Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСВЕННЫХ ФИРМ (на примере Южного федерального округа)'

АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСВЕННЫХ ФИРМ (на примере Южного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
356
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК СБЫТА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФИРМЫ / МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Батуров А. В., Мошкова Л. В.

Фармацевтические фабрики региона не обладают возможностями по проведению полномасштабного маркетингового исследования потенциальных рынков сбыта своей продукции как в силу ограниченных финансовых ресурсов, так и их географического удаления от производителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСВЕННЫХ ФИРМ (на примере Южного федерального округа)»

РШШ1ШМ июнь 2005

А.В.БАТУРОВ, доцент, к.ф.н., Пятигорская фармакадемия,

Л.В.МОШКОВА, проф., д.ф.н., зав. кафедрой «Организация и экономика фармации» ФПКМР РУДН

Анализ рынков сбыта

ПРОДУКЦИИ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ФИРМ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Фармацевтические фабрики региона не обладают возможностями по проведению полномасштабного маркетингового исследования потенциальных рынков сбыта своей продукции как в силу ограниченных финансовых ресурсов, так и их географического удаления от производителя.

Одним из направлений реализации этой задачи служит повышение конкурентоспособности региональных фармацевтических предприятий. Политика повышения конкурентоспособности таких предприятий может осуществляться по следующим направлениям:

+ повышение качества результатов маркетинговых исследований;

+ эффективная ценовая политика;

4 снижение затрат на производство и реализацию продукции;

4 оптимизация ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества; 4 совершенствование методов экономического стимулирования персонала. Аналитики отмечают, что российским фармацевтическим предприятиям не удалось сформировать конкурентоспособный портфель препаратов и удовлетворить запросы потребителей. Ряд компаний выпускают одни и те же ЛС, что осложняет конкурентные взаимоотношения между ними.

Проведенный анализ прайс-листов производителей ЛС ЮФО показал, что ассортимент выпускаемой продукции аналогичен только у фармацевтических фабрик, остальные предприятия занимают опреде-рыночные ниши и не вступают в

прямую конкурентную борьбу друг с другом (табл. 1).

ФГУП «Аллерген», НПО «Питательные среды» производят иммунобиологические препараты, ОАО «Эском» — инфузи-онные растворы, ЗАО «Европа-Биофарм» выпускает БАД, ООО «Фармадон» производит ампульные и таблетированные препараты различных фармакотерапевтиче-ских групп.

В Южном федеральном округе насчитывается 5 фармацевтических фабрик: ГП «Пятигорская фармацевтическая фабрика» (Ставропольский край), ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика», ЗАО «Фармацевтическая фабрика», Ростов, ГП «Фармацевтическая фабрика», Волгоград, ГУП «Фармацевтическая фабрика», Астрахань. По форме собственности к госсобственности принадлежит 60% предприятий. Фармацевтические фабрики специализируются на производстве галеновых препаратов, мазей и линиментов, растворов и др. Объем производства галеновых препаратов предприятиями госсектора в общем объеме производства фармацевтическими предприятиями ЮФО составляет около 32%. Ассортимент выпускаемой продукции колеблется от 10 до 200 наименований. Производятся, как правило, лекарственные средства безрецептурного отпуска в ценовом диапазоне от 1 до 5 руб. (80%).

ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика» производит 233 наименования ЛС; ГУП «Фармацевтическая фабрика» (Астрахань) — 72; ГП «Пятигорская фармацевтическая фабрика» — 67; ЗАО «Фармацевтическая фабрика» (Ростов) — 48; ГП «фармацевтическая фабрика» (Волгоград) — 11. В целом ассортимент продукции, выпускаемой на фармацевтических фабриках Южного федерального округа, аналогичен. ГП «Фармацевтическая фабрика» (Волгоград) пока единственная в Южном федеральном округе, которая производит таблетирован-ные лекарственные формы (ацетилсалициловая кислота 0,5 №10, витамин — С 0,05 №10, парацетамол 0,5 №10).

На 1 месте в ассортименте выпускаемой продукции находятся растворы (от 19% до

■IMia

The analysis of drug manufacturers’ pricelists at the South Federal District (SFD) showed that it is pharmaceutical plants that have similar product range, while other enterprises occupy certain market niches without intruding in the field of competitive struggle. For the successful promotion of their production, the SFD pharmaceutical plants should focus on their own geographical areas, the Urals and Siberia regions, as their potential target markets. A.V.BATUROV, associated professor, PhD in Pharmaceutical Sciences, Pyatigorsk Pharmaceutical Academy, L.V.MOSHKOVA, Professor, MD in Pharmaceutical Sciences, Chief of the Department «Organization and Economics of Pharmacy», the Faculty of Medical Workers’ Professional Development» at the Russian University of Peoples’ Friendship. Analysis of target markets for pharmaceuitcal manu-facturinf companies.

58%), 2 место занимают настойки, экстракты, жидкие лекарственные формы (от 10% до 44%), 2 место — мази, пасты, линименты, масла (от 3% до 27%).

Ассортимент продукции конкретной фармацевтической фабрики отличается удельным весом тех или иных лекарственных форм. Например, у ЗАО «Фармацевтическая фабрика» (Ростов) и ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика» в ассортиментном портфеле преобладают растворы — 58% и 42%, у ГУП «Фармацевтическая фабрика» (Астрахань) лекарственное растительное сырье — 36%, у ГП «Пятигорская фармацевтическая фабрика» настойки, экстракты — 44%, у ГП «Фармацевтическая фабрика» (Волгоград) мази, пасты, линименты масла — 27%, таблетки — 27%. Для количественного сравнения ассортимента выпускаемой продукции на фармацевтических фабриках Южного федерального округа нами были рассчитаны относительные частоты повторяемости того или иного наименования ЛС. Всего было

38 АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФИРМ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

2005 июнь немоднім

таблица 1| Ассортимент выпускаемой продукции на фармацевтических предприятиях Южного федерального округа

№ п/п Название предприятия Выпускаемая продукция

Иммунобиологические препараты ы та р а п е р п е ы со о н е л .го ы р е ы н н о и н И Ампульные препараты А 1-0 Таблетированные препараты

1. НПО «Питательные среды», Махачкала +

2. ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика» +

3. ФГУП «Аллерген», Ставрополь + Глюкоза 40%-10,0 №10, Дибазол 1%-1,0 №10, Димедрол 1%-1,0 №10, Калия хлорид 4%-10,0 №10, Папаверина г/х 2%-10,0 №10

4. ОАО «Эском», Ставрополь +

5. ГП «Пятигорская фармацевтическая фабрика» +

6. ГУП «Фармацевтическая фабрика», Астрахань +

7. ГП «Фармацевтическая фабрика», Волгоград + Аскорбиновая к-та 50 мг №50, Парацетамол 500 мг №10

8. ЗАО «ЕвропаБиофарм», Волгоград + +

9. ЗАО «Фармацевтическая фабрика», Ростов +

10. ООО «Фармадон», Ростов Гормональные препараты Валидол 0,06 №10

таблица г| Распределение частот повторяемости

ассортимента на фармацевтических фабриках ЮФО

Относительная частота наличия одинаковой ассортиментной позиции у фармфабрик Частота совпадения ассортиментных позиций фармфабрик й о н т а ен к от м и то и р ст т б ара ча со ф я сс м аар £ х ени теи ит д ци сац ° = т Л ° = О с п к и р б а а ота й ф то и м ст ц р аиа К з ая по та X К £ вие инм т е им ля де ти лу а р у п о м в с уос О ГС

0,2 (1 позиция 1 предприятия) 10 0,1667 0,1667

0,4 (1 позиция 2 предприятий) 14 0,2333 0,4

0,6 (1 позиция 3 предприятий) 16 0,2667 0,6667

0,8 (1 позиция 4 предприятий) 17 0,2833 0,95

1,0 (1 позиция 5 предприятий) 3 0,05 1,0

отобрано 60 наименований, наиболее часто встречающихся в прайс-листах предприятий. Расчет проводился по формуле относительной частоты:

Ж= т/п, (1)

где т — число совпадений ассортиментной позиции, п — число фармацевтических предприятий.

Далее были отобраны фармацевтические фабрики с одинаковой частотой повторяемости ассортимента и определено число совпадений ассортиментных позиций в них. Установлено, что 4 фармацевтические фабрики имеют частоту повторяемости, равную 0,8, при этом число совпадений ассортиментных позиций у них равно 17; 3 фармацевтические фабрики имеют частоту повторяемости, равную 0,8, с числом совпадений ассортиментных позиций, равным 16; 2 фармацевтические фабрики имеют частоту повторяемости, равную 0,4, с числом совпадений ассортиментных позиций, равным 14; одна фармацевтическая фабрика имеет частоту повторяемости, равную 0,2, при этом число совпадений ассорти-

ментных позиций равно 10. В первом случае кумулятивная частота совпадения позиций ассортимента фармацевтических фабрик была 95%, во втором случае — 66,7%, в третьем случае — 40%, в четвертом случае — 16,7%.

Таким образом, можно выделить две критические точки в ассортименте фармацев-

тических фабрик: 0,6 (1 позиция 3 предприятий), 0,8 (1 позиция 4 предприятий)

(табл. 2).

К первой критической группе К = 0,8 относятся такие ассортиментные группы, как:

♦ «Настойки, экстракты» 6 наименований (Настойка боярышника 25,0; Настойка боярышника 100,0; Настойка валерианы 25,0;

РШШ1ШМ июнь 2005

таблица з| Средняя стоимость условной товарной единицы (УТЕ) по фармпредприятиям ЮФО за 1999-2002 гг.

№ п/п Название предприятия 1999 2000 2001 2002

Руб. У.е. Руб. У.е. Руб. У.е. Руб. У.е.

1. ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика» 2,67 0,11 3,55 0,13 4,14 0,14 4,67 0,15

2. ФГУП «Аллерген», Ставрополь 10,38 0,47 14,40 0,51 17,75 0,607 19,84 0,635

3. ОАО «Эском», Ставрополь 5,67 0,23 7,54 0,27 9,28 0,32 10,37 0,33

4. ГП «Пятигорская фармацевтическая фабрика» 2,47 0,1 1,85 0,07 1,74 0,06 - -

5. ГУП «Фармацевтическая фабрика», Астрахань 4,23 0,17 5,42 0,192 5,64 0,193 5,81 0,19

6. ГП «Фармацевтическая фабрика», Волгоград 2,72 0,11 3,68 0,13 3,9 0,13 4,48 0,14

7. ЗАО «ЕвропаБиофарм», Волгоград - - - - - - - -

8. ЗАО «Фармацевтическая фабрика», Ростов 2,36 0,10 3,07 0,11 3,71 0,127 4,04 0,129

9. ООО «Фармадон», Ростов 18,96 0,76 25,03 0,89 30,04 1,03 32,75 1,05

10. По РФ - 0,17 - 0,19 - 0,183 - 0,18

таблица 4| Частота распределения продукции Краснодарской фармацевтической фабрики

в прайс-листах фармдистрибьюторов

№ п/п Название фармдистрибьютора ЗЕ , 1- Ф ей н - I ГС % й ■& ^ 1 а 1 ^ 1 ® 2 « & 8 ^ ч 3 Уд.вес продукции данной фармфабрики среди продукции фармфабрик в прайс-листе, % Частота совпадений продукции фармфабрик, % и и ц к у д о р% С , й м, ие нл ее дт аи пд во ов о го р I ор тп с « *-н Чс и и ц к у оду % р % п и, йм К к нл ее дт аи пд во ов о ГО і* I ор т п т Счі Чс Частота совпадений продукции с 3 и более производителями, %

1. «СИА Интернейшнл», Москва 4,6 1,6 100 - 66 34

2. «Шрея Корпорэйшнл», Москва 3,1 15 89 27 42 20

3. «Протек», Москва 2 8 76 23 38 15

4. «ИнтерКэр», Москва 4,1 6,8 49 49 - -

5. «АС-Бюро», Екатеринбург 4,5 9 44 44 - -

6. «Фармацевт», Ростовская область 1,7 36 30 30 - -

7. «Ленмедснаб-ДокторШ», Краснодарский край 1 16 25 25 - -

8. «Официна», Ростовская область 2,2 31 35 35 - -

9. «Вектор-медика», Новосибирская область 2,7 10 30 30 - -

10. «Томь Лимитед», Томск 4,7 6 31 31 - -

Настойка календулы 50,0; Настойка пустырника 25,0; Настойка эвкалипта 25,0);

♦ «Растворы» 9 наименований (Глицерин 25,0; Меновазин 40,0; Раствор борной кислоты 3% — 10,0; Раствор бриллиантового зеленого 1% — 10,0; Раствор йода 5% — 10,0; Раствор перекиси водорода 40,0; Раствор салициловой кислоты 1% — 10,0);

♦ «Мази, пасты, линименты» 5 наименований (Мазь ихтиоловая 10% — 25,0; Вазелин 25,0; Масло касторовое 30,0; Масло камфорное 30,0; Масло ментоловое 10,0);

♦ «Сиропы» 2 наименования (Пертуссин 100,0; Сироп солодкового корня 100,0);

♦ «Порошки» 1 наименование (Калия перманганат 3,0).

Ко второй критической группе К = 0,6 относятся такие ассортиментные группы, как:

♦ «Капли» 1 наименование (Капли Зеленина 25,0);

♦ «Растворы» 2 наименования (Раствор аммиака 10% — 10,0; Раствор фурациллина 1:500 — 10,0);

♦ «Мази, пасты, линименты» 8 наименований (Линимент Вишневского 40,0; Мазь Бом-Бенге 25,0; Мазь скипидарная 25,0; Мазь цинковая 25,0; Мазь серная 25,0; Мас-

ло касторовое 30,0; Масло камфорное 30,0; Масло ментоловое 10,0);

♦ «ЛРС» 4 наименования (Кора дуба 100,0; Корень валерианы 100,0; Трава душицы 100,0; Трава череды 75,0).

Совпадение ассортиментных позиций продукции заставляет фармацевтические фабрики вступать в прямую конкуренцию в узком сегменте регионального фармацевтического рынка, не дает возможности управлять финансовыми результатами хозяйственной деятельности, что снижает норму прибыли (рентабельность), делая их малопривлекательными для потенциальных инвесторов.

40

АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФИРМ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

2005 июнь РЕМЕОииМ

таблица б| Частота распределения продукции Ростовской фармацевтической фабрики в прайс-листах фармдистрибьюторов

Название фармдистрибьютора ЗЕ , 1- Ф Сй 1- І гс ^ £ « 2 гс ■& л 1 а 1 * 1 » &■ й £ ч 3 =1? 3 Уд.вес продукции данной фармфабрики среди продукции фармфабрик в прайс-листе, % Частота совпадений продукции фармфабрик, % Частота совпадений продукции с 1 производителем,% и и ц к у оду % р % п и, йм К к нл ее дт аи пд во ов сз а и то ор т п т Чс и % 1 1 дл ое & і йо ив нз еи до ар пп ве ое с ле ао от бо т и ГС **■> Чс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«СИА Интернейшнл», Москва 4,6 3,2 95 31 47 17

«Шрея Корпорэйшнл», Москва 3,1 2 100 20 20 60

ЦВ «Протек», Москва 2 1,2 82 10 45 27

«ВостокФарм», Ростовская область 1,2 45 10 - 10 -

«Ленмедснаб-ДокторШ», Краснодарский край 1 44 9 9 - -

«Официна», Ростовская область 2,2 29 32 32 - -

«Элтем», Новосибирская область 4,8 5 35 25 10

Если рассмотреть динамику средней стоимости условной товарной единицы (УТЕ) по фармацевтическим предприятиям ЮФО (табл. 3), то этот показатель существенно отличается у фармацевтических фабрик по сравнению с другими узкоспециализированными производственными предприятиями.

У ФГУП «Аллерген», ОАО «Эском», ООО «Фармадон», Ростов, ЗАО «ЕвропаБио-фарм» средняя стоимость УТЕ в 2—3 раза выше по сравнению с уровнем по РФ. Вторая группа предприятий, представленная фармацевтическими фабриками: ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика»; ГП «Пятигорская фармацевтическая фабрика»; ГП «Фармацевтическая фабрика», Волгоград; ЗАО «Фармацевтическая фабрика», Ростов, за исключением ГУП «Фармацевтическая фабрика», Астрахань, средняя стоимость УТЕ в 1,4—3 раза ниже общероссийского уровня.

Таким образом, предприятия первой группы могут осуществлять модернизацию производства и переход на стандарты GMP за счет собственных средств. Предприятия второй группы ограничены в свободе управления себестоимостью продукции, в результате чего лишаются части оборотных средств, которые могут направляться на модернизацию производства.

Однако фармацевтические фабрики стараются избегать прямой конкуренции на рынке лекарственных средств ЮФО, осваивая другие региональные рынки. Для оценки «экспансии» продукции фармацевтических фабрик ЮФО региональных

рынках ЛС, нами были исследованы прайс-листы ведущих фармдистрибьюто-ров РФ (табл. 4).

Удельный вес продукции фармацевтических фабрик в прайс-листах составляет от 1% («Ленмедснаб-ДокторW») до 4,7% («Томь Лимитед»), от 30 наименований («Вектор-медика») до 240 («Шрея Корпо-рэйшнл»). Из 5 фармацевтических фабрик ЮФО в прайс-листах ведущих фармдист-рибьюторов представлена продукция Краснодарской и Ростовской фармацевтических фабрик. Удельный вес Краснодарской фармацевтической фабрики среди продукции фармацевтических фабрик в прайс-листах колеблется от 1,6 («СИА Ин-тернейшнл») до 36% («Фармацевт»). Удельный вес Ростовской фармацевтической фабрики среди продукции фармацевтических фабрик в прайс-листах составил от 2% («Шрея Корпорэйшнл») до 45% («Вос-токФарм»). В прайс-листах «Катрен» и «Фармкомплект» продукция Краснодарской и Ростовской фармацевтических фабрик на момент проведения исследования отсутствовала.

Нами была рассчитана частота совпадений продукции фармацевтических фабрик, представленная в прайс-листах. Частота совпадений продукции фармацевтических фабрик с продукцией Краснодарской фармацевтической фабрики составила от 25% («Ленмедснаб-ДокторW») до 100% («СИА Интернейшнл»). Частота совпадений продукции с 1 производителем присутствовала в прайс-листах почти всех фармацевтических дистрибьюторов, представленных в

таблице 4, колебалась от 23% («Протек») до 49% («ИнтерКэр»). Однако только у фармдистрибьюторов уровня «Национальные» присутствовало совпадение продукции с 3 и более производителями: «СИА Интернейшнл» — в 34%, «Шрея Корпо-рэйшнл» — 20%, «Протек» — 15%.

Частота совпадений продукции фармацевтических фабрик с продукцией Ростовской фармацевтической фабрики составила от 9% («Ленмедснаб-ДокторW») до 100% («Шрея Корпорэйшнл»). Частота совпадений продукции с 1 производителем колебалась от 9% («Ленмедснаб-ДокторW») до 32% («Официна»). Совпадение продукции с 3-мя и более производителями было отмечено у национальных фармдистрибьюторов: «СИА Интернейшнл» — в 17%, «Протек» — 27%, «Шрея Корпорэйшнл» — 60% (табл. 5). Во избежание прямой конкуренции фармацевтические фабрики ЮФО используют географический принцип сегментации рынка сбыта продукции. Однако основным регионом сбыта их продукции является Европейская часть России, где продукция фармацевтических фабрик вступает в прямую конкуренцию с продукцией местных производителей (Московской, С.-Петербургской, Ярославской, Тверской фармацевтическими фабриками, Фито-фарм-НН). Для успешного продвижения продукции фармацевтические фабрики ЮФО должны обратить внимание на собственный регион, на Уральский и Сибирский регионы как на потенциальные рынки сбыта.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.