Научная статья на тему 'СТАРООБРЯДЧЕСТВО ONLINE: МОСТЫ, ГРАНИЦЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ'

СТАРООБРЯДЧЕСТВО ONLINE: МОСТЫ, ГРАНИЦЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

299
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КИБЕРЭТНОГРАФИЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / OLD BELIEVERS / CONFESSIONAL IDENTITY / CYBERSPACE / INTERNET / SOCIAL MEDIA / CYBER-ETHNOGRAPHY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермолин Денис Сергеевич

Представлены результаты исследования, цель которого - изучение феномена взаимодействия старообрядчества и современных средств массовой коммуникации, прежде всего сети Интернет. Принято полагать, что старообрядцы представляют собой наиболее самобытную часть русского народа, в то же самое время ученые могли наблюдать за тем, как различного рода инновации постепенно проникали в повседневную жизнь старообрядцев и какой была реакция сообщества. Запрет на фотосъемку и аудиозапись, осуждение радио, телевидения и прочих культурных инноваций, обоснование своей позиции цитатами из Писания - это лишь неполный перечень тех стратегий, к которым прибегали старообрядцы для отстаивания собственных убеждений. Массовое распространение сети Интернет в России не обошло стороной и сообщества старообрядцев: множественные интернет-порталы, форумы, группы в социальных сетях стали площадкой для консолидации староверов в рамках одного конфессионального течения или, наоборот, виртуальным «полем брани», на котором представители различных согласий и течений старообрядчества начали отстаивать свои конфессиональные убеждения. Рассматривается «представительство» различных течений старообрядчества в сети Интернет, особое внимание уделяется стратегии саморепрезентации, способам маркирования собственной конфессиональной идентичности, принципам и правилам поведения в киберпространстве. Отдельно рассматриваются аспекты виртуальной жизни и отношения к ней в период пандемии COVID-19 в марте-июне 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLD BELIEVERS ONLINE: BRIDGES, BORDERS AND MEDIA STREAMS

The article aims to analyze the phenomenon of interaction between the Old Believers and modern mass media, especially the Internet. Although the Old Believers are supposed to be the most traditionally minded group among the ethnic communities of Russia, researchers could observe how various innovations gradually penetrated the everyday life of the Old Believers and what the reaction of the community was. The ban on photography and audio recording, condemnation of radio, television and other cultural innovations, and justification of their position by quotations from the Bible-this is only an incomplete list of the strategies resorted by the Old Believers to defend their beliefs and everyday practices. The expansion of the Internet in Russia has not bypass the community of Old Believers: multiple Internet portals, forums and groups on social media were used as a platform for the consolidation of Old Believers within the framework of one confessional denomination, or, conversely, became a virtual ‘battlefield’, where representatives of various religious movements of the Old Believers began to defend their confessional beliefs. The article discusses the ‘representation’ of various denominations of the Old Believers on the Internet, paying particular attention to their self-representation strategies, ways of marking one’s own confessional identity, and principles and rules of behavior in cyberspace. The article also gives special consideration to the aspects of virtual life and attitudes towards it during the Covid-19 pandemic in March-June 2020.

Текст научной работы на тему «СТАРООБРЯДЧЕСТВО ONLINE: МОСТЫ, ГРАНИЦЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ»

Д. С. Ермолин

СТАРООБРЯДЧЕСТВО ONLINE: МОСТЫ, ГРАНИЦЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ*

АННОТАЦИЯ. Представлены результаты исследования, цель которого — изучение феномена взаимодействия старообрядчества и современных средств массовой коммуникации, прежде всего сети Интернет. Принято полагать, что старообрядцы представляют собой наиболее самобытную часть русского народа, в то же самое время ученые могли наблюдать за тем, как различного рода инновации постепенно проникали в повседневную жизнь старообрядцев и какой была реакция сообщества. Запрет на фотосъемку и аудиозапись, осуждение радио, телевидения и прочих культурных инноваций, обоснование своей позиции цитатами из Писания — это лишь неполный перечень тех стратегий, к которым прибегали старообрядцы для отстаивания собственных убеждений. Массовое распространение сети Интернет в России не обошло стороной и сообщества старообрядцев: множественные интернет-порталы, форумы, группы в социальных сетях стали площадкой для консолидации староверов в рамках одного конфессионального течения или, наоборот, виртуальным «полем брани», на котором представители различных согласий и течений старообрядчества начали отстаивать свои конфессиональные убеждения. Рассматривается «представительство» различных течений старообрядчества в сети Интернет, особое внимание уделяется стратегии саморепрезентации, способам маркирования собственной конфессиональной идентичности, принципам и правилам поведения в киберпространстве. Отдельно рассматриваются аспекты виртуальной жизни и отношения к ней в период пандемии COVID-19 в марте-июне 2020 г.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: старообрядчество, древлеправославие, конфессиональная идентичность, виртуальное пространство, интернет, социальные сети, киберэтнография, пандемия COVID-19

УДК 316.35+004.77:39

DOI 10.31250/2618-8619-2020-3(9)-130-140

ЕРМОЛИН ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ — к.и.н., ученый секретарь, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Россия, Санкт-Петербург) E-mail: denis.ermolin@gmail.com

* Исследование выполнено в рамках проекта РНФ № 18-78-10077 «Виртуальная этничность и киберэтнография: новация на фоне традиции» (рук. С. Ю. Белоруссова).

Принято полагать, что старообрядцы представляют собой наиболее ортодоксальную и самобытную часть русского народа, сохраняющую элементы древнерусской церковной и бытовой традиции (см., например: Юхименко 2002; Кожурин 2014: 6-7). В то же время ученые могли наблюдать за тем, как различного рода инновации постепенно проникали в повседневную жизнь старообрядцев и какой была реакция сообщества. Запрет на фотосъемку и аудиозапись, осуждение радио, телевидения и прочих культурных инноваций, обоснование своей позиции цитатами из Писания — это лишь неполный перечень тех стратегий, к которым прибегали старообрядцы для отстаивания собственных религиозных убеждений и бытовых предписаний (Головнёв 2007; Карнышев 2011 и др.). Тем не менее, справедливости ради, нужно заметить, что научные исследования, во время которых фиксировались подобные наблюдения, проводились в подавляющем большинстве в сообществах староверов, живущих в сельской местности.

В городе ситуация представляется принципиально иной: многие старообрядцы имеют возможность получить образование и заниматься интеллектуальной, промышленно-экономической, художественной, общественной, благотворительной и политической деятельностью, зачастую не порывая с общиной (купец и меценат В. А. Кокорев, реставратор и иконописец Ф. А. Каликин, историк и собиратель древностей И. Н. Заволоко, художник Е. Д. Мальцев, философ и писатель К. Я. Кожурин, философ и общественный деятель М. О. Шахов и мн. др.). В этом случае «продукты цивилизации» — фотография, радио, телевидение, а позже и компьютеры — неизбежно становились частью бытового окружения старообрядцев различных течений.

Постоянные каналы коммуникации между городом и деревней (прежде всего различные формы отходничества в середине XIX — начале XX в.) также становились проводниками культурной модернизации. Так, уже в начале XX в. в старообрядческой деревне Лампово (ныне Ленинградская обл.) появилось собственное фотоателье, владельцем которого был П. Бабенцев — местный крестьянин-старовер. На сохранившихся кабинет-портретах того периода мы видим изображения как людей среднего и пожилого возраста в традиционной одежде (сарафаны и платки «под булавку» для женщин, азямы и кафтаны для мужчин), так и молодых особ, одетых по последней, естественно, городской моде, с замысловатыми прическами и украшениями (рис. 1). В советский период проводником инноваций в старообрядческую среду были органы власти, а позднее и ученые-исследователи (рис. 2).

Двадцать первый век приобщил человечество к эпохе киберскорости (Головнёв 2020: 72-75), чем порой не без удовольствия пользуются и «ревнители древлего благочестия», поскольку массовое распространение сети Интернет в России не обошло стороной и сообщества старообрядцев: множественные интернет-порталы, форумы, профильные группы в социальных сетях стали площадкой для консолидации староверов в рамках одного конфессионального течения (так называемого согласия) или, наоборот, виртуальным «полем брани», на котором представители различных согласий и течений начали отстаивать свои конфессиональные убеждения.

Основные исследовательские вопросы статьи сформулированы следующим образом: каким образом люди, отождествляющие себя со старообрядчеством (разных согласий), выстраивают свои отношения с киберпространством и между собой в рамках виртуальной коммуникации? Как формируется и позиционируется собственная конфессиональная идентичность в Сети? Каковы мосты и барьеры этой коммуникации?

Методологическая рамка исследования заключается в попытке вписать анализ деятельности старообрядческого сообщества в сети Интернет в теоретические рамки веб-этнографии (Головнёв, Белоруссова, Киссер 2018; Головнёв 2020). С этой целью мною производился мониторинг и контент-анализ старообрядческих веб-ресурсов. Необходимо упомянуть, что анализ актуальной литературы выявил всего несколько работ на эту тему (Черничкин и др. 2019; Душакова 2020). При анализе старообрядчества в Сети авторы первой упомянутой статьи отталкиваются от понимания этого сообщества как религиозной группы, которая «полностью статична в плане культурных изменений», а сами ее представители являются «довольно закрытыми от посторонних и проживают

Рис. 1. Ламповская староверка. Фотоателье П. Бабенцева, д. Лампово. Нач. XX в. Фото из архива Т. И. Воскресенской

Рис. 2. Запись хорового исполнения русских народных песен. Усть-Цилемский р-н Коми АССР. Экспедиция В. Г. Базанова, 1942 г. МАЭ И 2040-123

по большей части вдали от мирского» (Черничкин и др. 2019: 135). Как представляется, коллеги оперируют «лубочным» образом «старовера-раскольника», поверхностно оценивая результат тех социальных трансформаций, которые затронули старообрядчество в XX в. Статья Натальи Душаковой в этом смысле смотрится значительно более глубокой, во многом благодаря многолетней включенности автора в контекст исследуемой проблематики на примере старообрядцев белокриницкого согласия (РПсЦ). Появление данных работ в последние годы свидетельствует об актуальности и важности изучения различных практик и поведенческих сценариев представителей старообрядчества в Сети.

Являясь попыткой рассмотреть стратегии и принципы бытования феномена русского старообрядчества в киберпространстве на примере социальных сетей, исследование ставит перед собой задачу методологического осмысления аналитической работы с материалом по данной проблематике.

Для восполнения источниковых лакун в рамках исследования был разработан вопросник (см. прил.), состоящий из 20 опорных вопросов для ведения интервью на тему особенностей использования современных средств связи (включая интернет-коммуникацию) в среде русских старообрядцев. Апробация работы с вопросником была проведена на примере служителей и прихожан Невской старообрядческой поморской общины (Санкт-Петербург). В дальнейшем планируется сбор материала среди представителей разных старообрядческих согласий. Таким образом, первая часть статьи посвящена общему обзору представленности и стратегий поведения старообрядчества в Сети, во второй части будут рассмотрены отдельные аспекты виртуальной жизни и отношения к ней в период пандемии COVID-19 в марте-июне 2020 г.

САЙТЫ, ФОРУМЫ И ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Итак, рассмотрим «представительство» различных течений старообрядчества в сети Интернет, обращая особое внимание на стратегии саморепрезентации, способы маркирования собственной идентичности, принципы и правила поведения в киберпространстве.

Для этой цели автором статьи на протяжении всего периода работы над проектом проводился мониторинг старообрядческих интернет-ресурсов (официальных сайтов РПсЦ и РДЦ, порталов «Русская вера», Starove.ru, «Самарское староверие», «Староверы в Рыбацком» и др., тематических форумов и групп в социальной сети «ВКонтакте»).

Так, официальный сайт РПсЦ1 действует с 2004 г. За период существования сайт сменил несколько платформ. У истоков стояли сотрудники митрополии Глеб Чистяков, Михаил Романов, в настоящее время модератором является Максим Петухов. На сайте выкладывается официальная информация о мероприятиях, проводимых руководством согласия, отчеты о праздниках, адреса общин, а также текущие новости и события. Отдельно освещается деятельность предстоятеля согласия митрополита Корнилия (Титова). Кроме того, на сайте функционируют прямые ссылки на официальный интернет-магазин отдела рассылки митрополии «Исмарагд», онлайн-библиотеку, сайт духовного училища РПсЦ. Таким образом, сайт РПсЦ не только являет собой информационный ресурс, но и отсылает к другим страницам и порталам, которыми пользуются «продвинутые» «ревнители древлего благочестия». Очевидно, что подобная активность связана с благосклонной официальной позицией руководства белокриницкого согласия к использованию интернет-ресурсов (Душакова 2020: 189-191).

Еще одно крупное согласие старообрядцев-поповцев — Русская древлеправославная церковь — также имеет официальный сайт2, функционирующий с 2013 г. По содержанию сайт РДЦ в целом похож на подобный ресурс РПсЦ, за исключением того, что на сайте РДЦ ведется

1 Русская православная старообрядческая церковь — юрисдикция одного из согласий старообрядцев, приемлющих священство (так называемых поповцев), известно также под другими названиями (белокриницкое, австрийское). URL: http://rpsc.ru/ (дата обращения: 09.08.2020).

2 URL: https://raoc.info/ (дата обращения: 09.08.2020).

рубрика «Вопрос-ответ», а также установлено приложение по сбору добровольных пожертвований. Довольно подробно освещается деятельность предстоятеля согласия патриарха Александра (Калинина). Очевидно, что появление сайта связано с осмыслением согласия в границах современного медиапространства. Так, в «Деяниях Освященного собора РДЦ» (2014 г.) в п. 8 сказано: «Исходя из требований сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере церковно-обще-ственной жизни, Собор постановил создать Информационное агентство Русской древлеправо-славной церкви и провести государственную регистрацию агентства как средства массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Реализацию данной задачи поручить юридическому отделу Церкви». Кроме официальных страниц РПсЦ и РДЦ функционируют сайты и группы в социальных сетях отдельных общин этих двух течений старообрядчества поповского толка.

Из беспоповских согласий наиболее представленным в Сети является поморское3. До настоящего времени у российских поморцев не существует официального представительства в Сети4, поскольку на заседаниях координирующего органа Российского совета ДПЦ и на общецерковных соборах не было выработано единой позиции по вопросу сайта. Тем не менее довольно успешно действуют сайты отдельных крупных общин (Санкт-Петербург, Самара, Саратов), которые и выполняют функции источников (полу)официальной информации о значимых событиях и новостях из жизни Церкви. В настоящее время ресурсом, координирующим основные информационные потоки внутри поморского согласия, является сайт «Староверы-поморцы»5 (модератор Н. Лукьянова), который вырос из сайта Саратовской общины ДПЦ. Кроме этого, на стадии разработки с 2015 г. находится сайт «Поморское староверие» (разработчик К. Попова).

Помимо конфессионально маркированных, в Рунете существует некоторое количество общестарообрядческих ресурсов, у истоков которых стояли отдельные представители самых различных согласий и течений старообрядчества. Так, одним из первых появился портал «Современное Древлеправославие», который был создан 6 сентября 2002 г. как ресурс, координирующий все основные интернет-проекты по старообрядчеству. Портал содержит разделы «Новости», «Староверие», «Форум», «Ссылки», а разработчиком является Михаил Романов (РПсЦ).

С 2000-х годов российское интернет-пространство захлестнула мода на всевозможные тематические форумы, не стало исключением и старообрядчество. Форум «Древлеправославие»6 стал одной из первых платформ для общения староверов всех согласий (основан в 2007 г., на 08.07.2020 общее число зарегистрированных участников 361 чел.). Еще одной популярной в свое время площадок для общения староверов всех согласий стал форум «Староверы», который был создан в 2012 г. (на 08.07.2020 число зарегистрированных участников 533).

На форумах обсуждается самый широкий спектр тем (богословие, культура, образование и мн. др.), в том числе не запрещена полемика между старообрядцами разных согласий, но в рамках правил конкретного форума. Порой эти дискуссии принимают вид острых перепалок, цель которых — отстаивание собственных убеждений представителями разных толков и течений в старообрядчестве. Довольно часто дело заканчивается тем, что зачинщики перепалок отправляются временно или постоянно модераторами в «бан». В качестве примера приведем обмен репли-ками7 относительно таинства крещения между участниками форума «Древлеправославие» в декабре 2017 г., первый из которых старовер беспоповского согласия, вторая — поповского:

3 Современное наименование централизованной религиозной организации — Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ).

4 Однако другие поместные Церкви поморского согласия имеют официальные сайты, например ДПЦ Литвы (URL: http://www. starover.lt/ (дата обращения: 09.08.2020), сайт Союза старообрядческих общин Эстонии (URL: http://www.starover.ee/ru/ (дата обращения: 09.08.2020), у староверов-поморцев Украины, Беларуси, Польши, Казахстана и других стран официальных сайтов не существует. В Латвии эти функции выполняет сайт «Староверцы Даугавпилса». URL: http://www.staroverec.lv/ (дата обращения: 09.08.2020).

5 URL: http://sar-starover.ru/ (дата обращения: 09.08.2020).

6 URL: http://drevlepravoslavie.forum24.ru/ (дата обращения: 09.08.2020).

7 Орфография и пунктуация сохранены.

Собеседник 1: Я столько раз писал, а ты не улавливаешь. На Руси до Никона всех еретиков крестили, принятие еретического жреца как православного священника это нонсенс, стало быть крещение беглопоповцев от никоновских жрецов. А вот крещение от православных простецов принималось, так крещёных не перекрещивали.

Собеседница 2: Да ну вас, б/п8, с вашей изуверской логикой и таким же православием! И не примазывайтесь к дораскольной Церкви — вы не Ее чада и не Церковь вовсе, а сектанты: федосеевы, ивановы, петровы, бабушкины.

Как видим, собеседники в отстаивании собственных убеждений прибегают к сниженному стилю и лексике (не улавливаешь, не примазывайтесь), а также обвиняют друг друга в богословских заблуждениях и отступлении от истинного христианства.

В 2013 г. был запущен проект «Русская Вера», который быстро набрал популярность, став самым посещаемым и читаемым сайтом старообрядцев всех согласий и людей, интересующихся этим феноменом. В описании сайта сказано: «Ресурс ориентирован на создание межстарообрядческого культурного, научного и медийного пространства, при этом воздерживается от прозелитизма и межстарообрядческой полемики»9. Невзирая на подобные заявления администраторов сайта, довольно часто между читателями ресурса возникают перепалки в комментариях к конкретным статьям и новостям на сайте и страницах портала в социальных сетях. Не отрицая популярность ресурса, многие представители старообрядчества подвергают сайт серьезной критике10, поскольку учредителем сайта в разделе «Контакты» значится некоммерческая организация «Всемирный союз староверов "Русская Вера"» под председательством Леонида Севастьянова — бизнесмена, происходящего из известной старообрядческой семьи белокриницкого согласия (РПсЦ). В старообрядческих кругах, однако, господин Севастьянов снискал дурную славу «вероотступника» и «экумениста» благодаря личному знакомству с Папой римским Франциском, а также совместным проектам с видным митрополитом РПЦ Иларионом (Алфеевым). Команда сайта состоит в основном из чад РПсЦ (Г. Чистяков, М. Петухов и др.), а статьи и материалы поступают от представителей самых различных толков и течений старообрядчества, а также исследователей этого религиозного феномена. Однако, повторю, невзирая на упомянутую критику, сайт в настоящее время — самый читаемый ресурс по тематике старообрядчества.

Появившись в Рунете в середине 2000-х годов и явив собой новые формы коммуникации, социальные сети стремительно опутали своими нитями все страты общества, не оставляя в стороне и сообщество русских старообрядцев. Стратегии и формы коммуникации мы рассмотрим на примере одной из самых популярных российских социальных сетей «ВКонтакте» (vk.com). Как и в случае с сайтами, в социальных сетях функционируют группы, тематически объединяющие все согласия старообрядчества («Русская Вера», «Старообрядцы», «Порядочный старообрядец» и др.). Участниками и подписчиками этих ресурсов являются не только служители и прихожане старообрядческих общин, но и специалисты в области изучения истории и культуры староверия, а также все интересующиеся данной тематикой и/или находящиеся в конфессиональном поиске. Стоит, однако, отметить, что, как и в случае форумов, число подписчиков в самых крупных группах колеблется в пределах от 5 до 7 тысяч человек, причем довольно часто один и тот же человек участвует по всех основных группах и сообществах11. Кроме того, существует некоторое количество групп, созданных для общения представителей одного согласия (РПсЦ, ДПЦ, единоверие и пр.), а также функционируют группы отдельных общин и приходов. В этой категории сообществ

8 Б/п — авторское сокращение для слова «беспоповцы».

9 URL: https://ruvera.ru/about (дата обращения: 09.08.2020).

10 См., например, статью «Леонид Севастьянов: "Партнеры — католики, а помогаем старообрядцам"». URL: https://starove.ru/ izbran/leonid-sevastyanov-partnery-katoliki-a-pomogaem-staroobryadtsam/ (дата обращения: 09.08.2020).

11 Ср., например, количество участников ВК-сообществ, связанных с вероучением и деятельностью РПЦ (МП): группа «Верую f Православие» — 1 845 687 чел., «Патриарх Кирилл» — 497 499 чел., «Православие^^» — 170 682 чел. и т.д. (дата обращения: 10.07.2020).

количество участников значительно меньше. Так, лидер по числу подписчиков — группа «Русская Православная Старообрядческая Церковь» (2359 чел. на 09.07.2020), а в группе «Русская Древле-православная Церковь» на эту же дату состоит всего 441 человек. Сообщество «Староверы-поморцы ДПЦ» объединяет 693 человека, но важно, что, в отличие от первых двух групп, которые открыты (соответственно вступить может любой желающий), в группе ДПЦ состоят только поморцы по крещению. Данный факт проверяется модераторами: при подаче заявки на вступление (группа закрытая) модератор спрашивает, к какой общине относится человек, кто и где его крестил, после чего его добавляют в сообщество. Если человек не является поморцем, но хочет узнать больше о согласии, на его вопросы отвечают модераторы и рекомендуют ознакомиться с открытыми источниками.

Часовенное согласие12 представлено всего двумя ВК-группами, в которых состоят 118 и 33 человека. Данный факт свидетельствует не о малочисленности данного течения, а о том, что его приверженцы отличаются наибольшей строгостью в следовании традиционному укладу (доходящем в ряде случаев до запрета на употребление в пищу картофеля, отказа от государственных документов, неиспользования в быту электричества и др.). Соответственно «блага цивилизации» если не полностью отрицаются, то явно не приветствуются (Головнёв 2007: 48-58).

Работа с вопросником (см. прил.) показала, что наиболее активный срез пользователей сети Интернет среди старообрядцев поморского согласия — люди в возрасте 16-45 лет, хотя старшее поколение все активнее осваивает возможности виртуального пространства и каналы онлайн-ком-муникации. Многие являются активными пользователями социальных сетей, что позволяет оперативно обмениваться важными новостями из жизни согласия, поздравлять друг друга с христианскими праздниками, находить необходимую информацию касательно ведения богослужений (в группе «Староверы-поморцы ДПЦ» есть соответствующие разделы), заводить новые знакомства и просто общаться с одноверцами России и зарубежья. По словам моих информантов, современные средства и способы коммуникации все сильнее входят в повседневную жизнь староверов. Если еще несколько лет назад некоторые из моих информантов накладывали на себя ограничения в просмотре телевизора, пользовании интернетом и аккаунтами в социальных сетях на период Великого поста, то в настоящее время такие практики существенно редуцируются или полностью сходят на нет. Однако если речь идет о богослужебном контексте, то у российских поморцев (в отличие, скажем, от поморцев стран Балтии) наблюдается большая строгость в отношении использования современных устройств: актуальны запреты на фото-, аудио- и видеосъемку службы, служители по возможности оставляют сотовые телефоны в раздевалках и не берут с собой на клирос, в некоторых общинах не принято во время богослужений зажигать электрический свет. Иная ситуация наблюдается среди белокриницких старообрядцев — на сайтах и в ВК-группах многих приходов публикуются фотографии и видеофрагменты служб, включая моменты совершения таинств (крещения, причастия, венчания), а в исключительных случаях тексты богослужений читаются с экрана смартфона (рис. 3), причем сообществом прихожан это не критикуется, а, наоборот, рассматривается в качестве допустимой меры.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО И СОУГО: РЕАКЦИЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ

Вспышка и последующая пандемия СОУГО-19, случившаяся в первом полугодии 2020 г., заставили весь мир по-новому взглянуть на многие социальные процессы и отношения (Феденок, Буркова 2020). Очевидно, что полномасштабные гуманитарные исследования на эту тему еще впереди, однако в рамках статьи хотелось бы кратко осветить опыт переживания и проживания старообрядческим сообществом этого непростого для всего человечества периода. Дополнительным

12 Подробнее об этом согласии староверов-беспоповцев см.: (Старообрядчество 1996: 301-306). Точные данные о количестве часовенных старообрядцев отсутствуют, но сильные и авторитетные общины существуют в Красноярском крае, Республике Тыва, Горном Алтае, на Урале и Дальнем Востоке, а также за рубежом — в США, Аргентине, Бразилии и др.

испытанием для верующих стало и то, что самые строгие меры со стороны государства в России были введены в период Великого поста накануне важнейшего для всех христиан праздника Пасхи13.

Забегая вперед, отмечу, что поведенческие сценарии религиозных общин и отдельных представителей старообрядчества не выявили каких-либо резких отличий от того, что происходило в других конфессиональных группах и светском обществе. Иными словами, старообрядцы разных толков и согласий разделились на два ощутимых лагеря: тех, кто считает вводимые государством меры по противодействию распространению новой инфекции (включая закрытие храмов и ограничения для их посещения прихожанами) разумными, соответственно эти люди готовы были следовать спускаемым сверху предписаниям как в ежедневном быту, так и в вопросах, затрагивающих духовную жизнь. Другая группа, надо сказать, более заметная на общем фоне, представляет собой лагерь так называемых «COVID-диссидентов». В отличие от светских единомышленников, COVID-диссиденты из церковного сообщества не отрицают само наличие вируса и опасности, которая исходит от его распространения, а призывают с ним бороться в том числе с помощью молитвенных практик14, поэтому закрытие храмов (особенно в Пасхальный период!) в их глазах выглядит не только необоснованным, но и кощунственным15.

Возвращаясь к основной теме нашего исследования, скажу, что значительная часть дискуссий по этому поводу велась онлайн. Этому, по всей видимости, способствовал и режим самоизоляции, позволивший пользователям проводить достаточно много времени в Сети16. Так, почти на всех старообрядческих форумах и в тематических группах во «ВКонтакте» обсуждались меры и правила посещения богослужений, вводимые государственными властями в отдельных регионах, а также политика руководства конкретных общин и приходов. Камнем преткновения очевидно стало празднование Пасхи.

Если патриарх Кирилл (РПЦ) через свою рабочую группу посредством Телеграм-канала призвал верующих оставаться в Пасхальную ночь дома и освящать куличи, пасхи и яйца самостоя-тельно17, следя за трансляцией богослужения в храме Христа Спасителя18, то предстоятели старообрядческих согласий России и зарубежья19 в своих обращениях делали акцент на важности домашней молитвы, для чего по различным интернет-каналам распространялся полный богослужебный устав Пасхального всенощного бдения. Из взятых мною интервью и интернет-мониторинга становится ясно, что руководство почти всех крупных старообрядческих общин и приходов вводило предлагаемые региональными властями меры, во многом опасаясь рейдов и проверок со стороны контролирующих органов и не чувствуя той поддержки, которой обладают религиозные организации РПЦ.

Однако в период карантинных мер, когда все государственные институции и деловые круги перешли на онлайн-конференции, некоторые старообрядцы не стали исключением, в результате чего 16 июня 2020 г. очередное заседание Совета митрополии РПсЦ состоялось в смешанном

13 В 2020 г. церкви, ведущие исчисление по юлианскому календарю, праздновали Пасху 19 апреля (все старообрядцы, новооб-рядцы РПЦ и некоторых других поместных церквей), а живущие по григорианскому и новоюлианскому календарям — 12 апреля (католики, протестанты, новообрядцы, например Константинопольского патриархата, Болгарской, Румынской и других церквей).

14 Например, по информационным каналам различных согласий (от ВК-групп до официальных сайтов) в этот период начал распространяться текст канона «В смертоносную язву» из книги «Большой потребник», содержащей тексты чинопоследований и канонов для проведения богослужений в различных, в том числе форс-мажорных, ситуациях.

15 Эта полемика затронула не только сообщество старообрядцев. Так, во время написания этих строк в Свердловской области разворачиваются события в связи с «раскольничьей» деятельностью одиозного представителя новообрядчества схиигумена Сергия (Романова), который в числе прочего отрицает реальность коронавирусной инфекции и призывает верующих не бояться посещать храмы и участвовать в богослужениях.

16 См., например, одну из дискуссий в группе «Русская Вера»: https://vk.com/ruvera_ru?w=wall-56929921_22618 (дата обращения: 09.08.2020).

17 См.: https://t.me/Patriarchrabochayagruppa/41 (дата обращения: 09.08.2020).

18 См.: http://www.patriarchia.ru/db/text/5623841.html (дата обращения: 09.08.2020).

19 См.: https://rus.lsm.lv/statja/novosti/obschestvo/staroveri-tozhe-prazdnuyut-pashu-v-rezhime-distancirovanija.a356188/ (дата обращения: 09.08.2020). Исключением стали староверы Вильнюса, которые организовали трансляцию Пасхального богослужения через Facebook.

формате — большая часть членов заседания участвовала онлайн (рис. 4)20. Иную позицию заняли староверы поморского согласия: на весну 2020 г. был запланирован Съезд ДПЦ, на который должны были собраться члены Российского совета (руководящий орган ДПЦ) и делегаты от зарегистрированных общин для решения вопросов, касающихся деятельности Церкви. Однако в текущей обстановке руководством Церкви было принято решение о переносе съезда, таким образом, староверы-поморцы сочли невозможным обсуждать духовные и административные дела в онлайн-формате.

Пожалуй, единственным видным старообрядческим деятелем, кто открыто выступил со своей СОУГО-диссидентской позицией, стал епископ Казанско-Вятской епархии РПсЦ Евфимий (Дубинов). В эфире онлайн-конференции «Религия в эпоху самоизоляции», организованной ме-диагруппой «Патриот» накануне Пасхи, он заявил, что храмы его епархии открыты для верующих и никаких ограничительных мер не вводится. Позднее видео конференции и сам канал были удалены с площадки УоиТиЬе, но информацию в виде новости успели распространить некоторые информационные агентства21.

* * *

В качестве выводов можно отметить следующее: наибольшая активность в виртуальном пространстве отмечается среди старообрядцев от 16 до 55 лет, хотя все чаще в коммуникации принимают участие пользователи старшего поколения. Если говорить о конфессиональных различиях, то самыми активными пользователями Сети являются представители РПсЦ (белокриницкое согласие) и ДПЦ (поморское согласие). Это вызвано рядом факторов: а) наличием собственных интернет-ресурсов и площадок, б) численностью указанных конфессий, в) особенностью вероучения. По сравнению с российскими поморцами, их одноверцы за рубежом (особенно в странах Балтии) предстают более открытыми инновациям, что выражается в гораздо более мягком отношении к фото- и видеозаписи богослужений (и в некоторых случаях трансляции в сети Интернет).

Говоря об особенностях вероучения, нужно отметить, что хотя в той или иной степени все старообрядцы относятся к современным средствам коммуникации с осторожностью и рассматривают общение с внешним миром в качестве источника «замирщения», но представители РПсЦ и ДПЦ более лояльны к коммуникации в Сети, мотивируя это тем, что «если использовать эти ресурсы во благо и умеренно — хотя грешно, но допустимо». Наименее активны в виртуальном пространстве представители часовенного согласия, поскольку именно в вероучении этого направления в старообрядчестве наиболее сильны принципы следования традиции и избегания общения с внешним миром.

Бум веб-технологий и реактивная скорость распространения технологических инноваций в XXI в. ставит перед исследователями в области гуманитарных дисциплин новые задачи, осмысление которых позволит не только по-новому взглянуть на трансформацию специфики социальных отношений, но и узнать, насколько открыта этим тенденциям сфера религиозного опыта и связей внутри сообществ русских старообрядцев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Головнёв А. В. «Здорово живите!»: беседы со староверами-часовенными // Уральский исторический вестник. 2007. № 17. С. 47-59.

Головнёв А. В. Скорость в антропологии движения // Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. С. 57-78.

Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1. С. 100-108.

20 См.: http://rpsc.ru/news/future/sovet-mitropolii-onlajn/ (дата обращения: 09.08.2020).

21 См., например: https://riafan.I'u/1266092-episkop-staroobryadcheskoi-cerkvi-rasskazal-o-rabote-khramov-v-period-epidemii-koronaviI'usa (дата обращения: 09.08.2020).

Душакова Н. Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 38 (2). С. 184206.

Карнышев А. Д. Взаимодействие религиозных и психолого-экономических установок в традициях и инновациях старообрядчества // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). 2011. Т. 3, № 4. С. 59-70.

Кожурин К. Я. Повседневная жизнь старообрядцев. М., 2014.

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы: опыт энциклопедического словаря / сост. С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. М., 1996.

Феденок Ю. Н., Буркова В. Н. Социальное дистанцирование как альтруизм в условиях пандемии коро-навируса: кросс-культурное исследование // Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. С. 6-40.

Черничкин Д. А., Топчиев М. С., Дрягалов В. С. Современные старообрядцы: от традиционности к виртуализации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 4 (61). С. 134-141.

Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература. Т. I-II. М., 2002.

Приложение

ВОПРОСНИК ПО ТЕМЕ «КИБЕРЭТНОГРАФИЯ И СТАРООБРЯДЧЕСТВО»

(СОСТ. Д. С. ЕРМОЛИН)

1. Есть ли в вашей семье электронная бытовая техника? Какая?

2. Смотрите ли вы телевизор? Если нет, почему?

3. Можно ли христианам разрешать себя фотографировать, записывать голос, снимать на видео?

4. Есть ли у вас фотографии ваших родственников, близких?

5. Пользуетесь ли вы мобильным телефоном, компьютером? Если нет, почему?

6. Накладываете ли вы на себя ограничения в просмотре телевизора и пользования компьютером в период постов (особенно в Великий пост)?

7. Совершаете ли при этом какие-то действия (даете обет, кладете «начал», разворачиваете телевизор / монитор экраном к стене и пр.)?

8. Можно ли христианам пользоваться интернетом?

9. Можно ли христианам заводить страницы в социальных сетях, пользоваться электронной почтой?

10. Есть ли какие-то запреты на использование электрической техники в Писании?

11. Является ли грехом использование мобильного телефона и компьютера, просмотр телевизора?

12. Должен ли христианин нести епитимью за то, что пользуется телефоном, компьютером?

13. Обсуждаете ли вы с вашим духовным отцом эти вещи? Как он к этому относится?

14. Есть ли у ваших детей мобильный телефон, планшет?

15. Позволяете ли вы вашим детям смотреть телевизор и играть в компьютерные игры? Есть ли какие-то ограничения?

16. Может ли компьютер (телефон, планшет) и телевизор быть во благо?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Можно ли духовным лицам (наставникам, священникам, инокам) пользоваться интернетом?

18. Связано ли развитие техники с наступлением Последних времен? Есть ли свидетельства и пророчества об этом в Писании?

19. Можно ли богослужебные тексты набирать на компьютере, распечатывать и использовать на службе?

20. Можно ли молиться (в храме или келейно), читая текст молитвы с планшета или мобильного телефона?

OLD BELIEVERS ONLINE: BRIDGES, BORDERS AND MEDIA STREAMS

ABSTRACT. The article aims to analyze the phenomenon of interaction between the Old Believers and modern mass media, especially the Internet. Although the Old Believers are supposed to be the most traditionally minded group among the ethnic communities of Russia, researchers could observe how various innovations gradually penetrated the everyday life of the Old Believers and what the reaction of the community was. The ban on photography and audio recording, condemnation of radio, television and other cultural innovations, and justification of their position by quotations from the Bible—this is only an incomplete list of the strategies resorted by the Old Believers to defend their beliefs and everyday practices. The expansion of the Internet in Russia has not bypass the community of Old Believers: multiple Internet portals, forums and groups on social media were used as a platform for the consolidation of Old Believers within the framework of one confessional denomination, or, conversely, became a virtual 'battlefield', where representatives of various religious movements of the Old Believers began to defend their confessional beliefs. The article discusses the 'representation' of various denominations of the Old Believers on the Internet, paying particular attention to their self-representation strategies, ways of marking one's own confessional identity, and principles and rules of behavior in cyberspace. The article also gives special consideration to the aspects of virtual life and attitudes towards it during the Covid-19 pandemic in March-June 2020.

KEYWORDS: Old Believers, confessional identity, cyberspace, Internet, social media, cyber-ethnography

DENIS S. ERMOLIN — Cand. Sc. in History, Academic Secretary, Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences (Saint Petersburg, Russia) E-mail: denis.ermolin@gmail.com

К статье Д. С. Ермолина

Рис. 3. Фото во время молебна в Покровско-Успенской церкви РПсЦ (январь 2018 г.). Взято со страницы прихода ВК. URL: https://vk.com/gavrikovhram (дата обращения: 09.08.2020)

Рис. 4. Во время заседания Совета митрополии РПсЦ (июнь 2020 г.). Взято с сайта митрополии РПсЦ. URL: http://rpsc.ru/ (дата обращения: 09.08.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.