Научная статья на тему 'Анализ барьеров входа на товарные рынки Волгоградской области'

Анализ барьеров входа на товарные рынки Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3159
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЬЕРЫ ВХОДА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И НЕСТРАТЕГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антосик Л.В.

Представлены альтернативные классификации барьеров входа на товарные рынки, рассмотрены ключевые факторы, препятствующие выходу предприятий на рынки Волгоградской области. Оценка состояния конкуренции на товарных рынках области позволяет сделать вывод о том, что ключевыми ограничениями на региональном уровне являются административные и экономические барьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антосик Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ барьеров входа на товарные рынки Волгоградской области»

9 (192) - 2011

ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ

УДК 332.1(470.45)

АНАЛИЗ БАРЬЕРОВ ВХОДА

НАТОВАРНЫЕ РЫНКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Л. В. АНТОСИК, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики E-mail. ru:antosik_lv@mail.ru Волгоградский государственный университет

Представлены альтернативные классификации барьеров входа на товарные рынки, рассмотрены ключевые факторы, препятствующие выходу предприятий на рынки Волгоградской области. Оценка состояния конкуренции на товарных рынках области позволяет сделать вывод о том, что ключевыми ограничениями на региональном уровне являются административные и экономические барьеры.

Ключевые слова: барьеры входа, технологические, поведенческие, стратегические и нестратегические барьеры, экономические и административные ограничения.

Одним из способов ограничения конкуренции на современном этапе является создание барьеров входа на товарные рынки. Входные барьеры могут быть обусловлены, с одной стороны, объективными обстоятельствами (отраслевыми особенностями), а с другой — поведением экономических агентов. Субъектами, ограничивающими конкуренцию, являются как сами хозяйствующие субъекты (как правило, предприятия, занимающие доминирующее положение нарынке), так и государство.

Исследования входа в отрасль или на рынок получили заметное развитие со времен зарождения теории отраслевых рынков как самостоятельной экономической отрасли. Барьеры входа и выхода — рыночные инструменты, препятствующие, затрудняющие проникновение на рынок новых участников и выход из него действующих [8—10].

Классическое исследование барьеров входа принадлежит Дж. Бейну. Он определил барьеры входа в широком контексте как факторы, представляющие возможность фирмам в отрасли получать положительную прибыль в длительном периоде, не вызывая приток новых фирм и расширения предложения [19]. Представители неоинституциональной теории (Г. Демсец, О. Уильямсон) отмечали, что барьеры связаны с любыми дополнительными затратами, которые новый участник должен понести в связи с регулированием рынка (сертификаты, лицензии), это создает асимметричность положения укоренившейся и входящей фирмы [2].

Согласно классификации, предложенной М. Бейном, рынки делятся на четыре типа по возможностям входа на эти рынки.

1. Блокированный вход. Новички отказываются от входа на рынок, поскольку издержки входа выше ожидаемой прибыли. Существующие фирмы могут не заботиться о входе новичков и разрабатывать свою стратегию в расчете на постоянных участников такого взаимодействия.

2. Удерживаемый вход. Существующие фирмы сознательно проводят такую политику, которая не позволяет вход новых фирм в отрасль.

3. Предоставляемый вход. Издержки входа в отрасль невысоки, поэтому стратегическое ограничение входа требует столь низкой цены (высоких объемов производства) от укоренившегося продавца, что ог-

раничение входа становится для него невыгодным. В этом случае фирмы, участвующие на рынке, находят более выгодным назначать цены, осуществлять продажи, не заботясь о входе новичков.

4. Свободный вход. У продавцов на таком рынке нет издержек входа, поэтому укоренившиеся участники просто неспособны ограничить вход на рынок. Такая форма в основном соответствует рынку совершенной конкуренции и редко встречается на практике.

По мнению американского ученого М. Манна [20], именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных затрат и получать положительную экономическую прибыль не только в коротком, но и в длительном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм.

Итак, вход новых фирм существенно влияет на развитие отрасли. Во-первых, новички выполняют функцию уравновешивания рынка. После их появления обостряется конкуренция уровня прибыльности и цен. Во-вторых, вход новичков рассматривается как фактор технологических изменений в отрасли. Опасность появления новых игроков стимулирует укоренившиеся фирмы искать новые продукты и разрабатывать новые технологии. Снижение барьеров является элементом конкурентной политики государства и рассматривается как одна из важнейших задач.

Исходя из природы и характеристик рассматриваемых барьеров входа, их можно разделить на две группы в зависимости от того, задаются ли они технологическими либо поведенческими параметрами [1]. Выделяется группа структурно-технологических барьеров, значимость которых определяется свойствами и параметрами используемой в соответствующих отраслях технологии. Напротив, поведенческие барьеры возникают в силу взаимодействия экономических агентов, как следствие их рыночного поведения.

Структуру барьеров, с которыми сталкивается фирма-новичок, можно также разделить на нестратегические и стратегические [И].

Нестратегические барьеры выступают для фирм как внешняя данность, порождаются объективными характеристиками отраслевого рынка и связаны с технологией производства, характером предпочтения потребителей, динамикой и спросом иностранной конкуренции:

Под стратегическими понимаются барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм:

1) ценовые барьеры — ценообразование, ограничивающее вход;

2) неценовые барьеры, например, дополнительные инвестиции в оборудование, дифференциация продукта;

3) вертикальная интеграция, которая предполагает, что фирма, действовавшая на данном рынке, является собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция ресурсов), либо поздних его стадий (интеграция конечного продукта);

4) диверсификация, отражающая распределение выпуска фирмы между различными рынками;

5) долгосрочные контракты с третьими лицами, когда фирма заключает долгосрочные контракты о сотрудничестве с поставщиками ресурсов, с потребителями товара либо с работниками отрасли. При этом новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурсов или рынок сбыта, тем самым создаются эффективные барьеры входа [3].

В практике российского антимонопольного регулирования барьеры входа на товарный рынок классифицируютследующим образом [17]:

а) экономические ограничения, в том числе:

• необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

• ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

• издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

• издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации;

• транспортные ограничения;

• отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено;

• наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства;

• преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

• условия лицензирования отдельных видов деятельности;

• квотирование;

• ограничения ввоза-вывоза товаров;

• требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;

• предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

• препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

• условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

• экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

• стандарты и предъявляемые к качеству требования;

в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:

• инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка;

• увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным покупателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов;

• проведение интенсивных рекламных кампаний;

г) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, и др.

Барьеры входа на отраслевые рынки Волгоградской области включают: экономические барьеры; административные барьеры; барьеры, обусловленные стратегией поведения действующих хозяйствующих субъектов, а также наличие верти-

кально интегрированных структур и другие барьеры согласно классификации, принятой Федеральной антимонопольной службой РФ.

Охарактеризуем барьеры входа на некоторые рынки в сферах электроэнергетики и топливно-энергетического комплекса (ТЭК), связи, розничной торговли, строительства и социальной сфере.

Сфера электроэнергетики и ТЭК. Розничный рынок электрической энергии в целом по Волгоградской области является рынком с высоким уровнем концентрации, с неразвитой конкуренцией. Барьеры входа в эту отрасль достаточно высоки. К экономическим барьерам можно отнести:

• необходимость соблюдения требований, в соответствии с которыми при переходе на обслуживание от гарантирующего поставщика к иной энергосбытовой организации потребитель обязан возместить убытки гарантирующего поставщика, в связи с чем маловероятно перезаключение договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках;

• высокую стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электроэнергии;

• несвоевременную оплату потребителями покупаемой электроэнергии;

• наличие проблемы бездоговорного или безучетного потребления электроэнергии;

• необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности и т. д.

В данной отрасли существует также ряд административных барьеров. Например, в 2007г. Правительство Российской Федерации приняло требование, согласно которому первый очередной конкурс на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика по каждой определенной в установленном порядке зоне деятельности гарантирующего поставщика проводится не ранее 2010г. [18].

Похожая ситуация наблюдается и на оптовом рынке электроэнергии. Уровень концентрации на этом рынке высок, однако отмечается рост производителей. К барьерам входа на рассматриваемый рынок относятся экономические ограничения, в числе которых:

• необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

• издержки выхода с рынка, включающие инвес -

тиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

• наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства).

К административным ограничениям входа на данный рынок относятся:

• необходимостьполучениялицензий;

• экологические ограничения;

• трудности в получении земельных участков;

• получение статуса субъекта оптового рынка [14].

Рынок нефтепродуктов в Волгоградской области характеризуется как насыщенный: в области в целом нет дефицита автозаправочных станций, их месторасположение удобно для потребителей. В среднем на одну АЗС приходится 1 663,3 единиц зарегистрированного транспорта.

Характерной особенностью рынка нефтепродуктов по этому региону является наличие вертикально интегрированного хозяйствующего субъекта (ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработ-ка»). Рассматриваемый товарный рынок является высококонцентрированным рынком с неразвитой конкуренцией. ООО «ЛУКОЙЛ-НВНП» может действовать на рынке нефтепродуктов независимо от конкурентов, что дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке (цену, объемы реализации). Вследствие данной особенности рынка нефтепродуктов Волгоградской области выделяются следующие экономические барьеры входа в отрасль:

• невозможность оптовых закупок нефтепродуктов независимой от собственника завода-производителя организацией по отпускным ценам заводов-производителей;

• риск дефицита топлива для обеспечения АЗС независимых от вертикально интегрированной нефтяной компании розничных продавцов. Более высокие транспортные расходы независимых от ЛУКОЙЛа хозяйствующих субъектов на поставку нефтепродуктов из соседних регионов приводят к удорожанию товара;

• наличие на рынке ценового лидера.

В числе административных барьеров данной отрасли ее участники указывают на факты лоббирования органами власти интересов ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» [16].

Социальная сфера. Рынок управления многоквартирными домами имеет разные уровни концентрации в разных регионах Волгоградской области. Так, для г. Волгограда он является низкоконцентрированным, для г. Камышина — высококонцентрированным, а для г. Волжского имеет умеренный уровень концентрации.

Основными барьерами входа для этой отрасли являются:

• сложность и многоэтапность процедуры выбора способа управления многоквартирными домами, определенной законодательством;

• отсутствие полной информированности населения о необходимости выбора и способах управления, а также достаточного уровня юридической грамотности собственников помещений в многоквартирныхдомах [15]. Другой рынок социальной сферы —рынок похоронных услуг является высококонцентрированным по всей Волгоградской области. Входу на данный рынок препятствуют сложности в получении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела. Среди других барьеров указываются отсутствие или плохое состояние материально-технической базы (в том числе транспорта) и недостаточная обеспеченность местами захоронения [6].

Рынок розничной торговли лекарственными средствами в общем по Волгоградской области является среднеконцентрированным.

Самым важным административным барьером для аптечной отрасли являются трудности при получении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Во-первых, существует проблема наличия у индивидуального предпринимателя — соискателя лицензии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста. Это установлено постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 как обязательное лицензионное условие. Во-вторых, необходимо предоставление договора аренды помещения для получения лицензии на розничную торговлю, а значит, нужно оплачивать арендную плату, в то время как предпринимательская деятельность еще не ведется, что увеличивает затраты входа на рынок.

В сфере розничной торговли лекарственными средствами по Волгоградской области административными барьерами являются действия местной администрации по созданию благоприятствующих условий для муниципальных предприятий, а также протекционизм в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе крупных аптечных сетей. Так, имеются случаи, когда условия кон-

курсного отбора поставщиков фармацевтических средств для муниципальных нужд формируются с нарушениями.

Важнейшими экономическими барьерами в этой отрасли являются:

• низкая платежеспособность населения, особенно в сельской местности, сочетающаяся с постоянным ростом цен на лекарственные средства;

• проблемы с помещениями для торговли, в том числе: высокие капитальные затраты на приобретение помещений в собственность, длительный процесс перевода жилого помещения в нежилое, высокий уровень арендной платы, нестабильность арендных отношений;

• преимущества действующих на рынке хозяйствующих субъектов, в том числе аптечных сетей перед потенциальными участниками рынка.

Среди других барьеров выделяется недостаточное количество квалифицированных специалистов — провизоров и фармацевтов, особенно в сельской местности [7].

Связь. Рынок предоставления услуг доступа к сети Интернет в Волгоградской области является среднеконцентрированным. При этом более 50 % компаний осуществляют свою деятельность в областных центрах. Таким образом, конкуренция на остальной территории Волгоградской области значительно ниже, а значит, и выше уровень концентрации.

Административными барьерами в отрасли предоставления услуг доступа к сети Интернет являются:

• длительные сроки получения разрешений на использование радиочастот (срок согласования может составить около 3 лет);

• процедуры по согласованию размещения средств связи на земельных участках, на (в) зданиях, сооружениях; получение разрешительных документов на строительство линейно-кабельных сооружений. Экономическим барьером на данном рынке

является высокий уровень первоначальных затрат [13].

На розничных рынках продовольственных товаров действуют как мелкие розничные продавцы, так и целые торговые сети. Однако этот рынок в Волгоградской области можно считать рынком низкоконцентрированным.

Административные барьеры для отрасли связаны с получением земельного участка для строи-

тельства (расширения) торговой точки, получением готовых объектов недвижимости, пригодных для организации торговой деятельности, в собственность или аренду.

Экономические барьеры: высокая арендная плата, недостаток свободных денежных средств, сложности в получении кредита, высокая конкуренция, высокий уровень налогов [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство. Рынок железобетонных изделий представлен в Волгоградской области 10 крупными и средними предприятиями. При этом почти все они специализируются на разных видах продукции. Для этой отрасли характерен высокий уровень концентрации. Самым серьезным барьером для входа является высокая стоимость первоначальных затрат [5].

Последнее обстоятельство актуально и для рынка строительного кирпича. В Волгоградской области этот рынок умеренно концентрированный. Другими немаловажными барьерами для входа в эту отрасль являются:

• рост тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (электро- и газоснабжение, горючее и смазочные материалы);

• сезонность потребления продукции;

• ограниченность ресурсов: несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, апроведение геологоразведочных работи освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышаетриски вложений;

• существуют также административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения; на оформление разрешительных документов уходит до 3 лет. Кроме того, сказывается отсутствие действенного механизма конкурсного получения соответствующих лицензий;

• экологические и санитарно-эпидемиологические ограничения, которые должны соблюдать производители кирпича;

• условия, связанные с сертификацией деятельности согласно ГОСТ [12].

Рынок цемента на территории Волгоградской области также является умеренно концентрированным. Как и на других рынках в сфере промышленности и строительства, имеет место барьер, связанный со значительным размером первоначального капитала. Другие барьеры для входа:

• наличие на рынке хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение и имеющего возможность определять общие ус-

ловия обращения товара на соответствующем рынке;

• транспортные расходы — потребители стремятся снизить транспортные расходы и приобретают цемент у наиболее близко расположенных предприятий-производителей;

• высокий рост цен на энергоносители, транспортные услуги, составляющие в совокупности до 50 % затрат в себестоимости продукции. Таким образом, некоторые барьеры входа характерны сразу для нескольких отраслей. В группе экономических барьеров важным ограничением являются высокие начальные затраты при длительных сроках восполнения этих затрат. Подобные барьеры встречаются как в строительной сфере (рынки бетона, кирпича, железобетонных изделий), так и в сферах связи (рынок предоставления услугдоступакИнтернету) и энергообеспечения.

Анализируя административные барьеры, можно отметить проблему получения лицензии (оптовый рынок электрической энергии, рынок розничной торговли лекарственными средствами, рынок строительного кирпича). Понятно, что эта мера в большинстве случаев является необходимой для контроля качества продукции и услуг, оказываемых предприятиями. Однако, согласно исследованиям, часто отмечаются необоснованно длительные сроки и дополнительные препятствия при получении документов (рынок похоронных услуг).

Среди других входных барьеров можно отметить наличие вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов. Кроме того, на большинстве рассмотренных рынков существует фирма, или группа фирм, занимающих доминирующее положение на рынке, что препятствует вхождению в отрасль новичков (сферы электроэнергетики и строительства).

Итак, развитие конкурентной среды на отраслевых рынках Волгоградской области сдерживается не только объективными обстоятельствами (например, необходимостью высоких первоначальных затрат), но и действиями государства и доминирующих хозяйствующих субъектов.

Список литературы

1. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: учебник. М.: Магистр, 1998. 320 с.

2. Авдашева С. Б., Шаститко А. Е., Калмычкова E.H. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта // Экономический журнал ВШЭ. 2007. № 4. С. 562-610.

3. АлиевШ. И. Анализ нестратегических барьеров входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов // Проблемы современной экономики. 2008. № 4. С. 205-209.

4. Аналитический отчет по результатам анализа и оценки конкурентной среды на розничных рынках продовольственных товаров, 2009. По материалам УФАС по Волгоградской области. URL: http:// volgograd.fas.gov. ru.

5. Анализ рынка железобетонных изделий, 2008. URL: http://volgograd. fas. gov. ru.

6. Анализ рынка похоронных услуг, 2008 / Материалы УФАС по Волгоградской области. URL: http:// volgograd.fas.gov. ru.

7. Анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами / Материалы УФАС по Волгоградской области. URL: http://volgograd.fas.gov.ru.

8. Доклад о состоянии конкуренции на рынке авиаперевозок государств — участников CHL, Межгосударственный совет по антимонопольной политике, 2008. URL: http://www.fas.gov. ru.

9. Лукьянов С. А. Оценка значимости отраслевых входных барьеров как инструмента ограничения конкуренции // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 194-197.

10. Райзберг Б. А. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

11. Рой Л. В., Третьяк В. П. Анализ отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 2008. 442 с.

12. Обзор рынка строительного кирпича, 2008. URL: http://volgograd.fas.gov.ru.

13. Обзор рынка услуг по предоставлению доступа к сети Интернет, 2007. URL: http://volgograd.fas.gov.ru.

14. Обзор состояния конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности 2009. URL: http://volgograd.fas.gov.ru.

15. Обзор ФАС России состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах, 2008 / Материалы УФАС по Волгоградской области. URL: http://volgograd.fas.gov.ru.

16. Отчет по анализу розничного рынка автомобильного бензина марки АИ-92 города Волгограда, 2008 / Материалы УФАС по Волгоградской области. URL: http://volgograd.fas.gov.ru.

17. Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках: приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220. URL: http://www.fas.gov.ru.

18. Результаты анализа розничных рынков электрической энергии, 2009. URL: http://volgograd.fas.gov.ru.

19. Bain J. Barriers to New Competition. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1956.

20. Mann, M. Seller concentration, barriers to entry and rate of return in thirty industries, 1950—1960 // Rev. Econ. Statist. 1966. Vol. 48. P. 300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.