекты для лампады, ладан, лампады, митры, печати и многое другое. Ассортимент постоянно пополняется. Оплата производится онлайн-переводом, а доставка товара по всей стране осуществляется почтой.

Ещё одним сервисом, созданным специально для представителей старообрядчества, является сайт «Староверъ», запущенный в 2009 г. Главной его задачей, по мнению

разработчиков, являлось упрощение поиска партнёра для создания семьи по причине удалённости старообрядческих общин друг от друга: «...это сайт не для флирта и блуда: мы приложили все усилия, чтобы с его помощью те, кто морально созрел для создания семьи, смог сделать это при содействии современных технических средств» [22].

На этапе регистрации вас попросят указать ваши данные, которые пойдут на проверку к модератору: он проверит введённые данные на предмет актуальности и целесообразности, и впоследствии решит, одобрять анкету или нет. Только после его одобрения можно будет получить доступ к сервису знакомств. В параметрах поиска подходящей анкеты можно указать возраст, регион проживания, образование, а также согласие. Практически каждую неделю на сайте появляются новые анкеты мужчин и женщин. В месяц же данный сайт посещают более тысячи человек [22]. Если анализировать содержание анкет, то можно сказать, что «вторую половинку» желают найти не только молодые, но и зрелые пользователи, которые одиноки по различным причинам. На наш взгляд, подавляющее большинство анкет выглядят не «фейковыми», а вполне реальными.

Наряду с православным, исламским, буддийским, протестантским и другими религиозными контентами, для старообрядцев также было разработано несколько приложений для мобильных устройств. Анализ одного из ведущих сервисов по продаже и распространению приложений для мобильных устройств Google Play позволил выделить два мобильных приложения: «Титло» и «Древлекалендарь». Первое позволяет осуществить быстрый перевод славянских чисел в арабские и обратно. То же самое можно сделать и с буквами [24].

Второе приложение «Древлекалендарь» является старообрядческим календарем. Основу данного приложения составляет старопечатный Часослов и календарь РПсЦ. Оно позволяет вычислить все подвижные и неподвижные праздники, начало и окончание постов, дни поминовения усопших, Зрячую Пасхалию и много другое. Также существует возможность выполнить поиск имён всех имен святых на любой год [10].

Таким образом, в ходе исследования деятельности старообрядцев в пространстве виртуальных сетей мы пришли к выводу, что культурная и религиозная идентификация староверов осуществляется по схеме, которая практически не изменялась с XVII в. Однако под влиянием новых медиа старообрядческий институт запретов, позволявший им все это время сохранять свою религиозную и культурную идентичность, подвергается различным видоизменениям. До конца XIX - начала Xx в. большинство старообрядцев категорически отвергали различные нововведения в их жизнь, считали их греховными и всячески пытались оградить от них как себя, так и молодое поколение старообрядцев. Но уже ближе к 50-м гг. XX в., когда новые технологии того времени постепенно заполняли не только социальное и культурное, но и религиозное пространство, главы старообрядческих толков и согласий предприняли первые попытки переосмыслить своё отношение к этим технологиям [27], а также их согласование со старообрядческим религиозным учением. Вследствие этого использование различных средств технического прогресса постепенно стало подстраиваться под их традиционный уклад жизни, тем самым трансформируя их культурную идентичность.

Для старообрядческих общин, рассеянных по всему миру, переход в виртуальное пространство означает формирование новой структуры культурной и религиозной идентичности. Благодаря этому происходит преемственность материала, накопленного поколениями, через новые для них виртуальные каналы связи, будущие молодожёны всё чаще находят друг друга через сервисы онлайн-знакомств, а у священнослужителей-старообрядцев появляется возможность вести свою прозелетическую деятельность в пространстве виртуальных сетей. Поэтому на сегодняшний день в виртуальном пространстве наблюдается наличие обширного религиозного контента старообрядцев - от официальных сайтов религиозных организаций до групп и страниц в различных социальных сетях самих членов общин.

Современные поколения старообрядцев, конечно, понимают, что полностью изолироваться от внешнего мира невозможно, но и смешиваться с ними, принимая различные культурные и технические блага, они не хотят. Поэтому в некоторых случаях старообрядцы идут на компромисс: получают паспорта, служат в армии, проходят вакцинацию и т. п. Но вместе с этим они не получают какие-либо государственные выплаты и пособия, не приобретают продукты со штрих-кодом, считая его «антихристовой печатью» [20], и т. д. Более зрелые поколения старообрядцев понимают, что молодое поколение совсем не похоже на них, но в истинность, правоту и вечность своей старой веры непоколебимо верят все старообрядцы без исключения.

Список литературы

1. Analysis. - Режим доступа: https://a.pr-cy.ru/tools/traffic/? domain=ruvera.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

2. Hostetler, J. The Amish Use of Symbols and Their Function in Bounding the Community / J. Hostetler // The Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. - 1965. - № 94 (1). - Р. 11-21.

3. Spradley, J. P. Anthropology: The Cultural Perspective / J. P. Spradley, D. W. McCurdy. - New York : John Wiley and Sons Inc, 1975. - 695 p.

4. Steward, J. H. Theory of the Culture Change / J. H. Steward. - Urbana : University of Illinois Press, 1956. -

244 р.

5. Апанасенок, А. В. Старообрядчество Курского края в XVII - начале XX в / А. В. Апанасенок. - Курск : Курский гос. техн. ун-т, 2005. - 19б с.

6. Арена. Атлас религий и национальностей России. - Режим доступа: http://sreda.org/arena, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз.рус.

7. Богданов, А. П. Русские патриархи: 1589-1700 гг. / А. П. Богданов. - Режим доступа: http://yakov.works/history/17/1/bogdanov_06.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

8. Гагарин, Ю. В. Старообрядцы / Ю. В. Гагарин. - Сыктывкар, 1973. - 143 с.

9. Доклад Преосвященнейшего митрополита Корнилия Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви 2013 г. - Режим доступа: http://rpsc.ru/mitropolit/vistupleniya/doklad-preosvyashchennejshego-mitropolita-korniliyaosvyashchennomu-soboru-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-cerkvi-2013-g/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

10. Древлекалендарь. - Режим доступа: https://play.google.com/store/apps/details?id=drevle.com.drevlecalendar, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

11. Жвиташвили, А. Ш. Концептуальные истоки идеи глобализации / А. Ш. Жвиташвили // Социс. -2003. - № 6. - С. 3-13.

12. Зеньковский, В. В. Собрание сочинений / В. В. Зеньковский. - Москва : Русский путь, 2008. - Т. 1. -

442 с.

13. Миссия Русской Православной Старообрядческой Церкви в Уганде. - Режим доступа: http://rpsc.ru/news/uganda_2017-2/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

14. Молзинский, В. В. Старообрядчество в культуре дореволюционной России как проблема исторической науки / В. В. Молзинский // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2011. -№ 1 (6). - С.47-54.

15. О проекте «Русская вера» - Режим доступа: https://ruvera.ru/about, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

16. Осипов, И. В. Российское старообрядчество в системе государственно-конфессиональных отношений / И. В. Осипов, В. В. Падалкина, В. А. Сажина // Государственное управление. - 2017. - № 63. - С. 116-135.

17. Рогозина, И. В. Новые медийные когнитивные структуры и глобализационные процессы / И. В. Рогозина // Глобализация - этнизация: Этнокультурные и этноязыковые процессы. - Москва : Наука, 2006. - Т. 1. -С. 476-484.

18. Романова, Е. В. Массовые самосожжения старообрядцев в России в XVII-XIX веках / Е. В. Романова. - Санкт-Петербург : Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2012. - 288 с.

19. Серов, Б. Липоване в Румынии: сохранившие русский дух / Б. Серов. - Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/publications/185210/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

20. Смилянская, Е. Б. Роль запрета в сохранении идентичности конфессиональной группы (по материалам старообрядческих общин) / Е. Б. Смилянская. - Режим доступа: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/129-1-0-583, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

21. Староверы-поморцы. - Режим доступа: http://sar-starover.ru/, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус., англ.

22. Старообрядческий сайт знакомств «Староверъ» - Режим доступа: http://new.staroobrjad.com/content.php?page=indeks_ rus, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

23. Таевский, Д. Старообрядчество: краткая история / Д. Таевский // Старообрядчество в Нижнем Новгороде. - Режим доступа: http://rpsc-nn.ru/istoricheskie-fakty/98-staroobryadchestvo-kratkaya-istoriya.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

24. Титло. - Режим доступа:https://play.google.com/store/apps/details ?id=com.akad.titlo, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

25. Устюгов, Н. В. Русская церковь в XVII веке / Н. В. Устюгов / Религия и церковь в истории России. -Москва, 1975. - 256 с.

26. Церковная лавка древнерусской литературы и утвари «Исмарагдъ». Духовный изумруд святоотеческого наследия Святой Руси. - Режим доступа: http://ismaragd.ru/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

27. Шахов, М. О. Старообрядческое мировоззрение / М. О. Шахов. - Москва : РАГС, 2002. - 268 с.

28. Щеглов, А. Последние времена и духовный антихрист. Древнеправославная Кафолическая Церковь Христиан Старопоморского Федосеевского согласия / А. Щеглов. - Режим доступа: http://www.staropomor.ru/posl.vrem(5)/antihrist.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус., англ.

References

1. Analysis. Available at: https://a.pr-cy.ru/tools/traffic/?domain=ruvera.ru.

2. Hostetler, J. The Amish Use of Symbols and Their Function in Bounding the Community. The Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, 1965, no. 94 (1), pp. 11-21.

3. Spradley, J. P., McCurdy, D. W. Anthropology: The Cultural Perspective. New York, John Wiley and Sons Inc, 1975, 695 p.

4. Steward, J. H. Theory of the Culture Change. Urbana, University of Illinois Press, 1956, 244 p.

5. Apanasenok, A. V. Staroobryadchestvo Kurskogo kraya v XVII - nachale XX v. [Old Believers of the Kursk Territory in the 17th - early 20th centuries]. Kursk, Kursk State Technical University Publ., 2005, 196 p.

6. Arena. Atlas religiy i natsionalnostey Rossii [Arena. Atlas of religions and nationalities of Russia]. Available at: http://sreda.org/arena.

7. Bogdanov, A. P. Russkie patriarkhi: 1589-1700 gg. [Russian patriarchs: 1589-1700]. Available at: http://yakov.works/history/17/1/bogdanov_06.htm.

8. Gagarin, Yu. V. Staroobryadtsy [Old Believers]. Syktyvkar, 1973, 143 p.

9. Doklad Preosvyashchenneyshego mitropolita Korniliya Osvyashchennomu Soboru Russkoy Pravoslavnoy Staroobryadcheskoy Tserkvi 2013 g. [Report of His Grace Metropolitan Cornelius to the Consecrated Council of the Russian Orthodox Old Believer Church 2013]. Available at: http://rpsc.ru/mitropolit/vistupleniya/doklad-preosvyashchennejshego-mitropolita-korniliyaosvyashchennomu-soboru-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-cerkvi-2013-g/.

10. Drevlekalendar [Arboretum]. Available at: https://play.google.com/store/apps/details?id=drevle.com.drevlecalendar.

11. Zhvitashvili, A. Sh. Kontseptualnye istoki idei globalizatsii [The conceptual origins of the idea of globalization]. Sotsis [Social], 2003, no. 6, pp. 3-13.

12. Zenkovskiy, V. V. Sobranie Sochineniy [Collected Works]. Moscow, Russkiy put Publ., 2008, vol. 1, 442 p.

13. Missiya Russkoy Pravoslavnoy Staroobryadcheskoy Tserkvi v Ugande [Mission of the Russian Orthodox Old Believer Church in Uganda]. Available at: http://rpsc.ru/news/uganda_2017-2/.

14. Molzinskijy, V. V. Staroobryadchestvo v culture dorevolyutsionnoy Rossii kak problema istoricheskoy nauki [Old Believers in the culture of pre-revolutionary Russia as a problem of historical science]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kultury [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2011, no. 1 (6), pp. 47-54.

15. O proekte "Russkaya vera" [About the project "Russian Faith"]. Available at: https://ruvera.ru/about.

16. Osipov, I. V., Padalkina, V. V., Sazhina, V. A. Rossiyskoe staroobryadchestvo v sisteme gosudarstvenno-konfessionalnykh otnosheniy [Russian Old Believers in the system of state-confessional relations]. Gosudarstvennoe upravlenie [Public administration], 2017, no. 63, pp. 116-135.

17. Rogozina, I. V. Novye mediynye kognitivnye struktury i globalizatsionnye protsessy [New media cognitive structures and globalization processes]. Globalizaciya - etnizatsiya: Etnokulturnye i etnoyazykovye protsessy [Globalization - Ethnicization: Ethnocultural and Ethnic Language Processes]. Moscow, Nauka Publ.,, 2006, vol. 1, pp. 476-484.

18. Romanova, E. V. Massovye samosozhzheniya staroobryadtsev v Rossii v XVII-XIX vekakh [Mass self-immolation of the Old Believers in Russia in the XVII-XIX centuries]. St. Peterburg, Evropeyskiy universitet v Sankt-Peterburge, 2012, 288 p.

19. Serov, B. Lipovane v Rumynii: sokhranivshie russkiy dukh [Lipovane in Romania: Preserving the Russian Spirit]. Available at: http://www.russkiymir.ru/publications/185210/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Smilyanskaya, E. B. Rol zapreta v sokhranenii identichnosti konfessionalnoy gruppy (po materialam staroobryadcheskikh obshchin) [The role of the ban in maintaining the identity of the confessional group (based on materials from the Old Believer communities)]. Available at: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/129-1-0-583.

21. Starovery-pomortsy [Old Believers-Pomorts]. Available at: http://sar-starover.ru/.

22. Staroobryadcheskiy sayt znakomstv "Starover" [Old Believers dating site "Starover"]. Available at: http://new.staroobrjad.com/content.php?page=indeks_rus.

23. Taevskiy, D. Staroobryadchestvo: kratkaya istoriya [Old Believers: A Brief History]. Available at: http://rpsc-nn.ru/istoricheskie-fakty/98-staroobryadchestvo-kratkaya-istoriya.html.

24. Titlo. Available at: https://play.google.com/store/apps/details ?id=com.akad.titlo.

25. Ustyugov, N. V. Russkaya tserkov v XVII veke [Russian church in the 17th century]. Religiya i tserkov v istorii Rossii [Religion and the church in the history of Russia]. Moscow, 1975, 256 p.

26. Tserkovnaya lavka drevnerusskoy literatury i utvari "Ismaragd". Dukhovnyy izumrud svyatootecheskogo naslediya Svyatoy Rusi [Church shop of Old Russian literature and utensils "Ismaragd". The spiritual emerald of the patristic heritage of Holy Russia]. Available at: http://ismaragd.ru/.

27. Shakhov, M. O. Staroobryadcheskoe mirovozzrenie [Old Believer Worldview]. Moscow, RAGS Publ., 2002,

268 p.

28. Shcheglov, A. Poslednie vremena i dukhovnyy antikhrist. Drevnepravoslavnaya Kafolicheskaya Tserkov Khristian Staropomorskogo Fedoseevskogo soglasiya [Recent times and spiritual antichrist. The Old Orthodox Catholic Church of Christians of the Old Pomeranian Fedoseevsky consent]. Available at: http://www.staropomor.ru/posl.vrem (5)/antihrist.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.