Научная статья на тему 'ВГИК - школа экранных искусств'

ВГИК - школа экранных искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВГИК - школа экранных искусств»

ВГИК - школа экранных искусств

А.П. ЧИНАРОВА,

проректор по научной работе ВГИК

Сегодня много спорят о принципах кинообразования, о том, как должен быть обустроен процесс обучения будущих деятелей экранной культуры. Некоторым кажется, что кадровые проблемы, которые отечественная школа разрешить не в состоянии, являются главной причиной неудовлетворительной ситуации в российском кино и телевидении. России -родоначальнице профессионального кинообразования предлагается отказаться от собственного опыта, традиций, поставить обучение творческих кадров кино и телевидения на поток, сценариста, к примеру, учить не 4-5 лет, а три месяца. Спасительным представляется американский опыт, где в университетах, разбросанных по всей территории страны, действует большое количество кинофакультетов. (Хотя в настоящее время и у нас по данным Министерства образования и науки кинопрофессиям обучают в 51 вузе страны.)

Так, от каких же традиций, какого опыта нам предлагают отказаться? Это вопрос принципиальный. Это вопрос выбора той позиции, того места, которое займет кинообразование в контексте культуры, по сути -это выбор пути развития отечественной кинокультуры, это путь культуры или путь выпадения из нее.

Традиции и опыт подготовки творческих кадров в сфере кино и телевидения возникли и сформировались в нашей стране, во ВГИКе.

Роль ВГИКа в развитии экранного искусства невозможно переоценить. Другого подобного примера в практике мирового кино не существует. Он появился на заре кинематографа, когда кино еще никто не считал искусством. Стремительный взлет советского кино 20-х годов, увенчавшийся непревзойденными шедеврами мирового киноискусства, начинается с открытия 1 сентября 1919 года первой в мире «Государственной киношколы», которой суждено было стать не только местом, где получили образование многие поколения выдающихся деятелей советского

кино, но и лабораторией, где создавалась теория первого массового искусства ХХ века, а ее принципиальные положения впервые проверялись на практике.

Именно здесь был снят первый советский полнометражный художественный фильм «Серп и молот». Здесь под руководством выдающегося теоретика и практика монтажа Льва Кулешова, воспитавшего другого корифея 20-х годов - Всеволода Пудовкина, возникла советская школа киноактера. Здесь в начале 30-х годов Сергей Эйзенштейн, возглавивший руководство экспериментальной мастерской, где учились создатели «Чапаева» братья Васильевы, разработал первые в мире учебный курс и программу по кинорежиссуре.

В 1931 году во ВГИКе организована фильмотека, выросшая впоследствии в Госфильмофонд России. Основатель французской национальной синематеки Анри Ланглуа писал: «Первая в мире фильмотека художественных фильмов создана в Москве при школе киноискусства... Большинство собрания Московской фильмотеки имеет уникальное значение.» В 1937 году организация фильмотеки была отмечена «Гран при» Международной выставки в Париже.

В 1934 году во ВГИКе открывается первый в нашей стране научно-исследовательский сектор, объединивший крупнейших теоретиков, историков и практиков -Н.Лебедева, В.Вишневского, С.Гинзбурга, Г.Авенариуса, Л.Кулешова, С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, А.Довженко, В.Туркина и многих других, чьими усилиями создано отечественное киноведение, написаны основополагающие труды по истории и теории экранного искусства.

Уникальная роль отечественной киношколы состояла не только в том, что она опередила время (лишь в 1935 году в Италии был создан Римский экспериментальный киноцентр, и только в 1939 году во Франции организована Высшая школа кинематогра-

фии - ИДЕК), но и в том, что, впервые занявшись подготовкой творческих работников кинематографа, она противопоставила узкоремесленническому подходу к кинообразованию концепцию воспитания творческой личности, художника-творца и патриота.

Вся последующая история отечественного кино свидетельствует о плодотворности такого подхода. Его подтверждением служит выдающийся вклад многих поколений вгиковцев в отечественную кинокультуру. В их числе фронтовые кинооператоры, создавшие трагически-величественную хронику борьбы народа с фашизмом, и те, кто в последующий период не только определял художественные направления и тенденции развития киноискусства, но и в значительной степени мироощущение нации, духовный и нравственный климат в обществе. Фильмы Г.Чухрая, М.Хуциева, Т.Абуладзе, Р.Чхеидзе, С.Ростоцкого, Л.Кулиджанова, Э.Рязанова, А.Тарковского, В.Шукшина, А.Кончаловского, О.Иоселиани, С. Параджанова, Э.Климова, К.Муратовой, Н.Михалкова, В.Абдрашитова, А.Сокурова, С.Соловьева, А.Петрова и многих других выпускников ВГИКа стали не только выдающимися явлениями отечественной культуры, но и утвердили высокий международный авторитет киноискусства нашей страны.

Профессионализм вгиковцев, их владение средствами экранной выразительности были и остаются востребованы телевидением. Они - создатели многочисленных телевизионных фильмов и сериалов, познавательных и образовательных программ и передач. Выпускниками ВГИКа - Т.Лиозновой, С.Говорухиным, Е.Ташковым, В.Краснопольским и В.Уско-вым заложена успешно ныне развивающаяся

традиция создания отечественного телевизионного сериала.

Уникальный педагогический опыт, сформированный выдающимися деятелями киноискусства - В.Гардиным, Л.Кулешовым, С.Эйзенштейном, В.Пудовкиным, А.Довженко, Г.Козинцевым, С.Герасимовым, М.Роммом, Р.Карменом, С.Ростоцким, Л.Кулиджановым, С.Бондарчуком, Э.Тиссэ, Ан. Головней, Б.Волчеком, В.Монаховым, В.Туркиным, Е.Габриловичем, А.Каплером, Ф.Богородским, И.Ивановым-Вано и другими мастерами ВГИКа служил и служит методической базой художественного образования в области экранных искусств не только для российских вузов, но и школ кино и телевидения многих зарубежных стран. Президент СИЛЕКТа - Международной организации школ кино и телевидения при ЮНЕСКО, объединившей свыше 120 вузов разных стран, Катерина Д'Амико в дни празднования недавнего юбилея университета сказала: «Идея соединить теорию и практику, технические навыки и знание культуры родилась в Москве в 1919 году. Она стала сутью всемирной модели кинообразования. В этом смысле ВГИК не только в Москве. Нравится нам или нет, знаем мы об этом или нет, ВГИК - в Риме, в Лодзи, в Пекине, в Сан-Пауло, в Хельсинки, в Сингапуре, в Лос-Анжелесе. Вам нужно лишь взглянуть в учебные планы киношкол СИЛЕКТа и вы найдете там дух ВГИКа».

С момента своего основания ВГИК был и остается носителем культурной традиции, духовно-нравственных ценностей и созидательного духа нашего народа. И в наши дни вгиковцы разных поколений, определяют поступательное движение отечественного кинопроцесса. В их числе: Кира Муратова, Никита Михалков, Александр Сокуров, Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьев, Александр Рогожкин, Алексей Учитель, Сергей Мирошниченко, Александр Петров, а вместе с ними выпускники нового поколения: Дмитрий Месхиев, Геннадий Сидоров, Федор Бондарчук, Алексей Федорченко, Лариса Садилова, Филипп Янковский, Анна Меликян, Алексей Герман-младший и многие, многие другие.

Сегодня ВГИК - многопрофильное учебное заведение, готовящее специалистов всех основных творческих профессий кино и телевидения по 24 программам высшего, среднего и послевузовского профессионального образования. На 7 факультетах университета и в колледже по дневной и заочной формам одновременно обучается около двух тысяч студентов и слушателей, более 350 выпускников и учащихся средних школ ежегодно знакомятся с азами кинематографических профессий.

С учетом кадровых потребностей аудиовизуаль-

ной сферы в последние годы открыты новые специальности: Звукорежиссура, Режиссура анимации и компьютерной графики, Режиссура мультимедиа программ, Продюсерство кино и телевидения, создана кафедра телевидения. Расширяется спектр подготовки в аспирантуре: к ранее открытым специальностям «Кино-, теле- и другие экранные искусства», «Экономика и управление народным хозяйством» с 2010 года добавились научные специальности «Эстетика» и «Теория и история культуры», открыта докторантура.

Важным звеном в формировании системы непрерывного образования является Центр дополнительного профессионального образования, позволяющий получить новую специальность лицам, уже имеющим высшее образование, и осуществляющий обучение по специализированным программам переподготовки и повышения квалификации, в том числе на основе договоров с организациями кинематографии и телевидения, такими как Киноконцерн «Мосфильм», «Первый канал» и др.

Откликаясь на потребности растущей экранной индустрии, университет не только расширяет спектр собственной специализации, но, как базовый вуз в области подготовки творческих кадров кино и телевидения, активно содействует становлению профессионального образования в общенациональном масштабе. Благодаря усилиям возглавляемого ВГИ-Ком Учебно-методического объединения вузов экранных искусств начата подготовка специалистов медиасферы в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Челябинске, Новосибирске, Екатеринбурге, Орле.

Основой учебно-воспитательной работы во ВГИКе является творческая мастерская. Личность мастера, его профессиональный авторитет, его стиль и педагогические приемы в решающей степени определяют качество вгиковского образования. Как и в предшествующие годы, состав руководителей творческих мастерских сегодня представлен ведущими мастерами искусств. В их числе народные артисты А.В. Баталов, В.Ю. Абдрашитов, Ю.Н. Арабов, В.И. Хотиненко, С.А. Соловьев, И.Ф. Масленников, В.В. Меньшов, С.В. Мирошниченко, А.Е. Учитель, В.И. Юсов, И.Н. Ясулович и др.

Специфика экранных искусств, где многопрофильная творческая деятельность неотъемлема от производственной и организаторской, требует воспитания у студентов разных специальностей навыков взаимодействия в процессе осуществления творческих проектов. Для получения опыта совместной творческо-производственной деятельности студенты всех факультетов принимают участие в создании съе-

Образование в пространстве культуры

мочных работ на Учебной киностудии университета.

Учебная киностудия ВГИК - единственный в нашей стране творческо-производственный комплекс, обеспечивающий полный цикл работ по производству учебных, курсовых, дипломных фильмов (игровых, документальных, анимационных, научно-популярных), по выполнению сценических постановок актерского и режиссерского факультетов. По объемам производства Учебная киностудия не уступает многим крупным фильмопроизводящим организациям России. Выполняя учебные и учебно-вспомогательные функции, она реализует важнейшую составляющую обучения специалистов кино и телевидения - творческо-производ-

ственную.

Проводимая в настоящее время при поддержке Правительства Российской Федерации масштабная модернизация материально-технической базы ВГИКа, открывает новые возможности совершенствования образования, достижения качественных и количественных показателей подготовки, отвечающих современным требованиям экранной индустрии. Уже сегодня Учебная киностудия ВГИКа оснащена на уровне лучших профессиональных студий России. Это позволяет осуществлять самые сложные по техническому воплощению проекты, дает возможность обучения практическим навыкам с использованием новейших технологий, используемых в аудиовизуальном производстве.

Введение в строй нового учебного корпуса (2012 г.), сняв проблему нехватки учебных площадей, создаст необходимые условия для расширения специализации ВГИКа и подготовки квалифицированных кадров востребованных специальностей и квалификаций (таких, как режиссер-супервайзер, режиссер те-

левизионного мультимедиа дизайна, режиссер цифровых блокбастеров, режиссер 3d-спецэффектов, 3d-супервайзер, режиссер веб- и гейм-проектов, 3d-моделлер, звукорежиссер мультимедиа и многих других), для реализации программ стажировки и повышения квалификации работников кино, телевидения, профильных образовательных учреждений России.

В целях дальнейшего развития профессионального образования, наращивания творческого и научного потенциала сферы экранных коммуникаций, в соответствии с решением Государственного совета по кинематографии Российской Федерации, возглавляе-

мого Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, ВГИК приступил к структурной реорганизации по созданию на своей базе федерального научно-образовательного центра. В настоящее время завершается процесс присоединения к университету Научно-исследовательского института киноискусства. Начата процедура объединения под эгидой ВГИКа Сергиево-Посадского киновидеотехнического колледжа, Ростовского-на-Дону техникума кино и телевидения, Иркутского техникума кино и телевидения, Советского кинотехникума (Калининградская область), что даст возможность наладить подготовку специалистов среднего звена для кинематографии и телевидения.

Оставаясь верным традициям, ВГИК последовательно формирует модель высшей школы в области художественной культуры, построенную на интеграции науки, образования, творчества и производства, которая даст возможность для реализации стратегических задач университета как инновационного центра развития отечественного экранного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.