Научная статья на тему 'Ситуационный анализ производства и реализации'

Ситуационный анализ производства и реализации Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гузев Константин, Гузева Анна

В настоящее время, в связи с переходом к рыночным отношениям и расширением межгосударственных торговых связей, в Россию бурным потоком хлынули различные лекарственные средства (ЛС). Среди них имеются хорошо известные и положительно себя зарекомендовавшие препараты. Однако среди их огромного количества нередко встречаются и ранее неизвестные ЛС. Эта тенденция наблюдается и в отношении такой специфической лекарственной формы (ЛФ), как мази.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Situation analysis of ointment production in Russia

The analysis of the Russian market shows that the share of ointments in drug assortment, being sold in Russia, accounts for 7,5%, while the price of ointments released in Russia 7 times as low as import price. Its a pity to observe that local manufacturers pay insufficient attention to the development and introduction of highly efficacy drugs in the form of ointments.

Текст научной работы на тему «Ситуационный анализ производства и реализации»

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

85

РШШ1ШМ 2004 декабрь

Константин ГУЗЕВ, д.ф.н., Анна ГУЗЕВА, ЗАО ФНПП «Ретиноиды»

Ситуационный анализ производства и реализации

МАЗЕЙ В РОССИИ (I ЧАСТЬ

В настоящее время, в связи с переходом к рыночным отношениям и расширением межгосударственных торговых связей, в Россию бурным потоком хлынули различные лекарственные средства (ЛС). Среди них имеются хорошо известные и положительно себя зарекомендовавшие препараты. Однако среди их огромного количества нередко встречаются и ранее неизвестные ЛС. Эта тенденция наблюдается и в отношении такой специфической лекарственной формы (ЛФ), как мази.

The analysis of shows that the drug assortmeni accounts for 7,5%, w ments released in Ru import price. It's a pi manufacturers pay ir the development and

ПРЕДПРИЯТИЯ -ЗДРАВООХРАНЕНИЮ РОССИИ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ электронной базы Регистра лекарственных средств (rlsnet.ru) свидетельствует о том, что на 1 мая 2002 г. в перечень зарегистрированных в России ЛС входит 98 торговых наименований лечебных мазей, 19 наименований линиментов, 15 наименований паст, 38 наименований гелей и 9 наименований кремов, содержащих лекарственные вещества. Таким образом, суммарно мягкие ЛФ на фармацевтическом рынке страны представлены 179 наименованиями. Кроме традиционного применения мазей в терапии дерматологических заболеваний кожи эти ЛФ нашли применение в офтальмологии, отола-

рингологии, проктологии, гинекологии, как индивидуальные средства защиты рук и других открытых частей тела, как средства смягчения и питания кожи, при проведении физиотерапевтических процедур (УЗИ, электрофорез) и т.д. Эта ситуация довольно быстро меняется, что потребовало более подробного изучения реального положения мазей среди ЛС, реализуемых на отечественном фармацевтическом рынке.

Цель исследования. Провести изучение позиционирования лекарственной формы «мазь» на отечественном фармацевтическом рынке. Задачи исследования. 1. Провести структурный анализ ассортимента прайс-листов некоторых

the Russian market share of ointments in :, being sold in Russia, hile the price of oint-.ssia 7 times as low as y to observe that local sufficient attention to introduction of highly efficacy drugs in the form of ointments. Konstantin Guzev, PhD, Anna Guzeva, JSC «Retinoids», Situation analysis of ointment production in Russia.

фармацевтических компаний-дистрибьюторов и определить долю мазей в общем объеме ЛС.

2. Определить перечень мазей, реализуемых на внутреннем фармацевтическом рынке.

3. Рассчитать долю и среднюю стоимость отечественных и импортных мазей.

4. Выявить ведущих отечественных и зарубежных производителей мазей и их место на фармацевтическом рынке России.

Объекты и методы исследования.

Объектом исследования служила мягкая ЛФ — мазь. Под мазями понимали

таблица 1| Доля ЛС по прайс-листам отечественных фармацевтических

компаний-дистрибьюторов (по данным на декабрь 2003 г.)

№ Наименование компании Кол-во ассортиментных позиций, Количество ЛС Кол-во товарных позиций отечественного производства Кол-во товарных позиций импортного производства

шт. шт. % шт. % шт. %

1 «Шрея корпорэйшнл», ЗАО 11264 8140 72,3 4190 51,5 3950 48,5

2 ЦВ «Протек», ЗАО 9190 5687 61,7 3233 56,8 2454 43,2

3 «СИА Интернейшнл», ЗАО 6265 4522 72,2 2061 45,6 2461 54,4

4 «Аптека-Холдинг» 4632 3253 70,2 1812 55,7 1540 47,3

5 «Морон», ООО 4033 3057 75,8 - - - -

6 «Катрен», ЗАО НПК 3854 2438 63,3 1220 50,0 1218 50,0

7 «Фармацевт», ЗАО (Ростов-на-Дону) 2916 1974 67,7 889 45,0 1085 55,0

8 «Авеста-Фарм» 2509 1666 66,4 - - - -

9 «Арал-Плюс» 2319 1811 78,0 - - - -

Статистическая обработка (М+m) 69,73 ± 1,8 50,77 ± 2,01 49,73 ± 2,45

86

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ МАЗЕЙ В РОССИИ (I ЧАСТЬ)

2004 декабрь РШШШМ

таблица 2

Доля мазей по прайс-листам ведущих отечественных фармацевтических компаний-дистрибьюторов (по данным на декабрь 2003 г.)

№ Наименование компании Кол-во лекарственных средств, Количество товарных позиций мазей Кол-во товарных позиций отечественного производства Кол-во товарных позиций импортного производства

шт. шт. % шт. % шт. %

1 «Шрея корпорэйшнл», ЗАО 8140 520 6,4 262 50,4 258 49,6

2 ЦВ «Протек», ЗАО 5687 363 6,4 142 39,1 221 60,9

3 «СИА Интернейшнл», ЗАО 4522 294 6,4 116 39,5 178 60,5

4 «Аптека-Холдинг» 3253 209 6,4 78 37,3 125 59,8

5 «Морон», ООО 3057 251 8,2 104 41 147 58,6

6 «Катрен», ЗАО НПК 2438 180 7,6 83 46,1 97 53,9

7 «Фармацевт», ЗАО (Ростов-на-Дону) 1974 168 8,5 74 44,0 94 56.0

8 «Арал-Плюс» 1666 167 10,0 - - - -

Статистическая обработка (М+m) 7,5 ± 0,5 43,0 ± 1,9 57,0 ± 1,7

таблица э| Ассортимент мазей, предлагаемых ведущими

отечественными фармацевтическими компаниями-дистрибьюторами

№ Наименование компании Кол-во товарных единиц мазей отечественного производства, шт. Ассортимент мазей отечественного производства, предлагаемых компаниями, шт. Доля оригинальных мазей отечественного производства, предлагаемых компаниями, %

1 «Шрея корпорэйшнл», ЗАО 262 109 41,6*

2 ЦВ «Протек», ЗАО 142 96 67,6

3 «СИА Интернейшнл», ЗАО 116 84 72,4

4 «Морон», ООО 104 80 76,9

5 «Катрен», ЗАО НПК 83 63 75,9

6 «Аптека-Холдинг» 78 68 87,2

7 «Фармацевт», ЗАО (Ростов-на-Дону) 74 55 74,3

8 «Арал-Плюс» 167 53 31,7*

Статистическая обработка (М+m) 76 ± 7 75 ± 3

* Расчеты проведены без учета позиций 1 и 8, явно выделяющихся из общего ряда.

собственно мази (мягкая лекарственная форма, предназначенная для нанесения на кожу, раны и слизистые оболочки и состоящая из основы и равномерно распределенных в ней лекарственных средств), пасты (мази плотной консистенции, содержание порошкообразных веществ в которых превышает 25%), линименты (мази в виде вязкой жидкости), гели (мази вязкой консистенции, способные сохранять форму и обладающие упругостью и пластичностью), кремы (мази мягкой консистенции,

представляющие собой эмульсии типа масло в воде или вода в масле).

сТрукТурныйдидЛиз^И

АССОРТИМЕНТА ПРАЙС-ЛИСТОВ

Источниками информации служили материалы, опубликованные в Фармацевтическом бюллетене, прайс-листы фармацевтических компаний-дистрибьюторов и производителей мазей, а также Регистр лекарственных средств России (Энциклопедия лекарств — 2003). Ис-

следование проводили с помощью структурного анализа (рис. 1) и контент-анализа.

Структурирование осуществляли в соответствии со схемой, путем поэтапного отделения из полного ассортимента прайс-листов позиций, не относящихся к ЛС: пищевые добавки и средства лечебного питания, средства дезинфекции, лечебную косметику, средства индивидуального ухода, медицинские инструменты, предметы медицинского назначения, диагностические средства, тесты и реактивы. Эти позиции разделяли на ЛС отечественного и зарубежного производства и рассчитывали их доли. Затем в перечне медикаментов выделяли позиции, содержащие мази, принимая их количество за 100%, определяли доли отечественных и зарубежных наименований, позиционируя основных отечественных и зарубежных производителей. Учитывая результаты контент-анализа, определяли среднюю цену упаковки мази отечественного и зарубежного производства.

При выборе компаний, занимающихся поставкой ЛС на фармацевтический рынок, руководствовались следующими критериями:

1 — компания должна быть известной;

2 — ФНПП «Ретиноиды» должны с ней сотрудничать;

3 — прайс-лист должен находиться в свободном доступе.

Анализ прайс-листов (табл. 1) свидетельствует, что самый большой ассортимент, более 11 тыс. наименований,

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

87

рисунок 1

| Схема проведения структурного анализа ассортимента прайс-листов

полный ассортимент праис-листов

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Т

Другие ассортиментные позиции

ЛС отечественного производства

ЛС зарубежного производства

ЛФ МАЗИ

Ассортимент мазей отечественного производства Ассортимент мазей зарубежного производства

Ведущие отечественные производители Ведущие зарубежные производители

Средняя цена отечественной мази Средняя цена зарубежной мази

предлагает фирма Shreya Corporation. Доля ЛС в этом перечне в абсолютных величинах также максимальна и составляет более 8 тыс. наименований. В других компаниях, с меньшим числом товарных позиций, количество ЛС представлено в меньшем объеме, однако их доля сохраняется в среднем на уровне, не превышающем 70%. Таким образом, несмотря на различное наполнение прайс-листов большинства компаний, количество ЛС в них составляет около 70%. Следовательно, прирост или снижение товарных позиций идет пропорционально как относительно лекарственных, так и нелекарственных препаратов. Расчет долей лекарственных средств отечественного и импортного производства показал, что у всех компаний соотношение между этими позициями составляет примерно 50% на 50%. Дальнейший анализ ассортимента прайс-листов показал, что доля мазей в общем количестве ЛС составляет 7,5%. Причем в крупных компаниях их доля меньше (6,4%), а в средних — увеличивается до 10%. Перечень отечественных мазей со-

ставляет около 100 наименований, а ассортимент зарубежных мазей превышает 200. Из этого следует, что ассортимент отечественных препаратов менее представлен, что требует особого внимания со стороны разработчиков и производителей этой ЛФ. Расчет соотношения мазевых ассортиментных позиций отечественного и импортного производства показал, что оно соотносится как 43% к 57% (табл. 2). Причем, как правило, в наиболее крупных компаниях доля импортных мазей выше, чем отечественных. Для установления ассортимента отечественных и импортных мазевых форм были проанализированы перечни предлагаемых мазей. За одну единицу в перечне принимали мазь одной концентрации вне зависимости от производителя и массы указанной фасовки, т.е. так, как они указаны в Регистре лекарственных средств России. Из таблицы 3 видно, что наибольший ассортимент мазей отечественного производства, состоящий из 109 наименований, представлен в компании Shreya

РШШ1ШМ 2004 декабрь

Corporation. В других компаниях число позиций меньше, но в среднем перечень мазей составляет 75 наименований. Замечено также, чем представительнее прайс-лист компании, тем больше в перечне представлены мази. Однако в этих же компаниях доля оригинальных мазей ниже, и, следовательно, больше повторов. Так, в прайс-листе компании Shreya Corporation салицило-во-цинковая паста представлена 7 производителями, мазь серная простая — 5 производителями, а такие мази, как Си-нафлан 0,025% и цинковая — 7 производителями каждая. Аналогичная тенденция просматривается и у компании «Арал-Плюс». Анализ прайс-листов свидетельствует, что в большей степени это касается не оригинальных препаратов, а мазей так называемого «галенового» производства, т.е. мазей, входящих в ассортимент региональных фармацевтических фабрик.

По нашему мнению, закупка одних и тех же мазей у разных производителей нецелесообразна. Логичнее было бы провести исследования по установлению критериев качества этих мазей, оценить их по этим критериям, предусмотреть возможности поставщиков и закупать препарат у одного—двух производителей, сохраняя качество на возможно высоком уровне. В компаниях с меньшими финансовыми возможностями или имеющими иную закупочную политику повторяемых наименований меньше, а доля оригинальных мазей (не повторяющихся в прайс-листах товарных позиций) увеличивается в среднем до 75%. С нашей точки зрения, наиболее продуманная система закупок мазей обнаружена у компании «Аптека-Холдинг». В ее ассортименте обнаружено меньше всего мазей с повторяющими наименованиями, отчего доля оригинальных препаратов возросла до 83%. Таким образом, установлено, что в большинстве компаний перечень отечественных мазей представлен примерно 75 наименованиями, производимыми одним — двумя предприяти-

Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.