Научная статья на тему 'Анализ рынка подготовки кадров для сферы кино и телевидения в России'

Анализ рынка подготовки кадров для сферы кино и телевидения в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СФЕРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / TRAINING / FILM AND TELEVISION / EDUCATIONAL SERVICES / AUDIOVISUAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Полина Александровна, Будилов Виктор Михайлович, Данилов Павел Вячеславович

В статье приводятся результаты анализа рынка образовательных услуг по подготовке кадров для сферы кино и телевидения в России с точки зрения укрупненных групп специальностей. Авторами анализируются данные высших учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для аудио-визуальной сферы о приведенном контингенте студентов, обучающихся по рассматриваемым специальностям. В результате исследования рассчитано среднее количество специалистов в контексте специальностей,в настоящее время занятых в производстве годового объема аудиовизуальной продукции в России и возрастная структура работников. На основе полученных данных авторами делается вывод о том, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут наблюдаться проблемы дефицита кадров в сфере кино и телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL TRAINING MARKET ANALYSIS FOR THE FILM AND TELEVISION SPHERE IN RUSSIA

The article presents the results of the educational services market analysis forpersonnel training for the sphere of film and television in Russia in the context ofthe enlarged groups in the specialist field. The authors analyzed the data of highereducational institutions engaged in training for the audiovisual sphere, and thegiven student body enrolled in the considered specialist field. As a result of thestudy, the average number of specialists in the context of specialist field currentlyemployed in the production of the annual volume of audiovisual products in Russiaand the age structure of employees were calculated. Based on the data obtained,the authors conclude that in the medium and long term there will be a shortage ofpersonnel in the film and television field.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка подготовки кадров для сферы кино и телевидения в России»

АНАЛИЗ РЫНКА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ

PERSONNEL TRAINING MARKET ANALYSIS FOR THE FILM AND TELEVISION SPHERE IN RUSSIA

УДК 338.467.6 DOI: 10.25631/PEJ.2019.1.103.117

АЛЕКСЕЕВА Полина Александровна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, р[email protected]

ALEKSEEVA, Polina Aleksandrovna

Associate Professor at the Department of Film and Television Production of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, р[email protected]

БУДИЛОВ Виктор Михайлович

профессор кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат политических наук, [email protected]

BUDILOV, Viktor Mikhailovich

Professor at the Department of Film and Television Production of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Political Sciences, [email protected]

ДАНИЛОВ Павел Вячеславович

декан факультета экранных искусств, заведующий кафедрой продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

DANILOV, Pavel Vyacheslavovich

Dean of Screen Art Faculty, Head of the Department of Film and Television Production of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

В статье приводятся результаты анализа рынка образовательных услуг по подготовке кадров для сферы кино и телевидения в России с точки зрения укрупненных групп специальностей. Авторами анализируются данные высших учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров для аудиовизуальной сферы о приведенном контингенте студентов, обучающихся по рассматриваемым специальностям. В результате исследования рассчитано среднее количество специалистов в контексте специальностей, в настоящее время занятых в производстве годового объема аудио-

© Алексеева П. А., Будилов В. М., Данилов П. В., 2019.

визуальной продукции в России и возрастная структура работников. На основе полученных данных авторами делается вывод о том, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут наблюдаться проблемы дефицита кадров в сфере кино и телевидения.

Ключевые слова: подготовка кадров, сфера кино и телевидения, образовательные услуги, аудиовизуальная продукция.

Abstract.

The article presents the results of the educational services market analysis for personnel training for the sphere of film and television in Russia in the context of the enlarged groups in the specialist field. The authors analyzed the data of higher educational institutions engaged in training for the audiovisual sphere, and the given student body enrolled in the considered specialist field. As a result of the study, the average number of specialists in the context of specialist field currently employed in the production of the annual volume of audiovisual products in Russia and the age structure of employees were calculated. Based on the data obtained, the authors conclude that in the medium and long term there will be a shortage of personnel in the film and television field.

Key words: training, film and television, educational services, audiovisual production.

В настоящее время подготовка кадров для сферы кино и телевидения ведется в следующих укрупненных группах учебных заведений:

• высшие учебные заведения, подведомственные Министерству культуры Российской Федерации;

• иные высшие учебные заведения;

• киношколы;

• курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Среди высших учебных заведений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, в первую очередь подготовку по самому широкому спектру направлений и специальностей осуществляют Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК) и Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (ГИКиТ).

Подготовка специалистов в них осуществляется по следующим специальностям:

• 52.00.00 - Сценические искусства и литературное творчество:

52.03.06 «Драматургия» (бакалавриат),

52.04.02 «Драматургия« (магистратура),

52.05.01 «Актерское искусство» (артист драматического театра и кино);

• 54.00.00 - Изобразительное и прикладные виды искусств:

54.05.02 «Живопись» (художник кино и телевидения, художник комбинированных съемок, художник кино и телевидения по костюму),

54.05.03 «Графика» (художник мультипликационного фильма, художник анимации и компьютерной графики);

• 55.00.00 - Экранные искусства:

55.05.01 «Режиссура кино и телевидения»

(режиссер игрового кино-, телефильма; режиссер неигрового кино- и телефильма; режиссер анимации и компьютерной графики; режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм; режиссер мультимедиа);

55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»,

55.05.03 «Кинооператорство» (кинооператор, телеоператор),

55.05.04 «Продюсерство» (продюсер кино и телевидения, продюсер дистрибьюции, линейный продюсер; продюсер телевизионных и радиопрограмм),

55.05.05 «Киноведение».

Подготовка по некоторым из перечисленных специальностей также осуществляется в 28 высших учебных заведениях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации и в 39 иных высших учебных заведениях (таблицы 1 и 2).

Кроме того, помимо указанного в пункте 23 таблицы 1 Алтайского государственного института культуры, по специальности

Таблица 1

Распространенность направлений подготовки в высших учебных заведениях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, 2017 г.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Направления подготовки

52.03.06 «Драматургия» 52.04.02 «Драматургия» 52.05.01 «Актерское искусство» 54.05.02 «Живопись» 54.05.03 «Графика» 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения» 55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» 55.05.03 «Кинооператорство» 55.05.04 «Продюсерство» 55.05.05 «Киноведение»

1 Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова

2 Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

3 Иркутский филиал ВГИК

4 Ростовский-на-Дону филиал ВГИК

5 Сергиево-Посадский филиал ВГИК

6 Казанский государственный институт культуры

7 Санкт-Петербургский государственный институт культуры

8 Московский государственный институт культуры

9 Российский государственный институт сценических искусств

Окончание таблицы 1

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Направления подготовки

52.03.06 «Драматургия» 52.04.02 «Драматургия» 52.05.01 «Актерское искусство» 54.05.02 «Живопись» 54.05.03 «Графика» 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения» 55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» 55.05.03 «Кинооператорство» 55.05.04 «Продюсерство» 55.05.05 «Киноведение»

10 Краснодарский государственный институт культуры

11 Челябинский государственный институт культуры

12 Орловский государственный институт культуры

13 Северо-Кавказский государственный институт искусств

14 Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

15 Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова

16 Литературный институт им. А. М. Горького

17 Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств

18 Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки

19 Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова

20 Российская академия музыки имени Гнесиных

21 Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

22 Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств

23 Алтайский государственный институт культуры и еще 21 организация 15

Итого распространенность направлений подготовки 5 3 26 6 6 13 3 4 9 2

Примечание. Таблица составлена авторами.

52.05.01 «Актерское искусство» осуществляют подготовку: Астраханская государственная консерватория; Воронежский государственный институт искусств; Восточно-Сибирский государственный институт культуры; Дальневосточный государственный институт искусств; Кемеровский государственный институт культуры; Екатеринбургский государственный театральный институт; Высшее театральное

училище (институт) им. М. С. Щепкина; Театральный институт имени Бориса Щукина; Красноярский государственный институт искусств; Пермский государственный институт культуры; Российская государственная специализированная академия искусств; Российский институт театрального искусства -ГИТИС; Самарский государственный институт культуры; Саратовская государственная

Таблица 2

Распространенность направлений подготовки в иных высших учебных заведениях

Направления подготовки

№ п/п Наименование высшего учебного заведения >2.03.06 «Драматургия» о « н о о 5К о S (D § О а (D < р 54.05.02 «Живопись» 54.05.03 «Графика» 5.05.01 «Режиссура кино и телевидения» 5.05.02 «Звукорежиссура щовизуальных искусств» >5.03 «Кинооператорство» 5.05.04 «Продюсерство» t2.03.04 «Телевидение»

о (N "О "О ■о ¡^ а 0 5. 5 5 4

1 АНО ВО «Институт кино и телевидения (ГИТР)» (г. Москва)

2 Академия дизайна и искусств (г. Калининград)

3 Московский государственный психолого-педагогический университет

4 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

5 Российско-Армянский (славянский) университет

6 Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

7 Институт телевидения, бизнеса и дизайна (г. Санкт-Петербург)

8 Новосибирский государственный технический университет

9 Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

13 Казанский (Приволжский) федеральный университет

Продолжение таблицы 2

Направления подготовки

№ п/п Наименование высшего учебного заведения >2.03.06 «Драматургия» о в т с с уск с и е еок о а е тек < .01 54.05.02 «Живопись» 54.05.03 «Графика» 5.05.01 «Режиссура кино и телевидения» 5.05.02 «Звукорежиссура иовизуальных искусств» >5.03 «Кинооператорство» 5.05.04 «Продюсерство» t2.03.04 «Телевидение»

о 2. "О 5 а .0 5. 5 5 4

14 Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева

15 Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

17 Российский университет Дружбы народов

18 Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина

19 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

20 Уральский государственный архитектурно-художественный университет

21 Самарский государственный социально-педагогический институт

22 Южный федеральный университет

23 Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева

24 Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского

25 Дальневосточная государственная академия искусств

26 Санкт-Петербургский государственный университет

27 Высшая школа народных искусств (институт)

28 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица

29 Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина

Окончание таблицы 2

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Направления подготовки

52.03.06 «Драматургия» 52.05.01 «Актерское искусство» 54.05.02 «Живопись» 54.05.03 «Графика» 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения» 55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» 55.05.03 «Кинооператорство» 55.05.04 «Продюсерство» 42.03.04 «Телевидение»

30 Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

31 Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова

32 Московский государственный областной университет

33 Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

33 Осуществляют подготовку по специальности еще 16 высших учебных заведения

Итого распространенность направлений подготовки 3 19 15 7 8 2 3 3 7

Примечание. Таблица составлена авторами.

консерватория им. Л. В. Собинова; Тюменский государственный институт культуры; Хабаровский государственный институт культуры; Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко; Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова; Ярославский государственный театральный институт; филиал Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств в г. Казань; Рязанский филиал Московского государственного институт культуры.

Кроме того, по специальности 52.05.01 «Актерское искусство» осуществляют подготовку: Северо-Осетинский государственный

университет им. К. Л. Хетагурова; Дагестанский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный университет; Международный славянский институт; Балтийский институт экологии, политики и права; Балтийский институт иностранных языков и межкультурного сотрудничества; Волжский университет им. В. Н. Татищева; Московский гуманитарный университет; Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева; Ульяновский государственный университет; Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина; Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей; Волго-

Таблица 3

Приведенный контингент студентов, обучающихся по рассматриваемым УГН (С), реализуемых в высших учебных заведениях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, 2017 г.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Направления подготовки

52.00.00 «Сценические искусства и литературное творчество» 54.00.00 «Изобразительные и прикладные виды искусств» 55.00.00 «Экранные искусства»

1 2 1 2 1 2

1 Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова 269,1 8,03% 215 2,5% 860,2 38,41%

2 Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения 116,75 6,18% 166 2,96% 783,25 66,39%

3 Иркутский филиал ВГИК 4,7 100 12,2 100%

4 Ростовский-на-Дону филиал ВГИК 34 84,79%

5 Сергиево-Посадский филиал ВГИК 22 17,24%

6 Казанский государственный институт культуры 147,4 90,48% 116,2 16,13% 249,3 100%

7 Санкт-Петербургский государственный институт культуры 281,8 14,91% 351,65 6,27% 79 6,7%

8 Московский государственный институт культуры 415,7 100% 161 19,16% 105,6 82,76%

9 Российский государственный институт сценических искусств 848,25 44,88% 118,7 10,06%

10 Краснодарский государственный институт культуры 86,6 100% 357,4 46,29% 167,3 100%

11 Челябинский государственный институт культуры 148 79,31% 144,2 29,42% 109,6 100%

12 Орловский государственный институт культуры 43 100% 6,1 100%

13 Северо-Кавказский государственный институт искусств 71,3 100% 25 100%

14 Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки 173 2,01%

15 Казанская государственная консерватория им. Н. Г. Жиганова 15,5 9,52%

16 Литературный институт им. А. М. Горького 509,8 15,22%

17 Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств 529 6,16%

18 Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки 35 100%

Окончание таблицы 3

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Направления подготовки

52.00.00 «Сценические искусства и литературное творчество» 54.00.00 «Изобразительные и прикладные виды искусств» 55.00.00 «Экранные искусства»

1 2 1 2 1 2

19 Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова 7 100%

20 Российская академия музыки им. Гнесиных 61,5 2,75%

21 Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова 6,1 15,21%

22 Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств 687 12,24%

23 Алтайский государственный институт культуры и еще 21 организация* 3329,1 892,85 201,7

Итого распространенность направлений подготовки 6329 3793,3 2841,55

Примечание. Таблица составлена авторами на основе [1].

1 - Приведенный контингент студентов.

2 - Доля приведенного контингента студентов от общего приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН (С) в регионе.

* Список организаций представлен после таблицы 1.

градский государственный институт искусств и культуры; Белгородский государственный институт искусств и культуры; Новосибирский государственный театральный институт; Высшая школа сценических искусств.

Как видно из анализа данных, представленных в таблице 1, в первую очередь в высших учебных заведениях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, осуществляется подготовка актеров - актерское направление встречается значительно чаще остальных. На втором месте направ-

лений подготовки значится «Режиссура», на третьем — «Продюсирование». Специальности «Драматургия», «Графика (анимация)», «Живопись (художник кино и телевидения)», «Звукорежиссура», «Кинооператорство и киноведение» имеются в основном в профильных организациях, таких как ВГИК и ГИКиТ.

В иных высших учебных заведениях наиболее часто встречаются такие специальности, как «Актерское искусство» (на первом месте) и «Живопись» (на втором месте). На третьем месте оказалась «Режиссура». При этом важ-

Таблица 4

Приведенный контингент студентов, обучающихся по рассматриваемым УГН (С), реализуемых в иных высших учебных заведениях, 2017 г.

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Направления подготовки

52.00.00 «Сценические искусства и литературное творчество» 54.00.00 «Изобразительные и прикладные виды искусств» 55.00.00 «Экранные искусства »

1 2 1 2 1 2

1 АНО ВО «Институт кино и телевидения (ГИТР)» (г. Москва) - - 66 0,77% 659,3 29,44%

2 Академия дизайна и искусств (г. Калининград) н/д н/д н/д н/д н/д н/д

3 Московский государственный психолого-педагогический университет 38 1,7%

4 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского 96,6 100 - - 10,8 100%

5 Российско-Армянский (славянский) университет н/д н/д н/д н/д н/д н/д

6 Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов 99 5,24% - - 148,1 12,55%

7 Институт телевидения, бизнеса и дизайна (г. Санкт-Петербург) н/д н/д н/д н/д н/д н/д

8 Новосибирский государственный технический университет - - - - 39,4 100%

9 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина 129 36,34% 49 100%

13 Казанский (Приволжский) федеральный университет - - 141 19,57% - -

14 Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева н/д н/д н/д н/д н/д н/д

15 Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых 23 100% 98,75 67,45%

16 Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 25,5 0,76% 1095,75 12,76%

17 Российский университет Дружбы народов н/д н/д н/д н/д н/д н/д

18 Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина 130,9 100%

Окончание таблицы 4

№ п/п Наименование высшего учебного заведения Направления подготовки

52.00.00 «Сценические искусства и литературное творчество» 54.00.00 «Изобразительные и прикладные виды искусств» 55.00.00 «Экранные искусства »

1 2 1 2 1 2

19 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса - - 205,5 44,17% - -

20 Осуществляют подготовку по специальности еще 20 высших учебных заведения* 869,7 н/д 751,7 н/д

Итого распространенность направлений подготовки 1113,8 - 2618,6 - 944,6 -

Примечание. Таблица составлена авторами на основе [1].

1 - Приведенный контингент студентов.

2 - Доля приведенного контингента студентов от общего приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН (С) в регионе.

* Список организаций представлен после таблицы 2.

но отметить, что наибольшее количество профильных специальностей, реализуемых в одном учебном заведении, встречается только в АНО ВО «Институт кино и телевидения (ГИТР)» (г. Москва).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо рассмотренных высших учебных заведений, подготовка специалистов первого и второго звена для отраслей кино, телевидения и анимации осуществляется в ряде киношкол, а также в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. На территории г. Москвы в настоящее время данную образовательную деятельность осуществляют 24 образовательные организации, на остальной территории Российской Федерации - семь киношкол, которые оказывают образовательные услуги для разных групп населения.

В таблицах 3 и 4 на основе анализа результатов проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2017 г. представлены данные о приведенном контингенте студентов, обучающихся по рассматриваемым укрупненным группам направления (специальностей) УГН (С), реализуемых в высших учебных заведениях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, и иных высших учебных заведениях.

По данным, представленным в таблице 3, видно, что в 2017 г. в высших учебных заведениях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, приведенный контингент студентов, обучающихся по рассматриваемым УГН (С), составляет 12 963 чел., в том числе: 52.00.00 «Сцениче-

ские искусства и литературное творчество» -6 329 чел., 54.00.00 «Изобразительные и прикладные виды искусства» - 3 793 чел., 55.00.00 «Экранные искусства» - 2 841 чел.

В иных высших учебных заведениях приведенный контингент студентов, обучающихся по рассматриваемым УГН (С), составляет 4 677 чел., в том числе: 52.00.00 «Сценические искусства и литературное творчество» -1 114 чел., 54.00.00 «Изобразительные и прикладные виды искусства» - 2 618 чел., 55.00.00 «Экранные искусства» - 945 чел.

Таким образом, общее число студентов, обучающихся по рассматриваемым специальностям, составляет в 2017 г. 17 640 чел.

В таблице 5 представлена информация о среднесписочной численности работников, занятых в производстве одной единицы продукции разных видов аудиовизуальных произведений.

Согласно данным, представленным в таблице 5, среднесписочная численность специалистов, задействованных в производстве 1 единицы АВП, составляет: игровые фильмы -364 чел.; неигровые фильмы - 17 чел.; анимационные полнометражные фильмы - 287 чел.; серия анимационного сериала - 56 чел.; серия сериала - 136 чел.

На основе данных годового объема производства разных видов аудиовизуальных про-

Таблица 5

Среднесписочное количество специалистов с точки зрения специальностей, задействованных в производстве 1 ед. АВП

№ п/п Вид аудиовизуального произведения (АВП) Среднее количество специалистов с точки зрения специальностей, задействованных в производстве 1 ед. АВП, чел. ИТОГО

52.03.06 «Драматургия» 52.05.01 «Актерское искусство» 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения» 55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» 55.05.03 «Кинооператорство» 55.05.04 «Продюсерство» 55.05.02 «Живопись» 55.05.03 «Графика» Прочие специальности»

1 Игровые полнометражные фильмы 4 56 6 12 22 15 24 126 99 364

2 Неигровые фильмы 2 0 1 2 4 4 0 1 3 17

3 Анимационные полнометражные фильмы 4 20 5 7 6 10 24 181 30 287

4 Анимационные сериалы 6 4 3 2 2 7 6 16 10 56

5 Сериалы 3 45 7 4 8 12 17 7 33 136

Примечание. Таблица составлена авторами.

изведений в 2017 г. в России можно определить общий объем работников, занятых в кино-, теле- и анимационных проектах (таблица 6).

По результатам расчетов, представленных в таблице 6, была определена потребность отрасли в 2017 г. в России в кадрах (с точки зрения рассматриваемых специальностей) в сфере производства игровых, неигровых, анимаци-

онных фильмов, а также сериалов и анимационных сериалов, которая составила 111 276 чел. Важно отметить, что в данном исследовании в расчет не включались группы специальностей, направленные на подготовку узкоспециализированных кадров для телевидения.

Для определения потребности сферы кино и телевидения в профессиональных кадрах

Таблица 6

Среднее количество работников в с точки зрения специальностей, занятых в производстве годового объема АВП в России в 2017 г., чел.

№ п/п Вид аудиовизуального произведения (АВП) Объем производства, 2017 год, шт. Среднее количество специалистов, занятых в производстве годового объема АВП, чел. Итого

52.03.06 «Драматургия» 52.05.01 «Актерское искусство» 55.05.01 «Режиссура кино и ТВ» 55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» 55.05.03 «Кинооператорство» 55.05.04 «Продюсерство» 55.05.02 «Живопись» 55.05.03 «Графика» Прочие специальности

1 Игровые фильмы 123 492 6888 738 1476 2706 1845 2952 15498 12177 44772

2 Неигровые фильмы 427 474 0 237 474 948 948 0 427 521 4029

3 Анимационные фильмы 13 52 260 65 91 78 130 312 2352 391 3731

4 Анимационные сериалы (средняя длительность серии 13 мин) 249 1494 996 747 498 498 1743 1494 3984 2490 13944

5 Сериалы (1 сериал включает 10 серий, средняя длительность серии 48 мин) 400 1200 18000 2800 1600 3200 4800 6800 2800 3600 44800

Итого 3712 26144 4587 4139 7430 9466 11558 25061 55798 111276

Примечание. Таблица составлена авторами на основании [2].

необходимо учитывать в том числе и возрастную структуру работников, задействованных в кино- и телепроизводстве (таблица 7).

По результатам исследования возрастной структуры работников, занятых в кино- и телепроизводстве, произведенном Федеральной службой государственной статистики, видно, что почти 25% сотрудников данной сферы являются людьми предпенсионного и пенсионного возраста, что позволяет сделать вывод о том, что отток кадров из отрасли по причинам выхода на пенсию и заболеваний составляет порядка 20-25% ежегодно, или 27 819 человек.

Учитывая тот факт, что в среднесрочной перспективе количество выпускников по рассматриваемым специальностям составит не более 17 640 человек (к 2021 г.), при этом около 40% будущих специалистов выбирают для себя в качестве постоянного места работы телевидение, можно констатировать значительный дефицит высококвалифицированных кадров в сфере кино- и анимационного производства.

Таким образом, по результатам анализа рынка образовательных услуг сферы кино-, теле- и анимационного производства можно сделать следующие выводы.

Среди высших учебных заведений подготовку по самому широкому спектру специальностей в первую очередь осуществляют Всероссийский государственный институт

кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК), Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (ГИКиТ), АНО ВО «Институт кино и телевидения (ГИТР)».

Общее число студентов, обучающихся по специальностям: 52.03.06 «Драматургия» (бакалавриат); 52.04.02 «Драматургия» (магистратура); 52.05.01 «Актерское искусство» (артист драматического театра и кино); 54.05.02 «Живопись» (художник кино и телевидения, художник комбинированных съемок, художник кино и телевидения по костюму); 54.05.03 «Графика» (художник мультипликационного фильма, художник анимации и компьютерной графики); 55.05.01 «Режиссура кино и телевидения» (режиссер игрового кино-, телефильма; режиссер неигрового кино- и телефильма; режиссер анимации и компьютерной графики; режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм; режиссер мультимедиа); 55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»; 55.05.03 «Кинооператорство» (кинооператор, телеоператор); 55.05.04 «Продюсерство» (продюсер кино и телевидения, продюсер дис-трибьюции, линейный продюсер; продюсер телевизионных и радиопрограмм); 55.05.05 «Киноведение», составляет в 2017 г. 17 640 чел.

Среднее количество специалистов, занятых в производстве годового объема АВП в 2017 г., составляет 111 276 человек.

Таблица 7

Возрастная структура работников, занятых в кино- и телепроизводстве

Всего В том числе в возрасте, лет

15-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-72

Работники кино- и телепроизводства 100 0,1 26,8 29,8 19,4 20,3 3,6

Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики [3].

Принимая во внимание возрастную структуру работников, занятых в кино-, теле- и анимационном производстве, а также постоянно возрастающую потребность в специалистах первого и второго звена высокого профессионального уровня, можно сделать вывод о том, что прослеживается тенденция повышения среднего возраста работников индустрии, что в своей совокупности в среднесрочной и долгосрочной перспективе приведет к проблемам дефицита кадров.

Ключевым фактором роста числа высококвалифицированных специалистов для сферы кинопроизводства в первую очередь является

увеличение бюджетных мест по рассматриваемым специальностям в государственных учреждениях высшего образования. Этот факт обусловлен тем, что одним из важнейших качеств будущих специалистов, обучающихся творческим специальностям, является наличие профессионального опыта и таланта. В настоящее время многие выпускники школ, обладающие необходимыми качествами для успешного обучения и дальнейшего профессионального роста, а точнее, именно их родители, не имеют достаточных финансовых возможностей для оплаты обучения по рассматриваемым специальностям.

Список литературы

1. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 12.04.2018).

2. КиноПоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru (дата обращения: 5.04.2018).

3. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2016: стат. сб. / Росстат. M., 2016. 146 с.

4. Будилов В. М., Ртищева Т. В., Громова Е. А. Международное совместное кинопроизводство в Российской Федерации: сущность, классификация и государственное регулирование // Петербургский экономический журнал. 2018. № 2. С. 21-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.