Научная статья на тему 'Анализ рынка субъектов и расширение спектра предоставляемых услуг центра тестирования профессионального образования'

Анализ рынка субъектов и расширение спектра предоставляемых услуг центра тестирования профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ РЫНКА СУБЪЕКТОВ / МАРКЕТИНГ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / TESTING / ANALYSIS OF THE MARKET CUSTOMERS / MARKETING / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитренко Галина Александровна, Очирова Лариса Аппяевна, Климова Ирина Викторовна

В статье рассматриваются актуальные направления развития межрегионального центра тестирования профессионального образования СибГТУ, соответствующие изменениям, происходящим на современных рынках труда и образовательных услуг. Приводятся результаты анализа новых субъектов целевого рынка, определены расширенный перечень предоставляемых услуг и пути маркетинговой работы, необходимые для повышения конкурентоспособности центра тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитренко Галина Александровна, Очирова Лариса Аппяевна, Климова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MARKET CUSTOMER AND EXPANSION OF THE PROVIDED SERVICES RANGE IN THE EDUCATION TESTING CENTER

The article deals with the current trends in the development of inter-professional education testing center of Siberian State Technological University corresponding to the changes occurring in the modern labor and educational services market. The results of the analysis of the target market, its new subjects are given, an expanded list of services and ways of marketing work needed to improve the competitiveness of the testing center is identified.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка субъектов и расширение спектра предоставляемых услуг центра тестирования профессионального образования»

UNIVERSUM:

• 7universum.com

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

АНАЛИЗ РЫНКА СУБЪЕКТОВ И РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ ЦЕНТРА ТЕСТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дмитренко Галина Александровна

канд. техн. наук, доцент, Сибирский государственный технологический университет,

Россия, г. Красноярск E-mail: Galina-dmitrenko@yandex.ru

Сибирский государственный технологический университет,

Климова Ирина Викторовна

канд. психол. наук, доцент, Сибирский государственный технологический университет,

Россия, г. Красноярск

ANALYSIS OF THE MARKET CUSTOMER AND EXPANSION OF THE PROVIDED SERVICES RANGE IN THE EDUCATION TESTING CENTER

Dmitrenko Galina

candidate of technical sciences, associate professor of Siberian State Technological University,

Russia, Krasnoyarsk

Ochirova Larisa

candidate of technical sciences, associate professor of Siberian State Technological University,

Russia, Krasnoyarsk

Очирова Лариса Аппяевна

канд. техн. наук, доцент,

Россия, г. Красноярск E-mail: L.ochirova@mail.ru

Дмитренко Г.А., Очирова Л.А., Климова И.В. Анализ рынка субъектов и расширение спектра предоставляемых услуг центра тестирования профессионального образования //

Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 2(13) .

URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1918

Klimova Irina

candidate of psychological sciences, associate professor of Siberian State Technological University,

Russia, Krasnoyarsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются актуальные направления развития межрегионального центра тестирования профессионального образования СибГТУ, соответствующие изменениям, происходящим на современных рынках труда и образовательных услуг. Приводятся результаты анализа новых субъектов целевого рынка, определены расширенный перечень предоставляемых услуг и пути маркетинговой работы, необходимые для повышения конкурентоспособности центра тестирования.

ABSTRACT

The article deals with the current trends in the development of inter-professional education testing center of Siberian State Technological University corresponding to the changes occurring in the modern labor and educational services market. The results of the analysis of the target market, its new subjects are given, an expanded list of services and ways of marketing work needed to improve the competitiveness of the testing center is identified.

Ключевые слова: тестирование, анализ рынка субъектов, маркетинг, про фориентация.

Keywords: testing, analysis of the market customers, marketing, career guidance.

«Межрегиональный центр тестирования профессионального образования» (далее МЦТПО) является одним из структурных подразделений системы дополнительного образования Сибирского государственного технологического университета. МЦТПО осуществляет следующие виды деятельности:

1. независимую экспертизу уровня подготовки учащихся (студентов);

2. научно-методическую экспертизу качества программно-дидактических тестов и технологий компьютерного тестирования;

3. повышение квалификации преподавателей, учителей и специалистов в области конструирования тестов и проведения компьютерного тестирования;

4. разработку программ, проектов, рекомендаций, инструкций, других документов и материалов по направлениям своей деятельности;

5. другие виды деятельности, в том числе на хозрасчетной основе [3].

В 2015 году МЦТПО исполняется 12 лет со дня основания. Опираясь на достигнутые результаты, специалисты МЦТПО планируют расширение своей деятельности. Пришло время обратить внимание на развитие новых перспективных направлений. Тому есть две причины.

Во-первых, к студентам и школьникам, которым МЦТПО традиционно оказывает квалифицированную и своевременную помощь, присоединились дети с ограниченными возможностями здоровья, безработные и взрослые граждане, переживающие кризисный период. Новые клиенты нуждаются в поддержке и содействии в решении социально-психологических проблем [1]. Это новое направление, которое находится на стадии экспериментального освоения и требует особого внимания, поскольку число людей, оказавшихся в кризисной ситуации, возрастает.

Во-вторых, достигнутый базисный уровень МЦТПО, на наш взгляд, оказался в фазе развития, после достижения которой объективно требуется развивать новые направления.

За период с 2007 по 2013 гг. нами были проведены социологические исследования со студентами СибГТУ по вопросам трудоустройства молодежи, подработки, распределения доходов и проведения досуга. Всего было опрошено 546 чел., включая самих студентов, выпускников вуза и случайно выбранных респондентов.

Также на базе МЦТПО в период сотрудничества с Красноярским городским центром занятости населения с 2011 по 2014 гг. были проведены социологические исследования на тему «Современный безработный». Целью

исследований было выявление проблем безработных граждан в области трудоустройства, личностного и профессионального самоопределения и роста [2]. Количество опрошенных респондентов составило 547 человек.

В результате обработки и анализа полученных данных мы пришли к выводу — Центру необходима диверсификация субъектов рынка труда и расширение спектра предоставляемых услуг.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 1) анализ целевого рынка; 2) постановка маркетинга; 3) расширение перечня услуг; 4) позиционирование бренда Центра.

При реализации поставленных задач были сформулированы основные перспективные направления деятельности МЦТПО.

Первое направление — исследование целевого рынка:

1ыи сегмент целевого рынка МЦТПО:

1.1) школьники и абитуриенты;

1.2) студенты и выпускники СибГТУ;

1.3) молодые специалисты;

1.4) работодатели;

1.5) безработные.

2ой сегмент целевого рынка МЦТПО — женщины — молодые мамы:

2.1) желающие вернуться в активную общественную и деловую жизнь, имеющие маленьких детей, которых могут оставить на полный или неполный рабочий день с бабушками или нянями;

2.2) вышедшие из декретного отпуска по уходу за ребёнком и желающие вернуться или войти впервые в активную общественную и деловую жизнь.

3й сегмент целевого рынка МЦТПО - граждане, имеющие ограничения трудоспособности:

3.1) инвалиды, имеющие ограничения по состоянию здоровья,

но желающие и способные выполнять некоторые виды работ

(квалифицированные или малоквалифицированные для офиса; для разъездов; для вспомогательных функций на производстве и т. п.);

3.2) инвалиды, получившие травмы или увечья на производстве, но не утратившие способности к труду и желающие вернуться в активную деловую или общественную жизнь);

3.3) глухие и слабослышащие;

3.4) выпускники учебных заведений с ограниченными возможностями здоровья;

3.5) и другие, имеющие ограничения трудоспособности.

4ыи сегмент целевого рынка МЦТПО — мигранты:

4.1) выходцы из стран СНГ (квалифицированные и неквалифицированные кадры; мужчины и женщины);

4.2) наши соотечественники, долгое время работавшие за рубежом (нуждающееся в ресоциализации).

5ыи сегмент целевого рынка МЦТПО — предприниматели:

5.1) открывающие впервые свое дело;

5.2) осваивающие новое направление;

5.3) набирающие персонал;

5.4) сокращающие персонал;

5.5) увольняющие персонал.

6ои сегмент целевого рынка МЦТПО — другие категории граждан, обратившиеся по результатам рекламной кампании Центра.

Второе направление — постановка маркетинга МЦТПО.

Маркетинг МЦТПО предполагает:

1. Проведение рекламных кампаний:

• традиционных (освоенных), например сотрудничество со структурными подразделениями СибГТУ; сотрудничество с образовательными учреждениями города и края; интернет-ресурсы (сайт МЦТПО СибГТУ, социальные сети) [4];

• новых, например восстановление контактов с выпускниками СибГТУ и информирование членов их семей, окружения об услугах МЦТПО;

2. Расширение перечня категорий субъектов МЦТПО за счёт изучения и реализации направленных рекламных кампаний на мигрантов, инвалидов, мам, предпринимателей.

Третье направление — дополнение перечня услуг МЦТПО.

Использование результатов профориентационного тестирования субъектов для рекомендаций к последующему профессиональному обучению, в связи с дефицитом обучающихся в системе высшего профессионального образования (ВПО):

• по направлениям и специальностям ВПО, реализуемым в СибГТУ;

• по рабочим специальностям, реализуемым в системе дополнительного образования (ИДПОПКиПС) СибГТУ.

Четвёртое направление — научно-исследовательская работа МЦТПО на 2015 и последующие годы.

Цель НИР МЦТПО — сформировать целостное представление о комплексе услуг по тестированию и других его возможностях [5]. Задачи НИР МЦТПО:

1. систематизация научно-исследовательской деятельности работников МЦТПО через организационно-методическую и преподавательскую деятельность;

2. расширение перечня категорий субъектов через рекламную деятельность;

3. постановка маркетинговой деятельности для расширения перечня категорий субъектов МЦТПО;

4. повышение конкурентоспособности МЦТПО через универсализацию деятельности;

5. продолжение панельного социологического исследования «Современный безработный» с дальнейшим накоплением эмпирических данных и их использованием в работе МЦТПО;

6. развитие имеющихся и открытие новых актуальных направлений научной работы и исследований в области тестирования молодежи и граждан трудоспособного возраста.

Таким образом, в результате исследования рынка субъектов профориентационных и профконсультационных услуг, с одной стороны, предполагается укрепление базисных направлений деятельности «Межрегионального центра тестирования профессионального образования», с другой — развитие перспективных актуальных направлений, непосредственно зависящих от изменений на рынке труда и рынке образовательных услуг, в рамках базисных направлений, которые зарекомендовали себя в течение истекших 12-ти лет как эффективные.

Список литературы:

1. Дмитренко Г.А. и др. Использование компьютерного профориентационного тестирования в процессе профессионального самоопределения студентов СибГТУ // Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития. — Красноярск, СибГТУ, 2014. — С. 261—276.

2. Климова И.В. и др. Анализ кризисных аспектов образа современного безработного в контексте профессионального тестирования и консультирования // Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития. — Красноярск, СибГТУ, 2012. — С. 261—276.

3. Климова И.В. и др. Профессиональное самоопределение волонтеров в условиях реализации проекта «Инклюзивный кластер» // Вопросы реабилитации и социальной интеграции в образовательную среду обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. — Красноярск, СибГТУ, 2013. — С. 57—59.

4. Очирова Л.А. и др. Внедрение современных информационных технологий в целях расширения возможностей МЦТПО в области консалтинговых и образовательных услуг // Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы. — Красноярск, СибГТУ, 2013. — С. 148—151.

5. Франк С. Душа человека. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. — 992 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.