Научная статья на тему 'Повышение роли дополнительного профессионального образования в инновационном развитии региона'

Повышение роли дополнительного профессионального образования в инновационном развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагорных Галина Александровна

В статье исследуются основные тенденции формирования системы дополнительного образования в России. На примере рынка образовательных услуг Удмуртской Республики автор проанализировал изменение спроса на образовательные услуги, а также определил инновационный потенциал дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the basic tendencies of the additional education system forming in Russia. Basing on the example of the Udmurtia Republic's educational services market, the author has analysed the change in the demand for educational services and also has defi ned the innovative potential of additional professional education..

Текст научной работы на тему «Повышение роли дополнительного профессионального образования в инновационном развитии региона»

Г. А. Нагорных

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. К. Осипов

В статье исследуются основные тенденции формирования системы дополнительного образования в России. На примере рынка образовательных услуг Удмуртской Республики автор проанализировал изменение спроса на образовательные услуги, а также определил инновационный потенциал дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, рынок образовательных услуг, инновационное развитие региона.

G. Nagornykh

INCREASE OF THE ROLE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN A REGION'S INNOVATIVE DEVELOPMENT

The article is devoted to the basic tendencies of the additional education system forming in Russia. Basing on the example of the Udmurtia Republic's educational services market, the author has analysed the change in the demand for educational services and also has defined the innovative potential of additional professional education.

Key words: additional professional education, educational services market, innovative development of a region.

Осуществляемые в настоящее время в России социально-экономические преобразования требуют поиска инновационных путей и средств активизации экономики. Важную роль в решении данной проблемы играет кадровое обеспечение, которое предполагает наличие в регионе трудового потенциала, достаточного для инновационного развития экономики.

В отношении кадрового ресурса можно проследить две основные тенденции. Во-первых, это сложность точной оценки действительной потребности в тех или иных специалистах, поскольку из-за перепроизводства одних специалистов и дефицита других идет замещение должностей работниками, имеющими другую специальность. Эта тенденция поддерживается определенным консерватизмом со стороны высшей школы в сохранении традиционных специальностей и объективной неспособностью быстро реагировать на запросы меняющихся условий рынка труда. Во-вторых, в обществе постепенно осознается необходимость обновлять знания даже состоявшемуся специалисту. Поэтому важной задачей регионального кадрового обеспечения, в рамках инновационного развития региона, является задача организации дополнительного профессионального образования (ДПО), поскольку это дает возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях. По сведениям агентств по подбору персонала, на рынке труда лидируют те профессии, которые помимо базовых специальных знаний требуют дополнительных знаний по другим направлениям, гибкого владения этими знаниями и умения принимать оперативные решения (менеджеры по продажам, юристы, разбирающиеся в экономических вопросах, аудиторы, владеющие правовой базой, и др.).

Значение системы дополнительного профессионального образования в экономическом развитии обусловлено несколькими факторами:

• в экономике активно идут процессы модернизации, что требует переквалификации и переобучения значительной доли трудоспособного населения. Состав обучающихся по программам ДПО весьма широк и разнообразен - работающие, которые хотят

повысить свой профессионализм или сменить профессию на более востребованную, выпускники учебных заведений, не имеющие профессионального опыта, безработные, не имеющие ни образования, ни опыта работы, и др.;

• меняется демографическая ситуация в стране, сокращается доля трудоспособного населения. По данным экспертов, уже в 2010 г. на рынке труда возникнет дефицит, а к 2016 г. дефицит составит 10 млн рабочих рук;

• возрастает интерес со стороны государства, который показывает, что образовательная политика является важной частью внутренней политики - «...государство должно активно содействовать людям в смене профессии, в трудоустройстве или начале собственного бизнеса. И это напрямую зависит от эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров.» [2].

В современных условиях показатель ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала) в мире оценивается выше, чем показатель ВВП на душу населения. К сожалению, при экономическом росте Россия имеет ухудшение целого ряда социальных показателей, измеряющих человеческий потенциал. Российский показатель ИРЧП составляет: 1992 г. - 34-е место в мире, 1999 г. - 55-е место, 2004 г. - 65-е место [3]. Слагаемых индекса ИРЧП три: благосостояние, долголетие, образование. При этом образование можно рассматривать как силу, которая способна радикально повернуть тенденцию ухудшения человеческого потенциала в России. Но не только основное профессиональное образование, но и дополнительное профессиональное образование может существенно изменить ситуацию.

Система ДПО - это динамично развивающийся сектор на рынке образовательных услуг, который обладает инновационным потенциалом. В современной науке рассматриваются различные подходы к понятию «инновационное развитие», в том числе - с позиции потребительских инноваций. «Под потребительской инновацией понимают результат творчества потребителей, воплощенный в новом или усовершенствованном продукте, который востребован рынком и непосредственно решает ту или иную потребность потребителей» [1].

Повышение роли дополнительного профессионального образования в инновационном развитии региона

В отношении сферы ДПО этот подход также может быть использован, поскольку главное требование к дополнительному образованию со стороны потребителей образовательных услуг - это оперативное реагирование предлагаемых образовательных программ на изменение запросов со стороны рынка труда.

С середины 1990-х гг. в системе ДПО идет структурная и организационная перестройка, суть которой состоит в перенесении основной работы из центра в регионы. В первую очередь к этой работе привлечены высшие учебные заведения, которые имеют достаточную материальную базу, профессиональные кадры, наработанный опыт в подготовке специалистов. Так, в структуре практически всех вузов Удмуртской Республики есть факультеты дополнительного профессионального образования. И тенденции развития системы высшего образования можно перенести на развитие системы ДПО.

Анализ системы высшего образования Удмуртской Республики показывает, что за последние годы выросло число образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования (рис. 1). Это позволяет говорить об устойчивом спросе на образовательные услуги.

Из специальностей, представленных в вузах и филиалах вузов Удмуртской Республики, наиболее высокая доля принадлежит следующим укрупненным группам специальностей:

• экономика и управление - 19,7%;

• гуманитарные науки - 9,9%;

• образование и педагогика - 9,7%;

• сельское и рыбное хозяйство - 7,3%;

• юриспруденция - 6,6%;

• здравоохранение - 6,2%;

• информатика и вычислительная техника - 5,0%.

В то же время по необходимым для промышленной республики специальностям доля выпускников крайне мала:

• строительство и архитектура - 4,3%;

• металлургия, машиностроение и металлообработка - 3,4%;

• электронная техника, радиотехника и связь - 2,2%;

• воспроизводство и переработка лесных ресурсов - 1,0%.

Поскольку высшее профессиональное образование не всегда в состоянии оперативно реагировать на запросы рынка труда, эту проблему можно решить через систему ДПО, которая имеет возможность более гибко реагировать на запросы регионального рынка труда, поскольку образовательные услуги потребители предпочитают получать в своем регионе. Именно дополнительное образование, в форме углубленной специализации, дополнительной квалификации или второго высшего образования, может стать выходом из ситуации несоответствия специальности, полученной в вузе, потребностям рынка труда. Исследования показали, что современному работодателю выгоднее привлечение специалистов, способных работать не только по основной специальности, но и обладающих

35

30 -\ 25 20 -15 -10 -5 0

□ филиалы

□ вузы

ипрлИНИ

7 I 7 I 7 I 8 I 8 8 8 I 8 I 8 I 9 I 9 110 12 I 12 I 12 I 12 I 121 12

оооооооо оооооооо смсмсмсмсмсмсмсм

Рис. 1. Динамика открытия образовательных учреждений в Удмуртской Республике за 1990-2007 гг.

знаниями, умениями и навыками из областей, с которыми основная специальность взаимодействует в своей практической деятельности.

Именно поэтому более 41% респондентов намерены после окончания вуза получить второе высшее образование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Моисеева Н. В. Потребительские инновации в рыночной экономике // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 1.

2. Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». Москва, 8 февраля 2008 г.

3. Тарасова Н. П., Кручина Е. Б. Оценка вклада базовых показателей в динамику комплексного показателя человеческого потенциала при формировании механизмов устойчивого развития экономических систем //Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.