Научная статья на тему 'Анализ рынка дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в Северо-Кавказском федеральном округе'

Анализ рынка дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в Северо-Кавказском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Татьяна Николаевна, Погорельская Татьяна Анатольевна, Егиян Кристина Андрианниковна

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, под которым следует понимать совокупность связей между существующими и потенциальными покупателями и продавцами товара, объединенными в рамках действующей системы образования. Эффективно функционирующая система дополнительного образования обеспечивает своевременную профессиональную ориентацию, получение новых профессий, специальностей и дополнительных квалификаций, а также повышение уровня необходимых производственных компетенций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Татьяна Николаевна, Погорельская Татьяна Анатольевна, Егиян Кристина Андрианниковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational services, as well as any product, sold on the market, which should be understood as a set of relationships between existing and potential buyers and sellers of goods grouped under the current system of education. Effectively functioning system of further education provides timely professional orientation, acquiring new professions, specialties and additional qualifications and increase the level of necessary production skills.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в Северо-Кавказском федеральном округе»

7. Соловьева, С.В. Обеспечение условий доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. Можно ли создать необходимые и достаточные условия для получения образования

детьми с ограниченными возможностями здоровья в ОУ разных типов и видов?/ С.В. Соловьева// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5. - С.38-40.

АНАЛИЗ РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕВЕРО-_КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ_

Маслова Татьяна Николаевна

Канд. экон. наук, доцент, г. Георгиевск Погорельская Татьяна Анатольевна Канд. экон. наук, г. Георгиевск Егиян Кристина Андрианниковна

Канд. экон. наук, г. Георгиевск

АННОТАЦИЯ

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, под которым следует понимать совокупность связей между существующими и потенциальными покупателями и продавцами товара, объединенными в рамках действующей системы образования. Эффективно функционирующая система дополнительного образования обеспечивает своевременную профессиональную ориентацию, получение новых профессий, специальностей и дополнительных квалификаций, а также повышение уровня необходимых производственных компетенций.

ABSTRACT

Educational services, as well as any product, sold on the market, which should be understood as a set of relationships between existing and potential buyers and sellers of goods grouped under the current system of education. Effectively functioning system of further education provides timely professional orientation, acquiring new professions, specialties and additional qualifications and increase the level of necessary production skills.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, компетенции, рынок образовательных услуг.

Keywords: additional professional education, competence, market of educational services.

Рост объема и скорости обращения информации в современном обществе обусловил ускорение амортизации профессиональных знаний, прежде всего в наиболее технологичных отраслях производства. В связи с этим все более актуальной становится задача построения гармоничной системы непрерывного образования, отвечающей потребностям рынка труда и максимально эффективно использующей существующую структуру образовательных организаций.

На этом фоне в современной системе российского образования повышается роль дополнительного образования (далее - ДО) как отдельного направления, в рамках которого можно решать задачи повышения конкурентоспособности экономики, воспроизводства интеллектуального потенциала общества, обеспечения социальной защищенности и реабилитации граждан.

Эффективно функционирующая система ДО обеспечивает своевременную профессиональную ориентацию, получение новых профессий, специальностей и дополнительных квалификаций, а также повышение уровня необходимых производственных компетенций.

В рамках данной статья мы рассмотрим анализ рынка образовательных услуг Северо-Кавказского федерального округа в части реализации программ

дополнительного профессионального образования [1] и профессионального обучения [2].

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, под которым следует понимать совокупность связей между существующими и потенциальными покупателями и продавцами товара, объединенными в рамках действующей системы образования.

Рынок образовательных услуг - это рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образова-

тельных услуг и ресурсной поддержки образования.

Исходя из того, что обеспечение необходимыми квалифицированными кадрами СКФО в настоящее время является одной из наиболее важных и актуальных задач и будет таковой оставаться в обозримом будущем, следует отметить, что, несмотря на имеющийся научный и кадровый потенциал учреждений профессионального образования, ситуация, связанная с подготовкой специалистов и рабочих кадров, а также с их трудоустройством остается тревожной. Явно прослеживается отсутствие четкой, слаженной работы всех заинтересованных структур, каждая из которых, в настоящее время, действует обособленно. Как следствие, имеет место значительная нехватка квалифицированных кадров практически во всех отраслях реального сектора экономики Северного Кавказа.

Чем ниже уровень заработной платы в отрасли, тем более значительный дефицит кадров там наблюдается. Отмечается явная тенденция сниже-

ния количества выпускников учреждений профессионального образования по востребованным специальностям. Сегодня образовательные организации СПО Северного Кавказа загружены студентами не более, чем на 65%. Существующая проблема осложняется демографической ситуацией. В 2013 году выпускников школ было значительно меньше, чем в предыдущие годы. А в 2016-му году, их число сравнялось с количеством бюджетных мест в вузах. Кроме того, после введения единого государственного экзамена в средних образовательных организациях, востребованность среднего профобразования стало намного выше.

На территории СКФО на сегодняшний день функционирует 59 высших учебных заведений, 79 филиалов высших учебных заведений и 139 образовательных организаций среднего профессионального образования. Распределение образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования по регионам представлено на рисунке 1.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Ингушская республика КБР

КЧР Республика ДЭгесублика СевернаяЮавряюльский Чеченская Республика

□ ОО высшего образования □ Филиалы ОО ВО ШОО среднего проф.образования

Рисунок 1. Распределение образовательных организаций (ОО) высшего образования и среднего профессионального образования по регионам СКФО

Во всех представленных регионах СКФО преобладает среднее профессиональное образование.

Практически во всех образовательных организациях СКФО реализуется дополнительное профессиональное образование, относящиеся к той или иной отраслевой специализации.

Проанализировав образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, мы распределили их по основным отраслевым специализациям (таблица 1).

Таблица 1.

Распределение отраслевой специализации образовательных организаций по регионам СКФО _(в % от общей численности респондентов)_

Наименование отраслевой специализации Ингушская Республика Кабар-дино-Балкарская Республика Кара-чаево-Черкесская Республика Республика Дагестан Республика Северная Осетия-Алания Ставропольский край Чеченская Республика В среднем по отрасли

Экономика, право, управление 19% 24% 22% 38% 20% 38% 21% 26%

Образование 5% 10% 6% 15% 8% 26% 11% 11,6%

Строительство 19% 10% 20% 12% 23% 12% 50% 21%

Транспорт, связь информатизация - 3% - 1% 3% 2% - 2,25%

Государственная служба - - - 1% - 4% - 2,5%

Торговля, сфера обслуживания 9% 7% 2% 2% - 10% - 6%

Машиностроение - 3% - 1% 1% 2% 3% 2%

Нефтяная и газовая промышленность 5% 3% - 1% - - 3% 3%

Здравоохранение 5% 3% 4% 5% 3% 4% 6% 4,3%

Сельское хозяйство 19% 15% 20% 5% 14% 11% 3% 12,4%

Другое отрасли 19% 22% 27% 19% 28% 11% 3% 18,4%

Анализируя отраслевую специализацию образовательных организаций по СКФО следует отметить, что большая часть образовательных организаций региона готовят специалистов в рамках специализации экономики, права, управления и строительства. Для подготовки специалистов в области государственной службы, транспорта, связи и информатизации, машиностроении, нефтяной и газовой промышленности задействовано небольшое количество образовательных организаций региона.

В соответствии со спецификой филиала РГГУ в г. Георгиевске проанализируем предложения программ ДПО в части государственного муниципального управления и туризма.

Большинство образовательных организаций СКФО имеют в своей структуре центры или отделы дополнительного профессионального образования, где предлагают самые разнообразные курсы, начиная от краткосрочных курсов, тренингов, программ дополнительного обучения и переподготовки и заканчивая стажировкой и другими программами.

2,00%

□ Краткосрочные курсы, тренинги

□ Программы дополнительного обучения и переподготовки

□ Стажировка □Другое

Рисунок 2. Динамика распределения программ ДПО

Краткосрочные курсы и программы дополнительного обучения и переподготовки - наиболее распространенные виды обучения по программам ДПО, в среднем на них приходится 76% и 19% соответственно. Это, кстати говоря, соответствует и общей тенденции выбора формата обучения.

Если рассматривать вопрос дополнительного обучения в разрезе организаций различных типов, то можно увидеть, что 50 % слушателей корпоративного обучения предпочитают краткосрочные тренинги.

Наиболее популярным предложением по продолжительности обучения являются краткосрочные курсы, хотя в рамках спроса в каждом конкретном регионе представлены курсы повышения квалификации от 1 месяца до 1 года, к ним относят и профессиональное обучение по профессиям рабочих или должностям служащих без изменения уровня образования.

В большинстве своем образовательные организации предпочитаю не фиксировать на сайте сто-

имость программы или предлагать дифференцированный подход к установлению цены. Это свидетельствует о наличии между конкурентами, прежде всего, ценовой борьбы.

В заключении хотелось бы отметить что, образование сегодня все более воспринимается как продолжающийся в течение всей жизни процесс, обеспечивающий поддержание и обогащение профессиональной компетентности кадров. Важным фактором развития ДПО становится создание гибкой и эффективной модели, реагирующей на новые требования рынка труда в условиях глобальной конкуренции.

Список литературы:

1. Ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс].

2. Ст. 73 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс].

ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ ВОРОНЕЖСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА_

Ожерельева О.В.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и СОТ Борисоглебский филиал «Воронежского государственного университета»,

г. Борисоглебск

АННОТАЦИЯ: В статье представлены результаты авторских исследований и практического использования современного декора в народных головных уборах и украшениях воронежского костюма. Автор анализирует, технологические особенности, которые присутствуют в современных этнических головных уборах, украшениях, как новых носителях семантической информации воронежского этноса, а также представляет собственные решения головных уборов и украшений.

ABSTRACT: the paper presents the results of research and practical use of copyright modern decor in popular headdresses and decorations of the Voronezh costume. The author analyzes the technological features that are present in today's ethnic headdresses, jewellery, as new media semantic information of the Voronezh ethnos, and represent their own solutions of hats and jewelry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.