Научная статья на тему 'Анализ себестоимости транспортных услуг'

Анализ себестоимости транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4068
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ANALYSIS OF TRANSPORT SERVICE COST / АНАЛИЗ ОБЩЕЙ СУММЫ ЗАТРАТ / ANALYSIS OF TOTAL COST / ПЕРЕРАСХОД СРЕДСТВ / РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ / COST REDUCTION RESERVES / ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / TECHNICAL AND PERFORMANCE INDICATORS / COST OVERRUN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарханова Наталья Владимировна

Рассмотрена методика оценки себестоимости транспортных услуг. Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости. Приведен поэтапный анализ себестоимости транспортных услуг на примере транспортного предприятия. Как результат: анализ себестоимости транспортных услуг помогает выяснить, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на величину себестоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарханова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT SERVICE COST ANALYSIS

The procedure of transport service cost analysis is considered. The analysis of transport service cost allows to determine the alteration trends in this indicator, as well as to evaluate enterprise performance according to the use of the possibilities to reduce costs. A stage-by-stage analysis of transport service cost is given for the case of a transport enterprise. It is concluded that the analysis of transport service cost facilitates the identification of the items on which cost savings or cost overruns are obtained. It also shows the factors and extent of their influence on the cost amount.

Текст научной работы на тему «Анализ себестоимости транспортных услуг»

УДК 656.13:658 (075.8)

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

л

© Н.В.Тарханова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена методика оценки себестоимости транспортных услуг. Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости. Приведен поэтапный анализ себестоимости транспортных услуг на примере транспортного предприятия. Как результат: анализ себестоимости транспортных услуг помогает выяснить, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на величину себестоимости.

Ключевые слова: анализ себестоимости транспортных услуг; анализ общей суммы затрат; перерасход средств; резервы снижения себестоимости; технико-эксплуатационные показатели.

TRANSPORT SERVICE COST ANALYSIS N.V. Tarkhanova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The procedure of transport service cost analysis is considered. The analysis of transport service cost allows to determine the alteration trends in this indicator, as well as to evaluate enterprise performance according to the use of the possibilities to reduce costs. A stage-by-stage analysis of transport service cost is given for the case of a transport enterprise. It is concluded that the analysis of transport service cost facilitates the identification of the items on which cost savings or cost overruns are obtained. It also shows the factors and extent of their influence on the cost amount. Keywords: analysis of transport service cost; analysis of total cost; cost overrun; cost reduction reserves; technical and performance indicators.

Введение

Себестоимость транспортных услуг является основным экономическим показателем, характеризующим эффективность использования всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом). Кроме того, уровень и структура себестоимости представляют собой основу для построения тарифов на перевозки.

В себестоимость транспортных услуг автомобильного транспорта включаются: текущие затраты трудовых и материальных ресурсов; затраты по воспроизводству основных производственных фондов; затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдение необходимых требований по охране окружающей среды, вы-

полнение обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы [1].

На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозочных услуг применяется следующая группировка по статьям затрат:

1. Затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

- заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;

- отчисления на социальные нужды;

- автомобильное топливо;

- смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

- износ и ремонт автомобильной резины;

- техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;

- амортизация подвижного состава.

1

Тарханова Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (S952) 4051S5, e-mail: [email protected]

Tarkhanova Natalia, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (S952) 4051S5, e-mail: [email protected]

2. Общехозяйственные расходы.

Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости.

Основными задачами учета и калькулирования себестоимости являются:

1. Полное, достоверное и своевременное отражение фактических расходов на транспортные услуги, выполняемые различными видами автомобильного транспорта.

2. Выявление фактических расходов: по видам перевозок (грузовым, пассажирским); отдельным предприятиям (структурным единицам) и их частям (цехам, бригадам, арендным коллективам); видам оплаты работ (грузовым автомобилям, работающим по тарифу за тонну перевезенного груза; автобусам, работающим по тарифу за пассажиро-километр, в том числе по автобусам, работающим на городских маршрутах; грузовым автомобилям и автобусам, работающим с оплатой по почасовому тарифу; легковым таксомоторам) [1].

3. Контроль за рациональным использованием материальных, трудовых затрат и денежных средств, расходуемых в процессе перевозок грузов и пассажиров.

4. Выявление ресурсов сокращения

затрат.

5. Единообразное определение состава затрат, образующих себестоимость перевозок и других работ (услуг) автомобильного транспорта.

6. Применение единых в своей основе методов учета и калькулирования производственных затрат, обеспечивающих наиболее правильное исчисление себестоимости перевозок, с использованием обоснованных способов распределения затрат между объектами калькуляции.

Данные учета затрат используются для анализа хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений, организации внутреннего хозяйственного расчета, правильного определения величины взимаемого с предприятий налога, а также для

установления фактической эффективности проводимых организационно-технических мероприятий.

Таким образом, анализ себестоимости транспортных услуг должен помочь выяснить, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие факторы и в какой степени повлияли на величину себестоимости.

Оценка общей суммы затрат

На первом этапе анализа себестоимости транспортных услуг проводится оценка общей суммы затрат с помощью приема выравнивания начальных точек анализа. Сущность приема выравнивания начальных точек анализа заключается в пересчете результирующих показателей, при этом показатели-факторы в расчетной формуле проставляются в отчетном значении, если они не зависят от деятельности предприятия, и - в плановом значении, если они зависят от деятельности предприятия. Для выполнения расчетов необходимо иметь сведения о выполнении плана по статьям калькуляции себестоимости транспортных услуг (табл. 1).

Аналитическая сумма затрат определяется по формулам [2]:

Са = ФЗПав + Сапер + Сапост;

a ПД

ФЗПа

В 100

• П,.

• ФЗПВ;

_ пер ' П1общ . Qa

пер

100

где Са - аналитическая сумма затрат, руб.; ФЗПав - аналитическая сумма фонда заработной платы водителей, руб.; Сапер - аналитическая сумма переменных затрат, руб.; П/общ - процент выполнения плана по общему пробегу; Сапост - аналитическая сумма постоянных затрат, руб.

В результате расчетов, для анализа используются следующие величины: плановая, аналитическая и отчетная. Исходя из этих величин, определяется абсолютное, относительное и допустимое отклонение (табл. 2).

Абсолютное отклонение (А) определяется как разница между отчетной и плановой величинами.

Таблица 1

Общая сумма затрат по статьям калькуляции себестоимости транспортных услуг

Статьи затрат, тыс. руб.: План Отчет Процент выполнения,%

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 120,200 136,980 113,960

2. Переменные затраты, в т.ч.: топливо смазочные материалы износ и ремонт шин ТО и ТР 101,048 2,695 33,871 127,189 120,472 3,512 41,576 128,389 119,223 130,276 123,281 100,944

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления. 48,995 60,641 123,770

Итого статьи затрат, тыс. руб.: 400,127 491,570 122,853

Таблица 2

Расчет отклонений общей суммы затрат_

Статья затрат Аналитическая величина Отклонение, тыс. руб.

А Д О

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 83,418 16,780 -36,780 53,562

2. Переменные расходы: - топливо - смазочные материалы - износ и ремонт шин - ТО и ТР 106,71 2,846 35,712 134,315 19,424 0,817 7,885 0,600 5,662 0,151 1,898 7,126 13,762 0,666 5,987 -5,926

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления 48,995 11,646 0 11,646

Всего 411,996 57,152 -21,943 79,695

Относительное отклонение (О) определяется как разница между отчетной величиной и аналитической.

Допустимое отклонение (Д) определяется как разница между аналитической величиной и плановой.

Допустимое отклонение формируется за счет показателей-факторов, не зависящих от деятельности предприятия, а относительное - за счет показателей-факторов, зависящих от деятельности предприятия. Таким образом, абсолютное отклонение от плана анализируемого показателя при помощи приема выравнивания начальных точек анализа разграничивается на две части: одна показывает, насколько

изменился анализируемый показатель за счет причин, зависящих от предприятия, а другая часть - по причинам, не зависящим от него. На данном этапе анализа необходимо определить конкретные причины экономии и перерасхода средств по статьям затрат.

Определение влияния отклонений на общую сумму затрат

На следующем этапе анализа определяется влияние отклонений на общую сумму затрат. Определив влияние отклонений на общую сумму затрат, следует рассчитать перерасход средств по статьям затрат по причинам, зависящим от деятельности предприятия (табл. 3).

Таблица 3

Влияние отклонений на общую сумму затрат_

Влияние отклонений на общую сумму

Статья затрат зат рат, %

А Д О Перерасход

1. Условно-постоянные затраты, в т.ч.: ФЗПв; страховые взносы в фонды 3,81 -8,35 12,16 36,306

2. Переменные расходы: - топливо 4,41 1,29 3,12 3,153

- смазочные материалы - износ и ремонт шин - ТО и ТР 0,19 1,79 0,14 0,03 0,43 1,62 0,15 1,36 -1,34 0,004 0,461

3. Постоянные затраты, в т.ч.: общехозяйственные расходы, 2,64 0 2,64 1,290

амортизационные отчисления.

Всего 12,97 -4,98 18,09 41,214

Для расчета перерасхода используется следующая формула:

С.

перерасх

= О . с. ci ' 100 г

где О/ - влияние относительного отклонения на /-ю статью затрат, %; С/ - затраты по /-ой статье затрат, руб.

Таким образом, анализ себестоимости транспортных услуг показал, по каким статьям затрат получена экономия средств, а по каким - перерасход, какие статьи затрат и в какой степени повлияли на величину общей себестоимости. В данном примере в целом по предприятию наблюдается перерасход средств (отчетная сумма затрат больше плановой на 57,152 тыс. руб.). По причинам, зависящим от предприятия, наблюдается перерасход на 79,695 тыс. руб. за счет превышения затрат на ФЗПв и другие переменные и постоянные расходы, а по причинам, не зависящим от предприятия, - экономия на 21,943 тыс. руб. за счет снижения численности работников. Перерасход по статье «топливо» -13,762 тыс. руб., 3,12% - происходит по причине отсутствия контроля за расходованием топлива в бригадах, увеличения общего пробега автомобилей, несоблюдения нормативов при планировании. Отсутствие контроля за расходованием материалов привело к перерасходу по статье

«смазочные материалы» - 0,666 тыс. руб., 0,15%. Перерасход по статье «износ и ремонт шин» - 5,987 тыс. руб., 1,36%. Основные причины: снабжение предприятия некачественными шинами, недостаточное количество оборудования для ремонта шин. Причиной экономии по ТО и Р на 5,926 тыс. руб., -1,34%, является снижение заявок на текущий ремонт, что говорит о наличии автомобилей с малым сроком службы и о соблюдении нормативов. Общехозяйственные расходы возросли на 11,646 тыс. руб., что свидетельствует о необходимости улучшения методов планирования, экономии материальных и денежных средств, совершенствовании системы управления предприятия, а также об уменьшении доли общехозяйственных расходов, приходящихся на единицу транспортной работы.

Изменение затрат и объема выполненной работы

На следующем этапе анализа определяется влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы.

Выражение (100) учитывает обратно пропорциональную зависимость между величиной себестоимости и процентом выполнения плана по тонно-километрам.

Выражение ( 100 * О ) отражает

влияние на себестоимость относительного отклонения по сумме затрат (Ос) и грузооборота (пассажирооборота, платных километров) и определяет величину относительных отклонений в себестоимости (Об).

Выражение ( 100 *Дс ) отражает

влияние допустимых отклонений по смете затрат (Дс) и грузооборота (пассажирообо-рота, платных километров) [2].

(

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выражение

100 Пр

\

-1

* 100 характе-

ризует влияние только выполнения плана по грузообороту (пассажирообороту, платным километрам).

Таким образом, влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы рассчитывается по следующей формуле [3]:

где Пр - процент выполнения плана по объему выполненной транспортной работы, ткм (пасскм); Л Sp - влияние на себестоимость изменения объема выполненной работы; Л Sс - влияние на себестоимость изменения затрат; Дs - допустимое отклонение по себестоимости, %.

Используя результаты расчетов (табл. 3), определим влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы, при этом Пр = 39,747 тыс. ткм.

AS = ■

100

39,747

•18,09 + -

100 39,747

•(-4,98) +

+(

100

39,747

-1) 400 = 45,51 -12,53 +

+151,59 = 184,57%.

Влияние общей суммы затрат на изменение себестоимости:

ASC =

100 39,747

•18,09 +

+ -

100 39,747

(-4,98) = 32,98%.

Относительное отклонение по себестоимости:

О, = 18'09-10° = 45,51%.

5 39,747

Допустимое отклонение по себесто-

имости:

Ms =

100 39,747

(-4,98) +

100

-1) -100 = 139,06%.

39,747

Влияние объема выполненной работы на изменение себестоимости:

ASp = (

100 39,747

-1)-100 = 151,59%.

Общую картину влияния факторов на себестоимость перевозок можно проиллюстрировать (рис. 1).

Рис. 1. Влияние на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы, %

За счет изменения общей суммы затрат себестоимость выросла на 32,98%. Перерасход средств повлек за собой увеличение себестоимости на 45,51%, однако снижению этого значения способствовало допустимое отклонение -12,53%. Объем выполненной работы способствовал росту себестоимости на 151,59%, так как план по грузообороту был выполнен только на 39,747%. Таким образом, общее увеличение себестоимости составляет 184,57%.

Детализация себестоимости по статьям затрат, то есть влияние затрат, скорректированное на влияние грузооборота, представлено на рис. 2.

(11,10%) А

Рис. 2. Формирование

Таким образом, повышение себестоимости за счет изменения общей суммы затрат составило 32,98%. При этом за счет превышения затрат по ФЗПв, на топливо, смазочные материалы, износ шин, ТО и Р, а также за счет превышения запланированных постоянных расходов себестоимость возросла соответственно на 9,58, 11,10, 0,46, 4,50, 0,70 и 6,64%. Повышение себестоимости за счет превышения общей суммы затрат - отрицательный момент в работе транспортного предприятия.

Выводы

На заключительном этапе анализа себестоимости транспортных услуг для аналитика целесообразным является: определить основные резервы снижения себестоимости, предложить комплекс мероприятий по снижению этого показателя [4].

Бсизн (4.50%) величины А Эс, %

В данном случае для снижения себестоимости необходимо пересмотреть организацию транспортного процесса, повысить уровень технико-эксплуатационных показателей. Основными резервами снижения себестоимости перевозок могут являться: рационализация маршрутов перевозок - увеличение; увеличение коэффициента выпуска автомобилей на линию; сокращение простоев под погрузкой и разгрузкой - механизация погрузо-разгрузочных работ; повышение роли моральной и материальной заинтересованности работников; рациональное, эффективное использование материальных и финансовых ресурсов; совершенствование структуры управления транспортного предприятия.

Статья поступила 30.11.2015 г.

Библиографический список

1. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта (утв. Минтрансом РФ 29.08.1995) [Электронный ресурс]. URL: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_24867/ (25.09.2015).

2. Малеева А.В., Томаревская О.Г., Симакова Н.В. Анализ производственно-финансовой деятельности АТП. М.: Транспорт, 1990. 319 с.

3. Тарханова Н.В., Яценко С.А., Колганов С.В. Анализ хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий: учеб. Пособие. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. 106 с.

4. Яценко С.А. Качество логистики с позиций обслуживания клиентуры в транспортно-логистических компаниях // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2014. № 19 (146). Вып. 9. С. 88-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.