УДК 656:338.5 ББК 65.37 Т 92
И.Г. Тхаркахова,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (918) 422-96-62, e-mail: [email protected]
Д.И. Понокова,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (928) 474-00-01, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК
(Рецензирована)
Аннотация. Практика показывает, что в настоящее время не уделяется должного внимания выявлению причин высокой себестоимости и убыточности автомобильных перевозок, что предопределило потребность в рассмотрении факторов, влияющих на уровень и динамику изменения себестоимости перевозок.
В работе рассмотрены и проанализированы основные факторы, влияющие на себестоимость перевозок, проведен анализ понятий «затраты», «издержки», «расходы», «себестоимость». Цель статьи - рассмотреть влияние затрат на оказание автотранспортных услуг и проанализировать факторы, влияющие на себестоимость перевозок. Рассмотрены причины высокой себестоимости и убыточности автомобильных перевозок. Кроме того, в данной работе определена роль затрат в производственно-хозяйственной деятельности и их влияние на финансовый результат деятельности. Предложены пути снижения затрат автотранспортных компаний для Республики Адыгея.
Ключевые слова: затраты, себестоимость, себестоимость перевозок, транспортные расходы.
I.G. Tkharkakhova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Accounting and Finance Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: + 7 (918) 422-96-62, e-mail: [email protected]
D.I. Ponokova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Accounting and Finance Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: + 7 (928) 474-00-01, e-mail: [email protected]
FORMING OF EXPENSES ON A TRANSPORT, FACTORS INFLUENCING ON THE PRIME PRICE OF TRANSPORTATIONS
Abstract. Practice shows that currently not enough attention is paid to identifying the causes of high cost and loss of road transport, which determined the need to consider the factors affecting the level and dynamics of changes in the cost of transportation.
The paper considers and analyzes the main factors affecting the cost of transportation, the analysis of the concepts of «costs», «costs», «costs», «cost». The purpose of the article is to consider the role of costs for the provision of road transport services and to analyze the factors affecting the cost of transportation. The reasons for the high cost and loss of road transport are considered. In addition, this work defines the role of costs in production and economic activities and their impact on the financial performance. The ways to reduce the cost of transport companies for the Republic of Adygea.
Keywords: costs, cost, cost of transportation, transportation costs.
Одним из главных элементов развития и роста экономики Республики Адыгея является стабильность и расширение услуг в каждой области, на каждом уровне и в любой сфере предпринимательской деятельности. Это в полной мере касается и автотранспортных предприятий. Организации, связанные с автомобильными перевозками, предлагают широкий спектр работ и услуг: перевозки пассажиров или грузов, экспедиторские услуги.
Основными задачами организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом, являются: организация и выполнение перевозок грузов или пассажиров, материально-техническое снабжение предприятия, ремонт подвижного состава, организация труда, планирование и учет производственно-хозяйственной деятельности.
К основным свойствам конкуренции на рынке автотранспортных услуг можно отнести: присутствие конкурентного превосходства услуг, связанных с автомобильным транспортом, с помощью рыночных сравнений в расширении конкуренции, комплекс конкурентов из разных категорий, комбинация многообразия и доступности конкурентных автотранспортных услуг, доминирование взаимовыгодных объектов автотранспортных предприятий, оказывающих услуги, связанные с автомобильной деятельностью.
Прибыль, являясь основным финансовым результатом деятельности предприятия, служит основой и источником средств для дальнейшего развития хозяйствующего субъекта. Основным фактором увеличения прибыли является оптимизация затрат, поэтому изучение и анализ затрат является важной составляющей частью
роста прибыли. Одним из составляющих процесса управления хозяйствующим субъектом является анализ затрат на производство. Основы комплексного экономического анализа затрат организации базируются на выделении в рамках ее деятельности различных видов издержек затрат.
На практике же учет затрат осложняется в связи с тем, что нет однозначного определения понятий «издержки», «затраты», «расходы», закрепленного в законодательстве.
Понятия «затраты», «издержки», «расходы» всегда находились под пристальным вниманием отечественной и зарубежной теории и практики. Понятия представленных категорий рассматривались как в трудах российских ученых, так и в работах зарубежных экономистов. Однако сущность данных категорий остается предметом дискуссий отечественных и зарубежных ученых и практиков [1, с. 325].
Существуют различные подходы к взаимосвязи дефиниций рассматриваемых понятий у ряда различных авторов. В настоящее время в экономической литературе приводятся различные интерпретации терминов «издержки», «затраты», «расходы» и содержатся противоречивые концепции их соотношения. Современные позиции ученых-экономистов и исследователей можно систематизировать и выделить направления взаимосвязи дефиниций «издержки», «затраты», «расходы» и «себестоимость». Проведем наглядную характеристику ведущих специалистов в области бухгалтерского и управленческого учета, которые предложили свои варианты интерпретации данных терминов.
По мнению В.Б. Ивашкевича, И.А. Березкина, Я.В. Соколова, в
отечественной практике понятия «издержки», «затраты», «расходы» на уровне предприятия используются равноценно в качестве синонимов [1, с. 327].
А.Н. Кизилов, М.Н. Карасева разграничивают затраты на два понятия: «Затраты организации - выраженная в денежном эквиваленте величина различных ресурсов, средств, которые были приобретены, имеются в наличии, включая потребленную в производстве часть затрат, а также расходы организации, непосредственно не связанные с ее производственно-хозяйственной деятельностью. Затраты на производство - стоимость части затрат (ресурсов) организации, которые израсходованы на изготовление продукции, выполнение работ т оказание услуг за отчетный период».
И.А. Белобжецкий под затратами на производство понимает «выраженную в денежной форме совокупность потребленных в процессе производства и реализации природных и топливно-энергетических ресурсов, материалов и покупных полуфабрикатов, а также затрат на оплату труда, амортизацию (износ) основных средств и других расходов».
Наиболее обобщающим понятием, относящимся и к затратам, и к расходам, является понятие издержки, применяемое, как правило, в экономической теории. Р. Мюллендорф и К. Карренбаурз определяют издержки как стоимостную оценку товаров и услуг, потребленных в процессе производства и сбыта. Затраты определяются как «потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары или услуги» [2, с. 128].
Если рассматривать действующие нормативные акты, можно сказать, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) согласно параграфу 70 из раздела «Принципы» дают определение только термину «расходы», согласно которому «расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением
между участниками акционерного капитала» [2]. Что касается отечественного учета, то здесь документом, дающим определение расходам, является Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), согласно которому расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Таким образом, определение понятия «расходы» в ПБУ 10/99 полностью заимствовано из принципов МСФО.
Если обратиться к Налоговому кодексу Российской Федерации, в частности к главе 25 «Налог на прибыль организаций», то можно заметить, что вся она построена на терминах «доходы» и «расходы», то есть они являются ключевыми для правильного исчисления налога на прибыль. В налоговом учете используется термины «затраты» и «расходы». В соответствии со ст. 252 НК РФ, «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК - убытки), осуществленные налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода» [2, с. 327].
Проведенный нами анализ приводит нас к выводу, что данные понятия разграничиваются между собой использованием их в зависимости от сферы применения. «Расходы» применяются в бухгалтерском учете, «затраты» в определении финансовой деятельности, «издержки» при изучении экономической теории и анализа. Рассмотрев точки зрения различных авторов и действующую в РФ практику нормативного регулирования, можно предложить следующую трактовку рассматриваемых категорий.
Затраты - это денежная оценка стоимости использованных компанией
производственных ресурсов. Затраты имеют свойство запасоемкости, т.е. если затраты не были использованы при производстве и после не списаны, то затраты превращаются в запасы. Расходы, в свою очередь, не могут обладать данным свойством, так как расходы должны быть документально подтверждены и их стоимость должна быть полностью перенесена на реализованную за период продукцию. Следовательно, термин «затраты» шире термина «расходы», но все же при условии, когда вся произведенная продукция в отчетном периоде продана и, соответственно, включенные в производственную себестоимость затраты отчетного периода соотнесены с полученным доходом, они совпадают.
Расходы - это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически обоснованные, полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.
Следует различать понятия «затраты» и «издержки». Это связано с различием расходуемых на производство ресурсов и их стоимостной оценки. Под понятием затрат понимают любые денежные траты в результате хозяйственной деятельности, а те, что подтверждены и включены в себестоимость производимой продукции, определяют как расходы. В то же самое время к издержкам относят все платежи, по которым обязательства перед контрагентами выполнены, тогда как в расходы включаются те платежи, которые являются невыполненными обязательствами. Издержки являются более широким понятием, включающими не только издержки, связанные с производством продукции, а также издержки на обращение, связанные с реализацией, в то время как затраты охватывают лишь производственную деятельность.
Множество подходов к пониманию категории издержек можно условно объединить в две основные группы. Согласно одной точки зрения, издержки представляют денежное выражение стоимости затрат общественного труда, которые являются
необходимыми для поступления товаров к потребителю от продавца или производителя. Согласно другому подходу, существующие издержки деятельности организации представляют собой осуществленные затраты трудовых, материальных, финансовых и других видов ресурсов, выраженных в соответствующей денежной форме, будучи необходимыми в целях реализации поставленных целей и задач компании в рамках стратегии ее развития и уставной деятельности. В рамках деятельности организации одним из ключевых направлений анализа становится оценка динамики издержек и, что не менее важно, формирование системы контроля над ними. В целях осуществления мер экономического анализа затрат организации, на наш взгляд, необходимо рассматривать ее издержки как затраты, выраженные в денежной форме, которые характеризуют величину ресурсов, потребляемых предприятием в процессе осуществления уставной детальности. Реализация принципа учета издержек дает возможность организации синхронизировать и оптимизировать сформированные наличествующие сгруппированные затраты, а также более детально проводить анализ этапов формирования существующих затрат по источникам их формирования Содержание комплексного экономического анализа издержек затрат организации представляет собой всестороннюю, комплексную оценку всех стадий осуществления основной детальности на основании данных финансового и управленческого учета, позволяющую сформировать информацию для принятия управленческих решений для внешних и внутренних пользователей. Необходимо учитывать поэтапный характер осуществления анализа издержек, учитывающий источники их формирования. В целях определения эффективности принимаемых решений в организации, на наш взгляд, целесообразно оценивать обоснованность реализуемых затрат с помощью показателя эффективности использования ресурсов. Разработка и принятие
управленческих решений - это процесс, направленный на реализацию поставленных целей и задач по снижению издержек обращения [2].
Для производства конкурентоспособной продукции предприятие вкладывает средства в производственные факторы. Производственный цикл, хозяйственная деятельность любого предприятия непрерывно связаны с потреблением и расходованием сырья и материалов, топлива и энергии, выплатой заработной платы и платежей социального страхования работников, начислением амортизации и другими необходимыми затратами.
Учет затрат является одним из сложных участков системы бухгалтерского учета в автотранспортной отрасли, поскольку при его постановке необходимо учитывать отраслевые особенности управления, технологии и организации автотранспортной деятельности.
Производственный процесс на автотранспортном предприятии - это комплекс функций, осуществление которых позволяет обеспечить непрерывность перевозочного процесса. Классификация производственных затрат на автотранспортном предприятии - это группировка расходов по технологическому назначению и экономическому содержанию, позволяющая управлять формированием себестоимости перевозок, работ, услуг по ходу выполнения производственного процесса на предприятиях автомобильного транспорта.
Себестоимость перевозок - это стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом).
Дело в том, что налог на прибыль рассчитывается от балансовой прибыли, которая, в свою очередь, вычисляется исходя из финансового результата деятельности предприятия добавлением к нему внереализационных прибылей (с плюсом) и убытков (с минусом). Финансовый же результат как раз и образуется как разница между
чистыми доходами предприятия и себестоимостью. Поэтому искусственное завышение себестоимости путем незаконного отнесения на нее некоторых затрат полностью или только сверх предусмотренных норм приводит к недоплате налога на прибыль. Нужно не забывать, что по действующему Налоговому кодексу пени и штрафы за неуплаченный вовремя налог столь высоки, что даже если абсолютная сумма недоплаченного налога невелика, ее обнаружение через относительно длительный период времени вынудит предприятие терять большие суммы в счет возмещения сделанной «ошибки» при формировании себестоимости [3].
Знание перечня этих затрат и условия, при которых они могут относиться на себестоимость, весьма важны для корректного ведения учета и отчетности на предприятии, в том числе по налоговым расчетам. Если в состав себестоимости включены затраты, понесенные предприятием, не важно - по незнанию ли, по халатности ли - налоговые органы рассматривают это как попытку недоплатить налог на прибыль.
Аккуратный расчет себестоимости перевозок помогает предприятию не только анализировать причины сложившегося финансового состояния, но и использовать ее в качестве базы для расчета экономически обоснованных уровней тарифных ставок. Однако надо помнить, что тариф не обязательно формируется исходя из себестоимости и желаемой рентабельности. В условиях рынка на практике предприятия при формировании тарифной политики применяются не только «затратный метод», но и подходы на основе сложившегося уровня цен, платежеспособности потребителя и т.д.
Государственные пригородные и междугородние пассажирские перевозки на сегодняшний день являются в основном убыточными, поскольку установленные тарифы являются ниже себестоимости и не покрывают расходы. На основе уровня себестоимости на единицу перевозок устанавливается уровень тарифа - оплаты стоимости проезда одного пассажира. Рост
фактических затрат автотранспортных предприятий оказывает непосредственное влияние на рост фактической себестоимости одного пассажироки-лометра, что отрицательно влияет на финансовый результат деятельности предприятий-перевозчиков. Уровень тарифов на маршруте обеспечивает перевозчику возмещение текущих расходов, доходность работы и возможность обновления подвижного состава. Основные доходы, получаемые автотранспортным предприятием, формируются из деятельности эксплуатационной службы (посредством перевозочных услуг), а дополнительные - из технической (посредством предоставления услуг по ремонту, техническому о служиванию и т. д.) и частично
обслуживающей. [4, с. 127]. При этом главные расходы формируются из затрат на обслуживание, ремонт и эксплуатацию подвижного состава.
В современных условиях в связи с повышением стоимости материальных ресурсов, а также искусственным сдерживанием роста тарифов административными методами, ситуация становится критической. Несмотря на повышение минимальной заработной платы, официальная заработная плата на предприятиях-перевозчиках в лучшем случае остается на прежнем уровне, амортизационные отчисления используются как оборотные средства, несмотря на рост стоимости запчастей, шин и аккумуляторов. Затраты по этим статьям сокращаются за счет
Факторы, влияющие на себестоимость перевозок
Действующие на уровне рынка транспортных услуг
(объем, структура и направление перевозок, конкуренция с другими видами транспорта, тарифная политика государства)
Действующие
на уровне организации
(техническая оснащенность, износ основных средств,
технология эксплуатационной работы, механизация и автоматизация операций тех. обслуживания)
Действующие на уровне государства
(численность и уровень жизни населения, налоговые ставки, инфляционные процессы,
достижения научно-технического прогресса
Региональные факторы
(размер региональных налогов и платежей, выплачиваемых транспортными операторами, уровень цен на подвижной состав, ГСМ, потребляемые при выполнении транспортных услуг, запасные части, шины, уровень зарплаты
Рис. 1. Группировка факторов, влияющих на себестоимость перевозок
-2Ю4-
невыполнения регламентированных работ, прежде всего, технического обслуживания подвижного состава, что влияет и на безопасность перевозок.
Величина транспортных расходов определяется многими факторами. К наиболее значительным общим группам следует отнести: со структурой экономики, с материально-техническими, организационными, прочими условиями работы самого транспортного предприятия. Понятие «эффективность автотранспортного хозяйства» одновременно включает три главные составляющие: объемы производства (производительность), затраты (себестоимость), качество (уровень удовлетворения транспортных потребностей). Каждому элементу, из отмеченных трех составляющих эффективности, вряд ли возможно и необходимо отдавать предпочтение. Себестоимость следует рассматривать как важнейшую составляющую эффективности.
Все факторы, влияющие на себестоимость перевозок, можно поделить на три группы (рис. 1).
Такие факторы, как природно-климатические, дорожные, уровень развития производительных сил в регионе, факторы, зависящие от потребителя либо от смежных отраслей, а также от уровня работы транспортной отрасли, определяют уровень и динамику изменения себестоимости. Часть этих факторов учитываются в ценообразовании, однако другие (например: размер отправки, соотношение транспортных элементов транспортного процесса либо время доставки и др.) не получили еще полного признания. Существенное значение имеют категория и качество автодорог. При работе в неудовлетворительных дорожных условиях увеличивается расход топлива и смазочных материалов, износ шин и деталей, сокращается периодичность проведения технического обслуживания подвижного состава, чаще возникает необходимость в текущем ремонте. Кроме того, неудовлетворительное качество дорог увеличивает опасность движения и уменьшает скорость перевозок. Рост цен на топливо приводит
к существенному росту себестоимости за счет топливной составляющей в расходах предприятия. Значительное подорожание горюче-смазочных материалов приводит также к нерентабельности [4, с. 327].
Кратко характеризуем главные факторы, оказывающие влияние на себестоимость транспортного процесса в Республике Адыгея, здесь можно выделить следующее:
- нестабильная ситуация в регионе;
- неэффективное использование объема и дальности перевозок, а также грузоподъемности и пассажиров-местимости подвижного состава;
- ненадежная отечественная техника;
- техническая оснащенность;
- высокие цены на подвижной состав, запасные части, шины, горючесмазочные материалы;
- большое количество людей льготной категории;
- численность и уровень жизни населения;
- разнообразие природно-климатических условий требует учета территориальных особенностей эксплуатации транспорта. Различие в издержках обусловлено не только природно-климатическими, но и социально-экономическими (различия в ценах, заработной плате, стоимости строительства и др.) факторами;
- расстояние перевозки грузов;
- партионность единовременной отправки. Для правильного определения себестоимости перевозок на транспорте можно ввести в практику анализа матрицу - «Расстояние - отправка». В этом случае нужно иметь необходимую информацию для определения трудоемкости, нормативных затрат материально-технических ресурсов. Дополняя эту исходную информацию учетом других факторов (специализацию, дорожные условия, территориальные условия и др.), можно с достаточной достоверностью сформулировать показатели по затратам;
- активная часть производственных фондов - подвижной состав, также оказывает большое влияние на уровень производительности и затрат.
Определение статей себестоимости осуществляется на основе нормативного метода с учетом требований законодательства, запланированных на год объемов (количества) перевозок пассажиров и выполнения транспортной работы, действующих отраслевых норм расходов материальных и топливно-энергетических ресурсов, ставок, налогов и сборов (обязательных платежей), прогнозного индекса цен производителей промышленной продукции в плановом периоде. Статьи себестоимости, реальное нормирование которых невозможно, планируются на основе экономически обоснованных фактических затрат за предыдущий период (год) с корректированием относительно прогнозного индекса цен производителей промышленной продукции и на основании плановых смет [5, с. 327].
Плановая прибыль перевозчика представляет собой определенный процент от себестоимости перевозки, который определяется коэффициентом рентабельности перевозок или, другими словами, рентабельностью. Оплата за оказанные транспортные услуги перевозчика осуществляется непосредственно или косвенно потребителями транспортных услуг (пассажирами) за счет оплаты тарифа за перевозку, составляющими которого являются себестоимость перевозки и плановая прибыль перевозчика. При этом в пригородном и междугородном сообщениях тариф за перевозку зависит от расстояния поездки (тариф за выполнение одного пассажирокило-метра), в городском сообщении - не зависит.
Таким образом, можно сказать, что организация, выбирая свою классификацию затрат на производство и грамотно синтезируя выбранную классификацию с учетно-контроль-ной системой, может управлять производством, эффективно используя затраты, и получить прогресс в области управленческого учета и учета затрат в целом. Для предприятий автотранспортной отрасли необходимо формирование системы управления затратами независимо от форм и видов собственности. Эта работа направлена
на выбор варианта издержек производства, когда экономят ресурсы и достигают достаточно высокого уровня рентабельности. Необходимо создать условия для того, чтобы вести эффективную хозяйственную деятельность для укрепления конкурентоспособности предприятия. Для снижения расходов необходимо осуществлять:
- оценку, анализ, планирование и контроль исполнения плановых заданий по местам возникновения и видам расходов (затрат);
- поиск резервов обоснованного (в том числе с использованием научных методов) снижения себестоимости продукции. Обособление центров ответственности (responsibility centers) по расходам, т.е. подразделений компании, руководство которых имеет определенные ресурсы и полномочия в управлении расходами.
Снижением затрат автотранспортных компаний является внедрение стратегии аутсорсинга в структуру предприятия. Аутсорсинг - комплекс решений, направленных на распределение деятельности экономической системы посредством передачи определенных (второстепенных) функций предприятия внешним исполнителям. Аутсорсинг способствует не только повышению качества предоставляемых услуг, но и способствует увеличению производительности АТП за счет упрощения процесса преобразования ресурсов в конечные результаты. С каждым годом количество культурно-бытовых и рабочих поездок населения Республики Адыгея возрастает. Развитие пассажирских АТП является ключевым решением в улучшении качества обслуживания пассажиров, за счет более комфортных и безопасных транспортных средств - автобусов большой вместимости. Внедрение аутсорсинг-стратегии позволяет не только снизить затраты, но и исключить необходимость АТП в получении кредита, так как использование данной концепции позволяет осуществлять постепенные выплаты при аренде подвижного состава у сторонней организации [6, с. 138].
Устойчивое и эффективное функционирование организационно-эко-
номического механизма регулирования деятельности автотранспортных предприятий Республики Адыгея является необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения целостности и повышения качества жизни населения. Анализ экономических, финансовых, технико-эксплуатационных показателей деятельности пассажирских и грузовых автотранспортных предприятий Республики
Адыгея свидетельствует о наличии дисбалансов в соотношении спроса и предложения по видам перевозок (грузовых и пассажирских), по районам Республики Адыгея, по видам осуществляемых маршрутов (городских, пригородных, междугородных, международных), что определяется социально-экономическими, демографическими, географическими, природно-климатическими особенностями Республики Адыгея.
Примечания:
1. Бухгалтерский учет: учебник / под ред. П.С. Безруких. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет, 2004. 736 с.
2. Петухов А.А. Организационные системы управленческого учета в автотранспортных хозяйствах: монография / под ред. В.Э. Керимова. М.: Инфра-М, 2007. 348 с.
3. Супрунова Е.А., Миерманова С.Т. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в автотранспорте: учеб. пособие. Омск, 2009. 254 с.
4. Гилева А.П., Лерман Е.Б., Эйхлер Л.В. Экономическое обоснование затрат автотранспортного предприятия: учеб.-метод. пособие. Омск: СибАДИ. 2016. URL: http://bek.sibadi.org/fulltext/esd101.pdf.
5. Швец М.Д., Турченюк Н.А. Методика определения тарифа и себестоимости перевозок пассажиров автомобильным транспортом по отдельным статьям // Вестник Национального университета водного хозяйства и природопользования: сб. науч. тр. Сер. Экономика. 2010. Вып. 4 (52). С. 236-243.
6. Титаренко С.Е., Горина В.В. Использование аутсорсинга в условиях повышения эффективности деятельности автотранспортных предприятий (АТП) // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф., 28 нояб. 2014 г.: в 14 ч. Ч. 9 / Ми-нобрнауки РФ, Консалтинговая компания Юком. Тамбов, 2014. C. 138-139.
References:
1. Accounting: textbook / ed. P.S. Bezrukikh. M.: Accounting, 2004. 736 p.
2. Petukhov A.A. Organizational management accounting systems in road transport farms: monograph / ed. V.E. Kerimov. M.: Infra-M, 2007. 348 p.
3. Suprunova E.A., Miermanova S.T. Cost accounting, calculation and budgeting in motor transport: textbook. Omsk, 2009. 254 p.
4. Gileva A.P., Lerman E.B., Eichler L.V. The economic rationale for the cost of the motor company: textbook. Omsk: SibADI. 2016. URL: http://bek.sibadi. org/fulltext/esd101.pdf
5. Shvets MD, Turchenyuk N.A. Methods for determining the tariff and cost of passenger transportation by road for individual items // Bulletin of the National University of Water Management and Environmental Management: Sat. scientific tr. Ser. Economy. 2010. Issue 4 (52). Pp. 236-243.
6. Titarenko S.E., Gorina V.V. The use of outsourcing in terms of improving the efficiency of road transport enterprises (ATP) // Modern trends in education and science: Sat. scientific tr. According to the materials of the Intern. scientific-practical conf., Nov., 28 2014: at 14 p. Part 9 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Consulting company Ucom. Tambov, 2014. Pp. 138-139.