Научная статья на тему 'Нестратегические барьеры входа, связанные с фундаментальными условиями функционирования фармацевтической отрасли в России'

Нестратегические барьеры входа, связанные с фундаментальными условиями функционирования фармацевтической отрасли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1136
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЬЕРЫ ВХОДА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / СТЕПЕНЬ МОНОПОЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотов Алексей Валентинович, Чеховская Ирина Александровна

Делается попытка проанализировать степень монополизации фармацевтического рынка России при помощи расчета ряда индексов, а также анализируется влияние нестратегических барьеров входа на рынок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нестратегические барьеры входа, связанные с фундаментальными условиями функционирования фармацевтической отрасли в России»

2. Заруба Н. А. Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления. «Профессиональное образование в России и за рубежом». №2, 2012. С.75-79.

3. Олдхэм Д. Культура организации.- М., 1991, с. 42 -43.

4. Экономика, проектный менеджмент, образование, юриспруденция, экология, медицина, социология, философия, филология, психология, техника, математика: состояние и перспективы развития//Сборник научных статей по итогам международной заочной научно-практической конференции. 4-5 июля 2013 г. С-П. - 146 с.

НЕСТРАТЕГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА, СВЯЗАННЫЕ С ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

В РОССИИ Зотов Алексей Валентинович, магистрант Чеховская Ирина Александровна, к.э.н., доцент Волгоградский государственный технический университет

Делается попытка проанализировать степень монополизации фармацевтического рынка России при помощи расчета ряда индексов, а также анализируется влияние нестратегических барьеров входа на рынок

Ключевые слова: Барьеры входа, фармацевтический рынок, степень монополизации

Отраслевые барьеры входа - это совокупность экономических, технологических, институциональных условий и параметров, с одной стороны, позволяющих существующим фирмам в отрасли в долгосрочном периоде устанавливать цены выше минимальных средних издержек производства и доводить свой продукт до потребителя без стимулирования потенциальных конкурентов к входу на рынок, а с другой стороны, препятствующих потенциальным «новичкам» отрасли получить прибыль в таком же объеме, в каком ее получают укоренившиеся фирмы до входа. Согласно классификации отраслей в зависимости от высоты барьеров входа Д. Бэйна фармацевтическую отрасль можно отнести к отраслям с эффективными барьерами, то есть барьеры существуют, однако в долгосрочном периоде определенная часть игроков все же может прийти в отрасль.

Фармацевтическую отрасль целесообразно рассматривать в разрезе подотраслей: производство фармацевтической продукции, дистрибуция и розничная торговля.

Нестратегическими в данном случае предлагается считать барьеры, создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимыми от деятельности компаний или слабо поддающимися их воздействию.

Одним из барьеров является емкость рынка (ограничения спроса).

Несмотря на то, что фармацевтический рынок РФ является, по словам министра здравоохранения В.Скворцовой, седьмым по величине в мире, нужно отметить, что в целом темпы роста данного рынка существенно замедлились. Безусловно, двузначные темпы роста прошлых лет имеют в качестве предпосылок и эффект низкой базы, и возросшую покупательскую способность времен высоких нефтяных цен, когда реальные располагаемые доходы граждан росли темпами опережающими производительность труда.

Однако на сегодняшний день рынок растет фактически лишь на размер инфляции ежегодно. Таким образом, можно сказать о том, что в ближайшее время какого-либо внушительного роста ожидать не следует, поскольку в ситуации снижения покупательной способности граждан государство как основной донатор драйверов роста раз за разом откладывает по настоящему серьезное решении о вводе в действие программы лекарственного возмещения.

В свое время значительный рост рынка обеспечило введение в действие программы дополнительного лекарственного обеспечения. Сегодня же в рамках программ импортозамещения и локализации фармацевтических производств можно ожидать скорее внутренней перестройки структуры рынка и ее смещение в сторону отечественных препаратов. Это лучше всего проявляется на примере рынка инсулинов, где отечественные препараты за последние годы уже значительно увеличили свою долю.

Что касается барьеров капитальных затрат или объемов первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок (оптимальный экономический размер предприятия), то самым низким является барьер входа на розничный рынок, а наиболее высоким - барьер на пути в производственный сектор.

Ярким примером этому утверждению является термин «big pharma», при упоминании которого представляются исполины мировой фармацевтической индустрии, для которых фактически открыт путь на фармацевтический рынок любого государства, поскольку финансовая и научная мощь этих компаний позволяет им перешагивать барьеры, которые для остальных игроков рынка могут показаться неприступными. Красноречивым примером легкости преодоления барьера входа на российский рынок является приобретение одного из лучших фармацевтических производственных активов в России ОАО «Верофарм» компанией Abbott.

О барьерах, основанных на преимуществе (абсолютном или относительном) в уровне затрат можно получить представление, если анализировать ситуацию на рынке фармацевтической дистрибуции. Абсолютные преимущества означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена на всем своем протяжении ниже функции издержек потенциальных конкурентов

(дешевые источники сырья, налаженные связи с поставщиками, прошлые инновации, опыт). Относительные преимущества в издержках возникают за счет производства уже функционирующими в отрасли фирмами большего объема выпуска, нежели может освоить потенциальный конкурент (возрастающая отдача от масштаба).

В то же время примером высоты данного барьера является крах и выход из отрасли путем последующей продажи российского подразделения финской компании Огю1а-КБ, которое так и не смогло выйти в прибыль в высококонцентрированном и низкомаржинальном секторе дистрибуции.

Особое внимание из-за специфичности и высокой социальной значимости товаров следует уделить административным барьерам, к которым относятся

лицензирование деятельности;

порядок регистрации новых предприятий (стандартизация по ОМР);

система госконтроля над ценами

наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями;

экологические нормы;

ограничения на использование земель;

Также следует обратить внимание на материальную базу инфраструктуры фармацевтического рынка, прежде всего, логистические и транспортные составляющие рынка. Учитывая географические особенности России, затраты на логистику играют большую роль в эффективности деятельности любого предприятия.

Основываясь на подходе чикагской школы высокий уровень концентрации следует считать результатом высокой эффективности производства доминирующих компаний. Основные крупные игроки на рынке фармацевтической дистрибуции - это компании с самой высокой производственной эффективностью, что позволяет им расти значительными темпами, завоевывать большие доли рынка, такие как ОАО «Протек» и ОАО «Катрен».

Для определения степени монополизации таких сегментов фармацевтического рынка как ритейл и фармдистрибуция нами был произведен расчет ряда индексов: индекса концентрации, индекса Линда, индекса Херфиндаля-Хиршмана, основанных на данных по долям рынка за 2014 год.

Так для фармритейла эти значения составляют для топ-15 компаний: 24,73%; 233,6%; 50,12 соответственно.

Таблица Аптечные сети по доле на розничном коммерческом рынке ЛП

№п/п Аптечная сеть Доля рынка в 2014 году,%

1 Ригла 3,11

2 A.V.E. GROUP 3,10

3 Доктор Столетов (включая «Озерки») 2,39

4 Имплозия 2,28

5 А5 Group 2,21

6 Планета Здоровья 1,70

7 Радуга (включая «Первую помощь») 1,68

8 АСНА 1,53

9 Фармаимпекс 1,52

10 Фармленд 1,19

11 Самсон-Фарма 0,95

12 Вита 0,87

13 Мелодия Здоровья 0,75

14 Аптека-Таймер 0,75

15 Ладушка 0,70

Источник: Российский фармацевтический рынок. Итоги 2014года (Бионика Медиа)

Данные значения индексов можно трактовать как доказательства низкой степени монополизации розничного рынка.

Таким образом, учитывая тот факт, что входные барьеры на розничный рынок сравнительно невысоки, так, по данным ОАО «Протек», открытие одной аптеки обходится в 2,5 млн рублей, можно предположить, что активное развитие на этом рынке будет происходить и в дальнейшем. В том числе можно ожидать и роста долей ведущих участников рынка, тем более, что даже до появления олигополии в данном сегменте рынка пока далеко.

Для фармдистрибуции для топ-15 компаний: 87,04%; 531,2%; 865,49 соответственно. При расчете коэффициента Линда можно видеть, что нарушение непрерывности имеет место при к =11, следовательно, олигополию образуют первые десять участников рынка, характер олигополии - «расплывчатая». При этом значение индекса Херфиндаля-Хиршмана менее 1000, что говорит о том, что рынок можно считать неконцентрированным.

Таблица 1 Дистрибьюторы по доле на рынке прямых поставок ЛП, % _ (включая льготное лекарственное обеспечение)_

№п/п Дистрибьютор Доля рынка в 2014 году,%

1 Катрен 16,88

2 Протек 13,44

3 РОСТА 12,45

4 Пульс 7,78

5 Alliance Healthcare Rus 7,57

6 СИА Интернейшнл 6,51

7 Р-Фарм 5,75

8 Oriola 5,26

9 Фармкомплект 3,6

10 БСС 2,09

11 Евросервис 1,40

12 Биотэк 1,26

13 Империя-Фарма 1,09

14 Медэкспорт 1,01

15 Профитмед 0,95

Источник: Российский фармацевтический рынок. Итоги 2014года (Бионика Медиа)

Расчеты данных коэффициентов для фармацевтического производства мы считаем нецелесообразными, поскольку различия в производимых продуктах могут дать некорректные результаты.

Таким образом, можно заключить следующее:

1. Особая социальная значимость фармацевтического рынка, обязывая государственные институты активно вмешиваться в регулирование, поднимает уровень нестратегических барьеров входа на рынок.

2. Среди нестратегических барьеров входа на фармацевтический рынок можно выделить следующие типы:

- емкость рынка (ограничения спроса);

- барьеры капитальных затрат или объемов первоначальных инвестиций;

- барьеры, основанные на преимуществе (абсолютном или относительном) в уровне затрат;

- административные барьеры

- материальная база инфраструктуры фармацевтического рынка

3. Расчеты индексов концентрации, Линда, Херфиндаля-Хиршмана показывают, что рынок фармритейла не является концентрированным. Это является следствием сравнительно низкого уровня барьеров капитальных затрат или объемов первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок.

4. Расчеты индексов концентрации, Линда, Херфиндаля-Хиршмана показывают, что рынок фармдистрибуции имеет все признаки олигополистического и учитывая высоту барьеров, основанных на преимуществе (абсолютном или относительном) в уровне затрат, тенденция к монополизации рынка будет сохранена.

Список литературы

1. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов: Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2015.

2. Годовой отчет «Российский фармацевтический рынок:итоги 2014 года Бионика Медиа, М.:2015

3. И.С.Алейникова,С.А.Евтюхов,С.А.Лукьянов Определение входных барьеров в экономической теории и практике антимонопольной политики Вестник НГУ Серия: Социально-экономические науки.2011 Том 11, выпуск 2.

4. http://www.pharmvestnik.ru

ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ И БЫСТРОРАЗВИВАЮЩИЙСЯ СЕГМЕНТ БАНКОВСКОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Зубкова Екатерина Игоревна, студент группы ВКФ-1,

Федотова Гилян Васильевна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы предприятий», Волгоградский государственный технический университет

В статье рассмотрено актуальность интернет-банкинга, его значимость в современных условиях экономики, понятие интернет банкинга, рассмотрен интернет-банкинг как перспективный и быстроразвивающийся сегмент банковского обслуживания.

Дистанционное обслуживание стало частью повседневной жизни граждан Российской Федерации. Темп развития настолько велик, что за столь короткий промежуток времени рынок интернет-банкинга насытился. Доля онлайн-транзакций в общем объеме платежей увеличивается с каждым днем. И на данный момент фаза массового внедрения дистанционного обслуживания пройдена. Банкам остается только расширять функционал, совершенствовать работу, упрощать процессы и уделять особое внимание рекламе. В современной России новое поколение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.