Научная статья на тему 'Использование интернет-коммуникаций святым престолом и Русской православной церковью'

Использование интернет-коммуникаций святым престолом и Русской православной церковью Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
982
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПАТРИАРХ КИРИЛЛ / ПАПА РИМСКИЙ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / ВАТИКАН / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАДИО / ИНТЕРНЕТ / ИМИДЖ / ИНФОРМАЦИЯ / YOUTUBE / TWITTER / FACEBOOK / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / PATRIARCH KIRILL / POPE / CATHOLIC CHURCH / HOLY SEE / VATICAN / OFFICIAL SITE / OFFICIAL TV CHANNEL / INFORMATION TECHNOLOGIES / RADIO / INTERNET / INFORMATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермакова Мария Викторовна

Интернет это инструмент, при помощи которого можно осуществлять разные функции. Кто-то работает онлайн, кто-то развлекается, кто-то ищет информацию, а кто-то эту информацию предоставляет. Когда же речь заходит о Церкви, то использование Интернета и его возможностей обретает иное значение миссионерское, проповедническое, душеспасительное. Церковь, являясь организацией, тысячелетиями помогающей человеку обращаться к Богу, будучи тем самым проводником коммуникации, как никто другой сможет использовать новый инструмент для достижения своих целей, для информирования и коммуницирования с существующей и потенциальной паствой. Однако у этого процесса есть свои проблемы и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INTERNET COMMUNICATION OF THE HOLY SEE AND RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Internet is a tool which has got multifuctions. Some individuals use it for work purposes, some for entertainment, some seek information and others provide it. The key target is to set the main goal of going online, however it is possible to surf it aimlessly forever. Non-theless when the Church is concerned, Internet gains other meanings i.e. missionary, enlightening and edificatory. Church as a thousand year old provider of communications with the Heavens, helping people to address the God is the one to use this tool at its full capacity for attaining it’s the target of informing and communicating with its present and potential people.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-коммуникаций святым престолом и Русской православной церковью»

the basis of the criterion approach. On the basis of selected criteria of semantic content of phenomena under examination there was presented the understanding of relationship between faith and eschatological sentiments and views of a person. The author analyzes the impact of religious phenomena on the world outlook and spiritual search in the society.

Key words: faith, criteria of faith, eschatology, criteria of eschatology, eschatologi-cal sentiments and views.

Chesnova Elena Nikolaevna, PhD (Philosophy), Senior Lecturer, Eleni-ka.Nova@gmail.com; ELeNika17@yandex.ru, Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University,

Yakimova Elena Georgievna, PhD (Philosophy), Senior Lecturer, helena183@yandex.ru; lialia.mistiks@gmail.com, Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.

УДК 271.22:004.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ СВЯТЫМ ПРЕСТОЛОМ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

М.В. Ермакова

Интернет это инструмент, при помощи которого можно осуществлять разные функции. Кто-то работает онлайн, кто-то развлекается, кто-то ищет информацию, а кто-то эту информацию предоставляет. Когда же речь заходит о Церкви, то использование Интернета и его возможностей обретает иное значение - миссионерское, проповедническое, душеспасительное. Церковь, являясь организацией, тысячелетиями помогающей человеку обращаться к Богу, будучи тем самым проводником коммуникации, как никто другой сможет использовать новый инструмент для достижения своих целей, для информирования и коммуницирования с существующей и потенциальной паствой. Однако у этого процесса есть свои проблемы и особенности.

Ключевые слова: Русская православная церковь, Патриарх Кирилл, Папа Римский, Католическая церковь, Святой престол, Ватикан, официальный сайт, youtube, twitter, facebook, официальный телеканал, информационные технологии, радио, Интернет, имидж, информация.

Задача данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать уникальный процесс использования информационных технологий Святым Престолом и Русской православной церковью (РПЦ) с целью общения с социумом, и возникающие при этом проблемы. Глобальное распространение Интернета и его универсальность привели к тому, что многие сферы

человеческой жизни переходят в онлайн, например: бизнес, развлечения, образование, знакомства и прочее. Одной из особенностей Интернета является полная свобода, которую он дает пользователям для созидания и потребления. Ложная информация, агрессия, плагиат, неупорядоченность -все эти проблемы причиняют огромное неудобство всем пользователям сети, тем не менее, это часть виртуальной реальности. Когда же речь заходит о проникновении в эту среду крупных организаций - госкорпораций, правительственных объединений, международных сообществ или церкви, то эти проблемы необходимо решать эффективно и системно. К тому же, немаловажным является и фактор присутствия - количественного и качественного. Выход церкви в сферу медиа, а тем более в виртуальную реальность, в принципе сложен и постепенен.

Католическая церковь, пожалуй, является первопроходцем в среде использования медиа. Для примера, радиостанция Ватикана функционирует с 1931 года, затем появляется собственный телевизионный центр и, наконец,даже собственный доменка в Интернете. А осваивать Интернет Святой Престол начал еще с середины 90-х. К сожалению, в связи с определенными историческими, политическими и экономическими факторами, не у всех церквей была возможность обеспечить себя подобными ресурсами. К тому же, необходимо помнить о том, что Ватикан это отдельно существующее суверенное государство, что также расширяет круг возможностей Святого Престола. Русская православная церковь, в свою очередь, официально приобрела свое имя лишь в 1943 году, но, что примечательно, имеет свое собственное издание «Журнал Московской Патриархии», которое выпускается с 1931 года, и периодически было под запретом. В онлайн-пространство же РПЦ официально вышла в 2005 году, когда был основан сайт patriarchia.ru.

Кажется, что в условиях современности нет необходимости иметь средства и власть, чтобы привлечь многомиллионную аудиторию, и все же количество сайтов, имеющих отношение к католичеству, можно насчитать около 900 000, а православных - чуть больше 300 000. Хотя проблемы на современном этапе одинаковые у обеих церквей. Религия всегда была и остается нелегкой темой для продвижения в медиа, особенно нецерковными ресурсами, как замечают исследователи К. Жуковская и А. Морозов. СМИ ориентируются на то, что может моментально привлечь внимание среднестатистического потребителя, они работают по своим собственным законам и зачастую попадают под определенное давление со стороны власти, владельцев изданий или телеканалов и так далее. К тому же «религия слишком «перегружена», обладает слишком большими контекстами, она слишком плохо поддается адаптирующим процедурам СМИ» [1]. Церковь функционирует по особым правилам и законам, обладает своей корпоративной этикой и зачастую анализировать ее общение с социумом с позиции простого обывателя достаточно сложно. Необходимо знать контекст,

историю и философию церковной реальности. Как это возможно, если мы говорим о твиттере, сообщения в котором не должны превышать 140 слов? Однако, с другой стороны, этого вполне достаточно, чтобы передать строфу из Библии или цитату из проповеди. Но зачем церкви следовать законам СМИ, когда можно создать собственную логику присутствия в Интернете согласно церковной иерархии? Именно этот путь выбрал Ватикан, объединив все свои начинания и создав единое информационное поле, о котором более подробно изложено ниже. Другая проблема, которая также возникает при попытке церкви говорить со СМИ на языке последней,- это сохранение сакральности религии, которая может быть разрушена при публичном освещении, при тиражировании и в погоне за высокими технологиями. Анекдотичной можно назвать попытку трех американских ученых и двух католических священников сделать приложение для iPhone, которое позволяло бы пользователю исповедоваться дистанционно[8].Хотя, с другой стороны, если можно совершать грехопадения онлайн, то почему нельзя и очиститься от грехов там же?

Нельзя забывать о том, что церковь - это институт, «корпорация», как упоминает о ней исследователь К. Лученко. У этой организации есть особая миссия и уйти из зоны соприкосновения с потребителем, с общественностью, с социумом ей не удастся, наоборот, нужно стремиться туда, где сейчас проводит свое время большая часть планеты - в Интернет. Но, помимо коммуникаций внешних, - с обществом, государством, человеком, церковь обладает и коммуникацией внутрицерковной, сложной и иерар-хичной. Церковная коммуникация ограничена строгой самоцензурой, где главным ориентиром является канон. Многие проблемы церкви не выносятся на всеобщее обсуждение, а у публики в широком доступе в Интернете есть лишь информация, как выражается исследователь Лученко, «для вечного неофита»[4], да и последнюю приходится собирать частично по различным сайтам. А ведь внутрицерковное общение тоже можно сделать более эффективным с помощью Интернета, если принципы связанности и иерархии сохранить и в режиме онлайн. Если сайты приходов и епархий будут связаны с главным официальным сайтом единой системой, то они смогут мгновенно получать обновления.

Выход церкви в Интернет - это огромный шаг в развитии ее отношений с социумом. На данный момент есть широкий круг интернет-медиа, при помощи которых можно осуществлять миссионерскую деятельность, просвещать людей, получать обратную связь, отвечать на вопросы тех, кто не может физически присутствовать в храме, мотивировать людей, создавать позитивный имидж и многое другое. Интересно проследить за успехом, который достиг в этом Святой Престол. Папа Франциск на ассамблее Папского совета по социальной коммуникации заявил, что и священнослужители, и миряне должны осваиваться в мире цифровых технологий для эффективного их использования в целях распространения христиан-

ства в современном мире. И ужев 2009 году Святой Престол собрал группу экспертов для улучшения взаимоотношений церкви и общества при помощи интернет-коммуникаций. В проекте принимали участие представители Google, Facebook, Youtube, Wikipedia [5], что не могло не свидетельствовать о серьезности намерений Ватикана.

Репрезентация церкви в виртуальной реальности, это, прежде всего, официальный сайт, так как это первое, что получает пользователь, сделав запрос «РПЦ» или «Ватикан» в поисковой системе. Важен именно официальный сайт, так как вследствие специфики церковной тематики возникает вопрос о качестве и надежности того или иного ресурса. Ведь создать свой сайт и назвать его православным или католическим может каждый, кто обладает навыками программирования, может создать свой ресурс на церковную тематику. Огромное количество разрозненной информации может привести к разным интерпретациям и толкованиям, тогда как необходимо единство. Много неупорядоченных сайтов только вносят путаницу туда, где это может иметь серьезные последствия, - в религиозную жизнь. А также это сбивает пользователя и наносит ущерб имиджу церкви. Именно поэтому важно создать единое информационное поле. Как пример, возьмем сайт Ватикана Holysee- на нем есть специальный раздел «Сайты Ватикана», которые, в свою очередь, разделены тематически. То есть пользователю не нужно искать материалы на посторонних сайтах или в поисковой машине, чтобы узнать официальную позицию церкви по какому-либо острому вопросу, например, насилия над детьми [12]. Если пользователь ищет радио Ватикана - он найдет ссылку на прослушивание в прямом эфире и всю информацию о программах на официальном сайте. Также на официальном сайте есть ссылки на сайты «секретных архивов Ватикана», издательского дома, музеев и так далее. К сожалению, ситуация с официальным сайтом РПЦ несколько другая. Основное внимание сосредоточено на документах и повседневной бюрократической жизни церкви, так, например, в рубрике «Новости» идет подборка последних новостей без тематики, в рубрике «Документы» представлен набор документов совершенно разной направленности и значимости, в рубрике «Архив», как и на сайте в целом, можно совершать поиск информации по ключевым словам, но количество результатов поиска составляет несколько страниц, что неудивительно, учитывая объем и неупорядоченность информации. Если же пользователь ищет территориально ближайшую церковь, список официальных телеканалов, аккаунт РПЦ в твиттере, православный канал на youtube или радиовещательный канал, то его ждет неудача. Все эти запросы пользователю необходимо искать онлайн и самостоятельно проверять надежность источника.

Кроме того, для привлечения пользователей сайту необходимо иметь привлекательный дизайн и удобный интерфейс. На сайте Ватикана можно увидеть разнообразие обращений к публике - энциклики, послания,

речи, постоянно транслируемое последнее сообщение из твиттера Папы, информация о социальной помощи и расписании служб Папы. Плюс к этому на сайте предоставлена информация о культурном наследии Ватикана - его музеях, библиотеке и достопримечательностях с указанием расписания работы и контактов. Также у всех желающих есть возможность поставить виджет сайта для еще большего удобства пользования. Обратимся к сайту РПЦ - на нем тоже воссоздан эффект присутствия: есть обращение Патриарха, но для моментального увеличения аудитории, почему бы не продублировать это обращение, которое с некоторой периодичностью обновляется, и в твиттер? Интерфейс сайта Святого Престола создан по принципу перевернутой пирамиды, когда главные рубрики с домашней страницы ведут к подрубрикам на прочих страницах сайта и так далее, тогда как на сайте РПЦ преобладает библиотечность представления информации, разбивающая ее по «каталогам», которые дублируются.

Следует добавить, что единое информационное поле снимает и проблему кредибилити - степени доверия, которое играет особую роль в интернет-коммуникациях. Оно еще только начинает входить в лексикон русского интернет-пользователя, но можно заметить первые шаги в процессе установления этого уровня доверия к православным изданиям в РПЦ. Начиная с 2011 года Синодальный информационный отдел присуждает гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом русской православной церкви» различным СМИ, и только продукция, получившая этот гриф, может появляться в церковной системе распространения [7]. Следующим логичным шагом представляется сделать то же и для интернет-источников, либо введя определенный гриф, либо, как это сделала церковь Ватикана, просто разместив все ссылки на сторонние ресурсы на официальном сайте. Та же логика может быть подтверждена официальными высказываниями главы РПЦ: «Нельзя просто болтать в Интернете. Нельзя говорить от ветра головы своей. Кроме того, нельзя свои собственные мысли часто подавать таким образом, чтобы люди воспринимали это как мысли церкви»[6].

Увеличение официального и упорядоченного присутствия церкви в Интернете может идти и другими путями. Помимо создания сайта, который представляет церковь в виртуальном пространстве, существует много прочих способов. Например, твиттер - микроблог, завоевавший популярность во всем мире и создавший сообщество с определенной культурой и процедурами. У людей, пользующихся этим сервисом, возникает эффект присутствия, личного примера, ощущение близости собеседников, он как бы стирает границы в общении, увеличивает скорость и простоту получения информации, которая доставляется автоматически, без дополнительных запросов. Например, твиттер Папы Римского насчитывает более 12 миллионов «фолловеров», людей, следящих за публикациями на Папском твиттере, а с учетом ретвитов вся аудитория в целом может достигать 60

млн человек, согласно РИА «Новости». Твиты главы Католической церкви можно читать на 9 языках: английском, латинском, итальянском, испанском, португальском, немецком, французском, польском и арабском. Интересно, что аккаунт Папы в твиттере передается вместе с папской властью. После избрания последнего главы Ватикана наблюдается активный рост числа фолловеров. Если человек принадлежит вере и отказывается от грехов, то, по мнению Католической церкви, его время пребывания в чистилище может значительно сократиться при условии, что он искренне внимательно следит за твитами Папы. Даже люди, стесненные в средствах, могут получить прощение, без паломничества, просто следя за событиями в твиттере или по телевидению. Что касается РПЦ, то Патриарху Кириллу еще только предстоит открыть уникальные возможности этого сервиса.

Кроме твиттера, наиболее эффективно затратной информационной технологии, на официальном сайте Ватикана есть ссылка, оформленная как вкладка, на news.va - сервис, предоставляемый советом Понтифика по социальным коммуникациям совместно с медиа структурами Святого Престола, включаяFides News Agency - информационный сервис объединений миссии Понтифика (основанный в 1927 году), L'Osservatore Romano - газету, основанную в 1861 году и ставящую перед собой цель освещать все тексты и документы святого престола для всемирного сообщества на разных языках, издание сочетает журналистику и документальность. Пресс-офис Святого Престола издает ежедневный бюллетень с повседневной деятельностью Папы, ведет учет официальным событиям и документам, Информационный сервис Ватикана ведет календарную хронику мероприятий, эти структуры включают и телевизионный центр Ватикана (CTV) и интернет-офис Святого Престола. Все вместе это news.va - сервис, который позволяет осуществлять поиск по архивам, транслирует сообщения из твиттера, аннонсирует мероприятия Ватикана, публикует отрывки из размышлений на духовную тему разных авторов, составляет рейтинг наиболее читаемых статей и материалов, которыми пользователи делятся между собой, освещает последнее опубликованное на Facebook, информирует о расписании радио Ватикана. Цель - на едином сайте собирать последние новости, выбранные и собранное в единое целое из всего спектра медиа Ватикана, которые, в свою очередь, продолжают существовать на своих отдельных сайтах. News.va, по заявлению редакции, - инструмент Папы, который призван служить всем [12].На сайте также предлагается отдельная версия для планшетов, возможность отправить новости по электронной почте и через социальные сети. Помимо этого, Ватикан разработал официальные приложения для смартфонов на платформе iOs и Android- ThePopeApp, которые освещают события с участием Папы, новости, сообщения в твиттере Папы, Его послания, фото, видео, веб-камеры, прямые трансляции, а также делает ссылки на другие электронные ресурсы. Еще одно приложение -Conclave - следит за работой Конклава, предоставляет новости, прямые

эфиры, статьи и сообщения из твиттера на тему выборов Папы, рассказывает об истории Конклава, о кардиналах и их рейтинге. Католическая церковь представлена и на youtube [11] - канал освещает официальную позицию Церкви по основным вопросам, делает доступными видео Папских богослужений и вновь предоставляет ссылки на основные медиа - тексты представлены радио Ватикана, видео - официальным телевизионным центром и на facebook.com. РПЦ тоже имеет свой официальный канал youtube [2] с ссылкой на официальный сайт Церкви. Положительной тенденцией в освоении РПЦ онлайн-пространства является и официальная, с ссылкой на основной сайт, страница «Православное Христианство» и «Пресс-служба Патриарха Московского и Всея Руси» на фейсбуке. На первой странице можно найти разнообразную постоянно обновляющуюся информацию о деятельности Патриарха, фото и видео, а также, что немаловажно, отмеченные как «нравится», ссылки на другие православные страницы на face-book.com. На второй странице освещаются текущие дела жизни Церкви, а также планируемые события. Создание приложений еще не было освоено РПЦ, хотя в Appstore можно найти программы с православным контентом. Единовременное, постепенное и упорядоченное освоение всех доступных интернет-технологий - это новый виток развития и расширения церкви как организации, работающей с людьми. Планета виртуальной реальности стоит на таких китах, как поисковики (google), социальные сети (vk.com, facebook.com и другие), видеохостинги (youtube), фотохостинги (instagramH другие), официальные сайты, микроблоги (twitter), блоги (Живой Журнал, Tumblr, Squarespace и другие).

Если Интернет - это сравнительно молодое изобретение, то телевидение и радио как каналы коммуникации существуют достаточно давно, но, если Ватикан сумел связать все свои каналы коммуникации, объединив их на портале news.va, при этом сохранив самостоятельными и ТВ и радиоканал, то РПЦ не удалось эффективно использовать эти ресурсы. Ознакомившись с подробным анализом православных СМИ в Интернете в целом, сделанным выдающимся исследователем К.В. Лученко, и основываясь на ее работе [4], можно говорить об отсутствии информационного центра в структуре использования телевидения и радио Русской православной церковью. Во-первых, общецерковного православного радио на данный момент не существует, православные радиочастоты можно найти локально по России. Лученко выделяет одну наиболее яркую - радиостанцию Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров», которая была создана при помощи эмигрантского французского радио. Официального канала как такового также не существует. К.В. Лученко выделяет два канала, вещающих на всю страну, - «Спас» и «Союз» и несколько передач, идущих по государственным телеканалам, однако ни один из этих каналов нельзя признать центральным православным каналом. Повторяется ситуация с православными сайтами. Конечно, на телевидении появляются теле-

передачи о православии и РПЦ, как и в Интернете, существует множество сайтов с контентом на православную тематику, и найдется много авторов -как священного сана, так и «мирских», которые могут высказываться насчет церкви и религии. Однако хочется подчеркнуть еще раз, что к официальным источникам коммуникации РПЦ отнести нельзя ни один.

В этой неупорядоченности и заключается основная проблема, по мнению исследователя, в разнообразии мнений пользователю нужно четко понимать, где официальная позиция церкви, а где мнения аналитиков и экспертов со стороны. На официальном сайте Ватикана опубликован документ, составленный под руководством информационного совета Понтифика под названием «Церковь и Интернет», в котором есть некоторые положения, подтверждающие основные мысли автора статьи. Очень актуальным кажется предположение о том, что Интернет связан не только с этической проблемой (на эту тему у Ватикана существует отдельный документ), но и с проблемой так называемых «онлайн-хейтеров» - лиц или группы лиц, враждебно настроенных против церкви и свою агрессию свободно выливающих в Интернете. Культура медиа основана на постмодернистском убеждении, что абсолютная правда заключается в том, что ее нет, а если бы она и была, то была недоступной для человеческого понимания, а значит, ненужной [9]. Интернет - изобретение человека, развивающееся вместе с человеком и вбирающее в себя только то, что вкладывает человек, в том числе порнографию, терроризм, межрасовую ненависть и прочее. Но это лишь одна его негативная сторона, которую можно игнорировать или, если рамки дозволенного нарушены, обратиться за вмешательством к официальным властям. В интервью в последнее время Патриарх не раз говорил о виртуальной вражде, называл Интернет «королевством кривых зеркал», где царит духовный кризис. Хочется выразить надежду, что именно церковь и призвана разрешить этот кризис, прийти туда, где люди, начать вести диалог и не бояться вызова в лице хейтеров.

Возвращаясь к документу «Церковь и Интернет» хочется отметить тот факт, что неоднократно упомянутая неупорядоченность и огромный рост сайтов (в данном случае, называющих себя католическими) это реальная проблема. Разумеется, необходимо поощрять сайты, креативно освещающие церковную тематику, так же как и отдельных блоггеров или неофициальных групп людей, которые мотивированы писать о церкви. Однако эта активность создает путаницу. Потому как разные лица, воспринимающие и трактующие доктрину на свое усмотрение, некоторые принимающие радикальную позицию, а некоторые, наоборот, слишком либеральную, могут повредить общему информационному имиджу церкви, выдавая свое мнение под знаком Католической церкви[10].Пользователям просто необходима надежная официальная картакатолического или, что касается РПЦ, православного Интернета.

Конечно, информационные технологии не ограничиваются только

лишь медиа - это и другие действия, направленные на создание позитивного образа в СМИ. Если посмотреть на карьеру Папы Франциска, то можно увидеть, насколько были успешны его действия. Он стал источником вдохновения даже для людей, далеких от церкви. Он популяризировал фигуру Папы Римского, вывел Католическую церковь на новый уровень общения с обществом. Хочется выразить надежду, что и РПЦ сумеет отвоевать свою аудиторию в виртуальном пространстве, эффективно использую возможности, которые предоставляет Интернет.

Большой вклад в создание данной статьи внес молодой исследователь кафедры регионоведения и международных отношений МГУ им. Ломоносова Светлана Горбунова.

Список литературы

1. Морозов А. Вера в мире коммуникаций/Православие и мир, ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня, Режим доступа: http://www.pravmir.ru/vera-v-mire-kommunikacij, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения:07.02.2014).

2. Видеоканал официального сайта Московского Патриархата на

Youtube.com\youtube.com, Режим доступа:

http://www.youtube.com/user/russianchurch/about, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 27.03.02).

3. Древо/энциклопедия. Режим доступа: http://drevo-

info.ru/articles.html, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 25.02.2014).

4. Лученко К. Что такое православные СМИ?/Православие и мир, ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/chto-takoe-pravoslavnye-smi/, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения:02.03.2014).

5. Малуха М. Цифровая Евангелизация/Religo.ru: эксперты о религии. Режим доступа: http://religo.ru/journal/15383, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения:01.03.2014).

6. Волкова М. РПЦ прирастет Интернетом/Радио «Голос России». Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2010/07/19/12735378/, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения:07.10.2013).

7. Регламент присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской православной церк-ви»/Синодальный информационный отдел Русской православной церкви. Режим доступа: http://www.sinfo-mp.ru/reglament.html, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения:07.10.2013).

8. Минин С. Как Ватикан Айфоны запрещал/Religo.ru:эксперты о религии. Режим доступа: http://religo.ru/columns/13591, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (дата обращения: 02.03.2014).

9.Message of The Holy Father John Paul II for the 35thworld communications day/The Holy See. Режим доступа:

http://www.vatican.va/holy father/john paul ii/messages/communications/docu ments/hf jp-ii mes 20010124 world-communications-day en.html, свободный. Заглавиесэкрана. Яз. англ. (дата обращения:27.02.2014).

10. The Church and Internet, Pontifical Council for Social Communications/The Holy See. Режим доступа:

http://www.vatican.va/roman curia/pontifical councils/pccs/documents/rc pc p ccs doc 20020228 church-internet en.html# ftn37, свободный. Заглавиесэкрана. Яз. англ. (дата обращения: 27.03.02).

11. The Vatican - English\youtube.com. Режим доступа:

http://www.youtube.com/user/vatican/about, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения: 27.03.02).

12. VaticanInternetsites/The Holy See. Режим доступа: http://www.vatican.va/siti va/index va en.htm, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (дата обращения:26.03.02).

Ермакова Мария Викторовна, аспирант, mariermakova0@gmail. com, Россия, Москва, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

WAYS OF INTERNET COMMUNICATION OF THE HOLY SEE AND RUSSIAN

ORTHODOX CHURCH

M.V. Ermakova

Internet is a tool which has got multifuctions. Some individuals use it for work purposes, some for entertainment, some seek information and others provide it. The key target is to set the main goal of going online, however it is possible to surf it aimlessly forever. Non-theless when the Church is concerned, Internet gains other meanings i.e. missionary, enlightening and edificatory. Church as a thousand year old provider of communications with the Heavens, helping people to address the God is the one to use this tool at its full capacity for attaining it’s the target of informing and communicating with its present and potential people.

Key words: Russian Orthodox Church, Patriarch Kirill, the Pope, Catholic Church, the Holy See, Vatican, official site, youtube, twitter, facebook, official TV channel, information technologies, radio, the Internet, information

Ermakova Maria Vikrotovna, PhD student of regional studies academic department of MSU n.a. M.V. Lomonosov, mariermakova0@gmail. com, Russia, Moscow. MSU n.a. M. V. Lomonosov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.