Научная статья на тему 'Анализ экономических показателей перевозок пассажиров и багажа по заказам'

Анализ экономических показателей перевозок пассажиров и багажа по заказам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ / ПЕРЕВОЗКА БАГАЖА / ЗАТРАТЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна, Миронова Мария Петровна

В данной статье проводится анализ экономических показателей перевозок пассажиров и багажа по заказам. Авторы сделали акцент на один из наиболее важных и управляемых экономических показателей любого предприятия себестоимость. Согласно проведенным расчетам на примере двух маршрутов показано, что при условии максимальных затрат предприятие получает максимальную прибыль. Проведен сравнительный анализ рыночных цен, который показал, что рассчитанные цены в среднем на 10 процентов меньше, чем у конкурентов Можно сделать вывод, что услуги предприятия по перевозке пассажиров и багажа по заказам будут востребованы в данном сегменте рынка транспортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна, Миронова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ экономических показателей перевозок пассажиров и багажа по заказам»

УДК 330.322

Коновалова Татьяна Вячеславовна

кандидат экономических наук, доцент,

заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета tan_kon@mail. ru Надирян София Левоновна

ассистент кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета sofi008008@yandex.ru Миронова Мария Петровна

студентка кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета m. mironova.2014@mail .ru Tatyana V. Konovalova

Candidate of Economic Sciences, associate professor,

manager of department of the organization of transportations and traffic

Kuban state technological university

tan_kon@mail .ru

Sofia L. Nadiryan

assistant to department of the organization of transportations and traffic of the Kuban state technological university sofi008008@yandex.ru Maria P. Mironova

student of department of the organization of transportations and traffic of the Kuban state technological university m. mironova.2014@mail .ru

Анализ экономических показателей перевозок пассажиров и багажа по заказам

Analysis of economic indices of transportation of passengers and baggage on orders

Аннотация. В данной статье проводится анализ экономических показателей перевозок пассажиров и багажа по заказам. Авторы сделали акцент на один из наиболее важных и управляемых экономических показателей любого предприятия - себестоимость. Согласно проведенным расчетам на примере двух маршрутов показано, что при условии максимальных затрат предприятие получает максимальную прибыль. Проведен сравнительный анализ рыночных цен, который показал , что рассчитанные цены в среднем на 10 процентов меньше , чем у конкурентов Можно сделать вывод, что услуги предприятия по перевозке пассажиров и багажа по заказам будут востребованы в данном сегменте рынка транспортных услуг.

Ключевые слова: экономические показатели, себестоимость, перевозка пассажиров, перевозка багажа, затраты, транспортная продукция.

Annotation. ms article analyses the economic performance of transportation of passengers and baggage by order. The authors have focused on one of the most important and managed economic indicators of any company - the cost. According to the calculations on the example of two routes is shown that under the condition of maximum cost, the company gets maximum profit. Comparative market price analysis, which showed that the calculated prices are on average 10 percent less than competitors we Can conclude that the services of the enterprise for transportation of passengers and Luggage under orders to be in demand in this segment of the market of transport services.

Keywords: economic performance, cost, carriage of passengers, carriage of baggage, the costs of transport products.

В последние годы существенно возрос спрос на перевозки пассажиров (частных лиц или работников предприятий различных форм собственности) автобусами малой вместимости или легковыми автомобилями. Цели поездок разнообразны: экскурсии, трансферы от вокзалов и аэропортов и др. Перевозки пассажиров по заказу приобретают особенную актуальность во время проведения массовых мероприятий, корпоративов, юбилеев, свадеб и т.п. [1]

Целью статьи является анализ экономических показателей перевозок пассажиров и багажа по заказам предприятием, не специализирующимся на пассажирских перевозках, для повышения прибыли любого производственного предприятия с помощью развития нового (нелицензируемого) вида деятельности.

Одним из наиболее важных и управляемых экономических показателей любого предприятия является себестоимость. Себестоимость - это выраженные в денежной форме затраты на потребленные основные фонды, оборотные средства и на заработную плату работникам транспорта, отнесенные ко всему объему транспортной продукции, выполненному за какой-либо промежуток времени [2;3].

Себестоимость единицы транспортной работы при перевозках пассажиров и багажа по заказам определяется как отношение общих затрат на выполнение транспортной работы (руб.) к выполненной транспортной работе (км платного пробега).

В структуре себестоимости пассажирских перевозок выделяют группы затрат, представленные на рисунке 1.

X

группы затрат, включаемые в структуру себе стоимо сти перев озок

I

фонд оплаты труда

1

м ат epi ia льны е затраты

а м ортнз а щ ia основных фондов

прочие

Рисунок 1 - Группы затрат, включаемые в структуру себестоимости

перевозок

В материальные затраты на автомобильном транспорте входят: затраты на автомобильное топливо, затраты на смазочные и прочие материалы, затраты на восстановление и износ шин, затраты на ТО и ТР.

Для анализа экономических показателей перевозок пассажиров и багажа по заказам (таблица 1) была рассчитана себестоимость перевозок по двум маршрутам: «Аэропорт г. Краснодар - г. Майкоп» и «Аэропорт г. Краснодар - порт Кавказ» (таблица 2) для трех вариантов подвижного состава:

- Mercedes-Benz Vito 114 CDI Tourer Select (Авто 1),

- Volkswagen Transporter 2.0 BiTDI 4motion L1H1 Kombi (Авто 2),

- Mercedes-Benz Sprinter Classic 411CDI Corporate Bus (Авто 3).

¡3,08% ^---1

T7\)

0,65% 13,06%

□ Фонд оплаты труда водителей

□ Расход топлива

□ Расход на смазочные и прочие материалы (5% от стоимости топлива)

□ Амортизационные отчисления

□ Восстановление износа и ремонт автошин

□ Глонасс

□ Накладные расходы

Рисунок 2 - Распределение затрат по статьям себестоимости

По результатам расчетов в таблице 2, проанализируем структуру себестоимости (рисунок 2).

Таблица 1 - Экономические показатели работы транспорта на маршрутах (Исходные данные)_

Наименование показателей Ед. изм. «Аэропорт г. Краснодар - порт Кавказ» «Аэропорт г. Краснодар - г. Майкоп»

Авто 1 Авто 2 Авто 3 Авто 1 Авто 2 Авто 3

Среднее количество перевозимых пассажиров за рейс чел. 7 6 13 7 6 13

Количество автомобилей на маршруте ед. 1 1 1 1 1 1

Средняя протяженность маршрута км 208 208 208 118 118 118

Количество рейсов, выполняемых по маршруту в сутки ед. 1 1 1 1 1 1

Общий пробег автобуса по маршруту км 431,8 431,8 431,8 288 288 288

Режим работы в сутки час 7,05 7,05 7,05 4,45 4,45 4,45

Коэффициент использования пробега 0,48 0,48 0,48 0,41 0,41 0,41

Количество дней работы, а/м на маршруте за месяц дни 24 24 24 24 24 24

Численность водителей на маршруте чел. 1 1 1 1 1 1

Балансовая стоимость автомобиля тыс.руб 2932 1987 2148, 5 2932 1987 2148,5

Стоимость 1 комплекта резины тыс.руб 3,590 4,272 4,062 3,590 4,272 4,062

Гарантийный пробег резины тыс.км 70 70 70 70 70 70

Норма расхода топлива на 100 км л 6,4 8,1 10,5 6,4 8,1 10,5

Средняя стоимость 1 литра топлива руб. 31,6 31,6 31,6 31,6 31,6 31,6

Таблица 2 - Экономические показатели работы транспорта за год на маршрутах_

Наименование показателей Ед. «Аэропорт г. Краснодар - «Аэропорт г. Краснодар

изм. порт Кавказ» - г. Майкоп»

Авто 1 Авто Авто Авто Авто Авто

2 3 1 2 3

Фонд оплаты труда водителей тыс. руб 851,76 851,76 851,76 851,76 851,76 851,76

Расход топлива тыс. руб 418,64 491,45 595,2 273,94 334 405,9

Расход на смазочные и прочие тыс. 20,94 24,6 29,76 13,7 16,7 20,3

материалы (5% от стоимости топлива) руб

Амортизационные отчисления тыс. 454,46 307,98 333,01 454,46 307,98 333,01

руб 5 8 5 8

Восстановление износа и тыс. 23,1 27,5 26,1 15,4 11 17,4

ремонт автошин руб

Глонасс тыс. руб 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5

Накладные расходы тыс. руб 532,02 512,34 552,11 484,13 457,79 489,87

Экономически обоснованные тыс. 2305,42 2220,1 2392,4 2097,8 1983,7 2122,7

затраты (всего) руб 4 5 9 4 5

Себестоимость перевозки на 1 тыс. 0,039 0,038 0,04 0,062 0,059 0,063

платный км руб

Себестоимость одной поездки тыс. 8,112 7,904 8,32 7,316 6,962 7,434

руб

Цена поездки тыс. руб 10,5456 10,275 2 10,816 9,5108 9,0506 9,6642

Годовая сумма доходов тыс. 3037,14 2959,2 3115,0 2739,1 2606,5 2783,2

руб 6 1 2 8 9

Финансовый результат тыс. +731,72 +739,1 +722,5 +641,2 +622,8 +660,5

руб 2 6 3 4 4

Как видно из рисунка 2, наибольшие затраты в структуре себестоимости - это заработная плата водителей, также велик удельный вес накладных расходов и амортизационных отчислений на восстановление подвижного состава. Данные результаты опровергают общепринятое мнение, что максимальные затраты при перевозке пассажиров расходуются на топливо.

Согласно проведенным расчетам по двум представленным маршрутам эксплуатация микроавтобуса Mercedes-Benz Sprinter Classic 411CDI Corporate Bus наиболее выгодна на маршруте «Аэропорт г. Краснодар - г. Майкоп» при условии максимальных затрат предприятие получает максимальную прибыль. Эксплуатация микроавтобуса Volkswagen Transporter 2.0 BiTDI 4motion L1H1 Kombi наиболее выгодна на маршруте на маршруте «Аэропорт г. Краснодар - порт Кавказ» при условии минимальных затрат предприятие получает максимальную прибыль.

Рассчитав тарификацию необходимо изучить существующую ценовую политику и условия оказания услуги в выбранном сегменте рынка транспортных услуг.

Сравнение рыночных цен с конкурентами показало, что представленные цены в среднем на 10 процентов меньше чем у конкурентов [2]. Таким образом можно сделать вывод, что услуги предприятия по перевозке пассажиров и багажа по заказам будут востребованы в данном сегменте рынка транспортных услуг.

Литература:

1 Коновалова Т.В., Надирян С.Л., Миронова М.П., Миронова Ю.П. Исследование рынка перевозок по заказам в регионе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции АРХИТЕКТУРА. СТРОИТЕЛЬСТВО. ТРАНСПОРТ в ФГБОУ ВПО «СибАДИ», в рамках научного направления РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК, ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

2. Коновалова Т.В., Надирян С.Л., Миронова М.П. Особенности системы обслуживания перевозок пассажиров по заказам в регионе. //Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2015. № 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Экономика автомобильного транспорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Г. Будрин, Е.В. Будрина, М.Г. Григорян и др.; Под ред. Г.А. Кононовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. 320 с.

Literature:

1 Konovalova T. V., Nadiryan S. L., Mironov M. P., Mironov Yu. p. Study of the transport market orders in the region. The collection of International scientific-

practical conference ARCHITECTURE. CONSTRUCTION. TRANSPORTATION in FSBEI HPE "SibADI", under the scientific direction development of the THEORY AND PRACTICE of road FREIGHT TRANSPORT, TRANSPORT LOGISTICS

2. Konovalova T. V., Nadiryan S. L., Mironov M. P. features of the system of maintenance of transportations of passengers by order in the region. // Science. Technique. Technology (Polytechnic Bulletin). 2015. No. 3

3 Economics of road transport: proc. a manual for students. ouch. proc. institutions/ A. G. Budrin, E. V. Budrina, M. G. Grigoryan and others; ed. by G. A. Kononova. - M.: Publishing center "Akademiya", 2005. - 320p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.