Научная статья на тему 'Методика оценки конкурентной среды отраслевых товарных рынков'

Методика оценки конкурентной среды отраслевых товарных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1439
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вингерт В.В.

Рассмотрено аналитическое обеспечение оценки конкурентной среды отраслевых товарных рынков, что обеспечит всестороннее понимание рынка и рыночной позиции хозяйствующих субъектов на нем, позволит определить эффективность их стратегических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF THE ESTIMATION OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT OF THE BRANCH COMMODITY MARKETS

It is given the consideration of analytical maintenance of studying of the competitive environment of the branch commodity markets that will provide all-round understanding of the market and a market position of managing subjects on it, will allow defining efficiency of their strategic decisions.

Текст научной работы на тему «Методика оценки конкурентной среды отраслевых товарных рынков»

разным подходом к формированию информации), так и между собой.

Мы считаем, что необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. Расширить по структуре и наполнению перечень официальной статистической информации, сопоставимой со сложившейся нормативно-правовой средой в экономике и бизнесе, включив в него:

- информацию о начислении, поступлении налоговых платежей в бюджеты всех уровней в разрезе отраслей (с указанием основных налогов), бюджетов, категорий плательщиков, которым предоставлены льготы; о налогооблагаемых базах по основным налогам в разрезе отраслей; задолженности по уплате налоговых платежей в разрезе отраслей;

-информацию о результатах выявления нарушений в области таможенного, лесного, валютного законодательства и т. д.

2. Для выявления реальных оборотов ВРП и совершенствования нормативно-правового регулирования региональной экономики разрабатывать декомпозированный сценарий определения теневого оборота с применением комбинации нескольких методов расчета, выявления узких мест и перепроверки полученных результатов.

Мы полагаем, что данные меры позволят повысить точность расчетов по определению масштабов нелегальной деятельности; получить более достоверные результаты, характеризующие состояние и динамику изменения теневой экономики; дать более реальную оценку произведенного в регионе валового продукта, что в конечном итоге, позволит принимать более обоснованные решения по формированию экономической и налоговой политики, в том числе и на уровне региона.

T. V. Zelenskaja, N. V. Nesterova

PROBLEMS OF APPLICATION OF THE METHODS OF ESTIMATION OF SHADOW CAPITAL AS INSTRUMENTS OF REGULATION OF REGIONAL ECONOMY

It is presented the short characteristic of the concepts of the shadow economy, description of the methods of the shadow capital's estimation, the results of application of certain methods for the estimation of the shadow capital in the separate spheres of industry of the Krasnoyarsk region and formulated the suggestions on perfection the formation of the informative base for determination of the scales of the shadow capital.

УДК 338.001.36

В. В. Вингерт

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ОТРАСЛЕВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Рассмотрено аналитическое обеспечение оценки конкурентной среды отраслевых товарных рынков, что обеспечит всестороннее понимание рынка и рыночной позиции хозяйствующих субъектов на нем, позволит определить эффективность их стратегических решений.

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция -главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор ее движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Конкуренция требует определенного, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявления конкуренции или даже сводит ее к нулю. Итогом является застой в экономике, снижение ее эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы ее проявления за последние десятилетия неизменно возросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, ее разрушительное

или, напротив, слабое проявление - четкий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии. Большинство современных рынков характеризуется как конкурентные. Отсюда вытекает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию.

В настоящий момент в научной и юридической литературе существует два общепринятых методологических подхода к проведению оценки конкурентной среды отраслевого товарного рынка. Первым из них является подход М. Портера, он более нацелен на общий анализ факторов конкурентной среды. Методология МАП изложенная в приказе ГКАП от 16.12.1996 г. № 169 является нормативным документам, используемым в работе УФАС РФ для оценки конкурентной среды отраслевых товарных рынков. Сравнительный анализ этих методологий, представленный в таблице, составлен по [1, 2, 3].

Таблица 1

Характеристика методологий исследования конкурентной среды отраслевого товарного рынка

Сущность методологии

Достоинства

Недостатки

Условия применения

й Л

в

р о

С

тв

о о с

Оценка степени подверженности рынка процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции, учитываются следующие группы факторов:

- соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов («центральный ринг») - ситуация в отрасли;

- конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями - влияние товаров-заменителей;

- угроза появления новых конкурентов -влияние потенциальных конкурентов;

- позиции поставщиков, их экономические возможности - влияние поставщиков;

- позиции потребителей, их экономические возможности - влияние покупателей. Каждый из факторов, характеризующих конкуренцию на рынке оценивается экспертами по балльной шкале с учетом их значимости (вес). Кроме того, на этапе анализа факторов конкуренции осуществляется прогноз развития конкуренции на рынке на основе прогнозных оценок изменения действия каждого из факторов_

Качественная информация о степени конкуренции на рынке отрасли и прогнозе ее изменения, полученная от экспертов, вполне достаточна для анализа ситуации в отрасли и тенденций ее изменения при разработке маркетинговой стратегии фирмы.

В качестве экспертов могут привлекаться менеджеры и ведущие специалисты предприятия

Субъективность оценки экспертов

Предлагаемая методика может быть использована при проведении маркетинговых исследований конкуренции на отраслевых рынках

т е

етв

о о с

Для оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках проводится расчетно-аналитическая работа по определению:

- продуктовых границ товарного рынка;

- субъектов товарного рынка (количества и состава продавцов и покупателей);

- географических границ товарного рынка;

- объема товарного ресурса рынка;

- доли хозяйствующего субъекта на рынке; -количественных показателей структуры товарного рынка

Всесторонняя и более полная оценка рынка и его состояния.

Наличие мелодических рекомендаций, официальных пояснений и четкой технологии проведения анализа конкурентной среды.

Наличие норм определяющих интенсивность конкурентной среды отраслевого товарного рынка

Сложность получения необходимой для анализа информации (коммерческая тайна). Безопеляционность полученных при анализе данных Использование двух коэффициентов интенсивности конкуренции с двусмысленной интерпретацией

При анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках;

При разработке программы мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки. При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства

Объективной основой для оценки конкурентной среды отраслевого рынка является положение хозяйствующего субъекта в отрасли либо на соответствующем товарном рынке, определяемое объемом товарных ресурсов предприятия. Следует отметить, что обе рассмотренные методологии оценки конкурентной среды отраслевого товарного рынка, в какой-то, степени являются схожими. В основе данных методологий лежит определение количества конкурентов, их доли, барьеров, потребителей, другими словами, оценка тенденции развития данного рынка. Такая ситуация является следствием того, что все элементы любого рынка в целом и конкурентной среды в частности не являются изолированными друг от друга. Их совокупное действие, проявляющееся в конкретных рыночных ситуациях, трудно расчленить на отдельные составляющие, что вызывает определенные сложности при оценке взаимодействия данных элементов.

При этом негативной составляющей методологии, предложенной М. Портером, является субъективность экспертной методики, на которой и строится оценка

сил, влияющих на конкурентную среду отраслевого товарного рынка. Методология УФАС РФ более конкретна и одновременно с качественной оценкой рынка, осуществляется расчет количественных показателей интенсивности конкуренции на рынке. Узким местом данной методологии является ее некоторая оторванность от современной экономики. Так, с 1996 г. данная методология не была пересмотрена, в связи с этим она не позволяет учитывать современные формы развития торговли. В основе количественной оценки конкурентной среды лежит расчет всего двух коэффициентов, которые достаточно грубо оценивают ситуацию на рынке и могут показывать разнонаправлен-ность в оценки степени монополизации рынка.

Так СЯ-4 представляет собой общую долю четырех первых предприятий рынка, реализующих максимальные объемы продукции на рассматриваемом рынке. Использование в его расчете долей участия фирм устраняет влияние общего укрупнения производства. При этом также не снижаются помехи, вызванные ростом цен: чаще всего такой рост происходит во всей отрас-

ли, и тогда при расчете он элиминируется; если же быстрее растут цены ведущих компаний, то можно предполагать, что это связано с использованием ими своего исключительного положения, тогда повышение СЯ-коэффициента не будет существенно искажать реального состояния конкуренции.

Другим известным подходом, частично лишенным этого недостатка и применяемым в оценках, проводимых ГКАП РФ, является оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов - индекса Херфиндала. Данный индекс не учитывает ранг предприятия и, следовательно, его применение может быть неоднозначным. В этой связи рядом исследователей предлагается проводить дополнительную оценку экономической концентрации по различным коэффициентам, позволяющим с разных позиций судить об уровне развития конкуренции.

Отмеченные недостатки устраняются расчетом других коэффициентов:

- индекса Розенблюта, который рассчитывается с учетом порядкового номера предприятия, полученного на основе ранжирования долей от максимума к минимуму;

- показателя энтропии, характеризующего степень беспорядка и неуверенности на рынке. Коэффициент достигает своего максимального значения, если все фирмы будут одинаково представлены на рынке. Его исключительное преимущество в возможности декомпозиции - измерении энтропии внутри групп отрасли и между ними;

- индекса А. В. Барышевой, разработанного на основе оценки концентрации производства и учитывающего долю крупнейших предприятий в их общем числе. Данный коэффициент является показателем относительной концентрации, так как «речь идет не об абсолютных размерах производства на предприятии, а о том, насколько сосредоточено производство определенного товара на крупнейших предприятиях».

Коэффициенты территориальной концентрации тесно связаны с показателем локализации. В промышленности индексы локализации следует рассчитывать, исходя из числа работников, занятых в отдельной отрасли, и общего числа занятых во всей обрабатывающей промышленности по краю или региону и в целом по стране.

Для уточнения неравенства между лидирующими на рынке продавцами или производителями можно использовать индекс Линда, который определяет возможные границы олигополии.

Некоторыми отечественными экономистами в дополнение к индексу Линда предлагается рассчитывать степень неравномерности распределения долей между участниками отраслевого рынка, которая определяется показателем неравнозначности конкурентов.

Использование дополнительных коэффициентов позволит получить более качественную оценку конкурентной среды отраслевого товарного рыка и поможет избежать противоречий между их интерпретацией.

Данные инструменты оценки конкурентной среды должны использоваться в комплексе и позволяют произвести достаточно полную оценку степени моно-

полизации или интенсивности конкуренции на отраслевом рынке.

Таким образом, целесообразно применять комплексный подход к оценки конкурентной среды отраслевого товарного рынка, который должен включает достоинства рассмотренных методологий и позволит избежать рассмотренных недостатков. Таким образом, для оценки конкурентной среды отраслевого товарного рынка можно предложить следующую комплексную методику, представленную на рисунке.

Предлагаемая методика содержит 13 последовательных этапов:

1. Определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товарной группы, т. е. группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок и в дальнейшем будет подвергнут анализу.

2. Определение товарной группы должно проходить ряд следующих этапов: классификаторов продукции, услуг, видов деятельности; определение взаимозаменяемости по производству; определение взаимозаменяемости по потреблению.

3. Определение географических границ рынка. Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

4. Определение состава продавцов и покупателей. На данном этапе происходит выявление всех продавцов, функционирующих на товарном рынке, поле деятельности которых входит в определенные продуктовые границы. Также осуществляется выявление групп покупателей, приобретающих товар у конкретных продавцов. При этом критерием выявления покупателей является тот факт, что каждый из покупателей выделенной группы может приобрести товар у любого из продавцов, реализующих товар на определенном товарном рынке.

5. Определение распределения долей между хозяйствующими субъектами рынка, поставляющими продукцию на рынок. Определение доли, занимаемой на рынке, возможно несколькими способами в зависимости от вида доступной информации: по объему реализации; реальной емкости рынка или реализованной на рынке продукции; частоте встреч.

6. Оценка интенсивности конкуренции в отрасли. На данном этапе производится оценка количественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, к ним относят:

1) численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;

2) доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

3) показатели рыночной концентрации:

- четырехдольный показатель концентрации;

- индекс Грфенделя-Гершмана;

- индекс Розенболюта;

- коэффициент относительной концентрации рынка;

- коэффициент энтропии и др.

Комплексная методика оценки конкурентной среды

7. Выявление тенденций развития конкурентной среды. На данном этапе производится оценка дальнейшего развития рынка на основе динамических изменений интенсивности конкуренции в отрасли. Оценка развития производится минимум за три временных периода анализа.

8. Оценка открытости рынка для межрегиональной торговли. Здесь оценивается возможность входа на товарный рынок продавцов из других регионов, что существенно снижает рыночную концентрацию, сокращает долю, занимаемую на рынке местными (отечественными) продавцами. Напротив, слабая включенность рынка в межрегиональный обмен усиливает концентрацию на рынке и увеличивает долю, занимаемую на нем местными (отечественными) продавцами, со всеми вытекающими отсюда последствиями для покупателей. Ориентировочно степень открытости рынка для участия в межрегиональной торговле можно оценить по доле ввезенной продукции в общем, объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке.

9. Выявление барьеров входа на рынок. Анализ барьеров предлагается осуществлять на основе экспертного опроса и матрицы сопряженности качественных показателей конкурентной среды рынка.

На данном этапе оцениваются следующие виды барьеров:

- экономические и организационные ограничения;

- административные ограничения;

- неразвитость рыночной инфраструктуры;

- влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке;

- стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов;

- барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат;

- ограничения по спросу;

- барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок и др.

Перечень факторов, анализируемых в процессе выявления барьеров входа на товарный рынок, может быть шире (или уже) перечисленного, отличаться от него, в связи с отраслевыми и региональными особенностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Оценка неравнозначности конкурентов и определение границ олигополии. Задачи этого этапа решаются по средством расчета двух коэффициентов: ПНК (показатель неравнозначности конкурентов); индекса Линда.

11. Оценка рыночного потенциала хозяйствующих субъектов. При наличии неблагоприятных структурных предпосылок для развития конкуренции на товарных рынках необходимо проанализировать поведение хозяйствующих субъектов, занимающих наибольшую долю на рынке, по отношению к своим конкурентам, что позволит выявить наличие (отсутствие) у них рыночного потенциала.

12. Построение конкурентной карты рынка (с динамическим прогнозом). Здесь осуществляется расчет конкурентной карты рынка, при этом должны рассматриваться динамические изменения конкурентной карты за ряд лет (три года).

Конкурентная карта позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке и выявить маркетинговые задачи по положению фирмы в каждой ячейке матрицы, установить текущих и перспективных конкурентов, наметить рекомендации по выбору стратегии конкуренции.

13. Итоговая оценка состояния конкурентной среды. Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволяет более точно определить, какому типу рыночных структур принадлежит рынок изучаемого товара, и оценить степень развитости (или неразвитости) конкуренции на данном рынке.

Таким образом, следует отметить, что предложенная методика оценки конкурсной среды рынка является комплексом, объединяющим две рассмотренные методологии и большого числа разрозненных коэффициентов, характеризующих концентрацию на рынке. Положительным моментом методики можно отметить возможность проводить анализ на разных стадиях воспроизводственного цикла, включая всех субъектов рынка, участвующих в обращении изучаемого товара. Также немаловажным является возможность проведение не только количественной оценки изменений в конкурентной среде отраслевого товарного рынка, но и проведение качественной оценки его развития, определение входных барьеров и перспектив различных конкурентов в ближайшей перспективе. Однако следует отметить и тот факт, что эта методика является информационно емкой, при этом помимо положительного момента (более точные значения характеристик рынка) существует и отрицательный момент, выражающейся в сложности получения необходимой информации и необходимости для оперативного анализа формировать базу данных за промежуток лет (3-5 лет).

Применение данной методики актуально для хозяйствующих субъектов рынка, как система, которая позволит понять собственную позицию на рынке и сформировать стратегию деятельности компании с учетом силы своих конкурентов. Применение данной методики в рамках работы УФАС РФ позволит более тонко чувствовать конкурентную среду отраслевого товарного рынка и более корректно принимать решения относительно элементов государственного регулирования ее состояния.

Библиографический список

1. Российская Федерация. МАП. Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках: приказ МАП РФ от 11 марта 1999 г. № 71 // Рос. газ. 1999. 12 марта

2. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фир- 3. Шкардун, В. Д. Методика исследования конку-мы / Г. Л. Азоев. М. : ОАО «Типография «Новости», ренции на рынке / В. Д. Шкардун // Маркетинг в Рос-2004. 253 с. сии и за рубежом. 2006. № 4. С. 45-54.

V. V. Vingert

TECHNIQUE OF THE ESTIMATION OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT OF THE BRANCH COMMODITY MARKETS

It is given the consideration of analytical maintenance of studying of the competitive environment of the branch commodity markets that will provide all-round understanding of the market and a market position of managing subjects on it, will allow defining efficiency of their strategic decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.