Научная статья на тему 'Анализ состояния конкуренции на региональном рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами'

Анализ состояния конкуренции на региональном рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1398
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ / РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ / MARKET / RETAIL / MEDICINES / COMPETITION / MARKET CONCENTRATION / MARKET BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соснин Константин Сергеевич

Данная работа предполагает исследование регионального рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, на примере исследования рынка Пермского края на предмет анализа состояния конкуренции. В рамках работы был осуществлен расчет основных показателей, на основе которых был сделан вывод о состоянии дел на рассматриваемом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the state of competition in the regional retail market for medicines, medical products and related products

The given work assumes research of the regional market of retail trade in medical products, products of medical purpose and the accompanying goods, on an example of research of the market of the Perm edge for the analysis of a condition of a competition. As part of the work, the main indicators were calculated, on the basis of which a conclusion was made about the state of affairs in the market under consideration.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния конкуренции на региональном рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами»

Анализ состояния конкуренции на региональном рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

Analysis of the state of competition in the regional retail market for medicines, medical products and

related products

Соснин Константин Сергеевич

магистрант образовательной программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» Пермский филиал ФГАОУВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Россия, г. Пермь e-mail: [email protected]

Sosnin Konstantin Sergeevich,

master's degree student of the academic program "Project Management: Project Analysis, Investments, and Implementation

Technologies "

National Research University the Higher School of Economics in Perm

Russia, Perm e-mail: ksosnin94@gmail. com

Аннотация.

Данная работа предполагает исследование регионального рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, на примере исследования рынка Пермского края на предмет анализа состояния конкуренции. В рамках работы был осуществлен расчет основных показателей, на основе которых был сделан вывод о состоянии дел на рассматриваемом рынке.

Annotation.

The given work assumes research of the regional market of retail trade in medical products, products of medical purpose and the accompanying goods, on an example of research of the market of the Perm edge for the analysis of a condition of a competition. As part of the work, the main indicators were calculated, on the basis of which a conclusion was made about the state of affairs in the market under consideration.

Ключевые слова: рынок, розничная торговля, лекарственные средства, конкуренция, рыночная концентрация, рыночные барьеры.

Keywords: market, retail, medicines, competition, market concentration, market barriers.

Современный фармацевтический рынок характеризуется процессами глобализации, влияние которых можно наблюдать и в России [6]. Стоит отметить, что фармацевтическая отрасль, согласно Распоряжению Правительства №1944 от 3 октября 2011 года, является стратегически важной и входит в перечень приоритетных направлений модернизации Российской экономики. В настоящее время фармацевтика практически не испытывает на себе влияние кризиса, скорее наоборот, она показывает тенденцию к росту [19]. Развитие фармацевтического рынка обуславливается его приоритетом и необходимостью для жизнеобеспечения, так как население нуждается в потреблении товаров медицинского назначения для поддержания здоровья на необходимом для полноценной жизни уровне [5].

В последнее время в сфере розничной торговли лекарственными препаратами и товарами медицинского назначения увеличилось число хозяйствующих субъектов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию лекарственных средств. Растет и оборот фармацевтических компаний: если в 2010 году объем розничного сектора фармацевтического рынка края составлял порядка 6 млрд. руб., то в 2011 году товарооборот компаний достиг отметки в 7,2 млрд. руб [20].

В настоящее время в Пермском крае существует 651 организация, реализующая медикаменты и сопутствующие товары [25]. Продавцами на рынке выступают аптечные учреждения и хозяйствующие субъекты всех форм собственности,

5

имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и осуществляющие розничную реализацию лекарственных средств. Согласно исследованию компании 2ГИС, Пермь занимает первое место в рейтинге городов по количеству аптек на 10 тыс. жителей [7].

Продуктовыми границами рынка являются услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами. Географическими границами рынка являются административные границы муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) [18].

Характерной чертой современного бизнеса в сфере реализации медикаментов является то, что в основном бизнес представлен сетями [16]. В настоящее время рынок является высококонцентрированным. В Перми уровень конкуренции достаточно высок [20]. В Перми достаточно широкий рынок сбыта, следовательно, ни одна компания не обладает абсолютной рыночной властью.

Рассмотрим трех крупнейших игроков на рынке розничной торговли медицинскими препаратами и сопутствующими товарами в Пермском крае.

Крупнейшей группой компаний на рынке Пермского края является «Планета здоровья» [20]. Она включает в себя более 300 точек розничной торговли лекарственными препаратами. Доказать юридическую целостность данной аптечной сети не представляется возможным, поскольку практически каждый аптечный пункт работает под своим юридическим лицом, а договоров о передаче «вещных прав» с обладателем данного товарного знака не заключено.

Следующая по величине - УК «Пермфармация» [20]. Данная управляющая компания включает в себя более 120 аптечных пунктов, которые работают, аналогично «Планете здоровья», под разными юридическими лицами.

Другим крупным игроком на рынке розничной торговли медицинскими препаратами и сопутствующими товарами в Пермском крае является «Партнерство Шаврин и Годовалов». Де-юро, отношения не закреплены юридически, однако де-факто данное партнерство представляет собой сеть, состоящую из 83 точек. Партнерство включает в себя такие бренды, как: Аптека таймер, «Годовалов», «Лекоцентр», «Лекарь», «Технологии будущего» [9].

В числе основных тенденций, характеризующих рынок, следует отметить: рост цен на

лекарственные средства, снижение продаж лекарственных средств низкого ценового сегмента и увеличение продаж дорогих лекарственных средств. Также существует тенденция к слиянию и поглощению мелких аптечных сетей крупными [16].

Еще одной особенностью развития является зависимость фармацевтического рынка от общемировых тенденций, а также неспособность влиять на их формирование и развитие[6]. Стоит отметить, что дистрибьюция на розничном рынке ведет к диверсификации, которая проявляется в экспансии дистрибьюторов в направлении приобретения аптечных сетей [6].

В 2012 году была принята стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года, которая предполагает осуществление совокупности мероприятий, способных повлиять на доступность лекарственных средств для населения, эффективность и безопасность которых клинически доказана [6].

Напомним, всего в Перми 651 аптека (25). Из них три группы лиц наиболее крупные, а именно:

1. «Планета Здоровья» - 373 аптеки - 57.2%

2. «Партнёрство Шаврин и Годовалов» - 85 аптек - 13.06%

3. «Пермфармация» - 43 аптеки - 6.6%

4. Прочие аптеки - 150 аптек

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршман и индекс Линда. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех групп лиц, приведенных ранее.

Коэффициент рыночной концентрации (СЯ) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Расчет индекса рыночной концентрации представлен в формуле 1.

3

CR3 = = 57,2% + 13,06% + 6,6% = 76,86%

3

i=1

Формула 1. Коэффициент рыночной концентрации

Поскольку 70% < CR3 < 100%, можно сделать вывод, что анализируемый рынок с высокой концентрацией.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НН1) рассчитывается как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли. Расчет индекса Герфиндаля-Гиршмана представлен в формуле 2.

651

НН1 = = 3504,74

i=1

Формула 2. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана

Поскольку 2000 < НН1 < 10000, то можно сделать вывод, что рыночная концентрация высокая. Данное обстоятельство обусловлено тем, что на рынке представлено достаточно много продавцов, а степень неравномерности распределения рыночных долей высокая.

В странах ЕЭС для анализа рыночных структур широко используется индекс, предложенный сотрудником Комиссии ЕЭС в Брюсселе Ремо Линда. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на "окраине" рынка. Однако в отличие от индекса концентрации он ориентирован на учет различий в "ядре" рынка.

I = — • Ук-1 1 =51

1 = ^т=11т = 5,1,

где

к - число крупных фирм (не менее двух),

т - число крупнейших фирм из к крупных,

1т - вспомогательная величина.

Большее значение индекса свидетельствует о большей дифференциации объемов продаж фирм и, следовательно, о большей концентрации фирм на рынке. В нашем случае индекс равен 5,1, следовательно, уровень концентрации высокий.

Теперь рассчитаем показатель монопольной власти для трех крупных фирм. Для расчета воспользуемся консолидированной финансовой отчётностью данных компаний за 2013 год.

_Р-МС(д) Р-ЛС (Р-ЛС)*^_ПР ^ = Р ~ Р ~ Р*0 = ГР Формула 3. Расчет показателя монопольной власти

• Для компании «Планета здоровья»:

^ = 0,618

• Для компании «Партнёрство Шаврин и Годовалов»:

^ = 0,409

• Для компании «Пермфармация»:

^ = 0,384

Коэффициент Лернера имеет численное значение от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше монопольная власть данной компании. Наибольшую монопольную власть имеет компания «Планета здоровья». Но доказать юридическую целостность аптечной сети «Планета Здоровья» не представляется возможным, в том числе и потому, что работая под данным торговым знаком, организации и индивидуальные предприниматели не заключают с его владельцем никаких договоров о передачи вещных прав.

В густонаселённом городе Перми рынок сбыта достаточно широк, поэтому эти группы лиц, не смотря на большое количество принадлежащих им аптечных учреждений и большие объёмы оборота, не обладают абсолютной рыночной властью.

Можно сделать вывод о том, что доля аптечной сети «Планета Здоровья» значительно превышает рыночную долю группы лиц, однако оснований для объединения всех хозяйствующих субъектов, работающих под торговым знаком

«Планета Здоровья» в одну группу лиц нет.

Рассмотрим непосредственно барьеры входа на рынок розничной торговли медицинскими препаратами и сопутствующими товарами.

Начнем рассмотрение барьеров входа на данный рынок с нестратегических барьеров. Это барьеры, носящие объективный характер, то есть не зависящие от действий фирм-старожилов. К таковым на рынке розничной торговли медицинскими препаратами относятся:

1) Барьер капитальных затрат, который представляет собой объем первоначальных инвестиций, необходимых для функционирования организации и достижения фирмой уровня безубыточности. Как стало известно в результате личной беседы с директором одной из пермских аптечных сетей, среднестатистическая аптека достигает уровня безубыточности чуть больше чем через полгода, ориентировочно через год. Список первоначальных инвестиций приведен в таблице 1 (2):

Таблица 1

Статья расхода Сумма расхода

Аренда помещения(85м2) 2500 рублей *85квадратных метров*12 месяцев = 2550000 рублей

Ремонт помещения(85м2) 700 рублей *85 квадратных метров = 59500 рублей

Товарно-материальные запасы 1000000 рублей

Основные средства 350000 рублей

Заработная плата сотрудников 22000 рублей *2 человека*12 месяцев = 528000 рублей

Первоначальные маркетинговые затраты 300000 рублей

Лицензии, государственные пошлины, оформление юр. лица, юридическое сопровождение 100000 рублей

ИТОГО 4887500 рублей

Согласно нормативам Министерства здравоохранения, площадь аптечного пункта в пределах города не может быть меньше 60м2, поэтому было решено взять для расчета площадь арендуемого помещения в 85м2 (2). В соответствии с данными портала NewsKo.ru, средняя цена за аренду 1 м2 коммерческого помещения с отдельной входной группой в центре города Перми колеблется от 1046 рублей до 1920 рублей в месяц (24).

Данные о размере первоначальных затрат на маркетинг, основные средства и товарно-материальные запасы в результате личной беседы с директором одной из пермских аптечных сетей.

Средняя заработная плата провизора с опытом работы в Пермском крае, согласно данным портала avito.ru, составляет 22 000 рублей (21).

Таким образом, можно сказать, что данный барьер является высоким, но преодолимым, так как в наше время имеется большое количество программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, разные кредитные программы.

2) Административный барьер.

2.1 Немаловажным нестратегическим административным барьером являются всевозможные санитарные требования, предъявляемые к помещениям будущих аптечных учреждений. Очевидно, что аптечный пункт не способен существовать в условиях антисанитарии, и владельцам будущей аптеки необходимо учитывать стандарты чистоты в торговом зале и подсобных помещениях, где в дальнейшем будут храниться медикаменты. Данный барьер, на наш взгляд, не является непреодолимым, однако, несоблюдение заданных критериев чистоты может лишить собственника возможности получить лицензию и полноценно функционировать его предприятию (аптеке) (18). Серьезным ограничением на пути создателей аптечного учреждения выступает лицензирование деятельности, позволяющее заниматься реализацией лекарственных препаратов. Функционирование аптеки без данного документа невозможно и незаконно. Получение лицензии, как правило, занимает 30 дней, при этом владельцы аптеки должны внести государственную пошлину в размере 2600 рублей. Данный барьер не является непреодолимым, однако, прохождение данной процедуры обязательно для любого учреждения.

2.2 Постоянный контроль со стороны органов исполнительной власти, большое количество отчётных документов, плановые и неплановые проверки (1). Данный барьер является легко преодолимым, поскольку ведение любого бизнеса сопровождается большим количеством отчетности, и практически каждый бизнес подвержен регулярным проверкам со стороны государства.

2.3 Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Однако этот барьер так же не является труднопреодолимым, поскольку минимально необходимый ассортимент лекарственных средств не велик и состоит, в основном, из доступных и недорогих лекарств (18). Сам же минимальный ассортимент лекарственных препаратов представлен в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2010 N 805н (3).

2.4 Ограниченный перечень товаров, которые могут быть реализованы рядовым аптечным учреждением, а также запрет отпуска многих лекарственных препаратов без рецепта. В последнее время список этих препаратов (в основном, сильнодействующих) существенно расширился, например, за счёт болеутоляющих средств, содержащих кофеин, до этого доступных в широкой продаже без всяких ограничений.

2.5 Жёсткие требования к хранению и реализации психотропных препаратов: изготовление, торговля и уничтожение наркосодержащих или наркотических, психотропных препаратов также запрещена без получения соответствующих разрешений, которые выдаются при соблюдении жёстких требований к хранению и реализации данных препаратов. К таким требованиям относится даже выделение отдельных помещений под складирование наркотических препаратов, предъявляемое к аптечным учреждениям с целью пресечения накроторговли;

2.6 Еще одним барьером входа на рынок торговли медикаментами является минимальная отпускная цена лекарственных препаратов, которая контролируется Федеральной Антимонопольной Службой.

3) Специалисты УФАС в настоящее время также отмечают, что ключевой проблемой фармацевтического рынка и, как следствие, серьезным барьером входа выступает дефицит квалифицированных кадров в населенных пунктах, низкая платежеспособность населения наряду с растущими ценами на медикаменты (20).

Стратегические барьеры, в свою очередь, зависят от деятельности организаций, уже функционирующих на рынке, так как подразумевают разработку долгосрочной стратегии компании, которая только собирается выйти на рынок и остаться на нем.

1) Дополнительные маркетинговые затраты. Безусловно, фирмы-новички проигрывают в ценовой конкуренции устоявшимся на рынке крупным аптечным сетям, по этой причине на первых порах новички пытаются завоевывать внимание потребителей другими способами, на которые и расходуются эти дополнительные маркетинговые затраты. К таковым, например, относятся затраты на разработку программ лояльности клиентов. Программы лояльности главным образом нацелены на повышение вероятности повторной покупки потребителем в конкретном месте или в месте под конкретным брендом. При разработке программы лояльности существует 2 статьи расходов: на разработку и запуск данной программы, а так же на поощрение лояльных клиентов. Стоимость разработки и внедрения программы лояльность зависит от ее

масштабов(локальная или коалиционная программа, количество точек и остальные параметры) и варьируется от двухсот тысяч рублей до нескольких миллионов рублей (22). На наш взгляд, измерить высоту данного барьера достаточно трудно, поскольку если предприятию потребуется программа лояльности, стоимость которой сопоставима с барьером капитальных затрат, то данный барьер можно будет считать труднопреодолимым. Однако в нашем случае, вероятнее всего, речь идет о типичной программе лояльности, стоимостью около 200 000 рублей, в этом случае, барьер можно считать вполне преодолимым (18).

аптечные сети отличаются высоким объёмом продаж, большими оборотами, они могут оказывать давление на поставщиков, добиваясь значительных оптовых скидок. За счёт этого эффекта масштаба достигается накопление резервных капиталов, что позволяет отпускать фармацевтическую продукцию с минимальными надбавками и торговыми наценками (18);

дистрибьюторами и поставщиками. Особые отношения проявляются не только в различные рода скидках, но и в иного рода лояльности - предоставление отсрочки платежей и др. (18). Несомненно, данный факт является конкурентным преимуществом фирм-старожилов и, соответственно, относительно высоким барьером для входа фирмами-новичками. В данной ситуации однозначно оценить данный барьер проблематично. Необходимо принимать во внимание такие параметры, как размер скидки, длительность отсрочки, процентная ставка (в случае займа), то есть различные количественные показатели, значение которых может выступать серьезным ограничителем для входа новой фирмы. Более того, в случае, если аптечная компания реализует медикаменты по различным государственным или федеральным целевым программам, то объём выручки такой организации будет значительно выше, в результате это может стать преградой для компании, которая только собирается выйти на рынок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, открыть аптечное учреждение гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Важно учитывать не только финансовую составляющую такого предприятия, но также и юридические тонкости. Поскольку от функционирования аптечных учреждений, реализующих медикаменты и сопутствующие товары, в глобальном смысле зависят человеческие жизни, то невозможно упускать из внимания ни один из перечисленных выше аспектов. Деятельность аптек, как жизненно важных организаций, должна быть прозрачна со всех ракурсов. Вероятно, ввиду указанных выше обстоятельств аптеки открываются гораздо реже, например, розничных продуктовых магазинов. Оценив барьеры входа на рынок розничной торговли лекарственными препаратами и товарами медицинского назначения, мы можем сделать вывод, что наиболее высокие барьеры для фирмы-новичка - устоявшиеся позиции старожилов, как в плане налаженных отношений с поставщиками, дистрибьюторами, так и в плане более лояльных потребителей. Еще одним высоким - с количественной точки зрения -барьером, на наш взгляд, является барьер капитальных затрат, так как инвестиции, которых требует открытие аптечного пункта (около 5 млн рублей), достаточно велики, а также длительны сроки окупаемости этих инвестиций (год и более).

Проанализировав показатели рыночной концентрации и монопольной власти, а также барьеры входа, мы можем сделать следующие выводы: рыночная структура - олигополия с доминирующим ядром. Ядро рынка составляют 3 группы компаний, лидирующих на пермском рынке - «Планета Здоровья», «Партнёрство Шаврин и Годовалов» и «Пермфармация». Остальные фирмы являются конкурентным окружением, но не представляют угрозы для лидеров рынка. Конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую. К методам ценовой конкуренции относятся системы скидок постоянным покупателям, периодические скидки и другие специальные предложения. К способам неценовой конкуренции относятся маркетинговые стратегии компаний, то есть расположение аптечных пунктов, узнаваемость бренда, разнообразие ассортимента, сервис и упаковка товаров, программа лояльности, а также наличие сайта в сети Интернет.

Опираясь на расчеты, мы можем утверждать, что конкуренция на рынке интенсивная ввиду сильной рыночной

Наличие на рынке хорошо организованных аптечных сетей с брендами высокой лояльности. Крупные

Налаженные отношения уже существующих на рынке хозяйствующих субъектов и аптечных сетей с

концентрации.

Для того, чтобы определить наиболее существенные угрозы для потенциальных игроков на рынке розничной

торговли медикаментами, необходимо проанализировать текущую рыночную ситуацию с использованием модели пяти сил Портера.

Привлекательность рынка для новых игроков зависит от барьеров входа в отрасль. Административные барьеры, такие, как лицензирование, большое количество отчетности, соблюдение обязательного ассортимента, минимальная отпускная цена, требования к хранению отдельных препаратов и соблюдение рецептуры, - не столь высоки, но могут отпугнуть потенциальных новичков на рынке, так как открыть аптеку сложнее, чем, например, продуктовый магазин. Говоря о барьере капитальных затрат, который в денежном эквиваленте равен порядка 5 миллионам рублей, стоит отметить текущие сложности в получении кредитов и заключении лизинговых договоров, поэтому данный барьер может также разубедить предпринимателей открывать свою аптеку. Существующие преимущества в издержках фирм-старожилов в виде долгосрочных контрактов с поставщиками, доступа к каналам распределения - например, местоположения аптечных пунктов, лояльности потребителей, узнаваемости бренда могут опять же элиминировать появление новых игроков. Особенно это связано с риском того, что старые игроки начнут всеми возможными способами вытеснять нового игрока (8). Барьеры с точки зрения нового потенциального игрока на рынке достаточно высоки, однако, угроза появления новых игроков для существующих сетей и организаций не столь существенна в сравнении с другими.

Согласно рассчитанным индексам, уровень рыночной концентрации высок, следовательно, степень силы конкуренции в отрасли значительна. Развита как ценовая, так и неценовая конкуренция, однако, можно утверждать, что неценовая конкуренция выражена ярче, так как уровень цен, так или иначе, поддается регулированию Федеральной Антимонопольной Службы. Примером неценовой конкуренции является ситуация с сетью «Планета Здоровья», которая хотела вынудить конкурента из Удмуртии - группу компаний «Фармаимпекс» - выйти с пермского рынка (там же). Значительную роль играет распространенность определенного бренда, поскольку он обуславливает лояльность потребителей и в целом их поведение (повторная покупка, распространение отзывов среди окружения). На сегодняшний день на пермском рынке функционирует 651 аптека, следовательно, можно сделать вывод о высокой степени соперничества.

В ситуации с покупателями практически отсутствуют издержки переключения с покупок ЛС в одной аптеке на другую. Более того, люди редко полностью отказываются от лекарственных средств. То есть нельзя утверждать, что аптеки будут существовать без надобности. Кроме того, люди не могут определить издержки отказа от лекарственных средств в пользу иных способов лечения (использования заменителей лекарственных препаратов). В случае ограниченной информации люди не могут определить возможные последствия использования иных форм сохранения здоровья. Рыночная власть покупателей проявляется в их выборе «любимой аптеки», при котором они руководствуются ценовой политикой, программой продвижения ассортимента и услуг аптеки, а также приверженностью к определенному бренду. В целом можно сделать вывод, что рыночная власть покупателей не является существенной угрозой.

У существующих аптечных сетей есть долгосрочные контракты с поставщиками. Также на пермском рынке прослеживается вертикальная интеграция - например, «Партнерство Шаврин и Годовалов» в свое время из дистрибьюторского центра развилось в сеть аптек с собственным складом. Во всех аптеках присутствует значительная (порядка 80%) доля лекарственных средств иностранного производства, у которых нет отечественных аналогов, поэтому очевидно, что без поставщиков обойтись невозможно (17). Также сила поставщиков обусловлена ассортиментом присутствующих у них товаров. То есть, переключение аптечной сети на другого поставщика может быть затруднено ввиду отсутствия у потенциального поставщика необходимых лекарственных препаратов. Власть поставщиков оказывает значительное влияние на рыночное положение аптек, так как их функционирование без поставщиков просто не представляется возможным.

Согласно опросу «Левада-Центра», 40% населения предпочитают лечить заболевания самостоятельно (без обращения за помощью специалистов в больницах) (15). Более того, значительная часть населения (50%) предпочитает лечиться самостоятельно, без использования лекарственных препаратов. Также отмечено, что люди не пренебрегают народной медициной. Данная тенденция может особенно прослеживаться в настоящее время в условиях роста цен как на отечественные лекарственные препараты, так и на медикаменты зарубежного производства (14). Однако, нельзя оставить без

внимания заболевания, лечение которых не обходится без лекарственных препаратов (например, диабет, туберкулез и некоторые онкологические заболевания). В случае некоторых заболеваний заменить лекарственные средства ничем невозможно. В большинстве случаев лекарственные препараты представляют наиболее эффективную форму сохранения здоровья. Более того, оставшаяся половина населения России с недоверием относится к народной медицине, что еще раз подтверждает необходимость наличия лекарственных средств.

В ходе анализа сил Портера было установлено, что наиболее ярко представлены сила поставщиков и сила конкуренции в отрасли. Данные результаты обусловлены специфичностью отрасли, поскольку аптеки реализуют необходимые для жизнеобеспечения товары, а сами аптеки представлены в городе Перми в большом количестве (более 600).

Говоря о государственном регулировании, нельзя не отметить несовершенство нынешнего законодательства. В определенных ситуациях давление государства избыточно, когда врачи руководствуются собственной безопасностью, при этом люди, страдающие серьезными заболеваниями, рискуют собственной жизнью (23). Многие посетители аптек отмечают, что предприниматели безосновательно взвинчивают цены на медикаменты, что также свидетельствует о необходимости должного государственного регулирования (12) (13).

Для проведения сравнительного анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, мы взяли город Челябинск. Во-первых, численность населения Перми и Челябинска одинакова. Во-вторых, структура рынка, спроса и предложения между собой похожа. В-третьих, данный регион преимущественно использует классические методы лечения.

В Перми количество аптечных пунктов составляет 651, в то время как в Челябинске - 400.

89% аптек Челябинска входит в одну из аптечных сетей, а всего в состав крупнейших аптечных сетей входят более 250 аптек в Челябинске. 78% аптек, представленных на рынке Челябинска, принадлежат местным компаниям. В среднем в состав крупных сетей входят по 28 аптек, в 2013 г. среднемесячный оборот каждой из них составил 2,7 млн руб. В Перми 93% аптек входят в состав аптечных сетей. В среднем по 106 аптек входят в состав крупных сетей. Среднемесячный оборот в Перми значительно выше и составляет 5,8 млн руб. (4).

Показатель концентрации аптек в Челябинске близок к среднеевропейскому — на одну аптеку приходится около 2,8 тыс., в Перми соответственно 1,6 тыс. жителей (10).

Стоит отметить, что в Челябинске значительная доля рынка принадлежит государственным аптечным сетям (примерно до 13%). В Перми государственные аптеки полностью отсутствуют (10).

Максимальная рыночная доля одной сети в Челябинске составляет 16% (компания «Классика»), в Перми - 48% (компания «Планета здоровья») (11).

Итак, в Перми количество аптек значительно выше и рынок является высококонцентрированным. В Челябинске аптечный рынок умеренной концентрации, хотя близок к насыщению.

В результате анализа состояния конкуренции на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были сделаны следующие выводы:

1. на основе собранных данных, а также проведенных расчетов, можно утверждать, что пермский рынок розничной торговли лекарственными средствами является высококонцентрированным;

2. присутствует большое количество барьеров входа, которые являются достаточно высокими, однако их преодоление считается возможным;

3. интенсивность конкуренции на данном рынке довольно высока, при этом неценовая конкуренция явно преобладает над ценовой, что частично обусловлено государственным регулированием, а также отсутствием у потребителей склонности "экономить на собственном здоровье".

Безусловно, пермский рынок розничной торговли лекарственными средствами, как и рынок любого другого региона нашей страны, является достаточно привлекательным, поскольку в независимости от цен и сложившейся в стране ситуации

12

лекарства будут востребованы гражданами, что несомненно будет привлекать на данный рынок новые компании. Однако, проанализировав актуальные тренды данного рынка, можно утверждать, что в будущем крупные аптечные сети будут укреплять свои позиции путем слияний и поглощений, следовательно, рынок будет становиться все более концентрированным, что впоследствии может сказаться на ценообразовании, в том числе и жизненно важных лекарственных средств.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

2. Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 N 309 (ред. от 24.04.2003) "Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)"

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2010 N 805н (ред. от 26.04.2011) «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи»

4. Бакиева К.Р. Стратегический анализ аптечного рынка г. Челябинска и направления повышения конкурентоспособности аптек // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6

5. Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). С.357-361.

6. Кунев С.В. Экономический потенциал развития фармацевтической отрасли России // Российское предпринимательство. — 2006. — № 11 (83). — с. 160-163.

7. Газета Business-class. Пермь возглавила рейтинг городов-миллионников по обеспеченности аптеками. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: http://www.business-class.su/news.php?id=482501[Проверено: 12.03.2017]

8. Газета Business-class. Не на жизнь, а на смерть. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: http://www.business-class.su/article.php?id= 193561 [Проверено: 12.03.2017]

9. Газета Business-class. Публикации о компании ООО «Годовалов» . [Электронный ресурс]. [Режим доступа: http://www.business-class.su/company.php?id=778][Проверено: 12.03.2017]

10. Деловой квартал. Рейтинг аптечных сетей в Челябинске. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: http://chel.dk.ru/wiki/reyting-aptechnykh-setey][Проверено: 12.03.2017]

11. Деловой портал "Курс дела". Самые крупные аптечные сети Челябинской области. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: http://www.kursdela.biz/articles/?ID=7899][Проверено: 12.03.2017]

12. Информационно-аналитический портал "НеСекретно". Фармацевты должны быть честными. [Режим доступа: http://www.nesekretno.ru/video/27923/Farmacevti_dolgni_bit_cestnimi][Проверено: 12.03.2017]

13. Информационно-аналитический портал "НеСекретно". Цены на жизненно важные лекарства в аптеках Перми завышены до 300%. [Режим доступа:

http://www.nesekretno.ru/social/27419/Ceni na giznenno vagnie lekarstva v aptekah Permi zaviheni d][Проверено: 12.03.2017]

14. Левада-центр. В какой мере вы доверяете народной медицине. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: http://www.levada.ru/archive/otsenki-raboty-institutov-sotsialnoi-sfery/v-kakoi-mere-vy-doveryaete-narodnoi-meditsine][Проверено: 12.03.2017]

15. Левада-центр. Когда Вы чувствуете, что заболели, Вы обычно обращаетесь к врачу или пытаетесь лечиться самостоятельно? [Электронный ресурс]. [Режим доступа: - http://www.levada.ru/archive/otsenki-raboty-institutov-sotsialnoi-sfery/kogda-vy-chuvstvuete-chto-zaboleli-vy-obychno-obr ][Проверено: 12.03.2017]

16. Медицинская практика. Аптечный бизнес: современные тенденции. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: http://mfVt.ru/aptechnyj-biznes-sovremennye-tendencii/][Проверено: 12.03.2017]

17. Российская Газета. Доля отечественной продукции на рынке медизделий должна увеличиться до 140 процентов. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/08/26/lekarstva.html][Проверено: 12.03.2017]

18. Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю. Анализ рынка лекарственных препаратов в Пермском крае. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: http://perm.fas.gov.ru/analytic/116491[Проверено: 12.03.2017]

19. Фармацевтический вестник. В Пермском крае фармкомпании конкурируют за сотрудников. [Электронный ресурс]. [Режим доступа:

http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/v-permskom-krae-farmkompanii-konkurirujut-za-sotrudnikov.html1 [Проверено: 12.03.2017]

20. Фармацевтический вестник. Фармрынки многих районов Пермского края монополизированы. [Электронный ресурс]. [Режим доступа:

http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/farmrynki-mnogix-raionov-permskogo-kraia-monopolizirovany.html#.VPR2pnysUYh] [Проверено: 12.03.2017]

21. Avito - сайт бесплатных объявлений в Перми. Вакансии провизора. [Электронный ресурс]. [Режим доступа: https://www.avitQ.ru/pcrm/vakansii?q=np0BH30p| [Проверено: 12.03.2017]

22. Loyalty.info. Программы лояльности: «антикризисный» инструмент или лишний балласт? [Электронный ресурс]. [Режим доступаhttp://www.loyalty.info/thcory/2464.html][Проверено: 12.03.2017]

23. Meduza. Эпидемия боли. [Электронный ресурс]. [Режим доступа:

https ://meduza.io/feature/2015/02/27/cpidcmiya-boli. ] [Проверено: 12.03.2017]

24. NewsKo. Тысяча и один адрес. [Электронный ресурс]. [Режим доступа:

http://www.newsko.ru/articles/nk-1750844.html ] [Проверено: 12.03.2017]

25. 2ГИС. Аптеки Перми. [Электронный ресурс]. [Режим доступа:

http://2gis.rU/perm/search/%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B8/center/56.040747%2C58.009248/t ab/firms/zoom/11] [Проверено: 12.03.2017]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.