Научная статья на тему 'Оценка эффективности конкурсного размещения государственного заказа на образовательные услуги дополнительного профессионального образования преподавателей'

Оценка эффективности конкурсного размещения государственного заказа на образовательные услуги дополнительного профессионального образования преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Ирина Борисовна

Рассматривается механизм конкурсного размещения государственного заказа на образовательные услуги дополнительного профессионального образования преподавателей в рамках федеральных целевых программ Министерства образования и науки РФ и приводятся методы оценки эффективности выполнения государственных контрактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of competitive accommodation of the state order for educational services of additional vocational training of teachers within the limits of federal target programs of the Ministry of Education and a science of the Russian Federation and methods of an estimation of efficiency of performance of the state contracts is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности конкурсного размещения государственного заказа на образовательные услуги дополнительного профессионального образования преподавателей»

УДК 338.45

И.Б. Николаева

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНКУРСНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Рассматривается механизм конкурсного размещения государственного заказа на образовательные услуги дополнительного профессионального образования преподавателей в рамках федеральных целевых программ Министерства образования и науки РФ и приводятся методы оценки эффективности выполнения государственных контрактов.

Образовательные услуги, государственный заказ, оценка эффективности

I.B. Nikolaeva

ESTIMATION OF EFFICIENCY OF COMPETITIVE ACCOMMODATION OF THE STATE ORDER FOR EDUCATIONAL SERVICES OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS

The mechanism of competitive accommodation of the state order for educational services of additional vocational training of teachers within the limits of federal target programs of the Ministry of Education and a science of the Russian Federation and methods of an estimation of efficiency of performance of the state contracts is considered in this article.

Educational services, state order, efficiency estimation

Бюджетное финансирование образовательных услуг дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) преподавателей в настоящее время осуществляется по трем направлениям [1]: в рамках контрольных цифр приема слушателей системы ДПО преподавателей; за счет средств федерального бюджета для целевого повышения квалификации преподавателей; в рамках федеральных целевых программ развития образования.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование», бюджетных целевых программ, в том числе федеральных целевых программ способствует достижению стратегических целей и решению тактических задач Министерства образования и науки Российской Федерации.

Приоритетный национальный проект «Образование» нацелен на ускорение модернизации российского образования. Он должен способствовать реализации приоритетных направлений развития образовательной системы, адекватной меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Основные направления реализации приоритетного национального проекта «Образование»: внедрение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях; учреждениях высшего профессионального образования; государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств (начальное и среднее профессиональное образование); поощрение лучших учителей; государственная поддержка талантливой молодежи; внедрение современных образовательных технологий; оснащение общеобразовательных учреждений учебным оборудованием; развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений; дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство; приобретение автобусов для государственных и муниципальных школ в сельской местности; региональные комплексные проекты модернизации образования; методическое обеспечение и информационная поддержка.

Бюджетные целевые программы направлены на решение тактических задач Министерства образования и науки Российской Федерации в сфере образования, государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.

С учетом требований Правительства Российской Федерации о повышении эффективности использования бюджетных средств на основе программно-целевых методов, ориентированных на конечный результат, основной акцент в ресурсном обеспечении приоритетных направлений реформирования образования сделан на реализацию федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО) (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. №803).

Утверждение данной программы связано с окончанием в 2005 году действия Федеральной программы развития образования на 2000-2005 гг., а также с укрупнением самой программы за счет ее интеграции с федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы».

Основной стратегической целью ФЦПРО является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных и общественных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Для достижения данной стратегической цели предполагается решение следующих задач:

- совершенствование содержания и технологий образования;

- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

- повышение эффективности управления в системе образования;

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Решение задач ФЦПРО обеспечивается реализацией системы программных мероприятий, которые сгруппированы по основным направлениям деятельности с целью оптимального достижения результатов. Все программные мероприятия в рамках ФЦПРО носят комплексный характер и, как правило, охватывают этапы от анализа, разработки до реализации с обязательными кадровым и информационно-технологическим сопровождением и соответствующими инвестиционными вложениями.

Основной принцип построения структуры Программы: инновация - апробация -технология - распространение, что позволяет обеспечить концентрацию бюджетных средств на ключевых направлениях, привлечение средств работодателей и других частных инвесторов, прозрачность расходования средств.

В результате реализации Программы будет создана качественно новая образовательная система, обеспечивающая, с одной стороны, выравнивание доступа к получению качественного образования всех уровней, а с другой стороны, опережающее

развитие национальных и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки элитных высокопрофессиональных кадров.

В рамках федеральных целевых программ Министерство образования и науки РФ размещает заказы на выполнение работ и образовательных услуг путем проведения конкурсов, в рамках которых заключаются госконтракты. Выступая в роли государственного заказчика, Министерство образования и науки РФ руководствуется в своей деятельности законами о государственных закупках в РФ:

- Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- Федеральным законом от 31.12.2005 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- Федеральным законом от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. № 2154-р «О плане мероприятий по реализации положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и по повышению эффективности проведения закупок продукции для государственных нужд».

При формировании и размещении государственного заказа на образовательные услуги необходимо помимо перечисленных выше документов учитывать нормативноправовую базу профессионального образования:

- Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-

ФЗ;

- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ.

Государственный заказ на образовательные услуги ДПО преподавателей представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов. Государственным заказчиком по государственному контракту выступает Министерство образования и науки РФ, наделенное правом распоряжаться инвестиционными ресурсами.

Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта. Государственный контракт предусматривает контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оценку эффективного расходования бюджетных средств, оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативнохозяйственную деятельность последнего.

При выполнении государственных контрактов на образовательные услуги ДПО преподавателей эффективность использования бюджетных средств может быть определена на основе оценки эффективности конкурсного размещения государственного заказа.

Оценку рекомендуется проводить по показателям отчета, представляемого образовательным учреждением по истечении срока выполнения государственного контракта. Отчет должен быть направлен в экспертную комиссию в период после выполнения заказа, оговоренный в начале осуществления работ. В результате комиссией, на которую возложены обязанности сравнительной оценки, составляется характеристика

работы образовательного учреждения с точки зрения исполнения взятых на себя обязательств на основе следующих показателей:

- сравнение целевого государственного финансирования на осуществление государственного заказа с финансовым отчетом образовательного учреждения;

- сравнение планируемого объема преподавания учебных дисциплин с фактически пройденным материалом;

- сравнение фактически достигнутого уровня квалификации прошедших курс обучения с соответствующими нормативными требованиями.

Сравнение целевого государственного финансирования на осуществление государственного заказа с финансовым отчетом образовательного учреждения

Для сравнения соответствия целевого государственного финансирования на осуществление государственного заказа с финансовым отчетом образовательного учреждения необходима детальная аудиторская проверка. Аудиторская группа должна формироваться исходя из предпосылки снижения возможного влияния субъективного мнения участников группы, основанного на общности интересов. Таким образом, обязательным является представление в аудиторской группе следующих сторон:

- представителя образовательного учреждения;

- представителя заказчика;

- третьего лица, не заинтересованного в результатах проверки.

В качестве третьего лица, не заинтересованного в результатах проверки, могут выступать специалисты из специализированных аудиторских и консалтинговых фирм, имеющие право на оказание соответствующих услуг.

Информационной базой для осуществления сравнения соответствия затрат образовательного учреждения на выполнение государственного заказа с целевым государственным финансированием является развернутый отчет, подготовленный образовательным учреждением по окончании проведения работ, а также все первичные документы, которые являлись источником составления финансового отчета. Первичные документы могут быть затребованы участниками аудиторской группы в случае возникновения сомнений относительно точности информации, представленной в отчете. Форма финансового отчета образовательного учреждения составляется в заранее оговоренной форме, которая может изменяться в зависимости от предыдущего опыта образовательного учреждения в участии в подобных проектах, а также от деловой репутации, сложившейся на рынке образовательных услуг. Для участников, успешно осуществлявших государственный заказ на образовательные услуги ДПО преподавателей, как минимум два раза подряд, возможна упрощенная форма финансовой отчетности.

В результате сравнения целевого государственного финансирования на осуществление государственного заказа с финансовым отчетом образовательного учреждения аудиторской фирмой принимается решение об итоговой формулировке:

- полное соответствие полученных и израсходованных средств на выполнение государственного заказа;

- нехватка выделенных средств на выполнение государственного заказа.

Сравнение планируемого объема преподавания учебных дисциплин

с фактически пройденным материалом

В момент получения государственного заказа на образовательные услуги ДПО преподавателей составляется рабочий план с перечнем необходимых учебных дисциплин и распределением времени на освоение каждой дисциплины. Обязательно уточнение дисциплин, уже имеющих выверенную рабочую программу, а также тех, которые требуют разработки или углубленной доработки материала на базе старой программы. При этом необходимы поддержание постоянного процесса обновления учебного материала с учетом новейших достижений науки и техники и на этой основе доработка рабочей программы до уровня, отвечающего современным требованиям образовательного процесса.

Особое внимание при разработке рабочих программ учебного курса должно уделяться нахождению оптимального соотношения необходимого материала, требуемого для успешного освоения курса и дополнительного материала, позволяющего расширить представления обучающихся об изучаемом предмете, а также о связях с другими областями знаний. Рекомендуемое соотношение необходимого и дополнительного материала:

- основной материал по изучаемому курсу - 95-100%;

- дополнительный материал по изучаемому курсу - 0-5%.

Информационной основой для сравнения планируемого объема преподавания учебных дисциплин с фактически пройденным материалом могут служить утвержденные рабочие программы, подготовленные и адаптированные для целей проводимого обучения с ориентацией на соответствующий контингент обучающихся, а также отчеты преподавателей, осуществлявших подготовку слушателей по соответствующему учебному курсу. В отчете необходимо подтверждение фактически пройденного основного и дополнительного материала из рабочей программы, а также (не является обязательным) указание дополнительного материала, не предусмотренного рабочей программой.

Возможные варианты итоговой формулировки по второму показателю, предполагающие сравнение фактически пройденного материала, планируемого объема преподавания учебных дисциплин, следующие:

- полное изучение материала;

- неполное изучение материала.

Сравнение фактически достигнутого уровня квалификации прошедших курс

обучения

с соответствующими нормативными требованиями

В конце срока обучения все слушатели обязаны пройти итоговую аттестацию по всем дисциплинам, входящим в состав учебного плана. Форма аттестации соответствует форме, указанной в рабочей программе.

Итоговый результат аттестации одного обучающегося определяется исходя из совокупной оценки по всем дисциплинам. Обучающийся успешно прошел курс обучения, если по всем изучаемым курсам получен результат «аттестован».

Итоговый результат общей аттестации считается положительным, если с формулировкой «аттестован» прослушали все курсы в полном объеме не менее 90% слушателей.

Итоговая формулировка по третьему показателю:

- положительные результаты аттестации;

- отрицательные результаты аттестации.

Так как рассмотренные показатели (сравнение целевого государственного финансирования на осуществление государственного заказа с финансовым отчетом образовательного учреждения, сравнение планируемого объема преподавания учебных дисциплин с фактически пройденным материалом, сравнение фактически достигнутого уровня квалификации прошедших курс обучение) не поддаются количественной оценке, применим экспертную балльную оценку по десятибалльной шкале (см. таблицу).

Оценка соответствия фактических результатов государственного контракта

с первоначально планируемыми

Показатели Возможные значения показателя Результат оценки (баллы)

Сравнение целевого государственного финансирования на осуществление государственного задания с финансовым отчетом образовательного учреждения Полное соответствие полученных и израсходованных средств на выполнение государственного заказа 5-10

Нехватка выделенных средств на выполнение государственного заказа 1-4

Сравнение планируемого объема преподавания учебных дисциплин с фактически пройденным материалом Полное изучение материала 5-10

Неполное изучение материала 1-4

Сравнение фактически достигнутого уровня квалификации прошедших курс обучения с соответствующими нормативными требованиями Положительные результаты аттестации 5-10

Отрицательные результаты аттестации 1-4

Применение метода интерполяции в интервале 1-10 баллов позволит определить балльное значение у-го показателя для /-го образовательного учреждения по формуле [3]:

Бу = 1 + ((Щ - ЫхудУ) / (Щуч у - Ыхуду)) • (10-1) , (1)

где Бу - балльная оценка анализируемого у-го показателя для /-го образовательного учреждения; Щ - значение анализируемого у-го показателя для /-го образовательного учреждения; Ыхуд] - худшее значение анализируемого у-го показателя для /-го образовательного учреждения; Щлучу - лучшее значение анализируемого у-го показателя для /-го образовательного учреждения.

Данная формула может использоваться не только для случая, когда худшее значение показателя меньше лучшего значения, но и для случая, когда худшее значение показателя больше лучшего значения.

Для каждого образовательного учреждения проводится балльная оценка для всех у-х показателей. Каждому показателю присваивается коэффициент весомости Д|, отражающий относительную значимость показателей. Коэффициенты Р/ формируются экспертно с учетом достижения целей государственного контракта, наиболее полно удовлетворяющих требованиям заказчика. При установлении коэффициентов весомости необходимо соблюдение условия, чтобы сумма коэффициентов весомости всех показателей была равна 1.

С учетом этого, суммарная оценка показателей эффективности конкурсного размещения государственного заказа на образовательные услуги дополнительного профессионального образования преподавателей определяется по формуле:

4 = 1 в у • А- * 10, (2)

у=1

где ргу - коэффициент весомости /-го показателя; Бу - балльная оценка у-го показателя для /-го образовательного учреждения; п - число рассматриваемых показателей.

Лучшим признается образовательное учреждение, получившее высшую суммарную балльную оценку по всем показателям.

Использование описанной в статье методики оценки эффективности конкурсного размещения государственного заказа на образовательные услуги дополнительного профессионального образования преподавателей на основе предложенной системы показателей позволит государственному заказчику составить характеристику работы образовательного учреждения с точки зрения взятых на себя обязательств и определить возможность размещения государственного заказа на образовательные услуги ДПО преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосичева И. А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения / И.А. Мосичева, В.П. Шестак, В.Н. Гуров. Ставрополь: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. 323 с.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие / под ред. А.П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. 624 с.

3. Закупка продукции для федеральных государственных нужд: сборник

нормативных материалов. 2-е изд. / сост. О.М. Воробьева, А. А. Храмкин. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 588 с.

Николаева Ирина Борисовна -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, коммерция и право» Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 29.02.08, принята к опубликованию 25.04.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.