Научная статья на тему 'Анализ рынка геодезической продукции Западной Сибири'

Анализ рынка геодезической продукции Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка геодезической продукции Западной Сибири»

УДК: 339.138:528(57)

С.Н. Буровцева

СГГ А, НТГиК, Новосибирск

АНАЛИЗ РЫНКА ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Целью данного исследования является анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке геодезической продукции специального назначения в Западно-Сибирском регионе, расчет количественных и качественных показателей, характеризующих уровень конкуренции.

Для проведения анализа рынка геодезической продукции были использованы материалы Западно-Сибирской территориальной инспекции государственного геодезического надзора (ЗС ТИГГН). Данная инспекция является территориальным органом управления Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта России и осуществляет государственный геодезический надзор за геодезической и

картографической деятельностью на территории Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской областей и Алтайского края.

Была использована методика, утвержденная МАП России №169 от 20. 12. 96. «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» [1], а также экономико-статистические методы анализа (индексный, графический, метод группировок), которые предусматривают определение структурных показателей путем обработки и изучения динамических рядов.

Процесс маркетингового исследования рынка геодезической продукции выполнен по следующим этапам:

- Выявление проблемы и формулирование целей исследования;

- Отбор источников информации;

- Сбор информации;

- Анализ собранной информации;

- Представление полученных результатов.

При проведении анализа ставилась задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.

Геодезическое производство в Западно-Сибирском регионе широко представлено геодезическими предприятиями Роскартографии, частными геодезическими предприятиями и геодезическими подразделениями организаций различных министерств и ведомств.

Рис. 1 показывает, что рынок работ специального назначения является конкурентным, растущим по числу участников. Ежегодно соискателям выдается более 60 лицензий. Рынок динамично развивается, привлекая всё новые

предприятия различных форм собственности, к 2004 году число лицензиатов увеличилось по сравнению с ситуацией 2002 г в 2 раза.

На рынке топографо-геодезических работ специального назначения при создании продукции действуют предприятия различных форм собственности: государственные, муниципальные и частные. Отдельной строкой выделены индивидуальные предприниматели (ИП). Структура предприятий, имеющих лицензию на осуществление геодезических работ, по формам собственности представлена на рис. 2.

Среди лицензиатов преобладают частные предприятия, доля которых составляет более 60 % и с каждым годом увеличивается. Также быстрыми темпами растет количество индивидуальных предпринимателей, занимающихся геодезической деятельностью. Их первое появление на данном рынке произошло в 2002 г. после введения в действие нового положения «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии», а к 2004 г. их доля возросла в 3 раза. А количество государственных предприятий, наоборот, уменьшается.

В современных условиях государственные геодезические предприятия выступают как рядовые участники рынка и вступают в конкурентную борьбу с организациями других форм собственности. Однако они имеют ряд неоспоримых преимуществ:

- Высокое качество выполнения работ, гарантируемое квалификацией персонала и наличием отдела технического контроля;

- Широкий спектр предоставляемых услуг: от геодезического

обоснования съемки до издания топографических планов и карт;

- Наличие современного оборудования и технологий, различных информационных баз данных.

ш

0

га

5

СО

1

о

ш

о

У

5

Ц

О

300

250

200

150

100

50

0

с! п : 5

: ^ рЛ 5

Алтайс

кий

край

Кемер

овская

обл.

Новос

ибирс

кая

Омска я обл.

Томск

ая

обл.

Итого

по

област

Н 2002

21

24

60

15

21

141

12003

46

36

85

20

32

219

□ 2004

51

50

104

31

46

282

Рис. 1. Количество лицензиатов в Западно-Сибирском регионе

Рис. 2. Структура исполнителей топографо-геодезических работ по формам

собственности

Емкость рынка топографо-геодезической продукции специального назначения определяется как объем топографо-геодезических работ специального назначения, выполненных в течение года всеми организациями на территории региона, выраженный в сметной стоимости работ на уровень цен 31 декабря текущего года.[2]

На основе анализа данных учета выполненных геодезических работ специального назначения определены емкости рынка в 2002, 2003, 2004 годах и динамика ее изменения. Результаты скорректированы дефляционными коэффициентами, представлены в сопоставимых ценах 2002 года. Емкость рынка за анализируемый период времени выросла в 2,8 раза (таблица 1).

Таблица 1. Динамика объемов геодезических работ за 2002 - 2004 годы

Объемы работ в сопоставимых ценах 2002 года (млн. рублей) Динамика объемов работ в сравнении с 2002 годом (%)

2002 2003 2004 2003 2004

43,026 46,459 95,872 107,98 222,82

Анализ заявок на выполнение работ показал, что основными потребителями геодезической продукции являются нефтяная и газовая промышленности, 60% - 80% работ финансируются за счет их средств (таблица 2). Наибольшим спросом пользуются инженерно-геодезические изыскания и крупномасштабные топографические съемки.

Таблица 2. Основные потребители геодезической продукции в ЗападноСибирском регионе (в % от общего объема заказов)

Отрасль хозяйства 2002 2003 2004

Нефтяная промышленность 46,94% 27,47% 59,82

Газовая промышленность 12,12% 49,02% 18.85

Землеустройство 20,80% 13,09% 5.99

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочие 20,14 10.42 15.34

Доля хозяйствующего субъекта - продавца на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.

В расчет доли на рынке включены все участники рынка. В зависимости от долей, занимаемых продавцами на данном товарном рынке, составлен их ранжированный перечень; проанализирована существенность разброса долей участия продавцов на товарном рынке; сделан вывод о равнозначности (равномерности) присутствия продавцов на товарном рынке (рис. 3).

К показателям рыночной концентрации относится: коэффициент

рыночной концентрации, который рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке.

В аналитической практике используются различные коэффициенты, и, в частности, Индекс Линда (Ь).

Индекс Линда определяет степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара и рассчитывается по формулам (2, 3):

1 K

L =..........х сумма Qi, (2)

К(К - 1) i=1

где К - число крупных продавцов (от 2 до N3;

Qi - отношение между средней долей рынка i продавцов и долей К - i продавцов;

i - число ведущих продавцов среди К крупных продавцов.

А Ак - А

01 = ---- : ---, (3)

i К - 1

где Ai - общая доля рынка, приходящаяся на i продавцов;

Ак - доля рынка, приходящаяся на К крупных продавцов.

Индекс Линда используется в качестве определителя «границы» олигополии следующим образом: рассчитывается Ь для К = 2, К = 3 и так далее до тех пор, пока Ь к+1 > L к, то есть не будет получено первое нарушение непрерывности показателя Ь. «Граница» считается установленной при достижении значения Ь к минимального значения по сравнению с Ь к+1.

В данном случае расчет был проведен до к = 10. Получены следующие показатели:

Индексы Линда 2002 2003 2004

L2 0,528 1,136 1,795

L3 0,414 0,771 1,430

L4 0,323 0,767 0,685

L5 0,263 0,674 0,582

L6 0,302 0,645 0,840

L7 - 0,577 -

L8 - 0,612 -

Нарушение непрерывности в2002 и в 2004 годах произошло при к = 6, в 2003 при к = 8, следовательно, олигополию образуют 5 первых хозяйствующих субъектов в 2002 и 2003, и 7 - в 2004. Характер олигополии -«расплывчатая».

2002 год

□ Сибземкадаст рсъемка, ФГУДП

□ Стройизыскан ия, ОАО

26% 17% гЧ □ Дальаэропрое кт, ГУДП ГПИГА

1 . <>% ■ АФТ, ООО

5%

11%^^^-13% 12% □ Пирс, ЗАО

□ ТомскТИСИЗ, ЗАО

□ прочие

2003 год

□ Сибземкадаст

рсъемка,

ФГУДП

□ ТомскТИСИЗ,

ЗАО

12%-, □ Омскгазводпр

о е Я т, О А О

6%-Л\ \ 40% □ АлтайНИИгип

7%Р7 к розем, ФГУП

14%^ ^ □ Кемеровогипр

17% озем, ФГУП

□ ВНИПИгаздоб

ыча, ДОАО

□ прочие

Рис. 3. Доли рынка основных участников

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Высокая концентрация рынка определяется совокупной долей трех или четырех крупнейших субъектов, и показывает, какое место, долю на данном рынке занимают более мелкие субъекты, есть ли предпосылки при

данной структуре рынка для противодействия более мелких субъектов рыночной силе крупнейших.

Проведенный анализ показывает, что региональный рынок геодезической продукции является умеренно концентрированным, развивающимся и нестабильным. В лидирующей группе участники ежегодно меняются: так лидирующая в 2002 и 2003 годах организация «Сибземкадастрсъемка» в 2004 году занимает лишь 13-ое место. Выводы основаны на анализе данных, характеризующих ситуацию за конкретный период времени (3 года), были подкреплены анализом динамики присутствия на рынке тех или иных продавцов.

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволяет более точно определить, к какому типу рыночных структур принадлежит рыночная структура изучаемого товарного рынка, и оценить степень развитости (или неразвитости) конкуренции на данном товарном рынке.

Мероприятия по развитию конкурентной среды для умеренно концентрированных рынков могут быть направлены на:

- Наблюдение за динамикой показателей концентрации. При усилении процесса концентрации необходима разработка мер по развитию конкуренции;

- Контроль за деятельностью субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. При необходимости - превентивные меры;

- Действия, направленные на ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

- Слияние хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц допускается, но при условии, что рыночный потенциал не увеличится;

- Пресечение недобросовестной конкуренции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», зарегистрированного в МЮ РФ 24 ноября 1995. № 981.

2. Буровцева, С.Н. К вопросу определения емкости рынка геодезических работ в строительстве // Архитектура и строительство Сибири. - 2003. - № 3 - 4. - С. 54 - 56.

© С.Н. Буровцева, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.